Научная статья на тему 'Об инструментарии формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса'

Об инструментарии формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / COMPETITIVENESS OF BUSINESS / STRATEGIC MANAGEMENT / COMPETITIVENESS FACTORS / STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS / METHOD OF FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова Тамара Константиновна

В статье рассматривается процесс стратегического управления конкурентоспособностью бизнеса. Автором предлагается система потенциальных внешних и внутренних конкурентных преимуществ предприятия и методика формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса, основанная на оценке степени влияния отдельных факторов конкурентоспособности на интегральный показатель конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the instrumentation of formation of strategy of increasing business competitiveness

In the article process of strategic management of business competitiveness is considered. The author offers the system of potential external and internal competitive advantages of the enterprise and a method of formation of strategy of increasing business competitiveness. This method is based on estimation of level of competitiveness factors on the integral index of competitiveness.

Текст научной работы на тему «Об инструментарии формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса»

7. Бесходарный А. А. Построение кпиентоориен-тированной операционной модели на промышленных предприятиях// Промышленный и Ь2Ь маркетинг.-2013,- №3.-С. 182-190.

8. Мельникова И. Ю. Развитие системы внутриор-ганизационных коммуникаций //Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире : сб. ст. Международной научно-практической конференции, 30 июня 2015г. / отв. ред. A.A. Сукиасян. - Уфа : АЭТЕРНА, 2015.-С. 154-157.

9. Как измерить лояльность персонала к компании [Электронный ресурс] / Блог профессионального сообщества менеджеров по персоналу. -2017. - Режим доступа: http://hr-elearning.ru/kak-¡zmerit-loyalnost-personala-k-kompanü/ (Дата обращения: 06.05.2018)

10. Мельникова И. Ю. О роли "ведущих пользователей" в разработке продуктовых инноваций / И.Ю. Мельникова // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Международной научно-практической конференции (25 ноября 2015г., Пермь). - С. 163-165.

11. Асташова Ю.В. Подход к индексации удовлетворенности потребителей/ Ю.В. Асташова // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 10. - С. 72-76.

12.Кузин Д.А. Оценка прибыльности клиентов [Электронный ресурс] / Д. А. Кузин, Е. М. Баляева //

Высшая школа экономики. - Режим доступа : https://www.hse.ru/mirror/pubs/Nb/data/access/ гат/АскеУ77/1525957306а ЬкИ58с4е5с200923б4871 ca3б49f81/0цeнкa0/o20пpибылbHOCTH.pdf (Дата обращения: 06.05.2018).

13.0кольнишникова И. Ю. К вопросу о методике оценки эффективности брендинга и расчета уровня вовлеченности покупателей в бренд [Электронный ресурс] / И. Ю. Окольнишникова // Экономические исследования. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33651288/ (Дата обращения: 06.05.2018).

14.Симонян Т. В. Современный метод измерения лояльности клиентов Ые1Ргото1ег5соге / Т.В. Си-монян, М. В. Довгалева // Научный альманах. -2016. - №1 -1 (15). - С. 267-272.

15.Сапронова И. И. Методические основы формирования стратегической устойчивости транс-портно-экспедиционных компаний :автореф. дис. ... канд.экон.наук. - М.а, 2015. - 29 с.

16.Глушакова Т. Замеры удовлетворенности потребителей и управление предприятием [Электронный ресурс] / Библиотека маркетолога. - Режим доступа : https://www.marketing.spb.ru/ ПЬ-ге5еагс1"|/5аА5_теа5иге.111т. (Дата обращения: 06.05.2018)

ON THE INSTRUMENTA T/ON OF FORMA T/ON OFSTRA TEGY OF INCREASING BUSINESS COMPETITIVENESS Platonova Tamara Konstantinovna, Postgraduate student, Department of Regional Economy, Industries and Enterprises, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don

in the article process of strategic management of business competitiveness is considered. The author offers the system of potential external and internai competitive advantages of the enterprise and a method of formation of strategy of increasing business competitiveness. This method is based on estimation of level of competitiveness factors on the integral index of competitiveness.

Keywords: competitiveness of business; strategic management; competitiveness factors; strategy of increasing competitiveness; method of formation.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

©Платонова Т.К., 20!8

ПЛА ТОНОВА Тамара Константиновна, аспирант, кафедра Экономики региона, отраслей и предприятий, Ростовский государственный экономический университе т (РИНХ), Ростов-на-Дону

ОБ ИНСТРУМЕНТАРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА

В статье рассматривается процесс стратегического управления конкурентоспособностью бизнеса. Автором предлагается система потенциальных внешних и внутренних конкурентных преимуществ предприятия и методика формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса, основанная на оценке степени влияния отдельных факторов конкурентоспособности на интегральный показатель конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность бизнеса; стратегическое управление; факторы конкурентоспособности; стратегия повышения конкурентоспособности; методика формирования.

I

Формирование стратегии повышения уровня конкурентоспособности бизнеса представляет собой сложный, трудоемкий процесс, требующий выявления конкурентных преимуществ предприятия, глубокого анализа факторов, влияющих на его конкурентную позицию на рынке, а также изучения динамики изменения конкурентоспособности бизнеса. Конкурентоспособность бизнеса является комплексным, интегрированным и многопараметрическим показателем. Менедж-

мент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из факторов конкурентоспособности - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и динамики. Методологически с проблемой повышения конкурентоспособности бизнеса неразрывно связана разработка мероприятий по ее повышению, отправной точкой и критерием успешности которых является оценка конкурентоспособности. Также оценка конкурентоспособности бизнеса является основой для анализа конкурентных преимуществ компаний и выявления путей повышения конкурентоспособности.

Одной из основных проблем конкурентоспособности является получение ее оценки, для проведения которой необходимо располагать информацией об экономической и финансовой деятельности предприятия. Количественные методы оценки конкурентоспособности бизнеса позволяют учитывать разносторонние аспекты деятельности компании, что является предпосылкой для более точной и всесторонней оценки конкурентоспособности. К количественным методам относятся метод интегральной оценки, экспертной оценки, метод сравнительных преимуществ,метод рейтинговой оценки. В общем случае оценка конкурентоспособности бизнеса при помощи данных методов сводится к выбору системы показателей и получению интегральной оценки на основе установления их числовых оценок. Интегральный показатель конкурентоспособности в большинстве существующих методов рассчитывается как сумма взвешенных единичных показателей.

Для расчёта индекса конкурентоспособности бизнеса целесообразно применить метод интегральной оценки, методика проведения которого стандартна и представляет собой способ агрегирования ряда показателей в общий, характеризующий уровень конкурентоспособности бизнеса. Степень влияния внутренних и внешних факторов на уровень конкурентоспособности предприятий-производителей устанавливается на основе результатов экономико-математического моделирования и расчета интегрального индекса конкурентоспособности.

Методический подход к разработке стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса базируется на всестороннем анализе его деятельности и среды его функционирования. Алгоритм разработки стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса по предложенной автором методике представлен на рисунке 1.

1 этап - отбор внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность бизнеса

_^_

2 этап - сбор данных для проведения оценки конкурентоспособности бизнеса

_^_

3 этап - определение весовых

интегрального индекса _^_

4 этап - разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности бизнеса

Рисунок 1 - Алгоритм разработки стратегии

повышения конкурентоспособности бизнеса

На первом этапе производится отбор влияющих на уровень конкурентоспособности бизнеса показателей, осуществляющийся на основе теоретического анализа, при этом каждый показатель характеризует фактор конкурентоспособности предприятия. На данном этапе выделяются внешние факторы, характеризующие внешние конкурентные преимущества предприятия и обусловленные предпринимательским климатом региона функционирования предприятия [1, 2, 3], и внутренние факторы, характеризующие внутренние конкурентные преимущества рассматриваемого предприятия [4, 5].

По результатам теоретического анализа в качестве индикаторов внешних конкурентных преимуществ предприятия взяты следующие:

- состояние инвестиционной политики региона, отражающееся в ряде показателей -объем дебиторской задолженности, удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме производства, темп роста объема инвестиций;

- состояние кредитной политики региона, характеризующееся удельным весом задолженности предприятия по кредиту в величине банковского кредита, долей банковского кредита в общем объёме инвестиций;

- состояние налоговой политики региона, отражающееся в доле налогов в объёме реализации продукции;

- состояние инновационной политики региона и инновационной активности предприятий, отражающееся в ряде показателей -удельный вес персонала,занятого НИОКР, доля расходов предприятия на НИОКР, удельный вес инновационной продукции в объеме производства;

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

234

- состояние конкурентной среды, отражающееся долей продукции фирмы на региональном рынке.

В качестве индикаторов, характеризующих внутренние конкурентные преимущества предприятия, предлагается рассматривать:

- финансовое состояние предприятия, индикаторами которого являются его финансовая устойчивость, деловая активность, ликвидность и платежеспособность, рентабельность реализованной продукции;

- эффективность промышленного производства, критериями которого могут выступать фондоемкость производства, фондоотдача, коэффициент использования производственных мощностей, уровень механизации труда, фондовооруженность труда;

- эффективность использования трудовых ресурсов, в качестве показателя которой могут использоваться выработка и трудоемкость;

- эффективность управления предприятием, критериями которой могут выступать время работы фирмы на рынке, доля управленцев в общей численности персонала, результативность управления реализацией продукции, доля зарплаты управленцев в себестоимости продукции.

На втором этапе проводится сбор данных, характеризующих деятельность предприятия-производителя промышленной продукции. Источниками информации могут выступать данные Федеральной службы государственной статистики, отчеты о деятельности министерств, отчетная информация о деятельности компаний-производителей, информация и аналитическая отчетность с официальных сайтов предприятий-производителей. На данном этапе во избежание возникновения мульти-коллениарных эффектов проводится корреляционный анализ,если предполагается использовать методы корреляционно-регрессионного анализа.

На третьем этапе производится агрегирование показателей в интегральный индекс конкурентоспособности бизнеса по формуле:

h-.cn =

О)

где Х- значение фактора, характеризующего уровень конкурентоспособности бизнеса;

/77- количество факторов; и/- весовые коэффициенты отдельных факторов.

Как правило, весовые коэффициенты при оценке конкурентоспособности бизнеса определяются при помощи метода экспертных оценок [4], но в данной методике для точной оценки веса факторов в индексе конкурентоспособности бизнеса рекомендуется использовать методы экономико-математического моделирования. Данный способ определения веса факторов позволяет уйти от субъективности экспертных оценок.

Множественная регрессия является одним из наиболее распространенных методов в эконометрике. Однако применение методов корреляционно-регрессионного анализа возможно при выполнении ряда условий [6]:

- наличие достаточного количества наблюдений для изучения (число наблюдений должно превышать число факторов не менее чем в 6-7 раз, в этом случае взаимопогашение случайных колебаний обеспечивается вступающим в действие законом больших чисел);

- совокупность значений используемых показателей должна подчиняться нормальному распределению;

- качественная однородность исходной совокупности значений.

Вследствие наличия таких ограничений применение данного метода не всегда корректно, прежде всего в случае недостаточного количества наблюдений. Альтернативой традиционным методам корреляционно-регрессионного анализа выступает метод статистических уравнений зависимостей[6], который имеет следующие положительные отличия от регрессионного анализа:

1) наличие реального экономического смысла начального члена уравнения, являющегося минимальным или максимальным значением результативного признака;

2) обеспечение одинаковых значений при параметрах факторов и одинаковых знаков для значений параметров при переходе от одно-факторных к многофакторным уравнениям, что позволяет разделить факторы по направлению влияния на результаты хозяйственной деятельности;

3) взаимосвязь между двумя или множеством факторных признаков в методе статистических уравнений зависимостей проявляется только при расчете коэффициентов зависимости (долей влияния), характеризующих влияние факторных признаков на результативный показатель;

4) критерием правильного применения регрессионного анализа, в отличие от метода статистических уравнений зависимостей, яв-

ляется наличие нормального распределения совокупности, что встречается редко, а при сочетании признаков - практически отсутствует;

5) параметр многофакторной зависимости в методе статистических уравнений зависимостей рассчитывается на основе параметров однофакторных зависимостей, факторные признаки могут быть мультиколлинеарными;

6) применение метода статистических уравнений зависимостей для эконометрических расчетов возможно в условиях малочисленных совокупностей.

Применение статистических уравнений зависимости требует проведения качественного анализа исследуемых показателей, однородности изучаемого явления и оценки устойчивости связи между явлениями.

Расчет параметров уравнений статистических зависимостей производится на основе определения коэффициентов сравнения факторных и результативных признаков путем отношения отдельных значений одноименного признака к его минимальному или максимальному уровню. Вычисления параметров уравнений зависимостей проводят в табличной форме [7]. Коэффициенты сравнения показывают степень изменения (увеличения или уменьшения) величины признака по отношению к принятой базе сравнения. При увеличении значений признака коэффициенты сравнения исчисляют от минимального уровня, а при уменьшении - от максимального. На основе этих коэффициентов определяется параметр уравнения зависимости, представляющий собой отношение суммы отклонений от единицы вычисленных коэффициентов сравнения результативного и факторного признаков.

Далее для выполнения расчетов необходимо определить форму (линейную, криволинейную) и направление связи (прямую и обратную) между факторными и результативными признаками. Критерием выбора формы зависимости является минимальность суммы линейных отклонений теоретических значений результативного признака от их эмпирических значений, также при правильно подобранной форме зависимости значения коэффициента и индекса корреляции должны отличаться не более чем на 0,01. Для любой формы связи параметр однофакторной зависимости рассчитывается как отношение сумм коэффициентов сравнения результативного показателя и факторного признака. Критериями правильности проведенных расчетов являются равенство суммы эмпирическихзначений результативного признака сумме его теоретических значе-

ний, а также равенство сумм экстремальных отклонений эмпирических и теоретических значений результативного признака.

Расчет коэффициента устойчивости связи позволяет разграничить связь между показателями по степени устойчивости. Наличие устойчивой связи (К>0,7) свидетельствует о достоверности параметров уравнений зависимости, что позволяет их использовать при построении многофакторных зависимостей. На основе вычисленных параметров многофакторной зависимости можно подсчитать доли влияния каждого из факторов на результативный показатель, которые можно использовать в качестве весовых коэффициентов при расчете интегрального индекса конкурентоспособности бизнеса.

В качестве результирующего показателя при расчетах рекомендуется использовать коэффициент роста объёма реализации, поскольку его увеличение свидетельствует о повышении уровня конкурентоспособности бизнеса вследствие увеличения доли компании на рынке. Предприятие проводит маркетинговые исследования по изучению конъюнктуры рынка, запросов потребителей, выявляет возможность производства уникальных товаров, внедряет инновации в технологию производства, продвижения и реализации товара, проводит грамотное инвестирование, что вызывает рост спроса со стороны потребителей на продукцию предприятия.

Рост объёма реализации продукции обуславливается внутренними конкурентными преимуществами предприятия, так как является следствием финансовой устойчивости фирмы, обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами, эффективного использования промышленного производства. Также рост объёма реализации свидетельствует о наличии у предприятия внешних конкурентных преимуществ, так как на темп роста влияют такие внешние факторы как конкуренты, посредники, поставщики и покупатели, конкурентная среда, политика региона функционирования предприятия.

На четвертом этапе проводится анализ полученных на предыдущем этапе результатов и разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности бизнеса. По результатам расчетов интегральных индексов конкурентоспособности предприятия и весовых коэффициентов факторов, конкурентоспособности за различные временные периоды, а также корреляционного анализа факторных признаков можно провести анализ динамики изменения уровня конкурентоспо-

LH

s ^

о

LH

z

о

X О sc rt

■X

■X *

236

собности, выявить конкурентные преимущества предприятия и степень их воздействия на итоговый показатель. Результаты проведенного анализа предлагается использовать при выработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

Предложенная методика формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса, основанная на оценке степени влияния отдельных факторов конкурентоспособности на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия, позволяет избежать применения экспертных оценок и рассмотреть воздействие факторов конкурентоспособности и степени их влияния на интегральный показатель в динамике. Применение данного метода позволит более точно установить приоритетные конкурентные преимущества и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности, ориентированные на эти преимущества.

Примечания:

1. Леонов С.Н., Корсунский Б.Л. Региональная политика: ресурсный аспект. - Хабаровск: РИОТИП, 2003.-189 с.

2. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. - М.: ТЕИС, 2003. -472 с.

3. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильяме, 2002. -495 с.

4. Шальминова A.C. Конкурентоспособность фирмы: подходы, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 2.

5.Тарануха Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. - М.: Дело и сервис, 2005. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кулинич Е.И. Эконометрия. - М. : Финансы и статистика, 2000.

7. Платонова Т.К., Алексейчик Т.В. Методика исследования инвестиционных процессов региона с применением математических методов на примере Ростовской области// Новые задачи экономики и пути их решения : сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2014. -354 с.

THE WA YS TO REDUCE THE COST OF CONSTRUCTION

Repenek Dmitrii Anatolyevich, Postgraduate student, Altai State Agricultural University, an independent specialist of the highest category in the field of pricing in construction, Barnaul

The article substantiates the ways to reduce the cost of construction. The components of construction costs and expenses are considered. The estimated, planned and actual costs of construction and installation works are considered. The boundaries for reducing the cost of construction are indicated. The main ways to reduce the cost of construction and installation work are determined. Measures to reduce the cost of construction products are considered.

Keywords: construction cost; costs; expenses; customer; contractor; estimated prime cost; planned cost; actual cost-construction and installation works; ways to reduce costs.

УДК 338.583 ВАК РФ 08.00.05

© РепенёкД.А., 2018

ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В статье обоснованы пути снижения себестоимости строительства. Рассмотрены составляющие строительных затрат и расходов. Рассмотрена сметная, плановая и фактическая себестоимость строительно-монтажных работ. Обозначены границы снижения себестоимости строительства. Определены основные пути снижения себестоимости на строительно-монтажные работы. Рассмотрены меры по снижению себестоимости строительной продукции. Ключевые слова: себестоимость строительства;затраты;расходы;заказчик;подрядчик; сметная себестоимость; плановая себестоимость; фактическая себестоимость; строительно-монтажные работы; пути снижения себестоимости.

I

РЕПЕНЁКДмитрий Анатольевич,

соискатель, Алтайский государственный аграрный университет, независимый специалист высшей категории в сфере ценообразования в строительстве, Барнаул

В условиях преодоления экономикой страны кризисных явлений российские предприятия стремятся не потерять ожидаемую прибыль и рассчитывают, по-возможности, её увеличить. На увеличение прибыли влияет как рост доходов, так и сокращение расходов [1].

К одной из базовой составляющей расходов каждой компании относится себестоимость производимой продукции или оказываемых услуг [2]. Если организация-производитель не находится в конкурентной среде, то себестоимость товаров и услуг сама по себе в силу различных объективных и субъективных причин в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.