Научная статья на тему 'Об обоснованности раздельной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера в уголовном законодательстве Российской Федерации'

Об обоснованности раздельной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера в уголовном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1759
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ИЗНАСИЛОВАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ПОЛОВАЯ СВОБОДА / СТАТЬЯ 131 УК РФ / СТ. 132 УК РФ / СRIMES AGAINST SEXUAL INV IOLABILITY AND SEXUAL FREEDOM OF THE INDIVIDUAL / ART. 132 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIA / RAPE / SEXUAL ASSAULT / SEXUAL FREEDOM / ARTICLE 131 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслак Сергей Николаевич

В статье анализируется обоснованность раздельной законодательной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера как преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности в уголовном законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article analyse separate law reglamentation rape and sexual assault as

About validity of a separate regulation of rape and violents acts of sexual character in the criminal legislation of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Об обоснованности раздельной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера в уголовном законодательстве Российской Федерации»

Маслак Сергей Николаевич

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89284244007)

Об обоснованности раздельной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера в уголовном законодательстве Российской Федерации

В статье анализируется обоснованность раздельной законодательной регламентации изнасилования и насильственных действий сексуального характера как преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половая свобода, статья 131 УК РФ, ст. 132 УК РФ.

S.N. Maslak, adjunct of chair criminal trial of Krasnodar MIA of Russia; tel.: 89284244007.

In article analyse separate law reglamentation rape and sexual assault as oimes against sexual inviolability and sexual freedom of the individual in Criminal Code of Russia.

About validity of a separate regulation of rape and violents acts of sexual character in the criminal legislation of the Russian Federation

Key words: ^imes against sexual inviolability and sexual freedom of the individual, rape, sexual assault, sexual freedom, Article 131 of the Criminal Code of Russia, Art. 132 of the Criminal Code of Russia.

дной из проблем уголовно-пра-

Овового регулирования ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, с нашей точки зрения, представляется положение о раздельной регламентации ответственности за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в различных, самостоятельных нормах уголовного кодекса.

Предусматривающая ответственность за насильственные действия сексуального характера, ст. 132 УК РФ, до принятия УК РФ не имела в истории отечественного уголовного законодательства полноценных аналогов. В советском уголовном праве ответственность за подобные преступления в разные годы предусматривалась уголовными кодексами некоторых союзных республик, при этом противоправность иных насильственных действий сексуального характера муж-

чин в отношении женщин регламентировалась расширительным толкованием изнасилования, а противоправность и наказуемость таких действий (как в отношении мужчин, так и женщин) регламентировалась посредством юридически недопустимой, но фактически применявшейся аналогии закона. Исследование показало, что подобные действия квалифицировались не только как изнасилование, но даже как злостное хулиганство.

Представляется, что подобное положение вещей было признано законодателем не вполне оправданным, вследствие чего, в УК РФ 1996г. была включена ст. 132 об ответственности за насильственные действия сексуального характера.

С нашей точки зрения, решение о криминализации посягательств на половую свободу или половую неприкосновенность личности (вне зависимости от ее гендерной принадлежности) осуществляемых против или помимо воли потерпев-

161

шего, - есть абсолютно оправданное характером и степенью опасности такого поведения законодательное решение.

Вместе с тем, представляется не вполне справедливой разница в квалификации, совершаемых независимо друг от друга, действий двух насильников, один из которых совершает два изнасилования, а второй - изнасилование и насильственные действия сексуального характера.

Очевидно, что в соответствии с действующим законодательством и правоприменительной практикой первый будет нести ответственность за единичное изнасилование вне зависимости от количества половых сношений (если насилие не прекращалось). Во втором же случае (при охватываемых единым умыслом изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера) на практике вменяется совокупность рассматриваемых преступлений, что на наш взгляд, не вполне справедливо, поскольку и в том, и в другом случае нарушен один и тот же объект уголовно-правовой охраны - половая свобода. Представляется, что если бы сами по себе нетрадиционные формы сексуальных отношений были бы противоправны, то подобная квалификация была бы обоснованной - причинялся бы вред нескольким правоохраняемым интересам, что справедливо предусматривалось бы несколькими статьями уголовного кодекса.

Так, например, с нашей точки зрения, при хищении пистолета, пригодного к стрельбе, и одновременно представляющего собой историческую ценность, вполне возможна и обоснована была бы квалификация совокупности хищения оружия и предметов, имеющих особую историческую или культурную ценность. В приведенном примере причиняется вред сразу двум объектам уголовно-правовой охраны, что обосновывает допустимость вменения идеальной совокупности преступлений.

Вместе с тем, половая свобода личности, состоящая в том числе и в праве на любые формы сексуального удовлетворения (в современном уголовном праве России), будучи объектом уголовно-правовой охраны, не классифицируется на какие бы то ни было составляющие в зависимости от таких форм.

В связи с этим представляется, что и изнасилование, и насильственные мужеложство и лесбиянство, и иные насильственные действия сексуального характера посягают на один и тот же объект уголовно-правовой охраны - половую свободу личности, в связи с чем, их совершение не должно дифференцироваться в зависимости от вида сексуального действия и образовывать совокупности при совершении нескольких из таковых.

Наличие единого умысла виновного на нарушение половой свободы потерпевшего, с нашей точки зрения, должно быть основанием квалификации единичного преступления и не образовывать множественности преступлений ни в зависимости от количества половых сношений или иных сексуальных действий, ни от их вида, ни от числа пострадавших.

С нашей точки зрения, посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность личности не могут и не должны подлежать дифференцированной оценке, основывающейся на способах удовлетворения виновным своего сексуального желания. Различные формы сексуальных отношений, будь то половое сношение в медицинском смысле, мужеложство, лесбиянство или, исторически именуемые извращенными сексуальные действия, в одинаковой степени, на наш взгляд посягают на право человека свободно выбирать варианты своего поведения (в том числе и соглашаться на сексуальные отношения или противиться участию в них). Все перечисленные формы сексуальных отношений (очевидно этимологически подпадающие под определение действий сексуального характера), будучи совершенными против или помимо воли потерпевшего, в одинаковой степени посягают на один и тот же объект уголовно-правовой охраны - половую свободу личности.

Представляется, что совпадают не только основные непосредственные объекты изнасилования и насильственных действий сексуального характера, но и дополнительные непосредственные объекты данных преступлений. Тяжкие последствия, которые могут наступить в результате изнасилования, могут характеризовать объективную сторону и насильственных действий сексуального характера. Как следует из результатов проведенного нами исследования материалов уголовных дел, единственным отличием последствий изнасилования от последствий насильственных действий сексуального характера является возможность нежелательной беременности потерпевшей. Вместе с тем, с нашей точки зрения, открытый перечень деяний, охватывающихся законодательно регламентированной формулировкой "иные действия сексуального характера" в ст. 132 УК РФ не позволяют принципиально исключить нежелательную беременность из числа возможных последствий рассматриваемого преступления.

Сказанное, на наш взгляд, характеризует необоснованность имеющей на сегодня место в УК РФ раздельной дифференциации ответственности за преступления против половой свободы личности в зависимости от видов сексуальных

162

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 3 (40)

действий, осуществляемых виновным, и в зависимости от гендерной принадлежности виновного и потерпевшего.

Разрешение обозначенной проблемы, на наш взгляд, возможно посредством внесения изменений и дополнений в УК РФ и объединения содержания диспозиций статей 131 и 132 УК РФ в рамках одной статьи - "Насильственные действия сексуального характера".

Представляется, что гарантируемые Конституцией основные права и свободы личности не различимы в зависимости от социально-демографических признаков, характеризующих обладателя таких прав по гендерной принадлежности.

Посягательства на одни и те же права или свободы не могут и не должны составлять какого-либо особого вида преступлений против половой свободы в зависимости от половой принадлежности виновного и потерпевшего, а также в зависимости от одинаково опасных форм причинения вреда.

Об одинаковой опасности рассматриваемых преступлений, на наш взгляд, свидетельствует не только совпадение объектов уголовно-правовой охраны и фактическое дублирование санкций и квалифицирующих признаков в ст. 131 и 132 УК РФ, но и то обстоятельство, что при регламентации ответственности за иные преступления, степень общественной опасности которых (в квалифицированных видах) зависит, в том числе, от их сопряженности с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, используется терминология, объединяющая их в одно целое.

Так, например, п. "к", ч 2 ст. 105 УК РФ предусматривает ответственность за убийство с целью скрыть другое преступление, или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; ст. 1271 УК РФ "Торговля людьми", предусматривает в качестве альтернативного составообразующего признака цель сексуальной эксплуатации потерпевшего, безотносительно как половой принадлежности потерпевшего, так и формы сексуальных действий, которые образуют такую сексуальную эксплуатацию.

В связи с вышеизложенным, на основе анализа объектов уголовно-правовой охраны при регламентации ответственности за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в ст. 131 и 132 УК РФ, считаем такую раздельную регламентацию излишней и не обоснованной, а потому в целях ее устранения, предлагаем:

Исключить из УК России статью 131, дополнив диспозицию статьи 132 УК РФ ссылкой на изнасилование, как вид насильственных действий сексуального характера, оставив прежним наименование статьи.

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера.

1 .Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные с применением насилия к потерпевшей (потерпевшему) или другим лицам, а равно под угрозой применения такого насилия или с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего),- наказывается...

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.