и. ^.. 7 алицкая
Жизнь Псковского серебряного цеха в последней четверти XIX века
Псковский серебряный цех как орган ремесленного самоуправления входил в состав Псковской Ремесленной Управы, которая была создана на основании «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г.1 В этом же 1785 г. было издано и Ремесленное положение, которое способствовало этому процессу. Разумеется, и до создания цеха в Пскове существовало объединение серебряных дел мастеров, как это было в других русских ремесленных центрах. Но об организации работы Псковского серебряного ряда известно очень мало.
27 августа 1785 г. в «Ведомости о состоящих в псковском купечестве и мещанстве мастеровых людях» перечислено 8ммастеров
— сребреников: Кондратей Захарьев, Илья Маковозов, Иван Тимофеев, Иван Маково-зов, Никита Иванов, Петр Петров, Антон Духанин и Иван Ушаков.2 Причем, количество золотых и серебряных дел мастеров почти не увеличилось за столетие, и в 1894-1897 гг. их было 10.3 И только в начале ХХ в. наметилось увеличение числа ювелиров от 15 человек в 1909 г. 4до 25 в 1912 г.5 Но эти статистические данные уже не относятся к серебряному цеху, т. к. органы ремесленного самоуправления были ликвидированы в Пскове и Великих Луках в 1902-1903 гг. Окончательно ремесленные управы перестали существовать на основании декрета ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 ноября 1917 г.
Права и обязанности ремесленников и структура самоуправления регулировались «Уставом Ремесленным»6, и «вертикаль власти» была такова: ремесленники одной специальности избирали на сходе старшину и двух его товарищей.7 Они, в свою очередь, выбирали ремесленного голову, и он вместе с цеховыми старшинами и их заместителями
Галицкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных камней и металлов Псковского музея-заповедника.
составляли цеховую управу. Ремесленный голова после избрания утверждался в городовом магистрате, которому подчинялась ремесленная управа. Ремесленный голова и цеховые старшины заседали в городской думе. Избранные давали клятвенное, заверенное подписью, обещание в том, что они должны споспешествовать верной службе и пользе государственной, об ущербе объявлять и всякими мерами его отвращать, всяческую вверенную тайность хранить, всякий положенный на них чин определять инструкцией и регламентом и по совести исправлять; для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяге не поступать, а поступать так, чтобы перед Богом и Судом Его Страшным ответить.
Обычно городская власть определяла, сколько и какие цехи могут существовать в городе, исходя из местных условий.
Псковский серебряный цех объединял не только ювелиров, и это обстоятельство затрудняет исследование. Наименование «мастер серебряного цеха» не обозначает профессиональную принадлежность. Поэтому список мастеров, прилагаемый ниже, не включает в себя большое количество фамилий, отмеченных в документах серебряного цеха, а включенные в него мастера не всегда достоверно определены как ювелиры. В серебряный цех приписывали часовщиков8, жестянщиков9, резчиков печатей10, мастеров бронзового дела11, монументных дел мастеров12. Например, Василий Алексеев Ушаков, крестьянин Архангельской губернии Онежского уезда Посадской волости был принят мастером монументных дел в Псковский серебряный цех в 1893 г. Он переехал в Псков из Юрьева (Дерпта) и представил свидетельство из Санкт-Петербургской ремесленной управы резно-металлического цеха о праве производства ремесла.13 Ремесленники могли числиться в серебряном цехе как часовых и золотых дел мастер,14 жестяных и прово-
лочных дел мастер15 и даже гармонных дел мастером, который при принятии в серебряный цех на испытании делал гармонику под руководством и в мастерской Ефима Никифо-рова.16
В Псковский серебряный цех были приписаны жители не только Пскова. Это были прежде всего крестьяне Псковской губернии и волости, но и жители Ковенской и других близлежащих губерний17, а также Дерпта, Режицы, и даже Варшавы. Чтобы получить право именоваться мастером, нужно было подать заявление и при нём копию паспорта, удостоверение мирового судьи о поведении, свидетельство об ученичестве с отзывом мастера, аттестат подмастерья или представить документ из ремесленного цеха или учебного заведения, где претендент состоял до этого времени. Могло быть назначено испытание: сделать заказанный предмет в мастерской признанного мастера под его руководством, которое затем свидетельствовалось экспертами и на основании этого принималось решение. При этом заводилось дело «О приписке в серебряный цех» где находилось прошение вместе с остальными документами и аргументированным решением экспертов. Протокол решения подписывали старшины, и только после этого давалось разрешение на производство ремесла. На основании статей 388, 402 и 403 Устава18 мастер должен быть в состоянии завести мастерскую и иметь столько инструментов, сколько для него и, по крайней мере, одного подмастерья нужно для безостановочного отправления работы. Расходы по вступлению в цех составляли до 25 руб., но по уплате этих денег мастер на два года освобождался от всех повинностей в пользу Управы. Аттестат, который признавал претендента достойным ремесленником «предоставлял ему все права и преимущества, присвоенные мастерам, дабы он знал обязанности и выгоду свою». Текст Аттестата предписывает мастеру:
1. Поступать во всех делах по Высочайше утверждённому положению.
2. Вести дела благочестно.
3. Против управы своей и старшин быть почтительным.
4. Поведением своим подавать работникам и ученикам добрые примеры.
5. Работу по ремеслу своему производить отлично и приготовлять к назначенному по уговору сроку.
6. Чужую работу иного ремесла своей не называть.
7. С работниками и учениками своими обходиться справедливо, учить порядочно, работникам плату производить в определённое время и отпуск от себя чинить с письменным освидетельствованием.
8. В доме своём иметь право хозяина над рабочими и учениками и в случае их неповиновения касательно ремесла приносить жалобу цеховой управе.
9. Работников иногородних без дозволения не держать и учеников без письменного свидетельства другого мастера не принимать.
Без паспортных и без письменных видов никого не продерживать и когда кто без таковых явится представить в Управу.
10. Мальчиков без договора и записи в цех не держать.
11. Все государственные, городские и цеховые повинности исполнять...
Уже работающие мастера раз в год, должны были получать свидетельство на право производства ремесла. Только оно давало возможность иметь вывеску и нанимать подмастерьев и учеников. О соблюдении этого правила заботились все члены цеха.
Приём в члены цеха не был формальным. Например, дело о приписке в серебряный цех мастером Василия Фирсова, крестьянина Тверской губернии Ржевского уезда Никоновской волости деревни Монако-во длилось с ноября 1872 по декабрь 1875 г.
28 ноября 1872 г. Фирсов подал прошение о своём намерении заниматься посеребрением церковных вещей и просил о приписке в серебряный цех. За неграмотностью за него «отставной рядовой Николай Марков руку при-ложил».19 Надо сказать, что неграмотность не мешала быть не только приписанными в цех уважаемыми мастерами, но и избираться на должности старшин и товарищей, чему были прецеденты.20 19 декабря это прошение было рассмотрено собранием мастеров серебряного цеха, которые констатировали, что Фирсов был испытан мастером Егором Мининым в серебрении через огонь ризы на икону Ве-
ликомученика Георгия, высеребрено хорошо, поэтому по стт. 3 и 143 Устава Ремесленного Фирсова можно принять в цех мастером по-серебрения и бронзамирования и выдать ему свидетельство. Свидетельство было выдано 20 декабря 1872 г. за № 188. Через три года, 9 января 1875 г. Фирсов подал новое прошение о том, что им упущено то обстоятельство, что он знает вообще золотых и серебряных дел мастерство и просит принять его в цех мастером золотых и серебряных дел в чём и выдать свидетельство.21 14 января на собрании мастеров Фирсову на основании 143 статьи Устава Ремесленного назначается испытание в мастерской у мастера Матвея Серебреникова, где он должен изготовить благословящий крест и браслет.22 Через месяц, 13 февраля собрание мастеров серебряного цеха осмотрело представленные Фирсовым пробные работы: кольцо, перстень и серьги, и нашло, что по представленным образцам невозможно заключить в полной мере о знании просителем ремесла и предоставить ему права мастера, тем более что он не представил креста или браслета.23 17 февраля Фирсов подал в ремесленную Управу еще одно прошение, в котором говорится, что мастер Серебреников согласился на представление экспертам сделанных им предметов и не настаивал на отработке креста или браслета, и поэтому он просит разрешения при каком-либо мастере сделать крест для пробы в установленном порядке. Одновременно Фирсов послал жалобу Псковскому губернатору о медленности принятия его в число псковских цеховых, и
12 марта мастеру Матвею Серебренникову поручили провести вторичное испытание Фирсова.24 17 июня в Ремесленную управу поступило новое прошение, в котором незадачливый претендент сообщил, что в марте, когда назначено ему было второе испытание, через реку Великую не было сообщения, а потом мастер Серебренников заболел и умер, поэтому он не смог исполнить назначенную ему работу, и просил устроить новое испытание, принять в цех и выдать свидетельство.25 Теперь собрание согласилось на испытание у мастера Егора Петровича Минина. Но 21 ноября 1875 года Фирсов написал жалобу на стеснение, которое он испытывал в мастерской Минина, и поэтому не мог доделать
браслет.26 18 декабря собрание старейшин цеха и экспертов Е. П. Минина и Андрея Емельянова заявило, что вещи сделаны не хорошо и делались с помощью подмастерьев Минина, и поскольку Фирсов не имеет понятия в серебряном деле, в просьбе ему от-казать.27 Но неугомонный Фирсов, который имел жительство на Спасском подворье, всё же повесил вывеску, на которую он не имел права, и в марте 1883 г. Ремесленная Управа написала отношение в полицейское управление с просьбой предписать Фирсову в течение одного месяца переменить вывеску.28
Другой пример — дело крестьянина Псковской губернии Псковского уезда Пал-кинской волости деревни Крашняково Петра Матвеева. В 1879 г. он подал прошение о записи его мастером в серебряный цех на основании того, что он шесть лет обучался у мастера Андрея Емельянова учеником и восемь лет подмастерьем, и просил подвергнуть его испытаниям в знании ремесла через исполнение пробной работы. Ему было предложено сделать чеканку из серебра или меди одной средней и четырёх угольных частей к лицевой стороне Евангелия, каковую он должен исполнить в мастерской золотых и серебряных дел мастера Егора Петровича Минина под наблюдением Минина и Арте-мья Михайлова — мастеров — экспертов. Делать он её отказался за неимением материальных средств к исполнению. Прошение его было найдено справедливым и ему предложено было сделать чеканку одной угольной или средней части. По рассмотрению этой работы, он был принят в цех. В 1886 г. его уже избрали товарищем старшины серебряного цеха.29 Строгое отношение к ремеслу проявляется в отсутствии жалоб на работу мастеров серебряного цеха в отличие, например, от портных, маляров или сапожников.30
Раскладка повинностей на содержание Ремесленной Управы осуществлялась в зависимости от доходов того или иного мастера, решалось это коллегиально, мастеров приглашали специальными повестками, где они должны были расписаться в их получении и всегда вечером по окончании рабочего дня. Неявка на собрание по неуважительной причине влекла за собой штраф в 10 руб. Как правило, мастер платил за себя сбор в казну
на содержание Управы от одного до трех рублей, за подмастерье — от одного до полутора рублей, за ученика — 30-50 коп. Учеников и подмастерьев могло и не быть, а если они имелись, их было немного: подмастерьев
— 1-3, учеников — 1-4. Сбор взыскивался строго, при невыплате описывалось имущество, в этом участвовала полицейская управа.31 Случаи освобождения от взносов или их уменьшения за небольшими доходами, болезнью, старостью или иной уважительной причине аргументировались и не встречали возражений.32
Мастерство ювелира часто было потомственным. За вторую половину XIX в. прослеживаются несколько династий. Это семья мастера Серебренникова, клеймо которого с полным начертанием фамилии в прямоугольном вытянутом в ширину щитке встречается на панагии из собрания Псковского музея. Дом их находился у казарм Омского полка,33а магазин свой они имели в центре города. Имя псковского мещанина Матвея Андреевича Серебреникова встречается в документах как уважаемого золотых и серебряных дел мастера, упоминающегося с отчеством, в баллотировочном списке кандидатов в Сиротский суд от Ремесленной управы34. Он известен как строитель часовни св. Михаила Архангела неподалеку от церкви св. Александра Невского.35 После его смерти в 1875 г.36 разрешение на производство ремесла получила вдова Надежда Степановна Серебренникова, которая в 1880 г. 37 имела подмастерье Карла Якубсона38. У неё был сын Андрей Серебренников, живший вместе с нею и помогавший ей.39 В 1893 г. у мастерицы Надежды Серебренниковой значатся подмастерье Владимир Серебренников и ученик Федор Серебренников, — вероятно, уже внуки.40 Одновременно с Надеждой Серебренниковой работал золотых и серебряных дел мастер Михаил Сере-бренников41.
В Пскове работал представитель известной династии ювелиров Бломериусов. Основатель её Александр Иоханн Бломери-ус, уроженец Швеции, переселился в Пярну, затем в 1819 г. в Выру, где и работал до своей смерти в 1859 г.42 Он был ведущим ювелиром Выру, много работал по заказам сету, делал фибулы и считался основателем собствен-
ного стиля в их декорировке. До сих пор известен был только один его сын, как и отец, работавший в Выру. Но в псковских документах встречается имя Густава Александровича Бломериуса, мастера серебряного цеха.43 В 1879 г. золотых и серебряных дел мастер Роберт Штейн оценивал оптические инструменты умершего Бломериуса,44 и в этом же году его вдова Альвина Ивановна Бломериус взяла бразды правления в свои руки,45 и дело её пошло неплохо, потому что цеховой сбор её составил максимальную сумму — три рубля. Она имела и подмастерье — Ивана Кал-нина46. В Святых Горах в слободе Тоболенец работала семья ювелиров Столяровых: Николай, Александр Николаевич и Авдотья Степа-новна.47 Эти примеры можно умножать.
По закону ювелирные изделия должны пройти процесс опробования и иметь клейма, удостоверяющие его качество. В интересующий нас период ювелирное изделие должно было иметь, по крайней мере, три клейма: именное клеймо мастера, которое представляло собой инициалы имени и фамилии в щитке произвольной формы; клеймо пробирного мастера с датой в прямоугольном щитке; и городское клеймо, которое обычно было гербом города. Существовало в это время ещё клеймо альдермана, т. е. цехового старшины, или мастера по качеству, которое отмечало высокое качество изделия. Оно имело сердцевидную форму и состояло из буквы «А» — первой буквы слова альдерман и двух инициалов мастера. Самое раннее городское клеймо Пскова датировано 1768 годом, оно обнаружено М. М. Постниковой-Лосевой.48 Клеймо оставалось неизменным по содержанию — это всегда барс, идущий влево, и над ним выходящая из облака рука, менялся только фон и форма щитка. В 1858-1860 гг. клеймо Пскова включало в себя дату.49 В 1802 г. в России учреждаются министерства, и управлением пробирным надзором с этого времени ведало Министерство финансов. Пробирные операции проводились в специально оборудованных пробирных палатках. По указу
13 июня 1861 г. пробирные палатки были преобразованы в пробирные учреждения при казённых палатах губернских городов (это не касалось обеих столиц). В 70-е гг. многие пробирные учреждения были упразднены.
Например, новгородские мастера должны были клеймить свои изделия в Петербурге. В 1882 г. многие из закрытых пробирных учреждений возобновили.50 Почти ничего пока не удалось найти об организации пробирного надзора в Пскове. Из просмотренных дел определяется существование в Пскове пробирного учреждения в 1870 г.51 Возможно, в дальнейшем удастся что-либо узнать об организации пробирного дела в Пскове.
Приложение
Список мастеров-серебренников последней четверти XIX в.
Абрамов Василий, крестьянин, золотых и серебряных дел мастер.
Ананьев Александр Богданович, псковский мещанин, мастер серебряного цеха, умер в феврале 1893 г.
Бломериус Густав Александрович, мастер серебряного цеха умер в 1879 г.
Бломериус Альвина Ивановна, мастерица серебряного цеха.
Болотов Д., товарищ старшины серебряного цеха в 1875 г.
Васильев Михаил, золотых и серебряных дел мастер.
Волков, старшина серебряного цеха в1875 г. Габрилович Габриель, мастер серебряного цеха.
Гордон Николай Михайлович, золотых и серебряных дел мастер, товарищ старшины серебряного цеха в 1879-80 гг.
Димант Оскар, мещанин Ковенской губернии, мастер серебряного цеха, избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1888 г.
Емельянов (Амельянов) Андрей, золотых и серебряных дел мастер, старшина серебряного цеха в 1874-75 гг., в 1888 г. избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами.
Зимин Николай, мастер серебряного цеха, ученик мастера Алексея Ивановича Тихомирова.
Иванов Ефим Корныльевич, мастер серебряного цеха, ремесленный голова с 1874 г.
Козлов Василий, мастер серебряного цеха. Кузнецов Иван Иванович, золотых и серебряных дел мастер, старшина серебряного цеха в 1890 г, учился у Егора Петровича Минина.
Кузнецов Петр Иванович, старшина серебряного цеха в 1886 г., избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1889 г, учился у мастера Карла Августа Обрама.
Лапотников Андреян Емельянов, серебряных дел мастер.
Лапотников Илья, золотых и серебряных дел мастер, проживал в деревне Загорье Псковского уезда.
Лейсбергардт Иван Тимофеев, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер, избирался депутатом посредником между Пробирной палаткой и мастерами в 1889 г, жил в г. Острове.
Люрба (Лурья) Давид Овсеевич, мещанин Новоалександровского уезда Ковенской губернии, часовых и золотых дел мастер. Лерман Янкель, мастер серебряного цеха, в 1893 г. товарищ старшины серебряного цеха. Матвеев Петр, крестьянин Псковской губернии Палкинской волости, золотых и серебряных дел мастер, ученик мастера Андрея Емельянова, жил в Пскове на Запсковье в доме Авдотьи Васильевой, в 1886 г мастер — эксперт при приёме в цех Александра Столярова. Миллер Юлиус, биргер Режицкого уезда Курляндской губернии, жил в Пскове в доме Иевлева, серебряных дел мастер, в 1881 г. переехал в Псков из Режиц (Резекне).
Минин Егор Петрович, золотых и серебряных дел мастер, ремесленный голова до 1874 г. Имел ученика Александра Егорова Минина. Умер в 1880 г, более 30 лет был мастером серебряного цеха, товарищем старшины и старшиной, оставил по себе хорошее состояние, вследствие чего его вдове Марии Федоровне было отказано в денежном пособии от Ремесленной управы.
Минина Марья, мастер серебряного цеха. Михайлов Артемий, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер, учился у мастера Андрея Емельянова. Старшина серебряного цеха в 1883 г, мастер — эксперт, в 1879 г. свидетельствующий работу Петра Матвеева. В 1874 г. был уличен в работе
без свидетельства на производство ремесла, при этом имея подмастерьев. В присутствии Егора Минина и пробирного мастера Дмитрия Изъюрова у него обнаружили золото, серебро, мельхиор, ложки, серьги и т. п. Дело было передано мировому судье, приписка его в серебряный цех приостановлена. 02.11.1874 г. он был оправдан по суду и по заявлению Андрея Емельянова вновь приписан в серебряный цех.
Никитин Петр, крестьянин Псковского уезда Паниковской волости деревни Воронкино, золотых и серебряных дел мастер с 1893 г. Никифоров Ефим Никифорович, мастер серебряного цеха, в 1887 г. товарищ старшины, в 1889 г. — старшина серебряного цеха. Обрам Карл Август, золотых и серебряных дел мастер, дерптский гражданин, в 1878 г. дерптский подмастерье подал прошение о записи его в Псковский серебряный цех, работу его свидетельствовал Артемий Михайлов. Овчинников Василий, золотых и серебряных дел мастер, жил в Острове.
Окунев Абрам, золотых и серебряных дел мастер.
Павлов Даниил, псковский мещанин, проживал в доме Дайбера на Сергиевской улице, в 1888 г. товарищ старшины серебряного цеха, в 1893 г. — старшина серебряного цеха, мастер серебряного цеха.
Пескер Шлиома (Мендель Карпелович Ша-вель), подписывался Мендель Пескер или Шавель Пескер, мещанин Виленской губернии, проживал в г. Вильно, куда переехал из Ковенской губернии, мастер золотых и ювелирных дел, с 1890 г. мастер Псковского серебряного цеха.
Пивоваров Дмитрий Михайлович, мастер серебряного цеха, проживал по Великолуц-кой улице в доме Хмелинского.
Поляков Андрей Иванович, псковский мещанин, в 1893 г. приписан в серебряный цех мастером золотых и серебряных дел.
Раков Борух Хаимов, слуцкий мещанин, золотых и серебряных дел мастер, в 1881-1882 гг.
работал в Бобруйске, в1887 г. — в Смоленске, в 1894 г. упоминается в Пскове.
Расизинов (Рамзинов) Илья Тихонов, крестьянин Островского уезда, золотых и серебряных дел мастер.
Савельев Александр, золотых и серебряных дел мастер.
Сарапов Василий, золотых и серебряных дел мастер.
Серебренников Матвей Андреевич, псковский мещанин, золотых и серебряных дел мастер.
Серебренникова Надежда Степановна, мещанская вдова, золотых и серебряных дел мастер.
Серебренников Михаил, золотых и серебряных дел мастер.
Столяров Николай, крестьянин Опочецкого уезда, золотых и серебряных дел мастер, жил в Святых Горах, умер в 1882 г.
Столярова Авдотья Степановна, крестьянская вдова, мастерица золотых и серебряных дел с 1883 г.
Столяров Александр Николаевич, государственный крестьянин Опочецкого уезда, золотых и серебряных дел мастер, жил в Святых Горах в деревне Слобода Тоболенец. Сысоев Иван, золотых и серебряных дел мастер, жил в Острове.
Тихомиров Алексей Иванович, старорусский мещанин, в 1879-80 гг. старшина серебряного цеха.
Широт Карл, Веценбергский гражданин с дипломом Вольмарской Ремесленной управы 1869 г., с 1875 г. приписан в псковский серебряный цех. Испытание проходил у мастера Андрея Емельянова.
Шохор Шмуяль, мастер серебряного дела. Штейн Роберт, золотых и серебряных дел мастер, «мастер-эксперт единственный этого ремесла в Псковском серебряном цеху» — подписал акт, удостоверяющий мастерство токаря инструментных дел мастера Осипа Суитсона.
Якимов Александр, золотых и серебряных дел мастер, жил в Опочке.
Клеймо Петр Кузнецов
Клеймо псковского мастера Ананьев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Примечания
ГАПО. Путеводитель по архиву. Псков. 2011, С.74
Губернский Псков в архивных документах. Сборник документов ГАПО. Псков. 2010. с. 206. Благодарю Л. А. Огневу за указание на этот документ.
ГАПО ф. 23, оп. 1, д. 124 л. 38. Ф. 23, оп. 1 д. 263 л. 61. Ф. 23 оп. 1 д. 269 л. 52.
ГАПО ф. 23 оп. 1 д. 327 л. 3.
ГАПО ф. 23 оп. 1 д. 413 л. 3 об.
Свод Законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2 СПб., 1887 г.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 102 л. 8.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93-а л. 12 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93 л. 10 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 2 д.29 л. 14.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 160 л. 5 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 207 л. 3.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 143 л.1.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 93 л. 1.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 86, л. 1.
ГАПО, ф. 118, оп. 1 д. 100 л. 8.
Свод законов СПб. 1887 т. XI. Ч. 2.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 1.
ГАПО Ф. 118 оп. 1 д. 8 л.13 ; ГАПО Ф. № 118 оп. д. 22 л. 5 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 5 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 6.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 8.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 12.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 15 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 16.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 18.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 78. л. 1.
Единственный пример - жалоба на мастера Андрея Емельянова за долгую работу: ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 37 л. 20 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 221 л. 17-33.
Например, мастера Михаила Ильина по его бедности и слабости здоровья от платежа цехового сбора освободили на текущий 1879 год. ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 50.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 162 л. 83.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 17 л. 16 об.
Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Выпуск третий. Псков: «Стерх», 2003. с. 246.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 22 л. 12.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 38 л. 26 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 49.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 39 л. 19.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 223 л. 17.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д. 162 л.64 об.
Kkaalu Kirme. Esti soled. Tallinn. «Kunst» 1986 c. 102.
ГАПО, ф. 118 оп. 2 д.20 л. 6 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 д 38 л.18, 18 об.
ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 9 л. 49.
ГАПО, ф. 118 оп. 2 д. 1 л. 23.
ГАПО, ф. 118 оп. 1 дд.73. л. 1,6 39 л. 2.
Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л.. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. с. 238. № 3244.
Постникова-Лосева М. М. , Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л.. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. с. 238. № 3247.
Там же. С. 127.
ГАПО, ф. 58 оп. 2 д. 14.