Научная статья на тему 'Об истоках праздника Науруз у татар'

Об истоках праздника Науруз у татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Науруз / Иран / персидский / ислам / болгар / Nauruz / Iran / Persian / Islam / Bulgarians

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давлетшин Гамирзан Миргазянович

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью сохранения менталитета татарского народа в процессе глобализации. В этом важную роль играет исследование истоков и восстановление в новых условиях традиционных, часто полузабытых праздников, как календарно обрядовый синкретичный праздник Науруз. Выявление его истоков и развития дает более полно и глубже представить и другие области духовной, общественной жизни татар и их предков, неразрывно связанной с календарно-обрядовой культурой, находящиеся во взаимовлиянии с традиционными культурами других народов. Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются комплексные и системные подходы. Они определили основные методы анализа источников, такие как сравнительно-исторический, историкогенетический, интерполяционный и т.д. Автор приходит к следующим основным выводам о том, что проникновение и распространение праздника Науруз является результатом тесных торгово-экономических, культурных, религиозных связей со странами Востока, в первую очередь Средней Азией. Он становится не только частью духовной культуры просвещенной части тюрко-татарского общества, но и традиционной народной культурой. Материалы статьи могут быть полезными для мероприятий по празднованию праздника Науруз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the origins of tatar Nawruz holiday

The urgency of the problem under study is due to the importance of preserving the mentality of the Tatar people in the process of globalization. In this, an important role is played by the study of the sources and restoration in the new conditions of traditional, often half-forgotten holidays, as the calendar-ritual syncretic holiday Nauruz. Identifying its origins and development gives a more complete and deeper presentation of other areas of the spiritual, social life of the Tatars and their ancestors, inseparably linked calendar-ritual culture, which are in mutual influence with the traditional cultures of other peoples. The leading method for the study of this problem is integrated and systemic approaches. They identified the main methods of analyzing sources, such as comparative historical, historical genetic, interpolation, etc. The author comes to the following main conclusions that the penetration and spread of the holiday of Nauruz is the result of close trade, economic, cultural, religious ties with the countries of the East, primarily Central Asia. It becomes not only a part of the spiritual culture of the enlightened part of the Turk-Tatar society, but also the folk traditional culture. Article materials may be useful for celebrating the holiday of Nowruz.

Текст научной работы на тему «Об истоках праздника Науруз у татар»

УДК 801.83

Об истоках праздника Науруз у татар

Г. М. Давлетшин

E-mail: g.davletshah@mail.ru

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью сохранения менталитета татарского народа в процессе глобализации. В этом важную роль играет исследование истоков и восстановление в новых условиях традиционных, часто полузабытых праздников, как календарно обрядовый синкретичный праздник Науруз. Выявление его истоков и развития дает более полно и глубже представить и другие области духовной, общественной жизни татар и их предков, неразрывно связанной с календарно-обрядовой культурой, находящиеся во взаимовлиянии с традиционными культурами других народов.

Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются комплексные и системные подходы. Они определили основные методы анализа источников, такие как сравнительно-исторический, историко-генетический, интерполяционный и т.д.

Автор приходит к следующим основным выводам о том, что проникновение и распространение праздника Науруз является результатом тесных торгово-экономических, культурных, религиозных связей со странами Востока, в первую очередь Средней Азией. Он становится не только частью духовной культуры просвещенной части тюрко-татарско-го общества, но и традиционной народной культурой.

Материалы статьи могут быть полезными для мероприятий по празднованию праздника Науруз.

Ключевые слова: Науруз, Иран, персидский, ислам, болгар.

Для цитирования: Давлетшин Г. М. Об истоках праздника Науруз у татар. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2018; 38(2): 8-20.

On the origins of tatar Nawruz holiday

M. Gamirzan

E-mail: g.davletshah@mail.ru Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract: The urgency of the problem under study is due to the importance of preserving the mentality of the Tatar people in the process of globalization. In this, an important role is played by the study of the sources and restoration in the new conditions of traditional, often half-forgotten holidays, as the calendar-ritual syncretic holiday Nauruz. Identifying its origins and development gives a more complete and deeper presentation of other areas of the spiritual, social life of the Tatars and their ancestors, inseparably linked calendar-ritual culture, which are in mutual influence with the traditional cultures of other peoples.

The leading method for the study of this problem is integrated and systemic approaches. They identified the main methods of analyzing sources, such as comparative historical, historical genetic, interpolation, etc.

The author comes to the following main conclusions that the penetration and spread of the holiday of Nauruz is the result of close trade, economic, cultural, religious ties with the countries of the East, primarily Central Asia. It becomes not only a part of the spiritual culture of the enlightened part of the Turk-Tatar society, but also the folk traditional culture.

Article materials may be useful for celebrating the holiday of Nowruz.

Keywords: Nauruz, Iran, Persian, Islam, Bulgarians.

For citation: Gamirzan M. On the origins of Tatar Nawruz holiday. Izvestiya obshchestva arkheoloii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete = Proceedings

of the society for Archaeology, History and Ethnography at the Kazan University. Kazan, 2018; 38(2): 8-20.

Введение

М. М. Бахтин утверждал, что «празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры» (Бахтин, 1990, с. 13). Традиция встречи Нового года уходит корнями в глубокую древность. В языческие времена праздник символизировал начало нового жизненного цикла. Всеобщность праздников, начиная с эпохи каменного века, позволяет считать их постоянным элементом человеческой культуры, а их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей (Анисимов, 1966). Праздник встречи нового года в государственном масштабе отмечаются у шумеров в Месопотамии (Емельянов, 2009, с. 259-290). Синкретический характер в календарных обрядах и праздниках дошли до наших дней (Бакиров, 2012, с. 6).

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет многовековой концентрированный опыт тюрко-татар. Она представляет собой самобытный ориентир времени, совокупность традиций, обрядов, обычаев и мировоззрений и составляет неразрывную синкретическую часть духовной культуры. Если в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркмении, Азербайджане и Таджикистане Науруз официальный праздник, то в Татарстане и для татар России он только лишь возрождается в последние десятилетия и, как и сама история татар, прошел сложный путь развития (Йолаhэм уен ^ырлары, 1980, с. 7-10).

Календарно-обрядовые праздники встречи солнца, проводимые во время весеннего равноденствия народов мира, схожи. Такое же явление мы видим с русским колядованием и татарским Наурузом. И тексты их очень схожи. Даже термины нзуруз sumY 'сказать науруз' и кричать коляду почти тождественны (Носова, 1975, с. 49).

Методологические основы

При работе с данной темой нами выявлены и использованы разные виды источников: письменные, вещественные (археологические), этнографические, фольклорные, языковые и др. Письменные источники

представлены в основном сочинениями арабо-персидских авторов, тюр-ко-татарскими сочинениями, литературно-художественными произведениями авторов Золотой Орды, Казанского ханства.

Важными, иногда единственными, особенно для древних периодов, источниками, служат археологические материалы, которые позволяют не только уточнять сведения, зафиксированные в письменных источниках, но иногда и по-новому раскрывать те или иные явления духовной культуры.

Существенное значение для нашего исследования имеют данные этнографии. Этнографические материалы свидетельствуют о сохранении удивительных параллелей. Внимательное изучение этих параллельных явлений дает возможность сомкнуть зафиксированные в исторической этнографии факты с данными археологии или письменных источников.

Своеобразным источником для исторической интерпретации является фольклор. Путем сопоставления фольклора казанских татар с данными письменных и археологических материалов были раскрыты смысловые содержания некоторых изобразительных сюжетов археологических материалов, удалось сделать выводы об их древних истоках.

В определенной мере использованы также данные лингвистики. Этимологический, семантический анализ слов, исторических терминов, относящихся к области духовной культуры, в ряде случаев удалось связать с конкретными периодами истории.

Применение комплексного метода является для нас не только средством привлечения в одном исследовании разнородного материала, но и принципом взаимной проверки достоверности фактов и объективности полученных выводов.

Результаты

Связь с мусульманским среднеазиатским тюрко-ираноязыч-ным миром

Проникновение и распространение праздника-обряда Науруз (тат. нэуруз) у татар и их предков связано с установлением тесных разносторонних связей с мусульманским тюрко-иранским миром Средней Азии. Этот процесс идет параллельно с распространением ислама. В первый

раз болгары познакомились с исламом ещё в бытности в Приазовье, на Северном Кавказе (Давлетшин, 2004, с. 168-170). Главную роль и в этом процессе сыграл среднеазиатский регион. И дальнейшее распространение ислама, связанное уже с Хазарским каганатом, которое так же, главным образом, происходит из Средней Азии (Новосельцев, 1990, с. 231).

Так что, пришедшие в Среднее Поволжье и Прикамье болгары, значительная часть которых исповедовала ислам, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие. Более того, именно в этот период закладываются основы того, что болгары в будущем примут исламскую религию и её среднеазиатский ханафитский толк.

В 20-е годы IX в., во время правления династии Тахиридов и потом Саманидов, ислам распространяется в среднеазиатских землях с центром в Бухаре. В этот период начинается тюркизация местного населения (Гафуров, 1949, с. 214-215). Позже на этих же территориях эти же связи будут продолжены потомками древних династий в государстве Газневидов. Волжская Болгария налаживает связи с саманидскими, газ-невидскими государствами, заимствуя у них не только ислам, но и государственный строй, денежно-весовую систему налогообложения, многое принимает и из области культуры. Волжская Болгария, по крайней мере, до прихода багдадского посольства, находилась в определенной культурно-религиозной зависимости от государства Саманидов (Ковалевский, 1956, с. 32).

Правда, Науруз и ислам прямо связывать нельзя. Празднование Науруза в мусульманском мире, в том числе среди татар, в недалеком прошлом было воспринято мусульманским духовенством неоднозначно. Но ислам стал идеологической основой сближения культуры болгар с культурой народов Востока. Многие, даже не имеющие никакого отношения к исламу, или даже противоречащие ему явления, проникли в Волжскую Болгарию на этой идеологической основе. Проникновение и распространение среди болгар пережитков языческих верований стран мусульманского Востока тому яркий пример. Привнесенные из исламских центров обряды или даже предметы были для болгар-мусульман чуть ли не святыми, обладали магическим значением. Так случилось и с Наурузом.

Мусульманский иранский солнечный календарь

Следующим основанием празднования Науруза у предков татар стало принятие ислама и одного из его атрибутов - мусульманского иранского солнечного календаря, начало которого называется Науруз.

По этому поводу крупный татарский историк XIX в. Ш. Марджани приводит отрывок из одной книги муллы Салимджана ибн Дустмухам-мад ал-Кавали (умер в 1873 г.): "Эй, умный человек, знай, солнечный год имеет три вида счисления. Один называют «счислением персов». Им пользовалось население Болгара. Другой называют «счислением румов (римлян)». Им пользовались христиане. Третьим («счислением хамаля») пользовались мусульмане всех городов" (Мэр^ани, 1885,т. 1,14 б.; 1887, т. 2,9 б.).

Под названием «счисление персов» (фарсия хисабы) имеется в виду один из иранских календарей. В болгарские времена до 1079 г. на Востоке пользовались иранским календарем по эре Йездегерда. Затем при участии выдающегося персидского математика, астронома, поэта и философа Омара Хайяма (1040-1143) он был реформирован. Летосчисление по этому календарю было принято в государстве Сельджукидов и поэтому получило название эры Джелал ад-дина - по имени государя из династии Сельджукидов, или Сельджукидской, Султанской (тарихи Солтани) эры (Катанов, 1920.с. 212; Ермолаев, 1980, с. 88-89).

Булгарский солнечный календарь

О праздновании Науруза в Волжской Булгарии говорит и наличие у булгар собственного солнечного календаря, первым месяцем которого является Науруз. Об этом же говорит и тот факт, что в прошлом новогодний месяц у народов Среднего Поволжья назывался по-персидски: новруз 'новый день' (Давлетшин, 2004, табл. 2).

Большое распространение фигурок перелетных птиц среди булгар-ских археологических материалов так же связано с представлением о смене времени года в Среднем Поволжье, в то время началом нового года, Науруза. Одними из первых в этих краях появлялись предвестники весны - грачи. В честь прихода весны татары варили кашу («Праздник грача»), пели песни, произносили заклинания, заговоры (Давлетшин, 1990, с. 101-102).

Начало года в этих календарях приурочивалось к весеннему равноденствию. Еще недавно в календарях ряда народов Среднего Поволжья Новый год также приурочивался к весеннему равноденствию и назывался персидским словом новруз. В конце XVIII в. этнограф и путешественник, действительный член Петербургской Академии наук Иоганн Георги отмечал, что год у казанских татар начинается с равноденствия в марте (Георги, 1799, ч. 1, с. 10), т. е. 21-22 марта по современному календарю. Праздник (обряд) Науруз унаследован татарами от болгар. Совершенно прав Ш. Марджани, который считал широко распространенные в недалеком прошлом у казанских татар обряды нэYPуз эйтY и нэYPуз бэете болгарским наследием (Мэр^ани, 1885).

Высшей ступенью мусульманского образования было еще с болгарских времен получение знаний в научных и культурных центрах Востока: Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Балхе, Багададе, Мерве, Газни и т. д. Обучавшиеся здесь болгары непосредственно знакомились с достижениями тогдашней науки, культурой Востока. Многие ученые получали специальную подготовку в восточных медресе у знаменитых ученых. Особенно для болгар-татар маяком, местом подражания в науке, образовании и культуры стали Хорезм, Бухара. Так обстояло дело вплоть до начала ХХ в. Такой Бухара осталась для татар до начала XX в. Не зря татарская пословица гласила "Спотыкаясь, дойдешь до Бухары, учившись на ошибках, станешь ученым" (Татар халык мэкальлэре, 1967, 3 т., 542 б.). И не зря праздник Науруз в XIX в. возрождается среди казанских татар благодаря татарским шакирдам, обучавшимся в Бухаре.

Местные обряды цикла Науруз

День Науруз праздновался всеми тюрками-мусульманами, в том числе татарами, хотя этот праздник не входит в мусульманский канон. Науруз продолжался около 10-12 дней и сопровождался сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Люди готовили ритуальную кашу (куща) из проросших зерен ячменя, выходили на улицу, поздравляли друг друга ровно в полночь. В этот день учащиеся медресе ходили из дома в дом и читали нэуруз бэете - стихи обо всем примечательном, что случилось в прошлом году. Потом собирался на-

родный сход, Здесь же проводились смотрины и посвящение в женихи и невесты юношей и девушек (нзYPуз-бек), которые должны были пожениться в предстоящем году и т. д. (Шарафутдинов, 2004, с. 64). Весь месяц после этого дня также назывался НэYPуз. Название этого праздника сохранилось во многих татарских именах и фамилиях. Этим именем назван золотоордынский хан НзYPуз, что косвенно подтверждает наличие праздника Науруз и в то время.

В прошлом у поволжских татар, как и у их соседей, например, удмуртов, мари, проводились специальные вечера, на которых загадыва-лись и отгадывались загадки. У татар такие вечера проводились в месяце Науруз, т. е. в начале года (Татар халык табышмаклары, 1970,с. 32-33). Но в целом у татар Науруз представляется молодежным праздником. В Заказанье, например, во время празднования Науруз молодежь сама запрягалась в сани, сажали туда сельских мулл с различными мистериями, песнями, декламациями, всеобщим весельем, останавливаясь в каждом доме, "сказывали Науруз", просили продукты, деньги для всеобщего угощения. "Сказать Науруз" в татарском фольклоре имело множество вариантов. Организаторами обрядов стали шакирды, обучавшиеся в мусульманских медресе. Поэтому наблюдается некоторое сближение Науруза с мусульманской культурой. И сами шакирды нередко со "сказанием Науруза" использовали и мусульманские проповеди (взгазь) (Мехэмэт^анов, 1977, 157 б.).

Праздник Науруз во многом перекликается с новогодним праздником с другим названием Нардуган, распространенный в основном у крещенных татар и некоторых групп татар-мишарей. В основном он совпал уже с новым годом христианского григорианского календаря. Основными моментами Нардугана являются подворное хождение ряженых, гадания на кольцах с исполнением подблюдных песен - йвзек салу, различные девичьи гадания о судьбе, суженом и др. Эти праздники так спутаны, что даже одна и та же обрядовая песня начинается с упоминанием Науруза, а завершается обращением "Нардуган".

Науруз, хозяева!

Пусть будет благословенным (Науруз)

Жизнь будет полной

Пусть плодится живность,

Резвятся ваши жеребята,

Пусть уродится хлеб,

Зерна будут как яйца полными,

Нардуган, нардуган!

(Мехэмэтж;анов, 1977. № 9. 157 б.).

Таким образом, с древних времен празднование нового года у татар было тесно переплетено местными обрядами встречи нового года. А в отличие от южных регионов в Среднем Поволжье и Приуралье оно совпало и со старым календарем, и с пробуждением природы и тесно было связано с обрядами проводы зимы и встречи весны.

Обсуждение

Традиционные народные праздники привлекает внимание исследователей еще с XVIII в. Однако специальные исследования провели по данному вопросу Р. К. Уразманова (2001; 1992), Д. Р. Шарафутдинова (2004). Особенно Д. Р. Шарафутдинова затрагивает некоторые аспекты по выявлению исторических корней праздника Науруз, уводящих в болгарское время. Особняком стоит исследование американского ученого Тариеля Азертюрка, который пытается найти древнейшие корни еще в шумерской культуре (Азертюрк, 2010).

Однако исторические корни Науруза еше комлексно не исследованы. Данная статья служит некоторым пополнением этого пробела.

Рекомендации

У татар праздник в последние десятилетия заново возрождается. Он приобретает новые формы, главной целью которой является укрепление единства различных групп татарского народа, в частности, и всех тюрко-мусульманских народов вообще. К тому, например, служит театральный фестиваль тюркских народов России и зарубежья "Науруз", регулярно проводимый в Казани. Материалы статьи помогут в проведении этого праздника, обогащениинашего духовного мира в новых условиях.

Заключение

Таким образом, у татар праздник Науруз имеет глубокие корни, уходящие в раннеболгарский период, в период начала распространения ислама и с ним проникновение мусульманского, иранского солнечного календаря. Проникновение и распространение праздника Науруз является результатом тесных торгово-экономических, культурных, религиозных связей со странами Востока, в первую очередь Средней Азией. В этом решающую роль сыграла просвещенная часть обществ тюрко-татар, которые получили образование в центрах исламского мира. В новой при-родно-культурной среде тюрко-татар Науруз получил новые местные черты, оказывая влияние на разные области духовной жизни, стал истинно народным праздником.

В основе его празднования лежат местные обряды, связанные со встречей весны, поскольку встреча нового года до XIX века совпала с астрономическим началом весны в Среднем Поволжье и Приуралье. Особенность праздника обряда Науруз у татар еще в том, что в различных групп татар он праздновался по разному и в разной степени, что говорит и о его разных истоках.

Литература

Азертюрк Т. Праздник Истер праздник весны или Ноуруз? // МИН mэdэniэt. Гыйльми журнал. Qazan: Gumaшtarya, 2010. № 21. С. 54-60.

Анисимов А. Ф.Духовная жизнь первобытного общества. Москва -Ленинград: Наука, 1966. 243 с.

Бакиров М. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Гафуров Б. Г. История таджикского народа в кратком изложении. Том первый. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Под редакцией И. Брагинского. Москва: Госполитиздат, 1949. 475 с.

Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Санкт-Петербург: «Иван Глазунов», 1799. Ч.1. 178 с.

Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура (X - начало XIII вв.). Казань: Таткнигоиздат, 1990. 191 с.

Емельянов В. В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб: Петербургское Востоковедение, 2009. 432 с.

Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань: Издательство Казанского университета, 1980. 247 с.

Катанов Н. Ф. Восточная хронология. Казань, 1920. 107 с.

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи. Харьков: Издательство Харьковского университета, 1956. 148 с.

Йола hэм уен ^ырлары // Татар халык и^аты. Казан: Татарстан ки-тап нэшрияты, 1980. 320 б.

Мэрж;ани Ш. Местафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. Казан: 1885-1887. 2 т., 328 б., 1т. 267 б.

Мехэмэтж;анов Р. М. Эзлэсэц - табыла // Казан утлары. №9. Казан, 1977. 157 б.

Новосельцев А П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Москва: Издательство «Наука», 1990. 262 с.

Носова Г. А. Язычество в православии. Религии: Православие Москва: Наука, 1975. 152 с.

Татар халкыныц борынгы ырым-арбаулары hэм терле фалнамэлэре. Текстларны эзлэп табып, аларны укучы, басмага эзерлэYче, искэрмэ-CYЗлекчеэлэр бирYче, кереш мэкалэ авторы Марсель Эхмэтж;анов. Казан: Галимж;ан ИбраИимов исемендэге Тел hэм эдэбият институты, 2012. 212 б.

Татар халык мэкальлэре. Кереш CYЗ 11эм ацлатмалар белэн ^ыючысы hэм тезYчесе Н. Исэнбэт: 3 томда. 3нче т. Казан: Таткитнэшр, 1967. 1014 б.

Татар халык табышмаклары. Кереш мэкалэ hэм ацлатмалар белэн ^ыючысы hэм тезYчесе Н. Исэнбэт. Казан: Таткитнэшр, 1970. 568 б.

Уразман Р. Татар халкыныц йолалары hэм бэйрэмнэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1992. 96 б.

Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX - начало XXI вв. Казань: Гасыр, 2004. 640 с.

Сведения об авторе: Давлетшин Гамирзан Миргазянович, профессор, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: g.davletshah@mail.ru

References

Azertyurk T. Prazdnik Ister prazdnik vesny ili Nouruz? Milli madaniat. Gyil'mi zhurnal, Qazan:Gumanitarya, 2010. № 21. S. 54-60.

Anisimov A. F. Dukhovnaya zhizn' pervobytnogo obshchestva. Moskva -Leningrad: Nauka, 1966. 243 s.

Bakirov M. Tatarskii fol'klor. Kazan': Ikhlas, 2012. 400 s.

Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa. M., 1990. S. 13.

Gafurov B. G. Istoriya tadzhikskogo naroda v kratkom izlozhenii. Tom pervyi. S drevneishikh vremen do Velikoi Oktyabr'skoi sotsialisticheskoi revolyutsii 1917 g. Pod redaktsiei I. Braginskogo. Moskva: Gospolitizdat, 1949. 475 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Georgi I. G. Opisanie vsekh obitayushchikh v Rossiiskom gosudarstve narodov. Sankt Peterburg: «Ivan Glazunov», 1799. Ch. 1. 178 s.

Davletshin G. M. Volzhskaya Bulgariya: dukhovnaya kul'tura (X - nachalo XIII vv.). Kazan': Tatknigoizdat, 1990. 191 s.

Emel'yanov V. V Shumerskii kalendarnyi ritual (kategoriya ME i vesennie prazdniki). SPb: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2009. 432 s.

Ermolaev I. P. Istoricheskaya khronologiya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1980. 247 s.

Katanov N. F. Vostochnaya khronologiya. Kazan', 1920. 107 s.

Kovalevskii A. P. Kniga Akhmeda ibn Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. Issledovanie po Meshkhedskoi rukopisi. Khar'kov: Izdatel'stvo Khar'kovskogo universiteta, 1956. 148 s.

Iola ham uen zhyrlary. Tatar khalyk izhaty. Kazan: Tatarstan kitap nashriyaty, 1980. 320 b.

Marzhani Sh. Mestafadel-akhbar fi akhvali Kazan va Bolgar. Kazan: 18851887. 2 t., 328 b., 1 t. 267 b.

Mekhamatzhanov R. M. Ezlasang - tabyla. Kazan utlary. 1977. 9: 157.

Novosel'tsev A P. Khazarskoe gosudarstvo i ego rol' v istorii Vostochnoi Evropy i Kavkaza. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1990. 262 s.

Nosova G. A. Yazychestvo v pravoslavii. Religii: Pravoslavie Moskva: Nauka, 1975. 152 s.

Tatar khalkynyng boryngy yrym-arbaulary ham terle falnamalare. Tekstlarny ezlap tabyp, alarny ukuchy, basmaga azerlauche, iskarma-suzlekchealar biruche, keresh makala avtory Marsel' Okhmatzhanov. Kazan: Galimzhan Ibrahimov isemendage Tel ham adabiyat instituty, 2012. 212 b.

Tatar khalyk makal'lare. Keresh suz ham anglatmalar belan zhyyuchysy ham tezYchese N. Isanbat: 3 tomda. 3 t. Kazan: Tatkitnashr, 1967.1014 b.

Tatar khalyk tabyshmaklary. Keresh makalaham anglatmalar belan zhyyuchysy ham tezYchese N. Isanbat. Kazan: Tatkitnashr, 1970. 568 b.

Urazman R. Tatar khalkynyng iolalary ham bairamnare. Kazan: Tatarstan kitap nashriyaty, 1992. 96 b.

Sharafutdinov D. R. Istoricheskie korni i razvitie traditsionnoi kul'tury tatarskogo naroda XIX - nachalo XXI vv. Kazan': Gasyr, 2004. 640 s.

About the author: Davletshin Gamirzan, Professor, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: g.davletshah@mail.ru

Поступила в редакцию 17.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.