References
1. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr «Iskusstvo i obrazovanie»; Otv. Red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
2. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemymuzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 13.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2011: 128 - 131.
5. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
6. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.
7. Bakumenko M.N. Puti realizacii obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentov v srednih i vysshih uchebnyh zavedeniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2.
8. Bakumenko M.N. K voprosu o razvitii instrumentariya v obuchenii igre na 'elektronnyh klavishnyh instrumentah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
10. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; № 10-2: 22 - 4.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
12. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "SOFT WAY TO MOZART". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Zalivadny M.S., Cand. of Art Criticism, senior researcher, St. Petersburg State Conservatoire n.a. N.A. Rimsky-Korsakov (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
AN INTEGRATED MODEL OF SEMANTIC SPACE OF MUSIC IN THE MODERN TEACHING AND RESEARCH THEORY AND PRACTICE. Theoretical works about music of the second half of the 20s century are remarkable for steady interest to categories of musical space and musical time, fundamental character and uniting (integrating) possibilities of which are sufficiently obvious. However, the existing developments in this direction, making an undoubted contribution to the solution of the problem of combining the results of musical and scientific research, at the same time clearly indicated the need for further improvement-both in terms of the content of the material presented in them, and in relation to the logical (including mathematical) apparatus of research. The article studies these aspects of in the modern research theory and practice of the model of the complex semantic space of music and its interpolation in the system of modern music education.
Key words: complex model of semantic space of music, music education, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
М.С. Заливадный, канд. искусств., старший научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Теоретические работы о музыке второй половины XX в. примечательны устойчивым интересом к категориям музыкального пространства и музыкального времени, фундаментальный характер и объединяющие (интегрирующие) возможности которых в достаточной мере очевидны. Однако существовавшие разработки в данном направлении, внося несомненный вклад в решение задачи объединения результатов музыкально-научных исследований, в то же время свидетельствовали о необходимости дальнейшего их усовершенствования - как по содержанию представленного в них материала, так и в отношении используемого логического (в том числе - математического) аппарата исследования. Рассмотрению данных аспектов комплексной модели семантического пространства музыки в современной научно-исследовательской теории и практике и её влияния на систему современного музыкального образования посвящена статья.
Ключевые слова: комплексная модель семантического пространства музыки, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии.
Теоретические работы второй половины XX в. о музыке, не заключая в себе примеров классических комплексных музыкально-теоретических систем, сопоставимых по масштабности и многосторонности с аналогичными системами такого рода в первой половине столетия, примечательны, однако, устойчивым интересом к категориям музыкального пространства и музыкального времени, фундаментальный характер и объединяющие (инте-
грирующие) возможности которых в достаточной мере очевидны, учёные-музыканты и представители смежных научных направлений занялись детально лишь на рубеже XX - XXI столетий.
Существовавшие разработки в данном направлении, внося несомненный вклад в решение задачи объединения результатов музыкально-научных исследований, в то же время явно свидетельствовали о необходимости дальнейшего их усовершенство-
вания - как по содержанию представленного в них материала, так и в отношении используемого логического (в том числе - математического) аппарата исследования. Знакомство с рядом моделей музыкального пространства, выдвигавшихся как в первой (например, у Э. Курта), так и во второй половине XX века (модели Ч. Осгуда, А. Моля, К Штокгаузена, Я. Ксенакиса, Б. Галеева и др.) побудило авторов настоящей статьи к их объединению и к созданию комплексной модели семантического пространства музыки, в связи с которой рассматривалась также проблема взаимоотношения пространственных и временных характеристик музыкальных построений различного масштаба. Эскиз такой модели был представлен одним из авторов статьи в 1987 г. на семинаре «Синтез искусств в эпоху НТР», проходившем в Казани в рамках Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка».
Результаты этого опыта получили дальнейшее развитие благодаря научному сотрудничеству с кафедрой вычислительных систем и сетей Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП), факультетом искусств Санкт-Петербургского государственного университета и учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римско-го-Корсакова. Сотрудничество это нашло отражение в ряде публикаций по данной теме с участием авторов статьи [1; 2; 3; 4; 5], а также в защищенной в 2001 г. кандидатской диссертации на тему: «Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности (опыт комплексной характеристики)».
Ряд публикаций, помимо изложения общих закономерностей предложенной модели, содержат также примеры приложения этих закономерностей к конкретному историческому материалу (от древности до настоящего времени) [6; 7; 8; 9]. Представляется, что эти приложения подтвердили позитивные свойства данной модели, убеждая также в ее дальнейших перспективных возможностях. С течением времени, однако, стало очевидным, что для дальнейшего продвижения исследований в данном направлении необходимо преодолеть известную разбросанность в опубликовании оформленных ранее исследовательских материалов. Эта необходимость продиктовала составление сборника «Комплексная модель семантического пространства музыки», изданного в 2013 году.
Значение музыки как сообщения естественным образом определило семантическую трактовку феномена музыкального пространства (равно как и музыкального времени). Это не исключает возможности изучения иных его аспектов, - например, относящихся к области морфологии искусства. В свою очередь, семантический подход к рассматриваемому явлению обусловил выдвижение на первый план именно пространственных аспектов музыки, поскольку с психологическим представлением «кажущегося настоящего» (иначе - «психологической современности») связано экспонирование целостного музыкального образа, составляющее исходный пункт его дальнейшей эволюции. Необходимость внимания к пространственным аспектам музыки подтверждается и последующими реально наблюдаемыми процессами симультанирования результатов такой эволюции.
При выработке математического аппарата предлагаемой модели определенную трудность составил поиск соответствий некоторым конкретным логико-технологическим обобщениям теории музыки, что потребовало модификации ряда первоначально представленных формул, что широко используется, например, в процессе преподавания дисциплины «Математические методы исследования в музыкознании»
Перечисленные аспекты комплексной модели семантического пространства музыки в современной педагогической и научно-исследовательской теории и практике. Так, комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта», разработанная в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, развивает принципы, положенные в основу создания методической системы, базирующейся на комплексной модели семантического пространства музыки в современной педагогической практике и формировании новой предметной области в музыкально-педагогическом образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ [10; 11; 12]. Их существование является фундаментом для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МкТ (звукорежиссура, цифровая зву-
козапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и МЮ1-инструментах и пр.), так и программистов -разработчиков в области электронных музыкальных систем [13; 14; 15; 16; 17].
Методическая система построена на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме проведения занятий [18; 19]. Разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России. Для студентов факультетов музыки педагогических ВУЗов разработаны и проводятся занятия по следующим дисциплинам: «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)», «Архитектоника звука», «Основы студийной звукозаписи», «Информационные технологии в музыке», «Технология музыкальных стилей», «Основы композиции, ин-струментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи», «Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Традиционное и электронное инструментноведение», «Музыкальный компьютер», «Основной электронный музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)», «Электронный синтезатор», «Электронный ансамбль», «Музыкально-компьютерный практикум» и др.
Разработана и внедрена программа магистерской подготовки «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».
Для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха», «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями зрения» и др.
Разработаны программы профессиональной переподготовки:
- «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий»;
- «Преподавание электронных музыкальных инструментов».
На основе предлагаемой методической системы в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» были созданы следующие программы повышения квалификации:
Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, Д111И», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная звукорежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Интерактивные сетевые технологии обучения музыке», «Электронные музыкальные инструменты», «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе» и др.
Для учащихся музыкальных школ разработан элективный курс для профильной школы «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».
Для учащихся общеобразовательных школ разработана программа курсового обучения «Введение в музыкальный компьютер».
Для учащихся профильной школы разработан и внедрён в образовательный процесс элективный курс «Музыкальный ком-
пьютер - новый инструмент музыканта». Он является отражением учебного курса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства.
Авторы выражают благодарность своим соавторам и консультантам по тематике материалов статьи: доктору физико-математических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета Ю.М. Письмаку, докторам технических наук, профессорам СПбГУАП М.Б. Игнатьеву и Е.И. Перовской,
Библиографический список
кандидату технических наук, доценту СПбГУАП Н.Н. Решетниковой, старшему преподавателю кафедры компьютерной математики СПбГУАП Н.А. Соловьевой, ассистенту кафедры вычислительных систем и сетей СПбГУАП Л.Н. Бурштын. Сотрудника Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Л.А. Миллер авторы статьи благодарят за возможность ознакомления с малоизвестной статьей Дж. Яссера, гипотетические построения которой предвосхищают очерк интонационного словаря в движении, содержащийся во II части книги Б.В. Асафьева «Музыкальная форма как процесс».
1. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 201S; 9: 105 - 108.
2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Mузыка и кибернетика. Музыка и время. 201S; № 11: 25 - 32.
3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 201S; 12: 1 38 - 143.
4. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 201S; 9: 97 - 101.
5. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; 2: 87 - 92.
S. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010. Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2011: 128 - 131.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (S3): 20S - 210.
8. Горбунова И.Б. Mетодические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 201S; 10: S9 - 77.
9. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
10. Горбунова И.Б. Mузыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 201S: 224 - 228.
11. Горбунова И.Б. Mузыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (S5): 145 - 148.
12. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
13. Горбунова И.Б., Заливадный M.O. Mузыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 1S4 - 171.
14. Горбунова И.Б., Заливадный M.O. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). В сборнике: Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 97 - 100.
15. Горбунова И.Б., Заливадный M.O. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксена-киса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012; 4 (25): 135 - 138.
1S. Горбунова И.Б., Заливадный M.O. О необходимости обучения математическим методам исследования музыки в системе современного музыкального образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; S: 14S - 150.
17. Горбунова И.Б., Заливадный M.O. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
18. Горбунова И.Б., Заливадный M.O., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.
19. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Mузыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.
References
1. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 201S; 9: 105 - 108.
2. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 201S; № 11: 25 - 32.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 201S; 12: 138 - 143.
4. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 201S; 9: 97 - 101.
5. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; 2: 87 - 92.
S. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2011: 128 - 131.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (S3): 20S - 210.
8. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 201S; 10: S9 - 77.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'. Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 201S: 224 - 228.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (S5): 145 - 148.
12. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 1S4 - 171.
14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). V sbornike: Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.
15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135 - 138.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O neobhodimosti obucheniya matematicheskim metodam issledovaniya muzyki v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 6: 146 - 150.
17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
18. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.
19. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 371
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
Dzudtsova E.M., student, Public Administration and Financial Control Department of Moscow Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
ONE ASPECT OF THE PERSONALITY EDUCATION IN THE PRIMARY SCHOOL SYSTEM. The article discusses the aspect of continuity of moral education of primary school age. This age is characterized by great severity of today realities. In this age of high emotional activity of the child is the formation of the essential features of moral character. The ratio behavioral acts and aware their of the moral side is characterized by certain features. Therefore, increasing levels of mental representations of younger students should help them to develop adequate moral self-esteem and ethnic identity.
Key words: age category, moral experience, problem of continuity, moral demands, ethnic culture and ethnic identity.
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Владикавказ, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
Е.М. Дзудцова, студент 3 курса, факультет «Государственное управление и финансовый контроль», Финансовый университет при правительстве РФ, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru
ОБ ОДНОМ ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается аспект преемственности нравственного воспитания младшего школьного возраста, характеризующийся особой остротой сегодняшних реалий. В данном возрасте при высокой эмоциональной активности ребёнка осуществляется формирование существенных черт морального облика. Соотношение поведенческих актов и осознание их моральной стороны характеризуется определенными особенностями. Авторы делают вывод о том, что повышение уровня нравственных представлений учащихся младших классов должно способствовать развитию у них адекватной моральной самооценки и этнического самосознания.
Ключевые слова: возрастная категория, нравственный опыт, проблема преемственности, моральные требования, этническая культура, этническое самосознание.
Феномен нравственного воспитания, во все времена находившийся в центре внимания человечества, сегодня характеризуется особой остротой. В данной связи уместно вспомнить высказывание немецкого педагога И. Гербарта, отмечавшего, что единая задача воспитания может быть полностью выражена в единственном слове: нравственность [1, с. 53].
Решение проблемы нравственного воспитания младших школьников предполагает тщательный анализ психологических особенностей детей указанной возрастной категории. Особое значение в реализации данного процесса принадлежит изучению нравственного опыта индивида. Знания, приобретаемые лишь посредством традиционного образования, естественно, не в состоянии обеспечить духовное возрождение общества. Формирование задатков нравственного поведения происходит у ребёнка, как известно, в возрасте трех - четырех лет. Выполнение нравственных требований в этот период обусловлено ожиданием поощрения со стороны взрослых.
По своему содержанию нравственные правила поведения характеризуются у младших школьников определённой специфичностью. Это связано со свойственной им высокой внушаемостью, стремлением подражать авторитетным для них личностям - прежде всего учителю, олицетворяющему все новое и важное, вошедшее в их жизнь с вступлением в рассматриваемый возрастной диапазон.
Выстраивая моральные требования к окружающим, ребёнок оказывается бескомпромиссным, оценивая нравственную сторону их поступков согласно известным ему нормам и правилам. Что же касается его собственного поведения, оно, несмотря на наличие нравственных потребностей, далеко не всегда находится в соответствии с ними. Дело в том, что логические причинно-следственные связи между его знаниями о моральных нормах и способностью применять эти знания часто отсутствуют, что и создает противоречие между нравственными знаниями и
поведением индивида. Данное противоречие позволяет ученым рассматривать младший школьный возраст как наиболее сензи-тивный для усвоения нравственных норм и требований.
Нравственным мотивом поведения ребёнка является подражание идеалу. Именно идеал более всего воздействует на процесс формирования опыта младших школьников, обеспечивает их ориентацию в действиях и поступках. Он имеет чаще всего конкретный характер, ибо дети еще не обучены ни мотивированию своего выбора, ни анализу личностных черт избранных героев. Учитель, как правило, становится для детей непререкаемым авторитетом, образцом в действиях, суждениях, оценках. Незаметно для себя, но очень прочно ребёнок перенимает его взгляды, оценки и манеру поведения.
Осознание оптимальной сензитивности младшего школьного возраста к реализации нравственного воспитания, противоречие между наличием представлений о нравственных знаниях и недостаточной сформированности нравственного сознания требует анализа специфических особенностей развития тех личностных сфер, которые наиболее активно участвуют в осуществлении психолого-педагогического взаимодействия. Это, во-первых, сфера мнемической деятельности, составляющая основу процессов усвоения и накопления нравственного опыта, и, во-вторых, эмоционально-чувственная сфера, обеспечивающая формирование положительного отношения к получаемым знаниям. Соотношение поведенческих актов и осознание их моральной стороны характеризуется для младших школьников определенными особенностями. Сначала основа их поведения представлена стихийными эмоциональными обобщениями: ребёнок не может четко объяснить свой положительный поступок с моральных позиций. Впоследствии объем ситуаций и поступков, соответствующих нравственным нормам постепенно увеличивается, и он уже в состоянии конкретно сформулировать мотивацию своего поведения [1].