Научная статья на тему 'Об использовании дифференцированного и адаптивного подходов в обучении'

Об использовании дифференцированного и адаптивного подходов в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД / ГОМОГЕННЫЕ ГРУППЫ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / EDUCATIONAL PROCESS / LEARNING ACTIVITIES / LEARNER-CENTERED TEACHING / DIFFERENTIATED TEACHING / ADAPTIVE APPROACH / HOMOGENEOUS GROUPS / PERSONAL AND PROFESSIONAL FULFILLMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьминова Екатерина Владимировна, Ольховская Елена Павловна

В статье рассматриваются подходы к реализации личностно ориентированного обучения в условиях современной школы. Основное внимание в работе акцентировано на цели и проблемах педагогической деятельности с дифференцированным и адаптивным подходами в обучении. Авторами выдвинута гипотеза о том, что обязательным условием адаптивного подхода к обучению, в отличие от дифференцированного, является возможность изменения учебного материала уже в ходе образовательного процесса на основании результатов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning application of differentiated and adaptive approaches in teaching

The article discusses approaches to the implementation of the learner-centered teaching in modern schools. The paper focuses on the goal and problems of differentiated and adaptive approaches to teaching. The authors hypothesize that the indispensable prerequisite of the adaptive approach, in contrast to the differentiated one, is the possibility to change the training material in the course of educational process in accordance with the learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Об использовании дифференцированного и адаптивного подходов в обучении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373

Кузьминова Екатерина Владимировна

учитель Кубанского казачьего кадетского корпуса им. атамана М.П. Бабыча

Ольховская Елена Павловна

преподаватель

Пашковского сельскохозяйственного колледжа

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И АДАПТИВНОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация:

В статье рассматриваются подходы к реализации личностно ориентированного обучения в условиях современной школы. Основное внимание в работе акцентировано на цели и проблемах педагогической деятельности с дифференцированным и адаптивным подходами в обучении. Авторами выдвинута гипотеза о том, что обязательным условием адаптивного подхода к обучению, в отличие от дифференцированного, является возможность изменения учебного материала уже в ходе образовательного процесса на основании результатов учебной деятельности.

Ключевые слова:

образовательный процесс, учебная деятельность, личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, адаптивный подход, гомогенные группы, личностная и профессиональная реализация учащихся.

Kuzminova Ekaterina Vladimirovna

Teacher,

Kuban Cossack Military School Olkhovskaya Elena Pavlovna Lecturer,

Pashkovsky Agricultural College

CONCERNING APPLICATION OF DIFFERENTIATED AND ADAPTIVE APPROACHES IN TEACHING

Summary:

The article discusses approaches to the implementation of the learner-centered teaching in modern schools. The paper focuses on the goal and problems of differentiated and adaptive approaches to teaching. The authors hypothesize that the indispensable prerequisite of the adaptive approach, in contrast to the differentiated one, is the possibility to change the training material in the course of educational process in accordance with the learning outcomes.

Keywords:

educational process, learning activities, learner-centered teaching, differentiated teaching, adaptive approach, homogeneous groups, personal and professional fulfillment of students.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. особое значение придается реализации личностно ориентированного обучения [1]. Отметим, что в современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, необходимость учета индивидуальных особенностей является краеугольной проблемой индивидуализации обучения.

Проблемы учета индивидуальных особенностей в обучении отражаются в работах известных психологов и педагогов: Л.С. Выготского [2], Л.В. Занкова [3] и т. д. О реализации личностно ориентированного обучения в рамках классно-урочной системы и использовании различных подходов, в частности индивидуализации обучения, писали Н.Э. Унт [4], В.Д. Шадриков [5], дифференциации обучения - Н.П. Гузик [6], В.В. Фирсов [7], Н.С. Пурышева [8], адаптивного подхода к обучению - А.С. Границкая [9], А.Е. Марон [10], Е.З. Власова [11].

В работе Г.К. Селевко [12] дифференцированное обучение определено как форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические);

- по уровню умственного развития (уровень достижений);

- по личностно-психологическим типам (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и т. д.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с ослабленным зрением, слухом) и т. д.

Для эффективной реализации дифференцированного обучения необходима качественная

диагностика индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяла бы учителю и психологу своевременно и достоверно выявлять состояние каждого ребенка. Только использование

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 7)

результатов диагностики позволит спроектировать эффективную методическую систему дифференцированного обучения на основе индивидуальных особенностей учащихся [13].

Основной целью дифференцированного обучения является предоставление каждому учащемуся возможности реализации своих способностей на максимальном уровне, но не ниже базового уровня. Однако следует отметить, что для реализации дифференцирования учащихся необходимо не только всестороннее входное исследование их индивидуально-психологических особенностей, но и выработка критериев разделения на гомогенные группы [14], а также корреляции исследуемых критериев.

В ряде работ [15; 16] педагогами выдвинуто утверждение о возможности использования адаптивного похода в образовательном процессе. Авторы Л.П. Качалова, Е.В. Телеева, Д.В. Качалова [17] дают определение адаптации в области образования как вида взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Адаптивная технология обучения представляет собой один из видов инновационных технологий обучения, которая опирается на потребности, мотивы, индивидуальные возможности обучаемых и предполагает диалог, сотворчество, коллективный поиск нового на уроке, оперативное диагностирование личностного развития школьников, использование специальных проблемно-поисковых заданий, ориентированных на поиск новых знаний. Учащийся, выполняя учебную и исследовательскую работу, применяет знания в сходных и измененных ситуациях, включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности.

В работе М.Н. Рыжковой [18] разработана структурная, функциональная и интерактивная модели информационной среды адаптивного обучения для дисциплин естественно-научного цикла. Указана необходимость формирования модели знаний обучаемого, моделей входного и выходного контроля и их взаимодействия согласно служебным модулям.

На основе проведенного анализа библиографии исследований в нашей работе мы выдвигаем гипотезу о том, что обязательным условием адаптивного подхода к обучению, в отличие от дифференцированного, является возможность изменения учебного материала уже в ходе образовательного процесса на основании результатов пристального контроля над успехами и результатами учащегося. Важно отметить необходимость накопления сведений о текущих знаниях учащегося, степени его вовлеченности в обучение, оценке влияния изменений темпа, формы представления учебного контента на достижения.

Разработка интерактивного компьютерного приложения с использованием адаптивного подхода к обучению позволит по результатам анализа выполнения учащимся тестовых заданий, например по теме «Изопроцессы в газах», сформулировать необходимый теоретический материал для повторения, а также перечень тестовых заданий для последующего итогового контроля усвоения знаний с учетом ранее выявленных недостатков.

Подводя итоги, отметим, что динамизм и изменчивость современного общества делают необходимым интенсификацию получения знаний и навыков. Поиск новых педагогических технологий и их внедрение, например в довузовскую подготовку школьников, элективные школьные занятия, направлены на личностную и профессиональную реализацию учащихся.

Ссылки:

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/182511 (дата обращения: 13.04.2015).

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 536 с.

3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. 176 с.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 192 с.

5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 72-83.

6. Педагогика Н. Гузика [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2000. № 55. URL: http://ps.1september.ru/2000/55/4-1.htm (дата обращения: 13.04.2015).

7. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М., 1994. 194 с.

8. Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М., 1994. 161 с.

9. Границкая A.C. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе : кн. для учителя. М., 1991.175 с.

10. Марон А.Е., Подобед В.И. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. СПб., 2003. 406 с.

11. Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 54 с.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 1998. 256 с.

13. Границкая A.C. Указ. соч.

14. Селевко Г.К. Указ. соч.

15. Границкая A.C. Указ. соч.

16. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалова Д.В. Педагогические технологии. Шадринск, 2001. С. 65-70.

17. Там же.

18. Рыжкова М.Н. Построение локальной адаптивной обучающей системы довузовского образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.