ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DQI:10.23888/humJ2022103233-242
ОБ ИЗМЕНЕНИИ В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТАМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ
ABOUT THE CHANGE IN PHARMACY STUDENTS' PROFESSIONAL PREFERENCES IN THE PROCESS OF LEARNING PHARMACOGNOSY
Акульшина Е. В., Морозова В. А., Дармограй С. В.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
Akulshina E. V., Morozova V. A., Darmogray S. V.
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation
Аннотация:
Проведён анализ изменений в понимании своих профессиональных предпочтений среди студентов фармацевтического факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, находящихся на подготовительных этапах профессионального становления личности. Студенты оценивали содержание, формы и методы преподаваемой специальной дисциплины — фармакогнозии — с применением разработанной на кафедре фармакогнозии университета анкеты. В анкетировании приняли участие 152 студента 2, 3 и 5 курсов, прошедших обучение на кафедре фармакогнозии в 2020/2021 и 2017/2018 учебных
Abstract:
The article presents the analysis of changes in the understanding of professional preferences of Ryazan State Medical university students of different courses of the Faculty of Pharmacy, who are at the preparatory stages of professional personality formation. In this regard, students evaluated the content, forms and methods of a special discipline taught — pharmacognosy, using a questionnaire developed at the Department of Pharmacognosy. 152 students of the 2nd, the 3rd and the 5th year who were trained at the Department of Pharmacognosy in the 2020/2021 and 2017/2018 academic years took part in the survey. Students consider the role of pharmacognosy in the
годах. Студенты считают роль фармакогнозии в подготовке провизора весьма существенной и высоко оценивают значение дисциплины в профессиональной подготовке специалиста с высшим фармацевтическим образованием. Однако понимание студентами роли фармакогнозии и значимости различных методов и приёмов её освоения меняется от курса к курсу. Студенты 5 курса, накануне выпуска, дают исключительно позитивные отзывы о роли фармакогнозии в подготовке провизора и наиболее развёрнутые ответы, показывающие её взаимосвязь с практикой фармацевтической работы. Они высоко оценивают как традиционные, так и активные методы обучения. Ответы студентов на вопросы о том, где бы они хотели работать после окончания фармацевтического факультета, выявили тенденцию к структурным и з м е н е н и я м и х п р о ф е сси о н а л ь н ых предпочтений. Студенты прошлых лет в большинстве своём (более 50%) собирались работать в аптеках, чуть более 14% — на фармацевтическом производстве, 4,7% — заниматься научной и преподавательской работой в университете. Среди студентов последнего учебного года более 29% хотели бы работать на фармацевтическом производстве, более 27% — в аптечном учреждении, более 16% — в университете. Процесс преподавания и обучения, в том числе и дисциплины фармакогнозия, обеспечивающей значительный объём базовой подготовки, должен быстро и гибко реагировать на меняющийся рынок труда, обеспечивая студентам получение современных обновлённых знаний и востребованных навыков и компетенций, в том числе в научно-исследовательской деятельности, с применением наукоориенти-рованных, связанных с фармацевтическим производством форм и методов обучения.
preparation of a pharmacist to be very significant and highly appreciate the importance of the discipline in the professional training of a specialist with a higher pharmaceutical education. However, students' understanding of the role of pharmacognosy and the significance of various methods and techniques of its development varies from course to course. The 5th year students, on the eve of graduation, give extremely positive feedback about the role of pharmacognosy in the preparation of a pharmacist and the most detailed answers showing the interrelation of the discipline with the practice of pharmaceutical work. They highly appreciate both traditional and active teaching methods. The students' answers to questions about the preferable place of work after graduating from the Faculty of Pharmacy revealed a tendency to structural changes in their professional preferences. So, the majority of students of previous years (more than 50%) were going to work at pharmacies, a little more than 14% — in pharmaceutical industry, 4.7% plan to be engaged in scientific and teaching work at the university. In comparison, among the students of the last academic year, more than 29% would like to work in pharmaceutical industry, more than 27% — at pharmacy, more than 16% — at the university. In this regard, the process of teaching and learning, including the discip line o f pharmacognosy, which provides a significant amount of basic training, should respond quickly and flexibly to the changing labor market, providing students with modern updated knowledge and in-demand skills and competencies, including in research activities, with the use of science-oriented forms and methods of teaching, related to pharmaceutical production.
Ключевые слова:
студенты фармацевтического факультета; анкетирование; процесс обучения фармакогнозии; значение фармакогнозии в подготовке провизора; тенденция к структурным изменениям профессиональных предпочтений
Keywords:
students of the Faculty of Pharmacy; questionnaires; the process of teaching pharmacognosy; the importance of pharmacognosy in the training of a pharmacist; the tendency to structural changes in professional preferences
234
Актуальность
Отмечается значительный интерес к проблемам профессионального становления личности на её ранних этапах. Так, уже на этапе 3 курса В. И. Ковалёв и В. Н. Дружинин прослеживают виды вузовской адаптации: педагогическая, психофизиологическая, профессиональная [1]. По профессионально ориентированной периодизации Е. А. Климова студенчество — это стадия профессиональной подготовки (15-23 года); подготовительный этап профессионального становления. Е. А. Климов выделял для этого возрастного периода стадии оптата и адепта. Профессиональное становление личности — процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [2]. А. Н. Леонтьев писал о двух «рождениях личности»: во второй раз, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением [3]. Д. Сьюпер предложил периодизацию профессионального развития личности с выделением этапа исследования своих сил и устремлений, этап «разведки», когда происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой [2]. Е. А. Климовым изучается развитие человека как субъекта труда [4, 5]. Ряд работ посвящены вопросам понимания общественной значимости своей будущей профессии студентами фармацевтического факультета, самооценке профессиональных знаний и умений на этапе профессионального становления специалиста-провизора [6, 7], проблемам качества обучения на фармацевтическом факультете [8, 9].
Фармакогнозия — одна из первых профессиональных дисциплин в процессе подготовки специалиста с высшим фармацевтическим образованием, преподавание которой на фармацевтическом факультете продолжительно по времени: к изучению студенты приступают в весеннем семестре 2 курса и заканчивают его в осеннем семестре 4 курса, проходят летнюю учебную практику между 3 и 4 курсами. Продолжением и развитием дисциплины становятся элективы «Биологически активные добавки», «GMP, фармакогностические аспекты», «Фармацевтическая экология» на 2-3 курсах, дисциплина «Стандартизация лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов» на 5 курсе. Фармакогнозия входит в программу государственной итоговой аттестации по специальности «Фармация» выпускников фармацевтического факультета. Анализ изменений в понимании студентами разных курсов фармацевтического факультета своих профессиональных предпочтений и оценки ими в связи с этим содержания, форм и методов осваиваемой специальной дисциплины, может помочь определить необходимые направления корректировки процесса её преподавания и обучения.
Цель
Провести анализ изменений в понимании студентами разных курсов фармацевтического факультета, находящихся на подготовительных этапах профессионального становления личности, своих профессиональных предпочтений и оценки студентами в связи с этим содержания, форм и методов преподаваемой специальной дисциплины.
Такой анализ позволит определить необходимые направления корректировки процесса преподавания и обучения специальной дисциплине в меняющихся социально-экономических условиях. Анализ проводился на примере фармакогнозии — одной из первых профессиональных дисциплин в процессе подготовки специалиста с высшим фармацевтическим образованием, освоение которой на фармацевтическом факультете продолжается со 2 по 5 курсы.
Задачи
- проанализировать ответы студентов 2, 3 и 5 курсов фармацевтического факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова (1) для оценки степени их удовлетворённости результатами своего обучения по дисциплине фармакогнозия с позиции достаточной готовности к практической фармацевтической деятельности и своими целевыми профессиональными предпочтениями; (2) для оценки наиболее эффективных, по мнению студентов, применяемых форм, методов и способов обучения фармакогнозии;
- на основе полученных результатов сделать выводы о тенденциях в целевых профессиональных предпочтениях студентов и их ожиданиях на получение современных востребованных знаний, навыков и компетенций;
- наметить пути корректировки процесса преподавания и обучения фармакогнозии с учётом выявленных тенденций.
Материалы и методы
Использован метод анкетирования студентов. Применялась разработанная на кафедре фармакогнозии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова анкета «Мнение студентов об особенностях освоения дисциплины фармакогнозия» [10]. Проводился письменный опрос без указания фамилии обучающегося, без присутствия преподавателя, в конце соответствующего курса обучения. В анкете обозначались: курс, группа обучения, дата заполнения анкеты. Для проведения анализа в анкету были включены два блока вопросов:
Блок А — для оценки степени удовлетворённости студентов результатами своего обучения по дисциплине фармакогнозия с позиции достаточности подготовки к практической фармацевтической деятельности и своими целевыми профессиональными предпочтениями.
1. Как понимаете значение дисциплины фармакогнозия в подготовке провизора и почему — дать письменный ответ:
- очень существенная;
- существенная;
- не существенная.
2. Где хотели бы работать после окончания фармацевтического факультета — отметить нужное:
- в аптечном учреждении;
- на фармацевтическом производстве;
- медицинским представителем;
- заниматься научной и преподавательской работой в университете;
- работать не по специальности;
- другое — дать письменный ответ.
3. В какой степени удовлетворены результатами своего обучения по дисциплине фармакогнозия с позиции достаточности подготовки к практической фармацевтической деятельности — отметить нужное:
- полностью удовлетворен;
- частично удовлетворен;
- частично не удовлетворен;
- не удовлетворен;
- затрудняюсь ответить.
4. В связи с этим сделайте предложения по улучшению технологии, форм, методов и способов обучения фармакогнозии — дать письменный ответ.
Блок Б — для оценки форм, методов и способов обучения фармакогнозии. Какие технологии обучения считаете наиболее эффективными относительно степени освоения материала? (оценить в баллах от 1 до 5). Для выбора включены перечни:
1. По формам проверки знаний студентов:
- письменная проверочная работа;
- устный фронтальный опрос;
- тестирование на бумажном носителе;
- тестирование на компьютере;
- контроль на знание гербария и лекарственного растительного сырья.
2. По формам внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
- работа с учебником, с лекционным материалом;
- написание конспекта при подготовке к занятию;
- самостоятельная работа с гербарием и сырьём при подготовке к
- контрольным работам, зачётам, экзаменам;
- подготовка реферата;
- подготовка курсовой работы;
- выполнение НИР, с подготовкой устного доклада с презентацией, постерного доклада на студенческую научную конференцию;
- подготовка тезисов в сборник трудов конференции;
- подготовка статьи в научный журнал;
- работа с электронными учебниками, материалами в Internet, другими электронными ресурсами;
3. По методам и способам, применяемым при обучении:
1) Модульно-рейтинговая система.
2) Пассивные методы и способы обучения:
- классические лекции;
- практические занятия;
- контрольные работы;
- фронтальное обучение (лекции, практические занятия);
- дифференцированно-групповое (при выполнении лабораторной части практических занятий);
- индивидуальное (выполнение учебно-исследовательской работы, проведение отработок со студентами).
3) Активные методы обучения:
- учебная игра (на практических занятиях и на контрольных — задание по работе с неподписанным гербарием лекарственных растений и образцами лекарственного растительного сырья);
- ситуационные задачи или ситуационные упражнения (практические занятия по определения ресурсов лекарственного растительного сырья, товароведческому анализу лекарственного растительного сырья и лекарственных форм из лекарственного растительного сырья);
- экскурсии (в ходе учебной практики);
- экскурсии в природе по изучению лекарственной флоры;
- экскурсии в научные организации;
- отчёты, фотоальбомы, презентации по материалам учебной практики.
4) Развивающее обучение:
- элективы;
- дни кафедры;
- предметные кафедральные олимпиады;
- участие в студенческих научно-практических конференциях.
В анкетировании приняли участие 152 человека, прошедшие обучение на кафедре фармакогнозии в 2020/2021 и 2017/2018 учебных годах: студенты 2 курса, которые полгода изучали фармакогнозию в весеннем семестре (37 человек), студенты 3 курса в конце учебного года после изучения фармакогнозии до учебной летней практики (70 человек) и студенты 5 курса в конце обучения, накануне итоговой государственной аттестации (45 человек).
Результаты и их обсуждение
Анализ ответов на вопросы о роли фармакогнозии в подготовке провизора показал, что 44,1% всех опрошенных студентов считают роль фармакогнозии в подготовке провизора очень существенной, 46,9% — существенной, то есть все опрошенные студенты высоко оценивают значение дисциплины в профессиональной подготовке специалиста с высшим фармацевтическим образованием. Однако роль фармакогнозии студенты разных курсов понимают по-разному: студенты 2 курса считают, что фармакогнозия формирует практические навыки, даёт знание свойств лекарственных растений. При этом второкурсники не считают эффективной ни одну из активных форм проверки знаний и самоподготовки (фронтальный опрос, тестирование на бумажном носителе, компьютерное тестирование, письменную проверочную работу, подготовку конспекта), что может говорить о недостаточной готовности студентов к активным формам работы по освоению материала специальной дисциплины.
238
Третьекурсники считают, что фармакогнозия поясняет, содержит нужную информацию: «лекарственные растения изучаются как источник химических веществ», «поясняется, как использовать вещества природного происхождения», «одна из основ будущей работы», «даёт общее развитие, полезные навыки, незаменимые профессиональные знания», «необходимые навыки по анализу лекарственного растительного сырья, на ней базируются фармацевтическая химия и фармацевтическая технология». Студенты 3 курса 2021 года дали более зрелые профессиональные ответы, чем третьекурсники 2018 года, продемонстрировали понимание связи и роли фармакогнозии с другими фармацевтическими дисциплинами и будущей специальностью. Ответы были схожи с ответами пятикурсников, студенты были более критичны и требовательны к оснащённости и комфортности учебного процесса, имели изначальную предопределённость в выборе будущей работы. Третьекурсники позитивно отметили значение как фронтального письменного опроса, так и составление конспекта по темам, работу с электронными учебниками, материалами из сети Интернет и необходимость совершенствования наукоориентированных форм освоения дисциплины.
Студенты 5 курса, накануне итоговой государственной аттестации, давали наиболее развёрнутые, связанные с практикой фармацевтической работы ответы: «необходимо знать из какого сырья состоит препарат», «многие препараты изготавливаются на растительной основе», «фармакогнозия очень сильно помогает в работе, так как в ассортименте аптеки много лекарственных препаратов на основе растений», «необходимы знания о применении лекарственного растительного сырья», «необходимо знать вещества, содержащиеся в лекарственном растительном сырье», «на фармацевтическом рынке много биологически активных добавок на растительной основе», «предоставление знаний о флоре, составе и действии лекарственного растительного сырья», «актуально производство лекарственных препаратов на основе лекарственного растительного сырья, является важной частью специальности», «фармакогнозию изучают только провизоры», «востребовано, все больше лекарственных средств из лекарственного растительного сырья на фармацевтическом рынке». Выпускники дали исключительно позитивные отзывы о роли фармакогнозии. В своих ответах о методах обучения фармакогнозии они позитивно на уровне 4-5 баллов отметили традиционные (пассивные) методы обучения — лекции, практические занятия. Так же очень высоко, на уровне 5 баллов, оценили активные методы обучения — учебную игру, ситуационные задачи, экскурсии в научные организации, элективы. Высоко оценивают пятикурсники и внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов — самоподготовку с гербарием и сырьём лекарственных растений, работу с электронными учебниками, материалами из сети Интернет. Пятикурсники, закончившие обучение в 2020/2021 учебном году предложили шире практиковать экскурсии в научные учреждения, выездные лекции, видеоматериалы. Уровень балльной оценки выпускников превышал уровень оценки студентов младших курсов. На вопрос удовлетворённости от изучения фармакогнозии все студенты ответили — «полностью удовлетворён». Опыт практической работы в аптечном учреждении к 5 курсу имеют 11,17% студентов.
Ответы студентов на вопросы о том, где бы они хотели работать после окончания фармацевтического факультета распределились следующим образом. Студенты
2017/2018 учебного года предпочитали работать: в аптечном учреждении — 51,18%, медицинским представителем — 19,69%, на фармацевтическом производстве — 14,17%, заниматься научной и преподавательской работой в университете — 4,72%, работать в смежных отраслях (судебно-медицинская экспертиза, фармацевтические компании, лаборатории) -4,72%, работать не по специальности — 2,35%, не определились — 0,75%.
Студенты 2020/2021 учебного года имели несколько иные предпочтения по работе: на фармацевтическом производстве — 29,1%, в аптечном учреждении — 27,27%, медицинским представителем -16,36%, столько же — 16,36% — работать в университете, в смежных отраслях — 1,8%, работать не по специальности — 3,63%, не определились — 5,45%. При анкетировании 40 студентов дали два и более ответов по возможному варианту будущей работы.
Выводы
1. Студенты всех курсов, изучающие фармакогнозию, считают значение фармакогнозии в подготовке провизора весьма существенным и высоко оценивают значение дисциплины в профессиональной подготовке специалиста с высшим фармацевтическим образованием. Однако понимание студентами роли фармакогнозии и значимости различных приёмов её освоения меняется от курса к курсу. Так, студенты 2 курса ещё недостаточно готовы к активным формам проверки знаний и самоподготовки. Третьекурсники демонстрируют понимание роли фармакогнозии и её связи с другими фармацевтическими дисциплинами и будущей специальностью. Учащиеся позитивно отмечают значение как фронтальных методов обучения, так и составление конспекта по изучаемым темам, работу с электронными учебниками, материалами из сети Интернет.
2. Ответы третьекурсников прошедшего учебного года, по сравнению с третьекурсниками прошлых лет, были более критичны и требовательны в отношении оснащённости и комфортности учебного процесса, совершенствования наукоориентированных форм освоения дисциплины, имели изначальную предопределённость в выборе будущей работы.
3. Студенты 5 курса, накануне выпуска, давали исключительно позитивные отзывы о роли фармакогнозии в подготовке провизора, давали наиболее развёрнутые ответы, показывающие её взаимосвязь с практикой фармацевтической работы. В своих ответах о методах обучения фармакогнозии учащиеся высоко оценивают как традиционные методы обучения (лекции, практические занятия), так и активные методы обучения (ситуационные задачи, экскурсии в научные организации, выездные лекции, видеоматериалы), элективы, внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов — самоподготовку с гербарием и сырьём лекарственных растений, работу с электронными учебниками, материалами из сети Интернет. Уровень балльной оценки выпускников превышал уровень оценки студентов младших курсов, что можно объяснять проверкой полученных знаний и навыков на практике. На вопрос удовлетворённости от изучения фармакогнозии все студенты ответили, что полностью удовлетворены.
4. Ответы студентов на вопросы о том, где бы они хотели работать после окончания фармацевтического факультета, выявили тенденцию к структурным изменениям в профессиональных предпочтениях. Студенты прошлых лет в большинстве своём (более
50%) собирались работать в аптеках, более 19% — медицинскими представителями, чуть более 14% — на фармацевтическом производстве, 4,7% — заниматься научной и преподавательской работой в университете, столько же — работать в смежных отраслях. Для студентов 2020/2021 учебного года актуальны несколько иные предпочтения по работе: более 29% хотели бы работать на фармацевтическом производстве, более 27% — в аптечном учреждении, более 16% — медицинским представителем, столько же — более 16% — работать в университете, 1,8% — в смежных отраслях.
5. Студенты фармацевтического факультета на подготовительном этапе своего профессионального становления, от курса к курсу, меняют своё представление о значении специальной дисциплины — фармакогнозии — в подготовке специалиста-провизора и понимание значимости применяемых при этом форм, методов и технологий обучения. Студенты активно реагируют на меняющийся рынок труда, современные научно-технологические запросы общества, больше проявляют интерес к наукоемким видам деятельности.
6. Результаты анализа позволяют определить необходимые направления корректировки процесса преподавания и обучения специальной дисциплине, в настоящем исследовании — фармакогнозии, обеспечивающей значительный объём базовой подготовки провизора. Процесс преподавания и обучения должен быстро и гибко реагировать, обеспечивая студентам получение современных обновлённых знаний и востребованных навыков в меняющихся социально-экономических условиях. Студентов 2 курса необходимо целенаправленно обучать активным формам проверки знаний и самоподготовки, совершенствовать наукоориентированные формы освоения дисциплины. Не позднее 3 курса — активно развивать навыки научно-исследовательской работы студентов как одни из востребованных профессиональных навыков. На старших курсах — шире практиковать экскурсии в научные учреждения, выездные лекции на фармацевтических предприятиях, поездки на выставки лекарственных препаратов, современных технологий и оборудования, участие в конкурсах, проводимых фармацевтическими компаниями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 6. С. 35-44.
2. Самойлов Н.Г. Психология высшей школы. Рязань: РИО РязГМУ; 2016.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия; 2005.
4. Климов Е.А. Развитие человека как субъекта труда и профессиональный жизненный путь. М.: Академия; 2004.
REFERENCES:
1. Kovalev VI, Druzhinin VN. Motivatsionnaya sfera lichnosti i eyë dinamika v protsesse professional'noy podgotovki. Psikhologicheskiy Zhurnal. 1982; 3(6):35-44. (In Russ).
2. Samoylov NG. Psikhologiya vysshey shkoly. Ryazan': RIO RyazGMU; 2016. (In Russ).
3. Leont'yev AN. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost'. Moscow: Smysl, Akademiya; 2005. (In Russ).
4. Klimov EA. Razvitiye cheloveka kaksub"yekta truda i professional'nyy zhiznennyy put'. Moscow: Akademiya; 2004. (In Russ).
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия; 2019.
6. Платонова Н.А., Кокина Д.Г. Мотивация выбора специальности «Фармация» и личностные качества выпускника вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. Т. 5, № 2 (17). С. 211-216. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=263. Ссылка активна на 08.02.2022. doi: 10.23888/ЫтТ20172211-216
7. Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю. Вузовское образование и развитие личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 4 (7). С. 14-20. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=107. Ссылка активна на 08.02.2022.
8. Кузнецов Д.А. Анализ кадровой безопасности в фармации // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2011. Т. 19, № 2. С. 21-21. doi: 10.17816/РАУШУТ2011221-21
9. Григорьева И.В., Платонова Н.А., Дармограй В.Н., и др. Фармацевтический факультет — вчера, сегодня, завтра // Наука молодых (Ег^Шо Хиуепшт). 2016. № 4. С. 11-19. doi: 10.23888/НМТ2016411-19
10. Акульшина Е.В., Морозова В.А. Психологические аспекты освоения студентам дисциплины Фармакогнозия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 696-717. Доступно по: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id=349. Ссылка активна на 08.02.2022. doii 10.23888/humТ20184696-717
5. Klimov EA. Psikhologiya professional'nogo samo-opredeleniya. Moscow: Akademiya; 2019. (In Russ).
6. Platonova NA, Kokina DG. "Pharmacy" specialty choice motivation and university graduates personality traits. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2017;5(2):211-6. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=263. Accessed: 2022 February 08. (In Russ). doi: 10.23888/humT20172211-216
7. Platonova NA, Chekulaeva GYu. University education and personal development. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2014;(4): 14-20. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=107. Accessed: 2022 February 08. (In Russ).
8. Kuznetsov DA. The analysis of personnel safety in pharmacy. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2011;19(2):21 -21. (In Russ). doi: 10.17816/PAVLOVT2011221-21
9. Grigorieva IV, Platonova NA, Darmogray VN, et al. Pharmaceutical faculty — yesterday, today, tomorrow. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2016;(4):11-9. (In Russ). doi: 10.23888/HMT2016 411-19
10. Akul'shina EV, Morozova VA. Psychological aspects of development by students disciplines Pharmakognoziya. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(4):696-717. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=349. Accessed: 2022 February 08. (In Russ). doi: 10.23888/humT20184696-717
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Акульшина Елена Владимировна — кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент кафедры фармакогнозии. ORCID: https://orcid.org/0 000-0002-3586-9430. E-mail: [email protected]
Морозова Валентина Анатольевна — старший преподаватель кафедры фармакогнозии. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5844-2184. E-mail: [email protected]
Дармограй Сергей Васильевич — кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой фармакогнозии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0880-4279. E-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 08.02.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 21.08.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Акульшина Е.В., Морозова В.А, Дармограй С.В. Об изменении в понимании студентами фармацевтического факультета своих профессиональных предпочтений в процессе обучения фармакогнозии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 233-242. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=535. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103233-242
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Elena V. Akulshina — Cand. Sci. (Pharm.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pharmacognosy. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3586-9430. E-mail: [email protected]
Valentina A. Morozova — Senior Teacher of the Department of Pharmacognosy. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5844-2184. E-mail: [email protected]
Sergey V. Darmogray — Cand. Sci. (Pharm.), Associate Professor, Head of the Department of Pharmacognosy. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0880-4279. E-mail: [email protected]
PAPER RECEIVED: 08.02.2022. PAPER REVISED: 21.08.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.
FOR CITATION:
Akulshina EV, Morozova VA, Darmogray SV. About the change in pharmacy students' professional preferences in the process of learning pharmacognosy. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):233-242. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=535. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103233-242
242