Научная статья на тему 'Климат регионов Северо-Западного C. федерального округа как фактор эффективности лесопромышленных компаний'

Климат регионов Северо-Западного C. федерального округа как фактор эффективности лесопромышленных компаний Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КЛИМАТ / CLIMATE / ЛЕСОЗАГОТОВКА / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / LUMBERING

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Соболев В.С.

В статье проведен анализ влияния периода зимней вывозки древесины на производственные издержки; представлены результаты расчета периодов зимней вывозки древесины с лесных делянок регионов Северо-Западного федерального округа и других регионов с развитым лесопромышленным комплексом; исследованы закономерности лесозаготовок в регионах Северо-Западного федерального округа и за его пределами, обусловленные климатическим фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Соболев В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Climate of the regions of North-West federal district as a factor of lumbering companies efficiency

The article provides an analysis of the period of winter hauling of lumber influence on production expenditures; presents the results of calculations of the winter period of lumber hauling from logging blocks of the regions of North-West federal districts and other regions with developed timber processing complex; studies climate-conditioned regularities of lumbering in the regions of North-West federal district and beyond.

Текст научной работы на тему «Климат регионов Северо-Западного C. федерального округа как фактор эффективности лесопромышленных компаний»

Климат регионов Северо-Западного федерального округа как фактор эффективности лесопромышленных компаний

Climate of the regions of North-West federal district as a factor of lumbering companies efficiency

УДК 630*64(470.23/.25)

Соболев Вячеслав Сергеевич

аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН 185030, г. Петрозаводск, пр. Александра Невского, д. 50

Sobolev Vyacheslav Sergeyevich

185030, Petrozavodsk, рг. Меквап^а Меузкодо, 50

В статье проведен анализ влияния периода зимней вывозки древесины на производственные издержки; представлены результаты расчета периодов зимней вывозки древесины с лесных делянок регионов Северо-Западного федерального округа и других регионов с развитым лесопромышленным комплексом; исследованы закономерности лесозаготовок в регионах Северо-Западного федерального округа и за его пределами, обусловленные климатическим фактором.

The article provides an analysis of the period of winter hauling of lumber influence on production expenditures; presents the results of calculations of the winter period of lumber hauling from logging blocks of the regions of North-West federal districts and other regions with developed timber processing complex; studies climate-conditioned regularities of lumbering in the regions of North-West federal district and beyond.

Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, климат, лесозаготовка, транспорт

Keywords: efficiency, competitiveness, climate, lumbering, transport

Лесопромышленный комплекс представляет собой цепь взаимосвязанных производств, которые можно разделить на две группы: лесозаготовительные и лесоперерабатывающие. Вне зависимости от рыночной конъюнктуры, изменения технологий и т. д. данные группы находятся в синергии, рост одной приводит к росту другой, и наоборот. Глобальные изменения климата, происходящие в последние годы, ведут к росту кризисных явлений в лесозаготовительном секторе. Однако суровый климат регионов Северо-Западного федерального округа может стать тем преимуществом, которое будет гарантировать устойчивое функционирование лесопромышленного комплекса района в условиях конкуренции.

Один из основных ресурсов Северо-Западного федерального округа — лесной, леса занимают 48,3% территории, запасы древесины оцениваются в 6,34 млрд м3.

Предприятия лесной промышленности во многих регионах являются градообразующими, выступая га-

о

о о

> <

рантом социальной и экономической стабильности. Исследования использования климатического преимущества могут позволить избежать многих проблем, обусловленных снижением эффективности лесопромышленных предприятий. В научно-практическом смысле можно говорить о возможности нивелирования социально-экономических проблем региона в целом.

Принцип, по которому регионы сгруппированы в Северо-Западный федеральный округ, географический, определяет основной классификационный признак — суровые природно-климатические условия. Аномально теплые зимы 2005-2008 гг. стали большой проблемой для лесопромышленников. Дело в том, что из-за бездорожья резко сократилась вывозка древесины автомобильным лесовозным транспортом.

Традиционно в период с ноября по апрель заготавливается до 80% годового объема древесины в Ленинградской области. В 2006 и 2007 гг. положительные температуры не позволили должным образом подготовить зимние дороги: в Котласской группе предприятий корпорации «Илим Палп» из-за транспорта произошло отставание по заготовке только в январе 2007 г. на 13 тыс. м3, и по поставкам на комбинат на 31 тыс. м3. В итоге на верхних складах (на лесосеках) скопилось свыше 300 тыс. м3 древесины. По данным на январь 2007 г., лесопромышленный комплекс Вологодской области в период плюсовой температуры в зимний период каждый день нес убытки порядка 15 млн руб. [1, с. 8-10]. Кроме того, аномально теплая зима не дает сформироваться льду достаточной толщины для ледовых переправ.

Данные проблемы сказываются на всех звеньях лесоперерабатывающей цепочки — из-за нехватки сырья переработчики древесины вынуждены сокращать объемы производства [2].

Для сохранения устойчивой работы всех предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа и нивелирования последствий климатических изменений есть два пути:

1. развивать дорожную сеть и поддерживать существующую — регулярное освоение лесных массивов;

2. строительство временных зимних и грунтовых лесовозных дорог — пионерное освоение лесных массивов.

Одним из основных факторов, сдерживающих повышение эффективности использования лесных ресурсов и развитие всего лесного комплекса страны, является транспортная недоступность больших территорий лесного фонда с наличием значительных запасов древесины. Для обеспечения необходимых темпов развития лесного комплекса требуется еже-

^ годное строительство более 3 тыс. км лесных дорог ^ с инвестициями в размере около 17 млрд руб. [2].

< В настоящее время в лесном фонде РФ имеется Ц 1,6 млн км лесных дорог Из них 30% — это дороги о общего пользования, 70% — лесовозные и лесохо-к зяйственные. Автомобильные дороги с твердым пок-^ рытием составляют всего 11% общей протяженности 5 лесных дорог, а грунтовые дороги круглогодичного

действия — 32%. ^ Протяженность всех дорог на 1 тыс. га лесно-^ го фонда в среднем по России составляет 1,2 км. х В регионахСевераСибирииДальнегоВостокаэтот з показатель значительно меньше, что является ос-^ новной причиной недоступности больших площадей

< лесного фонда для промышленной эксплуатации запасов древесины.

С учетом зарубежного опыта в зоне лесопромышленной эксплуатации протяженность лесных дорог должна составлять в пределах от 8 до 10 км на 1 тыс. га лесов, а в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства в европейской части России — от 9 до 14 км. Для сравнения в республике Коми протяженность лесных дорог составляет всего 0,9 км на 1 тыс. га, в Архангельской области — 1,24 км, Вологодской области — 2,8 км, Красноярском крае и Иркутской области — 1 км, Хабаровском крае — 0,68 км на 1 тыс. га лесного фонда [3].

Финансирование строительства лесных дорог целесообразно осуществлять не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет лесопользователей, средств субъектов РФ, различных ведомств, транспортирующих грузы по лесным магистралям, арендаторов участков лесного фонда РФ. В Архангельской области строительство лесовозных дорог осуществляется за счет частных арендаторов. Финансирование строительства дорог общего назначения в лесном фонде осуществляется на 77% из федерального бюджета и на 23% — из бюджета области.

В требуемых объемах финансирование строительства лесных дорог не может выполняться в достаточном объеме даже при условии участия в финансировании федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, лесопользователей, различных ведомств, транспортирующих грузы по лесным магистралям, арендаторов участков лесного фонда РФ. Согласно приведенному расчету, строительство лесовозных дорог круглогодичного действия окупиться не сможет.

Рассчитаем объем продукции, который будет перевозиться по построенной дороге, чтобы оценить рентабельность строительства дорог.

Средняя плотность лесонасаждений составляет 100 м3 на один гектар массива. Средняя скорость вызревания леса в Северо-Западном регионе европейской части России составляет 100 лет. Таким образом, с 1 га массива в год возможно получение 1 м3 деловой древесины, без сокращения объема древостоя.

Если а — расстояние трелевки от места заготовки до проложенной лесовозной дороги, то 2а — площадь леса вокруг 1 км проложенной лесовозной дороги в квадратных километрах (или 200а в гектарах). При трелевке тракторами можно углубиться от дороги на расстояние не более одного километра, а = 1 км. Таким образом, можно вычислить, что объем леса, получаемого в год на 1 км проложенной дороги, составит 200 м3. Себестоимость строительства дороги круглогодичного действия составляет около 30 долл за один метр полотна, что равняется 1 млн руб. за 1 км. При средней стоимости реализации древесины

1000 руб. за кубометр (с учетом техсырья и дров), объем древесины, окупающий строительство одного километра дороги, составит 2000 м3. Отсюда следует, что затраты на строительство 1 км лесовозной дороги могут быть возвращены через 5 лет при условии, что вся выручка от заготавливаемой и реализуемой продукции будет направляться в счет оплаты построенной дороги. Даже если при ведении рубок не учитывать никаких ограничений, за исключением сроков примыкания делянок, то период вырубки леса вдоль 1 км дороги составит 20 лет. Соответственно, период возмещения расходов на строительство дороги составит 2 года.

Затраты на строительство временной лесной дороги из древесины (лежневой дороги) составят 1000 м3 на 1 км построенной дороги. Но при сокращении срока окупаемости до 2-3 лет, необходимо учесть, что по срокам примыкания разработка делянок в кварталах, где лежневые дороги уже были проложены, будет вестись через период, когда дорога уже придет в полную негодность: древесина сгниет, дорога провалится.

Применение сортиментной технологии дает возможность углубиться в лес на расстояние до 4 км и позволяет собирать ежегодно с площади, охватываемой 1 км дороги, до 800 м3, чего также недостаточно для достижения даже минимального уровня доходности предприятия.

Расчетный объем леса, который должен вывозиться по дороге для того, чтобы окупить ее строительство, должен составить более 2000 м3 на 1 км дороги в год. Учтя средний объем хлыстов и плотность леса, можно рассчитать, что для получения сырья традиционным для России способом заготовки в количестве, достаточном для обеспечения сырьевых потребностей целлюлозно-бумажного комбината (порядка 2 млн м3 в год), необходимы 10 000 км дорог. При применении технологии с использованием машины промежуточной вывозки, протяженность необходимых дорог составит 1000 км. Строительство такого объема дорог вполне реально (например, в Удорском районе Республики Коми протяженность существующих дорог составляет порядка 700 км). В соответствие с чем необходимо применение промежуточной вывозки на расстояние до 10 км.

Из расчета видно, что заготовка древесины может окупиться (и окупалась) исключительно при ведении сплошных рубок на всей территории, примыкающей к лесовозной дороге. В этом случае отдача от строительства дороги возрастает в 100 раз, и стоимость дороги сводится к 10% от стоимости заготовленного леса.

Но помимо того что сплошные рубки приводят к неспособности лесных массивов к самовоспроизводству, заболачиванию местности и изменениям климата, необходимо учесть, что расстояние вывозки при сплошных рубках постоянно увеличивается. Это приводит к увеличению затрат на вывозку и в итоге к нерентабельности производства [4]. Кроме того, настоящая беда России — в отсутствии на огромных пространствах качественных местных дорожно-строительных материалов. Поэтому стоимость дорог с покрытием часто чрезмерно высока.

В будущем, как и сейчас и ранее, основные объемы древесины в России вывозятся и будут вывозиться по зимникам. В этой ситуации можно утверждать, что суровый климат регионов Северо-Западного федерального округа является дополнительным фактором повышения эффективности лесопромышленных компаний, работающих в нем.

Продолжительность периода зимней вывозки исследуемых регионов

Регион Годы

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Мурманская область 192 168 183 155 147 157 162 183

Республика Карелия 185 160 177 147 125 136 143 168

Архангельская область 180 160 174 144 139 143 149 164

Республика Коми 170 174 162 141 135 141 146 154

Вологодская область 165 137 154 132 95 126 129 136

Ленинградская область 143 123 118 122 64 113 115 124

Кировская область 162 136 111 109 54 112 119 137

о

А

о

о о

>

А

Для того чтобы подтвердить данные гипотезы, проведем расчеты по разработанной методике. В ее основу положена зависимость периода зимней вывозки Т от среднего значения температуры за период эффективной вывозки (Т °С) и периодом времени с момента начала вывозки до момента, пока среднее значение не достигнет критического.

Расчет ведется по формуле:

т = дт °с, г), (1)

где Т °С — среднее значение температуры за период эффективной вывозки; г — период времени с момента начала вывозки до момента, пока среднее значение не достигнет критического.

Промерзание основания дороги, обеспечивающее движение автомобилей, можно определить по сумме среднесуточных отрицательных температур воздуха (начиная отсчет с устойчивого перехода через 0 °С), которая равна для болот с травянистой растительностью 120+130 °С, с моховой растительностью — 140+150 °С [5].

Расчет продолжительности периодов позволяет сделать вывод о наличии либо отсутствии конкурентного преимущества лесопромышленных предприятий регионов СЗФО. Зависимость прямая пропорциональная: чем продолжительней период, тем больший объем древесины можно вывезти с минимальными издержками.

В табл.1 приведены сгруппированные расчетные периоды зимней вывозки. С 2001 по 2007 г. наблюдался рост средних температур зимних месяцев, что привело к падению продолжительности зимней вывозки 2002/2007. Период зимней вывозки в Ленинградской области к 2007 г. сократился в 2,23 раза, что является максимальным среди регионов СЗФО. Ситуация в Кировской области хуже: за пять лет период сократился в 3 раза — с 162 до 54 дней.

В 2007 г. произошла стабилизация климата и снижение средних температур зимних месяцев, что привело к росту периода зимней вывозки с сезона 2007/2008. Максимальный рост среди регионов СЗФО в периоды 2007/2009 наблюдался в Ленинградской области, увеличение произошло в 1,93 раза. В Кировской области за аналогичный период произошел рост продолжительности в 2,54 раза. Таким образом, регионы, в которых был зафиксирован наибольший спад, восстанавливались наибольшими темпами.

Корреляционное поле характеризуется большим или меньшим разбросом точек. При вполне определенной форме корреляционного поля внутри него в связи с разбросом точек можно провести бесчисленное количество линий, выражающих эту форму. Поэтому возникает задача о замене по определенному условию совокупности отдельных значений ординат непрерыв-

ной линией, уравнение которой выражает зависимость изменения ординат от изменения абсцисс [6].

На рис. 1 нанесены линии трендов и представлены формулы, описывающие изменения в каждом исследуемом регионе периодов зимней вывозки древесины в сезоны 2002/2006, когда наблюдался рост средней температуры зимних месяцев, на рис. 2 — в сезоне 2007/2009, когда наблюдалось снижение.

Построив линии трендов, каждая из которых описывается уравнением, определим скорость изменения периодов зимней вывозки древесины, что позволит ранжировать исследуемые регионы по степени предпочтительности согласно климатическому фактору эффективности.

Основной задачей корреляционного анализа является выяснение закономерностей между исследуемыми признаками. При этом устанавливается математическая форма связи и дается оценка тесноты этой связи (КХС):

КХС = /(г2), при условии > 0,7, (2)

где КХС — коэффициент хаотических совпадений; г — временной период; — качество связи, характеризующее предельную величину отклонения линии тренда.

Линии трендов описываются линейными функциями. Прямолинейная форма корреляционной связи имеет вид:

У = кх + Ь, (3)

где к — угловой коэффициент, равный тангенсу угла наклона этой прямой к оси X; Ь — свободный член.

Угловой коэффициент к характеризует скорость изменения продолжительности периода зимней вывозки.

В табл. 2 сгруппированы значения скоростей сокращения периодов зимней вывозки. В период 2002/2006 наибольшая скорость сокращения периода — в Кировской области, из чего можно сделать вывод, что регионы СЗФО действительно обладают конкурентным преимуществом, позволяющим за более продолжительный зимний период вывезти с делянок древесину с минимальными издержками, либо не доступную летом вовсе.

В период 2007/2009 наибольшая скорость роста периода зимней вывозки наблюдалась в Республике Карелия и Мурманской области, т. е. и процесс восстановления нормального климата происходит быстрее в регионах СЗФО, несмотря на то что восстановление должно происходить интенсивнее там, где наблюдалось наибольшее падение.

Рассмотрим значения показателя качества связи, который определяет, насколько отличаются координаты кривой от значений на линии тренда. В данном

о

о о

> <

-1-г

2002 2003 2004 2005 2006

Исследуемые годы

Уравнения аппроксимации

Мурманская область y = -10,3x + 20 810, R2 = 0,754; Республика Карелия y = -13,3x + 26 812, R2 = 0,768; Архангельская область y = -9,8x + 19 799, R2 = 0,743; Республика Коми y = 10,3x + 20 798, R2 = 0,868; Вологодская область y = -14,5x + 29 195, R2 = 0,734; Ленинградская область y = -15,9x + 31 978, R2 = 0,721; Кировская область y = -24,3x + 48 812, R2 = 0,919

Рис. 1. Динамика вывозки древесины в зимние периоды 2002/2006

2007

2008

2009

Исследуемые годы

Уравнения аппроксимации Мурманская область у = 13х - 25 937, Я2 = 0,887; Республика Карелия у = 16х - 31 979, Я2 = 0,904; Архангельская область у = 10,5х - 20 932, Я2 = 0,942; Республика Коми у = 6,5х - 12 905, Я2 = 0,982; Вологодская область у = 5х - 9909, Я2 = 0,949; Ленинградская область у = 5,5х - 10 927, Я2 = 0,881;

Кировская область у = 12,5х - 24 977, Я2 = 0,939

Рис. 2. Динамика вывозки древесины в зимние периоды 2007/2009

Скорость изменения продолжительности периода зимней вывозки

Регион k RI

2002-2006 2007-2009 2002-2006 2007-2009

Архангельская область -9,8 10,5 0,743 0,942

Мурманская область -10,3 13,0 0,754 0,887

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Коми -10,3 6,5 0,868 0,982

Республика Карелия -13,3 16,0 0,768 0,904

Вологодская область -14,5 5,0 0,743 0,949

Ленинградская область -15,9 5,5 0,721 0,881

Кировская область -24,3 12,5 0,919 0,939

о

о о

> <

случае он характеризует, насколько стабильно растет период либо сокращается. Из табл. 2 видно, что существует зависимость распределения по долготе. Наибольшей стабильностью обладают регионы, расположенные восточнее, наименьшей — западнее. Наиболее точно данная зависимость проявляется в ситуации падения температур, т. е. роста продолжительности периода, менее очевидна — в случае роста температур и сокращения периода, однако также выполняется.

Климатические изменения активно влияют на функционирование лесопромышленного комплекса, поскольку напрямую влияют на эффективность предприятий и отраслей региональной экономики. Полученные результаты позволяют сделать вывод и дают возможность комплексно подходить к оценке потенциала региона при выборе объекта инвестирования.

В исследовании выявлено, что регионы СЗФО обладают дополнительным конкурентным преимуществом, что в случае сохранения сложившихся тенденций дает возможность лесопромышленным предприятиям показывать большую эффективность работы по сравнению

с регионами, находящимися за пределами данного федерального округа.

Литература

1. БолматА. В. В лес не въехать, лес не срубить // Лес-проминформ. 2007. № 1.

2. Транспорт леса. Сухопутный транспорт: В 2 т. Т. 1: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Э. О. Салминен, Г. Ф. Грехов, Н. А. Тюрин и др.]; под ред. Э. О. Салминена. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Развитие ЛПК сдерживается транспортной недоступностью больших территорий лесного фонда. URL: http:// www.wood.ru/ru/ionewsld-11214.htmi (дата обращения: 24.04.11).

4. Возможность крупномасштабных инвестиций в лесозаготовку в России: Опытно-исследовательский проект. URL: http://www.woodlk.ru/rus/09.htmi (дата обращения: 24.04.11).

5. Зимние лесовозные дороги. URL: http://mihalk.ru/publ/3-1-0-13 (дата обращения: 24.04.11).

6. Шишкин А. И. Прикладная математика инженера-строителя: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1975.

Методика оценки уровня трудовой мотивации

Methodology of an estimation for level of labor motivation

УДК 331.101.3

Соколов Игорь Владимирович

аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Sokolov Igor Vladimirovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A

В данной статье рассмотрены вопросы определения и оценки эффективности труда в предпринимательской структуры. Для этого были проанализированы основные факторы, влияющие на результативность

труда, выявлена система мотивационнои установки работника и его эффективность в выполнении целеИ. В дальнейшем проведено исследование по установлению этоИ взаимосвязи и апробирована методика оценки уровня трудовой мотивации.

In this article questions of definition and an estimation for efficiency of work in enterprise structures are considered. The major factors influencing on productivity of work are analysed, the system of motivational installation of the worker and its efficiency in performance of the purposes is revealed. Further research for establishment of this interrelation is conducted and the methodology of an estimation of level of labor motivation is approved.

Ключевые слова: мотивация, оценка, эффективность, управление персоналом, методика

Keywords: motivation, estimation, efficiency, human resource management, methodology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.