Проф. Б. Б. КОЙРАНСКИЙ
Об изготовлении специальной одежды, защищающей от переохлаждения и перегрева
Из кафедры военно-морской гигиены Военно-морской медицинской академии
В климатических условиях СССР наиболее широкое распространение в борьбе с переохлаждением тела приобрела одежда, сшитая из меха.
В годы Отечественной войны огромные контингента армии были снабжены полушубками (из овчины). Однако мех вообще недостаточно совершенный и притом один из наиболее дорогих материалов одежды. В частности, овчина имеет большой объем и вес, недостаточно гибка и довольно медленно высыхает после намокания. Помимо этого в полушубке трудно вести работу, связанную с большим физическим напряжением. Из сказанного не вытекает, что надо совсем отказаться от пользования полушубком в качестве одежды, предохраняющей от переохлаждения; однако применение его может быть ограничено.
Чем же можно заменить мех? Теплоизолирующие свойства меха основаны на том, что между ворсинками содержится огромное количество воздуха. Принято считать, что хороший мех содержит до 98% воздуха. Для замены меха материалом, эквивалентным по теплозащитным свойствам, надо искать такой, который содержал бы в себе большое количество воздуха.
К разрешению этой задачи можно притти двумя путями: выработать заменитель, близкий по своим теплозащитным свойствам к меху, или комбинировать различные ткани.
За последние годы стали вырабатывать искусственный мех. Внутренняя поверхность этой ткани действительно напоминает мех. Она состоит из длинных, густых закрученных волосков. Изделия из этого «меха» довольно широко применялись в некоторых специальных частях армии и полностью оправдали свое назначение. Они мало проницаемы для воздуха, не поглощают воды и легки. Теплозащитные свойства этого «меха» основаны на наличии слоя воздуха, который содержится на внутренней его поверхности, и на выраженных ветрозащитных свойствах основы ткани. Комбинация этих свойств создает возможность сохранения под одеждой стойкого резервуара теплого воздуха.
Другой способ замены меха заключается в том, чтобы посредством определенного сочетания различных тканей и правильной комбинации различных слоев одежды обеспечить достаточную теплозащитную оболочку вокруг нашего тела.
Как известно, в создании чувства теплового комфорта значительную роль «грает тот индивидуальный климат, который образуется над поверхностью нашей кожи.
Какими же путями можно достигнуть образования стойкого резервуара воздуха под нашей одеждой? По наблюдениям Боброва и Лемель-штрейх, при носке нижней рубашки из широкопетлистой сетки под нею создается такой же микроклимат, как при носке хлопчатобумажной или трикотажной рубашки. Мало того, даже при носке рубашки из сетки создается более высокая температура прикожного воздуха (при температуре наружного воздуха +10°). Этими же исследователями сетчатая рубашка была использована в следующей комбинации. На голое тело надевалась сетка, на нее полотняная рубашка, поверх которой надевалась снова сетка, а на нее — китель. Эта комбинация одежды сравнивалась с другой, состоявшей из полотняной рубашки на голое тело, а поверх нее—шерстяного свитера и кителя. В этом опыте сравнивалось значение двух сетчатых рубашек и шерстяного свитера в отношении
способности сохранить стойкий микроклимат над поверхностью кожи и между рубашками. Температура наружного воздуха при этих опытах была +10°. Полученные экспериментальные данные показали, что замена шерстяного свитера двумя сетками позволяет обеспечить между слоями одежды такую же температуру воздуха, как и при шерстяном свитере.
Проф. Калмыков также предлагает вводить широкопетлистую сетку в качестве теплозащитного слоя при изготовлении комбинезона летчика.
Таким образом, хорошая теплоизоляция нашего тела может быть достигнута не только за счет толщины материала или количества слоев одежды. Так, .например, в английской армии среди частей, находившихся на севере, широкое распространение получила одежда лыжников скандинавских стран. Она состоит из шерстяной фуфайки широкопетлистой вязки, на которую надевается ветрозащитная куртка с капюшоном и широкими рукавами. Брюки также делаются из ветрозащитного материала, а подкладка — из широкопетлистой сетки. Рукавицы и шапка-кепи подбиты такой же сеткой. Эта одежда очень легка, и вместе с тем под нею создается вполне устойчивый теплозащитный слой воздуха, обеспечивающий необходимый микроклимат под одеждой. В данном случае сетка является фиксатором и одновременно резервуаром под-костюмного воздуха.
Общеизвестно, что организм отдает тепло не только проведением, но и излучением. На долю излучения по Рубнеру приходится 45%, а по Дюбуа и Харди, Летавету и Малышевой — даже до 79—80% отдаваемого организмом тепла. Следовательно, необходимо защитить наш организм и от потерь тепла излучением. Как известно, воздух прозрачен для инфракрасной радиации, излучаемой нашей кожей. Барьером для нее может служить сама одежда. Часть инфракрасной радиации, попав на близлежащий слой ткани, поглотится и нагреет его, часть отразится обратно, и, наконец, остаток ее, не поглощенный остальными слоями тканей, уйдет во внешнюю среду.
Чем больше лучистой энергии будет поглощено тканями, тем выше будет температура их поверхностей, в результате чего температура кожи и прилежащей к ней поверхности ткани сблизятся. А уменьшение разницы между температурой кожи и окружающим ее слоем одежды, как известно, приводит также к уменьшению излучения с поверхности кожи. Следовательно, для сведения к минимуму потери тепла излучением надо создать барьер из таких тканей, которые обладали бы способностью максимально поглощать падающую на них лучистую энергию или отражать ее.
Тканей, поглощающих всю лучистую энергию, нельзя создать, так как этим свойством обладает только абсолютно черное тело. Нужно создать барьер из довольно значительного количества слоев тканей, прежде чем теплопотери излучением будут сведены к минимуму.
Если ткань будет обладать 'способностью максимально отражать обратно всю падающую на нее с кожи лучистую энергию, то этим создастся непреодолимый барьер для потери тепла путем излучения. Изложенное находит свое подтверждение в приведенных нашими сотрудниками опытах. Доц. Боголюбов, помещая между двумя тканями слой фольги, получал значительное уменьшение теплоотдачи поверхностью нашей кожи вследствие отражения от фольги падающего на нее излучения. Такие же данные получили Лифшиц и Карапетьян. Они применили в качестве стельки фольгу. Стельки из фольги со стельками из шинельного сукна вызывали повышение температуры кожи стопы на +5°. Это станет понятным, если учесть, что фольга отражает 94% падающей на нее лучистой энергии. Можно сделать вывод, что одежда, защищающая от переохлаждения, должна быть из такой ткани, которая максимально отражала бы падающую на нее лучистую энергию.
Мало создать соответствующую температуру воздуха под одеждой, необходимо сохранить ее от действия ветра. Примерно 75%» возможных теплопотерь обусловливаются усиленным движением воздуха. Поэтому в Арктике давно пользуются ветрозащитной одеждой. Так, доктор Тржемесский в своем санитарном отчете по экспедиции на судне «Эк-Л'ипс» (1915) пишет: «Для защиты от ветра поверх обычной одежды надевалась ветровая рубаха, а также брюки: первая из довольно толстой очень плотной хлопчатобумажной ткани, вторые из тонкой, но плотной такой же ткани».
В период Великой отечественной войны ветро- и водозащитная одежда получила широкое распространение. Ветрозащитная одежда делается из плотной хлопчатобумажной ткани, внутренняя поверхность которой покрыта длинными волосками.
Воздухопроницаемость — очень важный фактор. Важно, чтобы ветро-и водозащитная ткань были воздухопроницаемы. Это тем более необходимо, что ветрозащитная одежда должна быть так сконструирована, чтобы создавать вокруг тела совершенно замкнутую скорлупу без щелей. Некоторые исследователи полагают, что наличие воздухопроницаемости дает возможность проникать ветру под защитную одежду. Это не так. J^ Воздушная струя, ударившись о плотную ткань, разбивается на мель-^ чайшие струйки, но ослабленная в своем движении, она проникает, постепенно затухая, через мелкие поры ткани, где встречает на своем ^ пути богатую сеть ворсинок и более теплый воздух, содержащийся под одеждой, с которым постепенно и смешивается.
С Другим важным фактором, способствующим переохлаждению, является промокание одежды. Один из наиболее рациональных путей создания непромокаемой одежды заключается в том, чтобы не только покрытие (верхние слои одежды) делалось из непромокаемого материала, но и подбивка также была бы водонепроницаемой. Предложено в теплых куртках вату заменить капоком, который представляет собой сердцевину плодов дерева Ceiba pentanora. В СССР заменителем его может быть пух растения «Рогоз широколистный» (Typha latifolia). Он Л' в изобилии произрастает у протоков рек или в сильно увлажненных ryv местах с длительным стоянием воды. Рогоз имеет толстый цилиндрический стебель высотой от 100 до 200 см и длинные листья. На вершине стебля помещается соцветие, которое при созревании приобретает вид мягкого бархатистого цилиндрического колоса чернобурого цвета. Волоски, покрывающие соцветие, и являются пухом, могущим заменить капок. Исследование различных физических свойств рогоза, произведенное нами, показало, что он, так же как и капок, водонепроницаем, эластичен, не сваливается, обладает такой же теплопроводностью, как вага, поднимает на воде груз в 9 раз больше своего веса. Особенно важное значение приобретает подбивка рогозом одежды, носимой лицами, подвергающимися сильному промоканию, как, например, личного состава катеров, подводных лодок и т. п.
Бушлаты, подбитые капоком, которые применялись в годы Отечественной войны, полностью оправдали свое назначение.
Верх такой одежды делается из водонепроницаемого материала. Важно, однако, чтобы водонепроницаемость достигалась не за счет полной его воздухонепроницаемости, как, например, у резины. Необходимо добиваться, чтобы материал сохранял воздухопроницаемость и в то же время попадающая на него вода скатывалась с него.
Означает ли это, что надо совершенно отказаться от применения водонепроницаемых тканей, обладающих полной воздухонепроницаемостью (хорошо прорезиненный материал или ткань, покрытая пленкой из хлорвинила и т. д.)? Такими тканями можно пользоваться в тех случаях, когда сшитая из них одежда не образует вокруг тела замкнутого воздухонепроницаемого пространства и если в этой одежде не будет
1' Г JC >'fjf РЖ »¡>1> с ан! т ария, ^дд1"* f _
МЕДИЦИНСК. БИБЛИЯ« с.'*Д I
Миннстчрс 3« Здеавозхйа.^кь,, |_
производиться работа, требующая большого физического напряжения.
Как видно из всего сказанного, можно различными способами создать легкую теплую и портативную теплозащитную одежду. При изготовлении такой одежды необходимо учитывать, что под нею не должно создаваться такого микроклимата, который мог бы привести к перегреву организма. Иначе незначительные изменения температуры его могут быть источником возникновения «простуды». Известно, что Гумбольдт во время своего путешествия по Африке настолько привык к высоким температурам воздуха, что при наступлении вечером 21° и ниже ощущал сильный холод. Жители Гомбы при 22° отапливают свои хижины, и, наоборот, туземцы Фиджи ходят почти голыми, хотя климатические условия у них такие же, как в Великобритании. Правы те исследователи, которые говорят, что «современные люди обыкновенно ослабляют сопротивляемость организма к простуде, благодаря тому, что носят слишком много одежды». Вот почему особое внимание должно быть обращено на борьбу с переохлаждением путем закаливания, что достигается не только проведением ежедневных водяных и воздушных процедур, но и приучением организма к определенному климату помещения, в котором он живет, и к микроклимату под одеждой.
Великая отечественная война усилила внимание гигиенистов не только к вопросам разработки мероприятий по борьбе с охлаждением, но и с перегревом. Если раньше эта задача казалась актуальной только для промышленной гигиены, то в годы войны она была остро поставлена и в плане военной гигиены. Значительные войсковые соединения, целые флоты и флотилии были вынуждены находиться в южных широтах. Здесь личный состав в теплое время года подвергается воздействию высоких температур воздуха и мощной солнечной радиации. Результатом этого может быть перегрев организма. На основе опыта Отечественной войны мы пытаемся наметить пути к созданию рациональной одежды для защиты от перегрева.
Начнем с нижнего белья. Каким требованиям оно должно удовлетворять в этих условиях? При высокой температуре наружного воздуха организм борется с перегревом главным образом посредством усиления теплоотдачи испарением. Следовательно, необходимо такое белье, которое не задерживало бы пот и способствовало его испарению. Кроме того, для более быстрого испарения пота необходимо, чтобы воздух мог свободно протекать под белье. Поэтому нельзя не согласиться с проф. Кассирским, который в качестве нижнего белья для южных широт рекомендует хлопчатобумажные сетки. Являясь прослойкой между верхней рубашкой и кожей, они облегчают потоиспарение, препятствуют пропитыванию верхней рубашки пбтом и, следовательно, сохраняют воздухопроницаемость и т. д.
Второй слой одежды должен быть также изготовлен из тонкого маловесомого, хорошо моющегося материала. Следует избегать тканей, плохо проводящих воздух. При изготовлении верхней одежды для ношения ее в условиях жаркого климата необходимо, чтобы она была широкой и не прилегала плотно к талии. В тех местах рубашки и куртки, которые прикрывают подмышечные впадины, можно делать продольный разрез, который способствует вентиляции и бывает виден только при поднятии руки. Английские и американские части, находившиеся на юге, были одеты в рубашки с короткими рукавами и широким открытым воротом, трусики, белые носки и ботинки. В настоящее время некоторые пехотные части английской армии носят безрукавки цвета хаки, ворот нараспашку, короткие штаны, легкий берет, туфли.
При изготовлении одежды для лиц, находящихся в условиях южных широт СССР, необходимо учесть, что брюки не должны плотно прилегать к талии и быть достаточно широкими по всей поверхности ноги. Материал для их изготовления должен быть легким и достаточно
воздухопроницаемым. Как показал опыт, накрахмаленные трусики лучше охлаждают. Объясняется это отчасти тем, что накрахмаленная ткань как более жесткая меньше соприкасается с поверхностью кожи, а также тем, что она лучше отражает падающие на нее солнечные лучи.
Гимнастерка с высоким стоячим воротником должна быть заменена рубашкой с открытым воротом и короткими рукавами с прорезью подмышками.
Необходимо тщательно учесть опыт войны и в этом деле, всесторонне проанализировать его и на основе полученных данных приступить к рационализации одежды воинских частей и специальных групп рабочих и др.
С. Ф. ЯВОРОВСКАЯ
Обезвреживание и удаление разлитой ртути растворами хлорного железа
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии
Министерства путей сообщения
Почти все химические методы демеркуризации основаны на образовании защитной пленки на поверхности капелек ртути, что прекращает или уменьшает ее испарение. К методам этого рода следует отнести обработку сероводородом, его водным раствором, раствором сернистого натрия и подкисленным раствором марганцовокислого калия (реактив Лейтеса-Полежаева).
Лабораторные опыты и испытания в производственных условиях показали, что при этих методах обработки испарение ртути с поверхности капель прекращается ненадолго, так как под влиянием расширения капелек ртути в защитной пленке образуются микротрещины. Для этого достаточно даже небольших температурных колебаний.
Положительным действием защитных оболочек является уменьшение испаряемости ртути; величина и длительность этого эффекта зависят от размеров капель, стойкости соединения, образующего защитную оболочку, а также от толщины и прочности оболочки.
Отрицательное действие поверхностных защитных пленок заключается в прекращении химической реакции взаимодействия ртути с примененным демеркуризатором.
Еловичем и Турченко установлено, что дейвтвие химической демеркуризации может быть эффективным лишь там, где «залежная» ртуть находится в условиях достаточного раздробления. Целость пленки, образующейся на больших поверхностях ртути, очень легко нарушается от разных причин: токов воздуха, температурных колебаний и т. д.
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что в качестве демеркуризатора необходимо применить такое вещество, которое, кроме химического действия, оказывало бы на ртуть эмульгирующее действие, переводя ее искусственным образом в высоко раздробленное или дисперсное состояние, увеличивая, таким образом, активную поверхность ртути и ее реакционную способность.
К веществам, способным эмульгировать ртуть, понижая ее высокое поверхностное натяжение, относятся различные суспензии, коллоидные и истинные растворы некоторых химических веществ. К числу последних Кремнев относит хлорное железо.
По Кремневу, водный раствор хлорного железа образует на частицах эмульгированной ртути защитную пленку из каломели.