15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135 - 138.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O neobhodimosti obucheniya matematicheskim metodam issledovaniya muzyki v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 146 - 150.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
19. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 371
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
Dzudtsova E.M., student, Public Administration and Financial Control Department of Moscow Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
ONE ASPECT OF THE PERSONALITY EDUCATION IN THE PRIMARY SCHOOL SYSTEM. The article discusses the aspect of continuity of moral education of primary school age. This age is characterized by great severity of today realities. In this age of high emotional activity of the child is the formation of the essential features of moral character. The ratio behavioral acts and aware their of the moral side is characterized by certain features. Therefore, increasing levels of mental representations of younger students should help them to develop adequate moral self-esteem and ethnic identity.
Key words: age category, moral experience, problem of continuity, moral demands, ethnic culture and ethnic identity.
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Владикавказ, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
Е.М. Дзудцова, студент 3 курса, факультет «Государственное управление и финансовый контроль», Финансовый университет при правительстве РФ, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
ОБ ОДНОМ ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается аспект преемственности нравственного воспитания младшего школьного возраста, характеризующийся особой остротой сегодняшних реалий. В данном возрасте при высокой эмоциональной активности ребёнка осуществляется формирование существенных черт морального облика. Соотношение поведенческих актов и осознание их моральной стороны характеризуется определенными особенностями. Авторы делают вывод о том, что повышение уровня нравственных представлений учащихся младших классов должно способствовать развитию у них адекватной моральной самооценки и этнического самосознания.
Ключевые слова: возрастная категория, нравственный опыт, проблема преемственности, моральные требования, этническая культура, этническое самосознание.
Феномен нравственного воспитания, во все времена находившийся в центре внимания человечества, сегодня характеризуется особой остротой. В данной связи уместно вспомнить высказывание немецкого педагога И. Гербарта, отмечавшего, что единая задача воспитания может быть полностью выражена в единственном слове: нравственность [1, с. 53].
Решение проблемы нравственного воспитания младших школьников предполагает тщательный анализ психологических особенностей детей указанной возрастной категории. Особое значение в реализации данного процесса принадлежит изучению нравственного опыта индивида. Знания, приобретаемые лишь посредством традиционного образования, естественно, не в состоянии обеспечить духовное возрождение общества. Формирование задатков нравственного поведения происходит у ребёнка, как известно, в возрасте трех - четырех лет. Выполнение нравственных требований в этот период обусловлено ожиданием поощрения со стороны взрослых.
По своему содержанию нравственные правила поведения характеризуются у младших школьников определённой специфичностью. Это связано со свойственной им высокой внушаемостью, стремлением подражать авторитетным для них личностям - прежде всего учителю, олицетворяющему все новое и важное, вошедшее в их жизнь с вступлением в рассматриваемый возрастной диапазон.
Выстраивая моральные требования к окружающим, ребёнок оказывается бескомпромиссным, оценивая нравственную сторону их поступков согласно известным ему нормам и правилам. Что же касается его собственного поведения, оно, несмотря на наличие нравственных потребностей, далеко не всегда находится в соответствии с ними. Дело в том, что логические причинно-следственные связи между его знаниями о моральных нормах и способностью применять эти знания часто отсутствуют, что и создает противоречие между нравственными знаниями и
поведением индивида. Данное противоречие позволяет ученым рассматривать младший школьный возраст как наиболее сензи-тивный для усвоения нравственных норм и требований.
Нравственным мотивом поведения ребёнка является подражание идеалу. Именно идеал более всего воздействует на процесс формирования опыта младших школьников, обеспечивает их ориентацию в действиях и поступках. Он имеет чаще всего конкретный характер, ибо дети еще не обучены ни мотивированию своего выбора, ни анализу личностных черт избранных героев. Учитель, как правило, становится для детей непререкаемым авторитетом, образцом в действиях, суждениях, оценках. Незаметно для себя, но очень прочно ребёнок перенимает его взгляды, оценки и манеру поведения.
Осознание оптимальной сензитивности младшего школьного возраста к реализации нравственного воспитания, противоречие между наличием представлений о нравственных знаниях и недостаточной сформированности нравственного сознания требует анализа специфических особенностей развития тех личностных сфер, которые наиболее активно участвуют в осуществлении психолого-педагогического взаимодействия. Это, во-первых, сфера мнемической деятельности, составляющая основу процессов усвоения и накопления нравственного опыта, и, во-вторых, эмоционально-чувственная сфера, обеспечивающая формирование положительного отношения к получаемым знаниям. Соотношение поведенческих актов и осознание их моральной стороны характеризуется для младших школьников определенными особенностями. Сначала основа их поведения представлена стихийными эмоциональными обобщениями: ребёнок не может четко объяснить свой положительный поступок с моральных позиций. Впоследствии объем ситуаций и поступков, соответствующих нравственным нормам постепенно увеличивается, и он уже в состоянии конкретно сформулировать мотивацию своего поведения [1].
Результаты внешних воспитывающих воздействий на индивида, естественно, используются им в разных видах деятельности, в дальнейших поведенческих актах, постепенно усложняющихся по мере того, как накапливается и обогащается его индивидуальный опыт. Система образов, которые постоянно создаются в коре головного мозга и вступают между собой в различные связи, закрепляется, сохраняется и воспроизводится в соответствии с жизненными требованиями. Способность сохранения и воспроизведения полученных впечатлений по мере надобности обеспечивается памятью, посредством которой осуществляется усвоение человеком общественного опыта, передаваемого ему от других людей и отложившегося в культуре и искусстве, а также накопление индивидуального, собственного опыта. С помощью памяти как культурно-исторического феномена, обладающего ретроспективной направленностью, осуществляется связь между прошлым индивида, его настоящим и будущим. Именно память выступает в качестве важнейшей познавательной функции, лежащей в основе обучения и развития. Ей принадлежит центральное место в реализации психофизиологического процесса, обеспечивающего возможность запоминания, сохранения и воспроизведения усваиваемого материала. Процесс запоминания теснейшим образом связан у ребёнка с использованием родового опыта, накопленного и закрепленного в долговременном виде памяти, свидетельствующего о наличии родовой памяти и актуализации проблемы нравственного воспитания на базе народной педагогической культуры, истоки которой намечают путь для развития «генетической памяти» [1]. В содержании народной педагогической культуры налицо постоянная связь с прошлым опытом этноса, а память выступает в качестве средства познания и социализации личности. Являясь важным элементом культурного наследия, этническая память тесно связана с народными традициями, а с их помощью на основе устойчивого комплекса исторических представлений развивается, как известно, этническое самосознание, состоящее в понимании общности исторического прошлого. Генетическая память играет ведущую роль в деле развития и сохранения этнокультурной среды. Она выступает в качестве особого механизма, посредством которого в сознании социума сохраняются функционировавшие в прошлом модели поведения людей и на их основе, с учётом данного опыта формируются модели новые, современные. Осознание собственного опыта и его анализ осуществляются на фоне понимания индивидом собственного положения в социуме, его отношения к природе, его взаимодействия с окружающим миром. Генетическая память, по утверждению ученых имеет в виду определенный идеал, устойчивый эталон представления о том, как должно быть.
Эти представления характеризуются более высокой устойчивостью именно в этнической культуре. Нравственность в народной культуре не отделяет народное сознание от космического начала. Переживание нравственных чувств складывалось в истину, а истина, берущая начало из живой жизни, понимания мира, наполняла реальный материальный мир, который окружал людей [2]. Маленькие дети - философы, прекрасно ориентирующиеся в трудных категориях, космических понятиях, образах и смыслах, порой недоступных для понимания взрослого. Следовательно, генетическая память у ребёнка глубже, а нежесткая система психики ребёнка чувствительна к воздействию не только человеческого бытия, но и космического, его осмыслению. «Феномен детской памяти» [3] при понимании культуры как совокупности достижений человечества может выступать механизмом
Библиографический список
стимулирования потребности в получении знаний об общечеловеческих ценностях.
Эффективность запоминания у младших школьников обусловливается его мотивированностью, при этом достижение значимых для индивида результатов должно обеспечиваться самой его мнемической деятельностью. Ребёнок запоминает информацию, привлекающую его яркостью, неординарностью. С другой стороны, у него сильно развита память на чувства, чем и определяется интенсивное развитие эмоциональной памяти. При этом память эмоциональная является неотделимой от образной, наглядной памяти. Младшие школьники отличаются яркой эмоциональностью, палитра их чувств и эмоций достаточно широка. Общая тенденция в развитии чувств младшего школьника - их осознанность и сдержанность. В этом возрасте, наряду с практическими чувствами (эмоционально-положительным отношением к деятельности, преодолением трудностей), формируются высшие социальные чувства: интеллектуальные, нравственные, эстетические.
Способность ребёнка воспринимать различные грани жизни и подвергать мир эстетической оценке является важным условием формирования у него нравственно устойчивого отношения к действительности. Диапазон эстетических переживаний ребёнка тем шире, чем развитее его нравственные чувства. Эстетическими чувствами корректируются потребности индивида. А.Н. Леонтьев, поднимая вопрос о необходимости постоянной заботы о развитии высоких духовных чувств, об изменении потребностей человека, указывал на целесообразность смещения потребностей в русло созидания, не имеющего границ [4, с. 113]. Высшие чувства человека связаны с глубиной его духовного мира, который слагается из четырех основных компонентов, а точнее - из четырех культур: интеллектуальной, нравственной, эстетической и трудовой.
Результативность нравственного воспитания зависит от организации воспитательных воздействий целостной системы: правильного соотношения форм деятельности и просвещения на определенном возрастном этапе; актуализации всех источников нравственного воспитания и эстетического опыта школьников. Осуществление нравственного воспитания возможно на основе содержания изучаемого материала, через правильную организацию урока и внеклассной работы как компенсирующих звеньев в связи с ограниченным количеством в учебном плане школы дисциплин гуманитарного и эстетического циклов.
Приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе школы является нравственное воспитание. Его основным и наиболее существенным аспектом можно считать развитие нравственного сознания, в структуре которого выделяются значения, смыслы, чувственное содержание. Возрастной подход к формированию нравственного сознания констатирует сензи-тивность рассматриваемого возрастного диапазона к осуществлению нравственного воспитания. Специфическим условием успешности воспитания школьников начальной ступени обучения является наличие у них ярко выраженных потребностей, формирование чувств. Эффективность данного процесса зависит от организации системного подхода, в основе которого лежит переосмысление содержания образования в связи с усвоением определенных нравственных знаний. Результативность же указанного направления воспитательного взаимодействия во многом обеспечивается должной организацией деятельности учащихся и учителя, нацеленностью на практическую реализацию приобретаемых знаний.
1. История педагогики и образования. Под редакцией Пискуновой А.И. Москва, 2010.
2. Бесаева А.Г., Джиоева А.Р К проблеме формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013; 2: 17 - 22
3. Бесаева А.Г. Нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций: учебное пособие. Москва, 2004.
4. Бесаева А.Г., Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Я-концепция как фактор личностного самоопределения. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015; 3 (22): 30 - 33.
References
1. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Pod redakciej Piskunovoj A.I. Moskva, 2010.
2. Besaeva A.G., Dzhioeva A.R. K probleme formirovaniya cennostnyh orientacij studencheskoj molodezhi. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2013; 2: 17 - 22
3. Besaeva A.G. Nravstvennoe vospitanie mladshih Shkolnikovna osnove 'etnokul'turnyh tradicij: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
4. Besaeva A.G., Kochisov V.K., Gogicaeva O.U. Ya-koncepciya kak faktor lichnostnogo samoopredeleniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 3 (22): 30 - 33.
Статья поступила в редакцию 12.06.18
УДК 51(07)
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mahmudov H.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematics Education, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematics Education, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Rasulova P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Mathematics Education, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
COMBINATORIAL PROBLEMS IN THE INITIAL COURSE OF MATHEMATICS. The paper discusses a problem of teaching students of primary classes to solve combinatorial problems. The development of universal educational activities (UEA) in the process of teaching mathematics, as is known, should become the main means, which ensures the formation of the ability of younger schoolchildren to learn. It is justified that the use of combinatorics in the educational process plays an important role in the formation of not only combinatorial thinking among students, but also cognitive UEA. The article proposes a number of key combinatorial problems that have shown in practice their effectiveness both in the course of propaedeutics of stochastics and in the process of the formation of cognitive UEA in younger students.
Key words: combinatorial problem, combinatorial thinking, stochastics, universal educational actions, propaedeutics.
Н.Г. Гашаров, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Х.М. Махмудов, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] Н.Г. Магомедов, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.М. Нурмагомедов, канд. пед. наук, проф. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
П.А. Расулова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Работа посвящена обсуждению проблемы обучения учащихся начальных классов решению комбинаторных задач. Развитие универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения математике, как известно, должно стать главным средством, которое обеспечивает формирование у младших школьников умения учиться. Обосновывается, что использование в учебном процессе комбинаторики играет важную роль в формировании у учащихся не только комбинаторного мышления, но и познавательных УУД. В статье предлагается ряд ключевых комбинаторных задач, показавшие на практике свою эффективность как в ходе пропедевтики стохастики, так и в процессе формирования у младших школьников познавательных УУД.
Ключевые слова: комбинаторная задача, комбинаторное мышление, стохастика, универсальные учебные действия, пропедевтика.
Как известно, возникновение комбинаторики как раздела математики было связано с трудами Б. Паскаля, П. Ферма по теории азартных игр. Термин «комбинаторный» впервые был введён Г. Лейбницем в своей диссертации «Комбинаторное искусство». Большое влияние на развитие комбинаторики оказала работа Я. Бернулли «Искусство предположения». Следующий этап в развитии методов решения комбинаторных задач был связан с работами Л. Эйлера. Наиболее известны две его классические задачи: задача о 36 офицерах и задача о кёнигсбергских мостах.
Формируемое у учащихся в процессе решения комбинаторных задач комбинаторное мышление, как известно, служит фундаментальной основой при освоении ключевых понятий теории вероятностей и математической статистики, то есть стохастики, и играет очень важную роль в общей структуре научного мышления вообще. Это обусловлено тем, что в основе комбинаторики лежит способность субъекта определять, рассматривать и учитывать все возможные варианты сочетания признаков, событий и свойств исследуемых объектов.
Что касается стохастики, то стохастические идеи и методы, как известно, играют важную роль как в науке, технике и экономике, так и в процессе учёбы и обыденной жизни. Поэтому современному человеку весьма важно иметь ясное представление
об основных путях использования этих идей и методов в своей деятельности.
Составляющими стохастики принято считать теорию множеств, математическую логику, комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику, которые тесно взаимосвязаны между собой.
В связи с освоением в начальной школе ФГОС НОО ещё настойчивее стало звучать требование об усилении и расширении развивающих возможностей начального курса математики [1 - 3].
Одним из таких средств, безусловно, служит комбинаторные задачи, составленные с опорой на жизненный материал младших школьников, которые помогают им увереннее ориентироваться в окружающем мире, учат их рассматривать все имеющиеся комбинации возможностей и делать среди них оптимальный выбор. В комбинаторных задачах заложены потенциальные возможности для того, чтобы развивать вариативность мышления учащихся; подготовить их к решению жизненных практических проблем, научить в конкретной ситуации принимать оптимально верное решение; организовать свою творческую и исследовательскую деятельность; активизировать у учащихся мыслительную деятельность и формировать у них интеллектуальные умения. В процессе решения комбинаторных задач