Научная статья на тему 'Об использовании бальзамариев как элемента погребальной традиции античного Херсонеса византийского Херсона'

Об использовании бальзамариев как элемента погребальной традиции античного Херсонеса византийского Херсона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
665
112
Поделиться
Ключевые слова
ХЕРСОНЕС / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ЦЕРЕМОНИЯ ЗАХОРОНЕНИЯ / БАЛЬЗАМАРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

На протяжении античного и средневекового периодов в Херсонесе претерпевали изменения все составляющие погребального обряда: выбор способа захоронения, составляющие элементы этих способов, выбор погребального сооружения, а также церемонии захоронения. Бальзамарии неотъемлемая составляющая церемонии захоронения херсонеситов. Данная статья является первой попыткой составить целостную картину назначения и роли бальзамариев в контексте погребальной традиции античного Херсонеса византийского Херсона.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Об использовании бальзамариев как элемента погребальной традиции античного Херсонеса византийского Херсона»

УДК 941477.71:2-557

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БАЛЬЗАМАРИЕВ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОГРЕБАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ АНТИЧНОГО ХЕРСОНЕСА - ВИЗАНТИЙСКОГО ХЕРСОНА

На протяжении античного и средневекового периодов в Херсонесе претерпевали изменения все составляющие погребального обряда: выбор способа захоронения, составляющие элементы этих способов, выбор погребального сооружения, а также церемонии захоронения. Бальзамарии - неотъемлемая составляющая церемонии захоронения херсонеситов. Данная статья является первой попыткой составить целостную картину назначения и роли бальзамариев в контексте погребальной традиции античного Херсонеса - византийского Херсона.

Ключевые слова: Херсонес, погребальный обряд, церемония захоронения, бальзамарии.

Крымский Херсонес сохранил свою доступность для археологических изысканий, что является редкостью. В этом отношении город уникален, поскольку на его территории ведутся планомерные археологические исследования на протяжении более чем ста лет, и на сегодня накоплено около 200 000 находок, нуждающихся в обработке и анализе1. Наименее исследованной является история религиозной жизни и повседневности, в частности, такая важная ее составляющая, как погребальный обряд херсонеситов, и самое главное - его эволюция от эпохи античности до конца Высокого Средневековья.

Погребальный обряд представляет собой отражение складывавшейся веками целостной системы взглядов, связанной как с религиозными взглядами, так и с социальнополитической жизнью общества. Среди предметов, нередко присутствующих в погребениях, отдельного внимания заслуживают стеклянные сосуды, используемые в Херсонесе на протяжении 1-У11 вв. Они известны также по Римским катакомбам и Боспорскому некрополю2. Бальзамарии - неотъемлемая составляющая церемонии захоронения херсо-неситов, причем как на протяжении античного, так и византийского периодов.

Имеется достаточно нарративных источников для составления картины церемонии захоронения в античном мире3. Что касается Херсонеса, то о ней мы можем судить исходя лишь из археологических данных и свидетельств Константина Багрянородного4, проводя аналогии с классической античной традицией. К сожалению, такая же неясность касается и византийского погребального обряда5.

Основная группа источников по рассматриваемой теме - археологические материалы, полученные при исследованиях погребальных сооружений. За более чем 150-летнюю историю изучения территории херсонесского кладбища был получен огромный фактический материал. Однако погоня, в первую очередь за эффектными находками, от чего и зависело финансирование раскопок6, несовершенная методика работ и фиксации материала в период с середины XIX в. и вплоть до 1914 г. привели к снижению информативности данных материалов некрополя. К примеру, на протяжении 1889-1907 гг. под руководством К.К. Косцюшко-Валюжинича было открыто около 2,5 тыс. погребальных со-

1 Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI - первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1-2. Харьков, 2005. С. 1031; Фомин М.В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (Г^Х вв.). Харьков, 2011. С. 5-9.

2 Фомин М.В. О елее в раннехристианской погребальной традиции // Проблемы истории и археологии Украины: Материалы VII Международной научной конференции. Харьков, 2010. С. 92-93.

3 Апулей Апология. Метаморфозы. Флориды / пер. М.А. Кузмина и С.П. Макиша. М., 1956; Аристофан Избранные комедии / пер. А.И. Пиотровского. М., 1974; Гомер. Илиада / пер. Н.И. Гнедича. М., 1978; Гомер. Одиссея / пер. В.А Жуковского. М., 1981.

4 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 271-273.

5 Супрун Н.О. О трансформации церемонии погребения херсонеситов на протяжении античного - византийского периодов / / Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії. Х., 2011. Вип. 14. С. 62-69.

6 Гриневич К.Э. Сто лет Херсонесских раскопок (1827-1927 гг.). Севастополь, 1927. С. 27.

Н.О. СУПРУН

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина

e-mail: une.natale@gmail.com

оружений античной и раннесредневековой эпох7. Несмотря на то, что со временем заведующий раскопками делал археологические отчеты все более подробными и обстоятельными, в них, как правило, отсутствуют надлежащие планы и чертежи могил и склепов8. При описании погребальных комплексов не отмечено расположение костяков и не приведено детального описания погребального инвентаря9. Этот пробел лишь отчасти удалось закрыть последующими раскопками некрополя, которые продолжаются до настоящего времени.

Данная статья - первая попытка составить целостную картину назначения и роли бальзамариев в контексте погребальной традиции херсонеситов.

В связи с трансформацией мировоззрения в течение греко-римского периода происходят изменения таких элементов погребального обряда Херсонеса, как выбор способа захоронения (трупоположение или трупосожжение) и выбор типа погребального сооружения (греческому периоду характерны лишь разновидности грунтовых могил, остальные же погребальные сооружения появляются на территории некрополя в римский период). Но важным представляется, что церемония захоронения остается прежней, с тем лишь исключением, что добавляются новые элементы (использование светильников, бальзамариев, наглазников и нагубников, масок из золотой фольги)10. Другое дело, что в кругу одной семьи могло существовать несколько традиций (например, прибегали и к кремации, и к ингумации).

В византийский период прослеживается совершенно иной взгляд на смерть и посмертное существование. Смерть начинает восприниматься как «рождение в вечность», она означала не конец жизни, но изменение существования. Скорее, происшедшее с человеком воспринималось как сон, и даже в слове «упокоить» явственно проглядывается синоним «уложить спать»11. Безусловно, новая религия приносит новые элементы и искореняет старые, противоречащие христианским нормам. Однако важно подчеркнуть, что все новое во многом является своего рода переосмыслением старого. Так, и в античный, и в средневековый период тело усопшего омывали и умащивали маслами и благовониями, после чего обворачивали в ткань; по-прежнему похороны имели общественное значение; в обеих традициях имеются совершенно определенные даты для посещения могил - дни памяти; роль надгробий переходит на поминальные списки, хранившиеся в церквах12; монеты теперь оставляют не для перевозчика Харона (в античный период обол заранее вкладывали умершему под язык13 или в левую руку14), а как подаяние нищим или как иная форма «бескровной жертвы»15. Следовательно, основные компоненты сохраняются, приобретая лишь другой облик, отвечающий требованиям господствующей религии и нового христианского менталитета.

7 Зубар В.М. Історія розкопок і топографія античного некрополя Херсонеса // Археологія. 1978. Вып. 25. С. 50-52, мал. 1; Стоянов Р.В. Некрополь Херсонеса классического и эллинистического периодов: история изучения, проблематика / / Stratum plus. 2000. № 3. С. 132-135.

8 Домбровский О.И. Архитектурно-археологические исследования Загородного крестообразного храма Херсонеса / / МАИЭТ. 1993. Вып. 3. С. 307.

9 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического I-IV вв. н.э. К., 1982. С. 38. Рис. 22.

10 Даниленко В.Н. Отчет о раскопках подбойной могилы у Шоссе из Севастополя в Херсонесский музей // Архив НЗХТ. Д. № 776. Л. 1-5; Белов Г.Д. Римские приставные склепы № 1013 и 1014 // Хсб. 1927. Вып. 2. С. 105-146; Пятышева Н.В. Ювелирные изделия Херсонеса. IV в. до н.э.-IV в. н.э.: Коллекция Государственного исторического музея. М., 1956. Вып. 18. С. 29-30; Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 110; Зубарь В.М, Шевченко А.В. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1984 г. // Архив НЗХТ. Д. № 2433. Л. 19-23, мог. № 39; Кадеев В.И. Херсонес Таврический. Быт и культура (I-III вв. н.э.). Харьков, 1996. С. 80.

11 Сорочан С.Б. Византия. Парадигмы быта, сознания и культуры. Харьков, 2011. С. 153.

12 Супрун Н.О. О трансформации церемонии. С. 62-69.

13 Грейвс Р. Мифы древней Греции / пер. с англ.; под ред. и с послесл. А.А. Тахо-Годи. М., 1992. С. 87; Репников Н.И. Дневник работ с 7 марта по 8 июля 1908 г. // Хсб. 1927. Вып. 2. С. 157, мог. №№ 2569 и 2573; С. 158, мог. № 2577.

14 Лепер Р.Х. Дневники раскопок херсонесского некрополя // Хсб. 1927. Вып. 2. С. 198, мог. № 55 (71); С. 199, мог. № 61 (77); С. 205, мог. № 111 (21).

15 Туровский Е.Я. Отчет об археологических исследованиях участка некрополя Херсонеса у загородного храма в 2006 г. // НА НЗХТ. Д. № 3856. Л. 12-18; Sodini J-P., Kolokotsas K. Aliki II: la basilique double (Etudes Thasiennes, X). Paris, 1984. Р. 229.

В римский период, согласно античной погребальной традиции, вокруг усопшего зажигали светильники и ставили бальзамарии с благовониями, что подтверждают археологические данные херсонесского некрополя16. По нашим подсчетам в погребальных сооружениях (исключая безинвентарные - 45%) в 12% случаев были найдены светильники и в 12% - бальзамарии. Согласно письменным источникам, в греческий период, женщинам предстояло обмыть тело, умастить его благовониями - кассией, ладаном, миррой17. Поскольку в античном мире соблюдение традиций и обрядов предков было священно и греко-римская погребальная традиция церемонии захоронения являла собой достаточно устойчивую структуру, можно предположить, что в римский период благовония применяли те же, только помещая их теперь в бальзамарии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В римское время был распространен следующий обычай: в глиняные и свинцовые урны с жженным прахом усопшего опускали кусочки тонкого листового золота и «стеклянные узкогорлые плоскодонные сосудики, называемые «слезницами» - пишет в отчете о раскопках К.К. Косцюшко-Валюжинич18. Исходя из описания, «слезницами» автор называет бальзамарии. В некоторых урнах не найдено вещей и даже «слезниц», но кусочки листового золота попадались часто. Их немало найдено в насыпи некрополя, куда они попали, видимо, из раздавленных урн. Находимые в значительном количестве в могилах глиняные лампочки внутри урн никогда не встречались19.

По всей видимости, бальзамарии использовали в качестве погребального инвентаря в зажиточных захоронениях независимо от способа погребения (ингумация или кремация) и от пола или возраста усопшего. В подавляющем большинстве рассматриваемые сосуды были найдены среди костей, а значит, при захоронении находились непосредственно возле или на теле усопшего.

В Римской империи первых веков нашей эры повсеместно возникают стеклодельные мастерские: в Далмации, Паннонии, Испании, Галлии, Британии, Палестине, Галилее, Египте, Западном Причерноморье20. Тот же процесс происходит и в городах Северного Причерноморья. Так, на основании изучения стеклянных бальзамариев Боспора Н.З. Кунина и Н.П. Сорокина предположили наличие стеклоделия на его территории уже со второй половины I в. н.э.21 Далее таковые возникают в Танаисе, Фанагории. Исходя из особенностей форм некоторых сосудов, можно предположить существование стеклоделия в Ольвии конца I-II вв. н.э.22. Пока нет археологических свидетельств, подтверждающих стеклодельное производство в Херсонесе римского времени. Несомненно, основная масса богатейшего ассортимента стеклянных изделий, характерного для Херсонеса первых вв. н.э., ввозилась в город из различных центров римского мира, но какая-то часть посуды могла производиться на месте23. Так, исходя из низкого качества сосудов, Н.П. Сорокина и И.И. Гущина считают продукцией херсонесской стеклодельной мастерской бальзама-рии, аналогичные боспорским типам I группы 2 вариантов Б-Е и типа II группы 2, датирующихся серединой I - серединой III вв. н.э.24

Возникновение стеклодельного производства в Северном Причерноморье, в том числе в Херсонесе, принято связывать с римской оккупацией. Одним из источников доходов римских гарнизонов было ремесленное производство, осуществлявшееся силами солдат. Об этом свидетельствуют остатки бронзолитейных, стеклоделательных, гончарных и иных мастерских, открытых в местах стоянок римских войск. Херсонес не являл собой исключение25.

16 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом за 1892-1893 гг. // Архив НЗХТ. Д. № 3. Л. 20.

17 Апулей Апология. Метаморфозы. Флориды / пер. М.А. Кузмина и С.П. Макиша. М., 1956. С. 32.

18 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках ... Л. 35.

19 Там же. Л. 35.

20 Сорокина Н.П. Стеклоделие античного мира первых веков нашей эры: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1988. С. 18.

21 Кунина Н.З., Сорокина Н.П. Стеклянные бальзамарии Боспора / / Труды ГЭ. 1972. Вып. 13. С. 145-172.

22 Сорокина Н.П. Стеклоделие античного мира ... С. 37.

23 Голофаст Л.А. К вопросу о стеклоделии в ранневизантийском Херсонесе / / Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 1998. Вып. 6. С. 312-326.

24 Сорокина Н.П., Гущина И.И. Стеклянные изделия из могильников первых веков н.э. ЮгоЗападного Крыма // Труды ГИМ. 1980. Вып. 51. С. 91.

25 Голофаст Л.А. К вопросу о стеклоделии ... С. 312-326.

С уходом римских войск из Херсонеса в третьей четверти III в. деятельность херсо-несской стеклодельной мастерской не прекратилась26, что подтверждает обилие однородной по качеству стеклянной посуды III-IV вв. в городских комплексах, погребениях некрополя, а также могильниках ближней округи27.

Так, во II в. н.э. Херсонес уже представлял собой один из наиболее крупных торговых центров Северного Причерноморья. Он находился под охраной римских войск и военной эскадры, принадлежавших мезийской армии и флоту. Такое положение обеспечивало безопасность херсонесской торговли на суше и на море. Малая Азия, Мезия, Фракия, Месопотамия, Сирия и Египет поставляли среди прочего духи, различного рода косметические жидкости и благовония28. По всей видимости, таким способом на территорию города и попадали уже упомянутые выше кассия, ладан и мирра.

Кассия предположительно идентифицируется как вид корицы (т. е. высушенной коры) одного из видов коричных деревьев рода Cinnamomum из семейства лавровых (Lauraceae). Существует два главных сорта корицы: Cinnamomum cassia Blume, произрастающий в Южном Китае, на о. Ява, Кохинхине, Суматре (цейлонская корица) - современные ученые идентифицируют этот вид корицы с кассией (каота) (настоящая, цейлонская корица), и другой сорт корицы - «киннамон» у древних (Kivä^Q^ov)29. В Восточной Африке и на территории Южной Аравии, как говорят об этом Геродот, Страбон и Арриан, следов этих растений не найдено, а вот Цейлон, Индия, Индокитай и Ява и сейчас производят такое благовоние30. Возможно, несоответствие в показаниях древних исследователей в сравнении с современными данными можно объяснить тем, что в древности корица в больших количествах вывозилась именно из гаваней Сомалийского берега. А уже сюда этот продукт доставлялся в основном арабами из Южной и Юго-Западной Азии31.

Одним из известнейших и важнейших фимиамов, судя по дошедшим до нас историческим источникам, употреблявшимся в античном мире, был ладан. Греки обозначали ладан словами Mßavog (означающее «ладан», позже - «ладанное дерево») и Xißavioxog («ладан»)32. Настоящий ладан представляет собой ароматную гумми-смолу33, добываемую из небольших деревьев Boswellia Carteri Birdwood, растущих в наше время в южной части Аравийского полуострова. Дерево ладана бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому, что называется ладаном. Родиной настоящего ладанного дерева считается Южная Аравия, а именно долина Дуфар в Хадрамауте в южной части Аравийского полуострова34. Ладан вывозили всегда в необработанном виде. Сам ладан состоит из камеди и эфирных масел, и при затвердевании распадается на куски желтого или желто-коричневого цвета, но наиболее чистые разновидности ладана почти бесцветны или имеют слегка зеленоватый оттенок. В свежем виде ладан был полупрозрачен, а во время перевозок, вследствие трения кусков между собой, он становился почти матовым35.

Овидий, описывая дары Панхайской земли, наряду с амомом, корицей, нардом, ладаном, называет также и мирру, которая «дорого им стоила»36. Мирра (цирра, G^upva) -это ароматическая гумми-смола с горьким вкусом, являющаяся продуктом различных

26 Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. Очерки военно-политической истории. К., 1994. С. 133.

27 Кадеев В.И., Сорочан С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э.-У в. н.э. Харьков, 1989. С. 85.

28 Там же. С. 41-44; Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя . С. 9.

29 Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта. Казань, 1907. С. 92; Муравьева Д.А. Тропические и субтропические лекарственные растения. М., 1983. С. 114.

30 Геродот. История. III, 107; Страбон. География. II, V, 35; Арриан. Индия. 32. 6-7; Страбон. XVI. IV. 14, 19.

31 Хвостов М. История восточной торговли . С. 91-92.

32 Таронян Г.А. Примечания к приложению (к отрывкам из книг П-ХХХЩ // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994. С. 907.

33 Энциклопедический словарь / издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXXа- СПб., 1900. С. 565.

34 Москалев С.Э. Ладан // Наука и Религия. Москва, 1995- № 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.futura.ru/inc/Ladan.htm. Доступ: 29.01.13.

35 Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958. С. 165.

36 Овидий. Метаморфозы. X. С. 308-309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

видов деревьев Balsamodendron myrrha или Commiphora myrrha семейства бурзеровых (Burseraceae), которые произрастают в Южной Аравии и в северо-восточной части Африки на берегах Красного моря и Индийского океана (Эфиопия, Сомали)37. Вытекшая из мирровых деревьев гумми-смола застывает, как и ладан, в ломкие комки желтоватого, красноватого или бурого цвета, обладающие сильным специфическим запахом и горьким вкусом; она состоит из эфирного масла (миррол), камеди и смолы (миррин).

Спрос на эти виды благовоний, содержащие ароматические масла, в античном мире был очень высок. Они употреблялись в парфюмерии, в медицине, для придания аромата вину, для воскурений при богослужениях (возможно, из корицы готовили благовонные свечи), а также для погребения усопшего (в римское время кассию, ладан и мирру помещали в бальзамарии).

В херсонесских христианских погребальных сооружениях инвентарь присутствует вплоть до VI-VII вв.38. О содержимом и назначении бальзамариев в погребениях византийского периода судить сложно. Исследователь христианских кладбищ Рима Н.В. Покровский указал, что фиалы с красным веществом могли быть сосудами с кровью мучеников, с освященным вином или ароматическим бальзамом39. Вероятнее всего, в таких сосудах помещали освященное масло, елей, который использовали при требе соборования умирающего. Традиция освящения масла и использования его в лечебных целях известна с первых веков нашей эры. Согласно церковной традиции, оно совершается над смертельно больным. Очевидно, такие стеклянные сосуды могли содержать освященный елей, использовавшийся при маслособоровании и, в свою очередь, являлись предметом христианского культа40.

И.П. Засецкая, анализируя коллекцию боспорского стекла из собрания Эрмитажа, применяет к рассматриваемым нами сосудам наименование «колбообразные»41. Она указывает на их распространенность до VII в. включительно. Тот же процесс наблюдается и в отношении кладбищ Херсонеса - Херсона. Возможно, прекращение использования стеклянных бальзамариев связано с арабскими завоеваниями, в результате которых Римская империя лишилась Месопотамии, Сирии и Египта - традиционных пунктов поставки ароматических масел, использовавшихся не только в парфюмерии, но и для елеосвящения. Так, если до VII в. в погребение помещался целый, пусть и не большой сосуд, наполненный елеем, то теперь могли ограничиваться несколькими каплями, возливаемыми непосредственно на покойного.

Из вышесказанного следует, что стеклянные бальзамарии являли собой часть погребального инвентаря и потому входили в погребальную традицию начиная с первых веков нашей эры - размещения на территории Херсонеса и в его окрестностях римских гарнизонов - и до VII века включительно, что, очевидно, следует связывать с арабскими завоеваниями.

Согласно античной погребальной традиции в греческий период, тело усопшего умащивали маслами и благовониями, в римский - около погребаемого ставили бальза-марии с этими благовониями, что унаследовалось и византийской традицией. Однако, уже в середине VII в. помещение сосудов с освященным маслом в погребальные сооружения было заменено помазыванием тела усопшего. В связи с этим из погребений исчезают бальзамарии. Традиция помазывания умершего елеем сохранилась и сегодня. Так, происходит возвращение к некоторым элементам греческого античного погребального обряда.

37 Лукас А. Материалы и ремесленные производства... С. 168.

38 Ferrua A. The Unknown Catacomb: Unique Discovery of Early Christian Art. Scotland, 1991. Р. 158; Айбабин А.И. Могильники VIII - начала Х вв. в Крыму // МАИЭТ. 1993. Вып. 3. С. 127-130.

39 Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/16_p/pok/rovsky.htm. Доступ: 03.02.2013.

40 Супрун Н.О. Об использовании бальзамариев как одной из составляющих погребальной традиции Херсонеса // Каразинские чтения (ист. науки): Тезисы докладов 63-й международной научной конференции молодых ученых. Х., 2010. С. 323-324; Фомин М.В. О елее ... С. 92-93.

41 Засецкая И.П. Стеклянная посуда некрополя Боспора второй половины IV - рубежа VI-VII вв. н.э. (из собрания Государственного Эрмитажа) // Боспорские исследования. Вып. 20. Симферополь-Керчь, 2008. С. 49-60.

По всей видимости, в период античности в стеклянные сосуды помещали благовония, такие как кассия, ладан и мирра, а в византийский период они куда чаще служили вместилищем освященного масла елея - как предмет христианского культа.

Каждый период истории Херсонеса имеет свою мировоззренческую основу, в процессе смены внешнеполитических факторов влияния также происходит постепенная эволюция восприятия жизни и смерти. Две религии - язычество и христианство - несли в себе разные догмы и представления об окружающем мире. Но показательным, на наш взгляд, следует считать то, что, несмотря на эволюцию восприятия жизни и смерти от трагической безысходности до надежды на воскресение души, собственно погребальный обряд, в сущности, не менялся. Безусловно, в византийский период прослеживаются особенности, характерные исключительно для христианского погребального обряда, однако основные компоненты сохраняются, приобретая лишь другое содержание, отвечающее требованиям господствующей религии и нового христианского менталитета. Так, церемония захоронения, как и ее составляющая - бальзамарии с благовониями, иллюстрируют преемственность традиции, являя своего рода переосмысление старых, хорошо известных традиций.

ВДИ - Вестник древней истории

Список сокращений

ГИМ - Государственный Исторический музей

ГЭ - Государственный Эрмитаж

ИАК - Известия Археологической комиссии

МАИЭТ - Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии НЗХТ - Национальный заповедник «Херсонеса Таврического»

Хсб. - Херсонесский сборник

USING OF THE BALSAMARIUMS AS AN ELEMENT OF THE FUNERAL TRADITIONS IN THE ANTIQUE - BYZANTINE CHERSONESE

N.O. SUPRUN

V.N. Karazin Kharkiv National

University, Ukraine

e-mail: une.natale@gmail.com

All the components of the funeral ceremony in the Chersonese were changing during the antique and medieval periods. These include the choice of the way of burial, constituent elements of these ways, the choice of the funeral installation, as well as the funeral ceremonies. The Balsa- mariums were the integral part of the Chersonese citizen’s funeral cere- mony. Given article is the first attempt to make a comprehensive picture of the purpose and role of the Balsamariums in the context of the funeral tradition in the antique - Byzantine Chersonese.

Key words: the Chersonese, funeral ceremony, burial ceremony, the Balsamariums.