Научная статья на тему 'Об использовании правозащитной проблематики для вмешательства во внутренние дела суверенных государств'

Об использовании правозащитной проблематики для вмешательства во внутренние дела суверенных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права человека / демократия / «цветная» революция / сотрудничество государств / суверенитет. / human rights / democracy / «colour» revolution / state cooperation / sovereignty

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Юрьевич Новосельцев

В статье рассматривается практика злоупотребления западными государствами правозащитной проблематикой для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Автором анализируются международные соглашения и национальные акты, закрепляющие такую практику. Вырабатываются критерии, позволяющие отграничить сотрудничество в области прав человека от злоупотребления правозащитной проблематикой. Высказывается соображение, что основной проблемой развития отрасли является принятие на себя роли эксперта по правам человека государствами, ответственными за неудовлетворительное состояние с правами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About using the right protection agenda with a view to interfere in mutual affairs of sovereign states

The article describes the practice of abuse of human rights protection agenda with a view to interfere in mutual affairs of sovereign states. The author analyzes international agreements and national laws that consolidate such practice. He develops the criteria that allows to delimit cooperation in the field of human rights from abuse of human rights protection agenda. The author take a view that the main problem of development the human rights branch is the accepting the role of expert by the states responsible for poor state with regard to the human rights in other countries.

Текст научной работы на тему «Об использовании правозащитной проблематики для вмешательства во внутренние дела суверенных государств»

УДК 34.046 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10039 ББК 67.404

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЛЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Алексей Юрьевич НОВОСЕЛЬЦЕВ, доцент кафедры международного права Дальневосточного федерального университета E-mail: novoseltsev.alexey@yahoo.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.10 — международное право;

европейское право

Аннотация. В статье рассматривается практика злоупотребления западными государствами правозащитной проблематикой для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Автором анализируются международные соглашения и национальные акты, закрепляющие такую практику. Вырабатываются критерии, позволяющие отграничить сотрудничество в области прав человека от злоупотребления правозащитной проблематикой. Высказывается соображение, что основной проблемой развития отрасли является принятие на себя роли эксперта по правам человека государствами, ответственными за неудовлетворительное состояние с правами.

Ключевые слова: права человека, демократия, «цветная» революция, сотрудничество государств, суверенитет.

Annotation. The article describes the practice of abuse of human rights protection agenda with a view to interfere in mutual affairs of sovereign states. The author analyzes international agreements and national laws that consolidate such practice. He develops the criteria that allows to delimit cooperation in the field of human rights from abuse of human rights protection agenda. The author take a view that the main problem of development the human rights branch is the accepting the role of expert by the states responsible for poor state with regard to the human rights in other countries.

Keywords: human rights, democracy, «colour» revolution, state cooperation, sovereignty.

Международное право прав человека — относительно молодая отрасль международного публичного права, которая стала интенсивно развиваться после подписания в июне 1945 г. Устава ООН. Первая статья Устава объявила задачей ООН осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам челове-ка»1. Но в действительности права человека стали предметом не столько сотрудничества, сколько соперничества мировых центров силы в гуманитарной области. Государство с более комфортной и безопасной средой обитания будет всегда обладать конкурентным преимуществом не только в экономической, но и в военной сфере, так как именно с ним будут связывать планы на будущее граждане менее обеспеченных стран-конкурентов.

Форму политической организации развитого и цивилизованного общества, признающего значение и роль прав и свобод, принято называть

демократией2. Представители западной научной мысли признают наличие демократии только в 31 стране мира, которые относятся преимущественно к Северной Америке и Западной Европе3. Не трудно заметить, что население именно этих стран образует так называемый «золотой миллиард», на который приходится основная доля потребления материальных благ на планете.

Группа стран во главе с США обеспечили у себя высокий уровень потребления за счет разорения мировой периферии и размещения своей промышленности в странах с низким и крайне низким уровнем доходов населения. Эти страны заинтересованы в сохранении существующего неравенства в мире и его дальнейшем углублении. С этой целью ими была разработана потрясающая по своему цинизму и лицемерию пиар-акция, названная распространением демократии.

Привлекательный образ будущего в виде американской мечты или европейской интегра-

№ 2/2018

ции заставляет многие народы соглашаться на режим внешнего управления и отказ от национальных интересов, создавая тем самым не свое, а чужое благополучие. Такая ситуация не редкость и в обыденной жизни, когда проблемные люди пытаются свести дружбу с успешными, не понимая, что это никак не приблизит их к жизненному идеалу, а наоборот, сделает объектами манипулирования. Так и ассоциация с Европой; Всемирный банк, Всемирная торговая организация направлены исключительно на то, чтобы создать иллюзию принадлежности к клубу преуспевающих государств без всякого шанса войти в их число.

Западная, в первую очередь англосаксонская, модель политического устройства успешна вовсе не потому, что она идеальна по своей сути, а потому, что федеральная резервная система может выпускать валюту, не имеющую реального обеспечения4.

Политический строй США представляет собой олигархию в ее самой крайней форме — плутократии. Такой политический строй известен с древних времен. Античный ученый Аристотель перечислил основные пороки олигархии, которые более чем актуальны и сегодня: корыстолюбие населения, которое берет пример с политических элит; возможность купить все без исключения государственные должности с последующим использованием должностного положения в личных целях для компенсации затрат; нежелание богатых граждан соблюдать правила поведения в обществе, безнаказанность и вседозволенность. Как следствие, социальная элита, сформированная по принципу богатства, сама законам не подчиняется, а управляет так, как господа управляют рабами. Для олигархии чуждо морально-политическое единство общества, где одни исполнены зависти, а другие — презрения5.

Копирование модели «американской демократии» означает передачу власти местным олигархам, которые полностью зависимы от мировой финансовой олигархии.

После распада СССР «экспорт демократии» приобрел всемирный масштаб с его нормативным закреплением в ряде международных и национальных актах. Вмешательство в дела другого государства под предлогом защиты прав человека впервые было легализовано Конференцией по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г.

В итоговом документе конференции было указано, что вопросы демократии носят международный характер, а обязательства в области

человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств — членов СБСЕ6.

В 2005 г. Конгресс США принял Закон о распространении демократии и демократических ценностей в не демократических странах. В соответствии с этим Законом все народы нашей планеты, объявленные «не демократическими», считаются неспособными к самостоятельному политическому творчеству и поэтому нуждаются в американской помощи7.

Отдельно по нашей стране принимался Закон № 102 от 1992 г. под оскорбительным названием «Закон о свободе для России и новых независимых государств»8. Спустя десять лет после его принятия Конгрессом США вновь принимается Закон «О демократии в России» (Russian Democracy Act of 2002. H.R. 2121), в котором подведены итоги «демократического режима» в России и поставлены новые цели и задачи. Закон объявляет успех демократии в России предметом национальной безопасности США, поручает правительству США продолжить и усилить помощь демократическим с его точки зрения силам в России, должностные лица которого должны регулярно встречаться с активистами, правозащитниками, реформистски мыслящими политиками9.

Перечисленные нормативные акты противоречат ранее взятым на себя Западной Европой и США обязательствам по Хельсинкскому акту10. Заключительный акт не дает никакого права государствам вмешиваться во внутренние дела друг друга под любым предлогом, ни одно государство не вправе диктовать другим народам, какие нужно устанавливать законы и административные правила, в том числе и в гуманитарной области11. Также законы ни одного из государств не могут обладать экстерриториальным действием.

Смену политических режимов при участии и в интересах США ученые и политики стали называть «цветными» революциями. «Цветная» революция — это сценарий государственного переворота и демонтажа политического режима, который успешно маскируется под народный бунт12. Угрозе «цветных» революций была посвящена Конференция Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В итоговом документе «цветная» революция была определена как «специальная модель осуществления государственного переворота с применением политических, информационных, коммуникационных и морально-психологических методов воздействия», а его конечная цель —

№ 2/2018

«полная дезинтеграция государства, смена власти и установление внешнего контроля над страной»13.

С учетом переформатирования большинства международных организаций в интересах США вряд ли можно согласиться с предложением передачи государствами своих полномочий в сфере прав человека международным органам14.

С.В. Лавров на сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) подчеркнул, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государствах, а международные организации и институты играют вспомогательную роль. Основным принципом работы СПЧ должно быть сотрудничество государств, основанное на уважении их суверенного равенства15.

Долгое время считалось, что Европейская конвенция по правам человека и решения созданного ею судебного органа обладают большей юридической силой, чем Конституция РФ. Фактически Россия передала Европейскому Суду по правам человека (ЕСПЧ) неограниченное право толкования и применения норм внутреннего законодательства. Такая практика была прекращена постановлением Конституционного Суда РФ № 21-П, в котором было указано, что Конституция РФ является высшим источником права по сравнению с международными договорами и решениями ЕСПЧ16.

Как правильно пишет А.Н. Талалаев, непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека относится к внутренней компетенции государств. Цель же международной защиты прав человека состоит в том, чтобы побуждать государства к такой защите путем заключения международных соглашений. В них указываются те права и свободы, которые государства обязуются уважать и соблюдать средствами своего внутреннего права17.

Подлинное сотрудничество в сфере прав человека не отменяет, а наоборот, создает условия для реального суверенитета государств, участвующих в таком сотрудничестве. В качестве положительного примера международного сотрудничества в сфере прав человека можно привести опыт помощи СССР развивающимся странам: строительство школ (право на образование), медицинских учреждений (право на охрану здоровья), предприятий (право на труд). Права человека может обеспечить только благополучное государство с развитой экономикой. Что же касается США, то, кроме имитации народовластия под названием «свободные выборы», эта страна другим народам ничего не предложила.

Они ничего не сделали для улучшения условий жизни в других странах. Единственным материальным вкладом США можно назвать гуманитарную помощь населению стран с ими же разрушенной экономикой.

Показательным является пример с Северной Кореей. США критикуют состояние прав человека в данной стране, но при этом организовали ее международную блокаду. А Республика Куба находится под аналогичными санкциями с момента получения реального суверенитета.

Таким образом, единственным критерием, который позволяет отграничить сотрудничество в области прав человека от злоупотребления правозащитной проблематикой, является рост реального благосостояния народов в результате такого сотрудничества. И наоборот, вмешательство во внутренние дела государств под предлогом защиты прав человека приводит лишь к обогащению одних народов за счет других.

По нашему мнению, основной проблемой для дальнейшего развития отрасли прав человека остается принятие на себя роли эксперта по правам человека группой государств, на которых и лежит ответственность за их неудовлетворительное состояние в других странах.

1 Устав ООН // URL: (Дата обращения: 18.12.2017)

2 Белл Д. Демократия и права: великая дилемма нашего времени // Демократия и модернизация. К дискуссии о вызовах XXI века / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального общества; изд-во «Европа», 2010. С. 13.

3 Бочкова М.С. Суверенитет и демократия в России в условиях трансформации мировой политической системы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2(4). С. 30.

4 Аристотель. Политика / Пер. с др.-гр. С.А. Жебеле-ва. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. С. 109—110.

5 Ларин В. Чем наша боярская дума была хуже современных парламентов? // URL: www.anews.com/p/ 37180698-mneniya-vladimir-larin-chem-nasha-boyarskaya-duma-byla-huzhe-sovremennyh-parlamentov/ (Дата обращения: 18.12.2017)

6 Конференция по человеческому измерению СБСЕ (Московское третье заключительное совещание 10 сентября —

4 октября 1991 г.). Итоговый документ // URL: www.memo.ru/pravo/fund/911003.htm (Дата обращения: 30.11.2017)

7 Попов ОА. Американский закон «о распространении демократии» и «цветные» революции // URL: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1137222060 (Дата обращения: 30.11.2017)

8 Дроздов Ю. Скрытая война против нашей страны // URL: www.komandarm.su/?p=949 (Дата обращения: 18.12.2017)

9 Без иллюзий. Американский закон «О демократии в России» // URL: https://oko-planet.su/history/histo-

№ 2/2018

rynew/238352-bez-illyuziy-amerikanskiy-zakon-o-demokratii-v-russian-democracy-act-2002-... (Дата обращения: 18.12.2017)

10 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 1 августа 1975 г. // URL: docs.cntd.ru/document/1901862 (Дата обращения: 16.05.2018)

11 Талалаев А.Н. Хельсинки: принципы и реальность. М.: Юрид. лит., 1985. С. 16

12 Манойло A.B. Роль «цветных» революций в современных гибридных войнах // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 13.

13 ОДКБ готовится во всеоружии встретить «троянских коней» Запада // URL: www.km.ru/rossii/2013/12/20/ organizatsiya-tamozhennogo-soyuza/728356-odkb-gotovitsya-vo- (Дата обращения: 18.12.2017)

14 Илъяева Л.Э. Принципы международного права, обеспечивающие государственный суверенитет // Международное публичное и частное право. 2017. № 2 (95). С. 5.

15 Лавров примет участие в сессии Совета ООН по правам человека и Конференции по разоружению // URL: tass.ru/politika/499302/ (Дата обращения: 10.03.2018)

16 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07. 2015 г. № 21-П по делу о проверке конституционности положений ст. 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», пунктов 1 и 2 ст. 32 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // URL: legalacts.ru/doc/ postanonovlenie-konstitutstionnogo-suda-rf-ot-14072015-n/ (Дата обращения: 18.12.2017)

17 Талалаев А.Н. Указ. соч.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник для магистров и аспирантов высших учебных заведений / Под ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 391 с.

Раскрывается содержание интегрированного маркетинга как комплексной многоканальной синхронизированной коммуникационной системы, основанной на единстве внешнего и внутреннего маркетинга, в целях максимального удовлетворения потребностей общества в рамках производства под индивидуального заказчика многофункциональных продуктов.

В логической последовательности рассматриваются направления влияния инструментов РИ и рекламы на результаты маркетинговой деятельности, раскрываются классификационные признаки потребительской ценности сферы коммуникационных услуг с учетом специфики практического использования в процессе рыночного участия фирм и компаний.

Материал учебника позволяет читателям ознакомиться с содержанием и спецификой внешних и внутренних коммуникаций, РИ и рекламы в организациях сферы услуг, товарного обращения и промышленного производства. Рассматриваются механизм комплексной оценки интегрированных маркетинговых коммуникаций, рыночный механизм стимулирования сбыта и оказания маркетинговых услуг с учетом факторов деловой среды, а также эффективность инструментов РИ и рекламы с выделением значения показателя социально-деловой активности и корпоративной ответственности.

Для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», а также аспирантов при подготовке диссертации по профилю «Маркетинг».

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.