Научная статья на тему 'Украшения сету из коллекции Псковского музея-заповедника Общеэстонские украшения'

Украшения сету из коллекции Псковского музея-заповедника Общеэстонские украшения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украшения сету из коллекции Псковского музея-заповедника Общеэстонские украшения»

и. А. Галицкая

Украшения сету из коллекции Псковского музея-заповедника

Общеэстонские украшения

Так назвала этот тип украшений в своей диссертации М. Э. Пихо1. К ХУП-му столетию на всей территории Эстонии получили распространение пряжка-сыльг, монеты-подвески, серебряные ожерелья из полых бусин2. После окончания Северной войны и присоединения Прибалтийских земель к России, у сету появились аналогичные эстонским серебряные украшения. Сетуский хельме-кырд ведет свое происхождение от эстонских металлических бус, известных еще в эпоху Ренессанса3. С течением времени, следуя вкусам сету, бусины приобретут более крупные размеры. Из коллекции музея ПАО происходит хельмекырд (бусинный ряд) с неопределимыми клеймами, который можно датировать началом XIX века. (ПГОИАХМЗ КП-257) Он представляет собой сборное ожерелье из 20 полых серебряных бусин яйцевидной формы, 8 литых крестов и 7 подвесок в виде листьев с резным орнаментом. На трех центральных подвесках изображен прямой четырехконечный «латинский» крест с сиянием, исходящим от него, вписанный в равнобедренный треугольник. На обороте подвесок круто вьющиеся листья аканта, покрытые штриховкой. Те же мотивы листьев аканта в стиле «крестьянского барокко» и четырехконечные кресты мы видели на больших фибулах. И это не случайно, т. к. автором подвесок является мастер из Выру Александр Бломериус, уже знакомый нам представитель династии, создавшей собственный стиль орнаментации «большой пряжки» сету. На трех других подвесках в узоре также представлены кресты, треугольники, косая штриховка и косая решетка, но в ином композиционном

Галицкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных камней и металлов Псковского музея-заповедника.

соотношении. По краям между бусин ожерелья крепятся за ушки «процветшие» кресты, восьмиконечные, с орудиями страстей, плетенкой под нижней оконечностью креста, с надписями, прославляющими Христа, под титлами: «ЧЬС», «НИК» («Царь Славы», «Победитель»), на боковых ветвях — «ХС», «ХС» (вместо «ИС» ХС» — возможно, ошибка лютеранского ювелира, не совсем знакомого с иконографией православных крестов; впрочем, подобные «опечатки» встречаются и на крестах-тельниках ХУЛ-ХУт веков, такой мог послужить образцом для отливок). Два типа крестов в составе украшения, отличаются друг от друга незначительно. Те, что украшены по периметру листьями, имеют на средокрестии цату (символ Царства и Первосвященства), у крестов, орнаментированных по периметру кружками, на средокрестии помещена окружность (символ тернового венца или Христа-солнца истины). Форма крестов типична для русских изделий конца XVII-XIX веков. Ожерелье заканчивается цепедер-жателями кольцеобразной формы, за которые оно крепилось. Подобного рода сборные ожерелья имели широкое распространение. Много аналогичных украшений хранится в богатейшей сетусской коллекции Российского этнографического музея. Вероятнее всего подобные «ряды» собиралось из элементов, не все из которых были сделаны в одной мастерской и одними руками. Не случайно клеймо маркирует здесь только листовидные подвески.

Существовали и целиком состоящие из листовидных подвесок ожерелья-лёхекырд (лиственный ряд). В коллекциях музеев это большая редкость4. Увеличение размеров нагрудной фибулы, которая занимала все большее место на груди женщины-сету, проис-

ходившее в течение конца XVIII — первой половины XIX века повлекло за собой исчезновение старинных массивных украшений5. По мнению М. Э. Пихо, лиственный ряд исчез из употребления в XIX веке6. Таким образом, псковская коллекция обладает редким экземпляром. На девяти подвесках этого ожерелья (КП-255) резной орнамент включает изображение шестиконечной звезды, в центре которой — резная косая решетка. Можно предположить, что это образ подсолнечника, который в культурах многих народов символизирует плодородие и процветание. Самым ранним из этой группы украшений может считаться ожерелье, состоящее из цепочки якорного плетения, 10 крупных бусин яйцевидной формы и 8 привесок из монет по краям (КП-256). Монеты с датами от 1623 до 1776(?) годов позволяют датировать ожерелье концом XVIII — началом XIX столетия.

К числу общеэстонских украшений относятся так называемые «монеты со спицами», получившие распространение в середине — второй половине XIX века. Это монета или медаль иногда со стертым изображением, которая заключена в обрамление из просечного ажурного орнамента, обрамленного, в свою очередь ободком. Плоская широкая петля со штампованными бороздками, припаянная вверху превращает ее в подвеску (КП-426 ПЧМ, КП-114 МЗИ). На монете со стертым номиналом может быть изображена сюжетная композиция. Изборский образец «монеты со спицами» демонстрирует нанесенный резьбой контурный рисунок храма, на обороте этой подвески резьбой изображена шестиконечная звезда с четкими осями симметрии. На этих подвесках нет клейм, но подобные им производились во множестве на территории Эстонии, и были широко распространены как Северной (Вирумаа), так и в Западной Эстонии (Лихула)7. Очень много делал их мастер Магнус Вильгельм Брак-ман(1808-1862), ювелир г. Пярну8. «Монеты

со спицами» могли носиться как одиночная подвеска на цепи, могли сочетаться с крестами, монетами. В нашем случае они включены в состав сборных ожерелий и составляют их композиционный центр. Печорское собрание обладает украшением с клеймом дерптского мастера Роберта Юлиуса Хуго Хермана на отдельных, составляющих его, деталях. Клейма стоят на ушках пуговиц, которые воспроизводят широко известные образцы русского прикладного искусства семнадцатого века, и «монете со спицами». Не совсем удачная композиция ожерелья заставляет предположить, что собиралось оно менее опытной рукой, чем известный ювелир Херман, которому, возможно, принадлежат только клейменые детали. Как мы могли убедиться, подвески ожерелий иногда требуют особого изучения. Это могут быть русские серебряные со сканью пуговицы XVП-XVШ веков, широко продававшиеся в свое время в серебряных рядах, которые, вероятно, настолько нравились заказчикам, что вызывали подражания ювелиров конца XIX столетия. Во многих случаях — это старинные западноевропейские монеты. Они могут сочетаться с литыми сердечками — приметой влияния городской мещанской культуры. Среди подвесок выделяется неожиданное использование в таком качестве замка цепи (КП-4943).

Изготовление подобных ожерелий не требовало больших высот ювелирного мастерства. Их могли собирать из отдельных частей, которые изготовлялись в городах Тарту, Выру или Пярну, и в соседних деревнях, ювелирами, не входящими в цеховые объединения и не имеющих своего клейма. Способы крепления вставок тоже просты. Но традиционная выверенная композиция, крупный размер и лаконичность деталей, которые хорошо воспринимались с любого расстояния, яркость цветных вставок делали эти украшения по-своему красивыми.

Примечания

Пихо М. Э. Металлические украшения сету XIX-XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1997, С. 10. Тамярв Марет. Эстонский народный костюм. Таллинн: Изд. «КПД», 2001, С.13. Православные кресты народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока и сету в собрании Российского этнографического музея. Выпуск I // Засецкая М. Л. Сету — народ Печорской земли. СПб, 2013, С. 246. Тамярв, Марет, Эстонский народный костюм. Таллинн: Изд. «КПД», 2001. С. 13. Пихо М. Э. Украшения сету XVII-XIX вв. // Псков в российской и европейской истории (к 1100-летию летописного упоминания) Т. 2. М., 2003, С. 76. Засецкая М. Л. Сету — народ печорской земли, С. 245. Там же, С. 77.

Тамярв, Марет, Эстонский народный костюм, приложения. Kaalu Kirme. Esti soled. Tallinn. 1986, С. 171.

4

Приложения

Расшифровка клейм сделана на основании определителей: М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР. М., 1982, Kaalu Kirme. Eesti soled. Tallinn, 1986 и материалов ГАПО.

1. КП-255 ПГОИАХМЗ

Украшение шейно — нагрудное женское народности сету сборное ожерелье лёхекырд — лиственный ряд. Состоит из трех якорного плетения цепей с широкими плоскими звеньями, орнаментированными невысоким рельефом в виде трех выпуклых полос. Все три цепи скреплены по краям двумя крупными кольцами. К звеньям цепи на кольцах крепятся плоские свободно висящие подвески в виде листьев. По данным М. Э. Пихо, сету считают их листьями черемухи. Их 5, 7 и 9 соответственно длине цепей. Размер листьев увеличивается к центру. Они орнаментированы резьбой стилизованными прожилками, иногда располагающимися произвольно, на 9-ти из них резной орнамент включает изображение шестиконечной звезды, вписанной в двойную окружность, наружная линия которой повторяет форму листа. Центр звезды — двойная окружность с косой решеткой внутри нее. Шесть подвесок, не имеющих авторского клейма, орнаментированы проще или имеют другую форму, чем клейменые детали.

Материал, техника: белый металл (мельхиор, нейзильбер?), резьба, волочение, пайка.

Надписи, клейма: на 15 листьевидных подвесках имеется клеймо в виде сдвоенного знака: ^

Датировка, атрибуция: к. XVIII — н. XIX в. Эстония.

Размер: длина цепей соответственно — 48 см, 64 см, 91,5 см, размеры большего листа — 9,5х6,5 см.

Сохранность: деформация, загрязнение, потемнение металла, пятна, патина.

Реставрация: не подвергалась

Происхождение: из коллекции музея ПАО, возвращено из эвакуации в 1945 г.

Литература: М. Э. Пихо, Украшения сету XVII-XIX в. // Псков в Российской и европейской истории (К 1100-летию летописного упоминания) Т. 2. М., 2003, С. 76-77. И. А. Галиц-кая. Ради жизни на земле // Мир металла 2008 № 1(38), С. 70-73.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 г.

2. КП-256 ПГОИАХМЗ

Украшение шейно с нагрудное женское народности сету — ожерелье из металлических бусин с подвесками. М. Л. Засецкая по отношению к такого типа украшениям употребляет термин «жемчуга». Состоит из цепочки якорного плетения, 10 крупных бусин яйцевидной формы, размер которых увеличивается к центру и 8 привесок из крупных в центре и меньшего диаметра монет по краям. Бусины украшены частым мелким рельефом чеканных круглых выступов («гусиной кожей») и состоят из двух половин. Половинки соединены наложенным сверху пояском с косой насечкой. В рельефный орнамент центральных бусин введены круглые выпуклости впятеро большего диаметра, чем остальные. Монеты: гривенник 1735 г, 15 коп. 1776(?) г, монета 1623 г, шведская (?)монета 1641 г монета 1626 г, аналогичная 1623 г, гривня польская(?), монета 1695.

Материал, техника: цепь — серебро 875°, бусины — 500°, монеты — 960, 875, 800, 750, 500°, резьба, чеканка, волочение, пайка.

Надписи, клейма: отсутствуют.

Датировка, атрибуция: конец XVIII — начало XIX в.

Размер: длина — 114 см, вес — 210,48 г.

Сохранность: многочисленные деформации бусин и звеньев цепи, загрязнение, в цепочке утраты звеньев скреплены ниткой, многочисленные разрывы и мелкие утраты металла, следы чинок, монеты сильно потерты, опилены, разорваны по краям, царапины, пятна патины.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: из довоенного собрания, возвращено из эвакуации в 1945 г.

Выставки: Выставка нумизматики Псковского музея «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

*

ш

%

Тм I

Л*

тт',

ц

*

#

3. КП-257 ПГОИАХМЗ

Украшение шейно — нагрудное женское народности сету сборное ожерелье из 20 серебряных бусин яйцевидной формы, 8 литых крестов и 7 подвесок в виде листьев с резным орнаментом. Размер бусин увеличивается к центру. Размер самой крупной — 4,9х3,6 см, наименьшей — 2,2х2,5 см. Половинки бусин соединены серебряной накладной рельефной полоской с орнаментом косой параллельной штриховки. Бусины покрыты чеканным орнаментом ложной зерни — «гусиной кожи». Семь крупных листьевидных удлиненных подвесок имеют выступ с отверстием для крепления вверху и заостренный нижний конец. Все имеют прихотливо вырезанный фестончатый край, украшены геометрической и растительной резьбой в виде вьющихся листьев типа аканта в стиле «крестьянского барокко». Подвески крепятся к ожерелью при помощи крупных серебряных бусин, декорированных также чеканкой и накладками с насечкой по диаметру. «Листья» свободно подвешены на сканых кольцах. Подвески отличаются декором и размерами. Самая маленькая справа — скромнее остальных, она не имеет клейм, декор и форма ее проще. Три центральных подвески имеют три клейма, поставленных друг под другом, в виде прямоугольника с двойным косым крестом, вписанном в него. На лицевой стороне этих подвесок центр занимает прямой четырехконечный «латинский» крест с сиянием, исходящим от средокрестия, вписанный между двумя равнобедренными треугольниками. На обороте — круто вьющиеся листья, покрытые штриховкой. На трех других подвесках в верхней части видны нечитаемые клейма. В их узоре также представлены кресты, треугольники, косая штриховка и косая решетка, но в ином композиционном соотношении. Орнамент вьющихся листьев более спокойный. Между бусин ожерелья крепятся за ушки «процветшие» кресты, восьмиконечные с орудиями страстей, плетенкой под нижней оконечностью креста, с надписями под титлами: «ЧЬС», «НИК», на боковых ветвях — «ХС», «ХС» (!). Все кресты

разной степени сохранности. Отливки двух типов. Те, что украшены по периметру листьями, имеют на перекрестье креста цату и гладкую оборотную сторону, у орнаментированных по периметру кружками, на перекрестье — окружность (символ тернового венца или Христа как солнца), оборот украшен плетенкой, заканчивающейся на верхней перекладине креста распустившимися цветами.

Материал, техника: серебро 650°, белый металл (кресты), литье, резьба, скань, пайка, чеканка.

Надписи, клейма: «АВ», двойной косой крест в прямоугольном щитке трижды друг под другом.

Датировка, атрибуция: Александр Бломериус младший (?) середина XIX в. Эстония,

Выру.

Размер: длина — 90,5 см, длина большого листа 11,5 см, вес — 395,4 г.

Сохранность: деформация, загрязнение, разрывы и небольшие утраты металла, на бусинах многочисленные заплаты и следы грубых чинок, патина, потертости и каверны в отливках.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: из музея ПАО, возвращена из эвакуации в 1945 г.

Литература: И. А. Галицкая. Ради жизни на земле // Мир металла 2008 №2 1 (38), С. 70-73.

Выставки: открытое хранение «Золотая кладовая» с 2006 г, выставка «Драгоценный убор русской иконы» август 2010 — апрель 2011 гг. Псковский музей — заповедник, выставочный зал.

4. КП-5961 ПГОИАХМЗ

Украшение шейное женское народности сету — сборное однорядное ожерелье состоящее из замкнутой цепи со свободно висящими подвесками — российскими монетами 1735 — 1912 гг. Центральная монета — полтина 1849 г — окружена прорезным орнаментом и играет роль средника в большой центральной круглой подвеске. Плоский прорезной орнамент припаянный вокруг монеты, по наружному краю зажат между двумя рядами площеной сканой проволоки, которые образуют окружность. К обрамлению припаяно плоское круглое ушко с резным орнаментом косых крестов. Прорезной орнамент состоит из равносторонних треугольников, сходящихся верхним концом и образующих прорезной крест и прорезных завитков. Цепь якорного плетения из плоских круглых, орнаментированных тремя рельефными полосами колец. Монеты — подвески прикреплены на кольцах и дужках, припаянных к монете, украшенных геометрической резьбой. Монеты: 50 копеек 1897 г, 50 коп. 1912 г, рубль 1891 г, рубль 1899 г, рубль 1896 г, рубль 1814 г, рубль 1819(?) г, полтина 1849 г, рубль 1735 г, рубль 1898 г, рубль 1899 г, рубль 1897 г, рубль 1897 г, полтина 1839 г, 50 копеек 1896 г.

Материал, техника: серебро 900° — (полтинники — 3 шт., рубли — 7 шт.), 868° — полтинники 1849 г,1839г., рубли — 1812, 1814 г, 750° — ушки монет и цепь серебро 800° — рубль 1735 г, 600° украшение с орнаментом. Резьба, чеканка, просечка, волочение, скань, штамповка, пайка.

Надписи, клейма: отсутствуют.

Датировка, атрибуция: Россия, нач. XX в.

Размер: 120 см, d колец — 0,8 см, d центральной подвески 6,1 см, вес: 346,27 г.

Сохранность: загрязнения, царапины, на монетах спилы по гурту, сильная потертость.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретено у Сыгель Марии Николаевны, проживавшей в деревне Невское Олохово Паниковского с/с Печорского района во время экспедиции Е. Н. Скобельцыной в июле 1969 г.

Выставки: выставка нумизматики Псковского музея «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

5. КП-426 ПЧМ

Украшение шейное женское народности сету — сборное ожерелье трехрядное, состоящее из цепи якорного плетения и свободно висящих подвесок из монет и двух крупных пуговиц. Цепь состоит из плоских пластинчатых колец с ребристой наружной поверхностью круглых в двух верхних цепях и овальных — в нижней. Звенья цепи перемежаются круглыми кольцами большего диаметра из круглого дрота, к которым за плоские ребристые ушки подвешены монеты. Верхний ряд: 20 копеек 1861 года, рубль 1814 года, 50 копеек 1896 года, рубль 1828 года. Средний ряд: рубль 1817 года, рубль 1841 года, рубль 1841 года, рубль 1818 года. Центральная монета 25 копеек 1860 года окружена прорезным орнаментом, покрытым зигзагообразным резным узором. Прорезной орнамент, припаянный вокруг монеты, по наружному краю зажат между двумя рядами площеной сканой проволоки, которые образуют окружность. По обеим сторонам этого центрального элемента ожерелья привешены две пуговицы с ушком и гладкой верхней половиной, покрытой сильно потертым резным геометрическим орнаментом. Нижняя половина украшена просечным узором кругов и листьев. Половинки пуговиц соединены серебряной накладной полоской. Подвески нижнего ряда: рубль 1832 года, рубль 1844 года, рубль 1844 года, рубль 1841 года, рубль 1877 года, рубль 1818 года, рубль 1841 года. Все три цепи собираются на два крупных кольца-цепедержателя из круглого дрота.

Материал, техника: серебро 875° и 500°, чеканка, резьба, просечка, волочение, скань, штамповка, пайка.

Надписи, клейма: на ушках пуговиц и прорезного обрамления центральной монеты почти нечитаемое городское клеймо Дерпта или Риги II пол. XIX века. Рядом в овале фамиль-

ное клеймо мастеров Роберта Юлиуса Хуго и Готлиба Дейдриха Херманов «RH». Исходя из датировки монет, работа может принадлежать Р. Ю. Х. Херману.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX, Дерпт.

Размер: верхняя цепь — 25,5 см, d колец 0,8 см, средняя цепь — 48 см, нижняя цепь — 60,5 см, вес: — 416,30.

Сохранность: загрязнения, потертости, деформации, царапины, редкие пятна пятины, утраченное кольцо нижней цепи заменено ниткой.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: Приобретено в 1959 г. у Корде Алиде Ильиничне, проживавшей в деревне Киово, Обинитского с/с, Выруского р-на ЭССР.

Выставки: «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

6. КП-114 МЗИ

Украшение шейное женское народности сету — ожерелье пятирядное. Состоит из разной длины пяти цепей из круглого дрота панцирного плетения и подвесок: монет, сердечек, шариков и пуговиц. Цепи с обеих сторон припаяны к фигурной конструкции, которая фиксирует их местоположение в составе ожерелья. На самой маленькой цепи три подвески. Центральная — сердечко, по сторонам от нее — шарики. Все они украшены красными, зелеными и синими ограненными фасетной огранкой стеклами в кастах. На сердечке три стекла, на шариках по пять. Каст представляет собой прямоугольную пластинку, углы которой загнуты и держат стеклянную вставку так, что она видна в форме креста. На следующей цепи пять подвесок: центральная — пуговица с ушком, гладкой верхней и украшенной сканым орнаментом и зернью позолоченной нижней частью, которая оканчивается пирамидкой из четырех шариков зерни. Верхнюю и нижнюю часть разделяет витой ободок из площеной позолоченной проволоки. По краям — по два сердечка и два шарика. На средней цепи четыре шарика с цветными стеклами и три подвески, где в центре находится «монета со спицами», прорезной орнамент состоит из треугольных и прямоугольных расходящихся от монеты лучей. Обрамляют подвеску в виде окружности два ряда сканой площеной проволоки, между которыми закреплен наружный край просечного орнамента. Центральная подвеска имеет на одной стороне резное изображение стоящего на земле, обозначенной штрихами, храма с двускатной крышей, дверью, двумя окнами и куполами, один из которых увенчан крестом, другой купол — с окном. Сверху на храм падают лучи света. На обороте центральной подвески, на заштрихованном поле изображена шестиконечная звезда. Монеты со спицами — 25 коп. 1860 г. и 25 коп. 1856 г. Подвески четвертой цепи: три монеты с ушками, два сердечка и один шарик, симметричная ему подвеска — шарик утрачена. Монеты: один рубль 1837 г, рубль с нечитаемой датой, монета или медаль финская (?). Нижняя, самая длинная цепь, украше-

на семью монетами, двумя шариками между крайними монетами и четырьмя пуговицами в центре. Монеты: рубль 1841 г., рубль 1843 (?) г., рубль 1845 (?) г., ^ рубля 10 злотых (год нечитаемый), рубль 1831 г., рубль 1819 г.

Материал, техника: серебро 875°, ограненное цветное стекло, литье, чеканка, резьба, просечка, скань, волочение, пайка.

Надписи, клейма: отсутствуют.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в.

Размер: длина цепей 42,3, см, 47 см, 57 см, 69,7 см, 84 см, вес: 552,5 /546 г.

Сохранность: многочисленные деформации, множественные царапины, патина, значительные потертости, особенно на монетах до полного неразличения знаков, утрата зубца в прорезном орнаменте центральной монеты, в среднем ряду утрачено цветное стекло на подвеске — шарике, утрачено соединительное кольцо в 4-м ряду, там же утрачена подвеска — шарик, небольшие разрывы и деформации металла на подвесках.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретено от Ванатало Марии Яковлевны д. Подгорье Печорского р-на в 1972 г.

Литература: Галицкая И. А. Ради жизни на земле // Мир металла 2008 № 1(38), С. 70-73.

Выставки: «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

- .............

......ч

0 ч

■Л/ Т

7. КП-4943 ПГОИАХМЗ

Украшение женское шейное народности сето — сборное трехрядное ожерелье из трех цепочек со свободно и равномерно висящими подвесками, сгруппированными в центральной части украшения. Цепочки якорного плетения с круглыми выпуклыми звеньями. Все три цепочки разной длины закреплены на концах в двух круглых кольцах диаметром 0,2 см. Верхняя короткая цепочка в центре имеет в качестве украшения коробчатый замок прямоугольной формы с пятью глухими кастами собранными розетку в виде четырехлепесткового цветка с тремя зелеными и двумя красными ограненными стеклами в них. По сторонам замка расположены по четыре висящие на кольцах пятикопеечные монеты 1900, 1886, 1895, 1850, 1853, 1895, 1897, 1901 гг. Средняя цепочка имеет 11 монет — подвесок, равномерно расположенных по всей длине. Монеты достоинством 5 копеек 1890, 1901, 1898, 1899, 1900, 1885, 1898, 1889, 1882, 1887 гг. Лицевой стороной ожерелья служат аверсы монет. На нижней цепочке подвесками служат пуговицы XVII (?) века. Все пуговицы серебряные золоченые шарообразные, состоящие из двух половинок с ушком в виде круглого кольца с рубчатой поверхностью. Первая из них имеет гладкий верх, отделенный рубчиком в месте спайки от нижней части, украшенной прорезным орнаментом в виде четырехлепесткового цветка с шариком зерни в его сердцевине. Каждый лепесток и каждый «цветок» обведены сканой проволокой. В центре пуговицы пирамидка из четырех шариков зерни. Вторая пуговица также имеет гладкий верх, отделенный рубчиком в месте соединения частей. Нижняя половина декорирована петлями сканой площеной проволоки, в виде лепестков, сходящихся к центру. Внутри каждого — два шарика зерни, обведенные сканой проволокой. На конце пирамидка из четырех крупных шариков зерни. Пятая пуговица аналогична второй, отличается от нее меньшим размером. Третья пуговица в верхней части украшена прорезным орнаментом и сканой проволокой, в нижней части в трех сканых кругах заключен орнамент из многолепесткового сканого цветка с шариком зерни посередине. На конце пуговицы и между кругами — шарики зерни. Четвертая пуговица украшена прорезным орнаментом в виде ромбов, заключенных в круг. Внутри ромб заполнен зернью, на конце — пирамидка из четырех шариков зерни. Шестая пуговица — ажурная сканая, характер орнамента аналогичен предыдущей.

Материал, техника: серебро 875°, 600°, 500° , ограненное стекло, литье, волочение, ковка, чеканка, штамповка, пайка, скань, зернь.

Надписи, клейма: отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Датировка, атрибуция: нач. XX в.

Размер: Верхняя короткая цепочка 41,7 см, средняя цепочка — 46 см, нижняя цепочка длиной 51,5 см, d звеньев — 5 мм, вес — 173,18 г.

Сохранность: сильная потертость, особенно на пуговицах и монетах, нижняя цепь разорвана в двух местах, отсутствующие звенья заменены проволокой, в средней цепи три звена склеены неизвестным клеем, разрывы металла, деформация, «дикая» патина.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретена в 1967 году от Виноградовой Евдокии Степановны, живущей в деревне Выммарска Меремяэсского с/с Вырусского района, Эстония. Принадлежало матери Виноградовой, умершей в 1910 году в возрасте 65 лет.

Литература: Галицкая И. А. Ради жизни на земле // Мир металла 2008 № 1(38), С. 70-73.

Выставки: выставка нумизматики Псковского музея «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

8. КП-13521 ПЧМ

Украшение женское народности сету шейно — нагрудное трехрядное. Владелец называл его «санга». Состоит из 3 цепей якорного плетения из круглых орнаментированных невысоким трехполосным рельефом по внешней стороне колечек. На верхней короткой цепочке сохранилось 6 подвесок. Две монеты по 50 копеек 1895 и 1896 годов, а также 4 пуговицы двух типов, подвешенные за припаянные ушки. Две из них украшены четырехлепестковым сканым цветком, лепестки которого позолочены и орнаментированы резьбой. В месте соединения лепестков — крупный шарик зерни. Два других — зигзагообразным геометрическим орнаментом и разноцветными (красными и зелеными) стеклами в кастах. Каждый каст окружен сканой веревочкой, крепление стекол в просвете образует крест. Украшены во всех случаях только нижние половины подвесок. На средней цепи за припаянные ушки, орнаментированные геометрической резьбой, подвешены монеты достоинством один рубль. Две из них 1813 г., по одной 1834, 1854 и 18?4 гг. Знак минцмейстера КБ, работавшего в 1844-45 гг. в С.-Петербурге, Константина Бутенева, позволяет датировать монету 1844 г. На нижней, самой длинной цепи, сохранились две подвески: монеты 1 рубль 1811 и 1818 гг.

Материал, техника: серебро 875° (монеты и подвески), 800° (цепь), 700° (ушки монет), стекло. Литье, чеканка, волочение, скань, резьба, штамповка, пайка.

Надписи, клейма: 84°, остальные — не читаемы.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в.

Размер: длина — верхней цепи — 45,5 см, средней — 56 см, нижней — 81 см. Вес: 295,7 г.

Сохранность: деформации колец цепи и подвесок, у одной из них — значительная; потертости позолоты, утрата одного стекла, патина. Монеты сильно потерты, в нижней цепи утрачены звенья, вероятно, вместе с подвеской, в верхней цепи одно звено сломано, одно (?) утрачено.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: приобретено в 1983 году за 40 рублей от Лейса Бруно Александровича, проживающего в Ленинграде. Куплена в деревне Обанитса Вырусского района Эстонии у Анне Райа, которой оно досталось от матери.

Выставки: выставка нумизматики Псковского музея «Деньга Псковская» Псков, июнь 2004 — февраль 2007 г.

и

ж

м

III1 I II I

О

JJSiií! III

.4

Ш

. ш

414

А

щ, .

Г/ II * ••

"ГПт ! ЛТЯЛЯШР 3

от .-

(-. ¡й ''V,

ЙВ

• »

ж.

9. КП-568 (2) ПЧМ

Украшение женское народности сету шейно-нагрудное — сборное ожерелье четырехрядное, состоящее из четырех цепочек панцирного плетения из круглого дрота со свободно висящими подвесками. Цепочки скреплены на концах плоским фигурным элементом, состоящим из четырех спаянных между собой колечек. Заканчивается ожерелье круглыми кольца-ми-цепедержателями. Первая цепочка 36 см длиной имеет 5 подвесок: две монеты достоинством 5 копеек 1890 и 1891 года, литой шарик и две пуговицы XVП-XVШ вв., украшенных сканью. Вторая цепочка длиной 47,5 см имеет восемь подвесок (центральная утрачена). Это четыре монеты достоинством 5 копеек 1833. 1889, 1891 и 1902 годов, две ажурные сканые, увенчанные шариком зерни пуговицы и две пуговицы с одной гладкой половиной, другая их половина украшена зернью и сканью. Третья цепочка длиной 60,0 см — с тринадцатью подвесками, из которых семь пятикопеечных монет 1886, 1892, 1899, 1901, 1902, 1905, 1906 годов, две ажурные сканые пуговицы и две пуговицы с гладкой основой, верхняя часть которых украшена сканью и зернью. Центр означен двумя подвесками в форме литых объемных сердечек со вставками из ограненных фасетной огранкой стекол, красных и прозрачных, оправленных в глухие касты. Самая длинная нижняя цепочка — с семнадцатью подвесками, из которых девять монет достоинством пять копеек 1855, 1867, 1890 — три единицы, 1892, 1898, 1901, 1902 годов, три ажурные сканые пуговицы и три гладких с наложенным на верхнюю половину сканым с зернью узором. Пуговицы аналогичны предыдущим. Последняя подвеска на длинной цепочке — литое объемное сердечко с остатками позолоты.

Материал, техника: серебро, позолота, ограненное стекло, литье, волочение, скань, зернь, пайка, чеканка.

Надписи, клейма: отсутствуют.

Датировка, атрибуция: нач. XX в.

Размер: длина цепочек соответственно 36 см, 47,5 см, 60,0 см и 81,7 см; вес: 205,0 г.

Сохранность: загрязнения, деформации подвесок, потертости монет и скани, утрата одной подвески, утрата части сканых узоров и шариков зерни на пуговицах.

Реставрация: не подвергалась.

Происхождение: Приобретена в 1966 г. у Уйбоаэд Анастасии Ефимовны, проживавшей в д. Выммарска, совхоз «Обеница» Выруский р-н ЭССР

Литература: И. А. Галицкая. Ради жизни на земле // Мир металла. 2008. №2 1 (38), С. 70-73.

Выставки: открытое хранение Псковского музея «Золотая кладовая» с 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.