Научная статья на тему 'Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия химической отрасли Ростовской области'

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия химической отрасли Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / COMPETITIVENESS OF BUSINESS / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS FACTORS / METHOD OF FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова Т.К.

В статье рассматривается проблема стратегического управления конкурентоспособностью бизнеса в современных экономических условиях. Автор приводит результаты апробации методики формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса, основанной на оценке степени влияния отдельных внутренних и внешних конкурентных преимуществ на интегральный показатель конкурентоспособности. Особое внимание уделяется влиянию внешних факторов и предпринимательского климата региона на уровень конкурентоспособности бизнеса и их учету при управлении конкурентными преимуществами предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Платонова Т.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE OF CHEMICAL BRANCH OF ROSTOV REGION

In article problem of management of business competitiveness in modern economic conditions is considered. Author gives results of approbation of method of formation of strategy of increasing business competitiveness. This method is based on estimation of level of internal and external competitive advantages on integral index of competitiveness. Special attention is paid to influence of external factors and entrepreneurial climate of region on level of competitiveness of business and their accounting when managing business competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия химической отрасли Ростовской области»

Т. К. Платонова

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема стратегического управления конкурентоспособностью бизнеса в современных экономических условиях. Автор приводит результаты апробации методики формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса, основанной на оценке степени влияния отдельных внутренних и внешних конкурентных преимуществ на интегральный показатель конкурентоспособности. Особое внимание уделяется влиянию внешних факторов и предпринимательского климата региона на уровень конкурентоспособности бизнеса и их учету при управлении конкурентными преимуществами предприятия.

Ключевые слова

Конкурентоспособность бизнеса, стратегическое управление, стратегия повышения конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности, методика формирования.

T. K. Platonova

FORMATION OF STRATEGY OF INCREASING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE OF CHEMICAL BRANCH OF ROSTOV REGION

Annotation

In article problem of management of business competitiveness in modern economic conditions is considered. Author gives results of approbation of method of formation of strategy of increasing business competitiveness. This method is based on estimation of level of internal and external competitive advantages on integral index of competitiveness. Special attention is paid to influence of external factors and entrepreneurial climate of region on level of competitiveness of business and their accounting when managing business competitive advantages.

Keywords

Competitiveness of business, strategic management, strategy of increasing competitiveness, competitiveness factors, method of formation.

Введение

Формирование стратегии повышения уровня конкурентоспособности бизнеса является одной из основных функций менеджмента, при этом под конкурентоспособностью бизнеса следует понимать способность предприятия в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие рыночные преимущества выпускаемой продукции с учетом адаптации к постоянно изменя-

ющимся условиям внутренней и внешней среды [1]. Конкурентоспособность бизнеса является комплексным, интегрированным и многопараметрическим показателем, а формирование стратегии ее повышения предполагает выявление конкурентных преимуществ предприятия и изучение динамики изменения конкурентоспособности бизнеса.

Материалы и методы

Предложенная в [2] методика формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса осно-

вана на оценке степени влияния отдельных факторов конкурентоспособности на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия. Методический подход к разработке стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса базируется на всестороннем анализе его деятельности и среды его функционирования, позволяет избежать применения экспертных оценок и рассмотреть воздействие факторов конкурентоспособности и степени их влияния на интегральный показатель в динамике. Применение данного метода позволит более точно установить приоритетные конкурентные преимущества и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности, ориентированные на эти преимущества.

Предложенная авторская методика формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса апробирована на примере ОАО «Волгодон-ский химический завод "Кристалл"», который входит в десятку лидеров России по производству бытовой химии и технических моющих средств [3]. Предприятие является крупнейшим производителем на юге страны и осуществляет выпуск синтетических гранулированных моющих средств, пастообразных концентрированных моющих средств, жидких моющих средств, отбеливающих средств и усилителей стирки, чистящих порошков, технических моющих средств. Основную долю выпускаемой продукции (более 95 %) занимают порошкообразные синтетические моющие средства. В настоящее время завод бесперебойно выпускает 15 видов стирального порошка. В настоящее время конкуренция на рынке синтетических моющих средств высока, основными конкурентами Волгодонского химического завода «Кристалл» являются Procter & Gamble, Henkel, Нэфис Косме-тикс, Reckitt Benckiser, АО «Невская Косметика», ЗАО «Аист».

Результаты

На первом этапе на основе теоретического анализа были отобраны показатели, влияющие на уровень конкурентоспособности бизнеса и характеризующие внешние и внутренние конкурентные преимущества предприятия:

1. XI — удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме промышленного производства (за предыдущий период) — показатель состояния инвестиционной политики региона как внешнего фактора конкурентоспособности;

2. х2 — доля налогов в объеме реализации продукции — показатель состояния налоговой политики региона как внешнего фактора конкурентоспособности;

3. х3 — доля банковского кредита в общем объеме инвестиций — показатель состояния кредитной политики региона как внешнего фактора конкурентоспособности;

4. х4 — доля продукции фирмы на рынке — показатель состояния конкурентной среды в регионе как внешнего фактора конкурентоспособности;

5. х5 — коэффициент финансовой устойчивости — показатель финансового состояния предприятия как внутреннего фактора конкурентоспособности;

6. х6 — фондоотдача — показатель эффективности промышленного производства предприятия как внутреннего фактора конкурентоспособности;

7. х7 — выработка — показатель эффективности использования трудовых ресурсов предприятия как внутреннего фактора конкурентоспособности;

8. х8 — доля управленческих расходов в объеме реализации продукции — показатель эффективности управления предприятием как внутреннего фактора конкурентоспособности.

В качестве результативного показателя уровня конкурентоспособности бизнеса у в данном исследовании ис-

пользуется коэффициент роста объема реализации продукции предприятия.

На втором этапе был произведен сбор данных, характеризующих деятельность промышленного предприятия. Источником информации в данном исследовании стала отчетная информация о деятельности предприятия ОАО «Волгодонский химический завод "Кристалл"» за период 2009-2017 гг. Результаты корреляционного анализа показывают наличие тесной связи между факторными признаками и результативным показателем, что позволяет строить достоверные экономико-математические модели рассматриваемых явлений.

На третьем этапе было проведено агрегирование показателей в интегральный индекс конкурентоспособности бизнеса, вычисляемый по формуле

/ксп=1£ (1)

где X] — значение фактора, характеризующего уровень конкурентоспособности предприятия; т — количество факторов; wi — весовые коэффициенты отдельных факторов.

Для вычисления весовых коэффициентов были построены статистические уравнения зависимостей по данным за 2009-2017 гг.:

Ух, = 0,963 ■ ( ' Гухг = 0,989; ^ух1 = 0,989; К = 0,856. (2)

У*2 = 0,963 ■ ( ^Х2 ' Гух2 = 0,941; КуХ 2 = 0,938; К = 0,709. (3)

У*3 = 0,963 ■ ( ^Хз ' Гухз = 0,926; Кух з = 0,925; К = 0,707. (4)

3^X4 = 0,963 ■ ( ' Гух4 = 0,948; Кух4 = 0,925; К = 0,712. (5)

У*5 = 0,963 ■ ( ' ГУХ 5 = 0,745; Кух 5 = 0,733; К = 0,765. (6)

Ух 6 = 0,963 ■ ( ^Хб ' Гух = 0,896; Кух 6 = 0,895; К = 0,702. (7)

Ух7 = 0,963 ■ ( ^Х7 Гух7 = 0,961; Кух7 = 0,951; К = 0,704. (8)

Ухв = 0,963 ■ ( ^Х8 ' ГУХ8 = 0,939; ДуХ8 = 0,938; К = 0,888. (9)

Статистические уравнения зави- поэтому возможно построение много-

симостей (2) - (9) являются качественными, поскольку коэффициенты и индексы корреляции каждого уравнения отличаются не более чем на 0,01, коэффициент устойчивости связи К > 0, 7 , у = 0,963 - (1 + 0,008 - ( + + Для более глубокого анализа воздействия внешних и внутренних конкурентных преимуществ предприятия на уровень конкурентоспособности бизнеса необходимо рассмотреть динамику этого воздействия. Для этого доли вли-1. 2009-2013 гг.:

факторного статистического уравнения зависимостей и вычисление долей влияния факторных признаков на результативный показатель:

+ сI

X 7 + ^ Х8)

^ + ^х3 + ¿х6)). (10)

У = 0,963 - ( 1 + 0,005 - ( ¿Х1 + ¿х4 + + &х7 + СгХ8) - 0, 0 0 5( сгХ2 + ¿х3 + ¿х6

2. 2009-2014 гг.:

У = 0,963 - ( 1 + 0,007 - ( ¿Х1 + + + &х7 + ^Х8) - 0, 0 0 7( сгХ2 + ¿х3 + ¿х6

3. 2009-2015 гг.:

У = 0,963 - ( 1 + 0,008 - ( ¿Х1 + + + &х7 + ^Х8) - 0,008( ¿Х2 + ¿х3 + ¿х6

4. 2009-2016 гг.:

У = 0,963 - ( 1 + 0,008 - ( ¿Х1 + + + &х7 + ^Х8) - 0, 0 0 8( сгХ2 + ¿х3 + ¿х6

0,0 08(сгЛ

яния факторных признаков на результативный показатель были рассчитаны для различных временных периодов, что позволило построить многофакторные модели на основе данных за:

(11) (12)

(13)

(14)

Обсуждение

Многофакторные модели (10), (11), (12), (13), (14) позволили рассчитать доли влияния показателей, характеризующих факторы конкурентоспособности предприятия, на показатель

темпа роста объема реализованной продукции, характеризующий уровень конкурентоспособности бизнеса. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика долей влияния факторных признаков на результативный показатель

Показатель Доля влияния, % Направление влияния

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Х1 84,484 86,609 86,913 87,661 88,242 прямое

Х2 2,884 2,301 2,031 1,811 1,741 обратное

Хз 2,418 1,961 1,697 1,476 1,454 обратное

Х4 0,022 0,026 0,035 0,047 0,050 прямое

Х5 0,444 0,326 0,273 0,230 0,202 прямое

Хб 3,972 3,241 2,790 2,314 2,073 обратное

Х7 2,153 2,173 3,125 3,701 3,753 прямое

Х8 3,624 3,361 3,136 2,759 2,485 прямое

Рассчитанные доли могут быть использованы в качестве весовых коэффициентов факторов при расчете интегрального индекса конкурентоспособности, причем знак коэффициента зависит от направления воздействия фактора /ксп = 0,8824 ■ х1 + 0,0174 ■ х2 + 0,0145 ■ х3 + 0,0005 ■ Динамика интегрального индекса конкурентоспособности ОАО «Волгодон-

на результативный показатель. Таким образом, интегральный индекс конкурентоспособности ОАО «ВХЗ «Кристалл» за период 2009-2017 гг. рассчитывается по формуле (15):

х4 + 0,002 ■ х5 + 0,02 07 ■ х6 + 0,0 3 75 ■ х7 + 0,0248 ■ х8 . (15) ский химический завод "Кристалл"» за 2009-2017 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Динамика интегрального индекса конкурентоспособности ОАО «Волгодонский химический завод "Кристалл"»

Интегральный индекс конкурентоспособности ВХД «Кристалл» показывает устойчивый рост на протяжении рассматриваемого периода с 2009 по 2017 г. Только в 2017 г. наблюдается некоторое снижение индекса, что объясняется уменьшением объема продаж.

Наибольшее влияние на индекс конкурентоспособности рассматриваемого предприятия оказал удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме промышленного производства за предыдущий период — 88,2 % за период 2009-2017 гг. Данный показатель имеет прямую зависимость с уровнем конкурентоспособности предприятия. Его рост говорит о повышении уровня инвестиционной активности и привлекательности предприятия, а также о благоприятствовании инвестиционной политики региона. С каждым годом удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме промышленного производства увеличивает влияние на уровень конкурентоспособности предприятия в среднем на 1 %, что говорит об определяющем характере данного показателя. Инвестиции в основной капитал являются основным конкурентным преимуществом ВХЗ «Кристалл», позволяя наращивать объемы производства и обеспечивать рост конкурентоспособности предприятия. Увеличение их удельного веса в общем объеме промышленного производства является необходимым условием повышения конкурентоспособности предприятия. Именно снижение доли инвестиций в 2016 г. в значительной степени привело к снижению интегрального показателя конкурентоспособности ВХЗ «Кристалл» на 15 единиц.

Следующим по степени воздействия на интегральный показатель конкурентоспособности стал показатель выработки промышленной продукции на одного работника. За период 20092017 гг. уровень его воздействия на рост темпа объема продаж составил 3,8 %.

Выработка имеет прямое воздействие на уровень конкурентоспособности предприятия и отражает эффективность использования трудовых ресурсов. Степень влияния выработки промышленной продукции на уровень конкурентоспособности предприятия растет каждый год в среднем на 0,4 %. Это означает, что эффективность использования трудовых ресурсов повышается и положительно влияет на уровень конкурентоспособности ВХЗ «Кристалл». Необходимо развивать данное внутреннее конкурентное преимущество.

В качестве показателя эффективности управления предприятием в данном исследовании используется показатель доли управленческих расходов в объеме реализации продукции. Данный показатель за период 2009-2017 гг. вырос и имеет прямое влияние на темп роста объема продаж, однако степень его влияния на интегральный показатель конкурентоспособности снижается, и за весь период составляет 2,5 %. Степень влияния доли управленческих расходов в объеме реализованной продукции на уровень конкурентоспособности предприятия уменьшается каждый год в среднем на 0,3 %. Это говорит об эффективности управления предприятием, поскольку рост управленческих расходов происходит с меньшими темпами, чем рост объема продаж.

Фондоотдача отражает эффективность промышленного производства. За рассматриваемый период с 2009 по 2017 г. фондоотдача ВХЗ «Кристалл» снижалась и имела обратную связь с уровнем конкурентоспособности предприятия, что вызвано более высокими темпами прироста стоимости основных средств по сравнению с темпом прироста объема реализованной продукции. Степень влияния фондоотдачи на темп роста объема реализованной продукции снижается и за весь период составляет 2,1 %. Степень влияния фондоотдачи как показателя эффективности про-

мышленного производства на уровень конкурентоспособности предприятия уменьшается каждый год в среднем на 0,5 %. Это говорит о том, что промышленное производство на ВХЗ «Кристалл» недостаточно эффективно в долгосрочном периоде. Стоимость основных средств увеличивается большими темпами, чем объем производства, что показывает неэффективность инвестирования. С другой стороны, доля инвестиций в основной капитал оказывает определяющее воздействие на интегральный показатель конкурентоспособности предприятия. Таким образом, можно сделать вывод о неэффективности проводимых инвестиций. ВХЗ «Кристалл» имеет резервы для повышения уровня своей конкурентоспособности путем оптимизации инвестиционной политики и увеличения эффективности производства.

Доля налогов в объеме реализации продукции является показателем благоприятствования налоговой политики региона и в рассматриваемом периоде имеет обратную взаимосвязь с уровнем конкурентоспособности предприятия, что говорит об эффективности проводимой на региональном уровне налоговой политики. Степень влияния доли налогов в объеме реализации продукции на темп роста объема продаж снижается с каждым годом в среднем на 0,3 %, и на конец 2017 г. составляет 1,74 %. Снижение степени влияния незначительно, а обратная связь с интегральным показателем конкурентоспособности говорит о том, что налоговая политика региона является внешним конкурентным преимуществом ВХЗ «Кристалл».

Доля банковского кредита в общем объеме инвестиций является показателем эффективности проводимой в регионе кредитной политики. В рассматриваемом периоде этот показатель имел обратную связь с темпом роста объема продаж, степень его воздействия снижалась, и на конец 2017 г. составила

1,45 %. Степень воздействия доли банковского кредита в общем объеме инвестиций на темп роста объема продаж уменьшалась в год в среднем на 0,3 %. Понижение данного показателя, снижение доли его влияния, а также обратная связь с уровнем конкурентоспособности ВХЗ «Кристалл» могут говорить, с одной стороны, об укреплении финансового состояния предприятия, о его способности обеспечивать свои инвестиции за счет прибыли и внутренних резервов. С другой стороны, снижение доли привлеченных средств в объеме инвестиций говорит об ужесточении кредитной политики региона, повышении кредитных ставок и усложнении привлечения кредитных средств предприятием.

Коэффициент финансовой устойчивости является показателем финансового состояния предприятия. В рассматриваемый период данный показатель содержался в интервале 0,7-0,8, что говорит об устойчивом финансовом состоянии ВХЗ «Кристалл». Этот показатель имеет прямую взаимосвязь с темпом роста объема продаж, степень его воздействия снижалась, и на конец 2017 г. составила 0,2 %. Степень влияния данного показателя на уровень конкурентоспособности предприятия незначительна, что говорит о том, что финансовое состояние предприятия не является определяющим фактором конкурентоспособности ВХЗ «Кристалл». Снижение степени влияния в год в среднем на 0,06% свидетельствует о том, что на первый план выходят другие внешние и внутренние факторы, и финансовая устойчивость предприятия еще не говорит о его конкурентоспособности.

Наименьшим влиянием на уровень конкурентоспособности ВХЗ «Кристалл» оказывает показатель состояния конкурентной среды — доля продукции предприятия на рынке. В рассматриваемый период данный показатель содержался в интервале 0,011-0,012, что говорит стабильности доли ВХЗ «Кристалл» на рынке. Этот показатель имеет

прямую взаимосвязь с темпом роста объема продаж, степень его воздействия повышалась в год в среднем на 0,006 % и на конец 2017 г. составила 0,05 %. Стабильность доли предприятия на рынке и ее величина говорит о том, что в масштабе рынка доля производимой продукции ВХЗ «Кристалл» незначительна, однако предприятие успешно сохраняет занятую нишу.

Выводы

По результатам корреляционного анализа факторных признаков, а также расчетов весовых коэффициентов факторов конкурентоспособности и интегральных индексов конкурентоспособности предприятия за различные временные периоды можно выявить конкурентные преимущества предприятия и степень их воздействия на итоговый показатель, провести анализ динамики изменения уровня конкурентоспособности. Результаты анализа предлагается использовать при выработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

Библиографический список

1. Иванова, Е. А. Платонова, Т. К. Управление конкурентоспособностью бизнеса в экономической системе региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2018. — № 2 (62).

2. Платонова, Т. К. Об инструментарии формирования стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса // KANT. — 2018. — № 3 (28).

3. www.вхз-кристалл.рф.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ivanova, E. A., Platonova, T. K. Management of business competitiveness in economic system of region // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2018. — № 2(62).

2. Platonova, T. K. On formation of strategy of increasing business competitiveness // KANT. — 2018. — № 3 (28).

3. www.вхз-кристалл.рф.

С. Г. Тяглов, И. В. Такмашева

ИНДИКАТИВНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена оценке инновационного потенциала субъектов предпринимательской деятельности в регионах России. Целью статьи является исследование уровня инновационной активности малых, средних и крупных предприятий и формулирование рекомендаций относительно развития их инновационного потенциала. Авторами исследования на примере передовых субъектов Российской Федерации по объемам затрат на развитие информационных и коммуникационных технологий проанализированы следующие индикаторы: совокупный уровень инновационной активности предприятий по отраслям экономики; удельный вес организаций, использующих системы электронного документооборота; удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности по отраслям экономики. Базой представленного исследования явились материалы статистических сборников, подготовленных Федеральной службой государственной статистики России, а также аналитические доклады и статистические сборники Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В представленном исследовании результативно использованы экономико-статистические методы исследования. В качестве объекта анализа выбраны 40 субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.