Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любавских К. Г., Родионов А. В.

Определена концепция использования ИКТ в образовательном процессе, её роль и место в обучении математике, приведено рассмотрение дидактических возможностей компьютера, выгодных особенностей работы с мультимедийной поддержкой на уроке математики, сформулированы основные информационные возможности, способствующие повышению эффективности современного урока математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любавских К. Г., Родионов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ»

4. Баженова И.Ю. Delphi 7 Самоучитель программиста. - М.: «КУДИЦ-ОБРАЗ», 2003. - 448 с.

5. Вальвачев А.Н., Сурков К.А., Сурков Д.А., Четырько Ю.М. Программирование на языке Delphi: учебное пособие. - 2005. - 217с.

6. Любительский сайт по Delphi [Электронный ресурс]. - Режим доступа: delphi-lubitel.ucoz.ru.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

© Любавских К.Г.1, Родионов А.В.1

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Определена концепция использования ИКТ в образовательном процессе, её роль и место в обучении математике, приведено рассмотрение дидактических возможностей компьютера, выгодных особенностей работы с мультимедийной поддержкой на уроке математики, сформулированы основные информационные возможности, способствующие повышению эффективности современного урока математики.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные технологии, ИКТ, математическое образование, математика, образовательный процесс, качество обучения, эффективность.

Главная цель современного педагога - не просто дать ученику основной багаж знаний, но также и модернизировать процесс обучения и воспитания, стимулировать мыслительную деятельность студента, развить его склонность к самообразованию, реализовывать дистанционное обучение, поддерживая при этом систему непрерывного образования. Для более продуктивной реализации выше обозначенных критериев в современном педагогическом процессе активно используются информационные и интерактивные технологии, что подразумевает организацию работы в группах, семинаров, конференций, индивидуальных занятий, с непосредственным использованием средств мультимедиа, деловых игр, технологий моделирования, полноценного сотрудничества, применением метода карусели. Проникновение нынешних интерактивных технологий в область образования дает возможность педагогам доброкачественно преобразовать содержание, способы и организационные модели обучения. Сегодня государственная политика в области образования направлена на то, чтобы современный преподаватель был профессиональным педагогом, применяющим информационные технологии в своей работе.

1 Студент дневного отделения Института математики, естествознания и техники.

Одной из ведущих проблем развития современной образовательной системы, как во всем мире, так и в России, является информатизация образования. Григорьев С.Г. и Гриншкун В.В. определяют информатизацию образования как «область научно-практической деятельности человека, направленную на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [1, с. 14]. Основной же целью информатизации образовательного процесса является повсеместная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет использования компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий [2].

Одним из главных оснований включения информационных технологий в процесс обучения является то, что их использование во всех областях современной человеческой деятельности является обязательным условием благополучного функционирования в нынешнем информационном обществе и, следовательно, оно должно получить реализацию в школьном образовании. Также следует отметить, что в совокупности с верно подобранными технологиями обучения использование информационных технологий создают необходимый уровень качества прикладного математического образования.

С помощью введения в образовательный процесс информационных технологий, повышающих мотивацию и заинтересованность студентов в обучении математики, можно достичь многих актуальных целей:

- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

- реализовать усиление результативности образовательного процесса, вовлекая все виды чувственного понимания ученика в мультимедийный контент и обеспечивая учащихся новейшим концептуальным инструментарием;

- основать публичную систему образования, которая обеспечит личную траекторию обучения каждому индивиду;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающиеся способностями и возможностями;

- применять нестандартные особенности компьютера, позволяющие сделать учебный процесс индивидуальным и сосредоточиться на принципиально новых познавательных средствах;

- усилить все ступени учебно-воспитательного процесса.

В наше время под интерактивными методами обучения подразумевается совокупность методов и средств взаимодействия между педагогом и учащимися посредством информационных технологий и интерактивного оборудования, цель которого заключается в помощи каждому учащемуся преобразовать информацию общего характера в личные знания, умения, навыки, то есть овладеть необходимыми компетенциями. Так, О.П. Осипова оп-

ределяет интерактивные технологии как программное обеспечение [3], работающее в режиме диалога с пользователем и позволяющее управлять процессом обучения. Из этого можно сделать вывод, что факт возможности управления принципиально важен как в понятии интерактивности, так и в самом процессе интерактивного образования, наряду с реализацией образовательного процесса в качестве диалога, прямого взаимодействия.

Главными задачами при подготовке будущих педагогов математики в области применения интерактивных методов обучения в высокопрофессиональной практике являются:

- формирование мнения о главных направлениях и тенденциях процесса достижения нынешних интерактивных технологий;

- изучение различных видов интерактивных технологий на предмет возможности их применения в учебном процессе;

- изучение положительных и отрицательных аспектов применения интерактивных технологий в разнообразных образовательных областях;

- изучение типологии методически выстроенных последовательностей педагогических методов и технологий, их место в обучении математики с использованием интерактивных технологий;

- обучение студентов правильному использованию электронных интерактивных досок в симбиозе со специализированным прикладным программным обеспечением;

- формирование проверенного и закрепленного на практике познания о качественных требованиях, предъявляемых к интерактивным презентациям и прочим мультимедийным образовательным инструментам;

- обучение студентов к более действенному применению сенсорного экрана, работающего как часть системы, то есть интерактивной доски в предстоящей профессии.

Образовательный процесс на нынешней ступени развития ставит в первую очередь задачи повышения доступности, качества и эффективности образования, а также направления ученика в процессе учебной деятельности с учетом всех особенностей личности, а также потребностей и интересов каждого учащегося. В условиях приведения образования в соответствие с современными требованиями, нормами, техническими условиями и показателями качества все больше будущих и действующих педагогов формируют и продвигают идеи развития творческих умений учащихся в связке с самостоятельным мышлением, а также их ориентации на общение с другим человеком и усиление деятельностной компоненты в образовании. Активизация учебного процесса с применением информационных технологий становится неотъемлемой частью обеспечения эффективности педагогической деятельности, так как помимо непосредственного предоставления матема-

тического образования она способствует полноценному вхождению будущих выпускников в современное информационное общество [4].

Использование комплекса аппаратных и программных средств обучения помогает преподавателям избавиться от постоянно повторяющейся работы, и уделить большее количество время творческой деятельности. С помощью ИКТ педагог получает возможность полного управления любой компьютерной демонстрацией: выводит на сенсорный экран интерактивной доски многочисленные типы схем, перемещает объекты в любое удобное положение для учеников, запускает видео и анимации, выделяя наиважнейшие моменты для упрощения записи, не теряя при этом прямого контакта с классом. Благодаря наглядному использованию современных технологий, ученики вовлекаются в активную работу, что стимулирует их логическое мышление и смекалку. Уровень концентрации внимания на уроке такого типа заметно повышается, а также улучшается понимание и запоминание сложного и ёмкого материала благодаря мнемоническим возможностям дидактического использования мультимедийного представления образовательного курса [5].

Применение информационных технологий в классе совершенно преобразует учебный процесс, делает его эффективным в плане скорости усвоения полученных знаний и привлекательным в связи с типом нестандартного проведения урока. Обучение с применением информационных технологий позволяет ребенку творчески подойти к своему заданию, от выполнения которого можно получить удовольствие, так как даётся свобода действия, и благодаря которому можно самоутвердиться, подняв самооценку. Как отмечает Ю.К. Бабанский «только через деятельность обучающийся способен сформировать самого себя, но здесь важно еще и направляющее воздействие преподавателя, так как без сотрудничества обучающегося и преподавателя довольно трудно добиться какого-либо успеха» [6, с. 119]. Что любопытно, «при этом происходит изменение роли учителя и обучающегося в процессе обучения, связанное на современном этапе с развитием новых информационных или образовательных технологий, когда учитель выступает организатором деятельности обучающегося, постановщиком задач, а обучающиеся - активными конструкторами собственных знаний» [7, с. 121].

Мультимедийные уроки наиболее эффективно способствуют решению многих задач дидактики и, как следствие, позволяют:

- овладеть основными знаниями по определённой дисциплине;

- классифицировать освоенные знания;

- самостоятельно контролировать уровень получаемых прикладных навыков;

- сформировать мотивацию к учению математики;

- оказать учебно-методическую помощь ученикам в самостоятельном исследовании учебных материалов.

Интерактивные методы обучения могут использоваться на различных курсах математических дисциплин, а также на всевозможных стадиях проведения урока, хотя невозможно каждый урок математики вести с применением информационных технологий, несмотря на их многоцелевую направленность.

Основные возможности, предоставляемые дидактическим использованием ИКТ в ходе реализации программированного обучения в современном процессе изучения математики:

- выполнение упражнений;

- использование интерактивной доски;

- моделирование;

- исследование;

- прикладное приложение вычислительных методов;

- установление межпредметных связей.

Программированное обучение позволяет учащимся, усваивая в полном

объёме специально подобранный предоставляемый материал, приобрести каждому свои особые качества, благодаря вкладу в образовательный процесс. Основным критерием является наличие в необходимом качестве и количестве технического оборудования, которое позволит в полной мере овладеть необходимыми компетенциями, параллельно получая новые знания и формируя умения и навыки, а также поспособствует развитию познавательной деятельности в целом, возвышая её на новый уровень коопераций и сотрудничества.

Интерактивная деятельность в классе предполагает целевое объединении ресурсов и развитие общения в форме диалога, которое ведет к взаимному пониманию, взаимопомощи, созданию общих работ, к обнаружению решения проблемных задач. Интерактивность исключает главенствующее положение оратора перед другими участниками беседы, что в свою очередь снижает конфликтность и соперничество. В ходе беседы учатся применять систему суждений, находят решение сложные проблемных ситуаций, формулируют задачи на основе анализа обстоятельств и подходящей информации, познают то, как правильно применять способ сохранения объективности, использовать точно рассчитанное решения, принимать участие в обсуждении спорного вопроса, общаться с другими людьми. Это в конечном итоге не только способствует повышению уровня математических знаний учащихся, но и развивает их коммуникабельность, для чего также на уроках проводятся работы разных типов (творческие, парные, исследовательские, с документами). Как следствие можно выделить такие задачи интерактивных форм обучения, как:

- формирование и стимуляция интереса к знанию о закономерностях объективного мира;

- достижение высокого уровня изучения и понимания материала;

- самостоятельное нахождение способов решения данной педагогом задачи, что подразумевает выбор более эффективного варианта решения с его последующим обоснованием;

- обучение формированию и высказыванию мнения, умению совместно работать в команде, пониманию того, что у каждого есть свобода слова, уважению достоинства человека;

- формирование бережного отношения к техническому оборудованию и чужой собственности;

- формирование основных навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности;

- выход на новый уровень знаний и получение опыта для эффективной деятельности в различных предметных областях.

Как отмечалось ранее, при применении интерактивных технологий роль преподавателя резко меняется, он уже не центральная фигура на уроке. Педагог принимает роль регулятора процесса: организует план прохождения занятия; даёт заранее подготовленные задания в виде задач, вопросов, тестов, диктантов; формулирует основную тему предстоящего урока; оказывает помощь в решении сложных задач, контролирует последовательность выполнения намеченного плана.

Помимо прочего, ИКТ эффективно используются и во внеклассное время с целью создания творческой среды для самореализации учащихся. В рамках многоцелевого единства мероприятий проводятся всякого рода математические турниры, конференции с использованием презентаций и здесь не обойтись без компьютерных технологий, так как в качестве обоснования позиции более убедительно выглядит то, что более наглядно, ярко, доступно.

Разумеется, педагог сам может построить урок и применить разнообразные действия, направленные на решение конкретной задачи, а перенесение всех или большинства занятий на мультимедийные модели может оказаться деструктивным для образовательного процесса. Главной же целью использования мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания даваемого учителем материала через формирование в сознании человека мысленного образа, с помощью неявных мнемотехнических приемов и образов. Информационные технологии не должны прийти на смену всем известным педагогическим технологиям, а наоборот, должны помочь им стать более эффективными. Информационные технологии - это помощники педагога, позволяющие лишь повысить качество обучения и эффективность контроля.

Умение будущих педагогов математики правильно использовать интерактивные технологии для более эффективного учебного процесса - это возможность самосовершенствования и достижения профессиональных высот в будущей деятельности. Исходя из этого, обучение работе с информационными и интерактивными технологиями и практическое примене-

ния данных знаний - это наиболее значимое направление в подготовке квалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень образования.

Применение информационных технологий в различных курсах математических дисциплин воплотить в жизнь такие цели обучения, которые полноценно развивают личность учащегося. Такими развивающими целями являются формирование способности принятия оптимальных решений; развитие умения приобретать теоретическую базу; формирование норм и правил поведения, связанных с обменом информацией в обществе; развитие всех видов мышления и интеллекта.

Информационно-коммуникационные технологии являются многофункциональным аспектом разработки и реализации образовательного процесса. Технологии, обеспечивающие фиксацию информации и её обработку, вносят в нашу жизнь кардинальные преобразования, которые нельзя недооценивать, но и недопустимо безоговорочно принимать их. Каждый педагог для себя должен определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Использование компьютера на уроках -это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить эффективность урока.

Список литературы:

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. - Томск: ТМЛ-Пресс -2005. - 231 с.

2. Горбунова Л.И., Субботина Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. - 2013. - № 4. -С.544-547.

3. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Программированное_обучение.

4. Зинькова М.Е. Информационные технологии в обучении математике. // Информационные технологии в образовании и науке. - 2011. - № 57. -С. 130-132.

5. DeLashmutt K. A study of the role of mnemonics in learning mathematics. Summative Projects for MA Degree. Paper 19. University of Nebraska-Lincoln, Hastings, Nebraska, 2007. - 45 p.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 249 с.

7. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий. - М.: Просвещение, 2006. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.