Научная статья на тему 'Золотое сечение. Числа Фибоначчи в техническом анализе'

Золотое сечение. Числа Фибоначчи в техническом анализе Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2535
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Золотое сечение. Числа Фибоначчи в техническом анализе»

УДК 81:72.013 К.Ю. Баклина

Омский государственный технический университет, г. Омск

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.

ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

Предмет общей теории терминологии составляет изучение формирования и употребления специальных слов, с помощью которых передаются накопленные человечеством знания, а так же отражаются взаимоотношения человека и общества. Термины отрасли, будь то наука или производство, формируют свои системы, которые определяются понятийными связями профессионального знания при стремлении выразить эти связи языковыми средствами. Тем самым, язык оказывается структурным элементом научного знания. Чем наука «научнее», тем больше вес языка в ее структуре. Язык входит в науку прежде всего терминами. Обратимся к терминам «Золотое сечение» и «Числа Фибоначчи».

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), термин относящийся к древней проблеме, решенной пифагорейцами, о делении отрезка на части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей, как сумма к большей. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Золотым сечением интересовались по разным причинам. Исходя из золотого сечения, Платон пришел к представлению об основах знания; Аристотель извлек из золотого сечения этические аналогии, а некоторые средневековые мыслители называли его божественной пропорцией. Ныне золотое сечение привлекает внимание главным образом в связи с определением гармонических пропорций в архитектуре и других видах искусств.

Термин «золотое сечение» был введен Леонардо да Винчи, который использовал золотое сечение как пропорции «идеального человеческого тела». Американский математик Марк Барр, предложил называть отношение двух отрезков, образующих золотое сечение,

числом . Буква (фи) - первая буква в имени великого Фидия, который, по преданию, часто использовал золотое сечение в своих скульптурах.

Чему же равно ? PHI - число, по всеобщему мнению, признано самым красивым во вселенной. Пирамида Хеопса, самая известная из египетских пирамид, знаменитый греческий храм Парфенон, большинство греческих скульптурных памятников, «Джоконда» Леонардо да Винчи, картины Рафаэля, Шишкина, этюды Шопена, музыка Бетховена, Чайковского, стихи Пушкина и Шота Руставели - вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией, основанной на Золотом Сечении. Число PHI, равное 1.618, получено из последовательности Фибоначчи. Сам ряд последовательности выглядит как вид: 1-1-2-3-5-8-13-21-34-55-89-144-.... Здесь каждый следующий элемент является сложенной суммой двух предыдущих чисел. Отношение любого числа из последовательности к предыдущему, стремится всегда к значению 1.618. Существует еще одна закономерность - любое число ряда соотносится к следующему примерно как 0.618. Это и есть всем известное «золотое сечение» или «божественная пропорция».

Многие математики, жившие в средние века и в эпоху Возрождения, были настолько

увлечены исследованием необычайных свойств числа , что это походило на легкое помешательство.

В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. Адольф Цейзинг доказывает, что из всех пропорций именно золотое сечение дает наибольший художественный эф-

фект и доставляет наибольшее удовольствие при восприятии.

Так же пример использования золотого сечения для получения гармоничного фотоснимка. Он основан на подмеченном психологами и искусствоведами правиле - расположении основных компонентов кадра в особых точках - зрительных центрах. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

7

8

Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

В настоящее время числа Фибоначчи усиленно изучаются бизнесменами и экономистами. Разбираясь с числами Фибоначчи и волнами Эллиота, вы можете разбогатеть, играя на бирже ценных бумаг.

Ральф Нельсон Эллиотт (американский финансист) еще в 30-е годы высказал свою мысль использования последовательности Фибоначчи при прогнозировании цены, то есть техническом анализе. С тех пор конкретная польза применения этой идеи практически во всех методах технического анализа не вызывает сомнения.

Этот шанс предсказать движения цен побуждает аналитиков трудиться денно и ношно. Эллиоттписал: "любой человеческой деятельности присущи три отличительных особенности: форма, время и отношение, - и все они подчиняются суммационной последовательности Фибоначчи".

Один из простейших способов применения чисел Фибоначчи на практике - определение отрезков времени, через которое произойдет то или иное событие, например, изменение тренда. Аналитик отсчитывает определенное количество фибоначчиевских дней или недель (13, 21, 34, 55 и т.д.) от предыдущего сходного события.

Числа Фибоначчи имеют широкое применение при определении длительности периода в Теории Циклов. За основу каждого доминантного цикла берется определенное количество дней, недель, месяцев, связанное с числами Фибоначчи.

К сожалению, волны Эллиота очень хорошо просматриваются на "старом" рынке и туманно видны для будущего. В связи с этим практическое использование волновой теории Эллиота зачастую проблематично и требует специальных знаний. Если вы не обладаете последними, то можете воспользоваться прогнозами аналитических фирм, которые опираются исключительно на теории Эллиота.

Необходимо отметить также тот факт, что свою теорию Эллиот вывел на основе анализа фондового рынка. Для валютного рынка волны Эллиота могут, очевидно, иметь как прямое их сопоставление, так и обратное. Это будет выражаться в том, что 8 волн (5 бычьих и 3 медвежьих), характерных для анализа фондового рынка, на валютном рынке могут иметь свою противоположность - 5 медвежьих и 3 бычьих волны. Связано это с тем, что любая из котировок валют имеет как прямое свое обозначение, так и обратное.

Библиографический список

1. Дональд Кнут, Рональд Грэхем, ОренПаташник- Конкретнаяматематика. Основание-информатики = Concrete Mathematics. A Foundationfor Computer Science. - М.:Мир; Бином. Лабораториязнаний, 2006.- 303с.

2. Knuth, D. E., Fibonacci multiplication, Appl. Math. Lett.1, Zeckendorf, E., 1988.- 57-60с.

3. Рудаков, А. Н. Числа Фибоначчи и простота числа 2127/ А. Н. Рудаков // Математическое просвещение, третья серия. - 2000. - Т. 4.

4 Фишер, Р.Новые методы торговли по Фибоначчи / Р. Фишер.- М.:"ИК "Аналитика", 2002.- 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.