Научная статья на тему 'ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТЬЕВ АХМЕТА, ГАБДУЛГАНИ И МАХМУТА ХУСАИНОВЫХ (К 180-ЛЕТИЮ АХМЕТА ХУСАИНОВА)'

ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТЬЕВ АХМЕТА, ГАБДУЛГАНИ И МАХМУТА ХУСАИНОВЫХ (К 180-ЛЕТИЮ АХМЕТА ХУСАИНОВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шайдуллина Римма Рифхатевна

Яркими представителями оренбургского купечества второй половины XIX - начала ХХ века являются купцы с миллионным состоянием, активные общественные деятели и благотворители - братья Ахмет (1837-1906), Габдулгани (1839-1902) и Махмут (1839-1910) Хусаиновы. Их успешная торгово-предпринимательская деятельность стала основой для эффективной общественной активности и благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТЬЕВ АХМЕТА, ГАБДУЛГАНИ И МАХМУТА ХУСАИНОВЫХ (К 180-ЛЕТИЮ АХМЕТА ХУСАИНОВА)»

УДК 94(092)

Р.Р. Шайдуллина

Об общественной деятельности братьев Ахмета, Габдулгани и Махмута Хусаиновых (к 180-летию Ахмета Хусаинова)

Яркими представителями оренбургского купечества второй половины XIX - начала ХХ века являются купцы с миллионным состоянием, активные общественные деятели и благотворители - братья Ахмет (1837-1906), Габдулгани (1839-1902) и Махмут (1839-1910) Хусаиновы. Их успешная торгово-предпринимательская деятельность стала основой для эффективной общественной активности и благотворительности. Сами Хусаиновы стали олицетворением уникального опыта социального лидерства татарской буржуазии в деле модернизации традиционного уклада жизни татарского общества.

На протяжении всей жизни братья Хусаиновы активно участвовали в общественной жизни как родного им Оренбургского края, так и тех регионов, на территории которых они проживали. В 1869-1892 гг. Г.Хусаинов жил в городе Казалинск, где вел активную общественную работу среди населения, исполняя обязанности мирового судьи, разрешая споры и противоречия между казахами и узбеками (Гани бай..., 1913, б. 13). Дом купца особенно часто посещали ученики-мусульмане из России. Он за свой счет отправлял их по караванному пути на верблюдах в Бухару или Хиву для обучения, а по возвращении радушно принимал у себя (Там же). Годы, которые Г.Хусаинов прожил в Туркестане, стали проверкой его профессиональных и человеческих качеств. Он постепенно приобретал уважение и авторитет местных жителей (Там же).

Братья Хусаиновы всегда были выразителями интересов татарского народа. Так, А.Хусаинов стал первым гласным из мусульман в Оренбургской городской Думе и оставался им на протяжении 1879-1897 гг. В 1888 г. купец вошел в состав учрежденного после опустошительного пожара в Оренбурге «Комитета помощи неимущим». После его объединения в 1890 г. с «Комитетом призрения неимущих и уничтожения нищенства» к старшему брату присоединился и М.Хусаинов, а после преобразования этой организации в 1892 г. оба они стали членами «Общества вспомоществования нуждающимся жителям Оренбурга», которому жертвовали значительные суммы (Ислам на Урале..., 2009, с. 394).

После переезда в Казань А.Хусаинов посещал различные общественные организации, знакомился с состоянием дел в организации общественного призрения в городе. Еще проживая в Оренбурге, а именно 3 февраля 1896 г., А.Хусаинов был избран почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов (Адресная книжка., 1900, с. 140; Памятная книжка., 1901, с. 141; Адрес-календарь., 1903, с. 225; Адрес-

календарь..., 1905, с. 146-147; Адресная книга города Казани..., 1906, с. 43; НА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.600, 627, 671). А в составе Казанского губернского попечительства детских приютов А.Хусаинов значился вплоть до 1906 г. (НА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.758). Согласно сведениям газеты «Казанский телеграф», А.Хусаинов являлся одним из попечителей открытого в 1898 г. в Казани первого благотворительного «Общества пособия бедным мусульманам». Оно занималось вопросами оказания помощи погорельцам, выдачи нуждающимся пособий, открытия бесплатной мусульманской столовой. На средства общества содержались богадельня, детский приют для мальчиков и при нем школа, родовспомогательное лечебное заведение, амбулатория (У милосердия древние корни., 2002, с. 5).

Габдулгани и Махмут Хусаиновы осуществляли активную общественную деятельность в основном в Оренбурге. Дома братьев часто становились местом проведения собраний и совещаний передовой татарской интеллигенции и буржуазии. Г.Хусаинов был признан лидером джадид-ского движения, его дом часто называли «штабом джадидизма» (Оренбург хэбэрлэре, 1912, 28 сентябрь). Например, в ноябре 1901 г. в Оренбурге в доме М.Хусаинова состоялось очередное собрание передовой татарской общественности, на котором присутствовали Р.Фахретдин, Г.Хусаинов, Ф.Карими, М.-Ш. и М.-З.Рамеевы, М.Девишев и др. (Гани бай., 1913, б. 176).

Кандидатуры братьев поддерживались населением для участия в административных органах, городском управлении и т.д. Г.Хусаинов был членом местного представительного органа в 1901-1902 гг., а М.Хусаинов - в 1892-1910 гг. Например, 23 февраля 1909 г. кандидатура М.Хусаинова большинством голосов была выдвинута от татар-мусульман Оренбурга для участия в выборах в городскую думу (Вакыт, 1909, 26 февраль), а 6 марта 1909 г. он был избран ее «мусульманским депутатом» (Там же, 12 март).

Известно, что М.Хусаинов состоял членом «Общества вспомоществования нуждающимся ученикам и ученицам оренбургских городских ремесленного, приходских мужских и женских училищ», много и плодотворно работал в составе «Оренбургского губернского попечительского о тюрьмах общества» (Ислам на Урале., с. 394).

Хусаиновское подворье, в свою очередь, в начале ХХ в. стало центром объединения мусульманской деловой, интеллектуальной и духовной элиты, ее собраний и встреч, обмена мнениями по актуальным вопросам развития татарского общества. 15 августа 1905 г. А.Хусаинов участвовал в I Всероссийском мусульманском съезде, проходившем на Нижегородской ярмарке, на котором было принято решение о создании первой мусульманской партии «Иттифак аль-Муслимин», что стало поворотным этапом в общественно-политической истории татарского народа.

В 1909 г. на встрече оренбургских мусульман с депутатами К.-М.Б.Тевкелевым и А.-М.А.Топчибашевым М.Хусаинов был избран

председателем комиссии, призванной организовать финансовую помощь мусульманской фракции в Государственной думе (Там же, с. 395). В 1906 г. А.Хусаинов стал одним из учредителей Мусульманского благотворительного общества на Нижегородской ярмарке (Там же, с. 394).

Но главным направлением общественной деятельности братьев Ху-саиновых стала благотворительность. Отличавшиеся своей религиозностью купцы в качестве закята1 обязательно жертвовали часть своего ежегодного дохода в пользу нуждающихся татар-мусульман. До 1896 г. выплата закята, равно как и другие акты благотворительной деятельности, велась за счет совместного состояния братьев. Известно, что после раздела имущества братьями Г.Хусаинов выделял уже из личных средств ежегодно закята на сумму в 30 000-40 000 руб. (Гани бай., 1913, б. 132), согласно воспоминаниям современников, размеры закята А.Хусаинова были значительно меньше (Там же, б. 45-49).

Суммы, жертвуемые братьями, являлись хорошей материальной основой многих благотворительных акций в Оренбургском крае, которые были особенно ценными в условиях засухи, неурожая, голода, эпидемий, периодически повторявшихся на территории Российской империи. Так, в 1880 г. во время голода в Казалинске Г.Хусаинов специально сдерживал цены на хлеб на рынках города и всего региона, продавая десятки тысяч пудов муки из своих амбаров по старой, т.е. по более низкой цене (Там же, б. 19).

В 1891-1892 гг. неурожаем и голодом были охвачены 25 губерний страны (центральные и южные районы России, Поволжье). Затем последовали малоурожайные 1893-1894 гг., которые затронули и Оренбургскую губернию. В этих условиях Хусаиновы оказывали посильную помощь как татарам, так и русским, что нашло отражение на страницах Оренбургской русскоязычной периодической печати (Судорогина, 1998, с. 116-117).

В своей благотворительной деятельности братья Хусаиновы особое внимание уделяли финансированию строительства религиозных сооружений: мечетей и православных храмов. Большая часть средств направлялась для удовлетворения религиозных потребностей татар-мусульман. Определенная часть финансирования строительства религиозных сооружений покрывалась средствами выплачиваемого братьями закята. В 1898 г. Г. Ху-саинов пожертвовал на строительство мечети 200 руб. из закята (Гани бай..., 1913, б. 76-77). А.Хусаинов в 1896-1906 гг. финансировал строительство около 20 мечетей стоимостью более 3000 руб. каждая в Оренбурге и Оренбургской губернии (Фэхретдин, 1911, б. 30).

Активное финансирование братьями строительства мечетей объяснялось не только их религиозными убеждениями и стремлением оказать поддержку нуждающимся, но и интересом к делу распространения просвещения среди татар-мусульман. Правительственным указом от 1874 г.

1 Закят - налог, выделяемый из ежегодного дохода в пользу нуждающихся мусульман.

мусульманские образовательные учреждения (мектебе и медресе) разрешалось открывать лишь при мечетях. Поэтому вместе с активным финансированием строительства подобных религиозных сооружений, братья открывали при них учебные заведения для детей татар-мусульман.

Так, 17 декабря 1890 г. А.Хусаинов через брата Махмута подал прошение в Оренбургскую городскую управу и выразил желание построить «каменную мечеть ... в первой части города Оренбурга». После долгого рассмотрения и обсуждения ходатайства купца в Городской управе разрешение было получено 4 марта 1892 г. Занятия в учебном заведении, получившем впоследствии большую известность как медресе «Хусаиния», проводились уже с 1889 г. (Оренбургский листок. 1891. 21 апреля). Оно было хорошо обустроено, к тому же находилось в центре Оренбурга (ГАОО. Ф.213. Оп.1. Д.5а. Л.1). В 1891 г. при 9-й мечети Сеитовского посада при участии Хусаиновых было построено здание школы (Гани бай., 1913, б. 216-217), обучение в которой осуществлялось по новому методу. Немного позднее Г.Хусаинов, выкупив соседний с медресе участок, расширил его здание (Там же, б. 217).

Если в Оренбурге в ведении Ахмета Хусаинова находилось одно из крупнейших мусульманских учебных заведений - медресе «Хусаиния», то в Казани он обеспечивал строительство мечетей, открытие и содержание медресе при них. В 1898 г. он был занят строительством здания медресе совместно с казанским купцом Ю.Апанаевым (Там же, б. 47). Особенно важным было его участие в строительстве нового здания медресе «Му-хаммадия» в Казани и постоянная его поддержка, а также средства, пожертвованные в пользу медресе «Гусмания» в Уфе (Искандаров Р., Искан-даров А., 2005, с. 30). Новометодные мусульманские учебные заведения, которые финансировались из средств купца, готовили религиозных деятелей, преподавателей, работников торговых контор и предприятий, юристов, врачей и т.д.

Г.Хусаинов внес большой вклад в развитие начального мусульманского образования. Купец считал, что оно должно быть обязательным для детей всех татар-мусульман. Основной целью его деятельности стало открытие начальных школ по всей Российской империи. С 1897 г. купец развернул активную деятельность по учреждению начальных школ во многих селах и деревнях Оренбургской губернии. В 1897-1902 гг. им было открыто около 100 новометодных учебных заведений, более 20 женских школ (Там же, с. 138). Качество преподавания и результаты в этих мектебе контролировали назначенные им инспекторы (Там же, с. 131-132), одним из которых на протяжении долгого времени был Харис Файзуллин. Да и сам купец часто посещал организованные им школы (Там же, с. 85, 190), беседовал с преподавателями и учениками. Г.Хусаинов стремился обеспечить свои школы квалифицированными преподавателями (Там же, с. 87-88). Поэтому именно с его именем связано появление абсолютно нового для татарского общества явления - трехмесячных учительских курсов. В

1899-1901 гг. в летнее время в здании школы при 9-й мечети Сеитовского посада, выстроенной на средства Хусаиновых, начали работать курсы для учителей (Там же, с. 218).

Ежегодно во время курсов Г.Хусаинов за свой счет содержал 40-50 преподавателей мужского пола (Гани бай., 1913, б. 132) из Казанской, Оренбургской, Уфимской, Самарской, Вятской, Саратовской, Пензенской, Пермской, Тобольской и др. губерний. Он оплачивал их дорожные расходы, питание и проживание, занимался трудоустройством, распределяя в разные регионы Российской империи, а впоследствии контролировал результативность их преподавательской деятельности и выплачивал жалованье.

16 июня 1901 г. по доносу была осуществлена внезапная проверка здания медресе (Там же, б. 222-227), а курсы впоследствии закрыты распоряжением правительственных органов. Но, несмотря на кратковременность существования, за 1899-1901 гг. на курсах были подготовлены и получили свидетельства об окончании 314 преподавателей мужского пола (Там же, б. 280), которые позднее успешно работали в новометодных учебных заведениях по всей России.

М.Хусаинов также являлся «.одним из богатых ревнителей образования и наиболее выдающимся как по своим средствам, так и по своему влиянию в среде магометан.» (Там же). Он не только содержал много школ в Оренбурге и Сеитовском посаде, но и оказывал материальную помощь беднейшим ученикам. Вместе со старшим братом принимал участие в финансировании медресе «Хусаиния» (Там же). Более того, М.Хусаинов очень часто становился продолжателем просветительских и благотворительных дел своих братьев, их верным и добросовестным помощником.

Велика заслуга семьи Хусаиновых в развитии женского образования. Г.Хусаинов тесно общался с Ханифой Гисматулловной Акчуриной (жена Тимербулата Акчурина), которая много сил посвятила обучению татарских женщин. Купец посещал женские школы, присутствовал на экзаменах (Там же, б. 108), жертвовал деньги на их финансирование. Известно, что Г.Хусаинов, планируя открыть женскую школу, приобрел в Сеитов-ском посаде на территории 9-го прихода дом за 400 руб. Впоследствии в этом учебном заведении под руководством Фатимы Салиховны Адгамо-вой ежегодно получали образование 35-40 татарских девушек (Там же, б. 132, 184, 200, 228-229).

Благотворительная деятельность братьев имела продолжение и после их смерти. В своих духовных завещаниях они практически сформулировали долгосрочную программу материального обеспечения религиозного и светского образования татар-мусульман России. Например, в феврале 1902 г. был составлен окончательный вариант завещания Г.Хусаинова. Согласно данному документу, предусматривалось направление определенных средств на благотворительные цели (Ибраhимов, 1915, б. 139-141), но данная часть завещания не была реализована наследниками купца.

В завещании А.Хусаинова «свыше 500 000 руб. в недвижимостях и капиталах было отписано на различного рода дела просвещения и благотворительности среди магометан» (ГАОО. Ф.10. Оп.4. Д.420. Л.61). Для выполнения всех этих условий духовного завещания А.Хусаинова и ведения дел было предписано создать Попечительский совет, в который должны были войти 12 человек (ГАОО. Ф.10. Оп.4. Д.420. Л.62 об.; Фэхретдин, 1911, б. 44 кб.).

По своим масштабам, размерам оставленных капиталов и широте финансируемых направлений завещание А.Хусаинова стало уникальным явлением для мира татар-мусульман России. Но обеспокоенное политической активностью татар-мусульман в период революционных событий 1905-1907 гг. царское правительство с подозрением относилось к любым проявлениям общественной активности, в том числе и в сфере благотворительности. Поэтому фактически совет, состоящий из лиц, указанных в завещании, был организован уже в 1906 г., но официальное утверждение Министерством внутренних дел его устава - документа, легализировавшего деятельность совета попечителей в рамках российской правовой системы, состоялось лишь в 1914 г. (Вакыт, 1914, 26 август; Там же, 1915, 18 февраль). Деятельность Попечительского совета продолжалась до 1917 г. Долгосрочная программа финансирования, представленная А.Г.Хусаино-вым, подкрепленная его значительными материальными средствами и реализуемая Попечительским советом, создавала реальные возможности для повышения образовательного и интеллектуального уровня татар-мусульман России.

После смерти братьев М.Хусаинов оказался на позициях основного наследника капиталов и продолжателя семейных традиций благотворительной деятельности. Сам М.Хусаинов скончался 10 августа 1910 г. (Йолдыз, 1910, 17 август) в Оренбурге. Незадолго до этого, а именно 3 августа 1910 г., было оформлено и его завещание, в котором он оставил на благотворительность значительные денежные средства и имущество. Однако последняя воля Махмута, так же как и у Габдулгани, не была реализована должным образом и в полном объеме.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. татарской буржуазии удалось создать собственную стройную и целостную систему финансирования национальных нужд. Основным ее содержанием стали элементы традиционной благотворительности (пожертвования в пользу общественного призрения), специальная благотворительная организация социального обеспечения широких слоев населения (благотворительные общества) и попечительство приходов татар-мусульман, что обеспечивало стабильное финансирование мечетей и мусульманского духовенства, а также функционирование и реформирование конфессиональных учебных заведений (мектебе и медресе). Братья Хусаиновы, в свою очередь, внесли большой вклад в различные сферы жизни татарского общества рубежа Х1Х-ХХ вв., активно способствовали модернизационным процессам. Торгово-предпринима-

тельская, общественная, благотворительная и просветительская деятельность купцов является яркими страницами истории татарского народа.

Источники и литература

1. ГАОО. Ф.10. Оп.4. Д.420.

2. ГАОО. Ф.213. Оп.1. Д.5а.

3. НА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.600.

4. НА РТ. Ф.418. Оп. 1. Д.627.

5. НА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.671.

6. НА РТ. Ф.418. Оп.1. Д.758.

7. Адрес-календарь и памятная книжка на 1903 г. Казанской губернии / под ред. Д.П. Малова. Казань: Тип. губ. правл., 1903. XXX, 299, 159, 64, 2, IV, 43 с.

8. Адрес-календарь Казанской губернии на 1905 г. / под ред. Д.П. Малова. Казань: Типо-литогр. имп. ун-та, 1905. XII, 361, 59, 3 с.

9. Адресная книга города Казани на 1906 год / изд. Б.Ю. Насакина. Казань: Тип. А.М. Петрова, 1906. 175 с.

10. Адресная книжка Казанской губернии на 1900 г. / сост. М.Н. Пинегин. Казань: Тип. губ. правл., 1900. XXIX, 288, 67, 19, 50 с.

11. Гани бай: тэржемэи хэле, хатлары, аньщ хакында хатирэлэр / Тез. Б.Шэрэф. Оренбург, 1913. 307 б.

12. Еще медресе в Оренбурге // Оренбургский листок. 1891. 21 апреля (№17).

13. Эхмэт бай вакыфы // Вакыт. 1915. 18 февраль (№ 1705).

14. Эхмэт бай вакыфында яца бер фасыл башлану // Вакыт. 1914. 26 август (№ 1568).

15. ИбраЫмов Г. Гани бай вакыфы мэсьэлэсе / Г.ИбраЬимов // Йолдыз. 1915. 1 октябрь (№ 1523).

16. Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов посад: очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 173, [3] с., ил.

17. Ислам на Урале: энциклопедический словарь. Серия «Ислам в Российской Федерации». Вып.5. / Отв. ред. Д.З. Хайретдинов. М.-Нижний Новгород: Медина, 2009. 476 с., ил.

18. МэрхYм Мэхмут бай // Йолдыз. 1910. 17 август.

19. МэрхYм Мэхмут бай Хесэеневнец васыятьнамэсе // Вакыт. 1910. 17 август (№ 656).

20. Оренбург хэбэрлэре // Вакыт. 1909. 26 февраль (№ 436).

21. Оренбург хэбэрлэре // Вакыт. 1909. 12 март (№ 442).

22. Оренбург хэбэрлэре // Вакыт. 1912. 28 сентябрь (№ 1044).

23. Памятная книжка Казанской губернии на 1901 год / под ред. Н.П. Кильдюшевского. Казань: Тип. губ. правл., 1901. 20, 311, 75, 52 с.

24. Судорогина Т.В. У истоков мусульманского благотворительного общества (по материалам Оренбургской периодической печати конца XIX - начала ХХ вв.) // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: Димур, 1998. С.115-120.

25. У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - начала XX вв.). Сб. документов и материалов / Сост. А.М. Димитриева,

Р.Р. Исмагилов, Н.А. Шарангина, отв. ред. Л.В. Горохова, научн.ред. Д.Р. Шара-футдинов. Казань: «Гасыр», 2002. 208 с.

26. Фэхретдин Р. Эхмэт бай. 1837-1906. Оренбург: «Вакыт» газетасы типо-графиясе, 1911. 55 б.

Шайдуллина Римма Рифхатевна - кандидат исторических наук, учитель истории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Набережные Челны); e-mail: Rimma.Shaydullina @yandex.ru

Шэйдуллина Римма Рифхэт кызы - тарих фэннэре кандидаты, Яр Чаллы шэhэре гомуми белем автоном муниципаль учреждениесе «Аерым предметларны тирэнтен ейрэнуче 34 нче урта гомуми белем мэктэбе»нец тарих укытучысы (Яр Чаллы шэhэре).

Shaydullina Rimma Rifkhatevna - Candidate of Historical Sciences, History Teacher, Average comprehensive school №34 with in-depth study of individual subjects (Naberezhnye Chelny).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.