УДК 630*31:630*63
ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ И СОБЛЮДЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Косицын В.Н. (Рослесхоз, г. Москва, РФ) Kositzyn V.N. (Federal Forestry Agency)
Рассматриваются результаты дистанционного мониторинга использования лесов на примере Иркутской области. Приводятся характеристики незаконных рубок в категориях защитных лесов, связанных с водными объектами.
The results of the remote monitoring of the forest use on example of the Irkutsk area are considered. The reasons and features of illegal cuttings in defensive forest categories, in accordance with water objects, which is revealled by monitoring are happen.
Ключевые слова: мониторинг, леса, водное законодательство
Keywords: monitoring, forests, water legislation
В связи с последними поручениями Президента Российской Федерации по совершенствованию функционирования лесного сектора страны, в том числе по обеспечению устойчивого управления в защитных лесах, большую актуальность приобретают вопросы оптимизации технологий и методов по своевременному выявлению и прогнозированию развития процессов, оказывающих негативное воздействие на защитные леса.
Незаконные рубки лесных насаждений являются наиболее резонансным нарушением в лесной отрасли и эффективным инструментом по их выявлению выступает дистанционный мониторинг использования лесов, проводимый Федеральным агентством лесного хозяйства в рамках государственной инвентаризации лесов [2].
Учитывая, что на протяжении последних нескольких лет самые высокие объемы незаконных рубок выявлялись мониторингом в лесничествах Иркутской области и при этом в 2013 году их объем возрос по сравнению с 2010 годом в 2,8 раза, то данный регион был выбран для проведения аналитических исследований [1].
При общих объемах незаконных рубок, выявленных мониторингом в Иркутской области в 2012 году в 573,9 тыс.куб.м и в 2013 году в 1 040,6 тыс.куб.м, на защитные леса приходилось, соответственно, 32% и 29% всего их объема.
Незаконные рубки выявлялись мониторингом преимущественно в категориях защитных лесов, связанных именно с водными объектами. На них приходится 90% всех случаев незаконных рубок в защитных лесах и 96% от их площади и объема.
Среди отдельных категорий защитных лесов, связанных с водными объектами, наибольший объем незаконных рубок выявлен в нерестоохранных полосах - 83% от всего объема незаконных рубок, в запретных полосах лесов, расположенные вдоль водных объектов, - 16%, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, - около 1%.
Анализ материалов мониторинга показал, что проблема незаконной заготовки древесины в силу различных факторов (наличия транспортной инфра-
структуры, плотности населения, уровня занятости населения в лесных поселках и других) имеет ярко выраженный региональный аспект даже в пределах одного субъекта Российской Федерации. В таких лесничествах, как Бала-ганское, Нижнеилимское и Братское, объем незаконно заготовленной древесины в категориях защитных лесов, связанных с водными объектами, был максимальным (более 50 тыс. куб. м).
Частота встречаемости случаев незаконных рубок оценивалась через количество лесосек с нарушениями. Оказалось, что в целом по области незаконная рубка выявлена у 12,8% обследованных мониторингом лесосек, при этом выше среднего отмечались значения показателя в Балаганском лесничестве - 21,8% и Чунском лесничестве - 25,8%, т.е. здесь незаконная рубка отмечалась на каждой четвертой обследованной (отдешифрированной) лесосеке.
В лесничествах Иркутской области площадь лесосек с незаконно заготовленной древесиной составляла преимущественно 5-10 га. Так, количество лесосек с незаконной рубкой по площади различалось следующим образом: с площадью до 4,9 га - 27%, 5,0-9,9 га - 48%, 10,0 га и более - 25%. Максимальная площадь выявленной лесосеки с незаконной рубкой отмечена на территории Братского лесничества - 64,4 га.
Средний объем незаконной заготовленной древесины с 1 га лесосеки в среднем по объектам мониторинга составлял 245 куб.м, но он значительно колебался по отдельных лесничествам, от 100 куб.м в Бирюсинском лесничестве до 267,1 куб.м в Чунском лесничестве.
Мониторингом определены случаи, когда рубка изолированными участками незаконно велась, как на арендованных лесных участках (на них приходилось 46% всего объема незаконно заготовленной древесины), так и на участках, не переданных в аренду для заготовки древесины.
Как показывает оперативная отчетность по Иркутской области, в 60% случаев не подтверждение выявленных мониторингом незаконных рубок при их натурных проверках лесничествами связано с непредставлением лесопользователями разрешающих документов на рубку в период проведения мониторинга.
Необходимо отметить, что более эффективной технологией для решения вышеуказанных задач представляется непрерывный дистанционный мониторинг использования лесов, предусматривающий ежемесячное поступление исполнителю для работы материалов космической съемки. Непрерывный мониторинг позволяет выявлять нарушения лесного законодательства на стадии их совершения с последующей передачей таких материалов в минимальные сроки в компетентные органы государственной власти для привлечения к ответственности виновных лиц.
В 2014 году впервые в плановом порядке в Российской Федерации проведен непрерывный дистанционный мониторинг использования лесов на территории Дальнереченского и Рощинского лесничеств Приморского края, где в настоящее время наблюдается сложная ситуация с незаконными рубками, на площади около 2,6 млн га. Работа осуществлялась при тесном взаимодейст-
вии с администрацией Приморского края. Указанный мониторинг проводился в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации, что позволит усилить борьбу с незаконными рубками реликтовых лесных насаждений, являющихся ключевыми местами обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда.
Ежемесячное использование при непрерывном мониторинге с февраля по октябрь материалов космических съемок с разрешением не хуже 2,5 м позволило оперативно выявить около 40 случаев незаконной рубки лесных насаждений.
В рамках реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 14.01.2014 № Пр-51, большие перспективы следует ожидать от использования данных дистанционного зондирования Земли с отечественных космических аппаратов, что позволит снизить затраты федерального бюджета на проведение государственной инвентаризации лесов и обеспечить проведение рассматриваемого непрерывного мониторинга уже в целом ряде регионов страны, характеризующихся сложной криминогенной ситуацией в лесном секторе.
Список использованных источников
1. Косицын В.Н. Дистанционный мониторинг использования лесов в защитных лесах // Лесная таксация и лесоустройство. Междунар. научно-практич. журнал. - 2013. - Вып. 2(50). - С.56-59.
2. Косицын В.Н. Современные космические технологии на службе лесного хозяйства // Лесная таксация и лесоустройство. Междунар. научно-практич. журнал. - 2012. - Вып. 2(48). - С.64-68.