Научная статья на тему 'Об одном аспекте проблемы «Поднятия страны с колен»'

Об одном аспекте проблемы «Поднятия страны с колен» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / EDUCATION / SCHOOL / GENERAL EDUCATION / EDUCATIONAL RESOURCES RAW / LIST ITEMS / TEACHER EDUCATION / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинов Игорь Иосифович

Статья представляет собой авторский взгляд на общеобразовательную подготовку в России, отечественную систему школьного и педагогического образования и направления ее реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ONE ASPECT OF "RAISING THE COUNTRY FROM ITS KNEES"1

This article is the author's view of general education in Russia, the domestic school system and teacher education and the direction of reform.

Текст научной работы на тему «Об одном аспекте проблемы «Поднятия страны с колен»»

УДК 37

Логвинов И.И.

Об одном аспекте проблемы «подъема страны с колен»

Логвинов Игорь Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.

Статья представляет собой авторский взгляд на общеобразовательную подготовку в России, отечественную систему школьного и педагогического образования и направления ее реформирования.

Ключевые слова: образование, школа, общеобразовательная подготовка, образовательные ресурсы, перечень предметов, педагогическое образование, повышение квалификации учителей.

Начну с лирического вступления. В 1993 г. в некоем либеральном клубе, располагавшемся на ул. Герцена 52, был организован «круглый стол», посвященный проблемам развития образования в новой России. Вел этот «стол» Е.Т. Гайдар. На это мероприятие автор попал случайно, поддавшись на уговоры своего тогдашнего начальника - директора Института теории и истории педагогики РАО Б.С. Гершунского. Обсуждались на этом мероприятии самые разные аспекты современной и будущей образовательной политики - в том числе и система финансирования школ.

Когда в порядке выступлений «по кругу» очередь дошла до автора этих строк, он достаточно робко высказался по поводу того, что при решении вопроса о том, как будут финансироваться школы, целесообразно проанализировать и то, как это финансирование осуществлялось в недавние времена в СССР. Не отбрасывать этот старый способ «с порога», а выявить как отрицательные, так и положительные стороны этого способа, возможность использования положительных сторон в новых условиях. На это предложение руководитель «стола» отреагировал мгновенно известной всем советским людям ленинской фразой: «Нет, мы пойдем другим путем!». Эта, прямо по Фрейду, оговорка заставила автора вспомнить слова Талейрана «Бурбоны ничего не забыли и ничему не научились», метко охарактеризовавших политику вернувшихся на французский престол после Наполеона правителей.

О том, к чему привел этот «другой путь» в области всех отраслей того, что называлось ранее народным хозяйством, я писать не буду. Поговорим лучше о школе - тем более, что еще в Манифесте 13 июля 1826 г. император Николай I указал на школу как на одно из важнейших средств управления общественно-политической ситуацией1.

В связи с тем, что в предлагаемом вниманию читателей тексте многое противоречит значительному числу публикаций в прессе о школе, автор предупреждает читателей, что подавляющим большинством его благонамеренных коллег по Российской академии образования он считается малосимпатичным субъектом, который вместо того чтобы плодотворно трудиться на благо российской (а ранее - советской) школы, время от времени устраивает «скандалы в благородном семействе». Судите сами: человек отрицает научную основу мероприятий по совершенствованию школы2, использует в плановых работах в качестве эпиграфов цитаты из произведений весьма сомнительных авто-ров3, непозволительно резко выступает на официальных собраниях4 и т.д. и т.п.

Все сказанное выше - правда, отрицать которую невозможно. Но...

В течение почти двадцати лет (пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века) автор преподавал физику в различных учебных заведениях (школах, техникумах, подготовительных курсах).

За более чем полсотни лет своих служебной (от учителя сельской школы до директора Г лавного информационно-вычислительного центра Минпроса и Гособразования СССР) и научной (от младшего научного сотрудника до члена-корреспондента РАО) карьер автор встречался и беседовал с сотнями работников системы образования - учителями, завучами и директорами городских и сельских школ, инспекторами РОНО и методистами институтов усовершенствования учителей, руководителями системы образования разных уровней (от заведующих РОНО до республиканских и союзных министров), деятелями педагогической науки и др.

Близкое знакомство с одним из выдающихся деятелей отечественного образования - А.М. Арсеньевым -

1 См.: Процесс декабристов: донесение, следствие, приговор, письмо Рылеева из крепости, указы. М.: Изд. И.А. Малинина, 1905.

2 См., напр.: Логвинов И.И. Советская школа: мифы и действительность // Советская педагогика. 1991. № 6; Он же. Педагогическая мифология и совершенствование общеобразовательной школы // Педагогика. 1999. № 8.

3 Братья Стругацкие, А. Франс, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

4 Так, например, выступая на заседании Президиума Академии, посвященном обсуждению фундаментальных исследований в педагогике, позволил себе охарактеризовать одно из предшествующих выступлений так: «Г лупость - это, конечно, Божий дар. Но нельзя же столь нещадно его эксплуатировать!»

подарило ему возможность быть благодарным и внимательным слушателем приватных суждений многих лиц, принимавших достаточно активное участие в жизни школы в период, предшествовавший авторскому вступлению на ниву образования - от конца двадцатых до начала пятидесятых годов.

Если ко всему вышеизложенному добавить, что занятия частным репетиторством сталкивали автора с родителями учеников, работавшими на весьма высоких постах в таких учреждениях и ведомствах, как ЦК КПСС, Совмин СССР, Госплан, Минобороны и др., то вряд ли будет преувеличением утверждать, что он относится к тому весьма ограниченному числу лиц, которым достаточно хорошо известна «общественная и частная жизнь госпожи Школы».

Если после чтения всего вышесказанного Вы, дорогой читатель, не потеряли интереса, то продолжим.

***

С конца восьмидесятых годов прошлого века и по настоящее время все, происходящее в области образования, поразительно похоже на то, что уже имело место в нашей истории в период с конца 1917 г. по начало тридцатых годов. Именно в те годы получили широкое распространение лозунги всеобщего бесплатного образования для всех с 8-ми до 17-ти лет, демократизации школы, участия в управлении школой учащихся и родителей, внедрялись новые программы и методы обучения, пропагандировались связь знаний с жизненными потребностями учащихся и т.д. и т.п. Все это вместе с конкретными жизненными потребностями (ликвидация безграмотности, ускоренное обучение руководящих кадров и др.) породило не только множество типов учебных заведений, но и привело к снижению уровня общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Такое положение никак не могло удовлетворять того эффективного Менеджера, который поставил перед собой задачу превратить Россию в мировую державу. А для этого ему были необходимы хорошо обученные кадры рабочих, инженеров, техников, управленцев.

И как только этому Менеджеру удалось выстроить «вертикаль власти» (а это произошло к началу тридцатых годов), он резко покончил с неразберихой в области образования и создал единую трехзвенную школу, в которой каждое звено выполняло четко заданные функции:

1-4 классы - общая обязательная общеобразовательная подготовка всех поступивших в школу учащихся;

5-7 классы - подготовка к поступлению в средние специальные учебные заведения (или к продолжению обучения в школе);

8-10 классы - подготовка к продолжению обучения в высших учебных заведениях.

Эта школа не была общеобразовательной - общеобразовательным было лишь первое звено. Она во многом копировала дореволюционную гимназию. Начиная с четвертого класса, все учащиеся по окончании учебного года сдавали экзамены по нескольким учебным предметам. Только успешная сдача этих экзаменов (в совокупности с положительными оценками по другим предметам) обеспечивала переход ученика к обучению в следующем по старшинству классе.

Иными словами, школа должна была работать и работала в качестве своеобразного «сита», безжалостно отсеивающего в систему подготовки рабочих самой различной квалификации неспособных к усвоению программного материала.

Поэтому параллельно со средними школами, техникумами и высшими учебными заведениями в стране была создана разветвленная сеть ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения. Именно эта система образования насытила кадрами те отрасли народного хозяйства (например, военнопромышленный комплекс), которые в течение более двух десятков послевоенных лет обеспечивали нашей стране достойное место в мире.

И так было до начала пятидесятых годов, когда у руководства страны сложилось впечатление, что окончательно создана не только мировая держава, но и огромный лагерь стран социализма и народной демократии.

Не буду описывать далее всю последующую историю нашего образования до конца восьмидесятых - начала девяностых годов. Желаюшце более подробно ознакомиться с этой историей могут обратиться к работам автора1.

Значительно интереснее то, что в конце восьмидесятых годов вместе с постепенной и бескровной сменой государственной власти в сфере образования возродилось то состояние шумихи, неразберихи, поисков виновных, наказания невиновных и награждения непричастных, которое уже было у нас в стране после Октября 1917 г.

В ответ на неоднократные выступления автора в конце восьмидесятых годов о недопустимости «кавалерийского подхода» к реформе школы председатель Госкомобразования СССР Г.А. Ягодин в личном письме к автору (К ЯО-6519/34-37 от 6.07.1988 г.) написал: «Конечно, было бы гораздо разумнее и эффективнее сначала создать концепцию, подвести под преобразования солидную научную основу, а затем уж приниматься за практические дела. К сожалению, и Вы хорошо это знаете, ситуация с общеобразовательной школой так запущена, что требует сначала неотложной помощи и создания необходимой для оздоровления атмосферы, а затем уж систематического лечения на строго научной основе».

Так вот, прошло уже двадцать лет, а строгой научной концепции как не было, так и нет. А продолжающиеся меры неотложной помощи и создание необходимой для оздоровления атмосферы (единый государственный экзамен, подушевое финансирование школы, права директоров повышать оплату отдельных учителей и пр.) привели к нынешнему весьма плачевному состоянию.

Система образования достаточно велика и консервативна. Для того чтобы вывести ее из состояния устойчивого равновесия, необходимы гигантские усилия. И они были приложены в предшествующие два десятилетия. Еще несколько лет таких деяний - и «точка возврата» будет пройдена - мы безвозвратно потеряем ту систему образования, которой многие годы справедливо гордились и останемся, подобно известной старухе из сказки, у разбитого корыта.

Имейте в виду, что в начале тридцатых годов «точка возврата» не была пройдена - имелось еще до-

1 Логвинов И.И. Основы дидактики. М., 2005. С. 90-95; Логвинов И.И. Прошлое и будущее отечественной общеобразовательной школы. М., 2009. С.14-31.

статочное количество просвещенцев, для которых дореволюционные гимназия и реальное училище были знакомы не понаслышке.

В настоящее время мы имеем аналогичную ситуацию. Учитывая возрастной состав современных педагогических кадров, можно сказать, что очень и очень многие работники народного образования помнят советскую школу. И на это можно опираться.

Если власти предержащие не на словах, а на деле хотят видеть нашу страну достойным членом мирового сообщества (а не поставщиком сырья, нервно следящим за скачками цен на мировом рынке), то им необходимо коренным образом пересмотреть нынешнюю политику в области образования:

во-первых, забыть о термине «образовательные услуги» применительно к государственным учебным заведениям (детским садам, школам, вузам, профтехучилищам и пр.). Таковые являются не сферой услуг, а системой воспроизводства самого главного ресурса страны - ее населения, системой, не менее важной военно-промышленного комплекса (некоторые «сюрпризы» которого в последнее время, скорее всего, связаны с качеством подготовки современных кадров);

во-вторых, необходимо на несколько лет прекратить какие-либо эксперименты в области образования, отменив самые одиозные постановления, принятые в последние годы (они упомянуты выше). Системе образования надо дать время на успокоение и переход ее в то равновесное состояние (пусть даже более низкое по уровню конца восьмидесятых годов). Только после этого спокойно и без спешки можно будет организовать ее «подъем» на уровень современных мировых стандартов. И не надо бояться того, что при этом исчезнут талантливые и образованные - таковые в достаточно количестве вырастали и в не самые лучшие для школы годы (например, в периоды скачкообразного перехода от всеобщего семилетнего ко всеобщему среднему или реформы Хрущева);

в-третьих, нужно убедить всех работников министерств финансов и экономики (от уборщицы до министра) в том, что искать средства для латания «бюджетных дыр» надо не в сферах образования и науки, а в любых других местах (даже в собственных карманах и карманах «равноудаленных от власти» олигархов).

Автор понимает, что эти предложения - бред для тех, кто живет сегодняшним днем, учит своих детей и внуков далеко от Родины и там же обзаводится счетами в банках и недвижимостью. Но если среди властей предержащих есть те, которые собираются управлять нами до 2020 года и далее, то таким я не могу не посоветовать задуматься. Иначе через несколько лет им придется столкнуться с такими обстоятельствами, которые в настоящее время им даже в страшном сне не увидеть.

Теперь дочитавший эту статью до данного места, вправе спросить автора: ну хорошо, чудо произошло, нашлись во власти те, кто готов выполнить перечисленные выше условия. А что ты предлагаешь? Ведь ты сам написал о консервативности системы образования. Сама-то она модернизироваться не будет. Зачем же те несколько лет покоя?

У автора есть ответы на поставленные вопросы. Только он просит читателей иметь в виду следующее. Он хорошо помнит слова известного барда о том, что не надо бояться ни мора, ни глада, а больше всего бояться того, кто скажет: «Я знаю как надо».

Предлагаемая ниже концепция - не истина в последней инстанции. Это лишь один и, вполне возможно, не лучший вариант тех действий, которые, по мнению автора, можно осуществить, опираясь на реальность. Именно на нее, а не на ту мифологию, которая выдается за действительность во множестве педагогических и околопедагогиче-ских писаний (см. уже упомянутые ранее статьи в журнале «Педагогика» № 6 за 1991 г. и № 8 за 1999 г.). Излагаемое далее базируется на очень немногих положениях.

Во-первых, мы не считаем, что все дети, поступившие в первый класс школы, рвутся к знаниям. Дети скорее любопытны, а не любознательны, а это далеко не стремление к овладению знаниями. Надежнее ориентироваться на ту точку зрения, которая сформулирована в нижеследующем диалоге:

«- Ну, а как насчет того, что человек - это, в отличие от животных, существо, испытывающее непреодолимую потребность в знаниях? Я где-то об этом читал.

- Я тоже, - сказал Валентин. - Но вся беда в том, что человек - во всяком случае, массовый человек - с легкостью преодолевает эту свою потребность в знаниях. По-моему, никакой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, ничего не узнавая... Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует никаких знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый смысл»1.

И это не шутка. Из трудов отечественных психологов можно понять, что стремление к знаниям требует формирования у учащихся учебной деятельности, в которой главное - не учебные действия, а мотив. А вот последний мы пока формировать не умеем.

Во-вторых, мы не будем, сколько бы нас ни убеждали, преувеличивать профессиональных знаний и умений нашего учительства, его стремления к творчеству, овладению новыми методами работы. Об этом автор предупреждал «Хлестаковых от перестройки» еще в конце 80-х годов прошлого века2 (анализируя статьи «Учительской газеты» о серьезных претензиях учительства к педагогической науке, отрыве исследований от запросов практики, о резком повышении качества процесса обучения за счет представления учительству свободы творчества и т.д. и т.п.)

Сейчас, как и раньше, популярностью у основной массы педагогов пользуются не те книги, в которых учителю даются рекомендации «как научить учащихся решать задачи», а всяческого рода решебники с готовыми

1 Стругацкие А. и Б. Повести. Собрание сочинений. Т. 7. М.: Текст, 1992. С. 106.

2 Логвинов И.И. О реформе школы, педагогической науке, заботах о просвещении народа, или Субъективные заметки заинтересованного лица о борьбе наших новаторов с нашими консерваторами. М.: ИНФОЛОГ, 1990.

решениями. Не работы П.Я. Гальперина, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, З.А. Калмыковой, З.А. Решетовой и многих других, а книги «новаторов», в которых в виде не всегда грамотных рецептов излагается то, что ранее было грамотно и понятно изложено в работах перечисленных выше авторов.

Сказанное выше не означает, что автор хочет очернить все российское учительство. У нас на самом деле много хороших творчески работающих педагогов. Но в обучении участвуют все педагоги, а потому любому реформатору надо ориентироваться не на лучшие (или даже средние) образцы.

В-третьих, необходимо ориентироваться на те школы, то учебное оборудование и учебно-наглядные пособия в них, которые мы имеем. Иными словами, надо ориентироваться не на те школы, в которые водят высоких гостей, а на обычные школы в обычных небольших провинциальных городах. Те самые, в которых заработная плата учителей зачастую меньше пенсии москвичей.

И не надо надеяться на то, что в самое ближайшее время с обеспечением учебного процесса в таких школах произойдут коренные изменения к лучшему.

Не будем продолжать далее. И не потому, что автор опасается обвинений в очернении той отрасли, которой он отдал более пятидесяти лет своей жизни (и намеревается работать в ней далее). Главное уже сказано.

Теперь, приступая к изложению своих предложений, автор хочет напомнить читателям о том, что у нас была общеобразовательная школа - это первое четырехлетнее звено школы начала тридцатых годов.

Именно в ней учили тому, без чего нельзя было начать изучение других предметов. В ее программу входили чтение, письмо и первоначальные сведения по родному языку, арифметике, элементарные сведения по географии, природоведению и истории государства, пение, рисование и физкультура.

Этот перечень очень напоминает небезызвестные ^тит (грамматика, риторика, диалектика) и quadrivi-ит (музыка, арифметика, геометрия, астрономия), составлявшие с незапамятных времен фундамент общего образования. При этом характерно отметить, что их живучесть определяется не столько желанием педагогов следовать традиции, сколько тем, что практика доказала значимость этих предметов для развития у обучающихся коммуникативных, лингвистических, пространственных и логико-математических способностей. Тех самых, без которых нельзя сформировать у обучающихся тех компетенций, о которых в последнее время заговорили отечественные реформаторы школы.

Означает ли сказанное, что автор предлагает в качестве выхода из создавшегося в настоящее время положения вернуться к началу тридцатых годов и ограничить общее образование программами старой начальной школы?

И да, и нет.

Да - потому, что он предлагает вернуться не к учебным программам тридцатых годов, а лишь к несколько расширенному перечню предметов учебного плана с добавлением к нему базовых умений обращения с компьютером и использования Интернета.

Нет - потому, что срок в четыре года для общеобразовательной подготовки недостаточен. Его надо существенно увеличить. Кроме того, те самые программы были составлены так, чтобы при изучении каждого предмета учащиеся достигали только, в лучшем случае, третьего уровня учебных целей по достаточно широко известной таксономии Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) т.е. применения знаний, да и то не по всем предметам. Ни о каком анализе, синтезе или, не дай Бог, оценке речи не шло.

Да - потому, что автор полагает, что для именно общего образования вполне достаточным является следующий перечень учебных предметов:

- родной и иностранный языки (чтение, письмо, навыки общения);

- литературное чтение (не литературоведение с критическими высказываниями Писарева, Белинского и пр. - а именно чтение),

- начала математики (арифметика, элементарные сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии и статистике);

- естествознание (элементарные сведения по ботанике, зоологии, биологии, анатомии и физиологии человека, географии, физике, химии, астрономии);

- информатика;

- история (мировая и отечественная);

- основы государства и права;

- эстетический цикл (музыка, пение, рисование, танцы),

- физкультура и начальная военная подготовка.

При этом по подавляющему большинству перечисленных предметов должна быть поставлена задача достижения всего перечня учебных целей в соответствии с таксономией Блума.

И, пожалуйста, не говорите мне, что такой подход снизит качество современного общего образования.

То самое качество естественнонаучного и математического образования, о котором многие из нас так громко толкуют, обеспечивалось до середины пятидесятых годов тогдашней средней (но не общеобразовательной!) школой, а позднее - выпускниками специализированных физматшкол. И никакого отношения к общему образованию всех это не имело.

И, самое главное, да - потому, что такой подход учитывает как сегодняшнее состояние образовательных ресурсов, так и реальное возможное будущее на достаточно длительный период. Даже в том случае, если нынешний наш главный финансист страны, наконец, поймет, что его гуру Гайдар был типичным коммунистом-романтиком, полагавшим, что можно в один прыжок перепрыгнуть из царства необходимости в царство свободы.

Время успокоения системы образования, о котором говорилось ранее, необходимо еще и для следующего.

Во-первых, для спокойной и вдумчивой разработки учебного плана, программ, учебников общеобразовательной подготовки учащихся.

Во-вторых, для изменения системы подготовки педагогических кадров.

Для школы надо готовить учителя, а не выпускника с дипломом, в котором перечень сданных дисциплин представляет собой усеченный список учебных программ соответствующих физическому, механико-

математическому, историческому и т.д. факультетам университета.

Еще более пятидесяти лет тому назад А.М. Арсеньев, бывший тогда заместителем министра просвещения РСФСР, говорил, что чем старше ребенок, тем менее педагогически грамотный учитель ему нужен. Отменная педагогическая и психологическая грамотность нужна воспитателям детских садов и учителям начальной школы. Именно там возникают всякие нежелательные коллизии, с разрешением которых мучаются классные руководители и учителя в старших классах школы. У нас же все наоборот. Учителей начальных классов и воспитателей детских дошкольных учреждений готовим кое-как, а в старших классах «орудуют» предметники.

Чтобы изменить это положение педагогическое образование необходимо сделать двухуровневым. И дело не в бакалаврах и магистрах. Просто на первом уровне, желательно пятилетнем, необходимо готовить педагогов широкого профиля. Не предметников, а педагогов с глубокими знаниями по психологии и физиологии ребенка, педагогике, школьной гигиене. Способных - в рамках общего образования - передать ученикам знания по всем общеобразовательным предметам. Специализация же по отдельным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов должна осуществляться на втором уровне с целью подготовки педагогов по профильному обучению (коли такое будет признано целесообразным в государственной школе или других учебных заведениях).

В-третьих, для перестройки системы повышения квалификации учителей с целью адаптации их к новым программам, учебникам и характеру деятельности.

И, наконец, последнее.

Необходим не скачкообразный, а плавный переход от одного учебного плана к другому. Не рывок (в соответствии с особенностями российского менталитета), а постепенность: в первый год переход на новые программы в первом классе, на следующий год - во втором и т.д.

***

Автор еще раз хочет напомнить читателю, что все написанное выше - не истина в последней инстанции. Это материал для обсуждения как общественностью, так и теми работниками народного образования, которые понимают, что фантастические инновации в совокупности с бездумным подражанием зарубежным образцам могут только еще более ухудшить сегодняшнее состояние подготовки подрастающего поколения.

К сожалению, таких фантастов и инноваторов теперь немало не только среди чиновников, но и в рядах педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев А.М. Повышение квалификации учителей. М., 1962.

2. Арсеньев А.М., Каиров И.А. и др. Советская школа на современном этапе. М., 1961

3. Логвинов И.И. О реформе школы, педагогической науке, заботах о просвещении народа, или Субъективные заметки заинтересованного лица о борьбе наших новаторов с нашими консерваторами. М.: ИНФОЛОГ, 1990.

4. Логвинов И.И. Основы дидактики. М.: МПСИ, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Логвинов И.И. Педагогическая мифология и совершенствование общеобразовательной школы // Педагогика. 1999. № 8.

6. Логвинов И.И. Прошлое и будущее отечественной общеобразовательной школы. М.: МПСИ, 2009.

7. Логвинов И.И. Советская школа: мифы и действительность // Советская педагогика. 1991. № 6.

8. Процесс декабристов: донесение, следствие, приговор, письмо Рылеева из крепости, указы. М.: Изд. И.А. Малинина, 1905.

Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. Художник Н.П.Богданов-Бельский. 1895.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.