Научная статья на тему 'ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ А. ДЖ. П. ТЭЙЛОРА, или К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКИХ «НАЦИОНАЛЬНЫХ» ПРАВИТЕЛЬСТВ 1930-х гг.'

ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ А. ДЖ. П. ТЭЙЛОРА, или К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКИХ «НАЦИОНАЛЬНЫХ» ПРАВИТЕЛЬСТВ 1930-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Дж. П. Тэйлор / Н. Чемберлен / фритред / свободная торговля / протекционизм / система гарантированных цен / A.J.P. Taylor / N. Chamberlain / free trade / protectionism / guaranteed price system

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоменко Светлана Владимировна

Рассматривается экономическая политика кабинетов 1931–1939 гг. – формально коалиционных, но с решающей ролью консерваторов (таких, как Н. Чемберлен). Не без личного участия этого министра финансов, а с мая 1937 г. – премьер-министра произошёл отказ властей от политики свободной торговли и золотого стандарта, а также переход к активному государственному вмешательству в дела бизнеса. То, что мэтр британской историографии А. Дж. П. Тэйлор не заметил этих колоссальных сдвигов, автор склонен связывать с негативной оценкой деятельности Н. Чемберлена во внешнеполитической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ONE MISTAKE OF A.J.P. TAYLOR OR TOWARD A CHARACTERIZATION OF ECONOMIC POLICIES OF BRITISH “NATIONAL” GOVERNMENTS IN THE 1930s

Looking through A.J.P. Taylor’s famous 1961 work, The Origins of the Second World War, I first noticed a passage in it referring to the economic policies of the British “national” governments of 1931-39 – formally coalition, but with a decisive role of conservative politicians. During the Great Depression of the 1930s, Taylor believed, British statesmen feared violating liberal economic principles even more than they feared Hitler. Committed to the idea of stable prices and a stable pound sterling, they viewed the increase in public spending as a great evil, not realizing that this spending entailed “prosperity”.

Текст научной работы на тему «ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ А. ДЖ. П. ТЭЙЛОРА, или К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКИХ «НАЦИОНАЛЬНЫХ» ПРАВИТЕЛЬСТВ 1930-х гг.»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 14-20.

УДК 94(410)+339.97(410)

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).14-20

С. В. Фоменко

ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ А. ДЖ. П. ТЭЙЛОРА, или К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНСКИХ «НАЦИОНАЛЬНЫХ»

ПРАВИТЕЛЬСТВ 1930-х гг.

Рассматривается экономическая политика кабинетов 1931-1939 гг. - формально коалиционных, но с решающей ролью консерваторов (таких, как Н. Чемберлен). Не без личного участия этого министра финансов, а с мая 1937 г. - премьер-министра произошёл отказ властей от политики свободной торговли и золотого стандарта, а также переход к активному государственному вмешательству в дела бизнеса. То, что мэтр британской историографии А. Дж. П. Тэйлор не заметил этих колоссальных сдвигов, автор склонен связывать с негативной оценкой деятельности Н. Чемберлена во внешнеполитической области.

Ключевые слова: А. Дж. П. Тэйлор; Н. Чемберлен; фритред; свободная торговля; протекционизм; система гарантированных цен.

Просматривая в который уже раз знаменитую работу 1961 г. А. Дж. П. Тэйлора «Происхождение Второй мировой войны», впервые заметила в ней один пассаж, который и побудил меня обратиться к освещению экономической политики британских «национальных» правительств.

Полагая, что вторую в истории Запада Великую депрессию1, начавшуюся в 1929 г., породил «крах спекулятивного бума» в США, А. Дж. П. Тэйлор писал, что «для выхода из депрессии требовалось увеличивать правительственные расходы. Но в 1929 г. едва ли кто-нибудь знал об этом, а немногие из тех, кто знал, не имели влияния на политику». У тех же, кто задавал тон экономическому курсу властей, по мнению историка, «преобладала общая вера, что предметом заботы должна быть дефляция: твёрдые валюты, сбалансированные бюджеты, сокращение расходов правительства, уменьшение зарплат. Ибо считалось, что в итоге этого цены должны несколько понизиться, и народ начнёт вновь покупать» [1, р. 61].

Британское правительство, подчёркивал А. Дж. П. Тэйлор, не представляло исключения. Оно боялось нарушить либеральные «экономические принципы даже больше, чем

оно боялось Гитлера... Приверженное идее стабильных цен и стабильного фунта стерлингов, оно смотрело на увеличение общественных расходов как на великое зло, (допустимое) только в случае начала войны». Английским государственным деятелям «было невдомёк, что общественные расходы на что угодно - даже на вооружение - повлекут за собой возросшее процветание». И не случайно, мол, канцлер Казначейства Н. Чемберлен заложил в бюджет 1932 г. самый низкий уровень расходов на вооружение [1, р. 119, 134].

Сказанное А. Дж. П. Тэйлором следует отнести, однако, скорее к политике британских кабинетов 1920-х гг. В 1925 г. правительство консерваторов (тори) и его министр финансов У. Черчилль восстановили, например, в интересах Сити золотой стандарт «на довоенном уровне с долларом» [2, с. 433], и это ударило по промышленности страны, особенно по её экспортным отраслям. «Национальные» же правительства 1930-х гг. проводили уже иную экономическую политику, отчасти соответствовавшую кейнсиан-ским рецептам. Да и смысл самого кейнсиан-ства, вопреки трактовке А. Дж. П. Тэйлора, не сводился к простой трате общественных средств - особенно в стране, которая вышла

© Фоменко С. В., 2024

из Первой мировой войны в качестве крупнейшего должника США и промышленность которой, в отличие от индустрии других развитых государств, не пережила периода бурного подъёма 1920-х гг. В течение 13 лет, с 1921 по 1934 г., она и британская экономика в целом пребывали в состоянии кризиса и депрессии.

Находившееся у власти в 1929-1931 гг. второе лейбористское правительство столкнулось с острейшей проблемой обеспечения занятости населения и пополнения фонда социального страхования по безработице. Премьер Дж. Р. Макдональд склонялся к сокращению на 1/10 пособия по безработице, но 10 членов его кабинета из 21 высказались против «экономии государственных средств» за счёт тружеников. Не найдя, однако, других способов решения проблемы, лейбористы-министры предпочли подать в отставку. Но 5 министров, включая самого Дж. Р. Макдональда, уйти в отставку не пожелали.

Поскольку, в соответствии с неписан-ной британской конституцией, остающийся на своём посту премьер-министр имеет возможность пополнить кабинет кем угодно (с последующим одобрением кандидатур Парламентом), Дж. Р. Макдональд пригласил в состав правительства консерваторов и одну из двух либеральных партий - партию национал-либералов. Будучи исключён из Лейбористской партии, сам он стал выступать от имени новой Национал-лейбористской партии. Так в Британии в августе 1931 г. фактически впервые в истории в мирное время возникла правящая коалиция2 с решающей ролью тори3, которая сразу же провела те мероприятия, на которые не решились министры-лейбористы. Но этим дело не ограничилось.

Сразу же после формирования первого «национального» кабинета, 20 сентября 1931 г., Британия отказалась от золотого стандарта, что в долгосрочной перспективе облегчало английскому государству маневрирование в бюджетной сфере, позволяя в нужный момент увеличивать денежную массу. Одновременно были объявлены дефолт (отказ от погашения внешних долгов -прежде всего США) и девальвация фунта стерлингов, которая на какое-то время повы-

сила конкурентоспособность британских товаров за рубежом.

В ноябре 1931 г. страна, превращавшаяся в разгар Великой депрессии в своего рода демпинговую площадку для соседей (где французы, например, сбывали муку за треть её стоимости), сделала свой первый шаг в сторону протекционизма4. Согласно введённому сначала сроком всего на 6 месяцев Закону против недобросовестного импорта, министерство торговли получило право установить на большое количество товаров пошлины в размере до 100 % их стоимости. Затем появился закон о пошлинах на сельскохозяйственную продукцию. С 1 марта 1932 г. была введена общая 10-процентная пошлина на импорт, которая по отношению к продукции стран, применявших дискриминационные меры по отношению к британским товарам, могла подниматься до 100 % (данная мера была направлена в основном против США, которые после начала Великой депрессии ввели ультрапротекционистские пошлины). Принятый в 1933 г. закон разрешил устанавливать заградительную 50-процентную пошлину на те зарубежные товары, конкурентоспособность которых признавалась выше британских товаров5.

Отказ от проводимой с 1846 г. политики свободной торговли (фритредерства) был чреват резким ростом цен. Но его во многом смягчила введённая в Британском содружестве наций 1 апреля 1934 г. сроком на 10 лет система предпочтительных пошлин (преференций): 80 % товарооборота метрополии с бывшими доминионами осталось по-прежнему беспошлинным - с обложением остального объёма торговли лишь 10-процентной пошлиной.

Специально созданная Компания промышленного развития с государственным участием, получившая право на проведение совместных с Банком Англии операций, способствовала тому, что в 1930-е гг. государство всё активнее стало вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателей, порывая тем самым с манчестерским принципом свободной игры рыночных сил. Так, принятый в 1936 г. закон не только продлил субсидирование сахарной промышленности, но и позволил слить её фабрики Восточной Англии в единую корпорацию [3, р. 152].

В рамках работы по рационализации традиционных для Британии отраслей благодаря Закону об угольных шахтах 1930 г. и деятельности Угольной комиссии продолжалась работа по слиянию мелких шахт. Были даже планы их принудительного объединения, но от этого, правда, отказались, потому что, когда в 1938 г. Парламент начал работу над законом о национализации пока что ещё не самой угольной промышленности, а лишь недр, лорды внесли в него 117 поправок [4, с. 494-495]. В итоге собственники земли получили за национализацию высокую компенсацию, но владельцы шахт перестали платить им ренту, что призвано было благотворно сказаться на сбыте угля, а также на его ценах для британского потребителя.

В 1930-е гг. в стране вновь развернулось активное жилищное строительство, стимулируемое властями уже с 1918 г. для решения прежде всего проблемы занятости ветеранов Великой войны. Правда, в отличие от 1920-х гг., оно теперь осуществлялось в основном не муниципалитетами, а силами частника. Но если в 1919-1921 гг. было возведено 213 тыс. «домов» (т. е. помещений для проживания одной семьи), то в 1931-1935 гг. - 1 млн [3, р. 145], а за период с января 1935 по сентябрь 1939 г. - 1 807 682 [5, р. 224]. Строительство жилья не только создавало новые рабочие места, но и стимулировало развитие целого ряда других отраслей экономики: санфаянсной, мебельной. Кроме того, благодаря возведённым в межвоенный период 4 млн «домам» жилищные условия улучшили от 1/4 до 1/3 англичан [6, р. 244].

Государство и само занималось бизнесом. К 1930-м гг. оно уже являлось владельцем телеграфа, телефона, части судостроительных верфей, таких коммунальных служб, как водоснабжение и канализация. Осторожное огосударствление продолжилось, затрагивая в первую очередь, как и прежде, отрасли, от которых зависел весь бизнес или которые непосредственно влияли на уровень жизни основной части населения. Так, в 1933-1934 гг. власти выкупили 70 предприятий лондонского пассажирского транспорта, осуществив национализацию всех его видов - от трамвая до метро. Национализации подверглась и часть внешних перевозок. Соз-

данная правительством в 1935 г. компания British Airlines будет слита в 1940 г. с фирмой Imperial Airlines, что приведёт к возникновению полностью государственной корпорации.

Активную государственную поддержку в 1930-х гг. стала получать важнейшая с точки зрения национальной безопасности отрасль экономики - сельское хозяйство. С 1937 г. правительственные меры в этой области, определяемые их оппонентами как «политика Советов рынков, субсидий и всей гаммы сельскохозяйственного "рестрикцио-низма"» [7, p. 258], явно преследовали цель не только сделать сельское хозяйство «более конкурентоспособным, но и подготовить (его) к возможной войне» [8, с. 233].

Восторжествовав в 1846 г., фритред поставил сельское хозяйство буквально на грань гибели, особенно земледелие: производить его продукцию стало «просто невыгодно» - её выгоднее было ввозить из-за рубежа. В итоге в 1931 г. англичане выращивали чуть более 1/6 потребляемой пшеницы [9, с. 153, 160]. Более того, хотя природные условия страны были благоприятны для развития животноводства, они даже сливочным маслом обеспечивали себя лишь на 1/8, сыром - на 1/4, свининой - на 1/3 [7, p. 245].

Попытавшись первоначально поднять сельское хозяйство путём превращения фермеров-арендаторов в крестьян - собственников земли, власти от этой идеи после окончания Великой войны отказались и встали на путь субсидирования фермеров с помощью гарантированных цен на важнейшие виды их продукции6. Но в условиях экономической депрессии 1921-1934 гг. первые законы 1919-1920 гг. о гарантированных ценах постоянно «пробуксовывали». Они смогли заработать только по мере оживления промышленности - в одних случаях с 1931 г., в других - с 1934 г. К середине 1939 г. гарантированные цены в том или ином виде были установлены на производство уже практически всех важнейших продуктов питания: молока и мяса, хмеля и картофеля, сахарной свёклы и овса, пшеницы и даже малины в Шотландии (в 1947 г. они будут действовать в отношении 12 продуктов). Ежегодно власти предлагали фермерам важнейших «ячеек» Фермерского союза свои цены на их

продукцию, и в случае поддержки этих цен в ходе голосования большинством членов «ячейки» принималось соответствующее постановление. Государственные субсидии доходили до 8 % стоимости товарной продукции субсидируемых отраслей [8, с. 232].

В ряде важнейших отраслей сельского хозяйства были созданы также Советы рынков. Принятый лейбористами в 1931 г. Закон Аддисона о сельскохозяйственном рынке позволил создавать такого рода советы в целях селекционной работы и продажи продукции и даже - в случае согласия большинства производителей - для фиксирования цен [3, р. 134]. В итоге возникли Советы рынка молока, хмеля, картофеля, свинины и бекона, а в Шотландии - ещё и Совет рынка малины. Национальное правительство в 1933 г. продублировало закон 1931 г., разрешив Советам рынка покупать, продавать, рекламировать, транспортировать, сортировать и производить соответствующую продукцию [3, р. 152] (и это регулирование сбыта сохранится вплоть до ноября 1994 г., когда будут закрыты 4 последние программы, касавшиеся продаж и покупок на рынке молока [10, р. 289]).

Эти же 2 закона 1931 и 1933 г. о сбыте сельскохозяйственной продукции наделили министерство земледелия полномочиями в области кооперирования фермеров в целях уменьшения их зависимости от скупщиков. В случае согласия большинства членов какой-либо «ячейки» Фермерского союза на снабженческо-сбытовое кооперирование оно в данной отрасли становилось обязательным. Поощряя данный процесс, государство предоставляло кооперативам займы, равные сумме взносов членов кооператива [9, с. 157].

До сих пор не прекращаются споры по поводу эффективности/неэффективности государственного регулирования хозяйственной жизни вообще и Британии в частности. Но то, что в 1930-е гг. это регулирование сыграло в Англии положительную роль, сомнений не вызывает. Начавшееся в 1934 г. «экономическое выздоровление» [5, р. 222], или «экономический подъём» [2, с. 432], продолжилось вплоть до начала новой мировой войны. За 1933-1937 гг. добыча угля увеличилась с 207 до 241 млн т, объём вы-

плавленной стали - с 11 млн т до 14 млн. Выпуск автомобилей с 1931 г. удвоился, число безработных сократилось наполовину. Уже в 1935 г. удалось восстановить объём сокращённых ранее расходов на социальные нужды [3, р. 153, 145, 146] и т. д. Мирового экономического кризиса 19371938 гг. британская промышленность практически не ощутила.

По объёму промышленного производства (по крайней мере, в области тяжёлой промышленности) Британия оказалась оттеснённой Германией в 1929 г. на 3-е место в мире. Но в 1937 г., по мнению части экономистов, страна смогла вернуть утраченные позиции: её удельный вес в мировом промышленном производстве составил 12,5 %, а рейха в «до-аншлюсных» границах (т. е. без Австрии и Судетской области) - 12 %. Из-за роста к 1937 г. сельскохозяйственного производства примерно на 1/6 [9, с. 572; 3, р. 152] повысилась и самообеспеченность Англии продовольствием. Страна отвоевала ряд зарубежных рынков. Несмотря на девальвацию и дефолт 1931 г. накануне новой мировой войны британский фунт стерлингов обслуживал 40-50 % мирового товарооборота [11, с. 91].

Часть экономических мер, предпринятых «национальными» правительствами, стала разрабатываться в недрах государственной службы уже в годы правления лейбористов, причём не исключено, что не без участия самого основоположника кейнсианства: в ноябре 1929 г. профессор Дж. М. Кейнс был включён в состав правительственного комитета по финансам и промышленности, а затем занял пост председателя Экономического совета по проблемам безработицы. С ещё большей уверенностью можно говорить о том, что отход властей от неукоснительно проводимой ранее либеральной экономической политики произошёл - в условиях отсутствия в стране специального министерства экономики - при активнейшем участии Казначейства (министерства финансов) и его главы 1931-1937 гг. Н. Чемберлена.

Последний, например, как минимум с 1923 г. выступал за отказ от политики свободной торговли, стремясь завершить главное дело своего отца, который на протяжении более 10 лет тщетно боролся за переход к протекционизму. Что касается остальных

экономических мер 1930-х гг., то в качестве министра финансов Н. Чемберлен имел возможность оказывать на них самое непосредственное влияние [12, с. 69], ведь важнейшей функцией английского Казначейства является - наряду со сбором доходов - контроль за расходами других центральных ведомств страны7.

Но здесь мы сталкиваемся, похоже, с той же самой проблемой, что возникает с оценкой роли И. В. Сталина в нашей собственной истории: негативное восприятие определённых аспектов деятельности политика автоматически распространяется на всю его деятельность. И мэтр британской историографии А. Дж. П. Тэйлор, похоже, тоже подпал под действие этой закономерности, хотя в 1930-х гг. не только тоталитарные государства и США, но и родина экономического либерализма - Британия -ярко продемонстрировала разрыв с его основными ценностями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Первой была Великая депрессия 18731895 гг.

2 Коалиционное правительство Л. Джорджа 1918-1922 гг. родилось всё же из условий военной поры.

3 Британские историки ведут речь о трёх довоенных «национальных» правительствах: 19311935, 1935-1937 и 1937-1939 гг. Консерваторы и национал-лейбористы получили в августе 1931 г. по 4 министерских поста «первого класса», а национал-либералы - 2. После победы тори на сентябрьских выборах 1931 г. их удельный вес в правительстве резко возрос.

4 В годы Первой мировой войны Англия уже вводила ввозные пошлины на ряд промышленных товаров в размере 33 % их стоимости.

5 В ответ 28 сентября 1932 г. Г. Сэмюэл и ещё несколько либералов - сторонников свободной торговли вышли из правительства. Но Дж. Саймон, возглавивший в 1931 г. Национал-либеральную партию, отколовшуюся от партии Л. Джорджа, будет входить в кабинет вплоть по 1945 г.

6 Этот способ был опробован уже в разгар Великой войны: в 1917 г. фермерам гарантировали минимальные цены на хлеб на ближайшие 4-6 лет.

7 Исследователи констатируют, например, что «строгие меры, предпринятые Казначейством, подорвали некоторые надежды, вызванные Актом о жилье от 1919 г.» (см.: БлэкДж. История Британских островов. - СПб. : Евразия, 2008. -С. 432-433).

ЛИТЕРАТУРА

1. Taylor A. J. P. The Origins of the Second World War. - N. Y. : Simon & Schuster Inc., 1961. - 296 p.

2. Блэк Дж. История Британских островов. - СПб. : Евразия, 2008. - 540 с.

3. King P. Twentieth-Century British History Made Simple. - London : W. H. Allen Ltd, 1980. - 399 p.

4. Кертман Л. Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. - М. : Мысль, 1990. - 541 с.

5. The Long March of Everyman 1750-1960 / ed. by Theo Barker. - Harmondsworth : Penguin Books, 1978. -301 p.

6. Lowndes G. A. N. The Silent Social Revolution. An account of the expantion of public education in England and Wales, 1895-1935. - London : Oxford University Press, 1937. - 274 p.

7. A Study of What Industry in a Soviet Britain could achieve by a Group of Economists, Scientists and Technicians. - London : Lawrence and Wishart, 1936. - 263 p.

8. Трухановский В. Г. Новейшая история Англии. - М. : Изд-во соц.-эконом. лит., 1958. - 591 с.

9. Стамп Д., Бивер С. Британские острова - географический и экономический обзор. - М. : Гос. изд-во иностр. лит., 1948. - 702 с.

10. Britain 1997 : an Official handbook / prepared by the Central Office of Information. - London : The Stationery Office, 1997. - 560 p.

11. Бункина М. К. Центры мирового империализма: итоги развития и расстановка сил. - М. : Мысль, 1970. - 302 с.

12. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. - М. : Прогресс, 1984. - 367 с.

Сведения об авторе

Фоменко Светлана Владимировна - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции; 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail; fomenk@gmail.com РИНЦ AuthorlD: 784436 ORCID: 0000-0002-6561-1916

Информация о статье

Дата поступления 17 июля 2023 г.

Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.

Для цитирования

Фоменко С. В. Об одной ошибке А. Дж. П. Тэйлора, или К характеристике экономической политики британских «национальных» правительств 1930-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 14-20. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(2).14-20.

S.V. Fomenko

ON ONE MISTAKE OF A.J.P. TAYLOR OR TOWARD A CHARACTERIZATION OF ECONOMIC POLICIES OF BRITISH "NATIONAL" GOVERNMENTS IN THE 1930s

Looking through A.J.P. Taylor's famous 1961 work, The Origins of the Second World War, I first noticed a passage in it referring to the economic policies of the British "national" governments of 1931-39 - formally coalition, but with a decisive role of conservative politicians. During the Great Depression of the 1930s, Taylor believed, British statesmen feared violating liberal economic principles even more than they feared Hitler. Committed to the idea of stable prices and a stable pound sterling, they viewed the increase in public spending as a great evil, not realizing that this spending entailed "prosperity".

Keywords: A.J.P. Taylor; N. Chamberlain; free trade; protectionism; guaranteed price system.

REFERENCES

1. Taylor A.J.P. The Origins of the Second World War, New York, Simon & Schuster Inc. Publ., 1961, 296 p.

2. Blek Dzh. Istoriya Britanskikh ostrovov [History of the British Isles], Saint Petersburg, Evraziya Publ., 2008,

540 p. (in Russian).

3. King P. Twentieth-Century British History Made Simple, London , W.H. Allen Ltd, 1980, 399 p.

4. Kertman L.E. Dzhozef Chemberlen i synov'ya [Joseph Chamberlain and sons], Moscow, Mysl' Publ., 1990,

541 p. (in Russian).

5. Barker Theo (ed.). The Long March of Everyman 1750-1960, Harmondsworth, Penguin Books Publ., 1978, 301 p.

6. Lowndes G.A.N. The Silent Social Revolution. An account of the expantion of public education in England and Wales, 1895-1935, London, Oxford University Press, 1937, 274 p.

7. A Study of What Industry in a Soviet Britain could achieve by a Group of Economists, Scientists and Technicians, London, Lawrence and Wishart Publ., 1936, 263 p.

8. Trukhanovskiy V.G. Noveyshaya istoriya Anglii [Recent history of England], Moscow, Izdatel'stvo sotsial'no-ekonomicheskoi literatury Publ., 1958, 591 p. (in Russian).

9. Stamp D., Biver S. Britanskie ostrova - geograficheskii i ekonomicheskii obzor [British Isles - Geographical and Economic Overview], Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannoi literatury Publ., 1948, 702 p. (in Russian).

10. Britain 1997, an Official handbook, prepared by the Central Office of Information, London, The Stationery Office Publ., 1997, 560 p.

11. Bunkina M.K. Tsentry mirovogo imperializma: itogi razvitiya i rasstanovka sil [Centers of world imperialism: results of development and balance ofpower], Moscow, Mysl' Publ., 1970, 302 p. (in Russian).

12. Garner D. Velikobritaniya: tsentral'noe i mestnoe upravlenie [UK: central and local government], Moscow, Progress Publ., 1984, 367 p. (in Russian).

ISSN 23.12-1300

19

About the author

Svetlana V. Fomenko - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of World History

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: fomenk@gmail.com RSCI AuthorlD: 784436 ORCID: 0000-0002-6561-1916

Article info

Received July 17, 2023

Accepted April 16, 2024

For citations

Fomenko S.V. On one Mistake of A.J.P. Taylor or Toward a Characterization of Economic Policies of British "National" Governments in the 1930s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 14-20. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11(2).14-20 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.