Научная статья на тему 'Об изучении основ горно-геологических знаний в школах Якутии'

Об изучении основ горно-геологических знаний в школах Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уаров Василий Фомич, Михайлова Тамара Владимировна

Анализ школьных учебных программ показывает на недостаточность изучения основ горногеологических знаний. Предлагаются новые пособия, которые будут способствовать подготовке инженерных кадров для базовых отраслей республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уаров Василий Фомич, Михайлова Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изучении основ горно-геологических знаний в школах Якутии»

УАРОВ, МИХАЙЛОВА

ния. Уже сейчас, в ходе эксперимента, мы учимся управлять качеством образования. Создание в РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, которая занимается государственной итоговой аттестацией выпускников, необходимо и долгожданно. Таким образом, гос-приемку знаний выпускников и их готовности к продолжению образования на разных уровнях системы профессионального образования осуществляет государство, а не школа и не учитель, преподающий эти знания. Отсюда логичен и последующий шаг - реальная государственная аттестация деятельности образовательных учреждений всех уровней в зависимости от установленных знаний выпускников и учащихся, студентов, других результатов работы и их государственная аккредитация. Теперь очередь за созданием региональных структур надзорной службы.

На встрече с ректорами высших учебных заведений премьер-министр РФ Михаил Фрадков подчеркнул: «Нам необходимо расширить доступность и качество образования, сделать прозрачной систему поступления в вузы, прогнозировать потребность экономики в тех или иных

специальностях, а также разработать адекватную времени систему образовательных стандартов» 12]. Иными словами, необходимо создать систему независимой и объективной оценки качества образования, удовлетворяющую интересам общества, создать систему прозрачного и объективного конкурсного зачисления в вузы, создать систему независимого контроля за выполнением образовательных стандартов, устраивающих современное общество и достаточных для обеспечения стартовых возможностей для каждого молодого гражданина, и создание системы единого государственного экзамена находится в абсолютном соответствии с намерениями Правительства и Министерства образования РФ.

Литература

1. Гузаиров М.Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества: Дис. ... доктора технических наук. - М., 1998. -286 с.

2. Материалы заседания Государственного совета РФ 24 марта 2006 г. - М„ 2006.

УДК 373.1.02:372.8

Об изучении основ горно-геологических знаний в школах Якутии

В.Ф. Уаров, Т.В. Михайлова

Анализ школьных учебных программ показывает на недостаточность изучения основ горногеологических знаний. Предлагаются новые пособия, которые будут способствовать подготовке инженерных кадров для базовых отраслей республики.

The analysis of school programs shows insufficiency of studying of the mining-and-geological fundamentals. New study books are being offered to promote preparation of the engineering staff for key economic branches of the Republic.

Наука о Земле является важной составляющей современного естествознания, она, будучи одной из крупнейших достижений мировой научной мысли, имеет огромное мироззренческое,

УАРОВ Василий Фомич - к.г.-м.н., профессор геологоразведочного факультета ГГИ ЯГУ; МИХАЙЛОВА Тамара Владимировна - зам. директора Якутской городской национальной гимназии.

экологическое и экономическое значения. В то же время науки геологического цикла имеют четкую практическую ориентацию. Они создают научно-техническую основу для масштабного использования минеральных и энергетических ресурсов.

Обеспечение подрастающего поколения минимально необходимым знанием основ науки о Земле является требованием цивилизованного

110

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №4

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ

общества. В г. Санкт-Петербурге в июле 2007 г. на базе РГПУ им. А.И. Герцена состоялась V международная конференция «Геология в школе и вузе». На конференции ученые, представлявшие весь спектр наук о Земле, и учителя-практики единодушно отмечали традиционно высокий уровень высшего геологического образования в России и явно недостаточное внимание к основам геологических знаний в средней школе. Отмечалось, что в системе общего среднего образования достижения наук о Земле отражены неполно, излишне упрощены и сокращены по сравнению с тем, что имело место в 30-е и 40-е годы прошлого века. Тогда геологию преподавали в качестве самостоятельного предмета в 9-м классе. В настоящее время геологические темы изучаются в 3-м («Природоведение»), 6-м («Физическая география»), 7-м («География материков и океанов»), 8-м («Физическая география России») классах. В 9-м и 10-м классах при изучении отраслей горнодобывающей и тяжелой промышленности особое внимание уделяется темам по ресурсным потенциалам страны и мира, способам добычи и переработки полезных ископаемых. Тем не менее школьная программа не даст достаточно полного и, самое главное, систематизированного знания основ геологии.

В современном обществе растет социальный заказ на геологическое образование. Профилиза-ция школьного образования дает возможность обратить внимание на возрождение геологического образования в России путем разработки программ и учебно-методического комплекса по геологии, открытием профильных классов и факультативных курсов для поступающих в соответствующие вузы. Так, в ряде субъектов России: в Татарстане, Ростовской области, Тюмени, в Уральском регионе, региональный компонент предусматривает изучение геологии в школе, ведется целенаправленная подготовка кадров для горнодобывающей промышленности через специальные курсы, кружки, факультативы, организуются юношеские геологические отряды, где учащиеся знакомятся с особенностями горно-геологических профессий.

Якутия является важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионом России. Республика обеспечивает 97 % общей добычи алмазов. 100% добычи сурьмы, 40 % олова, 20 % золота. В настоящее время в Якутии имеет-

ся около 40 видов минерального сырья в более 1000 месторождениях. В том числе 83 месторождения энергетического сырья, 35 - алмаза, 786 -благородных металлов (золото, серебро и платина), 5 - сурьмы, 7 - железа, 50 - олова, вольфрама и висмута, 31 - неметаллических полезных ископаемых (слюды, строительные материалы, цеолиты и др.), 2 - чароита, хромдиопсида, 2 -пьезокварцита, а также ряд месторождений урана и т.д. Все это богатство в денежном выражении составляет 2 трлн. 232 млрд. дол. США.

В нашей республике, обладающей огромными недровыми богатствами, интенсивно развиваются соответствующие отрасли экономики, от которых, в конечном счете, зависит социально-экономическое положение региона. В эти отрасли с развитым рынком труда крайне необходимо активно привлекать молодежь. А это очень важно при рыночной экономике, которой присуща безработица.

В Якутии имеются достаточные условия для подготовки инженерных специальностей горногеологического профиля. Сегодня Горно-геологический институт в составе Якутского госуниверситета представлен тремя факультетами: геологоразведочный, горный и энергетический, где готовят высококвалифицированные кадры по 14 специальностям. К сожалению, большим недостатком в процессе обучения является слабая специальная подготовка значительной части абитуриентов, что приводит к большому отсеву студентов первых курсов.

НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №4

111

У АРОВ, МИХАЙЛОВА

Для повышения интереса у школьников к наукам о Земле и их профессиональной ориентации в последние годы в республике подготовлена и опубликована следующая литература.

1. Геология: пособие дя школьников. В 2-х томах / Отв. ред. Л.Н. Ковалев, Н.Д. Кириллин, В.Ф. Уаров. - Якутск: Сайдам, 2005. - 395 с. Рекомендовано учебно-методическим советом Министерства образования РС(Я) в общеобразовательных школах в качестве пособия. В первом томе пособия «Геология» освещаются вопросы общегеологичсского характера: общая геология, вещественный состав Земли, месторождения полезных ископаемых. Во втором томе рассматриваются геология Якутии и полезные ископаемые, а также роль горно-геологической отрасли в Экономикс республики.

2. Полезные ископаемые Я куш и и области их применения: Краткий справочник / В.И. Фролов, В.Ф. Уаров; науч. ред. Н.Д. Кириллин. -Якутск: Бичик, 2005. - 64 е., ил. Справочник предназначен для учащихся общеобразовательных школ и широкого круга читателей. В нем наряду с рассмотрением всех основных видов полезных ископаемых республики большое внимание уделяется их разнообразному применению в сфере человеческой деятельности.

3. Полезные ископаемые Сунтарского района и перспективы их промышленного освоения /Огв. ред. А.Ф. Сафронов, К.Е. Колодезников, В.Ф. Уаров. - Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 144 с. Книга предназначена для ученых и специалистов, а также широкого круга читателей. В ней впервые подробно рассматриваются многие аспекты освоения минерального сырья отдельного муниципального образования.

Пособия открывают широкие возможности для ознакомления с основами геологии и горного дела, видами полезных ископаемых и облас-

тями их применения. На основе их могут разрабатываться эффективные пешие (сухопутные) и водные геологические маршруты. Геологические походы позволят близко общаться с родным краем и собрать минералогический, палеонтологический материалы для школьного музея. Всс это будет способствовать целенаправленной подготовке инженерных кадров еще в школьные годы. Рассматриваемые издания будут полезны для самообразования учителей географии.

На основе представленных пособий должны быть разработаны программы для профильных классов и элективных курсов по основам общей геологии или её отдельных тем, дидактические материалы для учителей, поддерживающие естественнонаучные профили.

Отметим, что аналогичных изданий в Якутии до сих пор не было. В пособиях большой геологический материал изложен доступным для неспециалиста языком. Всс книги представляют собой полноценный краеведческий материал по Якутии. Они, несомненно, будут играть важную роль в расширении кругозора и формировании естественнонаучного мировоззрения учащихся и на этой основе их осознанной профессиональной ориентации.

В заключение отмстим, что все пособия, судя по откликам в средствах массовой информации, получили высокую оценку научного и педагогического сообщества республики. Книга «Полезные ископаемые Якутии...» награждена поощрительным призом в номинации «Природа родного края» I всероссийского конкурса краеведческой литературы «Наше культурное наследие», 30 мая 2007 г., г. Тверь. Пособие «Геология» удостоено диплома II степени в номинации «Учебник XXI века» V межрегиональной выставки-ярмарки «Печатный двор Якутии-2007», 5-7 сентября 2007 г., г. Якутск.

112

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.