Научная статья на тему 'ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ'

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРОКЕР / КЛИЕНТ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / РИСК / КАТЕГОРИЗАЦИЯ КЛИЕНТОВ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОПЫТ РАБОТЫ / РАЗМЕР АКТИВОВ / BROKER / CLIENT / QUALIFIED INVESTORS / RISK / CATEGORIZATION OF CUSTOMERS (INDIVIDUALS) / EXPERIENCE / AMOUNT OF ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

В статье рассматриваются особенности развития правового регулирования порядка инвестирования физическими лицами на российском рынке ценных бумаг. В частности, обращается внимание на обеспечение судебной защиты прав физических лиц при инвестировании. В статье приводится позиция ведущих юристов относительно целесообразности категорирования инвесторов и их предложения о совершенствования российского законодательства. Автор анализирует предложенные в законопроекте категории неквалифицированных инвесторов и квалифицированных инвесторов, а также меры, предлагаемые в связи с этим участниками рынка. Показано, что в последние годы были внесены существенные изменения в Закон о Центральном Банке, приняты нормативные акты Банка России, но они еще не получили достаточной апробации на практике. Поэтому в условиях нестабильного законодательства могут возникнуть проблемы с вынесением компетентных решений при категорировании инвесторов - физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INVESTMENT ACTIVITY OF INDIVIDUALS IN RUSSIAN STOCK MARKET

In the article considers the features of the development of legal regulation of procedure of investing by individuals on the Russian stock market. In particular, it drawn an attention to the provision of judicial protection of the rights of individuals at investing. In the article presents the position of leading lawyers regarding expediency of categorizing investors and their proposals for improving Russian legislation. The author analyzes the proposed in the bill categories of unskilled and qualified investors, as well as the measures proposed in this regard by the participants of the market. It is shown that in recent year it have been made a significant changes to the Law on the Central Bank, it have been adopted the normative acts of the Bank of Russia, but it have not yet received sufficient approbation in practice. Therefore, in conditions of unstable legislation, it may arise the problems with the making of competent decisions at categorizing investors - individuals.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»

Литература и источники

1. Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 09.07.2018, N 28, ст. 4139.

2. Федеральный закон от 25.12.2018 N 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2018. №53 (часть I), ст. 8404.

3. Федеральный закон от 27.06.2019 N 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 01.07.2019, N 26, ст. 3317.

4. Федеральный закон от 21.12.2013 N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 23.12.2013, N 51, ст. 6687.

5. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2019 N Ф09-8726/18 по делу N А07-23673/2017. Об обязании произвести перерасчет площади жилого помещения, взыскании излишне уплаченной суммы долевого взноса.

6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2015 N Ф02-6389/2014 по делу N А74-2439/2014.

0 взыскании задолженности по договору участия в долевом строительстве.

7. Апелляционное определение Мосгорсуда от 12.03.2019 по делу N 33-9220/2019. О взыскании задолженности по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома.

8. Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И (ред. от 24.12.2018) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» // Вестник Банка России. 26.06.2014. N 60.

9. СЗ РФ. 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4767.

10. www.minstroyrf.ru тезисы выступления главы Минстроя России В. Якушева на итоговой коллегии 2 апреля 2019 года «О результатах деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2018 год»

11. СЗ РФ. 16.10.2017, N 42, ст. 6171.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 01.07.2018 N 175-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnyh domov

1 inyh ob"ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 09.07.2018, N 28, st. 4139.

2. Federal'nyj zakon ot 25.12.2018 N 478-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnyh domov i inyh ob"ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 31.12.2018. №53 (chast' I), st. 8404.

3. Federal'nyj zakon ot 27.06.2019 N 151-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnyh domov i inyh ob"ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 01.07.2019, N 26, st. 3317.

4. Federal'nyj zakon ot 21.12.2013 N 367-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakonodatel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 23.12.2013, N 51, st. 6687.

5. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 16.01.2019 N F09-8726/18 po delu N A07-23673/2017. Ob obyazanii proizvesti pereraschet ploshchadi zhilogo pomeshcheniya, vzyskanii izlishne uplachennoj summy dolevogo vznosa.

6. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Vostochno-Sibirskogo okruga ot 23.01.2015 N F02-6389/2014 po delu N A74-2439/2014. O vzyskanii zadolzhennosti po dogovoru uchastiya v dolevom stroitel'stve.

7. Apellyacionnoe opredelenie Mosgorsuda ot 12.03.2019 po delu N 33-9220/2019. O vzyskanii zadolzhennosti po dogovoru dolevogo uchastiya v stroitel'stve mnogokvartirnogo doma.

8. Instrukciya Banka Rossii ot 30.05.2014 N 153-I (red. ot 24.12.2018) «Ob otkrytii i zakrytii bankovskih schetov, schetov po vkladam (depozitam), depozitnyh schetov» // Vestnik Banka Rossii. 26.06.2014. N 60.

9. SZ RF. 31.07.2017, N 31 (CHast' I), st. 4767.

10. www.minstroyrf.ru tezisy vystupleniya glavy Minstroya Rossii V. YAkusheva na itogovoj kollegii 2 aprelya 2019 goda «O rezul'tatah deyatel'nosti Ministerstva stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii za 2018 god»

11. SZ RF. 16.10.2017, N 42, st. 6171.

БЕЛОБАБЧЕНКО МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. BELOBABCHENKO MARINA K - Ph.D. in Law, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (mbelobabchenko@mail.ru).

УДК 347.1

ВИЛЬДАНОВА М.М.

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РОССИЙСКОМ

РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Ключевые слова: брокер, клиент, квалифицированные инвесторы, риск, категоризация клиентов - физических лиц, опыт работы, размер активов.

В статье рассматриваются особенности развития правового регулирования порядка инвестирования физическими лицами на российском рынке ценных бумаг. В частности, обращается внимание на обеспечение судебной защиты прав физических лиц при инвестировании. В статье приводится позиция ведущих юристов относительно целесообразности категорирования инвесторов и их предложения о совершенствования российского законодательства. Автор анализирует предложенные в законопроекте категории неквалифицированных инвесторов и квалифицированных инвесторов, а также меры, предлагаемые

в связи с этим участниками рынка. Показано, что в последние годы были внесены существенные изменения в Закон о Центральном Банке, приняты нормативные акты Банка России, но они еще не получили достаточной апробации на практике. Поэтому в условиях нестабильного законодательства могут возникнуть проблемы с вынесением компетентных решений при категорировании инвесторов - физических лиц.

VILDANOVA, M M.

ON THE INVESTMENT ACTIVITY OF INDIVIDUALS IN RUSSIAN STOCK MARKET

Keywords: broker, client, qualified investors, risk, categorization of customers (individuals), experience, amount of assets.

In the article considers the features of the development of legal regulation of procedure of investing by individuals on the Russian stock market. In particular, it drawn an attention to the provision of judicial protection of the rights of individuals at investing. In the article presents the position of leading lawyers regarding expediency of categorizing investors and their proposals for improving Russian legislation. The author analyzes the proposed in the bill categories of unskilled and qualified investors, as well as the measures proposed in this regard by the participants of the market. It is shown that in recent year it have been made a significant changes to the Law on the Central Bank, it have been adopted the normative acts of the Bank of Russia, but it have not yet received sufficient approbation in practice. Therefore, in conditions of unstable legislation, it may arise the problems with the making of competent decisions at categorizing investors - individuals.

Введение института квалифицированных инвесторов было предусмотрено в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. Федеральным законом от 6.12.2007 N 334-ФЭ были внесены в Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЭ «О рынке ценных бумаг» [2] (далее - Закон о РЦБ) положения, определяющие понятие квалифицированных инвесторов через указание перечня лиц, которые являются квалифицированными инвесторами по закону, и перечня лиц, которые могут быть признаны таковыми в силу их признания в установленном порядке. В Указании Банка России от 29.04.2015 №3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» [3] установлены требования при признании лиц квалифицированными инвесторами.

В настоящее время к квалифицированным инвесторам могут быть отнесены физические лица, если они отвечает любому из следующих требований:

- общая стоимость ценных бумаг, которыми владеет физическое лицо, и (или) общий размер обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и заключенных за счет этого лица, должны составлять не менее 6 миллионов рублей;

- физическое лицо имеет опыт работы в российской организации, являющейся квалифицированным инвестором не менее 2 лет, и не менее 3 лет в иных случаях и (или) иностранной организации, которые заключали сделки с ценными бумагами и (или) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;

- физическое лицо имеет высшее экономическое образование, подтвержденное документом государственного образца Российской Федерации о высшем образовании, выданным образовательной организацией высшего профессионального образования или квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, аудитора, страхового актуария, или следующие международные финансовые сертификаты: Chartered Financial Analyst (CFA) - дипломированного финансового аналитика; Certified International Investment Analyst (CIIA) - сертифицированного международного инвестиционного аналитика; Financial Risk Manager (FRM) - финансового риск-менеджера;

- физическое лицо заключало сделки с ценными бумагами и (или) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже 1 раза в месяц (совокупная цена должна составлять не менее 6 миллионов рублей);

- размер имущества лица составляет не менее 6 миллионов рублей.

Физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором в отношении одного вида или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, а также одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Квалифицированные инвесторы вправе покупать ценные бумаги, недоступные широкой массе инвесторов: акции иностранных компаний, еврооблигации, структурные ноты, паи в закрытых паевых фондах, ETF (биржевых инвестиционных фондах).

Лица, уполномоченные осуществлять признание квалифицированных инвесторов, должны вести реестр лиц, признанных ими квалифицированными инвесторами. Исключение квалифицированного инвестора из реестра осуществляется по его заявлению либо в случае несоблюдения им требований, которым должны соответствовать квалифицированные инвесторы.

В нормативных актах не определен порядок ознакомления третьих лиц с реестрами. Если есть необходимость совершения сделок через другого брокера, то нужно проходить заново процедуру признания. Ввиду этого некоторые юристы предлагают вести единый реестр квалифицированных инвесторов, содержащий информацию обо всех квалифицированных инвесторах [4]. Полагаем, что такие предложения, безусловно, целесообразны.

Вопросы судебной защиты инвесторов в настоящее время являются наиболее наболевшими. В судебной практике встречаются ситуации, когда физические лица пытаются оспорить сделки с невыгодными для них финансовыми инструментами в связи с тем, что они не предназначены для квалифицированных инвесторов. Одно из самых нашумевших дел - дело о признании договоров с ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» о брокерском обслуживании и об оказании услуг по продаже кредитных нот недействительными сделками. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 18.07.2017 Ш8-КГ17-83 было указано на то, что если банк заключил с гражданином договор, который в силу требований закона мог быть заключен только с квалифицированным инвестором, в условиях, когда гражданин не соответствовал требованиям, установленным в отношении квалифицированного инвестора, то суд вправе согласно пункту 5 статьи 166 ГК РФ расценить, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения. Основанием для этого является тот факт, что «гражданин подтверждал действительность договора (добровольно подал заявление о признании себя квалифицированным инвестором, направлял контрагенту поручение о приобретении кредитных нот, получал купонный доход по ним и т.п.)» [5]. Кроме того, следует отметить, что признание лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации также не является основанием недействительности сделок, совершенных за счет этого лица.

Суды делают акцент на том, что заключение сделок с ценными бумагами и договоров с производными финансовыми инструментами не является деятельностью, направленной на удовлетворение бытовых потребностей граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, и в связи с этим на них не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.

Законодательные органы, пытаясь обеспечить защиту инвесторов - физических лиц, установили административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность либо деятельность по управлению ценными бумагами, за совершение сделок по приобретению ценных бумаг и имущественных прав, предназначенных для квалифицированных инвесторов, за счет лица, не являющего квалифицированным инвестором (статья 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Но пока этот метод воздействия не привел к эффективным результатам.

Рассмотрев вышеуказанные критерии и имеющуюся судебную практику, напрашивается вывод о том, что вряд ли можно считать достаточным наличие лишь одного из этих критериев, чтобы утверждать, что физическое лицо имеет достаточную квалификацию для принятия рисков, связанных со сложными финансовыми инструментами. Как было отмечено в докладе Банка России для общественных консультаций «Совершенствование системы защиты инвесторов на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля» (2016), «...существующее в настоящее время разделение лиц на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов не в полной мере обеспечивает надежную защиту лиц, не обладающих достаточным уровнем финансовой грамотности и финансовыми возможностями, при инвестировании на финансовом рынке. Также указанное разделение инвесторов не учитывает индивидуальные потребности клиентов финансовых организаций» [6].

После проведения общественных консультаций был принят Федеральный закон от 20.12.2017 №397-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и

статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [7]. Согласно указанному закону был введен такой новый вид профессиональной деятельности, как деятельность по инвестиционному консультированию, т.е. оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, заключаемых с ними договоров, а также договоров с производными финансовыми инструментами, путем предоставления инвестиционных рекомендаций. Инвестиционные советники должны выдавать индивидуальные инвестиционные рекомендации, которые включают:

- описание ценных бумаг и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, с которыми планируется заключение сделок;

- описание рисков, связанных с финансовыми инструментами;

- указание на наличие или отсутствие конфликта интересов у инвестиционного советника при оказании услуг.

На основании запрошенных у клиента сведений о возрасте, образовании, среднемесячных доходах и иной информации инвестиционный советник определяет инвестиционного профиль клиента [8]. Под инвестиционным профилем понимается информация о доходности от операций с финансовыми инструментами, на которую рассчитывает клиент; о периоде, за который определяется такая доходность; а также о допустимом для клиента риске убытков от таких операций, если клиент не является квалифицированным инвестором. Инвестиционные советники начали осуществлять свою деятельность с 21 декабря 2018 года и пока сложно определить их эффективность.

В юридической литературе не первый год ведется дискуссия о правовой квалификации института квалифицированных инвесторов. Например, Габов А.В. обращает внимание на то, что критерием отличия квалифицированных инвесторов является «повышенный уровень риска» [9, с.533] и «надо говорить об особом правовом режиме инвестирования в объекты инвестиций повышенного риска, определять правила такого инвестирования и правила отнесения объектов инвестиций к объектам повышенного риска, а уже затем определять правила квалификации лиц, которые могут такое рискованное инвестирование осуществлять» [9, с. 739]. В иных источниках акцентируется внимание на «особых правилах обращения наиболее рискованных ценных бумаг» [10], как на критериях категорирования инвесторов.

В настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения регулирования категорий инвесторов - физических лиц) №6188777 (далее - Проект), принятый Государственной Думой в первом чтении 29.05.2019 [11]. Как указывается в Пояснительной записке, Проект направлен на повышение уровня привлечения частных инвестиций в экономику, снижение рисков проводимых операций и обеспечение надлежащей защищенности прав потребителей финансовых услуг. В связи с этим разумно проанализировать: насколько достигнуты цели авторов проекта закона.

Если ранее большинство конкретных требований к квалифицированным инвесторам содержалось в подзаконных актах, то в рамках подготовленного Проекта эти требования устанавливаются в законе. Повышение уровня правового регулирования влечет за собой необходимость более четкой регламентации понятийного аппарата, в частности, определения термина квалифицированного инвестора, категорий инвесторов не путем отсылок, а с точки зрения сущностного подхода.

Законодатель в Проекте, прежде всего, пытается решить проблему защиты инвесторов -физических лиц. Для этого предусматривается, что лица, осуществляющие категоризацию инвесторов, обязаны проводить проверку достоверности сведений, предоставленных клиентами -физическими лицами, и проверять соблюдение требований, предусмотренных в законе. В случае приобретения брокером ценных бумаг и заключения договоров с производными инструментами в нарушение требований закона, в том числе в результате неправомерного признания клиента квалифицированным инвестором, брокер будет обязан приобрести за свой счет у клиента по его требованию финансовые инструменты и возместить все расходы, понесенные при совершении сделок, а также убытки клиента, причиненных в связи с заключением таких сделок. Однако проблема защиты интересов оказалась нерешенной, так как законодатель, предусмотрев обязанности по проверке информации, не разработал механизм ее проведения, упустив из виду тот

факт, что лица, осуществляющие категоризацию, не имеют доступа к информации, позволяющей подтвердить достоверность. Если отказаться от предусмотренной законопроектом проверки сведений, представляемых клиентами, то нужно найти механизм, позволяющий сформировать позицию для обеспечения защиты интересов инвесторов в судах.

Проект предусматривает категоризацию инвесторов брокерами, форекс-дилерами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, доверительными управляющими, кредитными организациями и субъектами страхового дела. В отношении клиентов - физических лиц, осуществляющих инвестиции на рынке ценных бумаг, предлагается установить следующие категории инвесторов: неквалифицированные инвесторы, к которым относятся особо защищаемые неквалифицированные инвесторы и простые неквалифицированные инвесторы, а также квалифицированные инвесторы, которые могут быть простыми квалифицированными инвесторами и профессиональными квалифицированными инвесторами.

По общему правилу, любое физическое лицо является особо защищаемым неквалифицированным инвестором, если иная категория не определена для него лицом, осуществляющим категоризацию инвесторов. Средства таких инвесторов могут вкладываться в наиболее простые и наименее рискованные финансовые инструменты. Брокеры вправе совершать с этими инвесторами сделки с ценными бумагами первого и второго котировального списка биржи (за исключением коммерческих облигаций), сделки с не ограниченными в обороте инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, сделки с иностранной валютой, заключаемые на организованных торгах, а также сделки с драгоценными металлами, заключаемыми на организованных торгах.

Простым неквалифицированным инвестором может быть признано физическое лицо, которое соответствует хотя бы одному из указанных требований:

- сумма денежных средств такого физического лица или стоимость приобретенных для него финансовых инструментов составляет 400 000 рублей и более и находится в распоряжении лица, осуществляющего категоризацию инвесторов;

- физическое лицо сдало квалификационный экзамен на официальном сайте биржи либо саморегулируемой организации в сфере финансового рынка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Простой неквалифицированный инвестор может совершать сделки, обычно совершаемые особо защищаемым неквалифицированным инвестором, маржинальные сделки и сделки, направленные на приобретение финансовых инструментов, за исключением тех, которые предназначены для квалифицированных инвесторов, - по итогам тестирования, проводимого брокером по заявлению инвестора в целях оценки приемлемости характеристик данного финансового инструмента.

Более строгие требования предъявляются к квалифицированным инвесторам, которыми могут быть физические лица, отнесенные к категории простого квалифицированного инвестора или профессионального квалифицированного инвестора (далее совместно - квалифицированный инвестор - физическое лицо).

Физическое лицо по его заявлению может быть отнесено к категории простого квалифицированного инвестора в случае соответствия хотя бы одному из нижеследующих требований:

- имеет опыт работы в должности, замещение которой требует согласования с Банком России либо опыт работы не менее 2 лет в финансовой организации, являющейся профессиональным квалифицированным инвестором;

- не менее 1 года совершало сделки с ценными бумагами или заключало договоры с производными финансовыми инструментами за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц. При этом совокупная цена таких сделок должна составлять не менее 6 миллионов рублей;

- размер имущества на дату принятия решения об отнесении лица к категории простых квалифицированных инвесторов составляет не менее 10 миллионов рублей;

- сумма денежных средств и иного имущества, переданных брокеру клиентом, либо в индивидуальное доверительное управление или стоимость паев составляет не менее 1,4 миллионов рублей, а также имеется опыт совершения сделок с ценными бумагами и (или)

заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, за последние 6 месяцев в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц. При этом совокупная цена таких сделок (договоров) должна составлять не менее 6 миллионов рублей.

По проекту, профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе заключать с простым квалифицированным инвестором - физическим лицом (либо за его счет) сделки, направленные на приобретение ценных бумаг, и (или) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенные для квалифицированных инвесторов, при условии предоставления профессиональным участником информации о характеристиках таких финансовых инструментах и рисках, связанных с совершением таких операций.

К категории профессиональный квалифицированный инвестор могут быть отнесены физические лица, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

- физическое лицо имеет установленный нормативными актами Банка России международный квалификационный аттестат;

- физическое лицо не менее 3 лет заключало сделки с ценными бумагами или договоры с производными финансовыми инструментами за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц. Совокупная цена таких сделок должна составлять не менее 6 миллионов рублей;

- имеет опыт работы, связанный с обращением ценных бумаг и (или) иных финансовых инструментов, не менее 3 лет в финансовой организации, являющейся квалифицированным инвестором в силу закона;

- размер имущества лица на дату принятия решения об отнесении лица к категории профессиональных квалифицированных инвесторов должно составлять менее 50 миллионов рублей.

По общему правилу, уполномоченные лица могут заключать с профессиональным квалифицированным инвестором - физическим лицом любые сделки с ценными бумагами и договоры с производными финансовыми инструментами.

Из вышеуказанного следует, что требования к опыту работы, количеству совершаемых регулярно сделок и их совокупной цене, размеру имущества профессиональных квалифицированных инвесторов существенно выше, чем к квалифицированным инвесторам на сегодня. Эти вопросы требуют дополнительного анализа. В пояснительных материалах к Проекту отсутствуют какие-либо обоснования изменения требований к квалифицированным инвесторам, а также, что является особенно существенным, - к перечням финансовых инструментов, доступным различным категориям инвесторов.

Сегодня в сети «Интернет» ведется дискуссия по этому поводу. Участники рынка ценных бумаг полагают, что требования к имуществу и сумме совершаемых сделок завышены, а некоторые нормы проекта могут создать препятствия для распоряжения имуществом у ряда инвесторов. Претензии брокеров в основном связаны с чрезмерно жесткими рамками категорирования. Например, как свидетельствуют данные исследования компании «Финам», в последнее время «средняя сумма счета не превышает 300 000 рублей», в то время как в Проекте фигурирует требование по наличию у простого неквалифицированного инвестора 400 000 рублей. «Таким образом, 80% розничных инвесторов попадут в категорию особо защищаемых» [12], т.е. лиц, которые не смогут совершать маржинальные сделки и иные сделки, предусмотренные законом. В рамках подготовки поправок к законопроекту обсуждаются также вопросы о переводе обезличенных металлических счетов и валютных депозитов в категорию инвестиционных инструментов. С нашей точки зрения, указанные инструменты вообще не относятся к инвестиционным, а скорее используются для обеспечения сохранности капитала, а не для инвестирования.

В последние годы были внесены существенные изменения в Закон о РЦБ, приняты нормативные акты Банка России, но они еще не получили достаточной апробации на практике. В условиях нестабильного законодательства могут возникнуть проблемы с вынесением компетентных решений при категорировании инвесторов - физических лиц.

В целом категорирование инвесторов должно обеспечить защиту потенциальных инвесторов при присвоении соответствующего статуса. Как указывалось выше, четкий механизм, обеспечивающий защиту физических лиц при инвестировании, пока не разработан. При

разработке такого механизма необходимо комплексно учитывать имущественное состояние кандидата, наличие знаний и опыта в совершении сделок с ценными бумагами на фондовом рынке.

Законопроектом предусмотрена процедура тестирования, проводимого профессиональным участником рынка ценных бумаг, и проведение экзаменов, сдаваемом на сайте биржи либо саморегулируемой организации. В связи с этим, было бы полезным указать в Пояснительной записке к законопроекту информацию о том, есть ли положительный опыт зарубежных стран, подтверждающий целесообразность введения экзаменационных процедур для инвесторов.

Прохождение квалификационных экзаменов не всегда свидетельствует о наличии знаний и не подтверждает порой качество обучения. Сдачу экзамена нельзя приравнять к опыту работы и наличию достаточных активов для инвестирования. Ввиду того, что некоторые инвесторы не смогут или не захотят пройти предлагаемые процедуры сдачи квалификационных экзаменов, нельзя исключить значительный отток физических лиц, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг. Кроме того, предлагаемое введение экзаменационных процедур биржами вызывает сомнение, так как при их проведении нельзя исключать возникновения конфликта интересов: с одной стороны, организаторам торгов важно допускать на рынок компетентных инвесторов, а, с другой стороны, указанные лица, безусловно, заинтересованы в приходе состоятельных клиентов-инвесторов, в связи с чем могут быть сделаны снисхождения во время прохождения экзаменов. Несмотря на предусмотренные в Проекте обязанности биржи разрабатывать и принимать меры по предотвращению конфликта интересов при организации и проведении квалификационных экзаменов, полностью исключить конфликт интересов невозможно с учетом того, что экономические интересы принимающей экзамен стороны могут превалировать. Сложно также исключить совершение неправомерных действий при сдаче экзаменов с удаленных мест через сайт, так как нельзя проконтролировать полную идентификацию кандидата, сдающего экзамен, а также отсутствие иных лиц, которые могут давать ответы на вопросы вместо экзаменуемых лиц.

Представляется, что было бы целесообразно не ограничивать допуск к финансовым инструментам, а предпринимать меры по повышению финансовой грамотности, в том числе путем организации различных семинаров, издания методических указаний по работе на фондовом рынке. Существенную роль в достижении прозрачной ситуации на рынке могут сыграть инвестиционные консультанты. Необходимо также обеспечить создание совершенной системы раскрытия информации о финансовых инструментах на рынке ценных бумаг, о предполагаемых расходах, включая комиссионные расходы, связанные с исполнением поручений. Нужно, чтобы уполномоченные лица, предусмотренные законом, предоставляли достаточную информацию инвесторам о том, какие финансовые инструменты наиболее прибыльны, а какие ликвидны. Физические лица перед совершением сделок должны понимать: получат ли они в результате их совершения полностью сумму вложенных средств и какой-то определенный доход; есть ли вероятность неполучения дохода; в каком соотношении находится доходность по предлагаемым инструментам и доходностью менее рискованных инструментов (например, облигаций, банковских вкладов и т.д.); какая ситуация может сложиться в связи с банкротством эмитентов, брокера, управляющего; каковы особенности налогообложения операций и т.д.

Поскольку многие вопросы инвестирования не урегулированы Проектом, то вряд ли стоит менять требования к инвесторам до установления стабильного применения новых норм законодательства и уточнения статистических данных по работе инвесторов на фондовом рынке.

Литература и источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2034-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»// СЗ. 19.01.2009. №3. ст.423.

2. СЗ. 22.04.1996. №17. ст.1918.

3. Вестник Банка России. 2015. 15 июня. №51.

4. Попова А.Т. «Проблемы признания физических лиц квалифицированными инвесторами»// Конкурентное право. 2018.

5. Карапетов А.Г., Фетисова Е.М., Матвиенко С.В., Сафонов М.В. Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2017 г. // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. №9.

6. https://www.cbr.ru/analytics/ppc/report_30062016.pdf

7. СЗ. 25.12.2017 (Часть 1). ст.7920.

8. Указание Банка России от 17.12.2018 №5014-У «О порядке определения инвестиционного профиля клиента инвестиционного советника, о требованиях к форме предоставления индивидуальной рекомендации и к осуществлению деятельности по инвестиционному консультированию»// Вестник Банка России. 2019. 26 февраля. №13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Габов А.В. Ценные бумаги: Вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. С.533.

10. Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С.32

11. Система КонсультантПлюс: Законопроекты.

12. Сарычева М. Инвесторам расширяют квалификацию. Брокеры борются за клиентов»// https://Kommersant.ru/daily/118024.

References and Sources

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2008 N 2034-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya finansovogo rynka Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»// SZ. 19.01.2009. №3. st.423.

2. SZ. 22.04.1996. №17. st.1918.

3. Vestnik Banka Rossii. 2015. 15 iyunya. №»51.

4. Popova A.T. «Problemy priznaniya fizicheskih lic kvalificirovannymi investorami»// Konkurentnoe pravo. 2018.

5. Karapetov A.G., Fetisova E.M., Matvienko S.V., Safonov M.V. Obzor pravovyh pozicij Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po voprosam chastnogo prava za iyul' 2017 g. // Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. 2017. №°9.

6. https://www.cbr.ru/analytics/ppc/report_30062016 .pdf

7. SZ. 25.12.2017 (CHast' 1). st.7920.

8. Ukazanie Banka Rossii ot 17.12.2018 №5014-U «O poryadke opredeleniya investicionnogo profilya klienta investicionnogo sovetnika, o trebovaniyah k forme predostavleniya individual'noj rekomendacii i k osushchestvleniyu deyatel'nosti po investicionnomu konsul'tirovaniyu»// Vestnik Banka Rossii. 2019. 26 fevralya. №13.

9. Gabov A.V. Cennye bumagi: Voprosy teorii i pravovogo regulirovaniya rynka. M.: Statut, 2011. S.533.

10. Selivanovskij A.S. Pravovoe regulirovanie rynka cennyh bumag. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2014. S.32

11. Sistema Konsul'tantPlyus: Zakonoproekty.

12. Sarycheva M. Investoram rasshiryayut kvalifikaciyu. Brokery boryutsya za klientov»// https://Kommersant.ru/daily/118024.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

VILDANOVA, MARINA M. - Ph.D. in Law, Leading Research Fellow, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.6

МЕЩАНОВА Е.В. КАЧЕСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПРИ ИХ УСТУПКЕ

Ключевые слова: уступка права требования, цедент, цессионарий, качество уступаемого требования, допустимость условия о качества требования.

В статье представлен анализ норм гражданского законодательства об уступке права требования с точки зрения возможности определения «качества» такого требования. Автор размышляет о самой возможностью применения понятия «качества» к подобному предмету сделки. Показано, что, по существу, законодатель допускает полное пренебрежение к качеству уступаемых прав. Если цессионарий-предприниматель приобретает право вместе с риском его недействительности и/или отсутствия, то защиты от оборота такой цессионарий не получит. Специальное указание законодателя исключает возможность признания судами таких условий недействительными, привлечения цедента к ответственности за уступку недействительного требования, а также признать встречное требование, полученное цедентом по соглашению об уступке права требования, неосновательным обогащением. Изложены некоторые выводы по защите прав цессионария при нарушении условия о качестве уступаемого требования.

MESHCHANOVA, E.V. QUALITY OF PROPERTY RIGHTS AT ITS CONCESSION

Keywords: assignment of the right of claim, assignor, assignee, quality of the assigned claim, admissibility of the condition on the quality of the claim.

In the article presents an analysis of the norms of civil legislation on the assignment of the right of claim from the point of view of possibility of determination of the "quality" of such claim. The author reflects on the very possibility of applying the term "quality" to a similar subject of a transaction. It is shown that, in essence, the legislator admits complete neglect to the quality of the assigned rights. If the assignee-entrepreneur acquires the right together with the risk of its invalidity and / or absence, then such assignee will not receive protection from turnover. A special designation of the legislator excludes the possibility of the admission by courts such conditions invalid, holding the assignor to the liability for the assignment of an invalid claim, as well as recognizing the counter claim, received by the assignor under the agreement on the assignment of the right to claim, as unjust enrichment. It stated some conclusions on the protection of the rights of the assignee at the violation of the condition on the quality of the assigned claim.

Достаточно широкую разработку категория «качество» получила в научных трудах по экономике, метрологии и стандартизации. Пионерами советской экономической мысли стали такие ученые как А.В. Гличев, В.П. Панов, Г.Г. Азгальдов, В.И. Сиськов и А.И. Субетто. Фундаментальные работы А.В. Гличева, В.П. Панова и Г.Г. Азгальдова «Что такое качество?» [1] 1968 года, В.И. Сиськова «Экономико-статистическое исследование качества продукции» [2] 1971 года, А.И. Субетто «Функция оценки качества и её организация в системах управления качеством проектирования в проектных организациях» [3] 1980 года определили роль и место понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.