Научная статья на тему 'Об опасности монознания'

Об опасности монознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Высоцкая Ирина Всеволодовна

В статье отмечен универсальный характер философского закона единства и борьбы противоположностей Показано преимущество многоаспектного изучения явлений окружающей действительности перед односторонним Приведены примеры исследования «пограничных» явлений, совмещающих оппозиционные характеристики в психологии, педагогике, лингвометодике, этике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DANGER OF UNILATERAL KNOWLEDGE

The article expresses the universal character of the philosophical law of the unity and controversy of contradictions. The dominance of multi-layered study (over unilateral one) of the entity's phenomena is shown. The specimen of oppositions used in psychology, pedagogy, ethics, and linguistics are validated

Текст научной работы на тему «Об опасности монознания»

п

[<

б

ОБ ОПАСНОСТИ МОНОЗНАНИЯ п

И.В. ВЫСОЦКАЯ Т<

Центр русского языка п

Российский университет дружбы народов н

Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия сг

Л1

л<

В статье отмечен универсальный характер философского закона единства и борьбы те

противоположностей Показано преимущество многоаспектного изучения явлений окружающей действительности перед односторонним Приведены примеры исследования «ПО- Д]

граничных» явлений, совмещающих оппозиционные характеристики в психологии, педа- до

гогике, лингвометодике, этике. 3}

в

Храни вас Бог от односторонности С нею всюду человек произведет зло..

Н В. Гоголь чг

С.

Сладкая боль, горькая радость, смех сквозь слезы... Соединение таких, казалось бы, несовместимых состояний, тем не менее, знакомо каждому. В логике щ

подобное явление известно как notiones inter se convenientes («скрещивающиеся ал

понятия»), в философии — как закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон универсален. П

С одной стороны, мир построен на контрастах. И мы обладаем определенной ле

дискретностью сознания Н.Д. Арутюнова отметила бинарность в восприятии мира:

«Человек может не бьггь склонен к объективному анализу явлений и событий, но пс

он обычно придерживается вполне определенной системы ценностей, убежден в ее к

непреложности и твердо делит все то, что так или иначе его затрагивает, как, впрочем, и то, что его не касается, на хорошее и плохое: добро и зло, счастье и ДО

несчастье, благо и беду, полезное и вредное, добродетель и порок, успех и провал, «Г

везенье и невезенье, выигрыш и проигрыш, приятное и противное, соответствующее ли

его интересам или мешающее ему достигнуть цели» [3, с. 5]. ш

С другой стороны — однозначный выбор не всегда возможен, и вместо категоричного «или» — «или» мы стремимся к заветной «золотой середине». Проти- ня

вопоставлять легко (достаточно вспомнить о юношеском максимализме). Гораздо ре

сложнее установить связи между сосуществующими явлениями, выявить механизмы их взаимодействия. Да

Односторонний подход часто опасен и, безусловно, менее продуктивен, чем пс

учет сочетаемости свойств противопоставленных явлений. Приведем примеры, на

подтверждающие это положение, из различных областей научного знания. «По- пр

граничные» явления, совмещающие оппозиционные характеристики, являются ак

интереснейшим объектом для исследования.

Психологами отмечено, что каждый человек обладает всеми видами темпера- Д.

мента, с преобладанием каких-то черт. Иногда темперамент трудно определить, хи

потому что преобладание того или другого даже в течение одного дня меняется [6, с 237].

В современной психологии достаточно широко распространено понятие амбивалентности чувств, обозначающее сосуществование противоположных эмоций человека по отношению к одному и тому же объекту [1, с. 251].

Существует и понятие амбивалентности личности. Это — взаимная компенсация и взаимное дополнение разнонаправленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особенностей, характеристик и т. д.), а также их проявление в деятельности и общении [1, с. 251].

Системный, субъектный, личностный, гуманистический и акмеологический подходы к пониманию проблем человека актуализируют вопрос о функциональном значении противоречий (как внешних, так и внутренних) в его развитии и саморазвитии. Примерами амбивалентных феноменов человека как индивида, личности и субъекта деятельности могут быть функциональная асимметрия головного мозга, экстернальность/интернальность, экстраверсия/интроверсия, экс-териоризация/интериоризация [2, с. 75].

В педагогике выделяют различные факторы, под влиянием которых происходит становление личности человека. Наследственность, среда, воспитание накладывают отпечаток на характер и поведение человека. Эти факторы взаимодействуют и в различных пропорциях проявляются у разных людей.

Рассуждая о природном и приобретенном в индивидуальном стиле человека, В.Э. Чудновский подчеркивает, что «биологическое» и «социальное» не существуют в чистом виде: «...индивидуальность не просто «складывается» из этих двух частей — она есть диалектическое взаимодействие, единство того и другого» [10, с. 157].

Индивидуальный стиль «...как бы оформляется, оттачивается, «отстаивается», приобретает устойчивость в постоянном взаимодействии биологического и социального» [10, с. 158].

Подчеркивая взаимосвязь слова и дела, обычно говорят: «Сказано — сделано». Промежуточное звено — убеждения. Они располагаются на «пересечении» мыслей и дел, идей и поступков.

«Убеждения — это не просто мысль, идея, но это еще и не реальное дело, не поступок. Это промежуточное состояние между тем и другим. Это — готовность к поступку (что особенно характерно для нравственных убеждений)» [10, с. 120].

Исследование переходных образований чрезвычайно важно дня лингвомето-дики. В.В. Бабайцева неоднократно подчеркивала невозможность «втиснуть» в «Прокрустово ложе типичных случаев» синкретичные явления, однозначная квалификация которых «...противоречит идее развивающего обучения, в корне глушит познавательную деятельность учащихся» [4, с. 34].

Игнорировать синкретичные явления — значит не только сокращать и обеднять объект исследования, но и «...искажать действительную картину языка и речи» [5, с. 596].

Проблемы анализа языковых явлений могут быть сняты при изменении взгляда на язык. Язык — это не свод застывших правил, а живая, развивающаяся, подвижная система, отражающая особенности нашего мышления. Более свободная и гибкая трактовка языковых явлений позволяет преодолевать догматизм в преподавании русского языка, снимает у учащихся страх неправильного ответа, активизирует их познавательную деятельность.

«Пограничные» явления можно обнаружить и в сфере этики. Так, по мнению Д.С. Лихачева, «мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость» [7, с. 21].

К разряду «вечных» вопросов относятся представления о добре и зле, их противостоянии и взаимодействии

Излагая правила деления, автор учебника логики отмечает: «Неполным было бы деление людей на порочных и добродетельных, деление научных теорий на истинные и ложные, потому что в этих делениях упускаются промежуточные ступени Кроме людей порочных и добродетельных есть люди, о которых нельзя сказать, что они порочны, но нельзя также сказать, что они добродетельны; кроме истинных и ложных теорий существуют еще теории частью истинные и частью ложные» [8, с. 32].

Приведенный фрагмент из учебника логики удивительно совпадает с примерами из художественной литературы. В романе Л.Н. Толстого «Воскресение» читаем: «Одно из обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства, что бывает человек добрый или злой, умный или глупый, энергичный или апатичный. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот, но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый».

Соединение этих противоположных «полюсов» — и в стихотворении И. Северянина «Промельк»:

«И в зле добро, и в добром злоба,

Но нет ни добрых, нет ни злых...»

Добро и зло нельзя распределять по разным сторонам распределяющей их линии. Их «сосуществование» отражает русская пословица: «Нет худа без добра»

Примеры различного рода совмещений, интеграции, взаимодействия противоположностей довольно многочисленны.

Приведем рассуждения академика Д.С. Лихачева о синкретичном характере филологии:

«Существует представление о том, что науки, развиваясь, дифференцируются Кажется поэтому, что разделение филологии на ряд наук, из которых главнейшие лингвистика и литературоведение, — дело неизбежное и, в сущности, хорошее. Это глубокое заблуждение.

Количество наук действительно возрастает, но появление новых идет не только за счет их дифференциации и «специализации», но и за счет возникновения связующих дисциплин. Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. И замечательно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения -наиболее сложной области литературоведения» [7, с. 227].

Необходимо отметить, что множество современных научных дисциплин возникают на «стыке» разных отраслей знания. Достаточно вспомнить такие названия, как «психолингвистика», «социальная психология», «социальная педагогика», «математическая лингвистика» и др.

Еще более удивительно взаимодействие науки и искусства, рационального и эмоционального.

зле, их

ш было орий на уточные >с нельзя ,г, кроме ' частью

применение» человек тый или сказать чен, чем гка, что

1. Севе-

>щей их добра», проти-

фактере

фуются.

;нейшие

орошее.

5 ТОЛЬКО

яовения уточных >матика, 5 наших иными»

ая. Она 1ведени-1единяет зрения —

[ИН ВОЗ"

е назва-здагоги-

ьного и

Так называемое «золотое сечение» остается, по словам Н.В. Черемисиной-Ениколоповой «самой таинственной разновидностью симметрии — гармонии» [9, с. 298].

«Винтовая симметрия, известная еще в древности, в эпоху Возрождения получила название «золотого сечения» и была признана идеальной пропорцией, гармоническим делением (об этом свидетельствует не только термин аигеа яваю, введенный великим Леонардо, но и восторженный эпитет, предложенный итальянским математиком Лукою Пачоли, — «божественная пропорция»), может быть, потому, что, подобно другим видам геометрических пропорций, например, переносной симметрии, имело не только вполне определенное, но и, в то же время, весьма загадочное математическое выражение (опиралось на так называемые «числа Фибоначчи» — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8 и т. д., в которой каждый предыдущий член равен сумме двух предыдущих)» [9, с. 297].

Число спиралей ананаса, сосновой шишки, подсолнечника, раковин моллюсков, рогов диких коз соответствует ряду чисел Фибоначчи.

Золотое сечение определяется как гармоническое деление, соотношение отрезков, частей и целого: деление отрезка АВ таким образом, что большая его часть (АС) относится к меньшей (ВС) так, как весь отрезок АВ относится к АС (то есть АВ:АС=АС:ВС).

Эта пропорция нашла свое отражение в строении животных и птиц, человека, космоса. Невольно возникает мысль, что живая природа в своем развитии стремилась к «наиболее гармоничной организации, причем критерием гармонии является «золотое сечение»» [6, с. 340].

Видимо, из природы пропорция эта перешла и в искусства — не только пространственные (архитектуру, скульптуру, живопись), но и временные (музыку), причем нашла в искусствах весьма широкое и утонченное применение — чаще всего, видимо, интуитивное, подсознательное, под влиянием присущего всякому истинному художнику природному чувству гармонии [9, с. 298].

По принципу «золотого сечения» построены Фригийские гробницы, Пантеон в Афинах, написаны картины Рафаэля и Тициана, Леонардо да Винчи, возведены памятники русской архитектуры в Пскове, Нижнем Новгороде, Суздале. Этот принцип применяется в астрономии, технике и других областях.

М.А. Крафт приводит примеры синтеза математики и музыки, казалось бы, несовместимых «стихий». Она пишет: «Обратимся к математической гармонии в музыке. Строение периода 8 тактов с кульминацией (точка «золотого сечения») в каком такте? В равенстве частей (4+4) недостаточно динамики. Поиск ее привел к асимметрии (3+5 или 5+3). Такую асимметрию можно найти в симфониях Моцарта, в музыке Б. Бартока...» [6, с. 340].

Н.В. Черемисина-Ениколопова рассматривает содержательную роль «золотого сечения» в литературе (в произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, Ф. Тютчева, Ф. Достоевского, И. Бунина, С. Есенина) и делает вывод о том, что гармоническая организованность, в частности, на основе принципа «золотого сечения» является «...законом эстетической организованности лучших творений словесного искусства» [9, с. 302].

Таким образом, совмещение разных точек зрения позволяет увидеть в новом ракурсе знакомые реалии и тем самым приблизиться к постижению их сути. Многообразие окружающего мира требует многоаспектного изучения его явлений.

Монознание опасно: «искусственное установление однозначности не только тормозит развитие, но и уничтожает уже усвоенные ценности» [6, с. 341].

В 1981 г. нейрофизиолог Р. У. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функций двух полушарий. Он подчеркнул: «Оба полушария доминантны. ...Их совместная работа является основой высочайшей способности человека — мышления... <...> это единая система, поющая на два голоса». Доминантная направленность на развитие левого полушария, особенно в гуманитарных предметах, является искажением природы. В.И. Вернадский сравнил такой односторонний подход с экологической катастрофой, к которой прямо ведет деятельность человека на земле, человека с омертвелой функцией правого полушария, лишенного самых высоких человеческих качеств [6, с. 358].

Все вышесказанное убеждает в опасности односторонних подходов не только в науке, но и во всех сферах жизни (отметим, что и сама жизнь, по словам Григория Богослова, есть сопряжение души и тела).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. —• М., 2000.

2. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. — М.—Новосибирск, 2002.

3. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1982.

4 Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. — М., 1979.

5. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Крафт М.А. Промолчать не смогу... — Новосибирск, 2000.

7. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1989.

8 Челпанов Г. И. Учебник логики. — М., 1946.

9. Черемисина-Ениколопова Н.В. Тайны «золотого сечения» (литература и живопись) // Языковая деятельность: Переходность и синкретизм. — М.—Ставрополь, 2001.

10. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.

ON DANGER OF UNILATERAL KNOWLEDGE

tV. VJISOTSKAJA

Russian Language Center Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article expresses the universal character of the philosophical law of the unity and controversy of contradictions. The dominance of multi-layered study (over unilateral one) of the entity’s phenomena is shown. The specimen of oppositions used in psychology, pedagogy, ethics, and linguistics are validated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.