Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
стаций: (ЮАО — 3; СЗАО — 1; ЮЗАО — 1; САО — 1) и 3 случая из открытых стаций (СЗАО — 1; САО — 1; ВАО — 1). В эпизоотию были вовлечены серые крысы, полевая мышь, обыкновенная полевка.
В течение последних шести лет положительных находок на ГЛПС, листериоз и псевдотуберкулез при проведении лабораторных исследований полевого материала не выявлено.
Данные эпизоотологического мониторинга за численностью и проявлениями эпизоотий среди грызунов и мелких млекопитающих используются для организации и проведения комплекса профилактических мероприятий, для снижения до минимума возможность заражения людей природно-очаговыми инфекциями на территории города.
ОБ ИНФИЦИРОВАННОСТИ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ХАНТАВИРУСАМИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2011 гг.
Д.А. Квасов1, Ю.О. Бахметьева1, Л.Д. Баркалова1, О.А. Манжурина2, Б.В. Ромашов2, Н.Б. Ромашова3, В.Л. Лавров3, А.В. Сурков4, И.В. Яковлева4, А.В. Кутузов5, Ю.И. Степкин1, Н.А. Карпов6, Н.Ф. Марченко6, С.Е. Соцкова7, Н.А. Коротина7, М.И. Чубирко8, В.И. Жуков9, Д.В. Транквилевский7,9 1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», г. Воронеж; 2ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки», г. Воронеж; 3ФБГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», г. Воронеж; 4ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», г. Борисоглебск; 5Институт водных проблем РАН, Москва; 6ФБГУ «Хоперский государственный природный заповедник», г. Новохоперск; 7ФГБУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова» РАМН, Москва; Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, г. Воронеж; 9ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва
Воронежская область — самая крупная аграрная территория Центрального Черноземья, где в настоящее время доказана циркуляция трех хантавирусов: Добрава — резервуаром, которого является полевая мышь, Пуумала — рыжая полевка и Тула — серые полевки. Патогенность последнего вируса для человека в настоящее время не доказана.
Относительную численность мелких млекопитающих (ММ) учитывали методом ловушко-линий. Было выдержано более 130 000 ловушко-суток, добыто более 17 000 особей, из которых 23% составили лесные мыши, 22% серые полевки, 20% рыжие полевки, 19% полевые мыши, 5% желтогорлые мыши, 3% бурозубки, 3% домовые мыши, 2% мыши — малютки, а так же единичные особи других видов. У добытых зверьков определяли присутствие антигенов и антител хантавирусов. В иммуноферментном анализе (ИФА) определяли антигены (АГ) при помощи тест системы «Хантагност» в 10% суспензии ткани легкого на физиологическом растворе. Антитела (АТ) к хантавирусам выявляли в настоях легкого и сердца на физиологическом растворе при помощи непрямого метода иммунофлюоресценции (МФА) используя «Культуральный поливалентный диагностикум ГЛПС для выявления антител непрямым МФА» производства ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова» РАМН и люминесцирующую сыворотку против глобулинов мыши производства НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи.
Среди обследованных лесных мышей с АГ отмечено 0,4% с АТ — 7,1%, соответственно серых полевок — 6,7 и 16,2%, рыжих полевок — 11 и 25,5%, полевых мышей — 7,6 и 29,7%, желтогорлых мышей — 0,4 и 11%, бурозубок — 0,5 и 3%, домовых мышей — 0,5 и 9%, серых хомячков — 1 и 6%, малых белозубок — 1,6 и 8%.
Особи с АГ не отмечены среди мышей-малюток, а так же других, редко встречающихся в настоящее время видов в природных стациях: водяных полевок, лесных сонь, обыкновенных кутор, степных мышо-вок, обыкновенных хомяков и серых крыс. Среди рассматриваемых зверьков отмечены единичные особи с антителами.
В настоящее время известно, что на рассматриваемой территории существуют очаги трех хантави-русов, два из которых вызывают геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. Результаты исследования инфицированности ММ подтверждают ведущую роль полевых мышей, рыжих и серых полевок в циркуляции хантавирусов. Результаты исследования остальных рассмотренных видов являются дополнительной, важной характеристикой эпизоотического процесса в условиях конкретной местности.
При прогнозировании заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и организации комплекса профилактических мероприятий необходимо учитывать численность и видовой состав инфицированных особей, а так же биологические особенности видов — основных резервуаров патогенных для человека хантавирусов.
КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
В.П. Клиндухов1, Т.В. Шевырева1, Л.И. Жукова2, В.В. Лебедев2, Ф.И. Ларин2, Г.К. Рафеенко3
1Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю г. Краснодар; 2ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России; 3ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» г. Краснодар
Природные очаги вируса ЛЗН в Краснодарском крае впервые выявлены в 1988 г. при изучении циркуляции арбовирусов. Штаммы вируса ЛЗН нового 4 генотипа были выделены от комаров, клещей и из внутренних органов обыкновенной полевки. В последующем у разных видов диких грызунов были обнаружены антигены вируса ЛЗН трех остальных генотипов. Антитела в сыворотках крови методом ИФА во время комплексного серологического исследования биотической среды были обнаружены у — 11,7% здоровых людей и у 11,1% сельскохозяйственных животных. Первые случаи заболевания ЛЗН среди людей зарегистрированы в Краснодарском крае 1999 году. И хотя в целом показатели заболеваемости невелики, наблюдается ее рост. Так, в 2011 г., по сравнению с 2010 годом, прирост заболеваемости ЛЗН составил 2,3. Большинство больных являются жителями г. Краснодара и края, в эпидемиологическом анамнезе отмечают укусы комаров. В клинической симптоматике у госпитализированных в 1999 г. пациентов преобладали признаки поражения центральной нервной системы на фоне лихорадки и других признаков интоксикации, преимущественно серозный менингит,