Научная статья на тему 'ОБ ОДНОМ ЭФФЕКТИВНОМ РЕШЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОБ ОДНОМ ЭФФЕКТИВНОМ РЕШЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЛЕСНАЯ ДОРОГА / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / FORESTRY / FOREST CONSTRUCTION / RESOURCE CONSERVATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Алешина Н.В., Сюнёв В.С.

Рассмотрены ключевые аспекты проблематики развития дорожно- транспортной инфраструктуры лесопромышленного комплекса страны. Обоснована технология строительства лесных дорог способом «из канав».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE EFFICIENT SOLUTION IN THE FIELD OF FOREST ROAD CONSTRUCTION

The key aspects of the development of the road transport infrastructure of the country's timber industry complex are considered. The technology of construction of forest roads by the “from furrow” method is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОБ ОДНОМ ЭФФЕКТИВНОМ РЕШЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

IV ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 630. 377. 49

ОБ ОДНОМ ЭФФЕКТИВНОМ РЕШЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ONE EFFICIENT SOLUTION IN THE FIELD OF FOREST ROAD

CONSTRUCTION

Алешина Н.В., Сюнёв В.С.

(Петрозоводский государственный университет, г. Петрозаводск, РФ) Aleshina N.V., Syunev V. S. (Petrozavodsk State University)

Рассмотрены ключевые аспекты проблематики развития дорожно- транспортной инфраструктуры лесопромышленного комплекса страны. Обоснована технология строительства лесных дорог способом «из канав».

The key aspects of the development of the road transport infrastructure of the country's timber industry complex are considered. The technology of construction of forest roads by the "from furrow " method is substantiated.

Ключевые слова: лесная промышленность, лесная дорога, ресурсосбережение Key words: forestry, forest construction, resource conservation

Общая лесопокрытая площадь Российской Федерации составляет около 1180 млн. га, что, в свою очередь, занимает почти 70% всей территории страны. При достаточно обширных эксплуатационных запасах лесов на сегодняшний день осваивается менее 50% расчетной лесосеки [2].

Наиболее развитым лесопромышленным центром России является Северо-Западный федеральный округ, на территории которого действуют крупные лесоперерабатывающие предприятия, в частности, множество лесопильных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных заводов. Однако, как показано на рисунке 1, освоение лесопокрытых площадей имеет несомненный резерв к дальнейшему освоению [5].

Одной из основных причин неудовлетворительной степени разработки лесных ресурсов является неразвитая дорожно-транспортная инфраструктура, а также большая удаленность существующих лесных дорог от предприятий лесозаготовительной отрасли.

Формирование сети лесных дорог, обладающих требуемыми транс-портно-эксплуатационным характеристиками, является благоприятной предпосылкой обеспечения показателей оценки эффективности строительства, проведения лесохозяйственных мероприятий, а также поддержания конкурентоспособности в условиях арендно-рыночных отношений [1, 3].

На основании данных статистического анализа лесопромышленной отрасли России [4, 5], полученных нами при совместных исследованиях Петрозаводского государственного университета и Финского Научно-

исследовательского Института Леса в рамках международного проекта ППС ЕИСП «Карелия» «Новые трансграничные решения в области интенсификации ведения лесного хозяйства и повышения степени использования топливной древесины в энергетике», установлено, что освоение лесных ресурсов происходит на недостаточном уровне и плотность сети лесных дорог большинства регионов Северо-Запада России не соответствует минимальным нормативам, что в свою очередь сдерживает эффективную работу лесного сектора (рисунок 2, 3, 4).

Респ. Коми Архангельская обл. Мурманская обл.

Респ. Карелия Вологодская обл. Псковская обл. Новгородская обл. Ленинградская обл.

163

5,2 7

6,2

И1~

2,1 2,7 =1 3,4 2,4 ] 3,8

1

9,5

22,4

29,0

Рисунок 1 - Площадь лесных земель

Респ. Коми —4,1 Архангельская обл. Респ. Карелия Мурманская обл. Вологодская обл. Ленинградская обл. Новгородская обл. Псковская обл.

0,4

3,7

3,7 =1 4,

=1 3,9

0,4 □ 2,4

9.5

8.6 8

3

6,3

0

10 20 30 40

■ Осваиваемая площадь

□ Общая лесопокрытая площадь

0 10 20 30 40 Площадь, млн. га

■ Арендованные земли

□ Лесной фонд*

Площадь лесных земель, млн. га

н

3

Рисунок 2 - Распределение площадей арендованных земель в лесном фонде Северо-Запада РФ

* Лесной фонд включает все леса, кроме лесов, расположенных в военных районах, крупных городах, поселках и сельскохозяйственных угодьях.

Очевидно, в сложившихся условиях необходимым является изучение современного состояния лесной дорожно-транспортной инфраструктуры, поиск ресурсосберегающих технологических подходов при проектировании и строительстве лесных дорог, а также разработка методов их совершенствования. Важным аспектом при решении этой проблемы является обеспече-

ние высокого уровня ресурсосбережения. Здесь под ресурсосбережением следует понимать экономию финансовых средств, технического оснащения, сырьевых ресурсов и кадрового состава.

Респ. Коми Архангельская обл. Мурманская обл.

Респ. Карелия Вологодская обл. Псковская обл. Новгородская обл. Ленинградская обл.

5 10 15 20 25 30 Рубки, млн. м3

Прочие рубки

Рубки промежуточного пользования

Рубки главного пользования

Расчетная лесосека

Рисунок 3 - Допустимые и фактические рубки

0

Минимальный оптимум Респ. Коми Архангельская обл. Мурманская обл.

Респ. Карелия Вологодская обл. Псковская обл. Новгородская обл. Ленинградская обл.

_

=}4 Д1_

0.6

_0Д

01

-01

_0,

.2 2.1 2.1 =| 2.

□ 5

8.7

10

— 2

— 4

— 6

— 8

10 10.4

■ Зимние дороги □ Лесные дороги

0 2 4 6 8 10 12 Плотность дорог, км/1 тыс. га

Рисунок 4 - Плотность лесных дорог регионов Северо-Запада РФ

Общая протяженность автомобильных дорог в лесном фонде РФ составляет 1617,7 тыс. км, из них 514 тыс. км приходится на лесные дороги временного действия, в частности, на лесовозные ветки и усы [2]. Ветки, занимающие место промежуточного звена в транспортной цепочке, являются важнейшим звеном дорожно-транспортной сети при освоении лесосырьевой базы. В то же время характер функционирования веток предполагает ограниченность во времени эксплуатации. Таким образом, конструкция веток должна отвечать определенным прочностным характеристикам, в частности обладать требуемой несущей способностью, достаточной для обеспечения бесперебойной вывозки запланированного к заготовке объема леса с наименьшими затратами на проектирование, строительство, содержание и ремонт дороги.

Несмотря на то, что в настоящее время имеется ряд научных, в том числе зарубежных, обоснований и практических рекомендаций в области технологических решений по строительству лесных дорог с учетом ресурсосбережения [1], конкретные методические указания по проектированию и строительству таких дорог, позволяющие заранее обеспечить заданную несущую способность дорожного полотна, к настоящему времени недостаточно проработаны. Очевидно, что решение задачи по обоснованию показате-

8

17

лей несущей способности лесовозных дорог и разработка методики их проектирования и строительства на основе обеспечения заданной величины этих показателей является актуальной задачей.

По результатам проведенных нами в рамках упомянутого выше российско-финляндского проекта установлено, что одним из наиболее экономичных и эффективных способов строительства лесных дорог является возведение земляного полотна способом «из канав» [4]. Основным дорожно-строительным материалом в этом случае является местный почво-грунт, перемещаемый в тело строящейся автомобильной дороги из придорожных канав, выполняющих роль притрассовых резервов. Реализация данного способа строительных работ осуществляются с использованием одноковшового экскаватора, оборудованного планировочным ковшом типа «обратная лопата». Сам экскаватор в этом случае выполняет роль уплотнителя полотна. Построенная таким образом экспериментальная дорога на территории учебно-лабораторного полигона университета показала свою работоспособность в ходе пятилетних испытаний.

Список использованных источников

1. Бурмистрова О.Н. Оптимальные методы организации и планирования ритмичного строительства лесовозных автомобильных дорог / О.Н. Бурмистрова [и др.] // Естественные и технические науки. 2019. № 3 (129). С.249-252.

2. Ковалева Н.В. Обоснование технологических решений строительства лесных дорог по критерию прочности дорожного полотна // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Естественные и технические науки». 2015. № 6 (151). С. 111-113.

3. Степанов А.В. Работоспособность лесовозных автомобильных дорог в течение года [Электронный ресурс] / А.В. Степанов [и др.] // Повышение эффективности лесного комплекса: [материалы шестой всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием]. Петрозаводск, 2020. С. 136-137.

4. Сюнев В.С. Интенсивное лесное хозяйство: новые решения и опыт Финляндии / В. С. Сюнев [и др.] // Европейский Союз и Северная Европа: прошлое, настоящее и будущее: [сборник статей / проект "Создание Центра ЕС в Баренц регионе России"]. Петрозаводск, 2013.

5. Yuri Gerasimov, Sari Karvinen and Timo Leinonen. Atlas of the forest sector in Northwest Russia 131. Finnish Forest Research Institute, 2009. 43 p.

УДК 621.914.28

ПОВЫШЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗНАШИВАНИЮ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ ПОВЕРХНОСТНЫМ УПРОЧНЕНИЕМ

INCREASED WEAR RESISTANCE OF STRUCTURAL STEEL BY SURFACE

HARDENING

Бельский С.Е., Блохин А.В., Сурус А.И., Лось А.М.

(Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет», г. Минск, Республика Беларусь) Belsky S. E., Blakhin A. V., Surus A. I., Los A. M.

(Belarusian state technological university, Minsk, The Republic of Belarus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторами работы предложен способ химико-термической обработки для ряда конструкционных сталей. Показано, что использование предложенного ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.