Научная статья на тему 'Об использовании данных дистанционного мониторинга лесов для сбора доказательств по уголовному делу о незаконной рубке лесных насаждений на примере Пермского края'

Об использовании данных дистанционного мониторинга лесов для сбора доказательств по уголовному делу о незаконной рубке лесных насаждений на примере Пермского края Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЛЕСОВ / STATE INVENTORY OF THE WOODS / ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / REMOTE MONITORING / НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСА / ILLEGAL CABIN OF THE WOOD / СБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / COLLECTING PROOFS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Аспидов А. В.

В статье кратко описано содержание дистанционного мониторинга лесов как составной части системы государственной инвентаризации лесов. Рассмотрена проблема использования данных дистанционного мониторинга лесов, препятствующая установлению лиц, совершивших незаконные рубки леса. Приведен вариант решения описанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Аспидов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of use of data of remote monitoring of the woods for collecting proofs on criminal case about the illegal cabin of forest plantingson the example of Perm region

In article the content of remote monitoring of the woods as component of system of the state inventory of the woods is briefly described. The problem of use of the woods given remote monitoring interfering establishment of the persons who have made illegal cabins of the wood is considered. The version of the solution of the described problem is given.

Текст научной работы на тему «Об использовании данных дистанционного мониторинга лесов для сбора доказательств по уголовному делу о незаконной рубке лесных насаждений на примере Пермского края»

ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

УДК 343

А. В. Аспидов

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ЛЕСОВ ДЛЯ СБОРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ О НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В статье кратко описано содержание дистанционного мониторинга лесов как составной части системы государственной инвентаризации лесов. Рассмотрена проблема использования данных дистанционного мониторинга лесов, препятствующая установлению лиц, совершивших незаконные рубки леса. Приведен вариант решения описанной проблемы.

К л ю ч е в ы е с л о в а: государственная инвентаризация лесов, дистанционный мониторинг, незаконная рубка леса, сбор доказательств.

TO A QUESTION OF USE OF DATA OF REMOTE MONITORING OF THE WOODS FOR COLLECTING PROOFS ON CRIMINAL CASE ABOUT THE ILLEGAL CABIN OF FOREST PLANTINGS ON THE

EXAMPLE OF PERM REGION

In article the content of remote monitoring of the woods as component of system of the state inventory of the woods is briefly described. The problem of use of the woods given remote monitoring interfering establishment of the persons who have made illegal cabins of the wood is considered. The version of the solution of the described problem is given. K e y w o r d s: state inventory of the woods, remote monitoring, illegal cabin of the wood, collecting proofs.

Поступила в редакцию 4 апреля 2018 г.

Лес - это динамичная, постоянно развивающаяся биологическая система. Одно из главных условий сбалансированного состояния окружающей среды. Для России как одной из немногих стран, обладающей огромными лесными запасами, лес имеет важнейшее экологическое, социокультурное и экономическое значение. Леса изменчивы, и причинами этих изменений могут быть как природные (ураган, наводнение, воздействие биологических организмов-вредителей), так и антропогенные процессы.

Антропогенное воздействие на леса представляет собой любой вид деятельности человека, оказывающий на них существенное положительное или отрицательное влияние, например лесные пожары по вине человека, вырубка лесов и др.

Уничтожение естественного леса всегда осуществлялось путем его вырубки или поджога. Лесные пожары уменьшают прирост деревьев, ухудшают состав леса, уничтожают кормовую базу диких животных, гнездовья птиц, нарушают связи корней с почвой, усиливают буреломы. Древесину используют в качестве сырья, топлива для целлюлозно-бумажных фабрик, строительного материала и т. д.1

1 См.: Олейникова Е. В., Зиновьева И. С. Антропогенное воздействие на леса. URL: https:// www.rae.ru/forum2012/183/108

© Аспидов А. В., 2018

А. В. Аспидов

Учитывая столь важное значение леса, в целях его сохранения государству необходимо постоянно проводить мероприятия по отслеживанию состояния лесов. Одним из таких мероприятий является дистанционный мониторинг - одна из составляющих работы по государственной инвентаризации лесов.

В соответствии со ст. 90 Лесного кодекса РФ, государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.

Государственная инвентаризация лесов проводится в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

3) информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)2.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства России от 10 ноября 2011 г. № 472 (в ред. от 07.05.2013) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов» одним из мероприятий, проводимых в целях решения задач инвентаризации, является дистанционный мониторинг состояния лесов. Под дистанционным мониторингом использования лесов (далее - мониторинг) подразумевается систематическое слежение за состоянием использования лесов для выявления случаев нарушения лесного законодательства при организации и осуществлении использования земель лесного фонда на основе контурного и аналитического дешифрирования материалов дистанционного зондирования Земли. Исполнителем работ по дистанционному мониторингу лесов, как правило, являются территориальные подразделения ФГУП «Рослесинфорг».

В процессе проведения мониторинга решаются следующие задачи:

- оценка соблюдения лесного законодательства при использовании лесных участков;

- выявление лесных участков с незаконным использованием лесов;

- определение площади и запасов древесины на лесных участках с незаконным использованием лесов;

- расчет ориентировочного размера ущерба от незаконного использования лесов.

Объектом ежегодных работ по мониторингу является лесничество или его часть (участковое лесничество)3.

Как же работает система дистанционного мониторинга?

В состав работ, выполняемых в ходе дистанционного мониторинга лесов входит получение и анализ исходных данных на лесничество, подготовка (формирование) на объект работ цифровой картографической основы, контурное и

2 Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 29.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов : приказ Федерального агентства лесного хозяйства России от 10 ноября 2011 г. № 472 (в ред. от 07.05.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

аналитическое дешифрирование по материалам аэрокосмической съемки мест использования лесов, выборочная натурная проверка результатов дешифрирования материалов аэрокосмической съемки, анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам РФ в разрезе лесничеств по результатам работ)4.

Проведение работ по дистанционному мониторингу начинается с запроса Федерального агентства лесного хозяйства России в министерствах и департаментах лесных отношений субъектов РФ документации о том, какие рубки, на каких участках, в каком объеме должны проходить. Информация об этом содержится в лесном плане субъекта РФ, лесохозяйственных регламентах лесничеств, договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи лесных насаждений, проектах освоения лесов, лесных декларациях, технологических картах разработки лесосек и т. д.

Далее по объекту работ, т. е. по одному или нескольким лесничествам формируется цифровая картографическая основа, представляющая собой обработанные материалы космосъемки.

Материалы космосъемки наносятся на границы отводов лесных участков по видам использования лесов на основе данных лесных деклараций, геоданных материалов отводов. Затем следует операция дешифрирования, в процессе которой сопоставляется информация, полученная в ходе космосъемки, с материалами отвода (сведения о рубках леса, содержащиеся в документах).

В случаях несоответствия фактических границ участков использования лесов представленным материалам отвода, а также действующим нормативным документам фиксируются нарушения лесного законодательства. Производится сравнительный анализ площадей и запасов древесины по данным материалов отводов и по материалам аэрокосмических съемок на основе таксационных описаний ле-соустроиства5.

Безусловно, дистанционный космический мониторинг является одним из способов выявления незаконных рубок лесных насаждений. Но, как показала практика, эффективному использованию данных космического мониторинга лесов препятствует несвоевременное предоставление мониторинговой информации в уполномоченные органы. Дешифрованные материалы космосъемки поступают в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края спустя продолжительное время после заготовки древесины. Необходимо учесть, что сотрудники лесничеств для подтверждения или опровержения данных мониторинга обязаны провести натурный осмотр мест рубок, а это возможно только в бесснежный период. При таких обстоятельствах временной промежуток между заготовкой древесины и установлением противоправности заготовки составляет не менее одного года. Так, в период января-февраля 2017 г. в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступили сведения о результатах космического мониторинга лесов по состоянию за 2016 г. Натурный осмотр лесосек по причине наличия снежного покрова был проведен в бесснежный период 2017 г.

Предоставленная в региональное Министерство природных ресурсов и территориальные органы МВД России по Пермскому краю информация позволила

4 Там же.

5 Там же.

А. В. Аспидов

лишь выявить факт незаконной рубки, способствовала регистрации нераскрытых преступлений и не имела иного практического значения. Результаты мониторинга не способствовали расследованию уголовных дел о незаконных рубках леса, установлению лиц, совершивших незаконную заготовку древесины, а также возмещению причиненного лесному фонду ущерба. Вероятность установления лиц, совершивших преступления, выявленных в ходе мониторинга, сведена к минимуму, так как с момента их совершения прошел один год.

Повысить качество расследования уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного лесопользования, увеличить объем возмещаемого ущерба при помощи применения данных космического мониторинга возможно только при оперативном, постоянном и своевременном предоставлении этих сведений.

Так, в 2016 г. Главным управлением МВД РФ по Пермскому краю совместно с Центром географических информационных систем и технологий Пермского государственного национально-исследовательского университета успешно организовано применение оперативно предоставленных данных дистанционного зондирования земли (спутниковых снимков высокого разрешения) в расследовании уголовного дела по незаконной рубке лесных насаждений.

Незаконная рубка была совершена на территории одного из районов Пермского края. Ущерб от незаконной рубки составил свыше 4 млн рублей, объем незаконно заготовленной древесины - около 800 кубических метров. В ходе расследования уголовного дела обвиняемый вину не признал, пояснил, что незаконно древесину не заготавливал, участок, на котором осуществлялась заготовка, был принят сотрудниками лесничества без нарушений, незаконная заготовка древесины произведена неустановленными лицами после приемки лесного участка сотрудниками лесничества.

Проведенное экспертами Пермского госуниверситета сравнение космических снимков участка, на котором была совершена рубка лесных насаждений, позволило не только с высокой точностью установить временной промежуток, в течение которого производилась рубка, но и доказать отсутствие изменений на данном лесном участке до и после проведения рубки. Таким образом, удалось опровергнуть версию защиты о заготовке древесины неустановленными лицами и после приемки лесного участка.

Выводы специалиста, изложенные в материалах исследования и подтвержденные в судебном заседании, суд признал относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающими вину лица, руководившего работами по заготовке древесины. Судом вынесен обвинительный приговор.

В настоящее время прорабатывается возможность более широкого применения данных дистанционного зондирования земли при расследовании уголовных дел о незаконных рубках. Специалистами Центра географических информационных систем и технологий Пермского государственного национально-исследовательского университета создана программная оболочка, позволяющая сопоставлять сведения о легальном использовании лесных участков для рубки леса и мультивременные композиты, получаемые в результате дешифрирования данных дистанционного зондирования земли. При этом периодичность обновления информации на мультивременном композите составляет всего две недели, что позволит максимально оперативно выявлять и пресекать незаконные рубки.

Применение программной оболочки позволит оперативно выявлять факты незаконной заготовки древесины, предупреждать причинение ущерба лесному фонду и принимать меры по установлению лиц, совершивших преступления.

Главное управление МВД России по Пермскому краю

Аспидов А. В., заместитель начальника отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции

General Directorate of the Russian Ministry of Internal Affairs in Perm Region

Aspidov A. V., Deputy Chief of the Management of Economic Security and

Anticorruption Department E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.