Для построения графиков действующих значений напряжения U(x), и тока I(x), нажимают на кнопку«Графики U(x), I(x)» (рис. 6). Графики можно перемещать с помощью правой кнопки мыши. Графики сохраняются в формате bmp-файла. Результаты расчета можно экспортировать в Word-файл.
Программа для ЭВМ: «Компьютерная модель длинной линии» может быть использована в учебном процессе для выполнения виртуальных лабораторных работ при изучении раздела «Электрические цепи с распределенными параметрами. Длинные линии» дисциплины «Теоретические основы электротехники».
Список литературы:
1. Свидетельство на объект авторского права ис № 0010428, 2013 г.
2. Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.В. Основы теории цепей: учебник для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 528 с.
3. Фленов М.Е. Библия Delphi.: Петербург: БХВ, 2011. - 688 с.
4. Вирт Н. Алгоритмы + Структуры данных = Программы. - М.: Мир, 1985. - 192 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
© Пушкарёва Т.А.*, Рыбалко О.А.*
Институт инновационных технологий и содержания образования, Украина, г. Киев Прилукский педагогический колледж им. И.Я. Франка, Украина, г. Прилуки
Статья посвящена вопросу разработки и использования электронных образовательных ресурсов по математике для начальной школы в программе Adobe Flash на примере электронного учебного пособия «В поисках сокровищ», которое можно использовать на уроках математики во 2 классе во время изучении темы «Табличное и внетабличное умножение и деление.
Ключевые слова: Adobe Flash, информационные технологии, электронное учебное пособие, интерактивные таблицы, игровые формы и методы обучения, компьютерные дидактические игры.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который отвечает более качественному содержанию обу-
* Институт инновационных технологий и содержания образования.
* Преподаватель математики, информатики Прилукского гуманитароно-педагогического колледжа.
чения и развития ребенка, позволяет ему с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не принуждают, а заинтересовывают. Задания в интересной форме позволяют способным ученикам раскрыть и активизировать свои возможности, а неуверенным в своих знаниях - развить инициативу, смекалку, мышление. Следовательно, применение мультимедийных технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Во время проведении урока с использованием ИКТ соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей. На уроке с мультимедийной поддержкой учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и основным источником информации, а мультимедийные технологии применяются для более доступного объяснения учебного материала.
Учитель может самостоятельно подготовить презентацию к уроку или же использовать электронные учебные материалы, изготовленные группой разработчиков. Учитывая психологические особенности учеников младших классов, учителю начальной школы следует также научиться работать в программе Adobe Flash.
Программисты считают, что в этой программе создают сайты, векторные рисунки и анимацию. А педагоги знают, что это ещё и мощная программа для создания электронных образовательных ресурсов.
В программе Adobe Flash можно создавать электронные учебные пособия, составляющей которых являются интерактивные таблицы и наглядность, учебные компьютерные модели, дидактические компьютерные игры и задания, которые способствуют формированию логического и алгоритмического мышления. Обязательной составляющей электронных учебных пособий является задание для контроля знаний учеников.
Главный козырь Flash - собственный язык программирования Action Script. С помощью этого языка можно руководить любым элементом программного продукта и изменять его свойства. В результате применения языка программирования Action Script учитель имеет намного больше возможностей для создания интересного и качественного электронного ресурса.
Если взять отдельный урок, то лучше сделать презентацию в программе Office PowerPoint. Получается проще и быстрее. А если учитель хочет сделать качественное электронное учебное пособие и использовать его неоднократно, на разных уроках, то необходимо научиться работать в программе Adobe Flash
Рассмотрим электронное учебное пособие «В поисках сокровищ», которое создано в программе Adobe Flash CS 3.
Электронное учебное пособие «В поисках сокровищ» ориентировано на учителей, студентов высших педагогических учебных заведений и учеников начальных классов. Материал пособия подобран в соответствии с учебной программой по математики для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений. Учитель может использовать его во время изучения темы «Табличное и внетабличное умножение и деление», которая изучается во 2 классе традиционной школы, а также по учебникам Л.Г. Петерсон.
Электронное учебное пособие выполнено в формате, который допускает систему навигации, дающую возможность пользователю свободно перемещаться разделами пособия, работать в разных режимах. Важной особенностью пособия является его многофункциональность. Он может быть и справочником, и тренажером, и репетитором. Следовательно, он служит дидактическим средством, которое можно использовать на разных этапах обучения с целью усвоения новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, а также проверки и коррекций учебных достижений учеников. Учитель может применять пособие во время проведения уроков, а ученики имеют дополнительную возможность учиться в удобное для себя время, в индивидуальном темпе. Это способствует интенсификации труда как учителя, так и ученика. Материал пособия является доступным для восприятия учениками начальных классов.
Электронное пособие можно установить на любую модель компьютера: обычный стационарный персональный компьютер, ноутбук, нетбук или планшет.
Проиллюстрируем некоторые возможности пособия.
Рис. 1 Рис. 2
На титульной электронной странице (рис. 1) расположены: инструкция, сведения об авторах и использованных ресурсах.
Электронное учебное пособие «В поисках сокровищ» состоит из двух разделов:
I раздел - теоретическая часть;
II раздел - практическая часть.
В первом разделе размещены интерактивные таблицы и наглядность для эффективного усвоения учениками табличных и внетабличных случаев умножения и деления по учебникам традиционной школы и Л.Г. Петерсон (рис. 2). В сравнении с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные таблицы и плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и представляют более широкие возможности для обучения учеников. Они обеспечивают высокий уровень привлечения информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация появляется не сразу, а лишь под руководством учителя. Преимуществом интерактивных таблиц в сравнении с классическими является то, что учитель сам решает, когда ученикам следует увидеть ту или другую запись. Для этого существуют кнопки, посредством которых можно открыть или закрыть записи (рис. 2).
Во втором разделе размещенные компьютерные дидактические игры. Ученик может перейти к выполнению практических заданий нажатием на изображении мерцающей стрелки, которая находится на титульной электронной странице (рис. 1).
Составляющей электронного учебного пособия является также тестовые задания, которые позволяют определить уровень знаний по предложенной теме (рис. 3-4).
К первой части второго раздела относятся задания, которые способствуют усвоению таблицы умножения и внетабличных случаев умножения и деления: «Таблица умножения», «Математические раскраски», «Математическое лото», «Посчитай и раскрась», «Тестовые задания».
Ко второй части второго раздела относятся задания, которые направлены на развитие логического мышления, пространственного воображения и формируют начальные геометрические представления, расширяют кругозор младшего школьника: «Математические ребусы» «Геометрические раскраски», «Заморочки из пиратской бочки» (рис. 7-8), «Математический конструктор», «Математический калейдоскоп».
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Следовательно, применение современных технических средств позволяет не только улучшить само качество воспитания и образования, но и повысить познавательный интерес детей. Применение ИКТ, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности и вызывает живую заинтересованность учеников. Преимущества ИКТ открываются с самого начала, и в меру их использования дают толчок к развитию самого педагога, позволяя оставаться ему всегда современным, интересным и нужным для детей.
Список литературы:
1. Бездетная Т.Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 36.
2. Забродськая Л.М. Проблема информатизации образования // Компьютер в школе и семье. - 1999. - № 3.
3. Пушкарёва Т.А.Теоретические аспекты информатизации образования в модели «1 ученик - 1 компьютер» / Т.А. Пушкарёва // Родная школа. -2010. - № 6. - С. 35-39.
4. Рыбалко О.А. Создание заданий с использованием текстовых полей в программе Adobe Flash CS3 Professinal // Компьютер в школе и семье. -2011. - № 2. - С. 25-29.
5. Свистунова Т.М. Использование компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе // 1нформатика в школе. - 2011. - № 3. -С. 8-18.
6. Учебные игры по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samouchka.com.ua/ukr/_matematyka.
7. О безопасности работы на компьютере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samouchka.com.ua/ukr/safety.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ
© Пушнова В.В.*
Институт Кибернетики Национальной Азербайджанской Академии Наук, Республика Азербайджан, г. Баку
В статье рассмотрено понятие информационные технологии, основная их составляющая - персональный компьютер и представлена необходимость повышения информационной культуры в процессах образования.
Ключевые слова: информационные технологии, пять моментов развития информационных технологий, персональный компьютер, информационное общество, три момента развития информационного общества, информационная культура.
В 1996 г. Международный конгресс Юнеско «Образование и информатика» главным ресурсом в образовании объявил информационные технологии. Слово «технология» на греческом языке пишется как «techne», и означает искусство, мастерство, умение. В общепринятом понятии технология -это наука, совокупность методов обработки и создания сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. В таком случае под информационными технологиями - можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации [9].
Существующие следующие известные на сегодняшний день определения понятия «технология»:
«Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [8].
* Младший научный сотрудник лаборатории «Технология анализа стохастических процессов», магистр.