The chronology of the excavation projectiles "Khersonese" National Park
Dedovets R.
Хронология раскопок метательных снарядов национального заповедника
«Херсонес Таврический» Дедовец Р. В.
Дедовец Роман Вячеславович /Dedovets Roman - студент, кафедра градостроительства, Академия строительства и архитектуры, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются ядра из камня и глины, найденные в ходе раскопок Херсонеса, являющиеся массовым археологическим материалом и одним из важных источников по истории его военного дела.
Abstract: in this paper we consider the core of stone and clay, have been found during excavations of Khersones us excavations, archaeological material is massive and one of the most important sources on the history of its military affairs.
Ключевые слова: метательные снаряды, Херсонес, раскопки. Keywords: projectiles, Chersonese, excavations.
Метательные снаряды — древнейшее оружие дальнего боя, самыми ранними образцами которого являются метательные камни. Превращение камня в орудие нападения и защиты не только обеспечило выживание и развитие человеческого сообщества — происходит овладение пространством с помощью метательного оружия [Элиаде 2002: 464].
Очевидно, что усвоенные приёмы метания, а также подбор и изготовление снарядов с наилучшими баллистическими качествами позволяли не только успешно охотиться, но и воевать. Впоследствии каменные и более легкие в производстве глиняные снаряды широко используются в войнах древнего и средневекового периодов. Военное искусство Древней Греции, Древнего Рима и Византии не только создало целую науку о метательных снарядах и машинах, но и технически воплотило и широко использовало её руководства на практике. [Кучма 1965: 148]. Составной частью этого искусства является военное дело греческих городов-государств Северного Причерноморья. В наибольшей степени это относится и к опыту Херсонеса, древнегреческого полиса, входившего позднее в состав Римской, затем Византийской империй, существовавшего с V в. до н. э. по XV в. н. э. (с конца VI в. известного как Херсон). Ядра из камня и глины, найденные в ходе раскопок Херсонеса, являются массовым археологическим материалом и одним из важных источников по истории его военного дела.
Первые упоминания об использовании метательных машин (а следовательно и снарядов) в военной практике Херсонеса содержатся в нарративных источниках и относятся еще к античному периоду. Самый ранний из них это — труд римского историка Аппиана (II в.) «Римская история», одна из книг которой отсылает нас к событиям конца II — первой трети I вв. до н.э. и косвенно затрагивает историю Херсонеса. В этот период, как известно, город подпадает под власть понтийского царя Митридата VI Евпатора и вынужденно включается в его изнурительные войны с Римом. Потерпев очередное военное поражение, Митридат «... стал спешно собирать войско из свободных и рабов, приготовил много оружия и копий и военных машин, не щадя ни лесу, ни рабочих быков для изготовления тетив (из жил)...» [Аппиан 1946: 282]. Очевидно, что в этом фрагменте отчасти речь идёт о повинности с подвластных Митридату владений (возможно, и Херсонеса) — изготовлении метательных машин, использовавших энергию скрученных пучков сухожилий животных [Карлов, Белый 2008: 173].
Следующие по хронологии свидетельства — эпиграфические памятники. Наиболее ранний из них (ок. 370-375 гг.) относится ко времени правления римских императоров Валента, Валентиниана и Грациана и содержит информацию о пребывании в Херсонесе специального отряда баллистиариев, ведавших метательными машинами (баллистами) и способствовавшего укреплению гарнизона [Соломоник 1983: 28-30]. Второй — строительная надпись времён византийского императора Зенона (474-491 гг.) — даёт сведения о ремонте оборонительных стен Херсона, осуществлённом из средств, отпускаемых на содержание городских баллистиариев [Латышев 1896: 7-15, № 7, табл. I].
Более поздний письменный источник — «Хронография» Феофана (начало IX в.) — рассказывает о карательной экспедиции византийского флота, отправленного императором Юстинианом II в 711 гг. против Херсона и оснащённого метательными машинами натяжного типа — манганиками [Чичуров 1980: 65, 134; Карлов, Белый 2008: 188].
Об успешном применении херсонитами передвижных камнемётов (хиробаллистр) упоминает трактат «Об управлении империей», авторство которого приписывается византийскому императору Константину VII Багрянородному (945-959 гг.). В главе под названием «Повествование о крепости Херсон», являющейся компиляцией на основе херсонесских хроник и преданий, в частности повествуется о военном конфликте III—IV вв. между Херсонесом и Римской империей с одной стороны и Боспорским царством — с другой. При этом подчеркивается, что боевые традиции баллистиариев византийского Херсона и связи города с империей (в X в.— И.К.) восходят к событиям той войны. [Протопопов 1848: 118-139].
Использование в военном деле Херсонеса метательных снарядов подтверждается также археологическими исследованиями. Так, в фондах НЗХТ зафиксировано 63 снаряда из камня и глины, обнаруженных только во время дореволюционных раскопок (Фонды НЗХТ. Книги описей). К дореволюционному времени относятся и первые попытки разбивки материала на группы в соответствии с размерами и соотнесения с теми или иными метательными машинами [Архив НЗХТ. Д. № 4/1, л. 44].
Не менее насыщены подобными находками были и последующие археологические изыскания на территории херсонесского городища и его округи. Так, в 1963 г. работая над созданием картотеки оружия Херсонеса, О. Я. Савеля выявил в фондах музея 135 единиц метательных снарядов из камня и глины различных типов, большая часть которых поступила в 1920-е — 1930-е гт. (см.: Картотека оружия. Фонды НЗХТ).
Впервые херсонесские метательные снаряды, как отдельный класс археологических находок, были выделены И. А. Антоновой. В рамках её исследования о фортификации Херсона осуществлялась подборка снарядов от камнемётов из фондов музея, составлялась библиография по теме. Снятые размеры и вес, научные описания были сведены в картотеку на 111 единиц (см.: Картотека каменных ядер. Архив НЗХТ.). К сожалению, эта работа не была завершена в связи с безвременной смертью ученого.
Впоследствии специального изучения каменных и глиняных ядер из раскопок Херсонеса не проводилось. Исследователи обычно рассматривали военную историю Херсонеса в целом [Лисовой 1970], анализировали соответствие фортификационных теорий Византии практике Херсона [Кучма 1965: 148-167], уточняли роль и структурную организацию херсонесских баллистиариев в контексте военного дела города [Зубарь 1993: 12-14].
Литература
1. Акопян А. М. Каменные ядра из Арташата. Проблемы античной культуры. М., 1986. С. 232-237.
2. Антонова И. А. Западный фланг обороны Херсонеса // СХМ 3. Севастополь, 1963. С. 60-67.
3. Картотека каменных ядер / Сост. И. А. Антонова // Архив НЗХТ. Д. б/№.
4. Кучма В. В. Оборонительные сооружения Херсонеса Таврического в свете установок «Тактики Льва» // АДСВ 3. Свердловск, 1965. С. 148-167
5. Описание древностей, найденных при раскопках Херсонесского городища и некрополя в 1891 г. // Архив НЗХТ.Д. № 20.
6. Протопопов Н. История города Херсонеса. Сочинения Константина Порфирородного // ЗООИД 2, 1848. С. 118-139.