Научная статья на тему 'Об использовании информационных технологий населением'

Об использовании информационных технологий населением Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
567
60
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шувалова О. Р.

В статье представлены результаты обследования, посвященного Аннотация процессу информатизации как одному из главных процессов новой экономики. Исследовались реальная обеспеченность населения средствами ИКТ, возможности их приобретения и желание людей использовать нововведения. Выявлялось общественное мнение по поводу различных проявлений процесса информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании информационных технологий населением»

О.Р. Шувалова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАСЕЛЕНИЕМ

В статье представлены результаты обследования, посвященного Аннотация

процессу информатизации как одному из главных процессов новой _______

экономики. Исследовались реальная обеспеченность населения средствами ИКТ, возможности их приобретения и желание людей использовать нововведения. Выявлялось общественное мнение по поводу различных проявлений процесса информатизации.

Предлагаемая вниманию читателей публикация освещает резуль- Отношение таты опроса населения, посвященного процессу информатизации россиян к ин-как одному из главных процессов новой экономики1. Такое обсле- форматизации

дование было проведено в начале 2003 года (опрошено 2107 чело- ______________

век) силами ВЦИОМ-А (ныне «Левада-Центр»), причем условия выборки репрезентативно представляли взрослое население России в целом (в возрасте от 16 лет и старше), а также основные социальные группы по полу, возрасту, уровню образования, макрорегионам страны и типам населенных пунктов.

Отношение к информатизации. Прежде всего, следует отметить двойственное отношение к самому процессу информатизации. Как фактор экономического подъема, он пока еще очень слабо осознается населением — ему придают значение только 5% респондентов (Рис. 3). В то же время почти две трети респондентов осознают, что в области обеспеченности компьютерами и развития Интернета Россия слабее или даже значительно слабее развитых стран мира (Рис. 1). Столько же опрошенных недовольны уровнем государственной поддержки, оказываемой сфере информационных технологий (Рис. 2).

Даже личные потребности респондентов в отношении ИКТ характеризует та же двойственность. Так, на момент опроса интерес к проблемам компьютеризации, Интернета был очень слабым — в списке из 13 тем эта тематика занимает лишь 10-е место, их отметили

1 Результаты опроса опубликованы в книге: L. Gokhberg, O. Shuvalova. Russian Public Opinion of the Knowledge Economy: Science, Innovation, Information Technology and Education as a Drivers of Economic Growth and Quality of Life. British Council, Russia, 2004.

331

и

О.Р. Шувалова

Об использовании информационных технологий населением

4% опрошенных (Рис. 6). В то же время каждый пятый заявил, что испытывает потребность в дополнительных знаниях и навыках работы на компьютере — 17% опрошенных хотели бы освоить сам компьютер и еще 4% — новые программные продукты (Рис. 7). Фактически же проходили обучение в этой области в 2002 году всего 1% опрошенных (Табл. 1).

Зато статус профессиональной деятельности в сфере информатизации в обществе уже довольно высок — в иерархии статусов профессий, пользующихся уважением в обществе, профессию программиста респонденты поставили на 4-е место из 14 (Рис. 4), и при этом более половины опрошенных хотели бы видеть своих детей именно программистами (Рис. 5). И в то же время персональный компьютер дома имеют только 9% опрошенных.

Таким образом, личное отношение большинства респондентов к информатизации можно представить как ненужную необходимость. Является ли это главной причиной того, что процесс информатизации идет довольно медленно? Чтобы выявить основные факторы использования ИКТ, необходимо определить каналы распространения технических средств и новых технологий, спрос на эти средства и причины его слабой реализации, а также информированность населения о функциях современных ПК.

Спрос на средства ИКТ. В России использование современных новейших информационных средств пока далеко не всем по карману. Главным источником информации является телевизор, который можно считать «традиционным» информационным устройством. Действительно, среди всех приобретений, связанных с ИКТ, за последние пять лет телевизор является самой популярной покупкой — его приобрели 33% опрошенных (Рис. 8). На втором, третьем и четвертом местах по популярности — тоже «традиционное» оборудование — магнитофон/плеер/музыкальный центр, телефон и фотоаппарат — их приобрели от 17 до 22% респондентов.

Но в российские семьи уже пробиваются «новые» ИКТ. Самыми распространенными продуктами нового поколения оказались сотовые телефоны и пейджеры — их приобрели 14% респондентов, а также персональные компьютеры — 9% опрошенных, эти показатели соответствуют пятому и шестому месту по популярности покупок, связанных с ИКТ. Но другими «новыми» ИКТ домохозяйства оснащены пока еще слабо. Так, выход в Интернет имеют всего 5% опрошенных, а DVD/домашний кинотеатр, спутниковую антенну и т.п. — менее 2% респондентов.

Совсем другое распределение тех же ИКТ по популярности желания их приобрести. Здесь среди всех продуктов ИКТ абсолютным лидером является компьютер — его хотят иметь дома более чем треть респондентов (35%). Второе и третье места заняли «традиционные» средства — видеокамера (33%) и телефон (31%). Зато четвертое — «новое» — сотовый телефон/пейджер (23%). Таким образом, «традиционные» и «новые» средства идут в рейтинге вперемежку. Пятое место (20—21%) вообще поделили между собой

332

Статистика и социология образования

И

целых пять продуктов ИКТ, два из которых «традиционные» (телевизор и магнитофон/музыкальный центр), а три — «новые» (выход в Интернет, DVD/домашний кинотеатр и спутниковая антенна). Как видим, до сих пор еще слабо удовлетворен спрос россиян на «традиционные» ИКТ, однако отмечается большой спрос и на «новые» ИКТ.

Пользователи компьютером и сетью Интернет. Компьютеры, безусловно, являются наиболее универсальными средствами среди всех ИКТ, используемых в быту, именно благодаря глубоко продуманной технологии наращивания так называемой «периферии» — устройств, необходимых конкретному человеку — будь то сканер для копирования, или модем для выхода в Интернет, или джойстик для игр, и т.п. Но, несмотря на относительную дешевизну, в России компьютеры пока еще не заняли достойного места ни в быту, ни на рабочих местах. Как показал опрос, в 2002 году три четверти респондентов никогда не пользовались персональным компьютером (75%), сетью Интернет — 87% (Рис. 9). Только каждый четвертый респондент так или иначе имел дело с персональным компьютером, и каждый восьмой пользовался Интернетом. Интересно, что количество пользователей Интернета — в два раза меньше, чем пользователей ПК.

Чаще всего респонденты пользовались компьютером на работе — 11% (только на работе — 8%), дома — 9% (хотя имеется он у 11% респондентов), у друзей, родственников, соседей — 7%, в каких-то других местах 6%. Среди мест, где люди пользуются сетью Интернет, нет ярко выраженного лидера — их отметили от 3% до 5%.

Модель пользования ПК примерно такова: каждый второй пользователь работает за персональным компьютером каждый день, каждый четвертый — примерно раз в неделю; остальные респонденты пользуются компьютером нерегулярно — раз в месяц и реже (Рис. 10). Следовательно, три четверти пользователей работают за компьютером достаточно регулярно, и их можно назвать активными пользователями.

Среди пользователей сети Интернет активных не так много, как среди пользователей ПК в целом, — всего немногим более половины. Каждый четвертый заходит туда каждый день, а каждый третий — раз в неделю. Остальные делают это достаточно редко.

Факторы, препятствующие распространению персональных компьютеров. Как оказалось, более половины респондентов не имеют материальной возможности купить компьютер (Рис. 11). 52% опрошенных заявили, что у них недостаточно средств для покупки персонального компьютера, но действительно хотели бы приобрести его только 35% (см. Рис. 8). Около трети респондентов считают, что компьютер им просто не нужен. Небольшая часть людей опасается негативного влияния на здоровье (5% боятся опасного излучения и 6% считают, что от компьютера портятся глаза). Очень мало кто считает, что ему сложно будет научиться работать на компьютере (3%). Еще меньше тех, кто опасается нарушения конфиденциальности информации, хранящейся в ПК (менее 1%). Таким образом, негативное отношение к персональным компьютерам

333

и

О.Р. Шувалова

Об использовании информационных технологий населением

среди респондентов выражено слабо, а основные причины того, что они не приобретают компьютер, — это отсутствие материальных возможностей и/или потребности в приобретении ПК.

Информированность респондентов о возможностях современных компьютеров и Интернета. Для выявления осведомленности россиян о возможностях современных персональных компьютеров респондентам были перечислены основные функции персональных компьютеров (Рис. 12). Они могли отмечать любые функции, которые им известны. Почти половина респондентов сказали, что практически ничего не знают о возможностях персональных компьютеров (47%).

Остальные респонденты оказались довольно хорошо осведомленными о большинстве функций ПК, если его оснастить соответствующей периферией и программными средствами. Так, половина респондентов знает, что с помощью компьютера можно печатать тексты (49%). На втором месте оказалась возможность использовать компьютер в образовательных целях — в качестве обучающего устройства (34%). Третье место занял вариант связь с друзьями/кол-легами/ родственниками с помощью электронной почты (32%). Большинство других вариантов, касающихся в основном поиска той или иной информации, называли от 20 до 27% опрошенных. Наименее осведомленными респонденты оказались о возможности оформления электронных документов, имеющих юридическую силу, — от электронной подписи и предоставления налоговой декларации (о них знают по 8% опрошенных) до голосования на выборах как одного из необходимых условий электронного правительства (4%).

Рис. 1 Сравнение России с развитыми странами мира по уровню развития

науки, образования, инновационной деятельности и информатизации

(в % к числу опрошенных)

Россия по сравнению с развитыми странами мира...

334

Статистика и социология образования

И

Рис. 2

Достаточно или недостаточно средств выделяет государство на...

Мнение о необходимости государственной поддержки образования, науки, инноваций и информатизации (в % к числу опрошенных)

Рис. 3

Мнение о факторах экономического роста

(в % к числу опрошенных)

Что, по Вашему мнению, является сегодня главным условием экономического роста России?

Сумма превышает 100%, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

335

и

О.Р. Шувалова

Об использовании информационных технологий населением

Рис. 4 Мнение населения о социальном статусе некоторых профессий

(в % х к числу опрошенных)

В России наибольшим уважением пользуются сейчас...

* Сумма превышает 100%, т к. респонденты могли дать несколько ответов.

Рис. 5 Престиж профессий, обеспечивающих развитие

новой экономики (в % к числу опрошенных)

Хотели бы вы видеть своего сына, дочь...

□ Скорее, да ■ Скорее, ист |К'Затруднились ответить про врамм и cm ом

научным работником

учителем /преподавателем

336

Статистика и социология образования

И

Рис. 6

Интерес населения к различным темам

(в % к числу опрошенных)

Какие темы представляют для Вас наибольший интерес?

1, Достижения в медицине

2. Международные проблемы

3. Экономические проблемы и бизнес

4. Состояние окружающей среды

5. Проблемы образования

б. Проблемы возраста, продолжительности жизни

7. Научные открытия

8. Сельское хозяйство

9. Новые изобретения и технологии

10. Компьютеризация, Интернет

II. Налогообложение

12. Исследования космоса

13. Проблемы использования ядерной энергии Затруднились ответить

2003

■ 1999

■ 1996

* Сумма превышает 100%, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

Рис. 7 Потребность в дополнительном образовании — рейтинг областей знаний

(в % к числу опрошенных)

Если бы Вам представилась возможность получить дополнительное образование, повысить уровень квишфикации, то что бы Вы выбрит в первую очередь?

Мне бы хотелось:

выучить иностранный язык (улучшить его знание)

расширить юридические знания научиться работать на компьютере усовершенствовать навыки практической работы получить дополнительные теоретические знания по своей профессии

расширить экономические знания освоить новые программные продукты У меня нет необходимости дополнительно учиться Затруднились ответить

* Сумма превышает 100%, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

337

и

О.Р. Шувалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об использовании информационных технологий населением

Табл. 1 Факты получения образования (повышения квалификации)

Уровни образования Проценты к числу опрошенных*

Школа, гимназия, общеобразовательный .ищем 4

ПТУ, ('.'ПТУ, профессиональный .лицей 1.5

Техникум, военное, педагог! пеское, мелит dicko? учнлтце, колледж 2.5

Институт, узншерентет, акалемпп (не рым? нысшсс образовать) 5

Варианты да и ал ни тел ь и ого образования

Институ т, университет, академия (второе высшее образование) 0.4

Аспирантура 0,2

Курсы повьппешш квалификации 3.4

Профссспона.тьные курсы (д.ш но.п чення новой профессии) 0.7

Компьютерные ку рсы 1.1

Курсы но изучению иностранных языков 0,7

Бухгалтерские ку рсы 0,2

Другое 0.5

II hi лене учн.шсь 81.8

* Респонденты могли дать несколько ответов.

Рис. 8 Наличие информационно-коммуникационных средств

в домохозяйствах и спрос на них (в % к числу опрошенных)

Телевизор

Магнито(|юн. плеер, мух центр Телефон Фотоаппарат Сотовый телефон, пейджер Персональный компьютер Беспроводной телефон Выход в Интернет Видеокамера DVD, домашний кинотеатр Электронный дневник/орга на иле р Спутниковая антенна Факс

Цифровая видеокамера Цифровой фотоап парат

Что Ны (Личио или .Ho/hi .чеивгшие Какие и 1 перечисленных пещей с fia.uu) приобретали ли к течение Ны хотели бы иметь у себя последних пяти лет? дома?

* Ь

* Сумма превышает 100%, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

Рис. 9 Количество пользователей компьютером и сетью Интернет (в % к числу опрошенных) Пользовались ли Вы за последние 12 месяцев персональным компьютером, сетью Интернет? Где именно?

* Сумма превышает 100%, т. к. респонденты могли дать несколько ответов.

338

Статистика и социология образования

И

Рис. 10

Частота использования компьютеров и Интернет

(в % к числу опрошенных)

□ Каждый дет.

П Примерно один рад н неделю

□ Примерно один рад н месяц И Реже одного рада в месяц ■ Никогда не пользовался

Рис. 11 Факторы, препятствующие распространению персональных компьютеров

(в % к числу опрошенных)

Ее.ш у Нас ист домашнего ПК, то почему Ны его не приобретаете? У меня недостаточно средств для покупки персонального компьютера

Компьютер мне не нужен |

От компьютера портятся глада |~ | °

Я боюсь. >по мои дети будут проводить слишком много времени да компьютером Q з

От компьютера исходит опасное излучение з

Думаю, что мне слишком сложно будет научиться работать на нем Q j Я опасаюсь, что информация, которая хранится в компьютере, может стать п

идвестной тем, козг, нс следовало бы сс днать I

Другое 01

Затруднились ответить []з У меня есть домашний персональный компьютер I

У меня уже есть компьютер на работе []з

Сумма превышает 100%, так как респондент мог дать несколько ответов.

339

и

О.Р. Шувалова

Об использовании информационных технологий населением

Рис. 12 Информированность о возможностях современных компьютеров

и Интернет (в % к числу опрошенных) Какие из перечисленных возможностей современных персональных компьютеров Вам известны?

Печатание текстов Использование н качестве обучающего устройства Связь с дру зьями коллегами роде твои пиками с помощью 'электронной поч1ы

Редактирование и печатание фотографий Нозможность работать дома на фирму в другом городе или в друзой стране Просмотр н редактирование фильмов, видеоматериалов Поиск людей, имеющих ге же увлечения, хобби 11оиек информации о работе государственных учреждении Чтение газет, журналов, научной и художественной литературы Поиск магазинов, где сеть нужные Вам товары или услуги, где они дешевле Просмотр телеви зионных передач, прослушивание радиопередач Покупка чего-либо но Интернету е доставкой на дом Использование в качестве телефона, видеотелефона и возможность зкопомить па этом

Электронная подпись документов Предоставление налоговой декларации в -электронном виде Голосование на выборах (местных, «думских», президентских) Практически ничего нс знаю о возможностях персональных компьютеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.