Научная статья на тему 'Об изучении форм сослагательного наклонения английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы'

Об изучении форм сослагательного наклонения английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКЛОНЕНИЕ / СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДАЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / MOOD / STRUCTURAL-SEMANTIC TYPE OF A SENTENCE / COMPETENCE / MODALITY / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзюбенко А. И., Шукюрова Л. А.

В статье анализируются особенности репрезентации в современных учебно-методических комплексах по английскому языку теории по семантической и структурной специфике форм сослагательного наклонения как особого грамматического феномена. Авторы приходят к выводу о том, что его освещение на уроках английского языка в старших классах школы должно иметь систематический характер с целью формирования у обучающихся навыка стройной и логичной экспликации мыслей на иностранном языке, инкорпорируя теорию и формирование навыка использования форм данного наклонения в различных типах не только обстоятельственных придаточных, входящих в структуру сложноподчиненных предложений, но и придаточных определительных, изъяснительных, а также в структуре простых предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STUDY OF THE FORMS OF THE CONJUNCTION DIFFERENCE OF THE ENGLISH LANGUAGE IN THE SENIOR CLASSES OF THE SECONDARY SCHOOL

The article analyzes the specifics of representation the theory on the semantic and structural peculiarities of the subjunctive mood forms as a special grammatical phenomenon in modern educational complexes recommended for the senior class students studying English in modern Russian comprehensive schools. The authors conclude that its coverage in English classes in high school should be systematic in order to form the students' skills for concise and logical explication of thoughts in a foreign language, incorporating theory and the formation of the skill of using forms of this mood in different types of not only adverbial clauses making up the structure of complex sentences, or in object, predicative or attributive clauses, but also in the structure of simple ones.

Текст научной работы на тему «Об изучении форм сослагательного наклонения английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы»

ОБ ИЗУЧЕНИИ ФОРМ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

А.И. Дзюбенко, канд. филол. наук, доцент Л.А. Шукюрова, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11851

Аннотация. В статье анализируются особенности репрезентации в современных учебно-методических комплексах по английскому языку теории по семантической и структурной специфике форм сослагательного наклонения как особого грамматического феномена. Авторы приходят к выводу о том, что его освещение на уроках английского языка в старших классах школы должно иметь систематический характер с целью формирования у обучающихся навыка стройной и логичной экспликации мыслей на иностранном языке, инкорпорируя теорию и формирование навыка использования форм данного наклонения в различных типах не только обстоятельственных придаточных, входящих в структуру сложноподчиненных предложений, но и придаточных определительных, изъяснительных, а также в структуре простых предложений.

Ключевые слова: наклонение, структурно-семантический тип предложения, компетенция, модальность, учебно-методический комплекс.

Изучение форм реализации сослагательного наклонения в различных структурных типах предложения английского языка значительно расширяет коммуникативные возможности обучающихся в старших классах средней школы и несомненно способствует развитию целого комплекса компетенций, однако данная тема представляет значительные сложности в усвоении материала и закреплении навыков языковой реализации. Полагаем, что данные сложности вызваны не только многомерностью самого понятия наклонения как грамматической категории и его взаимосвязи с таким комплексным явлением, как модальность, но также и со спецификой репрезентации данной темы в современных учебно-методических комплексах, применяемых в условиях российской школы. В связи с тем, что описываемый грамматический феномен имеет ряд отличительных семантических и формальных особенностей, его освещение на уроках английского языка в старших классах школы должно иметь систематический характер с целью формирования у обучающихся навыка стройной и логичной экс-

пликации мыслей на иностранном языке. Однако, как показывает практика, учебный процесс отводит лишь малую часть аудиторного времени на изучение форм сослагательного наклонения английского языка по сравнению с объемом учебных часов, посвященных освещению особенностей функционирования форм изъявительного наклонения. Более того, зачастую акцентируется специфика образования и функционирования форм сослагательного наклонения лишь в обстоятельственных придаточных условия. Поэтому, полагаем, представляется крайне важным и методически обоснованным применять такие подходы к построению учебного процесса, в рамках которого станет возможным изучение особенностей образования и функционирования сослагательного наклонения не только в структуре простого предложения, но и сложноподчиненного с различными типами обстоятельственных придаточных (со значением цели, уступки, времени, места, сравнения, условия), а также с придаточными изъяснительными, определительными и т.д.

Вопросы, касающиеся наклонения, продолжают оставаться в центре внимания современной грамматики и методики преподавания английского языка в старших классах, поскольку, в силу особенностей исторического развития этой глагольной категории, она обладает чертами, которые делают ее понимание противоречивым, а объяснение - затруднительным, занимающим большое количество учебных часов [1, с. 31].

Нередко термины «наклонение» и «модальность» отождествляют, что ведёт к диссонансу при общем представлении системных свойств английского глагола. Зачастую под наклонением понимается словесная категория, характеризующаяся наличием словообразующих аффиксов, присоединяемых к основе глагола. В некоторых языках, например, в агглютинативных, под наклонением может пониматься отдельный суффикс, а не слово, поскольку именно в суффиксе заложено определенное значение. С точки зрения семантической функции, наклонение считается грамматическим выражением модальности [2, с. 137]. Модальность определить сложнее, так как в ее основе лежат понятия из сферы логики и лингвистики. Так, в Лингвистическом энциклопедическом словаре наклонение трактуется в тесной взаимосвязи с модальностью [3]. Модальность также может интерпретироваться как явление более широкое, чем наклонение [4] или же, как функционально-семантическая категория предложения, выражающая оппозицию реальности-нереальности и реализующаяся с помощью лексических, синтаксических и лексико-синтаксических средств, интонации и просодических средств, а также морфологических категорий наклонения, времени и др. [5, с. 19-20].

Таким образом, можно сделать вывод, что данные понятия находятся в тесной связи друг с другом, но не взаимозамени-мы. Функционально-семантическая категория модальность представляет собой языковую универсалию, обозначающую отношение автора к содержанию предложения с точки зрения его реальности; считает ли автор высказывания действие ре-

альным, нереальным, желательным, сомнительным, необходимым и т.д., а наклонение - грамматическая категория, являющаяся средством выражения модальности.

Морфологические способы реализации категории модальности представлены средствами наклонения - изъявительного, повелительного и сослагательного. Последнее представляет собой грамматическую категорию, выражающую нереальные или гипотетические факты, которые могут рассматриваться как желаемая, необходимая, предполагаемая или противоречащая реальность [6, с. 54, 195].

Согласно предметным результатам ФГОС по иностранному языку, обучающиеся средних классов старшей школы должны уметь работать с иностранными ресурсами (для базового уровня), а также должны быть способны изучать другие предметы посредством иностранного языка и выполнять различные виды работ с его помощью (для углубленного изучения). Оба курса подразумевают, что по их окончании обучающиеся будут осведомлены о тонкостях грамматики иностранного языка на уровне Intermediate и выше. При этом анализ содержания применяемых в условиях современной школы учебно-методических комплексов, рекомендованных для старших классов, показал, что в подавляющем большинстве случаев учебники представляют теорию изъявительного наклонения, предлагая ученикам информацию об особенностях формирования видовременных форм глагола в активном и пассивном залогах и закрепляя навык использования данных грамматических явлений, при этом изучению форм сослагательного наклонения отводится лишь незначительный объем, при этом сложно проследить системность в репрезентации теоретической информации по данному вопросу в связи с ограниченным количеством структурно-семантических типов предложений, в которых реализуется сослагательное наклонение (ученикам зачастую предлагается информация об одном типе - сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия) [7, с. 27, 37, 68, 104]. Одна-

ко, в ряде учебно-методических комплексов описываемая тема представлена несколько шире - формируется навык использования форм сослагательного наклонения не только в выше указанном типе придаточного, но и в обстоятельственном придаточном со значением уступки и цели [8, с. 106-107; 9, с. 124-125], а также в сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным, определительным и др. [10, с. 177-178]. Для изучения предоставляется лишь малая часть теоретического материала о формах сослагательного наклонения, что приводит к отсутствию у учеников единого представления о нем, как о явлении сложном, многомерном, со специфическими особенностями языковой реализации.

Библиографический список

1. Тарасов Ю.О., Мельдианова А.В. Формы и функции сослагательного наклонения в современном английском языке // Сборник «Неделя студенческой науки Факультета иностранных языков МАИ (НИУ), посвящённая 55-летию полёта Ю. Гагарина сборник докладов» / Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). - М., 2016.

2. Booij, Geert (2007): The Grammar of Words: An introduction to Morphology. Oxford: University Press. - 360 pp. (https://www.amazon.ca/Grammar-Words-Introduction-Linguistic-Morphology/dp/0199226245)

3. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1999 [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и Энциклопедии на Академике, 2000-2019. URL: https://les.academic.ru/687/Модальность (дата обращения: 24.09.2019).

4. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь 2000. - [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и Энциклопедии на Академике, 2000-2019. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/200670 (дата обращения: 24.09.2019).

5. Хомутова Т.Н. Модальность и наклонение в современном английском языке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. -№1 (101). С. 19-23.

6. Кобрина Н.А., Корнеева Е.А. и др. Грамматика английского языка. Морфология. Синтаксис. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 496 с.

7. Биболетова М.З. Английский язык: Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. - 2.е изд, испр. / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. - Обнинск: Титул, 2009. - 200 с.

8. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений // О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. - 5-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. -248 с.: ил. - (Английский в фокусе).

9. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений // О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. - 244 с.: ил. - (Английский в фокусе).

10. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углуб. изучением англ. яз. // К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. - 2-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 200 c.: ил. - (Звездный английский).

Полагаем, что такая логика построения курса коррелирует с поставленными авторами данных учебно-методических комплексов целями, однако, полагаем, что для достижения максимального результата и формирования устойчивого навыка владения формами сослагательного наклонения необходимо предоставить ученикам старших классов полный объем теоретического материала по данной теме, акцентируя возможность функционирования в письменном и устном дискурсе не только сложных, сложноподчиненных в частности, но и простых предложений, имеющих ряд структурно-семантических особенностей.

ON THE STUDY OF THE FORMS OF THE CONJUNCTION DIFFERENCE OF THE ENGLISH LANGUAGE IN THE SENIOR CLASSES OF THE SECONDARY SCHOOL

A.I. Dzyubenko, Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor L.A. Shukurova, Graduate Student Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article analyzes the specifics of representation the theory on the semantic and structural peculiarities of the subjunctive mood forms as a special grammatical phenomenon in modern educational complexes recommended for the senior class students studying English in modern Russian comprehensive schools. The authors conclude that its coverage in English classes in high school should be systematic in order to form the students' skills for concise and logical explication of thoughts in a foreign language, incorporating theory and the formation of the skill of using forms of this mood in different types of not only adverbial clauses making up the structure of complex sentences, or in object, predicative or attributive clauses, but also in the structure of simple ones.

Keywords: mood, structural-semantic type of a sentence, competence, modality, educational-methodical complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.