Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ КРАСНОЯРСКОГО ГАУ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ КРАСНОЯРСКОГО ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY / MASTER'S DEGREE / FEDERAL STATE STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна, Мазуров Валентин Юрьевич, Андреева Юлия Васильевна

В статье рассматриваются вопросы использования электронной информационной образовательной среды университета в процессе реализации конкретной образовательной программы в отдельном структурном подразделении. Отмечается важность такого рода формы образовательной среды в контексте современных требований к выпускникам образовательных организаций высшего образования и особенностей федеральных государственных стандартов высшего образования. Делается вывод, что применение ЭИОС позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса, привлечь представителей работодателей и других заинтересованных лиц в реализацию образовательных программ, в том числе магистерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна, Мазуров Валентин Юрьевич, Андреева Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT IN THE IMPLEMENTATION OF FGOS IN THE PREPARATION OF MASTERS IN THE LAW INSTITUTE OF KRASNOYARSK GAU

The article deals with the use of electronic information educational environment of the University in the implementation of a specific educational program in a separate structural division. The importance of this type of educational environment in the context of modern requirements for graduates of educational institutions of higher education and the features of Federal state standards of higher education is noted. It is concluded that the use of EIOS allows to activate the activities of students, makes it possible to improve the quality of education, improve the professional level of the teaching staff, diversify the forms of communication of all participants in the educational process, attract representatives of employers and other interested parties in the implementation of educational programs, including master's programs.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ КРАСНОЯРСКОГО ГАУ»

Информационное право

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ КРАСНОЯРСКОГО ГАУ КУРБАТОВА Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: sveta_kurbatova@mail.ru; МАЗУРОВ Валентин Юрьевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: sveta_kurbatova@mail.ru; АНДРЕЕВА Юлия Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: sveta_kurbatova@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования электронной информационной образо-

вательной среды университета в процессе реализации конкретной образовательной программы в отдельном структурном подразделении. Отмечается важность такого рода формы образовательной среды в контексте современных требований к выпускникам образовательных организаций высшего образования и особенностей федеральных государственных стандартов высшего образования. Делается вывод, что применение ЭИОС позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса, привлечь представителей работодателей и других заинтересованных лиц в реализацию образовательных программ, в том числе магистерских.

Abstract: The article deals with the use of electronic information educational environment of the University in the implementa-

tion of a specific educational program in a separate structural division. The importance of this type of educational environment in the context of modern requirements for graduates of educational institutions of higher education and the features of Federal state standards of higher education is noted. It is concluded that the use of EIOS allows to activate the activities of students, makes it possible to improve the quality of education, improve the professional level of the teaching staff, diversify the forms of communication of all participants in the educational process, attract representatives of employers and other interested parties in the implementation of educational programs, including master's programs.

Ключевые слова: электронная информационная образовательная среда, университет, магистратура, федеральный государственный стандарт высшего образования.

Keywords: electronic information educational environment, University, master's degree, Federal state standard of higher professional education.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (далее - ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 [2], закрепил ряд аспектов информационно-технологического характера, определяющих формы и элементы электронной информационной образовательной среды организации (далее - ЭИОС), с помощью которой реализуется соответствующая программа подготовки, что стало закономерным развитием процесса распространения использования информационных технологий в системе образования [11], и одним из этапов формирования ЭОИС образовательных организаций [9].

Так, согласно данному ФГОС в ВУЗе при реализации образовательных программ используются следующие формы ЭИОС:

- инновационные технологии обучения, которые должны развивать личностные и профессиональные качества, нужные современному юристу (навыки проведения консультаций, умения выбора оптимального варианта поведения с учетом специфики ситуации, владения коммуникативными средствами и формами и др.)

- собственная библиотека с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования;

- электронные издания во время самостоятельной подготовки обучающимися и др. [2]

На наш взгляд, к основным структурным элементам ЭИОС можно отнести следующие: информационные образовательные ресурсы, в том числе цифровые, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Можно выделять и иные элементы структуры ЭОИС [10].

Стоит отметить, что в широком смысле элементы ЭИОС должны обеспечивать общеобразовательную (сайт организации, электронные курсы и др.) и личную информационно-образовательную (портфолио, личный кабинет и др.) среду для обучающихся, а в узком - только функционирование «корпоративной платформы», с помощью которой осуществляется электронное обучение.

Согласно Приказа Министерства образования и

Информационное право

науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [3], организации, которые осуществляют образовательную деятельность (далее -организации) по реализации соответствующих образовательных программ (или их части) должны осуществлять это с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в формах обучения или при их сочетании, в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] порядке, осуществляя это во время учебных занятий, при организации и реализации процесса прохождения практик, в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Сведения о том, что организацией, в процессе осуществления своей образовательной деятельности, применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии сообщаются субъектам образовательных правоотношений, в целях предоставления им возможности выбора. Однако информационные технологии в образовании являются неотъемлемой его частью [11] и в будущем будут только развиваться при его дальнейшей модернизации [12], сказываясь на качестве образования [8]. А так как неотъемлемой чертой образовательного процесса является его влияние на формирование личности [5], то информационные технологии, электронная образовательная среда организации будут оказывать влияние не только на повышение качества образовательного процесса [13], но и на развитие личности в целом. Главное, чтобы это осуществлялось в контексте понимания существующих проблем современного российского общества [6], носило комплексный и системный характер, имело четко выраженную практикоориентированную направленность.

Стоит отметить, что к организации в ВУЗе ЭИОС законодателем предъявляются следующие федеральные и локальные требования:

- место осуществления образовательной деятельности — это место нахождения организации (или ее филиала) без учета места нахождения обучающихся [1, ч. 4 ст. 16];

- работники, реализующие магистерскую программу, должны обладать соответствующим уровнем подготовки для использования информационных технологий, поэтому на организацию возлагается обязанность по обеспечению этого процесса. Так, если даже у одного такого работника нет повышения квалификации по применению

информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, то это может повлечь за собой не соответствие реализации программы требованиям ФГОС.

- порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся определяется организацией самостоятельно (например, это могут быть дистанционные индивидуальные консультации посредством применения информационных и телекоммуникационных технологий [1, ч. 1 ст. 28].

- соотношение объема занятий, проводимых путем взаимодействия педагогического работника с обучающимся, также определяется самой организацией, равно как и их форма - непосредственное взаимодействие или же с использование вариантов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);

- также организация создает необходимые условия для того, чтобы электронная информационно-образовательная среда функционировала должным образом, предоставляя возможность обучающимся полноценно, не привязываясь к месту нахождению обучающихся, осваивать образовательные программы, их части [1, ч. 3 ст. 16] и др.

В ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» электронная информационная образовательная среда реализуется в соответствии с нормами действующего законодательства, детализируясь Положением о функционировании электронной информационно-образовательной среды, утверждённого приказом ректора Красноярского ГАУ от 28 июля 2015 г. № 0-934 «Об утверждении Положения о функционировании электронной информационно-образовательной среды», согласно которому под ней понимается «совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения» [4].

В данном локальном нормативном правовом акте к элементам ЭИОС отнесены:

- электронный информационный ресурс (далее -ЭИР) - источник информации, пользование которым возможно только при помощи компьютера или подключенного к нему периферийного устройства;

- электронный образовательный ресурс (далее -ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

В структуру ЭИОС Красноярского ГАУ в широком смысле входит общеобразовательная и личная информационно-образовательную среда, а именно:

- официальный сайт Университет:

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 6(186)

http://www.kgau.ru;

- корпоративная почта: общая (http://mail.kgau.ru) и отдельно по структурным подразделениям университета;

- база электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) дисциплин;

- система электронно-дистанционного обучения LMS Moodle, обеспечивающая пользователям ЭОИС доступ к базе электронных курсов, средств тестирования, интерактивных дидактических инструментов обучения: http://e.kgau.ru/. Право доступа к электронным образовательным ресурсам в системе электронно-дистанционного обучения LMS Moodle имеют обучающиеся и работники университета. Форма предоставления доступа - web-интерфейс. Работа обучающихся и работников в системе электронно-дистанционного обучения LMS Moodle осуществляется по авторизованному доступу с использованием личных учетных данных (логин и пароль).

В целях выполнения требований п. 7.18 ФГОС профессорско-преподавательскому составу, участвующему в реализации образовательной программы можно осуществлять по желанию синхронное взаимодействие (в режиме реального времени) с обучающимися на платформе LMS Moodle, используя элемент курса «Чат» и др., и асинхронное взаимодействие с путем обязательного размещения

Библиография:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // СПС Консультант Плюс.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») // СПС Консультант Плюс.

4. Приказ ректора Красноярского ГАУ от 28.07.2015 № 0-934 «Об утверждении Положения о функционировании электронной информационно-образовательной среды» // http://www.kgau.ru/new/student/32/lna/pol_eios.pdf.

5. Айснер, Л.Ю. Роль образования в формировании личности / Л.Ю. Айснер, С.М. Трашкова // Казанская наука. 2017. № 10. С. 126-128.

6. Айснер, Л.Ю. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: колл. монография / Л.Ю. Айснер, Ю.В. Андреева, О.В. Богдан и др. Ульяновск, 2016. Том Выпуск 1. 286 с.

7. Лебедева Т.Е. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования / Т.Е. Лебедева, Н.В. Охотникова, Е.А. Потапова // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 2 [Электронный ресурс] http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf.

8. Наумкина, В.В. Факторы, влияющие на качество высшего образования / В.В. Наумкина. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всеросс. научно-методич. конф. Оренбург, 2019. С. 4027-4030.

9. Прохоренков П.А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза / П.А. Прохоренков // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2 (часть 2) - С. 291-294

10. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура / Н.Б. Сэкулич // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 4. С. 114-120.

11. Трашкова С.М. Информационные технологии в образовании // Проблемы и перспективы развития науки в России и в мире: Сб. статей Междунар. научно-практич. конф. Отв. ред. А.А. Сукиасян. Казань, 2015. С. 118-121.

12. Фастович Г.Г. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма / Г.Г. Фастович, С.А. Бондаренко // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 29-31.

13. Хадиуллина Р.Р. Электронная информационно образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса / Р.Р. Хадиуллина, А.М. Галимов // Вестник Томского государственного университета. 2019. №. 443. С. 241-254.

объявлений в блоке «Последние объявления» и создания блока «Спросить преподавателя» в каждом курсе, а также по выбору в целях взаимодействия использовать блоки «Обратная связь», «Поделиться ссылкой» и элементы курса «Опрос», «Форум» и др.

В Юридическом институте Красноярского ГАУ в рамках п. 7.3 ФГОС для синхронного и (или) асинхронного взаимодействия профессорско-преподавательского состава, обучающихся и представителей российских компаний, государственных и общественных организаций, экспертов и специалистов последние «прикрепляются» к электронным курсам в качестве активных участников, создаются темы для обсуждения норм действующего законодательства и практики их применения, размещаются актуальные вакансии от работодателей для обучающихся выпускных курсов.

Таким образом, применение ЭИОС позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность улучшить качество образования, повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса, привлечь представителей работодателей и других заинтересованных лиц в реализацию образовательных программ, в том числе магистерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.