Научная статья на тему 'Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века'

Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
460
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века»

и. ^.. 7 алицкая

Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века

Псковский серебряный цех как орган ремесленного самоуправления входил в состав Псковской Ремесленной Управы, которая была создана на основании «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г.1 В этом же 1785 г. было издано и Ремесленное положение, которое способствовало этому процессу. Разумеется, и до создания цеха в Пскове существовало объединение серебряных дел мастеров, как это было в других русских ремесленных центрах. Но об организации работы Псковского серебряного ряда известно очень мало.

27 августа 1785 г. в «Ведомости о состоящих в псковском купечестве и мещанстве мастеровых людях» перечислено 8ммастеров

— сребреников: Кондратей Захарьев, Илья Маковозов, Иван Тимофеев, Иван Маково-зов, Никита Иванов, Петр Петров, Антон Духанин и Иван Ушаков.2 Причем, количество золотых и серебряных дел мастеров почти не увеличилось за столетие, и в 1894-1897 гг. их было 10.3 И только в начале ХХ в. наметилось увеличение числа ювелиров от 15 человек в 1909 г. 4до 25 в 1912 г.5 Но эти статистические данные уже не относятся к серебряному цеху, т. к. органы ремесленного самоуправления были ликвидированы в Пскове и Великих Луках в 1902-1903 гг. Окончательно ремесленные управы перестали существовать на основании декрета ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 ноября 1917 г.

Права и обязанности ремесленников и структура самоуправления регулировались «Уставом Ремесленным»6, и «вертикаль власти» была такова: ремесленники одной специальности избирали на сходе старшину и двух его товарищей.7 Они, в свою очередь, выбирали ремесленного голову, и он вместе с цеховыми старшинами и их заместителями

Галицкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных камней и металлов Псковского музея-заповедника.

составляли цеховую управу. Ремесленный голова после избрания утверждался в городовом магистрате, которому подчинялась ремесленная управа. Ремесленный голова и цеховые старшины заседали в городской думе. Избранные давали клятвенное, заверенное подписью, обещание в том, что они должны споспешествовать верной службе и пользе государственной, об ущербе объявлять и всякими мерами его отвращать, всяческую вверенную тайность хранить, всякий положенный на них чин определять инструкцией и регламентом и по совести исправлять; для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяге не поступать, а поступать так, чтобы перед Богом и Судом Его Страшным ответить.

Обычно городская власть определяла, сколько и какие цехи могут существовать в городе, исходя из местных условий.

Псковский серебряный цех объединял не только ювелиров, и это обстоятельство затрудняет исследование. Наименование «мастер серебряного цеха» не обозначает профессиональную принадлежность. Поэтому список мастеров, прилагаемый ниже, не включает в себя большое количество фамилий, отмеченных в документах серебряного цеха, а включенные в него мастера не всегда достоверно определены как ювелиры. В серебряный цех приписывали часовщиков8, жестянщиков9, резчиков печатей10, мастеров бронзового дела11, монументных дел мастеров12. Например, Василий Алексеев Ушаков, крестьянин Архангельской губернии Онежского уезда Посадской волости был принят мастером монументных дел в Псковский серебряный цех в 1893 г. Он переехал в Псков из Юрьева (Дерпта) и представил свидетельство из Санкт-Петербургской ремесленной управы резно-металлического цеха о праве производства ремесла.13 Ремесленники могли числиться в серебряном цехе как часовых и золотых дел мастер,14 жестяных и прово-

лочных дел мастер15 и даже гармонных дел мастером, который при принятии в серебряный цех на испытании делал гармонику под руководством и в мастерской Ефима Никифо-рова.16

В Псковский серебряный цех были приписаны жители не только Пскова. Это были прежде всего крестьяне Псковской губернии и волости, но и жители Ковенской и других близлежащих губерний17, а также Дерпта, Режицы, и даже Варшавы. Чтобы получить право именоваться мастером, нужно было подать заявление и при нём копию паспорта, удостоверение мирового судьи о поведении, свидетельство об ученичестве с отзывом мастера, аттестат подмастерья или представить документ из ремесленного цеха или учебного заведения, где претендент состоял до этого времени. Могло быть назначено испытание: сделать заказанный предмет в мастерской признанного мастера под его руководством, которое затем свидетельствовалось экспертами и на основании этого принималось решение. При этом заводилось дело «О приписке в серебряный цех» где находилось прошение вместе с остальными документами и аргументированным решением экспертов. Протокол решения подписывали старшины, и только после этого давалось разрешение на производство ремесла. На основании статей 388, 402 и 403 Устава18 мастер должен быть в состоянии завести мастерскую и иметь столько инструментов, сколько для него и, по крайней мере, одного подмастерья нужно для безостановочного отправления работы. Расходы по вступлению в цех составляли до 25 руб., но по уплате этих денег мастер на два года освобождался от всех повинностей в пользу Управы. Аттестат, который признавал претендента достойным ремесленником «предоставлял ему все права и преимущества, присвоенные мастерам, дабы он знал обязанности и выгоду свою». Текст Аттестата предписывает мастеру:

1. Поступать во всех делах по Высочайше утверждённому положению.

2. Вести дела благочестно.

3. Против управы своей и старшин быть почтительным.

4. Поведением своим подавать работникам и ученикам добрые примеры.

5. Работу по ремеслу своему производить отлично и приготовлять к назначенному по уговору сроку.

6. Чужую работу иного ремесла своей не называть.

7. С работниками и учениками своими обходиться справедливо, учить порядочно, работникам плату производить в определённое время и отпуск от себя чинить с письменным освидетельствованием.

8. В доме своём иметь право хозяина над рабочими и учениками и в случае их неповиновения касательно ремесла приносить жалобу цеховой управе.

9. Работников иногородних без дозволения не держать и учеников без письменного свидетельства другого мастера не принимать.

Без паспортных и без письменных видов никого не продерживать и когда кто без таковых явится представить в Управу.

10. Мальчиков без договора и записи в цех не держать.

11. Все государственные, городские и цеховые повинности исполнять...

Уже работающие мастера раз в год, должны были получать свидетельство на право производства ремесла. Только оно давало возможность иметь вывеску и нанимать подмастерьев и учеников. О соблюдении этого правила заботились все члены цеха.

Приём в члены цеха не был формальным. Например, дело о приписке в серебряный цех мастером Василия Фирсова, крестьянина Тверской губернии Ржевского уезда Никоновской волости деревни Монако-во длилось с ноября 1872 по декабрь 1875 г.

28 ноября 1872 г. Фирсов подал прошение о своём намерении заниматься посеребрением церковных вещей и просил о приписке в серебряный цех. За неграмотностью за него «отставной рядовой Николай Марков руку при-ложил».19 Надо сказать, что неграмотность не мешала быть не только приписанными в цех уважаемыми мастерами, но и избираться на должности старшин и товарищей, чему были прецеденты.20 19 декабря это прошение было рассмотрено собранием мастеров серебряного цеха, которые констатировали, что Фирсов был испытан мастером Егором Мининым в серебрении через огонь ризы на икону Ве-

ликомученика Георгия, высеребрено хорошо, поэтому по стт. 3 и 143 Устава Ремесленного Фирсова можно принять в цех мастером по-серебрения и бронзамирования и выдать ему свидетельство. Свидетельство было выдано 20 декабря 1872 г. за № 188. Через три года, 9 января 1875 г. Фирсов подал новое прошение о том, что им упущено то обстоятельство, что он знает вообще золотых и серебряных дел мастерство и просит принять его в цех мастером золотых и серебряных дел в чём и выдать свидетельство.21 14 января на собрании мастеров Фирсову на основании 143 статьи Устава Ремесленного назначается испытание в мастерской у мастера Матвея Серебреникова, где он должен изготовить благословящий крест и браслет.22 Через месяц, 13 февраля собрание мастеров серебряного цеха осмотрело представленные Фирсовым пробные работы: кольцо, перстень и серьги, и нашло, что по представленным образцам невозможно заключить в полной мере о знании просителем ремесла и предоставить ему права мастера, тем более что он не представил креста или браслета.23 17 февраля Фирсов подал в ремесленную Управу еще одно прошение, в котором говорится, что мастер Серебреников согласился на представление экспертам сделанных им предметов и не настаивал на отработке креста или браслета, и поэтому он просит разрешения при каком-либо мастере сделать крест для пробы в установленном порядке. Одновременно Фирсов послал жалобу Псковскому губернатору о медленности принятия его в число псковских цеховых, и

12 марта мастеру Матвею Серебренникову поручили провести вторичное испытание Фирсова.24 17 июня в Ремесленную управу поступило новое прошение, в котором незадачливый претендент сообщил, что в марте, когда назначено ему было второе испытание, через реку Великую не было сообщения, а потом мастер Серебренников заболел и умер, поэтому он не смог исполнить назначенную ему работу, и просил устроить новое испытание, принять в цех и выдать свидетельство.25 Теперь собрание согласилось на испытание у мастера Егора Петровича Минина. Но 21 ноября 1875 года Фирсов написал жалобу на стеснение, которое он испытывал в мастерской Минина, и поэтому не мог доделать

браслет.26 18 декабря собрание старейшин цеха и экспертов Е. П. Минина и Андрея Емельянова заявило, что вещи сделаны не хорошо и делались с помощью подмастерьев Минина, и поскольку Фирсов не имеет понятия в серебряном деле, в просьбе ему от-казать.27 Но неугомонный Фирсов, который имел жительство на Спасском подворье, всё же повесил вывеску, на которую он не имел права, и в марте 1883 г. Ремесленная Управа написала отношение в полицейское управление с просьбой предписать Фирсову в течение одного месяца переменить вывеску.28

Другой пример — дело крестьянина Псковской губернии Псковского уезда Пал-кинской волости деревни Крашняково Петра Матвеева. В 1879 г. он подал прошение о записи его мастером в серебряный цех на основании того, что он шесть лет обучался у мастера Андрея Емельянова учеником и восемь лет подмастерьем, и просил подвергнуть его испытаниям в знании ремесла через исполнение пробной работы. Ему было предложено сделать чеканку из серебра или меди одной средней и четырёх угольных частей к лицевой стороне Евангелия, каковую он должен исполнить в мастерской золотых и серебряных дел мастера Егора Петровича Минина под наблюдением Минина и Арте-мья Михайлова — мастеров — экспертов. Делать он её отказался за неимением материальных средств к исполнению. Прошение его было найдено справедливым и ему предложено было сделать чеканку одной угольной или средней части. По рассмотрению этой работы, он был принят в цех. В 1886 г. его уже избрали товарищем старшины серебряного цеха.29 Строгое отношение к ремеслу проявляется в отсутствии жалоб на работу мастеров серебряного цеха в отличие, например, от портных, маляров или сапожников.30

Раскладка повинностей на содержание Ремесленной Управы осуществлялась в зависимости от доходов того или иного мастера, решалось это коллегиально, мастеров приглашали специальными повестками, где они должны были расписаться в их получении и всегда вечером по окончании рабочего дня. Неявка на собрание по неуважительной причине влекла за собой штраф в 10 руб. Как правило, мастер платил за себя сбор в казну

на содержание Управы от одного до трех рублей, за подмастерье — от одного до полутора рублей, за ученика — 30-50 коп. Учеников и подмастерьев могло и не быть, а если они имелись, их было немного: подмастерьев

— 1-3, учеников — 1-4. Сбор взыскивался строго, при невыплате описывалось имущество, в этом участвовала полицейская управа.31 Случаи освобождения от взносов или их уменьшения за небольшими доходами, болезнью, старостью или иной уважительной причине аргументировались и не встречали возражений.32

Мастерство ювелира часто было потомственным. За вторую половину XIX в. прослеживаются несколько династий. Это семья мастера Серебренникова, клеймо которого с полным начертанием фамилии в прямоугольном вытянутом в ширину щитке встречается на панагии из собрания Псковского музея. Дом их находился у казарм Омского полка,33а магазин свой они имели в центре города. Имя псковского мещанина Матвея Андреевича Серебреникова встречается в документах как уважаемого золотых и серебряных дел мастера, упоминающегося с отчеством, в баллотировочном списке кандидатов в Сиротский суд от Ремесленной управы34. Он известен как строитель часовни св. Михаила Архангела неподалеку от церкви св. Александра Невского.35 После его смерти в 1875 г.36 разрешение на производство ремесла получила вдова Надежда Степановна Серебренникова, которая в 1880 г. 37 имела подмастерье Карла Якубсона38. У неё был сын Андрей Серебренников, живший вместе с нею и помогавший ей.39 В 1893 г. у мастерицы Надежды Серебренниковой значатся подмастерье Владимир Серебренников и ученик Федор Серебренников, — вероятно, уже внуки.40 Одновременно с Надеждой Серебренниковой работал золотых и серебряных дел мастер Михаил Сере-бренников41.

В Пскове работал представитель известной династии ювелиров Бломериусов. Основатель её Александр Иоханн Бломери-ус, уроженец Швеции, переселился в Пярну, затем в 1819 г. в Выру, где и работал до своей смерти в 1859 г.42 Он был ведущим ювелиром Выру, много работал по заказам сету, делал фибулы и считался основателем собствен-

ного стиля в их декорировке. До сих пор известен был только один его сын, как и отец, работавший в Выру. Но в псковских документах встречается имя Густава Александровича Бломериуса, мастера серебряного цеха.43 В 1879 г. золотых и серебряных дел мастер Роберт Штейн оценивал оптические инструменты умершего Бломериуса,44 и в этом же году его вдова Альвина Ивановна Бломериус взяла бразды правления в свои руки,45 и дело её пошло неплохо, потому что цеховой сбор её составил максимальную сумму — три рубля. Она имела и подмастерье — Ивана Кал-нина46. В Святых Горах в слободе Тоболенец работала семья ювелиров Столяровых: Николай, Александр Николаевич и Авдотья Степа-новна.47 Эти примеры можно умножать.

По закону ювелирные изделия должны пройти процесс опробования и иметь клейма, удостоверяющие его качество. В интересующий нас период ювелирное изделие должно было иметь, по крайней мере, три клейма: именное клеймо мастера, которое представляло собой инициалы имени и фамилии в щитке произвольной формы; клеймо пробирного мастера с датой в прямоугольном щитке; и городское клеймо, которое обычно было гербом города. Существовало в это время ещё клеймо альдермана, т. е. цехового старшины, или мастера по качеству, которое отмечало высокое качество изделия. Оно имело сердцевидную форму и состояло из буквы «А» — первой буквы слова альдерман и двух инициалов мастера. Самое раннее городское клеймо Пскова датировано 1768 годом, оно обнаружено М. М. Постниковой-Лосевой.48 Клеймо оставалось неизменным по содержанию — это всегда барс, идущий влево, и над ним выходящая из облака рука, менялся только фон и форма щитка. В 1858-1860 гг. клеймо Пскова включало в себя дату.49 В 1802 г. в России учреждаются министерства, и управлением пробирным надзором с этого времени ведало Министерство финансов. Пробирные операции проводились в специально оборудованных пробирных палатках. По указу

13 июня 1861 г. пробирные палатки были преобразованы в пробирные учреждения при казённых палатах губернских городов (это не касалось обеих столиц). В 70-е гг. многие пробирные учреждения были упразднены.

Например, новгородские мастера должны были клеймить свои изделия в Петербурге. В 1882 г. многие из закрытых пробирных учреждений возобновили.50 Почти ничего пока не удалось найти об организации пробирного надзора в Пскове. Из просмотренных дел определяется существование в Пскове пробирного учреждения в 1870 г.51 Возможно, в дальнейшем удастся что-либо узнать об организации пробирного дела в Пскове.

Приложение

Список мастеров-серебренников последней четверти XIX в.

Абрамов Василий, крестьянин, золотых и серебряных дел мастер.

Ананьев Александр Богданович, псковский мещанин, мастер серебряного цеха, умер в феврале 1893 г.

Бломериус Густав Александрович, мастер серебряного цеха умер в 1879 г.

Бломериус Альвина Ивановна, мастерица серебряного цеха.

Болотов Д., товарищ старшины серебряного цеха в 1875 г.

Васильев Михаил, золотых и серебряных дел мастер.

Волков, старшина серебряного цеха в1875 г. Габрилович Габриель, мастер серебряного цеха.

Гордон Николай Михайлович, золотых и серебряных дел мастер, товарищ старшины серебряного цеха в 1879-80 гг.

Димант Оскар, мещанин Ковенской губернии, мастер серебряного цеха, избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1888 г.

Емельянов (Амельянов) Андрей, золотых и серебряных дел мастер, старшина серебряного цеха в 1874-75 гг., в 1888 г. избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами.

Зимин Николай, мастер серебряного цеха, ученик мастера Алексея Ивановича Тихомирова.

Иванов Ефим Корныльевич, мастер серебряного цеха, ремесленный голова с 1874 г.

Козлов Василий, мастер серебряного цеха. Кузнецов Иван Иванович, золотых и серебряных дел мастер, старшина серебряного цеха в 1890 г, учился у Егора Петровича Минина.

Кузнецов Петр Иванович, старшина серебряного цеха в 1886 г., избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1889 г, учился у мастера Карла Августа Обрама.

Лапотников Андреян Емельянов, серебряных дел мастер.

Лапотников Илья, золотых и серебряных дел мастер, проживал в деревне Загорье Псковского уезда.

Лейсбергардт Иван Тимофеев, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер, избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1889 г, жил в г. Острове.

Люрба (Лурья) Давид Овсеевич, мещанин Новоалександровского уезда Ковенской губернии, часовых и золотых дел мастер. Лерман Янкель, мастер серебряного цеха, в 1893 г. товарищ старшины серебряного цеха. Матвеев Петр, крестьянин Псковской губернии Палкинской волости, золотых и серебряных дел мастер, ученик мастера Андрея Емельянова, жил в Пскове на Запсковье в доме Авдотьи Васильевой, в 1886 г мастер — эксперт при приёме в цех Александра Столярова. Миллер Юлиус, биргер Режицкого уезда Курляндской губернии, жил в Пскове в доме Иевлева, серебряных дел мастер, в 1881 г. переехал в Псков из Режиц (Резекне).

Минин Егор Петрович, золотых и серебряных дел мастер, ремесленный голова до 1874 г. Имел ученика Александра Егорова Минина. Умер в 1880 г, более 30 лет был мастером серебряного цеха, товарищем старшины и старшиной, оставил по себе хорошее состояние, вследствие чего его вдове Марии Федоровне было отказано в денежном пособии от Ремесленной управы.

Минина Марья, мастер серебряного цеха. Михайлов Артемий, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер, учился у мастера Андрея Емельянова. Старшина серебряного цеха в 1883 г, мастер — эксперт, в 1879 г. свидетельствующий работу Петра Матвеева. В 1874 г. был уличен в работе

без свидетельства на производство ремесла, при этом имея подмастерьев. В присутствии Егора Минина и пробирного мастера Дмитрия Изъюрова у него обнаружили золото, серебро, мельхиор, ложки, серьги и т. п. Дело было передано мировому судье, приписка его в серебряный цех приостановлена. 02.11.1874 г. он был оправдан по суду и по заявлению Андрея Емельянова вновь приписан в серебряный цех.

Никитин Петр, крестьянин Псковского уезда Паниковской волости деревни Воронкино, золотых и серебряных дел мастер с 1893 г. Никифоров Ефим Никифорович, мастер серебряного цеха, в 1887 г. товарищ старшины, в 1889 г. — старшина серебряного цеха. Обрам Карл Август, золотых и серебряных дел мастер, дерптский гражданин, в 1878 г. дерптский подмастерье подал прошение о записи его в Псковский серебряный цех, работу его свидетельствовал Артемий Михайлов. Овчинников Василий, золотых и серебряных дел мастер, жил в Острове.

Окунев Абрам, золотых и серебряных дел мастер.

Павлов Даниил, псковский мещанин, проживал в доме Дайбера на Сергиевской улице, в 1888 г. товарищ старшины серебряного цеха, в 1893 г. — старшина серебряного цеха, мастер серебряного цеха.

Пескер Шлиома (Мендель Карпелович Ша-вель), подписывался Мендель Пескер или Шавель Пескер, мещанин Виленской губернии, проживал в г. Вильно, куда переехал из Ковенской губернии, мастер золотых и ювелирных дел, с 1890 г. мастер Псковского серебряного цеха.

Пивоваров Дмитрий Михайлович, мастер серебряного цеха, проживал по Великолуц-кой улице в доме Хмелинского.

Поляков Андрей Иванович, псковский мещанин, в 1893 г. приписан в серебряный цех мастером золотых и серебряных дел.

Раков Борух Хаимов, слуцкий мещанин, золотых и серебряных дел мастер, в 1881-1882 гг.

работал в Бобруйске, в1887 г. — в Смоленске, в 1894 г. упоминается в Пскове.

Расизинов (Рамзинов) Илья Тихонов, крестьянин Островского уезда, золотых и серебряных дел мастер.

Савельев Александр, золотых и серебряных дел мастер.

Сарапов Василий, золотых и серебряных дел мастер.

Серебренников Матвей Андреевич, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер.

Серебренникова Надежда Степановна, мещанская вдова, золотых и серебряных дел мастер.

Серебренников Михаил, золотых и серебряных дел мастер.

Столяров Николай, крестьянин Опочецкого уезда, золотых и серебряных дел мастер, жил в Святых Горах, умер в 1882 г.

Столярова Авдотья Степановна, крестьянская вдова, мастерица золотых и серебряных дел с 1883 г.

Столяров Александр Николаевич, государственный крестьянин Опочецкого уезда, золотых и серебряных дел мастер, жил в Святых Горах в деревне Слобода Тоболенец. Сысоев Иван, золотых и серебряных дел мастер, жил в Острове.

Тихомиров Алексей Иванович, старорусский мещанин, в 1879-80 гг. старшина серебряного цеха.

Широт Карл, Веценбергский гражданин с дипломом Вольмарской Ремесленной управы 1869 г., с 1875 г. приписан в псковский серебряный цех. Испытание проходил у мастера Андрея Емельянова.

Шохор Шмуяль, мастер серебряного дела. Штейн Роберт, золотых и серебряных дел мастер, «мастер-эксперт единственный этого ремесла в Псковском серебряном цеху» — подписал акт, удостоверяющий мастерство токаря инструментных дел мастера Осипа Суитсона.

Якимов Александр, золотых и серебряных дел мастер, жил в Опочке.

Клеймо Петр Кузнецов

Клеймо псковского мастера Ананьев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

Примечания

ГАПО. Путеводитель по архиву. Псков. 2011, С.74

Губернский Псков в архивных документах. Сборник документов ГАПО. Псков. 2010. с. 206. Благодарю Л. А. Огневу за указание на этот документ.

ГАПО ф. 23, оп. 1, д. 124 л. 38. Ф. 23, оп. 1 д. 263 л. 61. Ф. 23 оп. 1 д. 269 л. 52.

ГАПО ф. 23 оп. 1 д. 327 л. 3.

ГАПО ф. 23 оп. 1 д. 413 л. 3 об.

Свод Законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2 СПб., 1887 г.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 102 л. 8.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93-а л. 12 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93 л. 10 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 2 д.29 л. 14.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 160 л. 5 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 207 л. 3.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 143 л.1.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93 л. 1.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 86, л. 1.

ГАПО, ф. 118, оп. 1 д. 100 л. 8.

Свод законов СПб. 1887 т. XI. Ч. 2.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 1.

ГАПО Ф. 118 оп. 1 д. 8 л.13 ; ГАПО Ф. № 118 оп. д. 22 л. 5 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 6.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 8.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 12.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 15 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 16.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 18.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 78. л. 1.

Единственный пример - жалоба на мастера Андрея Емельянова за долгую работу: ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 37 л. 20 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 221 л. 17-33.

Например, мастера Михаила Ильина по его бедности и слабости здоровья от платежа цехового сбора освободили на текущий 1879 год. ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 50.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 162 л. 83.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 17 л. 16 об.

Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Выпуск третий. Псков: «Стерх», 2003. с. 246.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 12.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 38 л. 26 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 49.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 39 л. 19.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 223 л. 17.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 162 л.64 об.

Kkaalu Kirme. Esti soled. Tallinn. «Kunst» 1986 c. 102.

ГАПО, ф. 118 оп. 2 д.20 л. 6 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 д 38 л.18, 18 об.

ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 49.

ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 1 л. 23.

ГАПО, ф. 118 оп. 1 дд.73. л. 1,6 39 л. 2.

Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л.. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. с. 238. № 3244.

Постникова-Лосева М. М. , Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л.. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. с. 238. № 3247.

Там же. С. 127.

ГАПО, ф. 58 оп. 2 д. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.