Научная статья на тему 'Об одной модели рынка зерна'

Об одной модели рынка зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GRAIN MARKET / MARKET EQUILIBRIUM / MODELLING / NONCOOPERATIVE GAME WITH ZERO SUM / РЫНОК ЗЕРНА / РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / БЕСКОАЛИЦИОННАЯ ИГРА С ПОСТОЯННОЙ СУММОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понъкина Е. В., Маничева А. С.

В статье рассматривается схема функционирования рынка зерна. Описаны условия эффективного функционирования основных участников рынка. Представлена модель взаимоотношений участников рынка в виде бескоалиционной игры с постоянной суммой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About one Model of the Grain Market

The article gives scheme of the grain market's functioning. The conditions of effective working of the grain market's main participants also take up. The model of the relationship of the grain market's participants presented as a noncooperative game with zero sum.

Текст научной работы на тему «Об одной модели рынка зерна»

УДК 519.83

Е.В. Понькина, А.С. Маничева Об одной модели рынка зерна

Современная модель зернового рынка представляет собой сложную систему взаимосвязей между производителями и потребителями продовольственной продукции. Формы взаимоотношений участников зернового рынка (производителей, переработчиков и посредников) существенно определяют эффективность их функционирования в рыночных условиях. Специфичность рынка зерна заключается в ограниченности предложения, его пространственной распределенности, т.е. существенной с точки зрения экономической эффективности удаленности производителей относительно рынков сбыта, многообразии рынков сбыта и форм взаимодействия участников зернового рынка, значительном влиянии климатических факторов на объем предложения сельхозпродукции, конъюнктуры национального и мирового рынков зерна и материально-технических ресурсов. Рыночные взаимоотношения, как правило, формируются в условиях неопределенности и риска. В связи с этим модель рынка зерна может быть описана теоретико-игровой моделью, характерными свойствами которой выступают пространственная распределенность предложения и спроса; наличие цепочки производство-переработка (первичная и вторичная переработка); сезонность производства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, предложения и спроса.

Характеристиками любого рынка является спрос и предложение продукции, а также инфраструктура и особенности функционирования его основных участников. Всех участников зернового рынка условно можно разделить на три группы: 1) участники, влияющие на предложение зерна (производители сельхозпродукции); 2) участники, влияющие на спрос (мукомольные, комбикормовые, спиртовые, пивоваренные и крупозаводы, хлебопекарные предприятия, макаронные и кондитерские фабрики, животноводческие фермы, птицефабрики, рыбные хозяйства); 3) участники, влияющие и на предложение, и на спрос (заготовительные элеваторы, участники бартерных сделок) (рис. 1).

Рассмотрим теоретико-игровую статичную, стационарную модель зернового рынка. Обозначим через , индекс производителя сельскохозяйственной продукции (г = 1, ..., I); у - индекс переработчика, выступающего в качестве основного потребителя на зерновом рынке (у = 1, ., I).

Эффективность функционирования производителя , зависит от следующих факторов [1, с. 104]:

1) р, - затраты на производство единицы сельскохозяйственной продукции, соответственно затраты на производство продукции в объеме V, составят р, V,;

Рис. 1. Схема функционирования зернового рынка

2) ¿у - затраты производителя , на реализацию единицы продукции переработчику у в объеме Ху;

I

совокупные затраты: = 2 ¿уХу .

У=1

Прибыль производителя г от производства и реализации продукции (Ыг) составляет:

I

(х) = 2 (Су - Рг - ¿у) ху ^ т ах _ ,

у=1 Х,^2 ху < X,

у=1

У1 = 1,...,I. (1)

В соответствии с естественными принципами сельскохозяйственного производства объем реали-

I

зации и производства продукции V, (V, = 2 х,у ) не

У-1

превышает X, - производственного потенциала, зависящего от климатических и почвенных условий, используемых агротехнологий и прочих факторов, и превосходит X, - минимально необходимого объема производства продукции, обеспечивающее-го нормальное функционирование предприятия. С учетом данного факта введем условие:

X < V,. = Z Xj ^ X,, V,= 1,...,I. 1=1

(2)

Прибыль переработчика j формируется в результате производства и реализации готовой продукции, при этом вектор Xj = (x1j, x2j-,..., Xj,) выступает в качестве сырьевых ресурсов для производства. Таким образом, прибыль переработчика выражается как:

Lj(Cj) = (dj -Cj)І Xj ^ max , Vj = 1,..., J , (3)

2=1 CjG[Cj ,Cj ]

где dj - доход, получаемый от производства и реализации единицы переработанного сельскохозяйст-

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

венного сырья; Су - цена приобретения единицы

I

сельскохозяйственного сырья; у у = 2 xij - объем

,=1

приобретаемого сырья.

Переработчик путем согласования цен (рыночного торга) обеспечивает удовлетворение потребностей производства в сырье (спрос) в объеме не менее Yj (те. при этой величине поддерживается непрерывное функционирование предприятия) и не более У у - величины мощности производства:

¥} < уу < У у, Уу = 1,..., I. (4)

Исходя из основных экономических принципов принятия решений цена закупки сырья Су формируется в рамках некоторого ценового интервала

[Су,Су ].

Структурная схема взаимодействия участников ЗР приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия участников рынка

Средняя рыночная цена реализации сельскохозяйственной продукции формируется в результате соотношения распределения предложения Vу по рынкам сбыта и локальных равновесных цен су:

с =

2\ сх }=\

1

2 V,.

i=\

Принимая во внимание структуру зернового рынка и условия конкуренции, учтем, что

і 2

Xij ~ Yj 2

k=\, кФІ

Vi = \,...,І, V/ = \,..., J . (5)

Равновесие по Вальрасу [2, с. 54] на рынке сельскохозяйственной продукции для набора цен (с1 ,..., с1) записывается в виде равенства спроса совокупному

I II

предложению: 2 у у (Су) = 2 2 Ху (Су) с учетом вы-

У=1 у=1 г=1

полнения условий (2), (4), (5).

Запишем рассмотренную ситуацию на рынке сельскохозяйственной продукции в виде бескоалиционной игры с постоянной суммой.

Каждый участник рынка заинтересован в максимизации своего дохода, поэтому функциями выигрыша игроков выступают прибыли N и Ьу. Стратегии игроков:

1) стратегия переработчика с/. Су е [Су, Су ] и

Уу (Су) 6 [У у, У у ], у = 1, ..., I;

2) стратегия производителя Ху = (ху1 ,..., ху1):

V (Ху ) 6 X, ~Хг ], у = 1, ..., I.

Игра, при участии I производителей и I переработчиков, описывается агрегатом:

Г = ^+1, х1,...,Ху, с1,...,с: , N, Ь, У = 17, у = ] . (6)

Доминирующей стратегией для производителя у, У = 1, ..., I, в игре (6) является выбор такого рынка

сбыта у*, на котором величина прибыли на единицу продукции принимает наибольшее значение:

у* = ш^т_ах { Су - Ру - г уу : Су - гуу > С я - ^, я = 1,1, я * У’} .

] =1,1

Распределение продукции по рынкам сбыта происходит с учетом их приоритетности для производителей. При использовании упорядочивания рынков сбыта по степени приоритетности (т = 1, I)

доминирующей стратегией производителя является:

Учитывая влияние рыночной цены Су на объем предложения Ху, матрица распределения предложения продукции по рынкам сбыта у = 1, ..., I имеет следующий вид:

X = {Ху (с у)] _ _.

I У4 У'Ц =1, I; У=1,1

Строка Ху = (Ху1, Ху2 ,., Ху]) - распределение предложения г-го производителя по рынкам сбыта

I

( 2 Хуу = vi ), а столбец Ху = (Ху Х2у ,., Ху) - удовле-

У =1

творение спроса на рынке у. Предложение на рынке

I

у составит у у = 2 Ху . Совокупное предложение

у=1

I

оценивается как V = 2 V, , а совокупный удовле-

творенный спрос - У = 2 у у . Общая емкость внут-

У=1

реннего рынка сырья оценивается как У = 2 У у .

У=1

min{Ут -

і

2 : к=\, к ФІ

т = 1,

і

2

хкт’ vi

V, - 2

Xi т ^ m >\.

к=\, кФІ s=\, sФт

Доминирующей стратегией для производителя j, j = \ ..., J, в игре (6) является выбор такой цены

с1, при которой величина прибыли, получаемой от

производства и реализации единицы переработанного сырья, принимает наибольшее значение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с* = arg max j dj - сj j . Это происходит при с* = с}-.

CjG[Cj ;сі ]

В соответствии с определением [3, с. 66; 4, с. Ы], гарантированные результаты переработчиков и производителей оцениваются в зависимости от соотношения спроса и предложения следующим образом: гарантированный результат переработчика j оценивается как:

Х,т =

Gj = max

mm

c,e[c, ,C} ] X, -v, ,,=1,1

(d, - cj) Z x,j ] = (dt- - Cj) Yj , (7) i=l J

где

V - Z Y s

s=1, s Ф j

Y,

если V < Y, Y, > V - Z Ys

s=1, s * j

], иначе.

Из (7) видно, что следование стратегии гарантированного результата приведет к положительному экономическому эффекту при выполнении условий

V - 2 Ys > Y ]. В противном случае

«=1,«* ]

dj - Cj > О

Q, = max _ mn_ і Z (c, - p, - ^ ) Zj j =

х,, : Xj ^X, Xkj: Xk -vt "^Xk ,k& [j=1 J

Cj^[c7j,c, ] , (8)

J *

= Z (C, - Рг - Zj ) Xy

j=1 где

может сложиться критическая ситуация, когда степень удовлетворения спроса переработчика менее минимального уровня (Y]), необходимого для непрерывного, устойчивого функционирования предприятия. Это возможно при существенном дефиците предложения продукции, а также в случае, если предприятие занимает незначительную долю рынка сырья ввиду малых производственных мощностей. Повышение эффективности функционирования таких переработчиков возможно за счет диверсификации производственного процесса путем включения в свою деятельность производства первичной продукции (сырья), интеграции с другими переработчиками или производителями сельскохозяйственной продукции, расширения сырьевых рынков.

Гарантированный результат производителя / оценивается как:

х, = min iv, - Z xa, Y, - Z xkj

1 /=1, l Ф j k=1, кФі

а 2 X и 2 х1- - объемы уже распределен-

I =1, 1ф ] к=1, кф1

ной сельскохозяйственной продукции.

Из (8) следует, что в случае V < Y использо-

вание стратегии гарантирующего результата приведет к обеспечению производителем нормы прибыли и его эффективному функционированию, за счет усиления конкуренции между переработчиками сельхозпродукции.

В условиях конкуренции и превышения совокупного предложения над спросом (V > ^ производителю для усиления устойчивости функционирования необходимо находить новые рынки сбыта, оптимизировать структуру производства. В данном случае следование стратегии гарантированного результата не приведет к положительному экономическому эффекту, так как остаток неудовлетворенного

спроса на рынке j (Y, - Z x'k,) может оказаться

k=1, кФ,

меньше X,.

Библиографический список

1. Боговиз, А.В. Системный анализ проблем повышения рентабельности производства зерна в Алтайском крае / А.В. Боговиз, Е.В. Понькина. - Барнаул, 2006.

2. Вальрас, Л. Элементы чистой политической экономии / Л. Вальрас. - М., 2000.

3. Гермейер, Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами / Ю.Б. Гермейер. - М., 1976.

4. Петросян, Л.А. Теория игр / Л.А. Петросян, Н.А. Зенкевич, Е.А. Семина. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.