ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
УДК 81-112
ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕДИЦИИ К БАРАБИНСКИМ ТАТАРАМ
© О.Р.Хисамов
В данной статье подводятся итоги комплексной фольклорно-диалектологической экспедиции в Новосибирскую область. Целью изучения экспедиции был язык и духовная культура барабинских татар. Рассматриваются также вопросы формирования барабинцев, фонетические особенности языка и история изучения.
Ключевые слова: барабинские татары, диалект барабинских татар, сибирские татары, экспедиция в Новосибирскую область, история барабинских татар.
В июне 2013 года была проведена комплексная фольклорно-диалектологическая экспедиция в Новосибирскую область под руководством доктора филологических наук, профессора Казанского федерального университета Ф.Ю.Юсупова. В экспедиции приняли участие кандидаты филологических наук, доценты О.Р.Хисамов, И.Г.Гумеров и студенты второго курса Института филологии и искусств КФУ. Экспедиция была организована при поддержке правительства Республики Татарстан и лично президента Р.Н.Минниханова.
Группа работала в Чановском, Кыштовском, Куйбышевском, Венгеровском, Барабинском районах Новосибирской области. Были исследованы аулы (деревни) Малый Чебис (Чортангуль), Белихта, Кошгуль, Аялу (Аялуцк), Тебис (Чёпле-гуль), Тармагуль (Унар), с. Воробьевка (в него вошли Мангыт, Акбалык), Чаргары, Альменево (Тарлар), Усманка, Бергуль (Яргуль), Шагыр, Омаул (Осинцево), Тандов (Тамдау), Бакчагуль (Ново - Курупкаевка).
Целью изучения экспедиции был язык и духовная культура барабинских татар. Удалось собрать огромное количество диалектологического, топонимического, фольклорного и этнографического материала. По материалам экспедиции планируется издание монографии.
Барабинские татары, барабинцы (самоназвание - барама, параба, бараба) - часть сибирских татар, коренное тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша. В Новосибирской области они расселены в Барабинском, Венгеровском, Каргатском, Куйбышевском, Кыштовском, Убин-ском, Усть-Тарском, Чановском районах. Большинство этих районов находится в Барабинской степи (Барабе), на западе Новосибирской области.
В XVI в. барабинские татары были расселены на значительной территории, которая простиралась от южных границ Васюганской низменности на севере, где они соседствовали с селькупами и хантами, и практически доходила до Ку-
лундинской степи на юге. На западе же их земли смыкались с землями тарских татар, а на востоке кочевья охватывали район озера Убинского, где в верховьях Оми они предположительно контактировали с чатами [1: 9].
В материалах Всероссийской переписи 1897 г. и Всесоюзной переписи 1926 г. барабинцы были выделены как отдельная этническая группа. Численность барабинских татар составляла 4433 и 7528 человек соответственно. В начале 1970-х гг. в бара-бинских населенных пунктах проживали приблизительно 8,4 тысячи татар. По данным института филологии СО РАН, в Новосибирской области в 2012 году проживало около 8000 барабинских татар.
Издавна основным занятием барабинских татар были охота, скотоводство, рыболовство, а позже и земледелие [2: 9].
Вероисповедание - ислам. Его сюда завезли бухарцы и казанские татары. До ислама барабин-ские татары были язычниками. Поклонялись куклам (коцгырчак/курчак) и приносили им в жертву животных. До 1920 года среди барабин-сих татар встречались шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений.
У барабинских татар до сих пор сохранились названия тугумов (родов). Некоторые татары хранят память о своих тугумах и называют их «ырыспайлар», «мишэрлэр», «барабалар», «ак белэклэр», «кYЧYк тогымы», «полмоклар», тэлэц^тлэр», «пыймайлар», «сартлар», «казахлар» и др. Барабинские татары представляют собой этническую группу, в которую вошли племена бараба (или барама), колобо (или келема), лонга, терене (или тарана), тары, лювей (люба), каргалы, смешавшиеся впоследствии с поволжскими татарами [3: 20].
До проникновения русских в Сибирь бара-бинские татары входили в состав Сибирского ханства и временами платили дань калмыкам и казахам. Первые русские поселения в Барабин-ской степи появились только после 1722 года.
Первые упоминания о барабинцах относятся к XVI веку. Некоторые сведения имеются в труде Г.Ф.Миллера «Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел» [4]. Путешественник-этнограф Иоганн-Готлиб Георги сделал подробное историко-этнографическое описание барабинских татар в 1776-1780 гг. Он отметил общность в образе жизни и вере барабинцев с тюрко-шаманистами Алтая [5]. Путешественник-географ XIX века А.Ф.Миддендорф, обследовавший Барабинскую степь в географическом отношении, отмечал барабинских татар как «... народ, который должен вскоре совершенно исчезнуть» [6].
Язык барабинских татар относится к сибир-ско-татарскому диалекту татарского языка. IV Международная конференция по исчезающим языкам и культурам, состоявшаяся 23-26 мая 2012 года в Турции (г. Анкара), определила бара-бинский язык как исчезающий.
В генеалогической классификации Н.А.Баскакова барабинско-татарский язык занимает место в кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчак-ской группы западнохуннской ветви тюркских языков [7: 159]. Ряд исследователей относят его к восточному диалекту татарского языка [8-10]. Другие ученые считают барабинско-татарский язык самостоятельным языком [11-13]. Особое положение барабинского языка наиболее последовательно отражено в классификации В.В.Рад-лова. Он отнес барабинский язык к восточной группе тюркских языков, в то время как тоболо-иртышские диалекты сибирских татар к западной группе. Точка зрения Радлова нашла поддержку в работе диалектолога Г.Х.Ахатова, который не включил язык барабинских татар в исследуемый им диалект западно-сибирских татар. На обособленное положение барабинского языка специально обратил внимание К.Томсен. Язык бара-бинцев из числа диалектов сибирских татар выделял и А.П.Дульзон. Он отметил общие черты в языках барабинских татар и чулымских тюрков.
Но все же следует заметить, что язык барабин-ских татар по своим ведущим особенностям принадлежит к той группе кыпчакских языков и диалектов Сибири, которые сочетали в себе особенности двух языковых групп - волжско-уральской и казахско-алтайской. Уникальность барабинского языка заключается и в том, что в нем сохранились основные черты древнетюркского языка.
Первые сведения о барабинско-татарском языке появились в середине XIX - начале XX в. в описательных работах В.В.Радлова, Н.Ф.Ката-нова. В 1950, 1967, 1968 гг. в Барабинском и Куйбышевском районах Новосибирской области проводила исследования Л.В.Дмитриева. Ею бы-
ли сделаны записи барабинского фольклора и обиходной речи. В 1981 году увидела свет ее монография «Язык Барабинских татар» [2], в которой приведены тексты и переводы, словарь и краткий грамматический очерк.
1956-1964 гг. диалектологические экспедиции под руководством Д.Г.Тумашевой собирали материал по татарским диалектам Сибири. В 1961 году они работали в Куйбышевском, Барабинском, Чановском районах Новосибирской области. Основное внимание было уделено «обиходно-разговорной» речи.
Несколько экспедиций в районы компактного проживания барабинцев были организованы Т.Р.Рыжиковой, автором монографии «Консонантизм языка барабинских татар. Сопоставительно-типологический аспект» [1]. В ней отражены результаты экспериментального исследования консонантной системы диалекта барабин-ских татар.
Однако до настоящего времени в науке отсутствуют работы, раскрывающие системные категории всех уровней этого древнейшего тюркского языка: фонетической системы, грамматического строя, лексического состава.
В барабинском диалекте имеются следующие гласные: а, э, (е), о, е, о, е (редуцированный), 1, ы, и, у, Y. Гласные звуки: а, (е), о, е, ы, и, у, Y -общетюркского происхождения; о, е, 1 - краткие, редуцированные, более узкого ареала. Используется широкий, открытый гласный а. Изначальный вокализм барабинского диалекта был более близок к древнетюркскому языку. Но сегодняшний вокализм, имея древнетюркские особенности, все же приближен к казанско-татарскому вокализму, что объясняется сильным влиянием литературного языка. В произношении слов появляются различные варианты, следовательно, все это говорит о незавершенности процесса формирования общенародного разговорного языка - диалекта. Вокализм барабинского диалекта имеет определенное сходство и с казахским вокализмом [3: 186].
Одним из показателей близости барабинского диалекта к алтайским языкам и к древнетюркско-му языку является употребление в диалекте долгих гласных. Наиболее часто удлинение гласных происходит в первом слоге: паарып «съездив», цаапты «попалась» (о рыбе), оолы «большой», аачъщ «открыто», боолды «получилось» и т.д. Л.В.Дмитриева указывает, что данное явление особенно сильно прослеживается в ауле Шагыр Куйбышевского района [2: 202]. По нашим наблюдениям, такое явление распространено и в других населенных пунктах области. В основном удлиняются гласные а, о, в, э. Фонематической
О.Р.ХИСАМОВ
роли долгота гласных в диалекте не имеет. Имеются случаи и комбинаторной долготы: таап/табып «находя», цаап/чабып "скосив».
Для этого диалекта характерно употребление гласных э - е - и в первом слоге: эр/ир «муж, мужчина», йэр/щир «земля», тэрэнэ/тирэн "глубокий", тэмер/тимер "железо», eY/вй «дом», тэпсэY «свадьба», пэклилэр/биклилэр «закрывают», пэргэн/биргэн «отдал, отдала», мэгэлэй/биялэй «варежки», кэрэк/кирэк «надо, необходимо».
В диалекте имеет место и сужение широких гласных: свйлир/свйлэр «он расскажет», йырлыр/щырлар «споет, будет петь», парайын/парыйн/барыйм «я схожу», йэшип/йэшэп «живя», уйлытаган/уйламаган «не подумал».
Д.Г.Тумашева пишет, что широкие о, е, как правило, не огубляют последующие гласные [3: 192]. Но, по нашим наблюдениям, губная гармония в диалекте проводится достаточно последовательно. Мы зафиксировали такие примеры: квйвп китте «сгорело», квбвр «мох», оло «большой», вйвк «бугор», вргвн «непроходимая чаща», тогоз «девять», тостороп ташлаганнар «разорили», йвстврэ «моет» и др. Кроме того, влияние губных у,y. о, в распространяется на негубные гласные а, э.
Для вокализма диалекта барабинских татар характерно постепенное передвижение от исконного старотюркского под влиянием кыпчакских языков (и особенно татарского) к поволжскотатарскому вокализму [2: 204].
Выделяя в языке барабинских татар согласные звуки, В.В.Радлов классифицирует их по месту употребления в слове. В анлауте встречаются 7 глухих - q, k, t, p, c, s, s; 1 звонкий
- d; 1 полугласный - j; 4 сонорных - m, r, g, n; в инлауте: n, n, l, r, j, g, y, g, d, z, z, c, b; в ауслауте 7 глухих - q, k, t, p, s, s, с и 6 сонорных - g, l, r, m, n, n [14: 128, 199, 173].
Д. Г. Тумашева приводит 22 согласных в диалекте: п, б, м, т, (d), н, л, ц, с, (з), ш, (ж), р, к, г, й, F, (х), ц, w, к, ч [3: 192].
Л.В.Дмитриева выделяет 25 согласных, из них 6 губных - п, б, (в), (ф), у, м; 11 переднеязычных - т, (д), с (з), ш (ж), ч, ц, н, л, р; 1 среднеязычный - й; 2 заднеязычных - к, г; 4 увулярных
- к, F, ц, х; 1 фарингальный - h [2: 202].
Одним из характерных признаков консонантизма языка барабинских татар является наличие согласного ц во всех позициях слова: царцыц «старуха», курцац «кукла», сэлгенцэк «колыбель», цай «чай». Но употребление согласного ц неравномерно. Звук в основном используется в восточных районах (Куйбышевский, Барабинский). А в западных районах (Чановском, Венгеровском, Кыштов-ском) вместо согласного ц употребляется аффрикат
т. т т ~ ^ т т ~
ч : сауч ы/йаучы «сваха», ч ай «чаи», ч wэч эй «чашка», арчтуы1л «платок», табацчта «чайная тарелка». Появление чт вместо ц вызвано влиянием тевризского говора тоболо-иртышского диалекта, татарского и русского языков. Аффриката чт, наряду с аффрикатой ц и проточным й, заменяет дж/щ арабско-иранских заимствований [2: 207].
Основная закономерность, определяющая характер системы согласных в барабинском диалекте, - преобладание глухих шумных над звонкими. Вместо звуков б, д, з, щ, ж в тюркских словах и заимствованиях систематически употребляются глухие согласные: п, т, с, ч, ш. Например, пэклилэр/биклилэр, («закрывают»), паллар/балалар («дети»), цыстыц туганнары/кызныц туганнары («родственники невесты»).
Как и в татарском литературном языке, согласные п, к, ц в интервокальном положении становятся звонкими. Озвончение возможно в середине слова: аба/апа («старшая сестра»), цургып/цурцып («испугавшись»).
В некоторых случаях (в отдельно взятых словах и/или аффиксах) в диалекте вместо звуков г, г или звукового сочетания нг употребляется звук ц: пороцы/борыцгы («древний»), йацгыс/йалгыз («одинокий»).
Таким образом, диалект барабинских татар, на сегодняшний день очень вариативный, смешанный. В разных аулах одни и те же слова фонетически могут выглядеть совершенно по-разному. Это, с одной стороны, показатель того, что как язык диалект барабинских татар не успел до конца сформироваться. С другой стороны, диалект перетерпел сильное воздействие других диалектов и языков.
Однако отмеченная выше довольно большая вариативность в звуковой системе не дает нам достаточного основания для выделения в составе данного диалекта самостоятельных говоров и/или каких-либо их подговоров.
1. Рыжикова Т.Р. Консонантизм языка барабинских татар. Сопоставительно-типологический аспект. -Новосибирск: СО РАН, 2005. - 266 с.
2. Дмитриева Л.В. Язык барабинских татар. - Л.: «Наука», 1981. - 224 с.
3. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар. Опыт сравнительного исследования. - Казань, 1977. -293 с.
4. Миллер Г.Ф. История Сибири. - т. I - М.: Издательство Академии наук СССР, 1937. - 607 с.
5. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. I-РУ. СПб., 1799. - 147 с.
6. Миддендорф А.Ф. Бараба. - «Приложение» №2 к т. XIX «Записок Российской Академии наук». -СПб., 1871. - 123 с.
7. Баскаков Н.А. Тюркские языки. - М.: Изд-во «Восточная литература», 1960. - 248 с.
8. Ахатов Г.Х. Татарская диалектология. Средний диалект. - Уфа, 1979. - 80 с.
9. Байчура У.Ш. Звуковой строй татарского языка в связи с некоторыми другими тюркскими и финно-угорскими языками: автореф. дисс. ... д-ра филол. Наук. - М., 1962. - 66 с.
10. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. - 128 с.
11. Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале ХХ веков (Историко-этнографические очерки) - Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. - 233 с.
12. Валеев Ф.Т. Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX -начале ХХ вв.): автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. -М., 1987. - 35 с.
13. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. - 208 с.
14. Radloff W. Phonetik der Nördlichen Türksprachen. -Leipzig, 1882. - 319 S.
ON THE RESULTS OF THE EXPEDITION TO THE BARABA TATARS
O.R.Hisamov
The article presents the results of a comprehensive folklore-dialectological expedition to Novosibirsk region. The aim of the expedition was to study the language and spiritual culture of the Baraba Tatars. The author discusses the issues related to the history of the Barabin people, phonetic features of their language, and the history of study.
Key words: the Baraba Tatars, dialect of the Baraba Tatars, Siberian Tatars, expedition to Novosibirsk region, history of the Baraba Tatars.
1. Ry'zhikova T.R. Konsonantizm yazy'ka barabinskix tatar. Sopostavitel'no-tipologicheskij aspekt. - Novosibirsk: SO RAN, 2005. - 266 s.
2. Dmitrieva L.V. Yazy'k barabinskix tatar. - L.: «Nau-ka», 1981. - 224 s.
3. Tumasheva D.G. Dialekty' sibirskix tatar. Opy't srav-nitel'nogo issledovaniya. - Kazan', 1977. - 293 s.
4. Miller G.F. Istoriya Sibiri. - t. I - M.: Izda-tel'stvo Akademii nauk SSSR, 1937. - 607 s.
5. Georgi I.G. Opisanie vsex obitayushhix v Rossij-skom gosudarstve narodov, ix zhitejskix obryadov, oby'knovenij, odezhd, zhilishh, uprazhnenij, zabav, veroispovedanij i drugix dostopamyatnostej. I-RU. SPb., 1799. - 147 s.
6. Middendorf A.F. Baraba. - «Prilozhenie» №2 k t. XIX «Zapisok Rossijskoj Akademii nauk». - SPb., 1871. - 123 s.
7. Baskakov N.A. Tyurkskie yazy'ki. - M.: Izd-vo «Vo-stochnaya literatura», 1960. - 248 s.
8. Axatov G.X. Tatarskaya dialektologiya. Srednij dialekt. - Ufa, 1979. - 80 s.
9. Bajchura U.Sh. Zvukovoj stroj tatarskogo yazy'ka v svyazi s nekotory'mi drugimi tyurkskimi i finno-ugorskimi yazy'kami: avtoref. diss. ... d-ra filol. Nauk. - M., 1962. - 66 s.
10. Karimullin A.G. Tatary': e'tnos i e'tnonim. - Ka-zan': Tat. kn. izd-vo, 1989. - 128 s.
11. Valeev F.T. Zapadnosibirskie tatary' vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vekov (Istoriko-e'tnograficheskie ocherki) - Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 1980. - 233 s.
12. Valeev F.T. Sibirskie tatary' (problemy' e'tno-kul'turnogo razvitiya vo vtoroj polovine XIX -nachale XX vv.): avtoref. diss. ... d-ra ist. nauk. -M., 1987. - 35 s.
13. Valeev F.T. Sibirskie tatary': kul'tura i by't. - Kazan': Tatarskoe kn. izd-vo, 1993. - 208 s.
14. Radloff W. Phonetik der Nördlichen Türksprachen. -Leipzig, 1882. - 319 S.
Хисамов Олег Ришатович - кандидат филологических наук, заместитель директора по научной работе Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова АН РТ.
Hisamov O.R. - Ph. D. in Philology, Associate Professor, the Institute of Language, Literature and Art (Tatarstan Academy of Sciences)
2/31 Lobachevsky Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 03.09.2013