Научная статья на тему 'Наука глазами школьников'

Наука глазами школьников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука глазами школьников»

и

П

АУКА ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ

С. П. Готовцев, А. А. Галанин, Е. И. Постникова

Семён Петрович Готовцев,

кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН.

Алексей Александрович Галанин,

доктор географических наук, заведующий лабораторией региональной геокриологии и криолитологии Института

мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН.

Евдокия Ивановна Постникова,

гл. специалист информационно-методического отдела Управления образования Окружной администрации г. Якутска.

В последние годы всё чаще говорят о реформировании российского образования и науки таким образом, чтобы сделать этот процесс единым. В данном направлении большие надежды возлагаются на развитие региональных научных конференций школьников. Цель этих форумов видится не только в расширении факультативных знаний учащихся, но и вовлечении их в реальный исследовательский процесс.

К такому молодёжному форуму г,относится Республиканская научная конференция школьников «Шаг в будущее», ежегодно проводимая в г. Якутске. Первый же опыт организации такой конференции выявил сотни учащихся, желающих попробовать свои силы. Очередная, XVI конференция, проводилась в три этапа, или тура. Первый - начальный, т.е. отборочный тур, проходил непосредственно в школах. Второй -городской тур, задача которого состоит в том, чтобы отобрать претендентов на республиканский тур. Следует отметить некоторые особенности самой сути конференции. Она именуется научной, но кроме научной составляющей присутствует большой соревновательный интерес, возникающий у школьников в ходе борьбы за призовые места.

Огромная территория Якутии с её малоизученными ресурсами, ланд-шафтно-климатическим разнообразием и природными феноменами предоставляет большие возможности для исследований в области наук о Земле, которые включают в себя множество дисциплин. К ним относятся различные отрасли геологии и географии, а также пограничные с ними науки с приставкой гео- и даже без нее: геотектоника, геодинамика, гидрогеология, геокриология, гляциология, палеогеография, геоморфология, ландшафтоведение, гидрология и многие другие. Все они являются узкими дисциплинами, поэтому в обычных общеобразовательных школах рассматриваются лишь их наиболее широкие аспекты. Даже в высших учебных заведениях многие специализированные научные направления изучаются весьма поверхностно.

В то же время фундаментальная наука движется путём разрешения узких и наиболее проблематичных вопросов в рамках упомянутых выше специализированных научных дисциплин. Вместе с фундаментальной наукой развиваются её прикладные направления, такие как инженерная геология, геоэкология и др. Их основной задачей является использование фундаментальных разработок на практике для решения важнейших хозяйственных и экономических задач.

Науки о Земле интересны школьникам тем, что они имеют дело не с эфемерными, а реально существующими и повседневно окружающими физическими объектами и процессами, для изучения которых требуются полевые и лабораторные исследования, системный анализ, использование современных приборов и техники. Получение фактических материалов своими силами, самостоятельно, -основной залог успеха начинающего исследователя. Каждое реальное дело даёт человеку уникальный и индивидуальный опыт, а не всем известные сведения.

В современных российских средних школах и вузах, в основном, преподают наиболее общие непреложные и мало связанные между собой научные истины, знание которых не вызывает особого интереса и энтузиазма у учащихся. Многие из них считают, что если люди испокон веков изучают Землю, её природу и открывают всё новые и новые закономерности, то значит, самое интересное и фундаментальное должно быть уже изучено и открыто. Что ещё нового, например, можно открыть в географии, если уже известны и нанесены на карты все острова, моря, реки и мысы? Оказывается, можно! Иногда взгляд молодого, особенно юного, исследователя на какое-нибудь природное явление бывает весьма необычным и удивляет видавшего виды опытного мэтра науки. Следует помнить о том, что наше представление об окружающем мире всегда является субъективным, как бы мы нихоте-ли приблизиться к истине. Поэтому мир у каждого разный и свой. Разница

лишь в том, как к нему относиться. Как к банальному и понятному или всё-таки как к удивительному и загадочному?

Ведь идущие по проторённому пути и вооружённые доминирующими парадигмами1 исследователи вряд ли могут создать что-то фундаментальное. Любая научная парадигма обречена, лишь

только начинает доминировать. В

2

этом суть эпистемологии научного познания. Беда большинства «маститых» учёных в том, что они в одночасье, встав на путь какой-нибудь научной парадигмы, становятся её рабами, в то время как молодой неискушённый исследователь лишён подобных навязанных предрассудков. Окружающий мир для него всегда нов и загадочен.

Шёл однажды один школьник и увидел под ногами серый камень. Он не прошёл мимо него,

Стендовая отборочная секция городского тура Республиканской конференции «Шаг в будущее» (декабрь 2011 г.).

дневники. В одном из таких маршрутов Михаил нашёл на берегу р. Алдана обломок глиняного горшка и ржавый наконечник стрелы. Найденные образчики он отправил в Якутск. Анализы образцов показали, что они попали в эти места задолго до появления современного человека и относятся к совершенно иной древней культуре. Изучая различные литературные источники, Михаил начал приходить к пониманию, что через эти места, возможно,

Почётная миссия открытия городского тура конференции «Шаг в будущее» предоставлена ученице 11-го класса СОШ № 26 Айине Лебедевой и ученику 11-го класса Городской классической гимназии Дамиру Гиматдинову.

а поднял и рассмотрел. Что это? Как он здесь оказался? Почему? Это те извечные и пытливые вопросы, двигающие науку вперёд. Именно так случилось с Мишей Кузьминым - учеником Тюляхской средней общеобразовательной школы им. Д. Д. Оллонова Усть-Алданского улуса. Михаил давно проявлял интерес к изучению природы родного края. Ещё учась в начальных классах, он ходил со старшими ребятами в экологические маршруты, вёл

Председатель экспертной комиссии городского

тура конференции «Шаг в будущее» 2011 -2012 гг. заместитель председателя Президиума ЯНЦ СО РАН д.э.н. А. А. Пахомов открывает конференцию.

1Парадигма-доминирующая и принятая в научном сообществе система базовых представлений, которая постепенно и неизменно начинает устаревать и мешать развитию науки. Смена парадигм происходит либо быстро, путём научных революций, либо медленно, путём старения её авторитетных учёных-носителей. Все крупные открытия в науке были революционными и опровергали доминировавшие парадигмы, поэтому изначально сами опровергались.

2Эпистемология или теория познания - центральная теория и тема научной философии, рассматривающая различные категории истины, способы научного познания, в том числе концепцию Т. Куна о движении научного познания путём борьбы парадигм и научных революциях.

Члены экспертной комиссии по секции «Науки о Земле» во время обсуждения заслушанных докладов участников городского этапа конференции «Шаг в будущее» (декабрь, 2011 г.). Слева направо: д.г.н. А. А. Галанин, к.б.н. П. П. Данилов и к.г.-м.н. С. П. Готовцев.

проходил путь миграции древних людей на Американский континент. Результаты своих исследований по данному крайне важному научному вопросу Миша Кузьмин изложил в докладе «Палеогеография Тюляхского наслега», представленного им на XVI Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее - Инникигэ хардыы» и занявшего II место в республиканском туре.

К слову сказать, ученики этой небольшой сельской школы, в которой учится Миша, всегда активно участвуют в ежегодных конференциях школьников. Постоянно на конференцию «Шаг в будущее» направляет своих воспитанников учитель географии Ионов Иван Иванович. Хотя нам пока с ним не удалось встретиться лично, но по представленным работам мы уже знаем, что это очень грамотный специалист и энтузиаст своего дела. Достаточно напомнить, что и в прошлом году лауреатом секции «Науки о Земле» стала его подопечная - ученица 11 -го класса Айта Сыроватская.

Ежегодно радуют своими исследовательскими работами ученики Ольги Юрьевны Рожковой из Олёкминско-го улуса. Так, в 2012 г. ученица 9-го класса Олёкминского СОШ № 1 Эльвира Шпалтакова выступила с докладом «Некоторые особенности формирования температурного режима разных биотопов территории Олёкминского заповедника» и тоже стала дипломанткой II степени на конференции «Шаг в будущее». Выполняя систематические наблюдения за температурой воздуха в разных типах местности, Эльвира пришла к выводу о важнейшей роли лесной растительности в формировании микроклиматического режима ландшафтов.

Чтобы попасть на республиканский тур конференции, юным исследователям нужно серьёзно готовиться, проходить строгий отбор на школьных и районных (улусных) этапах. Все эти этапы имеют одинаково большое значение, поскольку стимулируют как учащихся, так и их преподавателей к исследовательской работе, дают возможность научного общения, развития ораторских навыков.

Городской тур XVI Республиканской научной конференции «Шаг в будущее» проходил 8-9 декабря 2011 г. во Дворце детского творчества г. Якутска. В работе конференции приняли участие 800 школьников. На стендовой защите было рассмотрено 700 работ. Кроме городских учащихся в конференции приняли участие школьники из Республиканского лицея, Высшей школы музыки, Кадетской школы, жатайских средних образовательных школ № 1 и 2.

Необходимо отметить и жюри конференции, состав которого был весьма представительным. В его работе принимали участие около 60 научных экспертов. Председателем экспертной комиссии был избран заместитель председателя Президиума Якутского научного центра СО РАН д.э.н. А. А. Пахомов. От Академии наук Республики Саха (Якутия) был приглашён академикАкадемии наук РС(Я) Б. М. Кершенгольц, курировавший секции «Экология и химия» и «Биологические и сельскохозяйственные науки». Работы участников оценивали эксперты из Института космофизи-ческих исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН, Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, Института физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН, Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Института гумани-

Начальник информационно-методического отдела Управления образования г. Якутска Н. Н. Нижник поздравляет ученика 6-го класса Якутского городского лицея Михаила Валту-сова - первого из детей-якутян, попавшего в энциклопедию «М. В. Ломоносов». М. Валтусов второй год учится очно в группе специализированной научной подготовки «Научные кадры будущего» при МГТУ им. Баумана.

Преподаватель СВФУ доцент В. П. Семёнов с участником конференции «Шаг в будущее», учеником 8-го класса Саха гимназии Витей Кириллиным на занятии кружка «Юный геолог».

тарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Медицинского института, Института региональной экономики Севера и филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова и Арктического государственного института культуры и искусств.

Уже при просмотре программы работы конференции эксперты отметили, что число её участников, особенно младших классов, постоянно увеличивается. В каждой секции городского тура было представлено по 15 -20 докладов, а в таких секциях, как медицинские, филологические и исторические науки, мода и прикладной дизайн, - до 40 и более.

Надо отдать должное той огромной работе, которую проделали организаторы и спонсоры городской научно-практической конференции: управление образования Окружной администрации г. Якутска, исполнительный секретарь совета НПК «Шаг в будущее», д.б.н., ведущий научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН М. М. Черосов и администрация Дворца детского творчества.

На городской тур конференции «Шаг в будущее» в секции «Науки о Земле» было заявлено более 10 докладов. Все они были очень интересными и разными по тематике. Среди них — доклад ученика МОУ СОШ № 16 Жени Бжеленко «Наследие Ломоносова на карте мира», доклад ученика 8-го класса Саха гимназии Саши Зырянова «Кемпендяйская каменная соль

Сунтарского района РС(Я)». Жюри с большим интересом заслушало выступление ученика 4-го класса Якутской городской национальной гимназии Пети Павлова, подготовившего доклад о мезозойской эре и мире динозавров.

Ученик8-го класса Саха гимназии Витя Кириллин представил доклад об образовании редких загадочных горных пород -кластофульгуритов, найденных им в тукуланах Вилюйского района. В республиканском туре конференции в секции «Науки о Земле» он занял IV место. Тема исследований Вити Кириллина очень интересна. Кластофульгу-риты - стекловатые трубчатые тела диаметром 0,5 - 2,0 см, уходящие в песок более чем на 1м,- встречаются крайне редко. Они образуются во время грозы при ударе молнии о поверхность земли. В Якутии кластофульгу-риты были найдены в тукуланах нижнего течения р. Вилюя. Их можно увидеть в геологическом музее геологоразведочного факультета СВФУ При музее под руководством доцента В. П. Семёнова работает кружок «Юный геолог», где Витя занимается уже третий год. Несмотря на юный возраст, он показал довольно глубокие познания в геологии, а его оригинальный доклад вызвал большую дискуссию среди членов жюри при подведении итогов республиканского тура конференции.

В республиканском туре конференции «Шаг в будущее», который состоялся в январе 2012 г, в секции «Нау-

#

Победительница конференции «Шаг в будущее» 2011 - 2012 гг. в секции «Науки о Земле» ученица 9-го класса Саха гимназии Сандара Романова и её руководитель А. Е. Местникова.

ки о Земле» победителем стала ^ученица 9-го класса Саха гимназии Сандара Романова. Она представила доклад на тему «Проблемы сохранения природных объектов в зоне строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск». Отмечена была не только актуальность темы и содержание доклада, но и яркое выступление самой Сандары. Она бойко и ясно отвечала на все вопросы. Следует сказать, что экспертам больше импонирует именно умение начинающего исследователя довести результаты своих работ до слушателей. Грамотное изложение сути доклада своими словами, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения являются основными критериями оценки конкурсанта. Несмотря на свой юный возраст, Сандара Романова - уже опытный исследователь. Она третий год участвует в экологических экспедициях вдоль трассы АЯМ, изучая изменения, происходящие в окружающих стройку лесах, больших и малых водотоках. Мы надеемся, что Сандара непременно продолжит свои исследования, которые в дальнейшем, возможно, станут темой её диплома в соответствующем институте и научной диссертации. Возможно, её увлеченность и энтузиазм передадутся сверстникам, знакомым и друзьям, которые также внесут свою лепту в исследования и защиту нашей уникальной Природы.

Ежегодное увеличение числа докладов на конференции свидетельствует о хорошем результате этого мероприятия. Однако, видимо, в связи с ростом числа участников и тематического разнообразия их научных работ, отмечаются некоторые недочёты, о которых мы не можем не сказать.

Наиболее важной задачей оргкомитета является правильное распределение докладов по секциям и подбор соответствующих экспертов. Так, на прошедшей кон-

ференции доклад о происхождении алмазов почему-то был отнесён к секции «Горные технологии», хотя вопрос о генезисе алмазов не имеет ничего общего с технологиями их добычи. То же самое можно сказать и о докладе по изучению и картографированию звукового шума в г. Якутске, который значился в программе работы секции «Науки о Земле», хотя данная тема относится более к проблемам медицины и экологии. Даже доклад Сандары Романовой - победительницы конференции по секции «Науки о Земле» - был заявлен сначала в экологическую секцию. Всё это указывает на необходимость привлечения экспертов из различных научных организаций на этапе планирования программы конференции.

Несмотря на имевшиеся мелкие неувязки технического характера, нельзя не восхититься тем особым, простым и незатейливым, но глубоко романтическим исследовательским духом, которым была пропитана вся работа конференции. Подобные мероприятия, безусловно, дают хороший толчок к выявлению талантливой молодёжи, её привлечению к науке и наукоёмким производствам. Конференция способствует формированию научного мировоззрения у школьников и вдохновенного романтического настроя, без которого эффективный «Шаг в будущее» просто невозможен.

Во многих школах РС(Я), особенно в сельских, функционируют разнообразные кружки, где с учащимися занимаются прекрасные преподаватели - энтузиасты своего дела. Отрадно видеть, что многие их ученики становятся лауреатами и дипломантами конференций «Шаг в будущее». В этом плане школьные кружки являются элементом дополнительного образования. Именно они готовят активных людей, способных по-новому решать социально-экономические проблемы современного российского общества.

Н

ОВЫЫЕ КНИГИ ^

Тихонов, Николай Николаевич. Якутия - последняя кладовая планеты. -

Якутск: Сфера,2011.-312с.

По предположению автора, горсточка саха-потомков древних саков, исколесив Азиатский континент с его крайнего Запада через территорию Китая, через Прибайкалье, волею судеб оказались в долине Туймаады - в самом суровом районе Северного полушария. Она прожила здесь много веков, не ведая, что заняла богатейшую кладовую планеты. В книге на фоне мировых запасов полезных ископаемых и их добычи показана роль якутских месторождений в расширении сырьевой базы добывающей промышленности континентов. В работе предложены меры по улучшению условий труда и быта населения, прежде всего сельского, на основе более полного использования существующего законодательства.

Уваровская, Елизавета Егоровна. Птицеводство Якутии : (учебное пособие)/Е. Е. Уваровская, В. В. Панкратов.-Якутск: Бичик, 2011.-166с.

В учебном пособии освещаются вопросы производства продуктов птицеводства в условиях Якутии. Рассматриваются вопросы состояния птицеводства, хозяйственно-биологические особенности птицы, породы, кроссы кур, технологии кормления, содержания, выращивания цыплят и технологии производства куриных яиц и мяса птицы, а также перспективы развития птицеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.