РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Г.А. Кубрина
Управление Алтайского края по культуре и архивному делу,
Барнаул, Россия
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2006-2013 гг.
И ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Научно-практическая конференция «Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края» стала традиционной и внесла значительный вклад в дело изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия региона. Сборник посвящен XX юбилейной конференции, поэтому в предлагаемой информации представлены основные направления деятельности управления Алтайского края по культуре и архивному делу за 2006-2013 гг. по сохранению историко-культурного наследия.
Напомним некоторые этапы формирования системы органов охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае.
Решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов №124 от 21.04.1988 г. создана производственная группа по охране и эксплуатации памятников истории и культуры при управлении культуры крайисполкома. В соответствии с решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов №241 от 28.06.1990 г. и во исполнение приказа Министерства культуры РСФСР от 26.01.1990 г. №33 производственная группа реорганизована в Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры при управлении культуры крайисполкома. В 1992 г. он преобразован в Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края (НПЦ «Наследие»), в 2011 г. - в КГБУ «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» (НПЦ «Наследие»).
В соответствии с законом Алтайского края №32-ЗС от 12.05.2005 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» органом охраны объектов культурного наследия определено управление Алтайского края по культуре и архивному делу. С 2010 г. управление обеспечивает выполнение полномочий Российской Федерации в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Функции по охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в управлении выполняет отдел культурного наследия. Отдел также осуществляет поддержку музейного дела и народных художественных промыслов в регионе, курирует строительство и реконструкцию объектов культуры.
К основным направлениям деятельности отдела в сфере сохранения объектов культурного наследия относится:
- разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения сохранности памятников в регионе;
- согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- согласование разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в составе проектной документации на проведение строительных работ;
- выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- рассмотрение и согласование документов территориального планирования в части соблюдения требований сохранения объектов культурного наследия;
- оформление охранных обязательств с собственниками и пользователями объектов культурного наследия;
- контроль состояния объектов культурного наследия и соблюдения законодательства в сфере охраны памятников.
КГБУ «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» (НПЦ «Наследие») находится в ведомственном подчинении управления Алтайского края по культуре и архивному делу и осуществляет работу по выявлению, сохранению и популяризации объектов культурного наследия.
В органах местного самоуправления городских поселений определены структурные подразделения, ответственные за работу по сохранению и охране объектов культурного наследия:
- комитет по культуре города Барнаул, с 2014 г. при комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула создано муниципальное казенное учреждение «Архитектура», одним из направлений деятельности которого является осуществление полномочий в указанной сфере;
- муниципальное учреждение «Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Бийска»;
- муниципальное учреждение «Управление культуры, спорта и молодежной политики» г. Рубцовска.
Для сохранения богатейшего культурного наследия и повышения эффективности работы в Алтайском крае реализуется комплекс мер в рамках реализации концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 г., долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского
края» на 2011-2015 гг., краевой адресной инвестиционной программы, ведомственных целевых программ «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 гг. и «ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны, расположенных в поселениях края» на 2013-2015 гг.
следует отметить, что в настоящее время в целом завершено формирование нормативной правовой базы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Всего за период с 2006 г. утверждено 52 нормативных правовых акта: 3 закона Алтайского края, 9 постановлений Администрации Алтайского края, 1 постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания и 39 приказов управления края по культуре и архивному делу. Утверждено 8 административных регламентов по исполнению управлением края по культуре и архивному делу государственных функций и предоставлению услуг по всем основным направлениям работы.
Вопросы выявления и учета объектов культурного наследия являются основополагающими в деятельности по сохранению историко-культурного наследия.
На территории Алтайского края расположены 4506 объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации: 128 памятников истории и культуры федерального и 4378 краевого значения. В числе объектов культурного наследия 1623 памятника истории (из них 1052 памятника, посвященных Великой Отечественной войне), 629 памятников архитектуры, 2254 памятника археологии.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия Министерством культуры зарегистрирован 61 памятник истории и культуры Алтайского края, в том числе 3 - федерального значения. В министерство культуры Российской Федерации в 2013 г. направлены комплекты документов по 157 объектам культурного наследия, в том числе по 14 объектам федерального значения.
Количество пакетов документов объектов культурного наследия, подготовленных для регистрации их в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Количество пакетов документов объектов культурного наследия, направленных в Министерство культуры Российской Федерации в целях рассмотрения вопроса регистрации их в едином государственном реестре Количество объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре
277 157 61
16 (Ф) 261 (Р) 14 (Ф) 143 (Р) 3 (Ф) 58 (Р)
Примечания: (Ф) - объекты культурного наследия федерального значения; (Р) - объекты культурного наследия регионального значения.
В настоящее время управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, при проверке подготовленных НПЦ «Наследие» пакетов документов для регистрации памятника в едином государственном реестре объектов культурного наследия, одновременно с утверждением предметов охраны, границ территории и режимов ее использования, уточняется пообъектный состав комплексов, проверяются данные о местоположении объектов наследия. Управление также направляет информацию об объекте культурного наследия и его территории в муниципальные образования края для ее размещения в соответствующих информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В 2013 г. подготовлены документы и проведена государственная историко-культурная экспертиза по включению в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Дом матери», принадлежащего Всероссийскому мемориальному музею-заповеднику В.М. Шукшина. В настоящее время осуществляется подготовка необходимых документов для рассмотрения Алтайским краевым Законодательным Собранием вопроса включения в реестр указанного объекта.
Большое внимание управлением уделяется государственной охране объектов культурного наследия.
В 2013 г. в целях сохранения и развития исторических поселений, защиты культурно-исторических городских и природных ландшафтов внесены изменения в закон Алтайского края от 12.05.2005 г. №32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» и в закон Алтайского края от 29.12.2009 г. №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края». данные нормативные правовые акты в соответствии с Федеральным законом от 12.11.2012 г. №179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» дополнены положениями об особом регулировании градостроительной деятельности на территории исторических поселений краевого значения. Законом Алтайского края от 02.07.2013 г. №42-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» установлен порядок утверждения перечня исторических поселений краевого значения, предмета охраны и границы территории исторического поселения краевого значения, а также порядок согласования проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории такого исторического поселения.
Внесены изменения в закон Алтайского края от 10.07.2002 г. №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», связанные с урегулированием правоотношений в сфере привлечения к ответственности за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия на федеральном уровне.
В административные регламенты управления Алтайского края по культуре и архивному делу по исполнению государственных функций и оказанию услуг в области сохранения объектов культурного наследия внесены изменения, вызванные динамикой федерального и краевого законодательства.
В последние годы на качественно новый уровень поднята работа по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также работа по привлечению лиц к административной ответственности, активизации судебной практики.
В 2013 г. специалистами отдела культурного наследия управления проведено 27 проверок соблюдения законодательства в сфере сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, по объектам культурного наследия федерального значения - 6 проверок. Выдано 21 предписание об устранении выявленных нарушений (1 - по объекту федерального значения). Составлено 9 протоколов о правонарушениях (2 - по объектам федерального значения), в соответствии с которыми наложено 7 административных наказаний в виде штрафов, в том числе: ООО «Алтайград», ОАО «ИПП «Алтай», ООО «Кино-Люкс. Всего с 2010 по 2013 г. проведено 44 контрольных мероприятия, по итогам которых выдано 39 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 23 протокола о правонарушениях, в соответствии с которыми наложено 18 административных наказаний.
В рамках осуществления государственного контроля над сохранением объектов культурного наследия с 2010 по 2013 г. проведены 84 проверки состояния объектов культурного наследия федерального значения, в том числе в 2013 г. - 33.
Управление принимает участие в судебных заседаниях в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по вопросам соблюдения законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия. К положительным примерам судебной практики по сохранению памятников истории и культуры относятся следующие судебные решения:
- о возложении обязанностей на органы местного самоуправления по оформлению юридических прав на памятники истории и культуры, расположенные на территории муниципальных образований;
- о возложении на собственников (пользователей) объектов культурного наследия обязанностей по заключению с управлением Алтайского края по культуре и архивному делу охранных обязательств;
- о признании незаконными бездействий юридических лиц, являющихся собственниками объектов культурного наследия, по непринятию мер к содержанию и использованию данных объектов в надлежащем противопожарном и техническом состоянии и возложении обязанностей проведения ремонтно-реставрационных работ.
Управлением, как государственным органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края, осуществляется работа по оформлению охранных документов для пользователей объектов культурного наследия. В 2013 г. оформлено 402 комплекта охранных обязательств, включая 14 на объекты федерального значения (в 2012 г. - 315).
Начиная с 1998 г. охранные обязательства оформлялись краевым государственным учреждением культуры «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края». С марта 2011 г. документация выполняется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Оформление охранного обязательства с собственником (пользователем) объекта культурного наследия» отделом культурного наследия управления Алтайского края по культуре и архивному делу. За истекший период оформлено 3046 охранных обязательств, в том числе с 2006 по 2013 г. - 2380.
Количество 1як.|10<1еш1ы\йи|>ешных обязательств
450
т ко и«
250 200 НО 1М 50
20Ы ЦП ЮН ДО» 2010 2011 2012 2011
Целенаправленная работа с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае привела к определению пользователя объекта культурного наследия «Дом Поскотинова», расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. мало-Олонская, 21 с последующим оформлением охранного обязательства на объект, в котором определены виды и сроки проведения ремонтно-реставрационных работ. По итогам проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, проведенной в территориальном управлении в 2013 г., заключено 9 охранных обязательств, в том числе 6 на памятники археологии.
В соответствии с условиями договора купли-продажи объекта культурного наследия федерального значения «Дом Шадрина» (г. Барнаул, просп. Красноармейский, 8) покупателем ООО «Русский чай» заклю-
чено по согласованию с Сибирским управлением Минкультуры России охранное обязательство, условия которого по сохранению, содержанию и использованию объекта утверждены Департаментом контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации. Перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории предусмотрена разработка проекта комплексной реставрации с приспособлением памятника к современным требованиям и выполнение реставрации объекта с воссозданием первоначального облика.
Первостепенным в деле сохранения культурного наследия является надлежащее оформление права собственности всех муниципальных образований края на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
Следует отметить, что НПЦ «Наследие» многие годы проводится методическая работа с органами местного самоуправления по вопросам сохранения культурного наследия. Несомненно, это важная часть работы позволяет налаживать взаимодействие с органами местного самоуправления, обеспечивать их нормативно-правовыми документами. Однако существенно изменить ситуацию с оформлением права собственности стало возможным благодаря реализации двух целевых программ по ремонту памятников Великой Отечественной войны, когда обязательным условием является наличие оформленного права собственности на объекты, включенные в программу. Так в 2012 г. было оформлено право собственности на 75 объектов и выполнено 143 кадастровых паспорта земельного участка, в 2013 г. - 27 объектов и 30 паспортов (без учета данных по регистрации права собственности на памятники архитектуры городов Барнаула и Бийска). С целью повышения ответственности органов местного самоуправления управлением инициировано рассмотрение вопроса «О деятельности органов местного самоуправления по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия и заключению охранных обязательств с управлением Алтайского края по культуре и архивному делу» на краевой комиссии по местному самоуправлению. Органам местного самоуправления рекомендовано разработать и согласовать с управлением Алтайского края по культуре и архивному делу план-график работ по оформлению права собственности муниципальных образований края с последующей регистрацией прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время такая работа с муниципалитетами ведется, а решение комиссии поставлено на контроль.
Управлением края по культуре и архивному делу также в 2008 г. была разработана и направлена типовая форма муниципального нормативного правового акта о полномочиях в области охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. В на-
стоящее время такие документы приняты во всех муниципальных образованиях.
Используется также практика заслушивания муниципальных образований на коллегии управления по культуре и архивному делу. В 2013 г. рассматривался вопрос «О сохранении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности г. Барнаула».
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29.12.2009 г. №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», постановления Администрации Алтайского края от 13.06.2007 г. №267 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования Администрацией края» осуществляется контроль соблюдения требований сохранения объектов культурного наследия при разработке документов территориального планирования муниципальных образований края.
В 2013 г. рассмотрено 30 схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов сельских и городских поселений (по итогам 2012 г. - 41 документ территориального планирования). На графических материалах, входящих в состав данных документов, отображаются объекты культурного наследия, а в перечень мероприятий по территориальному планированию включаются предложения по их сохранению и использованию. Сотрудниками КГБУ «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» за отчетный период подготовлены материалы по объектам культурного наследия для 21 генерального плана. Вопросы, связанные с разработкой документов территориального планирования, регулярно рассматривались на заседаниях краевого Градостроительного совета.
документами территориального планирования муниципальных образований, схемой территориального планирования Алтайского края, а также планом мероприятий концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 г. предусмотрена разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем реализация данных положений связана с определенными трудностями, обусловленными недостаточностью средств в муниципальных бюджетах.
В настоящее время подготовлены и проходят согласование изменения, внесенные в долгосрочную целевую программу «Культура Алтайского края» на 2011-2015 гг., предусматривающие разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия краевого значения. При подготовке проектов реконструкции объектов культурного наследия, включенных в краевую адресную инвестиционную программу, в техническом задании содержится условие выполнения проектов зон охраны данных объектов. Расходы на разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в с. Сростки Бийского района,
включены в бюджетное финансирование кГБУ «Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина» на 2014 г.
В 2012-2013 гг. разработаны проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия регионального значения: «купеческий особняк» (г. Барнаул, ул. Никитина, 78), «Банк» (г. Барнаул, просп. Социалистический, 103 / ул. Молодежная, 38) и объект культурного наследия федерального значения «Здание горной лаборатории» (г. Барнаул, ул. Ползунова, 46). С собственниками и пользователями объектов решаются вопросы проведения историко-культурной экспертизы разработанных проектов, после получения чего пройдет согласование и утверждение проектов зон охраны в установленном законодательном порядке.
В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)», долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 гг. и государственного задания в 2013 г. сотрудниками НПЦ «Наследие» выполнен мониторинг состояния и использования 160 памятников истории и культуры, обработана и включена в электронную базу информация о 188 объектах культурного наследия (всего в электронной базе в настоящее время содержится информация по 1520 объектам), оформлены акты о причинении (не причинении) вреда 42 объектам наследия, проведены визуальные обследования 98 памятников деревянного зодчества г. Бийска.
Существенное значение для повышения эффективности работы по сохранению объектов культурного наследия имеет создание правовых, организационных и финансовых условий.
В 2013 г. управлением края по культуре и архивному делу выдано 8 заданий и 48 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (в 2012 г. - 7 и 42 соответственно), в том числе на объекты федерального значения 8 разрешений. Согласовано 57 комплектов проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (в 2012 г. - 25), включая 5 - на объекты федерального значения. В целях обеспечения сохранности памятников археологии при проведении строительных работ управлением по культуре и архивному делу согласовано 47 разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения указанных работ (в 2012 г. - 69).
В 2013 г. более 176 млн. руб. из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников было направлено на проведение ремонтно-рес-таврационных работ на памятниках архитектуры и истории:
- 136,1 млн. руб. из краевого бюджета;
- 24,5 млн. руб. из бюджетов муниципальных образований;
- 9,4 млн. руб. из федерального бюджета;
- 6,3 млн. руб. из внебюджетных источников.
За счет всех источников финансирования проводились работы на 269 объектах культурного наследия, имеющих важное градостроитель-
ное значение и формирующих облик центральных улиц и площадей населенных пунктов региона (в 2012 г. направлено 145,4 млн. руб. на ремонт 140 объектов наследия).
Основные показатели работы отдела приведены в таблице:
Год Согласовано комплектов проектной документации Согласовано разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия Выдано заданий Выдано разрешений Рассмотрено документов территориального планирования Оформлено охранных обязательств
2006 н.д н.д н.д 8 н.д 305
2007 н.д н.д н.д 13 н.д 307
2008 н.д н.д н.д 5 н.д 185
2009 н.д н.д 4 17 н.д 206
2010 12 10 2 14 35 267
2011 32 35 11 11 26 405
2012 25 69 7 42 41 315
2013 57 47 8 48 30 402
Итого: 114 161 32 158 132 2380
* Отсутствие данных по некоторым позициям, объясняется тем, что унифицированный учет ведется с момента утверждения административных регламентов.
На ремонт объекта культурного наследия федерального значения «Церковь святителя Димитрия Ростовского» и объекта культурного наследия краевого значения «Здание административное» (здание ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств») направлены средства федерального бюджета в сумме 9424,3 тыс. руб.
В рамках краевой адресной инвестиционной программы осуществлялась реставрация объектов культурного наследия краевого значения «Средняя школа» (г. Барнаул, просп. Калинина, 1 / просп. Ленина, 88), «Здание бывшей школы, в которой учился М.Т. Калашников, дважды Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии ссср, изобретатель стрелкового оружия» (с. Курья Курьинского района) и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта культурного наследия краевого значения «Клуб в честь 10-летия Октября» (г. Рубцовск, ул. им. Карла Маркса, 141). Финансирование перечисленных работ из краевого бюджета составило 116965,9 тыс. руб.
В 2013 г. в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны, расположенных в поселениях края» (на 2013-2015 гг.) проведены восстановительные работы на 21 мемориальном сооружении, созданном в память о защитниках Отечества, павших на полях сражений.
На реализацию программных мероприятий из краевого бюджета выделено 9420,4 тыс. руб. Специалистами управления края по культуре и архивному делу совместно с сотрудниками НПЦ «Наследие» проведены обследования 51 памятника Великой Отечественной войны 19411945 гг., ремонт и благоустройство которых предусмотрены программными мероприятиями в 2014 г.
В ходе ремонта производственной базы ГУП ДХ АК «Колыван-ский камнерезный завод им. И.И. Ползунова» в с. Колывань Курьинско-го района на сумму 8422,3 тыс. руб. выполнены работы по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав комплекса Колыванской шлифовальной фабрики. НПЦ «Наследие» (1355,3 тыс. руб.) из средств, поступивших от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, проведены ремонт кровли и внутренних помещений на объекте культурного наследия «Магазин Трубицина».
С 2006 по 2013 г. в рамках краевой адресной инвестиционной программы было реконструировано и построено 39 объектов культуры в 27 муниципальных образованиях (24 Дома культуры, 8 музеев, 4 библиотеки, 3 театрально-концертных учреждения), из них 12 являются объектами культурного наследия. Общий объем финансирования по программе составил 1319977,0 тыс. руб.
На мероприятия по сохранению объектов культурного наследия за указанный период из средств краевого бюджета направлено 918482,0 тыс. руб., в том числе:
- реконструкция 12 объектов культурного наследия по краевой адресной инвестиционной программе - 882196,0,0 тыс. руб.;
- ремонт и благоустройство 75 памятников истории по ведомственной целевой программе «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны» на 2008-2010 гг. - 36286,0 тыс. руб.
Органами местного самоуправления на проведение текущего ремонта 238 памятников истории и культуры направлено 30851,7 тыс. руб., в том числе из средств муниципальных бюджетов - 24496,9 тыс. руб., из иных источников (средства спонсоров) - 6354,8 тыс. руб. (в 2012 г. -41106,4 тыс. руб. на 96 памятников).
В ряде муниципальных образований приняты и реализуются свои программы. Например, ведомственные целевые программы «Ремонт и благоустройство памятников, памятных знаков и мемориальных досок, расположенных на территории г. Алейска, на 2012-2014 гг.», «Новый облик города Барнаула на 2013-2014 гг.»; муниципальная целевая программа «Культура города Заринска на 2012-2014 гг.»; районные целевые программы «Культура Благовещенского района на 2011-2015 гг.», «Культура Косихинского района 2014-2015 гг.», «От сохранения к устойчивому развитию» на 2011-2015 гг. (Краснощековский район), «Память наших сердец» на 2011-2013 гг. (Кытмановский район).
Деятельность по популяризации объектов культурного наследия способствует привлечению внимания к проблемам их сохранения.
Наиболее значимым мероприятием в сфере популяризации объектов культурного наследия является проведение научно-практической конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края». Вопросы сохранения историко-культурного наследия неоднократно выносились на обсуждение в рамках работы различных конференций. так, в 2013 г. управлением организована работа секции «Участие музеев в развитии культурно-познавательного туризма» Сибирского культурно-туристического форума.
С 2011 г. проводится ежегодный краевой конкурс на лучшую организацию работы по популяризации объектов культурного наследия среди муниципальных учреждений культуры.
Традиционными стали Дни культурного наследия, в рамках которых проходят круглые столы, презентации проектов реставрации объектов культурного наследия, тематические программы, выставки. Например, в октябре 2013 г. в с. Сростки прошел круглый стол, на котором обсуждались вопросы, связанные с разработкой проекта зон охраны памятников Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина.
Главным событием 2013 г. стало завершение реставрации памятника истории и архитектуры «Здание бывшей школы, в которой учился М.Т. Калашников, дважды Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР, изобретатель стрелкового оружия» в с. Курья Курьинского района, в котором 15 ноября состоялось торжественное открытие мемориального музея М.Т. Калашникова.
Таким образом, в деятельности по сохранению историко-культурного наследия региона с 2006 по 2013 г. имеются положительные тенденции. В дальнейшем основные направления работы будут направлены на реализацию концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 г.
На 2014 г. перед управлением стоят следующие задачи:
- продолжение работ по реконструкции объекта культурного наследия краевого значения «Средняя школа» (г. Барнаул, просп. Калинина, 1 / просп. ленина, 88);
- выполнение проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов культурного наследия краевого значения «Клуб в честь 10-летия Октября» (г. Рубцовск, ул. им. Карла Маркса, 141) и «Дома культуры «Химик» (г. Яровое, ул. Ленина, 9);
- продолжение работ в рамках ведомственной целевой программы «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны, расположенных в поселениях края» на 2013-2015 гг.;
- организация работы по выполнению зон охраны объектов культурного наследия в рамках ДЦП «Культура Алтайского края».