Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1344
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ФРЕЙМВОРК / РАЗРАБОТКА / IDE / ЮЗАБИЛИТИ / EDTECH / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белаш Виктория Юрьевна, Денисенко Максим Сергеевич, Лаврентьев Денис Олегович

В статье рассмотрены особенности использования мобильных приложений для образовательного процесса. Актуальность данной работы обусловлена развитием информационных технологий, расширением форм, методов и средств обучения, широким распространением дистанционной формы организации образовательного процесса. Приложения для мобильных устройств позволяют обучающимся изучать предмет в любое свободное время, повышают интерес к образовательному процессу, дополняя его новой формой работы. Цифровой образовательный ресурс - цифровое представление фотографий, видеоресурсов, имитационное и интерактивное моделирование, описывающие как динамические, так и статические модели, компоненты звукозаписи, векторные и растровые графические изображения, текстовые документы и многие другие элементы для организации образовательного процесса. Один из подтипов информационных ресурсов является электронный образовательный ресурс. К его функциям относят: создание, сбор, хранение, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу, распространение и использование данных, которые применяются техническими средствами для корректной работы. Разработке электронных образовательных ресурсов в форме игр для мобильных устройств и посвящено наше исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белаш Виктория Юрьевна, Денисенко Максим Сергеевич, Лаврентьев Денис Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE USE OF MOBILE APPLICATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the features of using mobile applications for the educational process. The relevance of this work is due to the development of information technologies, the expansion of forms, methods and means of teaching, the wide spread of the distance form of the organization of the educational process. Applications for mobile devices allow students to study the subject at any time, increase interest in the educational process, complementing it with a new form of work. Digital educational resource is a digital representation of photographs, video resources, simulation and interactive modeling describing both dynamic and static models, sound recording components, vector and raster graphic images, text documents and many other elements for the organization of the educational process. One of the subtypes of information resources is an electronic educational resource. Its functions include: creation, collection, storage, processing, search, output, copying, transmission, distribution and use of data that are used by technical means for correct operation. Our research is devoted to the development of electronic educational resources in the form of games for mobile devices.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

УДК 3786:004

кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Денисенко Максим Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Лаврентьев Денис Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования мобильных приложений для образовательного процесса. Актуальность данной работы обусловлена развитием информационных технологий, расширением форм, методов и средств обучения, широким распространением дистанционной формы организации образовательного процесса. Приложения для мобильных устройств позволяют обучающимся изучать предмет в любое свободное время, повышают интерес к образовательному процессу, дополняя его новой формой работы. Цифровой образовательный ресурс - цифровое представление фотографий, видеоресурсов, имитационное и интерактивное моделирование, описывающие как динамические, так и статические модели, компоненты звукозаписи, векторные и растровые графические изображения, текстовые документы и многие другие элементы для организации образовательного процесса. Один из подтипов информационных ресурсов является электронный образовательный ресурс. К его функциям относят: создание, сбор, хранение, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу, распространение и использование данных, которые применяются техническими средствами для корректной работы. Разработке электронных образовательных ресурсов в форме игр для мобильных устройств и посвящено наше исследование.

Ключевые слова: мобильное приложение, образовательный процесс, образование, фреймворк, разработка, IDE, юзабилити, EdTech, электронное обучение, цифровой образовательный ресурс, электронный ресурс.

Annotation. The article discusses the features of using mobile applications for the educational process. The relevance of this work is due to the development of information technologies, the expansion of forms, methods and means of teaching, the wide spread of the distance form of the organization of the educational process. Applications for mobile devices allow students to study the subject at any time, increase interest in the educational process, complementing it with a new form of work. Digital educational resource is a digital representation of photographs, video resources, simulation and interactive modeling describing both dynamic and static models, sound recording components, vector and raster graphic images, text documents and many other elements for the organization of the educational process. One of the subtypes of information resources is an electronic educational resource. Its functions include: creation, collection, storage, processing, search, output, copying, transmission, distribution and use of data that are used by technical means for correct operation. Our research is devoted to the development of electronic educational resources in the form of games for mobile devices.

Key words: mobile application, educational process, education, framework, development, IDE, usability, EdTech, e-learning, digital educational resource, electronic resource.

Введение. В настоящее время ведущая роль в ведении деятельности образовательной организации любого уровня постепенно переходит от бумажных носителей, например, учебных пособий и рабочих тетрадей на печатной основе, к электронным цифровым образовательным платформам и кроссплатформенным приложениям.

К очевидным недостаткам бумажных носителей можно отнести высокий уровень риска потери или искажения данных. Польза от перевода на цифровые носители внутреннего документооборота организации бесспорна. Появляется возможность облачного хранения данных и доступа к ним из любого места с сохранением редактирования и внесения оценок. Данное условие сыграло важную роль в период начала пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020 году, когда все образовательные организации перешли на дистанционный режим работы и обучения, и было важно сохранить все накопленные данные об успеваемости и посещаемости обучающихся для проведения зачетно-экзаменационной сессии в таком же, заочном формате.

Отдельное место в дистанционном обучении занимают образовательные онлайн-платформы. С их помощью любой человек может вне зависимости от возраста, занятости и профессии получить различные навыки и умения. Основную массу онлайн-курсов составляют образовательные программы в области информационно-коммуникационных технологий.

Группой компаний РосБизнесКонсалтинг (РБК) был проведён анализ действующих платформ ИТ-образования. По его результатам, объем инвестиций в отрасль развития информационных технологий составляет 30 миллиардов рублей.

Основной отличительной чертой онлайн-курсов, создающей максимальное удобство их использования, является переносимость, то есть возможность обучения сохранятся даже удаленно от места записи на курс и без необходимости использования стационарного компьютера для этого. Именно это и является решающим фактором для многих людей.

С другой стороны, у многих образовательных организаций высшего и профессионального образования отсутствуют свои электронные платформы для реализации программ обучения в дистанционном или смешанном форматах. Даже в случае наличия разработанных электронных платформ многие из них работают в десктопном режиме.

При изучении вопроса использования мобильных приложений в образовательном процессе, следует описать компоненты, из которых состоит система соединяющая информационные технологии и учебно-образовательный процесс.

Обучение с использованием информационных систем и технологий является электронным обучением, при котором отсутствует посредник между изложенным в интернете материалом и пользователем.

Цель образовательного процесса - развитие обучения, воспитания и личности с использованием методов, сформированных при организации учебно-воспитательных процессов, в единстве с самообразованием этой личности. Главной функцией является обеспечение усвоения знаний, умений и навыков на уровне государственного образовательного стандарта.

Изложение основного материала статьи. Цифровой образовательный ресурс - цифровое представление фотографий, видеоресурсов, имитационное и интерактивное моделирование, описывающие как динамические, так и статические модели, компоненты звукозаписи, векторные и растровые графические изображения, текстовые документы и многие другие элементы для организации образовательного процесса. Один из подтипов информационных ресурсов является электронный образовательный ресурс. К его функциям относят: создание, сбор, хранение, обработку, поиск, вывод, копирование,

передачу, распространение и использование данных, которые применяются техническими средствами для корректной работы.

Автоматизированная система - система, которая строится на определенном комплексе средств автоматизации деятельности, реализуя средства информационных технологий для выполнения запрограммированных функций. Главной особенностью автоматизированной системы является наличие персонала. Автоматизированная система дистанционного обучения, содержащая комплекс электронных ресурсов и методы электронного обучения, - это электронный университет. Подобная система решает ряд стратегических задач, обеспечивая:

• адаптацию образовательной программы для информационных платформ;

• электронный документооборот;

• использование образовательных электронных ресурсов;

• повышение уровня контроля успеваемости и посещаемости обучающихся.

Ключевым методом при структурировании электронного университета является реализация возможности разделения прав доступа у разного типа пользователей.

Перечислим возможности обучающегося при работе с системой:

• просмотр контента учебного плана, составленного образовательной организацией;

• работа с электронными ресурсами для выполнения заданий, поставленных в рамках учебного плана;

• отслеживание прогресса обучения по дисциплине;

• обратная связь с преподавателем (форум и личные сообщения);

• доступ к онлайн-трансляциям и методическим материалам.

К возможностям преподавателя относятся:

• получение информации об обучающихся и академических группах;

• возможность редактирования оценок, описывающих успеваемость обучающихся;

• обратная связь со студентами, возможность закреплять сообщения и заметки;

• внесение данных в базу данных библиотеки;

• создание и проверка экзаменационных заданий;

• проведение онлайн-трансляций занятий.

Обучение в удаленном формате, которое основывается на взаимодействии между преподавателем и обучающимся, представляет собой дистанционной обучение. Оно бывает синхронным и асинхронным.

Синхронное - просмотр вебинаров, семинарских занятий или лекций в формате онлайн-трансляции. Несколько учащихся и преподавателей одновременно поддерживают связь, что позволяют каждому напрямую повлиять на ход занятия: студент может задать интересующий вопрос, преподаватель может обратиться к конкретному учащемуся для проверки знаний. Перечисленные возможности можно отнести к несомненным и главным преимуществам синхронного дистанционного обучения.

Асинхронное - просмотр заранее подготовленных преподавателем видеозаписей или курсов, что позволяет обучающимся проходить материал в удобном для них темпе. Выполнение конспектов и заданий представляется в формате определенных сроков сдачи на заданную платформу. Студенты могут проходить курс в разном темпе. Однако, это требует высокого уровня дисциплины среди обучающихся, так как не все умеют правильно организовывать свой рабочий день.

Основополагающий термин в сфере образовательных технологий, которые используют множество цифровых инструментов для формирования автоматизированной системы процесса образования в целом, а также создания электронных ресурсов, - EdTech. К тенденциям EdTech относятся:

• образовательные программы для детей;

• обучающие приложения для взрослых от 55 лет;

• персонализация обучения;

• применение искусственного интеллекта;

• использование виртуальной или дополненной реальности;

• технологии ЫоскЛат;

• сочетание онлайн и офлайн обучения.

EdTech разрабатывает и предоставляет разные программы для учеников и учителей. Первые при помощи таких продуктов могут получить новые знания, выходящие за рамки школьной программы, или подготовиться к ЕГЭ. А учителя получают доступ к программам, автоматизирующих проверку работ, и другим возможностям.

Приведенные термины информационных систем в сфере образования являются ключевыми для понимания формирования цифровых технологий образовательного процесса. Вышеописанные определения позволяют оценить современные мобильные приложения и их вклад в системе EdTech.

Мобильное приложение, разработанное для образовательного процесса, должно отвечать следующим требованиям:

• низкие системные требования;

• поддержка онлайн и оффлайн режима. При подключении к Интернету система должна обновить в базе данных измененные данные в оффлайн;

• наличие системы уведомлений;

• независимый и отдельный сервер для базы данных;

• возможность работать с операционной системой устройства: подключиться к галерее, контактам и т.д.

Следует учесть, что не для всех систем требуется разработка программного обеспечения (ПО) "с нуля", работающие электронные университеты, платформы EdTech, должны иметь расширенные возможности кроссплатформенности. Например, сайт может иметь гибкую верстку, что позволит сохранить эргономичность содержимого, подстраиваясь под разрешение экрана устройства и типа ввода данных.

Преимущество мобильных приложений состоит в создании интерактивного взаимодействия с пользователем, при этом сохраняется возможность использования ПО без выхода в Интернет. Решение задачи, выбор правильного ответа, возможность свободного выбора, изучение материала в виде диалога - всё это повышает его интерес к представленному контенту. Мобильное приложение позволяет создать особый формат обучения, который рассчитан на разную аудиторию.

Любая деятельность человека в каждой сфере может быть отнесена к одной из трех больших групп:

• учебная деятельность, главной основой которой является получение знаний, навыков и умений;

• трудовая деятельность, цель которой - производство каких-либо благ, как для общества, так и для себя самого и своей семьи;

• игровая деятельность, которая предполагает наличие определенной вымышленной ситуации, в которую помещается человек.

Игра является первым способом знакомства ребенка с миром, и через эту деятельность уже в раннем возрасте начинает формироваться картина мира, которую ребенок видит через призму своего, игрового и отчасти придуманного мировосприятия и мироощущения.

Однако с возрастом большинство детей перестают играть, так как настает пора учиться и работать. Между тем, привычка юности, связанная с обучением через игру, не уходит в небытие, а лишь отходит на задний план. И использование технологии игрового обучения может помочь, во-первых, повысить эффективность обучения, и, во-вторых, сделать менее рутинной и скучной познавательную деятельность.

О высокой эффективности познания через игру, также называемом геймификацией, можно судить даже с точки зрения обывателя - ребенок узнаёт обо всем, что его окружает, именно через такую деятельность, и вплоть до начала подросткового возраста он узнаёт многое об окружающем его мире через попадание и функционирование в условиях вымышленного, смоделированного в воображении мира.

О значительной результативности внедрения игрового обучения в рамки образовательных программ любого уровня можно судить по различным исследованиям, проводимых в отношении как обучающихся школ, так и студентов профессиональных образовательных организаций. В одном из таких исследований приведены данные компании Metaari Advanced Learning Technology Research, занимающейся анализом нетрадиционных методик обучения. Согласно прогностической статистике на период 2018-2023 гг., Африка лидирует в относительных темпах роста внедрения игровых технологий в образовательный процесс, а второе место отдано Северной Америке. Восточная Европа, к которой относится более 20% территории Российской Федерации, замыкает тройку лидеров по темпам геймификации образования с небольшим отставанием от второго места. Таким образом, исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что игровая форма обучения повсеместно находит поддержку и её эффективность подтверждается в ходе практического применения в образовательном процессе.

В рамках проводимого нами исследования был организован опрос студентов КГУ им. К.Э. Циолковского об их отношении к игровому формату обучения. В опросе приняли участие более 200 студентов 1-3 курсов. Результаты опроса отражены на рис. 1 и рис. 2.

Укажите Ваше отношение к использованию мобильных приложений в образовательном процессе

4% 2%

Нейтрально, мне все равно

Отрицательно, и так достаточно электронных средств обучения Другое

Рисунок 1. Результаты опроса об использовании мобильных приложений в образовательном процессе

Укажите Ваше отношение к использованию ИГРОВЫХ мобильных приложений в образовательном процессе

■ Положительно, отличная идея! Нейтрально, мне всё равно

Отрицательно, и так достаточно электронных средств обучения Другое

Рисунок 2. Результаты опроса об использовании игровых мобильных приложений в образовательном процессе

Выводы. Стоит упомянуть, что геймификация предполагает не только использование обучающих и образовательных игр (например, викторин) в рамках процесса обучения. Данный формат охватывает достаточно широкий спектр всевозможных форм, от ситуационно-ролевых игр до полноценного применения видеоигр различного наполнения и жанра в ходе учёбы.

Основными критериями, влияющими на эффективность игры в обучении, являются мотивация обучающихся через нестандартные способы, такие, как внутренний рейтинг и возможности получения бонусов в игре; состязательный характер игры - соревнования подогревают интерес учащихся к процессу; смена привычного формата лекционных и семинарских занятий.

Главной целью обучения через игру является формирование у студентов и учеников навыка использования полученной информации. Таким образом, необходимо выстраивать игру таким образом, чтобы у обучающихся в процессе ее прохождения возникала необходимость применять те знания, что были получены ранее, для продвижения дальше.

Литература:

1. Носков, Е.А. Технологии обучения и геймификация в образовательной деятельности / Е.А. Носков // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №6. - С. 138-144.

2. Татаринов, К.А. Геймификация в обучении студентов / К.А. Татаринов // Балтийский гуманитарный журнал. -2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 281-284.

3. Колотыгина, А.О. Использование геймификации в обучении студентов вузов / А.О. Колотыгина, Е.Б. Сидоренво // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - Т.1. - №1. - С. 124-128.

4. Золкина, А.В. Оценка востребованности применения геймификации как инструмента повышения эффективности образовательного процесса / А.В. Золкина, Н.В. Ломоносова, Д.А. Петрусевич // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10. - №3. - С. 127-143.

Педагогика

UDC 342.725.3

candidate of philological sciences, associate professor Belkova Anna Evgenievna

Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk); master's student of the department of philology, linguistics and translation Lapteva Galina Pavlovna

Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk)

PROBLEMS OF ORGANISING LANGUAGE EDUCATION IN KMAO-YUGRA SECONDARY SCHOOLS

Annotation. The article analyzes topical problems of methodology of teaching the Surgut dialect of the Khanty language in secondary schools of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. In modern education the study of a native language becomes an integral part of national culture, which incorporates the history, spiritual values and models of speech etiquette. That is why it is important to preserve the native language of each ethnic group. Preservation and development of native languages and traditional culture of indigenous peoples of the North is one of the state tasks facing Russia and Ugra as a subject of the Federation at the present stage. The lack of a single approved alphabet for the Khanty language and the educational and methodological complexes recommended by the Ministry of Education of the Russian Federation does not allow studying the native (Khanty) language in the school classroom activities. We believe that it is unacceptable to study the subject "Native language" (subject area "Native (Khanty) language" at the expense of the time allocated by the educational organization within the extracurricular activities. Hence, there is a need to develop the content and methodological organization of the educational process of the Native Language discipline in schools of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra within the framework of class activities. Native language acts not only as a means of communication and cognition of reality, but also as a means of recording, preserving national and cultural traditions and introducing them to future generations. That is why the quality of native (Khanty) language teaching at school determines the quality of general education of the modern generation of small indigenous peoples of the North and Siberia of the Russian Federation.

Key words: Surgut dialect, Khanty language, phonemic principle, "Native Language" subject.

Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы методики преподавания сургутского диалекта хантыйского языка в средних общеобразовательных школах ХМАО-Югры. В современном образовании изучение родного языка становится неотъемлемой частью национальной культуры, которая вбирает в себя историю, духовные ценности и модели речевого этикета. Именно поэтому важно сохранение родного языка каждого этноса. Сохранение и развитие родных языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера - одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией и Югрой как субъекта Федерации. Отсутствие единого утвержденного алфавита по хантыйскому языку и учебно-методических комплексов, рекомендованных Министерством просвещения РФ, не позволяет изучать родной (хантыйский) язык в школьной урочной деятельности. Считаем, что недопустимо изучать учебный предмет «Родной язык» (предметная область «Родной (хантыйский) язык) за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности. Отсюда возникает необходимость разработки содержания и методической организации учебного процесса по дисциплине «Родной язык» в школах ХМАО-Югры в рамках урочной деятельности. Родной язык выступает не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений. Именно поэтому от качества обучения родному (хантыйскому) языку в школе зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера и Сибири Российской Федерации.

Ключевые слова: сургутский диалект, хантыйский язык, фонематический принцип, учебный предмет «Родной язык».

Introduction. The Concept of Education Development of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra serves as a basis for elaboration of Okrug and municipal target programmes in the field of education, perspective and short-term forecasts of the education system development in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra and respective legislative initiatives. The main purpose of this concept is to ensure the right of indigenous peoples of the North (hereinafter referred to as IPN) in the Okrug to study their native language, literature and culture, to create conditions for the active use of native languages in social practice [151.

Teaching the Khanty language in the general educational institutions of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra should be aimed at ensuring linguistic development of students, improvement of speech activity, rational reading, full perception of sound speech, free voicing of the intended speech text, competent encoding it by sound signs (speaking) and written signs (writing) [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.