Научная статья на тему 'О трансформации погребального обряда Херсонеса-Херсона на примере использования кремации'

О трансформации погребального обряда Херсонеса-Херсона на примере использования кремации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
881
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕРСОНЕС / АНТИЧНОСТЬ / НЕКРОПОЛЬ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / КРЕМАЦИЯ / ПОГРЕБАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ЗАХОРОНЕНИЕ / ПОГРЕБАЛЬНАЯ АМФОРА / ПОГРЕБАЛЬНЫЙИНВЕНТАРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Супрун Н. О.

Погребальный обряд отражает целостную систему взглядов, которые складывались столетиями. В связи с трансформацией мировоззрения на протяжении античного и средневекового периодов в Херсонесе претерпевали изменения все его составляющие: выбор способа погребения, выбор погребального сооружения, а также церемония захоронения. Статья является первой попыткой комплексного анализа кремации в контексте погребального обряда Херсонеса-Херсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О трансформации погребального обряда Херсонеса-Херсона на примере использования кремации»

УДК 94(477.71:2-557

О ТРАНСФОРМАЦИИ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА ХЕРСОНЕСА-ХЕРСОНА НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕМАЦИИ

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Н.О. СУПРУН

Погребальный обряд отражает целостную систему взглядов, которые складувались столетиями. В связи с трансформацией мировоззрения на протяжении античного и средневекового периодов в Херсонесе претерпевали изменения все его составляющие: выбор способа погребения, выбор погребального сооружения, а также церемонiя захоронения. Статья является первуй попыткой комплексного анализа кремации в контексте погребального обряда Херсонеса-Херсона.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Херсонес, античность, некрополь, погребальный обряд, кремация, погребальное сооружение, захоронение, погребальная амфора, погребальныйинвентарь.

Крымский Херсонес сохранил свою территорию доступной для археологических изысканий, что является редкостью в современных условиях. В этом отношении город уникален, поскольку на его территории ведутся планомерные археологические исследования на протяжении более чем ста лет, и на сегодня накоплено около 200 000 находок, нуждающихся в обработке и анализе1. Наименее исследованной является история религиозной жизни и повседневности, в частности, такая важная ее составляющая, как погребальный обряд, и самое главное - его эволюция от эпохи античности до конца Высокого Средневековья.

В современном мире достаточно часто речь идет о переемственности традиций, о переосмыслении ценностей, о возвращении к старому, хорошо забытому. И прежде всего это касается мировоззренческих основ социума. Отсюда и формируется первоочередная задача исследователя - поиск первооснов, причин искоренения каких-либо элементов. Так, сегодня есть работы, посвященные изучению отдельных элементов погребального обряда как античного Херсонеса, так и византийского Херсона, однако попутка его комплексного анализа в контексте эволюции мировоззрения проводится впервые. Среди специалистов, которые непосредственно обращались к вопросу кремации в Херсонесе, следует выделить В. М. Зубаря, А. В. Буйских, М. В. Фомина и С. Б. Сорочана2. Исследователи предлагают разные типы классификации погребальных сооружений, предназначенных для трупоположения и трупосожжения, приводят анализ погребальных стел и инвентаря. Здесь необходимо определить смысловую нагрузку термина «погребальный обряд», так как в разных публикациях он трактуется по-разному. Мы предлагаем рассматривать погребальный обряд как обобщающее понятие, как целостный комплекс ритуальных действий на мировоззренческой основе: церемонию захоронения, типы погребального сооружения, использование надгробий и способы захоронения. Данная статья -первая попытка комплексного анализа кремации как способа захоронения в контексте погребальной традиции херсонеситов.

На протяжении V в. до н.э. - I в. н.э. в Херсонесе сложилось традиционное полисное мировоззрение, отражавшееся в государственных культах и целостном общинном восприятии мира. Общая традиционность в развитии религиозного самоопределения была обусловлена своеобразным развитием Херсонеса как дорийской колонии, а с потерей ав-

1 Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI - первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1-2. Харьков, 2005. С. 1031; Фомин М.В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (1У-Х вв.). Харьков, 2011. С. 5-9.

2 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического 1-^ вв. н. э. К., 1982; Зубарь В.М. Летопись археологических исследований Херсонеса-Херсона и его округи (1914-2005 гг.). Симферополь, 2009; Буйских А.В. Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. Симферополь, 2008; Фомин М.В. Погребальная традиция ... ; Сорочан С.Б. Византийский Херсон ...

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32

тономии - стремлением сохранить свою самобытность3. Начиная с I в. н.э. Херсонес входит в сферу интересов римской политики, что приводит к изменениям не только в политической жизни города, но и к трансформации религиозного воззрения. Конец III - IV вв. -время появления христианской общины в городе. Новая религия способствует эволюции восприятия жизни и смерти. Все эти процессы нашли свое отражение и в некрополе Херсонеса.

Две активации кремации, не зависящих друг от друга, прослеживаются в ранний период истории города (IV - III вв. до н. э.) и в римский (I-III вв.). В ранний период тру-посожжение следует связывать с дорийской традицией, а в римский - с приходом войск и проникновением новых религиозных взглядов с Востока. В византийском Херсоне (начиная с IV в.) ингумация полностью вытесняет кремацию. Хотя в отдельных случаях херсонеситы и применяли кремирование вплоть до V в.4 Отказ от сожжения тел усопших следует связывать прежде всего с тем, что христианский погребальный обряд, сформировавшийся в первые века, в период VI-IX вв. претерпел значительное развитие. Тело человека, по воззрению Церкви, - храм души, освященный благодатью таинств. Кремация в Византии постепенно перестала использоваться христианами к V в., а с 768 г. была официально запрещена церковными властями. Уже римский император Юлиан Отступник (361-363 гг.) сетовал, что христиане весь мир заполонили мертвецами - у них, по его словам, болезненное пристрастие к могилам. Ввизантийский период прослеживается совершенно иной взгляд на смерть и посмертное существование. Смерть начинает восприниматься как «рождение в вечность», она означала не конец жизни, а изменение существования. Происшедшее с человеком воспринималось как сон, и даже в слове «упокоить» явственно проглядывается синоним «уложить спать»5.

На сегодняшний день в Херсонесе обнаружено около 3,5 тыс. погребальных сооружений. По нашим подсчетам, из них 18 % относятся к трупосожжению.

В античном мире кремация осуществлялась двумя способами: трупосожжение на специальной «точке», расположенной, как правило, недалеко от места захоронения, ис-ожжение усопшего непосредственно в могиле6. В херсонесском некрополе зафиксированы оба типа кремирования. Трупосожжений первого типа в Херсонесе открыто значительно больше. В некрополе только в отдельных случаях зафиксированы места сожжения, о которых судить трудно, так как они, как правило, не описывались7. Сожжение происходило на поверхности земли или в небольшом углублении. Погребальный костер сооружался из дерева, на него клали усопшего, рядом ставили инвентарь. Пепел и остатки после горения закапывали или ставили в усыпальницу. Такой же ритуал отмечен в раннем некрополе Пантикапея и Нимфея8. На месте погребения сожжение происходило либо непосредственно над могильной ямой, либо на дне. В могилу помещались ветки кустарника и дерево, остатки которого иногда прослеживаются при раскопках9. В Херсонесе, так же, как и в Греции, для усиления горения при сооружении погребального костра наряду с деревом использовалась виноградная лоза. При сожжении на месте погребения поперек могилы клали несколько толстых брусьев, на которые укладывали тело усопше-го10. Внизу разводили огонь. В архаических некрополях Греции для улучшения тяги во время горения в дне могильной ямы делались канавки, по которым мог свободно цирку-

3Шевченко Т.М. Особливоста релЫйного свггогляду населения античного Херсонеса: автореф. дис. ... канд. ют. наук, спещальшсть 07.00.04 - археологи; 1нститут археологи НАНУ. К., 2008. С. 13.

4 Рыжов С.Г. Отчет о раскопках могилы в Песочной бухте и альбом иллюстраций за 1975 г. // Архив НЗХТ. 1975. Д. № 1780. Л. 2-3.

5 Сорочан С.Б. Византия. Парадигмы быта, сознания и культуры. Харьков, 2011. С. 138, 153.

6 Магда А.В. Западный некрополь Херсонеса. Доследование грабительских шурфов, заложенных в период межсезонья 2001-2002 гг. / / Архив НЗХТ. Д. № 3591. Л. 8.

7 Лепер Р.Х. Дневник раскопок херсонесского некрополя в 1908-1910 гг. / / ХСб. 1927. Вып. 2. С. 233; Белов Г.Д. Некрополь Херсонеса классической и эллинистической эпохи / / ВДИ. 1948. № 1. С. 158.

8 Кастанаян Е.Г. Грунтовые некрополи боспорских городов VI-IV вв. до н.э. и местные их особенности / / МИА. 1959. № 69. С. 260-262; Аветиков А.А. Охранные работы на некрополе Нимфея / / Археологические исследования в Крыму. 1995 г. Симферополь, 2007. Л. 8; Силантьева Л.Ф. Некрополь Нимфея / / МИА. 1959. № 69. С. 18.

9 Косцюшко-Валюжинич К.К. Некрополь у крестовидного храма в Херсонесе. 1912. Вып. 47. Мог. № 2395.

10 Там же. Мог. № 2388.

лировать воздух, ускоряя процесс горения. Подобное имело место и в Херсонесе, где, например, в одной из могил, раскопанных Косцюшко-Валюжиничем в 1895 г., ниже золы и жженных костей, в подошве по всей длине было вырублено узкое углубление, в котором оказались крупные куски древесного угля11. Иногда кремировали тело в гробу, о чем свидетельствуют гвозди, обнаруженные в могилах12. Здесь мы встречаемся с ранней формой этого обряда, которая своими корнями уходит в архаический период13. Исследователи полагают, что для сожжения тела на костре требовалась температура в пределах 900-1000°14. В Херсонесе эти данные подтверждает археологический инвентарь: изделия из серебра, золота, меди и железа в значительной мере подвергались жжению, в некоторых случаях были совершенно расплавлены15. Так, ^ плавления Ag=96o,8 °С, Аи=10бз°С, Си=ю8з°С, Fe=l539 °С16. Также на стенках некоторых погребальных сооружений были обнаружены следы интенсивного горения.

Все трупосожжения в античном Херсонесе можно разделить по способу захоронения остатков кремации на погребения урновые и безурновые, в которых остатки сожжения находятся непосредственно в могильной яме17. Для захоронения пепла в Херсонесе использовали не только керамические и свинцовые урны, специально изготовленные для погребального обряда, но и сосуды, используемые в быту18. Сосуды с остатками сожжения закрывались специальными свинцовыми или глиняными крышками, также пробками, вырубленными из мягкого известняка19. В херсонесском некрополе встречаются и могилы с несколькими урнами20.

Античные авторы сообщают, что захоронения младенцев происходили по способу ингумации, зачастую в погребальных амфорах. Так, Децим Юний Ювенал - римский сатирический поэт - пишет: «.мы вздыхаем по повелению природы, когда похоронная процессия взрослой девушки встречается, или когда в земле скрывается младенец, не достигший возраста для похоронных костров» (перевод наш - Н.С.)21. Такие данные в большинстве подтверждаются археологическими раскопками Херсонеса. Однако наличие кремированных младенцев в каменных могилах № 1022 и № 1023 на территории херсонесского некрополя следует считать его особенностью22.

Значительное место в погребальном культе отводилось возведению погребального сооружения, в котором и совершалось захоронение. После смерти и погребения душа умершего, как считалось, не теряла связи с местом захоронения. О наличии веры в то, что могила в какой-то степени является местопребыванием не только тела, но и души, свидетельствуют как письменные, так и археологические источники23. Могила мыслилась как жилище, поэтому погребальные сооружения, как правило, развивались в тесной связи с

11 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в северо-западном углу городища (продолжение раскопок 1891 и 1895 гг.) // Архив НЗХТ. Д. № 10. Л. 74.

12Лепер Р.Х. Дневники раскопок ... С. 193, мог. 16 (29); Репников Н.И. Дневник работ с 7 марта по 8 июля 1908 г. // Хсб. 1927. Вып. 2. С. 149, 181, мог. № 2813; Магда А.В. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса Таврического в 1995 г. // Архив НЗХТ. Д. № 3267. Л. 10, мог. № 98.

13 Никитина Г.Ф. Погребальный обряд культур полей погребений Средней Европы в 1 тыс. до н. э. -1 тыс. н. э. // Погребальный обряд племен Северной и Средней Европы в 1 тыс. до н. э. - 1 тыс. н. э. М., 1974. С. 59; Wells C. Study of Cremations // Antiquity. 1960. t. 34. N. 133. P. 29-37.

14 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 52; Никитина Г.Ф. Погребальный обряд ... С. 59; Wells C. Study of Cremations .Р. 35-36.

15 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет за 1900 г. Отчет о раскопках южной оборонительной стены // Архив НЗХТ. Д. № 9. Л. 22, урны №№ 1035 и 1036; Репников Н.И. Дневник работ ... С. 156, мог. № 2550; С. 157, мог. № 2562, С. 173, мог. № 2757; С. 158, мог. № 2579, С. 194, мог. № 29 (44).

16 Глинка Н.Л. Общая химия. Л., 1974. С. 562, 663.

17 Рыжов С.Г. Отчет о раскопках ... Л. 2-3.

18 Ушаков С.В. Отчет об охранных исследованиях некрополя у Карантинной бухты в 1993 г. // Архив НЗХТ. Д. № 3176. Л. 1, 1А, 7, мог. № 12; Репников Н.И. Дневник работ ... С. 162, мог. № 2638.

19 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет за 1896 г. Отчет о раскопках Херсонесского городища (юго-восточный угол главной площади и к северу от склада древностей) // Архив НЗХТ. Д. № 5, мог. № 755; Лепер Р.Х. Дневники раскопок ... С. 207, мог. № 130 (42); Репников Н.И. Дневник работ ... С. 175, мог. № 2781.

20 Лепер Р. Х. Дневники раскопок . С. 207.

21 «... naturae imperio gemimus, cum funus adulate uirginis occurrit uel terra clauditur infans et minor igne rogi» (Juvenalis, XV, 138-140).

22 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет за 1900 г. . Л. 18-19.

23 Кастанаян Е.Г. Обряд тризны в боспорских курганах // СА. 1950. Т. 14. С. 124 и сл.; Шевченко Т.М. Особливоста релЫйного свггогляду населення античного Херсонеса. К., 2011. С. 283.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32

архитектурой жилых и культовых зданий24. Конструкция и размеры подземного жилья, по аналогии с земным, в значительной степени зависели от социального положения усопшего и благосостояния его родственников, в обязанности которых входило устройство погребения25. Разумеется, при этом стоит учитывать и другие факторы, в частности мировоззренческие, которыми могли быть обусловлены особенности того или иного погребального сооружения.

Согласно античной традиции, в Херсонесе было строгое разделение пространства на мир живых и мир мертвых. Некрополь располагался исключительно за городскими стенами. География раннего херсонесского некрополя периода возникновения города до конца не исследована. Многие памятники были уничтожены еще в древности, когда город расширял свои границы26. В первые века н.э. некрополь располагался на традиционных участках по периметру городских укреплений, вытянувшись вдоль Карантинной бухты, вплоть до ее южной оконечности27.

Основным типом погребальных сооружений и для ингумации, и для кремации в течение всего греческого периода были характерны грунтовые - выкопанные в земле и вырубленные в скале - могилы, предназначенные для индивидуальных захоронений (по нашим подсчетам 82 % от общего числа погребальных сооружений). Эти два типа могил конструктивно ничем не отличаются друг от друга. Различие состоит лишь в толщине надскальной глины или культурного слоя и, соответственно, в природной структуре стенок и дна могильной ямы, высеченных в скале или вырезанных в грунте, а также в наличии или отсутствии следов дополнительных конструкций - разного рода углублений на дне могильной ямы28. Грунтовые могилы открыты во всех некрополях греческих городов Северного Причерноморья и Средиземноморья, где они на протяжении античного периода являлись погребальными сооружениями, которые в первую очередь использовались бедными и средними слоями населения, о чем свидетельствует погребальный инвентарь. В Херсонесе в IV в. н.э. их число несколько сокращается в сравнении с первыми тремя веками н.э. Это следует объяснять тем, что в позднеантичный период основным погребальным сооружением становятся склепы, которые использовали для захоронения не только зажиточных горожан, но и бедной прослойки населения, нередко приспосабливавшей для погребения родственников ограбленные или уже использованные склепы29.

Гробницы, сложенные из каменных плит, в некрополе Херсонеса, согласно нашим подсчетам, составляют около 15 % от общего числа. О конструкции погребальных сооружений такого типа можно судить по данным, имеющимся в отчетах К. К. Косцюшко-Валюжинича, который называл их «обложенными» или «сложенными» из плит30. Гробницы, сложенные из каменных плит, появляются в Херсонесе во II в. до н.э. и используются вплоть до III-IV вв. н.э.31 Это типичное античное погребальное сооружение, имеющее аналоги в архаическом могильнике на о. Березань, в Фанагории, в некрополе Панти-капея и др.32 В отчетах о раскопках К. К. Косцюшко-Валюжинич называет ступенчатые гробницы (около 0,3 %) «гробницами египетской кладки», однако этот термин условный и не передает особенностей конструкции этих могил. В некрополе Херсонеса зафиксиро-

24 Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958. С. 228; Сокольский Н.И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья. М., 1969. С. 12.

25 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 11.

26 Зубар В.М. Iсторiя розкопок ... С. 55; Буйских А.В. Пространственное развитие ... С. 49-50.

27 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 9-10, рис. 1.

28 Буйских А.В. Пространственное развитие . С. 52-59.

29 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 15.

30 Косцюшко-Валюжинич К.К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом за 1900 г. // ИАК. 1902. Вып. 2. С. 51-73; Косцюшко-Валюжинич К.К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1902 г. // ИАК. 1904. Вып. 9. С. 49-82; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет раскопках в Херсонесе Таврическом в 1903 г. // ИАК. 1905. Вып. 16. С. 34-76; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1904 г. // ИАК. 1906. Вып. 20. С. 23-49; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсо-несе Таврическом в 1905 г. // ИАК. 1907. Вып. 25. С. 53-89; Косцюшко-Валюжинич К.К., Скубетов М.И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1907 г. // ИАК. 1907. Вып. 42. С. 49-70; Косцюшко-Валюжинич К.К. О результатах раскопок последнего времени в Херсонесе // ИТУАК. 1911. Вып. 45. С. 34-85.

31 Белов Г.Д. Некрополь Херсонеса эллинистической эпохи / / Археологический сборник. Л., 1978. С. 49.

32 Лапин В.В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Киев, 1966. С. 204-205; Коровина А.К. Раскопки некрополя Фанагории в 1964 г. // КСИА. 1967. Вып. 109. С. 130, 132-133; Кастанаян Е.Г. Грунтовые некрополи . С. 264.

вано девять подобных гробниц с 38 урнами. Использовали гробницы как семейные усыпальницы. А. В. Буйскихвысказала предположение, что такие ступенчатые конструкции вполне могли быть увенчаны мраморными саркофагами. В подтверждение своей гипотезы автор отмечает, что для провинциально-римской погребальной практики первых веков н.э. характерно широкое использование ступенчатых оснований. В Италии такие сооружения известны уже от начала I в. до н.э. Однако пути проникновения таких погребальных сооружений в городской некрополь Херсонеса, на фоне обширного географического ареала их распространения, не выяснены окончательно33.

Склепы-колумбарии располагались у крепостных стен. Погребальные сооружения этого типа сложены из известняковых плит и имеют прямоугольную форму. Для Херсо-неса этот тип погребальных сооружений не характерен, поэтому можно предположить, что они использовались небольшой группой населения, принадлежавшей к социальным верхам34. Условно разделим их на наземные и подземные. Наземные склепы-колумбарии представлены двумя памятниками - склепами № 1013 и № 1014 с нишами для урн, они были пристроены с внешней стороны к 16-й куртине35. Помимо прямого назначения как вместилища урн, в склепе № 1013 был обнаружен также и каменный саркофаг с трупопо-ложением, а также несколько костяков на полу склепа36. Н. В. Пятышева предположила, что такие склепы по своим конструктивным особенностям близки мавзолею Неаполя Скифского и в них прослеживается влияние скифской архитектуры37. Исследователь же мавзолея П. Н. Шульц, подчеркивая скифскую направленность в его архитектурном решении, связывал это сооружение с херсонесскими склепами только по принципу при-стенности38. Г. Д. Белов же указывал на близость их конструкции некоторым погребальным сооружениям, открытым в некрополе Ольвии39. А. В. Буйских пишет, что колумбарии типичны для римской (италийской) погребальной архитектуры, являясь ее отличительной чертой40.

Подземные склепы-колумбарии конструктивно повторяют тип и размеры наземных склепов с той разницей, что они были опущены ниже уровня дневной поверхности. Для Херсонеса вопрос о том, появились эти склепы из восточных (прежде всего мало-азийских) или западных провинций Империи, по-прежнему не решается однозначно, хотя по целому ряду соображений, связанных с развитием других типов погребальных сооружений и надгробных памятников, малоазийское направление, как основное, рассматривается как наиболее предпочтительное41. Склепов, вырубленных в скале, с нишами для установки урн, четырехугольной формы, по нашим подсчетам около 0,5 %. Все они ограблены. Материал Ш-1У вв. н. э., обнаруженный в них, относится к вторичным захоронениям, совершенным в разоренных склепах. Наличие ниш для урн сближает эти склепы с пристенными склепами № 1013 и 1014, а также с группой гробниц с двускатным перекрытием. Это позволяет датировать описанные склепы 1-Ш вв. н.э.42.

Трудно сказать, с чем был связан выбор способа погребения в античном мире. Достаточно основательный анализ версий и историографии вопроса приводит в своей монографии В. М. Зубарь43. Интересным, на наш взгляд, представляется мнение, что огонь -есть родящее начало. Среди ритуалов, сопровождавших новое «рождение», важное место отводилось обрядам очищения44. Один из них - очищение огнем45. В Херсонесе была об-

33 Буйских А.В. Пространственное развитие ... С. 229-231.

34 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 25.

35 Косцюшко-Валюжинич К.К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1899 году / / ИАК 1901 а. Вып. 1.С. 1-55, рис. 9; Белов Г.Д. Римские приставные склепы № 1013 и 1014 // ХСб. 1927. Вып. 2. С. 105.

36 Косцюшко-Валюжинич К.К. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1899 году / / ИАК.1901 а. Вып. 1. С. 11.

37 Пятышева Н.В. Ювелирные изделия Херсонеса (конец IV в. до н.э. - IV в. н.э.) // Тр. ГИМ. 1956. Вып. 18. С. 73.

38 Шульц П.Н. Мавзолей Неаполя Скифского. М., 1953. С. 50.

39 Белов Г.Д. Римские приставные склепы ... С.111; Парович-Пешикан М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев, 1974. С. 39 и сл.

40 Буйских А.В. Пространственное развитие ... С. 227-228.

41 Гриневич К.Э. Стены Херсонеса Таврического // ХСб. 1927. Вып. 2. С. 111; Буйских А.В. Пространственное развитие . С. 227-228.

42 Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического ... С. 32.

43 Там же. С. 58-63.

44 Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958. С. 41-42.

наружена подстилка из угля и золы, в том числе и под погребенным способом ингума-ции. С. Ф. Стржелецкий в 1945 г. проследил целый ряд таких захоронений. В грунтовых могилах были найдены и кости, очевидно, жертвенных животных: овцы или козы, коровы, птичьи кости, кости камбалы, остатки краба. Датируются такие захоронения вт. пол. IV - пер. пол. III вв. до н.э.46

Выбор способа погребения в значительной мере зависел от сощального положения умершего в обществе, а также от еговозраста (в античный период маленьких детей предавали земле)47. По всей видимости, кремация - более дорогостоящий обряд. Письменные источники свидетельствуют, что кремировали, как правило, царей, героев и других представителей социальной верхушки. В Херсонесе об этом свидетельствует погребальный инвентарь: вместе с сожженным прахом нередко находят украшения и различные металлические изделия. К тому же трупосожжение становится характерной чертой херсонесского некрополя, начиная с римского периода, когда в городе наблюдается экономический подъем. Интересной представляется точка зрения Д. Робинсона, который считал, что выбор способа погребения зависел от традиции, сложившейся в рамках се-мьи48. Подтверждение этому мы находим в письменных источниках. Лукиан, например, сообщает, что в среде простых людей укоренились очень древние по своей природе верования, связанные с представлениями о загробном мире. Погребальный культ у греков являлся составной частью семейной религии49. Кремация была вытеснена только христианством. Из вышесказанного следует, что каждый период Херсонеса имеет свою мировоззренческую основу, в процессе смены внешнеполитических факторов влияния происходит постепенная трансформация восприятия жизни и смерти. Две религии - язычество и христианство - несли в себе разные догмы и представления об окружающем мире. Но показательным, на наш взгляд, следует считать то, что, несмотря на эволюцию восприятия жизни и смерти от трагической безысходности до надежды на воскресение души, собственно погребальный обряд, в сущности, не менялся. Безусловно, в византийский период прослеживаются особенности, характерные исключительно для христианского погребально обряда, однако основные компоненты сохраняются, приобретая лишь другое содержание, отвечающее требованиям господствующей религии и нового христианского менталитета. Трупосожжения, зафиксированные в некрополе Херсонеса, можно рассматривать в качестве очень древнего греческого ритуала, который в силу определенной консервативности и этнической чистоты населения Херсонеса практиковался на протяжении эллинистической и римской эпох. Так, важным представляется, что присутствие на территории города представителей других этносов и активные торговые связи с восточным Средиземноморьем, Малой Азией, Поддунавьем и варварским населением Крыма не повлияли на античную погребальную традицию. Даже в негреческих погребальных комплексах прослеживается сильное влияние античной культуры. Сожжение умерших было характерно для зажиточной части населения города. Только начиная с середины III в. н.э. в связи с новыми явлениями в области идеологии, которые выразились в проникновении в Херсонес христианства, кремация была постепенно заменена ингумацией.

Список сокращений

ВДИ - Вестник древней истории.

ГИМ - Государственный Исторический музей.

ГЭ - Государственный Эрмитаж.

ИАК - Известия Археологической комиссии.

МАИЭТ - Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. НЗХТ - Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Хсб. - Херсонесский сборник.

45 Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939- С. 515; Turcan R. Origines et sens de l'inhumation a l'epoque Imperiale //Rev. studes ansiennes. 1958. Т. 60. N. 3/4. Р. 339.

46 Стржелецкий С.Ф. Отчет о раскопках таврского некрополя в Херсонесе за 1945 г. // Архив НЗХТ. Д. № 1300. 69 л.

47 Латышев В.В. Греческие и латинские надписи найденные в Южной России в 1889-1891 гг. СПб, 1892.С. 248.

48 Robinson D. Excavations at Olynthus. Baltimore, 1941. Pt. 11. P. 149.

49 Шевченко Т.М. Особливоста релЫйного свггогляду ... С. 285-286.

TRANSFORMATION OF FUNERAL RITES IN HERSONISSOS-KHERSON ON EXAMPLE

OF USING CREMATION

N.O. SUPRUN

V.N. Karazin Kharkiv National University

e-mail: [email protected]

The sepulchral rite reflects the wholeness of the view system which haering been made for centuries. Due to the evolution of the world's outlook in the Antiquity and Middle Ages, certain changes of all its counterparts in the Chersonese took place, i. e. the choice of the sepulchral rite type as well as the construction or the rite ceremony itself. The article is the first attempt to analyze the point of cremation in various respects, systematically in the context of sepulchral rite.

Key words: the Chersonese, antiquity, necropolis, sepulchral rite, cremation, sepulchral construction, burial, sepulchral amphora, sepulchral inventory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.