Научная статья на тему 'Информатизация изменяет образ жизни населения'

Информатизация изменяет образ жизни населения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
499
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ И ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LIFESTYLES / INFORMATISATION / SOCIAL BEHAVIOUR / LABOUR ACTIVITIES / TIME BUDGET / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович, Ермакова Нина Алексеевна

В статье рассматриваются тенденции и основные направления влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образ жизни российского населения. Показано, что в последние годы имеет место переход от преимущественно технических и производственных применений современных информационных технологий к их использованию в повседневной жизни людей. Произошедшие радикальные переменыв использовании информации, которые принесли с собой процессы информатизации, не могли не оказать влияния на социальное поведение людей. Под изменением образа жизни под влиянием ИКТ в контексте проведенных исследований понимаются прежде всего: перераспределение трудовых усилий россиян, новые формы их потребительского, культурного и досугового поведения, изменение бюджета времени и отношения ко времени вообще, вовлеченность во взаимодействие с различными формами виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatisation is changing the lifestyles of population

The article considers the trends and main directions of the impact of information and communication technologies (ICT) on the lifestyles of the Russian population. It shows that in recent years there has been a transition from the mainly technical and industrial application of modern information technologies to their use in the everyday life of people. The radical changes in the use of information, brought by the processes of informatisation, could not but influenced the social behaviour of people. The changes of lifestyles under the impact of ICT are as follows: redistribution of the labour activities of the Russians; new forms of their consumption, cultural and leisure-time behaviour; changing their time budget and their relation to time in general; involvement into interaction with different forms of the virtual reality.

Текст научной работы на тему «Информатизация изменяет образ жизни населения»

ВМЖеребин, НЛ.ЕрМакова

Ынформатизоиия

изменяет образ жизни населения

Информатизация во все большей степени способствует удовлетворению стремления человека к знаниям, более обоснованному выбору его жизненных целей и путей их достижения, установлению систем ценностей и приоритетов, более оперативному решению текущих профессиональных и бытовых проблем. Поэтому радикальные перемены в использовании информации, не могут в целом не оказывать и уже в серьезной степени оказывают влияние на образ жизни и повседневное поведение людей.

В полном соответствии со значением термина «информационно-коммуникационные технологии» аппаратно—программный комплекс ИКТ позволяет реализовывать две важнейшие функции: во-первых, предоставлять пользователю обширную и оперативную информацию по его запросам и, во-вторых, обеспечивать ему широкие возможности коммуникации и общения.

Первая из основных функций ИКТ реализуется в Интернете с по-

мощью нескольких развитых информационно-поисковых и справочных систем (поисковых машин), выдающих информацию по запросам, таких, как Yandex, Rambler, Google, Yahoo и др. Предпочтения российских пользователей распределяются здесь следующим образом: Yandex — 55,3%, Rambler - 16,2%, Google - 15,7% [1].

Вторая функция коммуникации и общения реализуется с помощью IP-телефонии (например, программы Skype), технологий типа ICQ, создания индивидуальных сайтов, индивидуально-многопользовательских сайтов (блоги, чаты, твиттеры) и социально-значимых сайтов (форумы, клубы, конференции и социальные сети).

Выйдя с помощью столь мощного набора средств за пределы производственной и экономической сфер на широкий простор обеспечения повседневной жизни людей, ИКТ в нашей стране стали оказывать все более ощутимое влияние на социальное поведение и образ жизни людей.

Интернет уже проник во все сферы нашей жизни. Для бизнесмена —

это устранение посредников в бизнес-процессах, реклама, выход на мировой рынок. Для ученого — свободное общение с коллегами по всему миру. Для детей — культурные развлечения, игры, образование, международное общение. Для семьи — развлечения и отдых, покупки не выходя из дома. Мир переселяется в Интернет, превращая информационное пространство в глобальный клуб, учебное заведение, магазин, банк, офис. Сеть становится нужной всем — вне зависимости от профессии и возраста. Пользователи приобретают через Интернет новые практические знания и навыки нетрадиционного социального общения, которые затем воплощаются в новых жизненных стратегиях и действиях.

Сегодня дети и молодежь поглощены компьютерными играми, изучением компьютера и Интернета, собиранием компьютеров и компьютерным шопингом (погоней за электронными и цифровыми новинками), использованием виртуальных возможностей ИКТ в обучении и тренинге; представители среднего трудоспособного возраста интенсивно используют ИКТ, так как этого еще требует и их работа; люди пенсионного возраста также все больше приобщаются к мобильному телефону, компьютеру и Интернету, и теперь не только телевизор, но и другие средства ИКТ в значительной степени помогают им скрашивать преклонные годы.

В условиях распространения ИКТ за счет разнообразия технических средств и различных информационно-коммуникационных услуг любой пользователь (молодой/старый, богатый/бедный, более или менее образованный и т.п.) может подобрать себе оптимальный формат жизни в электронном мире. В этом также прояв-

ляется масштабность и глобальность ИКТ, их максимальное приближение к возможностям и потребностям каждого конкретного человека.

Под изменением образа жизни, обусловленным влиянием ИКТ, в данном исследовании понимаются прежде всего: перераспределение трудовых усилий людей, новые формы их потребительского, культурного и досугового поведения; изменение бюджета времени и отношения ко времени вообще; вовлеченность во взаимодействие с различными формами виртуальной реальности.

Информатизация в повседневной жизни населения. В своем развитии информатизация в нашей стране прошла две большие стадии. Вначале ею были охвачены производственные, управленческие, банковские и исследовательские процессы, что нашло свое отражение в создании АСУ, АСУП, АСОД, ИПС и других специализированных производственных, экономических и организационных систем. На этой стадии возможности ИКТ еще не позволяли в широких масштабах использовать их для нужд населения и самим населением в его повседневной жизни. В последние десятилетия эта тенденция стала переламываться, что во многом явилось следствием того, что технологии ИКТ, компьютеры, мобильные телефоны и Интернет стали входить едва ли не в каждый российский дом. Однако отставание этого направления информатизации от первого остается еще очень заметным, что подтверждается статистическими данными об информатизации на предприятиях и в организациях в сравнении с информатизацией семей и индивидуумов.

В последнее время ситуация коренным образом изменилась. Все чаще

в жизнь современной семьи проникают не только устройства и технологии ИКТ, но и специфические информационно-технологические и коммуникационные сервисы. Основное место среди интернет-технологий занимают те, которые обеспечивают предоставление информационно-коммуникационных услуг (табл.1).

Так, в общем использовании Интернета наибольший удельный вес принадлежит услугам электронной почты (29%). Чтение электронных газет и журналов составляет 20,4%.

Участие же в интернет-клубах, форумах — всего 9,2%. В еще меньшей степени востребованы службы знакомств (2,3%) и услуги интернет-кафе (1,4%) [2. С.25].

Из табл. 2 следует, что основным местом, где используется Интернет, в том числе и мобильный, являются дом и семья.

Трансформации в профессиональной сфере. Информатизация труда — процесс постепенной интеллектуализации всех видов трудовой деятельности. Основная тенденция трансформации

Таблица 1

Использование отдельных интернет-технологий семьями, %

Интернет-технологии %

Электронная почта 29,0

1Р телефония и программа Бкуре 11,5

10,1

Видеотелефония с применением Web-камер 8,3

Чаты и блоги 7,8

Службы знакомств 2,3

Интернет-клубы, форумы, программы 9,2

Электронные газеты и журналы 20,4

Услуги интернет-кафе 1,4

Итого 100,0

Источник: Составлено по данным [2. С. 25].

Таблица 2

Структура предпочтений мест использования Интернета при получении информационных услуг, %

Место использования Пользователи

Интернета в целом мобильного Интернета

Дома 86,0 98,0

На работе / в институте (в помещении) 58,0 83,0

Находясь в общественном месте 26,0 44,0

На отдыхе (за городом, на даче, в отпуске) 23,0 59,0

В разъездах по работе, в командировке 21,0 58,0

В дороге (в автомобиле, в транспорте) 21,0 29,0

Источник: Составлено по данным [2. С. 25].

образа жизни в условиях ИКТ на профессиональном уровне — достижение максимальной возможности использования в трудовых процессах цифровых технологий.

О развитии ситуации в этой области свидетельствуют, например, результаты интервью с группой сотрудников, работающих в сфере ИКТ, проведенного работниками ИСЭПН РАН в мае 2009 г.: в 2000 г. доля работ на компьютере составляла не более 20% рабочего времени респондентов, а в Интернете лишь около 1%; в мае 2009 г. работа на компьютере занимала уже 90—95%, в том числе в Интернете — 70—75% рабочего времени.

Автоматика, электроника и информатизация изменили не только средства труда, но еще в большей степени взаимоотношения людей в трудовом процессе. Они стали утрачивать традиционный характер. Проведение совещаний, симпозиумов, презентаций и т.д. через Интернет позволили, не нарушая трудовых регламентов присутствия на рабочем месте исполнителей, делать их непосредственными участниками он-лайн мероприятий в режиме выбранной аудитории, рабочего места, вплоть до персонального компьютера конкретного участника.

Исследование «Потребление информационных услуг населением России», проведенное сотрудниками ИСЭПН РАН в 2003 г., показало, что уже в тот период возможности продвижения по служебной лестнице были связаны с успешным освоением интернет-технологий. Почти 2/3 опрошенных, оценивающих свою карьеру за годы реформ как успешную, и половина добившихся относительного успеха активно используют сетевые ресурсы.

Было установлено, что использование ИКТ тесно связано с уровнем

статусной самооценки респондентов. По данным исследования, группа респондентов, позиционирующих себя на высоких ступенях социальной лестницы, на 70% состоит из интернет-пользователей, а в группе с низкой статусной самооценкой их число сокращается почти в 2,5 раза [3. С. 40].

Использование средств ИКТ в России и в мире — фактор, повышающий шансы соискателя на получение рабочего места и увеличение заработной платы. Наибольшую «премию» на рынке труда за владение компьютером в развитых странах получают квалифицированные рабочие и операторы. Например, в США — в размере 15%, во Франции — 18%.

В России, по данным исследования, проведенного Высшей школой экономики, влияние компьютерной грамотности на рынке труда различно в зависимости от профессии, образования и возраста. Наибольший рост зарплаты у сотрудников среднего уровня квалификации в сфере обслуживания и торговли — до 25 и даже 30%. Для специалистов высшей квалификации этот коэффициент ниже — 12—14%. В рамках возрастных различий: наибольший коэффициент у работников 33—43 лет (14,5%), старше 45 лет (12,8%), у молодежи — 8,9%. Подобных сведений в отношении присутствия на рынке труда квалифицированных рабочих профессий нет. Это дополнительно свидетельствует о том, что российская система среднего специального и технического образования не соответствует современным технологиям [4. С. А04].

Озабоченность сложившимся положением отметил в своем интервью министр связи и массовых коммуникаций России И. Щеголев: «Проблема в том, что все мы слишком любим ин-

формационные технологии — до такой степени, что хотим, чтобы их было как можно больше. Поэтому каждое ведомство стремилось само создавать для себя информационную систему, а зачастую и сеть. В итоге этих систем и сетей оказалось настолько много, что увязать их в единую систему все труднее.

Но навыки работы с информационными технологиями уже достаточно распространены. Сейчас работаем над тем, чтобы ввести компьютерную грамотность, владение навыками работы с информационными технологиями в обязательные условия приема на госслужбу» [5. С. А06].

Дистанционная работа. В соответствии с предположениями специалистов использование ИКТ должно полностью изменить границы между трудовой и нетрудовой жизнью. Использование новых технологий позволит выполнять работу в любом месте и в любое время. При этом офис превращается лишь в место встреч работников для координации их действий, получения заданий и поддержания связи с организацией. Теперь не офис, а дом работника превращается в основное место трудовой деятельности. Правда, при этом, как правило, не принимались во внимание вопросы о том, как такое совмещение трудового и свободного времени отразится на повседневной жизни работников и их семей.

Понятие телеворкинга, дистанционной или удаленной работы существует еще с 1970-х годов. Уже тогда подчеркивалось, что дистанционный принцип обладает большими преимуществами с точки зрения интересов организаций и самих работников. Считалось, что дистанционная работа позволит избежать транспортных проблем и будет способствовать по-

вышению производительности труда. Критики же подчеркивали, что такая организация работы чревата недоучетом меняющихся обстоятельств работы и может вести к увеличению рабочего времени и, как следствие, к перегрузкам и срывам. Исследования, проводившиеся в 2002 и в 2007 гг. в западноевропейских странах, показали, что число занятых на дому растет весьма медленно и покрывает лишь незначительную часть рынка труда [6].

Естественно, что, в конечном счете, вопрос здесь должен решаться с учетом конкретного характера труда и личными предпочтениями работников и работодателей.

Вначале принцип дистанционной работы был взят на вооружение малыми и средними предприятиями, вопрос о крупных предприятиях остается в стадии проработки вплоть до настоящего времени. Многое здесь решает сам характер организации. Так, консалтинговые фирмы считают применение принципа дистанционной работы необходимым. Банковские менеджеры предлагают внедрять такой принцип выборочно. Правительственные организации говорят об использовании дистанционной работы в каждом случае по договоренности. Компании по выработке софтвейра считают дистанционный принцип одним из рабочих инструментов [7. Р. 184]. Эффективность те-леворкинга, естественно, во многом зависит от домашней и семейной обстановки работника. Так, например, работа на дому может оказаться нежелательной для семей с детьми.

Достоинства и недостатки дистанционной работы представлены в табл. 3.

В нашей стране также признается, что наличие достаточного количества

основных и периферийных устройств ИКТ, а также пользовательских сервисов коммуникации и доступа к различным информационным массивам создает возможность осуществлять многие виды профессиональных работ на дому. Изменения условий и характера работы в условиях информатизации меняют не только поведение работника, но и привычный образ жизни семьи, сформировавшийся в качественно иной обстановке. Традиционный уклад семьи, основанный на том, что работающие (а равно и учащиеся) члены семьи в основном отсутствуют дома, сейчас претерпевает существенные изменения — система удаленного доступа к информации, всевозможные сервисы коммуникации и обмена данными создают возможность изменить характер рабочего поведения членов семьи, обеспечить дополнительные возможности по организации рабочих

и бытовых процессов непосредственно в домашних условиях.

В условиях сегодняшнего кризиса особенно возрастает вероятность востребованности такой схемы работы, когда сотрудники компаний в ряде случаев вынуждены переезжать из офиса домой и трудиться в удаленном режиме.

По данным фирмы AXES Management, 15% российских компаний уже сегодня вводят частичную занятость для своих сотрудников. Главная цель перевода сотрудников на удаленный режим работы на дому — снижение работодателем затрат на аренду офиса. (Стоимость 1 кв. м в офисе класса «В», например, в Москве — 3OO—6OO долл. в год, норма на каждого сотрудника — не менее 4 кв. м. Ежегодные арендные расходы компании на работника составляют около 2 OOO долл. [8. С. HO6]>.

Таблица З

Достоинства и недостатки принципа дистанционной работы

Положительные моменты Отрицательные моменты

Гибкий принцип дистанционной работы соответствует духу времени Люди не всегда расположены решать рабочие вопросы дома

Работать дома приятно Социальные контакты с коллегами на работе играют положительную роль и необходимы для карьерного роста

Работа дома более продуктивна Менеджеры и коллеги не всегда доверяют результатам домашней работы

ИКТ предоставляют широкие возможности для того, чтобы быть всегда доступным Порядок использования ИКТ требует согласования в соответствии с рабочей практикой

Дистанционная работа дает ощущение свободы и автономности Предполагается, что доступность работника на дому остается под вопросом

Дистанционная работа способствует экономии времени и денег Люди привыкли действовать в определенных рабочих рамках. Поэтому дистанционная работа требует подготовки и организации

Источник: [J. P. 184].

Эти и другие факторы постоянно воздействуют на увеличение домашнего парка технических устройств ИКТ, а за счет переноса в домашние условия профессиональных технологий и стандартов использования оборудования происходит обмен знаниями и навыками среди членов семьи, возрастает интенсивность и уровень применения достижений ИКТ.

Новые формы потребления и шо-пинга. Информационно-коммуникационные технологии во многом определяют и основные черты общества потребления. Так, именно об обществе потребления говорится: «Имеет место революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи), что приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причем доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера)» [9. С. 58].

Действительно, именно ИКТ создают беспрецедентно широкие возможности для организации маркетинга, взаимного информирования продавцов и покупателей о товарах и услугах, ценах на них, для упрощения и ускорения денежных расчетов.

В настоящее время предприятия и организации любой сферы бизнеса стараются предлагать к реализации свой товар или услугу через Интернет. По сути торговые сайты Интернета представляют собой своеобразные (виртуальные) демонстрационные залы. Интернет-торговля позволяет продавцам, экономя на аренде торговых помещений, быстро (по сравнению с обычным магазином) обновляя ассортимент и регулярно проводя мониторинг цен конкурентов, оператив-

но снижать цены, что, безусловно, выгодно и потребителю.

Современные информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для приобретения потребительских товаров и услуг. В частности, посредством Интернета потребитель, не выходя из дома, может сделать выбор интересующего его товара, проверку его наличия на складе, заказать (и при желании оплатить) товар, его доставку, сборку и установку. Аналогичные возможности предоставляются и на сайтах потребительских услуг. В итоге такие характеристики потребительского поведения, как быстрота и удобство выбора товара по оптимальной цене и другим характеристикам, многократно увеличиваются.

С помощью Интернета можно воспользоваться определенными видами услуг и бесплатно. Многие сайты предлагают бесплатные консультации специалистов, бесплатно используются сетевые ресурсы для просмотра и прослушивания видео- и аудио-записей и др.

Используя Интернет, потребитель может самостоятельно провести маркетинговое исследование по интересующей его группе товаров, в том числе сравнить технические характеристики продукции разных производителей, сравнить цены разных поставщиков, прочитать аналитические статьи о потребительских свойствах интересующего его товара и т.д. Кроме того, участвуя в обсуждениях на форумах различных сайтов, он может получить консультацию у широкого круга лиц, пользовавшихся той или иной услугой или товаром и получивших определенный потребительский опыт. Благодаря этому, сущес-

твовавшая прежде проблема недо-информированности покупателя во многом снимается.

В последнее время у населения крупных городов Российской Федерации сложился определенный алгоритм приобретения промышленных товаров, в частности товаров длительного пользования, который заменяет обычную практику шопинга, связанную с продолжительными хождениями по магазинам. С помощью Интернета по набору представленных по запросу сайтов выбирается нужный товар, который по своим качествам и цене соответствует требованиям покупателя, затем по показанному на данном сайте номеру обычного телефона или номеру Бкуре магазина в разговоре с менеджером уточняются детали оплаты и получения (или доставки) товара. Оплата товара может осуществляться при помощи электронных денег, а также при его получении или с использованием банковских карт.

Несмотря на то, что наличные деньги продолжают доминировать в качестве основного платежного инструмента при совершении розничных платежей, все более востребованными на рынке становятся инновационные формы безналичных розничных платежей с использованием интернет-технологий и мобильных телефонов. Их объем за 2007 г. составил соответственно 285,2 млрд руб. (9261,1 тыс. трансакций) и 1,4 млрд руб. (2466,4 тыс. трансакций). В сравнении с 2006 г. объемы данных платежей выросли на 218,2% [10. С.41].

Количество счетов физических лиц, управление которыми осуществляется с применением мобильного телефона, увеличилось за год в 2,2 раза, а счетов, управление которыми осуществляется клиентами с использованием интер-

нет-технологий, — на 48,2%. Следует учитывать, что по методологии ЦБ в категорию «Платежи с использованием интернет-технологий», кроме прочего, попадает также оплата счетов с использованием электронных терминалов.

Препятствием для дальнейшего развития инновационных форм безналичных розничных платежей среди населения могут на сегодняшний день служить проблемы психологического характера, боязнь доверять новым технологиям. Однако зарубежный опыт показывает, что за короткое время даже то население, которое не имеет высокого уровня образования, может освоить, к примеру, интернет-торговлю, запомнив несложный алгоритм действий. Российские граждане также смогут освоить нововведения, если поддержать внедрение новых технологий соответствующей информационной поддержкой и передачей специфических навыков, необходимых для адекватного восприятия этих технологий [10. С. 43].

Использование концепции «умного дома». В условиях применения ИКТ изменяются и традиционные представления о жилье. Уже в течение ряда лет разрабатывается и внедряется концепция «умного дома» (от автоматизированного дома и электронного коттеджа к «цифровому дому»). Наиболее востребованы потребителями системы «умного света», реагирующие на присутствие человека, системы автоматического климат-контроля, системы «мультирум», где вся развлекательная информация (музыка, фильмы, фото) хранится на одном большом сервере, а в каждой комнате есть небольшой пульт управления.

Критическая масса ИКТ-уст-ройств и все более интенсивная циф-ровизация информации стали приво-

дить к тому, что «умный», а теперь уже «цифровой» дом стал пониматься как совокупность домашней электроники всех видов. А это не только и даже не столько устройства жизнеобеспечения (климат и механизмы), сколько средства коммуникации и развлечения (компьютеры, аудио, видео и связь). Поэтому современный «цифровой дом» прежде всего связан с домашним досугом и домашними сетями.

Интересное предложение, разработанное для разобщенных семей в рамках проекта «Дом будущего» и получившее название «Адаптивная комната», было апробировано в Норвегии в 2004 г. Это предложение предусматривало: 1) дистанционное чтение детям сказок с использованием мобильного телефона, динамиков и функции ММС; 2) электронные стенгазеты — настенные экраны, на которые проектируются знакомые и приятные детям картинки, например, изображения животных, цветы или успокаивающие высказывания родителей; 3) интерфейс запахов, т.е. дистанционно включаемые распространители приятных или знакомых детям запахов (например запаха лаванды или духов матери); 4) интеллектуальные светильники, разделенные на секции: красную, зеленую и желтую и управляемые Е-мейл сообщениями или службой сообщений, напоминающие детям, что родители постоянно думают и беспокоятся о них [11. С. 55—73].

Важное место в мотивациях современной семьи занимают электронные системы безопасности дома. Причем, все чаще речь идет не только о стандартных подходах в охране жилища (установка систем сигнализации, блокировки входа и т.п.). Сейчас технологии ИКТ предоставляют самый широкий спектр системных и комплексных

решений по обеспечению безопасности жилья и имущества: компьютерные устройства по идентификации личности, системы оповещения владельцев на удаленном доступе через коммуникационные средства и системы (SMS, WiFi), отслеживание местонахождения детей и пожилых людей, а также перемещения автотранспортных средств с помощью GPRS и т.д.

Еще один важный тренд — автоматизация всех телекоммуникационных систем в доме, когда все информационные потоки от любых инженерных и информационных систем передаются по одному оптоволоконному кабелю и доставляются любым адресатам в любой географической точке. Для загородных домов повышается спрос на системы «умного сада», «дом-бат-лер» (дом-дворецкий) уже превратился в промышленный продукт и товар.

Цены на системы «умного дома» в последние несколько лет стали более доступными и для людей со средними доходами. Инсталляция хорошей системы «умного дома» обходится в среднем в 200—400 долл. за 1 кв м. Сегодня выпускать оборудование для автоматизации зданий начинают и российские производители — МЗТА (Московский завод тепловой автоматики) — для потребителей в России и за рубежом [12. С. 114].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Умный дом» и различные элементы его устройства стали привычными для российской торговой сети и российской семьи.

Таким образом, происходит коренная трансформация среды проживания семьи: качественная и стоимостная. Появление такой динамически развивающейся тенденции (изменение структуры и состава используемого семейного имущества) создает предпосылки к пересмотру методики

расчета ряда показателей бюджета российской семьи.

Культурная жизнь и досуговая деятельность. Наличие и использование ИКТ в семье в значительной степени определяет и характер использования членами семьи свободного времени в целом. Влияние, которое оказывает Интернет на отношение членов семьи к сфере досуга и культурных развлечений, в частности к СМИ, посещению библиотек, кинозалов, представлено в табл. 4.

Ответы на вопросы таблицы, данные большинством респондентов, показали следующее. Около 35% опрошенных семей отметили сокращение чтения газет и журналов, 16,9% — художественной литературы и посещения кинозалов и театров — 20,2 и 16,9%. Наряду с этим, у части пользователей было отмечено даже некоторое усиление интереса к художественной литературе — таковых оказалось 10,1% и к посещению кинозалов и театров — 8,9% [13. С. 53-54].

Этот небольшой эмпирический пример заставляет задуматься о весьма серьезных изменениях, происходящих под влиянием информатизации в культурной жизни, в характере

современной культуры, в соотношении понятий культурной и досуговой деятельности. В частности, нельзя не согласиться с доводами тех, кто обосновывает представление о кризисе традиционных представлений о культуре.

Вот как описывает ситуацию, сложившуюся в области культуры, И.А. Негодаев: «Информатизация общества имеет своим непосредственным следствием дальнейшую транс -формацию культуры, усложнение ее структуры, содержания и функций. Наряду с элитарной, народной и массовой культурами начинает свое существование и бурное развитие информационная культура. Она, кроме всего прочего, включает в себя так называемую экранную культуру. Последняя в своем составе имеет компьютерную культуру и культуру Интернета. Эти элементы информационной культуры располагаются между собой по принципу "матрешки": каждая из предыдущих форм экранной культуры включает в себя последующую форму как один из своих элементов наряду с другими. Возникает цепочка: культура общества эпохи его информатизации - информационная культура -

Таблица 4

Изменения в использовании периодической печати, художественной литературы, посещении библиотек, театров и кинозалов семьями под влиянием Интернета,

% по отношению к числу опрошенных семей

Чтение, посещение Сократилось Увеличилось Не изменилось

Газеты и журналы 34,8 1,2 64,0

Художественная литература 16,9 10,1 73,0

Библиотеки 20,2 3,4 76,4

Кинозалы и театры 16,9 8,9 74,2

Источник: данные обследования московских семей, проведенного ИСЭПН РАН в 2007 г.

экранная культура — компьютерная культура — культура Интернета» [14].

Все содержание информационной культуры развивается, порождая не только новые формы культурного освоения реальности, но и отражая различные процессы — кризис рационализма, постмодернистские установки и др. Это еще в большей степени углубляет кризис всей культуры общества эпохи ее информатизации.

Жизнь человека и общества в целом все в большей степени определяется техническими детерминантами. Страсть к техническим приспособлениям заменяет (вытесняет) подлинный интерес к жизни и избавляет человека от применения всего того обширного набора способностей и функций, которыми он наделен от рождения. Объектом восприятия и общения такого «кибернетического человека» становится не естественная природа и человеческие личности, а так называемая "вторая природа" — искусственная, рукотворная, машинная. Эта «кибернетическая личность склонна к отработанным, стереотипным моделям поведения» [15].

Что касается досуговой деятельности, то информатизация представляет богатые возможности для реализации различных досуговых интересов. В мире уже достаточно давно фиксируется четкая тенденция развития «инфоразвлечений», становления, как иногда определяется специалистами, «цивилизации избыточного досуга».

Как известно, развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие и интерактивные средства. За одно 10-летие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменовали становление пятого поколения. Первые три поколения интерактив-

ных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время можно выделить компьютерную мультипликацию. Оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются примером продукции пятого поколения. В мире активно покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране. Проблеме маркетинга досуга через сеть Интернет посвящают свои исследования, в частности, ученые Великобритании [17. P. 87—99].

Информатизация и новое восприятие времени. Интернет активно и последовательно меняет стандарты образа жизни. В качестве примера можно отметить, что Интернет становится все более серьезным конкурентом даже телевидению. В феврале 2009 г. в среднем по России люди, пользующиеся Интернетом, проводили перед телевизором на 1 час меньше, чем те, у кого нет доступа к сети. В Москве разница была еще больше — 2 часа [16. С.Б06].

Таблица 5 демонстрирует долевое участие всех членов семьи в использовании компьютерного времени.

Примерный расчет долевого участия членов семей в использовании машинного времени получен на основе установленной обследованием его средней для семьи величины — 3 часа 48 минут с учетом выявленного числа обращений к ПК каждого члена семьи. Как можно видеть из табл. 5,

Таблица 5

Время работы на домашнем компьютере в течение суток, затрачиваемое членами семьи, в среднем по выборке, в минутах и процентах к общему числу опрошенных семей

Машинное время

Минуты %

Муж 87,0 38,2

Жена 68,0 29,8

Дети до 16-ти лет 27,0 11,8

Дети старше 16-ти лет 34,0 15,0

Родители супругов 6,0 2,6

Другие родственники 6,0 2,6

Итого 228 минут (3,8 часа) 100,0

Источник: Данные обследование московских семей, проведенное ИСЭПН РАН в 2007 г.

основными пользователями ПК (по времени, проводимом на компьютере) в семьях являются: муж — 38,2% и жена — 29,8%. Значительна доля и младших и старших детей — 11,8 и 15% [13. С. 53].

Проблема располагаемого времени при оценке масштабов использования ИКТ весьма важна, поскольку то, в какой степени мы можем резервировать время для других видов деятельности, влияет на наши возможности использования ИКТ в целом. В некоторых случаях стоимость времени использования ИКТ оказывается достаточным аргументом для того, чтобы ограничить применение ИКТ. Критерий времени вообще может повлиять на решение вопроса о том, использовать или не использовать ИКТ. Здесь принимаются в расчет и время, и деньги, требуемые для приобретения и пользования ИКТ.

Важно также, каким временем располагает потребитель для работы с ИКТ, если исключить время, требуемое для других обязательных дел и действий. У одних пользователей такое время может быть определимо и предсказуемо, у других нет.

Широкое использование ИКТ в повседневной жизни населения значительно изменяет и само восприятие времени. Применение ИКТ весьма привлекательно, так как во многих случаях оно позволяет очень быстро получить в справочном режиме требуемую по ходу дела или выполнения какой-либо задачи информацию. Это намного ускоряет выполнение различных повседневных дел. Кроме того, в связи с заменой перемещений и выполнения ряда физических действий на информационные операции также высвобождается значительное располагаемое время, которое может быть использовано либо как свободное время, либо для совершения других полезных действий. Отсюда возникает ощущение не только большей нагруженности времени, но и большей его ценности. И, наконец, Интернет располагает большими возможностями предоставления и выбора игр, развлечений и различных видов культурного отдыха, что важно для всех возрастных категорий населения и что также сказывается на ощущении большей ценности времени.

Однако, если рассматривать эти процессы и ситуации как протяжен-

ные во времени, приходится признать, что использование ИКТ сопряжено с большими временными издержками. Это, в частности, время, требуемое на овладение компьютером (если иметь в виду, получение не поверхностного, а достаточно полного представления о его возможностях), другими смежными устройствами, отдельными программными средствами, а также различными интернет-технологиями.

Но все же такого рода усилия должны рассматриваться скорее как разовые операции, поэтому общий вывод о значительной экономии времени в условиях ИКТ остается в силе.

В целом можно утверждать, что использование ИКТ несомненно располагает к более активной и интенсивной деятельности людей, во всяком случае стоящих на нормальных жизненных позициях, но в то же время создает и большие возможности для пассивного времяпровождения (развлечения с помощью ИКТ, уход в виртуальную реальность, увлечение играми с приобретением интернет-игровой зависимости [17. Р. 87-99].

Вовлеченность в виртуальную реальность. С прогрессом в использовании компьютеров и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности - работе и существованию в киберпространстве. В информационных изданиях термин «киберпро-странство» широко используется для обозначения вообще всех аспектов работы человека с компьютером, в том числе и в Интернете.

Вместе с возникновением кибер-пространства получило новое содержание и понятие виртуальной реальности — создаваемого средствами ИКТ мира, передаваемого человеку через его

привычные для восприятия материального мира способы: зрение, слух и т.д.

Сейчас бытуют два понимания виртуальной реальности: первое - как простое погружение в интернет-пространство и второе, более точное,-как восприятие моделируемой и, как правило, фрагментарно имитируемой действительности.

О первом понимании говорит следующее высказывание: «Для многих людей уход в виртуальность заменит нормальную и активную жизнедеятельность. Во взаимодействии человек - машина известен психологический эффект "флоу" (поток, течение). Преодолев барьер обучения, человек как бы сродняется с машиной, видит в ней своего лучшего и самого интересного спутника, свое второе "я". И, соответственно, проводит с ней много времени. Подобное происходит с автогонщиками, летчиками, но в большей степени, с теми, кто целыми днями просиживает за компьютерами» [18].

Второе понимание может быть представлено таким мнением: «Наряду с признанным феноменом Интернета, одним из основных понятий, которое уже в ближайшее время коренным образом повлияет на все сферы нашей жизни, станет "виртуальная реальность". Это понятие сегодня связывается с моделями реальной действительности или некоторых абстракций, воплощенных в высокотехнологичном оборудовании, оказывающих непосредственное влияние на сознание человека через его органы чувств» [19].

Интересно, что информатизация способствовала возникновению не только семейных сайтов (в частности, во Франции), но и развитию феномена так называемых «виртуальных семей» — экстерриториальных, гомосексуальных, неполных. И это уже не

столько «продукты распада» семейных устоев, сколько стабильные формы симуляции, в основе которых — выдвижение на передний план коммуникации эмоций. «Предельный случай» виртуальной семьи можно видеть в союзе «2 + ТУ (РС)», когда эмоции, получаемые в коммуникации с телевизионными или компьютерными образами, компенсируют отсутствие одного из классических партнеров — отца (мужа), матери (жены), ребенка. «Предельный случай» виртуальной сексуальности существует в среде ки-берпанков и может быть определен формулой: «Эго + РС» [15].

Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности должен производиться в реальном времени. Объекты виртуальной реальности должны вести себя аналогично объектам материальной реальности. Пользователь может иметь возможность воздействовать на объекты виртуальной реальности. Более того, в виртуальных мирах создана физика, подобная реальной (гравитация, свойства воды, столкновения с предметами и т.п.).

Зачастую такие достижения ИКТ вполне оправданы и являются несомненным фактом прогресса, например, при создании высокотехнологичных симуляторов, позволяющих эффективно и на практически реальном уровне производить сложнейшие манипуляции при подготовке пилотов авиации, водителей, управляющих сложными механизмами, а также переносить человека в информационные миры мировых библиотек, зданий и сооружений, существовавших ранее за тысячи лет и реконструированных при помощи технологий ИКТ в виртуальной реальности. Часто в развлекатель-

ных целях пользователям виртуальных миров предоставляется значительно больше возможностей, чем это имеет место в реальной жизни, например, они могут летать, невероятно быстро передвигаться, создавать любые предметы и т.п., что также имеет определенное познавательное значение.

Распространяется явление аутизма (погружения в собственный мир, оторванный от реальности). Системы виртуальной реальности позволяют реализовывать социально одобряемые способы расширения символического опыта. Моделирование, проигрывание и своеобразное «проживание» различных ситуаций, использование компьютера для реализации различных творческих идей способствуют развитию воображения, творческих способностей, познавательных потребностей, самоактуализации. Вместе с тем, как показывает опыт, возникающая в этих условиях возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир компьютерных грез, в виртуальную реальность может стимулировать явление аутизации пользователей ИТ. Наиболее уязвимыми к негативным влияниям такого рода оказываются дети [20].

Как показали исследования последних лет, некоторые люди проводят в киберпространстве столько времени, что это идет в ущерб их личной и /или профессиональной жизни. Поэтому проблема зависимости от киберпро-странства, по-видимому, является наиболее важной из всех психологических аспектов взаимодействия человека и компьютера.

Уход в виртуальную реальность в некоторых странах Запада приобрел столь широкие масштабы, что появились такие термины, как «альтерна-

тивная реальность», «вторая жизнь», говорящие о глубине и опасности погружения в виртуальную реальность, превращении этой реальности в своего рода новый «опиум народа».

Негативные последствия информатизации. Несмотря на огромные преимущества, предоставляемые использованием ИКТ в повседневной жизни человека, такие, например, как отказ при решении многих бытовых и производственных вопросов от многочисленных перемещений и поездок в связи с возможностью получения и без этого полной и оперативной информации, последствия использования ИКТ в ряде случаев могут иметь и негативный характер.

Так, сама по себе работа с компьютером и Интернетом, если не брать только их использование с целью получения единичных справок и выяснения отдельных фактов, например, при использовании Интернета в качестве толкового словаря, в целом требует большого внимания, усидчивости и больших временных затрат. При интенсивном использовании ПК и Интернета это неизбежно приводит к сокращению двигательной и мускульной деятельности и, в конечном счете, к гиподинамии. Это, естественно, не касается использования мобильного телефона. Далее известно, что продолжительная работа с компьютером и периферийными электронными устройствами, как и использование мобильного телефона, связана со значительной опасностью получения доз облучения, вредных для здоровья пользователей. Кроме того, как показывает практика, работа с компьютерными мониторами и малыми ЖК-экранами неизбежно ухудшает зрение и особенно нежелательна для пожилых людей.

Имеются и другие, более глубокие «претензии» к процессам информатизации, формулируемые на социально-психологическом и общесоциальном уровне.

Авторы Бабаева Ю.Д. и Войскун-ский А.Е. формулируют некоторые моменты негативного влияния информатизации на повседневную жизнь людей, в которых подчеркивается амбивалентность (двусторонность) этих воздействий [20. С. 88—100].

В частности, упоминается появление опасности «кнопочной грамотности» детей, научившихся составлять простые программы, набирать сообщения с помощью клавиатуры или пользоваться калькуляторами, но в недостаточной степени освоивших моторные психофизиологические операции, обеспечивающие письмо, функции устного счета, а также арифметические операции.

Сама по себе возможность осуществления социальной перцепции с помощью информационных технологий — момент позитивный. Однако, как показали исследования, при этом закрепляются редуцированные способы формирования образа коммуникативного партнера, а также результаты применения таких способов. Преобразованные способы осуществления социального восприятия могут оказывать негативное влияние на механизмы формирования образа партнера при традиционном общении (принцип возвратных воздействий) и приводить к феномену деперсонифи-кации общения, в соответствии с которым образ коммуникативного партнера редуцируется до набора (списка) сообщений, продуцированных им за определенный отрезок времени. Так, например, к полной или частичной деперсонификации ведет распростра-

ненный среди подростков принцип оценки людей через перечень того, что они умеют (в области ИКТ) или в чем они хорошо разбираются. На этой основе у экспертов в области ИКТ развивается определенный снобизм и желание вступать в контакт с коллегами, близкими по квалификации, знаниям и уровню сформировавшихся навыков.

Особенности социального восприятия должны учитываться при создании различных проектов опосредствования общения с помощью ИКТ. В противном случае негативные явления, связанные с этими процессами, могут распространяться и на традиционные формы общения. Поэтому, согласно мнению О.В.Соловьевой, настоятельной задачей является повышение компетентности детей и подростков в сфере межличностных отношений, путем расширения репертуара и/или коррекции доступных им коммуникативных навыков, обучения адекватным способам осуществления социального общения [21. С. 33].

Далее, в условиях применения ИКТ определенную специфику приобретает феномен анимизации. Так, перестает быть строго дихотомической оппозиция «живой—неживой»: при рассуждениях об ИКТ дети вводят определение «словно живой», или «вроде бы живой», аргументируя его применимость тем, что компьютеры якобы способны мыслить и действовать, но только не способны чувствовать (своего рода отрыв ощущения от интеллекта), а кроме того, они несамостоятельны, ибо им надо сообщать, что от них требуется, предписывать выполнение конкретных действий (своего рода отсутствие свободы воли). Тем самым ИКТ дают неожиданный импульс анимистическому способу интерпретации реальности [20. С. 94].

В результате всех этих причин восприятие культурного наследия становится все менее глубоким, осознанным и прочувствованным. Нарушается естественный процесс формирования понятий. Произведения классической литературы под влиянием массовой культуры и информатизации превращаются в набор кратких беллетристических и метаинформационных аннотаций, а их восприятие — в запоминание последовательностей ключевых слов. Если так можно сказать, качество культурных знаний заменяется их количеством.

Рассматривая таблицу Хессига в работе «Последствия информатизации в зеркале общественности», А.И.Ракитов выделяет следующие моменты негативного влияния информатизации на жизнь общества:

■ «автоматизация» человека, дегуманизация жизни, технократическое мышление;

■ «элитарное знание» — опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, «верхнем» общественном слое — элите (политической, экономической и т.д.);

■ возрастающая сложность жизни;

■ «снижение культурного уровня» — развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит; возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации;

■ «изоляция индивида» — без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно — через компьютер:

незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников — весьма опасное социальное явление;

■ возникновение «новых профессий и квалификаций» и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры [22. С. 217].

Информатизация, наряду с другими высокими технологиями, вмес-

те с большими преимуществами таит в себе и серьезнее опасности. Всеобщая компьютеризация и информатизация достигли столь высокого уровня, влияние компьютера и Интернета на человека стало настолько сильным, что может привести и уже приводит к некоторым весьма нежелательным социальным последствиям. Однако необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Общество становится информационным, любой индивид в нем может получить доступ к практически неограниченным объемам информации, а отсюда следует, что оно делается все более развитым и более цивилизованным. Наше общество все в большей степени становится обществом знаний.

Литература

1. http ://images .km. ru/present/MAS MI_ apr_may_2007

2. Компания «Скайлинк» // Ведомости -Форум. Ноябрь 2008.

3. Вершинская О.Н. Инновационный потенциал российского среднего класса // Россия 2002—2005 / под ред. А.Ю.Шевякова. М.: Наука, 2008.

4. Ведомости. 29.04.2008.

5. Компьютер пугает чиновника все меньше // Ведомости. 25.03.2009.

6. Wijngaert L. van de. Old and New media: A Threshold Model of Technology Use // Oostendorp, H. van, Breure, L, and Dillon, a.(eds). Creation, Use and Deployment of Digital Information. Mahwah: Erlbaum, 2004.

7. Jong A. de and Mante-Meijer E. Telework-ing behind the Front Door: The Patterns and Meaning of Telework in the Everyday Lives of Workers, in The Social Dynamics of Information and Communication Technology. ASHGATE, 2008.

8. Офис на дому // Ведомости. 30.03.2009.

9. Жеребин В.М. Информация и информационное общество. М. ИСЭПН РАН, 2009.

10. Бестужева О.Ю., Вершинская О.Н., Юдин Т.В. Потребление российским населением современных банковских услуг и электронная коммерция // Информационное общество. 2009. № 3. http: //www.infosoc. iis. ru/content/ 2009/200903.html

11. Jensen M., Rognskog H., Thrane K. The flexible room: technology for communication and personalization // The Social Dynamics of Information and communication technology. London: Ashgate, 2009.

12. Эксперт. 2007. №11.

13. Жеребин В.М., Ермакова Н.А. и др. Московские семьи наращивают свой информационный потенциал // Вопросы статистики. 2009. № 9.

14. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Кризис культуры. http://polbu.ru/ negodaev_informculture/ch10_all.html.

15. Соколова И.В. Социальная информатика

и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г. http://infosphere.narod.ru/files/ monografy/socolova/chap5.html

16. Телезритель ценит выбор // Ведомости,

20.03.2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Haddon L. Information and Communication Technologies in Every day Life. London, 2004.

18. Томилин А., Афанасьев В. Виртуальная реальность // Наука и жизнь. 1999. № 2. http://www.nkj.ru/archive/articles/8512/

19. Ланде Д. Информационные технологии до и после 2000: Обзор-прогноз. http:// www.visti.net/~dwl/art/vr/

20. Бабаева Ю.Д. и Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.

21. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992.

22. Ракитов А.И. Философия компьютерной

революции. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.