Научная статья на тему 'ОБ ОБНАРУЖЕНИИ В ПСКОВЕНОВОЙ СЕРЕБРЯНОЙ ЦЕПИ С ЗАМКОМИЗ КОМПЛЕКСА ТРАДИЦИОННЫХ УКРАШЕНИЙ СЕТО'

ОБ ОБНАРУЖЕНИИ В ПСКОВЕНОВОЙ СЕРЕБРЯНОЙ ЦЕПИ С ЗАМКОМИЗ КОМПЛЕКСА ТРАДИЦИОННЫХ УКРАШЕНИЙ СЕТО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБНАРУЖЕНИИ В ПСКОВЕНОВОЙ СЕРЕБРЯНОЙ ЦЕПИ С ЗАМКОМИЗ КОМПЛЕКСА ТРАДИЦИОННЫХ УКРАШЕНИЙ СЕТО»

ЭО. 5- К.ол.па.кова

Об обнаружении в Пскове новой серебряной цепи с замком из комплекса традиционных украшений сето

В ходе изучения коллекции христианских реликвий музея при воинском храме Святого благоверного великого князя Александра Невского в Пскове был выявлен ряд интересных предметов не культового характера, переданных в храм находчиками, коллекционерами и бывшими владельцами. Среди этих вещей есть памятные значки, награды и украшения. Коллекция музея, которую клир собирает с открытия храма в 1992 г., сейчас не экспонируется из-за недостатка площадей для хранения и показа.

Среди даров в музее храма было обнаружено серебряное украшение (№ 820), по технике изготовления и стилистике сходное с традиционными украшениями малочисленного народа сето, проживающего в При-чудье на территории современных России и Эстонии.

Украшение состоит из длинной цепи с крупным центральным коробчатым декоративным элементов с потайным замком и подвесками. Цепь длиной 224 см простого «якорного» плетения, состоит из однотипных уплощенно-выпуклых овальных колец. На концах цепи — восьмёркообразные гнутые из толстой проволоки крепления.

Полый замок имеет форму фигурной восьмиугольной коробочки высотой около 6 мм. На лицевой стороне выгравирован растительный узор в рамке с орнаментом из треугольников и точек. Элементов стилизации в растительном узоре нет. мастер вырезал изображение ветки, густо усаженной раскрытыми пятилепестковыми цветками и листьями. Изображение цветов и листьев равномерно заполняет пространство внутри рамки.

Колпакова Юлия Вячеславовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ

На наш взгляд, стиль орнаментации, в целом, соответствует серебряной резьбе на фибулах работы тартуских мастеров, но точных параллелей не прослеживается. Бока и тыльная сторона замка не орнаментированы.

По бокам к замку припаяны две пары колец для крепления цепи, один из них находится непосредственно на застёжке замка. Снизу — пара колец для крепления подвесок. Подвески имеют форму фигурных с перехватом лёгких литых колокольчиков с густой бахромой из тонких цепочек. Между основаниями подвесок от кольца к кольцу протянут одинарный пролет цепочки, аналогичной цепочкам на подвесках.

Запорная система замка — пружинная: в Т-образную прорезь в боковой поверхности коробочки входит плоский защелкивающийся язычок. Для отпирания замка необходимо нажать на рычаг, стилизованный под часть звена цепи.

На обороте замок пробирован. Клеймо на украшении состоит из нескольких частей, каждая из которых несёт собственную смысловую нагрузку. Цифра «84» в квадратной рамке указывает на 84-ю пробу серебра по золотниковой системе, которая была принята в Российской империи. Общий вид пробы не совсем традиционный, поскольку обычно номер пробы сопровождался изображением женской головки в кокошнике, повернутой вправо или влево в зависимости от года пробирования.

Справа от пробы расположено клеймо псковского пробирера с двухъярусной надписью:

Д. И.

1851 (?) или 1861

Слева от пробы размещено клеймо мастера — так называемый именник. Он состо-

ял из инициалов мастера и регистрировался в пробирной палате. Большая доля сетоских украшений изготавливалась в Тарту, Выру и Пярну, но производились они и в Пскове. Указание на город в данном клейме, к сожалению, отсутствует.

На сложность с определением места изготовления сетоских украшений по клеймам указывает в своих исследованиях И. А. Га-лицкая: на изделиях из материала заказчика клейма вообще не ставились, а городское клеймо появлялось на предмете, только если металл цеху или мастеру выдавал город. Также клейма пробирных мастеров прослеживаются на изделиях из городов Эстонии непостоянно: их первое появление связано с возникновением местных пробирных учреждений в 1798 г. При этом в 1874-1884 гг. на сетоских больших фибулах ставилось псковское клеймо, с 1884 г. — клеймо г. Риги. И. А. Галицкая предполагает, что в период с 1879 по 1891 гг. в Дерпте по каким-то причинам не было местного пробирного надзора.

Именник на публикуемом серебряном украшении, скорее всего, расшифровывается как «Г. Б». Учитывая, что имя в именнике обычно предшествует фамилии, согласно каталогам клейм в работах «Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926)» и «Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв.». претендовать на роль изготовителя данной вещи в середине XIX века на Северо-Западе России могли следующие использовавшие клеймо ГБ мастера:

Золотых дел мастер, упоминается в 1867 и 1874 гг., проживал: Васильевский Остров. 7-я линия. 30; Васильевский Остров. 7-я линия и Средний пр., 38/50. Санкт-Петербург. Инициалы на клейме: ГБ

В псковских документах встречается также неучтенное в вышеупомянутых каталогах имя Густава Александровича Бломери-уса, мастера серебряного цеха, историю которого детально исследована И. А. Галицкая. Согласно документальным свидетельствам, мастер мог принадлежать к династии ювелиров по фамилии Бломериус, основателем которой считается переселенец из Швеции Александр Йоханн (Ёхан), работавший в Пярну. а затем прославившийся, как ведущий ювелир в Выру. Сам Густав Бломериус жил

до 1879 г., так как к этой дате относится известие об оценке оптических инструментов покойного и переходе мастерской в руки его вдовы Альбины Ивановны Бломериус.

Густав Бломериус представляется наиболее вероятным изготовителем цепи с замком из музея храма Александра Невского, учитывая явную региональную связь семьи Бломериусов с историей сетоской ювелирной традиции.

В музей храма предмет мог попасть от коллекционера или непосредственно из семейного хранения какой-либо сетоской или смешанной семьи. Так, в ризнице Псково-Печорского монастыря хранится некоторое количество украшений, пожертвованных в монастырь самими сето. Возможны и более драматичные сценарии истории данного украшения, так как еще в XIX в. сето хоронили женщин в традиционном уборе, например, с ожерельем или серебряными цепями. К сожалению. сознательный отказ музея храма от деанонимизации дарителей не позволяет построить обоснованную фактами гипотезу о происхождении и судьбе предмета.

Крупная цепь с замком подобная публикуемой входит далеко не в каждый сетоский комплекс костюма, однако, в музейных коллекциях и в сохранившихся до современности наборах украшений данный предмет - не редкость. Цепи с замками можно видеть на носительницах культуры на празднике Успения и фестивале «Сетомаа — семейные встречи», на репортажных фотоснимках с мероприятий. В серебряном уборе сето цепи с замком представляют как бы второй слой украшений, сообщая комплексу дополнительное изобилие и роскошь. Цепь с замком надевается поверх цепочек и рядов ожерелий (шейный ряд. лиственный ряд. цепь с крестом или крестами). и лежит поверх композиционного центра сетоского убора — большой нагрудной фибулы «51111 г йб1|2,». Украшений ниже пояса в женском костюме сето практически нет. цепь же с замком может спускаться ниже остальных украшений. Зачастую в повседневной носке концы цепи заправляют за пояс.

М. Э. Пихо указывает, что цепи с замками носило и русское население Печорского края, однако они прикалывали декоративный замок на грудь — там, где в костюме сето

располагается большая фибула «вииг вб^» («суур сыльг»), Сетоские женщины носят замок цепи у верхнего края фибулы либо у пояса. В ношении украшения присутствуют территориальные различия: в то время, как в северных деревнях сето подвеску цепи «рШШи ксссН» крепили на уровне подбородка, в южных принято было носить её на уровне пояса или бедра. Некоторые замки имеют конструкцию «галстука-боло», т. е. цепь проходит сквозь замок, и он может фиксироваться на любой высоте, некоторые замки прикреплены к цепи статично, и часть из них имеют застежку на тыльной стороне.

Замки и цепи с замком присутствуют в экспозиции Музея истории города Печоры — филиала ГБУК «Псково-Изборский объединенный музей-заповедник», причем среди них есть аналоги публикуемого предмета по типу, форме и размеру цепи (ПМЗ КП 33102, ПМЗ КП 10327), по декору подвесок-«колокольчиков» с бахромой из цепочек (ПМЗ КП 10326, ПМЗ КП 4751, ПМЗ КП 10327), хотя некоторые из упомянутых замков помещены не на одинарные цепочки, а на толстые витые цепи «пюурту». Встречен и аналог декоративной композиции, где между двух подвесок-«колокольчиков» протянута дополнительная цепочка (ПМЗ КП 26382). Витая цепь с замком из коллекции Государственного исторического музея опубликована М. М. Постниковой-Лосевой с соавторами. Несколько цепей, в том числе, с замками, хранится в фондах Российского этнографического музея, и среди них также есть аналоги как самой цепочки (РЭМ 10167-19, РЭМ 10204-6), так и подвесок к замку (РЭМ 730817, РЭМ 10204-6).

Следует отметить, что ни один из изученных замков полностью не повторяет другой. Их объединяет единство стиля, в котором работала целая плеяда мастеров, общность технологических решений и набора добавляемых декоративных элементов.

На ряде замков и маленьких замочков, в отличие от украшения из музея храма Александра Невского, есть цветные стеклянные вставки в оправах со сканью (ПМЗ КП 10326. ПМЗ КП 26979, ПМЗ КП 26206). Ряд изделий украшен строго гравировкой или резьбой по металлу (ПМЗ КП 26382, ГИМ 33309, РЭМ

10204-6, РЭМ 7308-17). Некоторые замки, в отличие от публикуемого предмета, имеют внешнее ажурное обрамление из скано-го узора (ПМЗ КП 10327, ПМЗ КП 33102. РЭМ 10204-6, РЭМ 7308-17, ГИМ), другие — более лаконичную отделку. В одном случае встретилось фигурное декоративное дополнение в виде «сидящих» на замке двух птичек, обращенных клювами друг к другу (ПМЗ КП 10327).

Форма замков различна: овальная (ПМЗ КП 26206, РЭМ 7308-17), круглая (в форме «барабанчика» — характерна для украшений из многих ныне используемых комплектов), сердцевидная (характерна для миниатюрных замочков, например: ПМЗ КП 26979). овальная с лепестками (ПМЗ КП 10327, РЭМ 10204-6, ГИМ), фигурная с фестонами и треугольными щипцами сверху и снизу (ПМЗ КП 26382, ПМЗ КП 33102," ПМЗ КП 4751). подпрямоугольная со скругленными либо скошенными углами (РЭМ, экспозиция; музей храма Александра Невского). Встречаются как подвески в форме «колокольчиков», так и в форме шариков на цепочках (ПМЗ КП 26206), а также подвески, сделанные из монет (ПМЗ КП 10327).

Наиболее близкими к публикуемому украшению представляются два предмета из фондов Российского этнографического музея.

Замок цепи, представленной в основной экспозиции РЭМ с аннотацией «Цепочка нагрудная с медальоном. Псковская губ.. Печорский у. Кон. XIX в. Эстонцы-сету». имеет самую близкую к замку публикуемого украшения форму — прямоугольную со скругленными углами. Замок украшен резным или гравированным изображением цветка с листьями. Рисунок обрамлен бордюром с плавным зигзагообразным орнаментом. Характерным элементом узора является отсечка углов с помощью полукруглых линий, что роднит украшение в экспозиции РЭМ с предметом из Пскова. Запорная часть замков устроена одинаковым образом, а плетение цепочки, напротив, различается.

Другая вещь из фондов Российского этнографического музея (РЭМ 10204-6). изображение которой доступно на портале Госкаталога музейного фонда Российской Федерации, имеет совершенно идентичное

устройство цепочки и аналогичную форму подвесок. Также отчасти сходен декор замка-медальона — на нём вырезана или выгравирована цветущая ветвь, но иная, нежели на предмете из музея храма Александра Невского. Отличается замок из фондов РЭМ своей формой — овальной с лепестками и количеством подвесок — 4 вместо 2. В целом, надо отметить, что резьба / гравировка на замке цепи из музея храма Александра Невского выполнена более искусно, чем на всех изученных аналогичных изделиях.

Учитывая рассмотренные аналоги, не остается сомнений в атрибуции предмета из

музея храма Александра Невского как женского украшения сето. Выявленное изделие, несомненно, органично входит в ряд известных к настоящему времени элементов серебряного убора сето и, вместе с тем, является уникальным. Введение данного предмета в научный оборот представляется важным для выстраивания общей картины ветви ювелирного искусства Причудья. связанного с сетоскими традициями. На наш взгляд, продуктивным могло бы быть не только искусствоведческое изучение этих предметов, но сопоставление всех выявленных клейм-именников на предметах из различных музеев.

Примечания

1. Галицкая И. А. Фибулы сету в псковских коллекциях // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 41. Псков: Псковский государственный университет, 2014. С. 79-95, рис. на с. 86-94.

2. Благодарю за консультацию о клейме экспертов антикварного сообщества «Серебро 84» (vk.com/ зегеЬго_84) Андрея Пешкова и Евгения Соловьёва.

3. Галицкая И. А. Украшения сету из коллекции Псковского музея-заповедника. Общеэстонские украшения // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 44. Псков: Псковский государственный университет, 2016. С. 83.

4. Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926). Руководство для экспертов-искусствоведов. В 2-х т. Т. I. М., 2002. С. 96-155, с. 100, 109-111, 119, 141, 143; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв. Территория СССР. М., 1983. С. 234, 238-239, 240-243, 245-250.

5. Галицкая И. А. Жизнь псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века // Псков. На-учно-пракгический, историко-краеведческий журнал. № 39. Псков: Псковский государственный университет, 2013. С. 131-138.

6. Там же. ГАПО, Ф. 118. Оп. 2. Д. 9 (цит. по И. А. Галицкой).

7. Пихо М. Э. Металлические украшения сету XIX — первой половины XX вв. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псковский государственный объединенный историко-архитектур-ный и художественный музей-заповедник. Материалы семинара. 1983.; Пихо М. Э. Металлические украшения сету Х1Х-ХХ вв. Автореферат дисс... кандидата исторических наук. СПб., 1997. С. 14.

8. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв. Территория СССР. М., 1983. С. 104.

9. Номера даны по Госкаталогу музейного фонда Российской Федерации: http://goskatalog.rii (Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.