Научная статья на тему 'ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1917-1926 ГГ.)'

ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1917-1926 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт в СССР / марксизм / культурная революция / советское общество / physical culture / sports in the USSR / Marxism / cultural revolution / Soviet society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ищенко Алексей Владимирович

В статье рассмотрены теоретические и идеологические основы формирования советской государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта в начальный период существования Советской власти. Проведен анализ общих подходов классиков марксизма-ленинизма к проблеме, а также взглядов и управленческих решений ключевых партийно-государственных деятелей, находившихся у истоков массовой советской физической культуры и спорта. Показано, что именно теоретические и идеологические предпосылки явились тем важнейшим фундаментом, не котором возникло уникальное социально-культурное явление и который определил успехи СССР в сферах развития физической культуры и спорта на протяжении многих десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IDEAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOVIET STATE POLICY IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (1917-1926)

The article examines the theoretical and ideological foundations of the formation of Soviet state policy in the field of development of physical culture and sports in the initial period of the existence of Soviet power. An analysis was carried out of the general approaches of the classics of Marxism-Leninism to the problem, as well as the views and management decisions of key party and government figures who were at the origins of mass Soviet physical culture and sports. It is shown that it was the theoretical and ideological prerequisites that were the most important foundation on which a unique socio-cultural phenomenon arose and which determined the successes of the USSR in the areas of development of physical culture and sports for many decades.

Текст научной работы на тему «ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1917-1926 ГГ.)»

УДК 94(47).084.4:796.011 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-68-73

ИЩЕНКО А.В.

ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1917-1926 ГГ.)

Ключевые слова: физическая культура, спорт в СССР, марксизм, культурная революция, советское общество.

В статье рассмотрены теоретические и идеологические основы формирования советской государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта в начальный период существования Советской власти. Проведен анализ общих подходов классиков марксизма-ленинизма к проблеме, а также взглядов и управленческих решений ключевых партийно-государственных деятелей, находившихся у истоков массовой советской физической культуры и спорта. Показано, что именно теоретические и идеологические предпосылки явились тем важнейшим фундаментом, не котором возникло уникальное социально-культурное явление и который определил успехи СССР в сферах развития физической культуры и спорта на протяжении многих десятилетий.

ISHENKO, A V.

ABOUT THE IDEAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE SOVIET STATE POLICY IN THE FIELD OF

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (1917-1926)

Key words: physical culture, sports in the USSR, Marxism, cultural revolution, Soviet society.

The article examines the theoretical and ideological foundations of the formation of Soviet state policy in the field of development of physical culture and sports in the initial period of the existence of Soviet power. An analysis was carried out of the general approaches of the classics of Marxism-Leninism to the problem, as well as the views and management decisions of key party and government figures who were at the origins of mass Soviet physical culture and sports. It is shown that it was the theoretical and ideological prerequisites that were the most important foundation on which a unique socio-cultural phenomenon arose and which determined the successes of the USSR in the areas of development of physical culture and sports for many decades.

Историческое значение начального периода строительства советского общества, когда закладывались теоретические, идейные основы, организационно-управленческие и социально-культурные практики, которые повлияли на развитие физической культуры и спорта, несомненно. Несмотря на все политические и социальные перемены в обществе система физического воспитания на протяжении десятилетий являлась объектом исследований и изучения. Теоретические основы, с помощью которых в СССР создавалась система физического воспитания и спорта заслуживает внимания ввиду преемственности и необходимости учета опыта прошлого.

Результатом Октябрьской революции 1917 года стало образование нового государства РСФСР, впервые провозгласившего власть рабочих и крестьян. В короткий срок многие сферы жизни претерпели кардинальные изменения. Какие-то из проведенных преобразований были направлены на улучшение жизни народных масс, какие-то являлись областью экспериментов. В любом случае, в их основе лежали теоретические труды основоположников социализма и научного коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, затрагивавшие самые различные сферы деятельности. Физическая культура и спорт, как часть общей культуры, не явилось исключением. Стоит заметить, что взгляды на вопрос о роли физической культуры и спорта в жизни нового гражданина, опиравшиеся на положения марксизма, новые власти определили вполне четко. Целью развития физической культуры должно было являться воспитание здорового общества, отличающегося стремлением к победе, силой воли, моральной и физической стойкостью в борьбе с империализмом. Все эти идеалы, культивируемые в том числе и средствами физической культуры, должны были сыграть важную роль в деле отстаивания идеалов коммунизма, а также подготовить подрастающее поколение, будущих строителей и защитников родины.

Выделяя ключевые концептуальные положения, оказавшие влияние на советское общество, вначале отметим, что еще в работе «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» К. Маркс обращался к проблемам физической культуры и спорта, в частности, к вопросам совершенствования условий труда рабочих и улучшения детского труда, увязывая их с проблемами улучшения условий труда и воспитания подрастающего поколения. К. Маркс связывал с ними будущее рабочего класса и определял воспитание, как единую систему, обеспечивающую «всестороннее и гармоничное развитие и совершенствование духовных и физических возможностей человека». При этом он выделял: «1. Умственное воспитание; 2. Физическое воспитание - такое, какое дается в гимнастических школах и военными

упражнениями; 3. Техническое воспитание» - которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Таким образом, Маркс ставил физическую культуру наравне с другими видами воспитания и обучения, и рассматривал ее как неотъемлемую часть педагогической системы. И конечно же он особо выделял идеологическую составляющую данного вида воспитания: «Сочетание оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения поднимет рабочий класс значительно выше уровня аристократии и буржуазии» [1, с. 198].

К. Маркс регулярно возвращался к вопросам физического воспитания, как к средству восстановления и защиты рабочего класса в условиях эксплуатации капитализма. Так, при обсуждении вопроса о всеобщем образовании в современном обществе на заседании генерального совета 10 и 17 августа 1869 года Маркс указал что резолюция Женевского конгресса, которая требует, чтобы умственное образование сочеталось с физическим трудом, с гимнастикой и политехническим обучением не вызывает ни у кого возражений [2, с. 396]. Одновременно К. Маркс рассматривал воспитание и физическую культуру как новую форму организации труда: «Чтобы изменить существующую организацию труда и заменить ее новой организацией, нужна сила - социальная и политическая сила, - сила не только для сопротивления, но и для нападения; а чтобы приобрести такую силу, нужно организоваться в армию, обладающую достаточной моральной и физической энергией, чтобы вступить в борьбу с вражескими полчищами» [3, с. 115].

Ближайший соратник К. Маркса, обращавшим особое внимание на роль физической культуры в становлении мирового пролетариата, являлся Ф. Энгельс. В частности, в своей работе «Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия», написанной в 1865 году, он писал о несовершенной и явно устаревшей системе организации армии в условиях военного времени. Энгельс предлагал, с одной стороны, уменьшать сроки службы в армии, но с другой - улучшать качество физического воспитания юношества допризывного возраста [3, с. 53]. В работе «Может ли Европа разоружиться?» он подчеркивал необходимость систематических занятий гимнастическими упражнениями на снарядах и брусьях с ранних школьных лет, что позволит получить уже подготовленного новобранца к армейской службе. Кстати, в последствие и В.И Ленин также обращал особое внимание на необходимость военного воспитания подрастающей молодежи, в том числе с помощью гимнастики [4, с. 336].

Здоровье и физическое состояние населения рассматривалось В.И. Лениным в самом широком контексте общественно-политических и экономических проблем. Неудовлетворительное состояние здоровья, слабое физическое развитие рабочих и крестьян, в его понимании, прямо вели к тому, что молодежь в условиях бедности, нищеты и угнетения, неизбежно вырождалась. Соответственно, наряду с общими политическими требованиями, выдвинутыми еще в первой программе РСДРП, в ней содержались и такие, которые были направлены на ограждение рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также повышали его способность к борьбе за свое освобождение [5, с. 207]. Впоследствии данные положения В.И. Ленин развил в работе «Материалы по пересмотру партийной программы» [6, с. 56]. По существу, В.И. Ленин не мыслил развитие нового общества, коммунизма без молодежи. Именно ей предстояло завершить строительство коммунизма, и полноценное физическое воспитание и здоровый моральный дух были одним из факторов, способствующих достижению данной цели.

Не случайно, что вновь к вопросам физического развития В.И. Ленин обратился в условиях разгоравшейся Гражданской войны. Так в марте 1918 года появилась резолюция VII экстренного съезда РКП(б), в которой говорилось о необходимости принятия мер для «всестороннего, систематического, всеобщего военного обучения взрослого населения, без различия пола, военным знаниям и военным операциям» [7]. Это решение положило начало созданию Всевобуча - организации, призванной без отрыва от производства обучить население военному делу, сплотить и укрепить его силы, в том числе и путем развития физической культуры и популяризации спорта.

По мере выхода из эпохи Гражданской войны, внимание к исследуемому кругу вопросов существенно усилилось. Так, в «Положении об охране здоровья подростков и детей РСФСР», написанном в 1921 году, В.И. Ленин рассматривал физическую культуру и спорт как мощное

средство укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физиологических способностей. Руководящая роль и ответственность в этой сфере отводилась Наркомату просвещения [8, с. 5152].

Интересно, что при этом вновь наблюдалась во многом стихийная актуализация идеологической составляющей. В данной ситуации одним из существенных моментов в деле развития физической культуры и спорта стал отказ В.И. Ленина поддержать радикальные идеи Пролеткульта, согласно которым физкультура и спорт, как пережиток прошлого и «продукт» буржуазии и капитализма, должны быть отвергнуты. Пролеткультовцы прямо предлагали исключить и запретить ряд видов спорта; на смену им должны были прийти совершенно иные занятия, а именно показательные массовые акции, в которых рабочие отрабатывали бы «трудовые элементы» и процессы путем имитации профессиональных движений, к примеру, удары молота по наковальне. Причем все это должно было носить соревновательный характер, а спортивные залы должны были переоборудоваться в мастерские. Еще одним негативным фактором стало отрицание необходимости развития спорта и гимнастики среди детей. Собственно, идеи Пролеткульта являлись одним из альтернативных путей развития физической культуры и спорта, по которому могла пойти страна, однако именно В.И. Ленин не дал развиться этому направлению

[9].

В представлении В.И. Ленина физическая культура очень четко вписывалась в общий план культурной революции. Представление об этом, в частности, можно получить после знакомства с его статьями, выступлениями, письмами, частными беседами. Все они имели один вектор -приобщение масс трудящихся к занятиям физической упражнениями, создание нового социалистического спорта, который займет свое высокое место в общемировых достижениях.

Неординарную деятельность и широкий круг вопросов освещаемых лидером большевиков регулярно отмечали современники, к примеру, Н.А. Семашко - один из видных организаторов строительства советской физической культуры и спорта [10, с. 2]. Частота упоминаний имени В.И. Ленина в трудах деятелей физической культуры, масса различных структур, указов, распоряжений, высказываний, говорит нам о том внимании, которое он уделял вопросам физической культуры и спорта, как одного из инструментов государственной политики. Помимо идейных и теоретических проблем, в вопросах физкультуры и спорта вождь мирового пролетариата прямо поддерживал фактические и конкретные меры по вопросам физической культуры. Одним из примеров тому было создание Коммунистического спортивного интернационала (КСИ), который в своей работе должен был нести идеологию нового социалистического спорта и противопоставлялся буржуазной системе спорта.

Именно идеи Маркса и Ленина о классовом характере проблем физического развития и улучшения физического состояния населения определили идейную направленность на развитие массовой физической культуры и спорта в ранний советский период, как к средству подготовки «нового» человека - борца за новый мир и за новую идеологию. Физическая культура и спорт, как часть общей культуры, занимала устойчивое и постоянное место в трудах сторонников марксистской теории и служила им одним из основных инструментов объединения народных масс.

В декабре 1922 года решением ВЦИК за подписью В.И. Ленина образуется Государственная комиссия по народному просвещению. В ее структуре создавались 15 отделов, занимавшихся вопросами образования во главе с наркомом А.В. Луначарским. Народный комиссар по просвещению глубоко и широко смотрел на вопросы физического воспитания и спорта, не отделяя их от вопросов идеологии. В своих рассуждениях он, в частности, разделял культуру на западную и новую - «пролетарскую», в западной выделяя Англосаксонскую и Французскую (причем первая имела, по его мнению, явные преимущества). Соответственно, пролетарская культура и, в частности, физическая культура должна была не отвергать западную культуру, а взять от нее самое лучшее. По его мнению, она уже достигла значительных успехов и уже превзошла западноевропейскую пролетарскую физкультуру. Далее, в отличие от западноевропейского опыта, она должна была развиваться как совокупность мер, направленных на обеспечение здоровья масс. От идеологической составляющей физической культуры и спорта, Луначарский прямо переходил к вопросам улучшения и совершенствования физической культуры и спорта. Выявив, на его взгляд, основные проблемы развития физкультуры и спорта, такие как

организация мест для занятий, мест для труда и отдыха, правильности и полноценности питания, борьба с алкоголизмом, важность гигиены с детских лет и т.д., он отмечал, что физическая культура и спорт должны были являться тем фундаментом, на котором строилось здание социалистической культуры в смысле самых высоких форм жизни [11].

В принципе, идейные и теоретические цели физического воспитания и спорта уже на заре существования СССР были достаточно четко ясны - совершенствование физических качеств, оздоровление народа, повышение производительности труда и пр. Однако существовали разногласия в понимании того, каким путем они будут достигаться. Это привело к появлению разных концепций осуществления поставленных задач. Во главе одной из групп единомышленников стоял видный революционер Н.И. Подвойский - руководитель Всевобуча, с 1920 года председатель ВСФК (Высший совет физической культуры) при Всевобуче. Важными задачами, поставленные Подвойским, были: 1) очистка рядов физкультурников Всевобуча от враждебных и чуждых элементов, 2) осуществление обязательности и всеобщности физического воспитания и военной подготовки, 3) объединение физического воспитания и военной подготовки с коммунистическим воспитанием [12].

Для того, чтобы решить данные задачи, следовало превратить физическую культуру в массовое явление. Необходимо было развернуть, в частности, широкую пропагандистскую кампанию, охватив как можно большее количество граждан. Этим, в первую очередь, и занялся Н.И. Подвойский. В его понимании физкультура должна была сочетаться с массовыми гуляниями, экспедициями, экскурсиями и даже театрализованными представлениями на свежем воздухе, причем все это могло проводится даже без участия тренеров и инструкторов. Чтобы добиться оздоровления населения, физкультура должна была строиться на принципах самооздоровления, воспитания и образования. Хотя не отрицал Подвойский и спорт, как самостоятельное занятие, а также организацию соревнований по отдельным видам спорта. Соответственно, он писал о необходимости создавать спортивную инфраструктуру: спортплощадки и гимнастические залы. Особо подчеркивалось, что лучше всего даются рабочему классу подвижные и спортивные игры [13, с. 382].

Соратники Подвойского поддерживали его, считая, что именно так должна развиваться физическая культура в СССР. Идеи, которые он культивировал в работе Всевобуча, помогли сделать физическую культуру и спорт доступными для всего народа, популярными. По существу, они стали своеобразной визитной карточкой для представителей зарубежных стран [13, с. 294].

Несколько иную точку зрения на вопрос имел Н.А. Семашко - нарком здравоохранения и председатель ВСФК с 1923 года. По его мнению, физкультура должна была основываться на принципах научного подхода, продуманной методологии и достижениях педагогики («Организационными успехами физической культуры мы обязаны в значительной мере настойчивой работе Государственного Института Физической Культуры. Много сделано за эти шесть лет в области методологической, научной и педагогической» [14, с. 2]). В корне не согласен был Н.А. Семашко и с тем, что физическая культура может обойтись без медицины. Одним из главных условий для успешного развития физической культуры Семашко считал врачебный контроль над занимающимся. В своих публикациях он указывал на необходимость физической культуры для улучшения производительности труда [15, с. 2]. Многочисленные сторонники Семашко всецело поддерживая его, регулярно на страницах различных изданий высказываясь в пользу важности именно такого подхода. Физкультура для них была не самоцелью, а средством биологической, социально-трудовой и социально-евгенической установки личности, на которой и строится биосоциальное гигиеническое воспитание ребенка [15, с. 4].

Собственно, противостояние отмеченных идей породило и противостояние соответствующих ведомств, а именно Всевобуча и КСИ во главе с Н.И. Подвойским, с одной стороны, и ВСФК при ВЦИК во главе с Н.А. Семашко - с другой. Конфликт вокруг выяснения того, какая физическая культура нужна государству, длился довольно долго. И конец этому был положен только в 1926 году на заседание Президиума ЦК ВКП(Б). С его подачи Центральная контрольная комиссия, раскритиковав обе группы, привела в ВСФК нового председателя. Однако, как оказалось, во многом именно отмеченное выше противостояние во многом и дало тот мощный первоначальный импульс физкультурному движению в СССР, который следует считать

безусловным достижением. Результаты деятельности этих ведомств определяли развитие физической культуры в стране еще долгое время [16].

В принципе, цель и у группы Подвойского, и у группы Семашко была единой - это развитие физической культуры и воспитания через призму идей Маркса и Ленина. Несмотря на разногласия между группами Семашко и Подвойского в методах развития сферы физкультуры, было у них и немало общего. В первую очередь, это отрицание западной буржуазной системы физического воспитания и спорта. Цель занятий физкультурой в СССР виделась прежде всего в повышении производительности труда и укреплении обороноспособности страны.

Идейные и теоретические разработки начального периода существования Советского государства позволили приступить к реализации масштабного социально-политического проекта под названием «Физическая культура и спорт в СССР». При этом следует выделить несколько основных направлений инструментализации физкультуры и спорта. Первое - телесное совершенство, гигиена и дисциплина, примером чему может служить комплекс ГТО. Следующее направление - визуализация массового спорта, направленная на презентацию качественно нового общества, причем внедрялась мысль о том, что без государственного вмешательства человек не достиг бы должных успехов в сферах физкультуры и спорта. И третье направление - политическая социализация физкультуры и спорта. Каждый человек должен был быть готов к осуществлению своей роли в обществе, к выполнению своих обязанностей, как борца за идеалы социализма [17].

Литература и источники

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.16. - М.: Государственное издание политической литературы, 1960.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. - М.: Государственное издание политической литературы,1962.

3. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.10. М.: Государственное издание политической литературы,1958.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 2. - М.: Изд-во политической литературы, 1967.

5. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Изд. 5. Т. 6. - М.: Изд-во политической литературы, 1963.

6. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Изд. 5. Т. 32. - М.: Изд-во политической литературы, 1969.

7. КППС в резолюциях и решениях съездов, конференция и пленумов ЦК (1898-1985). Т. 6. - М., 1985. - С. 258-259.

8. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановления Правительства РСФСР. Т. 2. - М.: Юрид. изд-во, 1949.

9 Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Левин Д. Снорт в России накануне октября 1917-го и в первые годы советской власти. // Вестник российского международного олимпийского университета. - 2017. - №1. - С 50-63.

10. Известия физической культуры. - 1924. - №3.

11. Луначарский А. В. Мысли о снорте // Библиотека «Огонек». № 513. - М.: Акц. изд. О-во «Огонек», 1930.

12. Подвойский Н.И. Ленин и физическое воспитание // Красный снорт. - 1940. - №4. - 21 января.

13. СтепановН.Т. Подвойский. - М.: Молодая гвардия 1989.

14. Известия физической культуры. - 1924. - №13.

15. Известия физической культуры. - 1924. - №20.

16. Хорошева А.В. Становление советской физкультуры и противостояние Н.А. Семашко и Н.И. Подвойского // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции. Т. 2. -СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2020. - С.79-84.

17. Колесников А.Б. Физкультура и снорт в СССР как социальная «лаборатория» конструирования идеала советского человека // Исторический курьер. - 2021. - № 6 (20). - С. 170-178.

References and Sources

1. Marks K., Engel's F. Sochineniya. 2-e izd. T.16. - M.: Gosudarstvennoe izdanie politicheskoj literatury, 1960.

2. Marks K., Engel's F. Soch. 2-e izd. T. 22. - M.: Gosudarstvennoe izdanie politicheskoj literatury,1962.

3. Marks K. Engel's F. Soch. 2-e izd. T.10. M.: Gosudarstvennoe izdanie politicheskoj literatury,1958.

4. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. Izd. 5. T. 2. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1967.

5. Lenin V.I. Poli. sobr. soch. Izd. 5. T. 6. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1963.

6. Lenin V.I. Poli. sobr. soch. Izd. 5. T. 32. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1969.

7. KPPS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferenciya i plenumov CK (1898-1985). T. 6. - M., 1985. - S. 258-259.

8. Hronologicheskoe sobranie zakonov, ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta i postanovleniya Pravitel'stva RSFSR. T. 2. - M.: Yurid. izd-vo, 1949. 9 Mel'nikova N.Yu., Treskin A.V., Levin D. Sport v Rossii nakanune oktyabrya 1917-go i v pervye gody sovetskoj vlasti. // Vestnik rossijskogo mezhdunarodnogo olimpijskogo universiteta. - 2017. - №1. - S 50-63.

10. Izvestiya fizicheskoj kul'tury. - 1924. - №3.

11. Lunacharskij A. V. Mysli o sporte // Biblioteka «Ogonek». № 513. - M.: Akc. izd. O-vo «Ogonek», 1930.

12. Podvojskij N.I. Lenin i fizicheskoe vospitanie // Krasnyj sport. - 1940. - №4. - 21 yanvarya.

13. Stepanov N.T. Podvojskij. - M.: Molodaya gvardiya 1989.

14. Izvestiya fizicheskoj kul'tury. - 1924. - №13.

15. Izvestiya fizicheskoj kul'tury. - 1924. - №20.

16. Horosheva A.V. Stanovlenie sovetskoj fizkul'tury i protivostoyanie N.A. Semashko i N.I. Podvojskogo // Reformy v povsednevnoj zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. T. 2. - SPb.: LGU imeni A.S. Pushkina, 2020. - S.79-84.

17. Kolesnikov A.B. Fizkul'tura i sport v SSSR kak social'naya «laboratoriya» konstruirovaniya ideala sovetskogo cheloveka // Istoricheskij kur'er. -2021. - № 6 (20). - S. 170-178.

ИЩЕНКО АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии им. Н. И. Вавилова»; старший преподаватель, Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России (ishenko1979@yandex.ru).

ISHENKO, ALEXEY V. - Ph.D. student, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N. I. Vavilov; Senior Lecturer, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky Ministry of Health of Russia (ishenkol 979@yandex.ru).

УДК 94(47).084.5:281.9 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-73-78

КОТЛЕЦОВ В.В.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ОТКАЗА ОТ НЭПА И ПЕРЕХОДА К ФОРСИРОВАННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИЗМА (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ 1925-1929 ГГ.)

Ключевые слова: Владимирская губерния, 1920-е гг., Русская Православная церковь, священнослужитель, сельские священники, лишение избирательных прав, муниципализация земли.

Статья содержит анализ процессов изменения имущественного и политико-правового положения священнослужителей сельских приходов Владимирской губернии в условиях отхода от политики нэпа. Показано, что со второй половины 1920-х гг. местными органами власти были значительно усилены меры экономического и политического давления на церковь, антирелигиозная работа. В этой ситуации служители религиозного культа все чаще объявлялись прямыми врагами Советской власти. Данные обстоятельства не могли не сказаться на изменении имущественно-правового положения священников на местах. Отмечается, что в региональных государственных архивах Владимирской области содержится немало документов, отражающих эти изменения. В частности, в них содержится информация об имуществе семей священников, количестве земли, обрабатываемой ими и пр. Ежегодные финансовые декларации аккумулируют сведения о доходах священнослужителей за совершение церковных обрядов. Анализ материалов и документов позволяет сделать вывод о существенном ухудшении материально-бытового положения «врагов советской власти», об ущемлении их политических и гражданских прав.

KOTLETSOV, V.V.

ORTHODOX PRIEST IN THE CONTEXT OF THE POLICY OF REJECTION OF NEP AND TRANSITION TO FORCED CONSTRUCTION OF SOCIALISM (BASED ON MATERIALS OF VLADIMIR PROVINCE 1925-1929)

Key words: Vladimir province, 1920s, Russian Orthodox Church, clergyman, rural priests, deprivation of voting rights, municipalization of land.

The article contains an analysis of the processes of change in the property and political-legal status of clergy in rural parishes of the Vladimir province in the context of a departure from the NEP policy. It is shown that from the second half of the 1920s. local authorities significantly strengthened measures of economic and political pressure on the church and anti-religious work. In this situation, ministers of religious worship were increasingly declared direct enemies of Soviet power. These circumstances could not but affect the change in the property and legal status of local priests. It is noted that the regional state archives of the Vladimir region contain many documents reflecting these changes. In particular, they contain information about the property of the families of priests, the amount of land they cultivate, etc. Annual financial declarations accumulate information about the income of clergy for performing church rites. Analysis of materials and documents allows us to draw a conclusion about a significant deterioration in the material and living situation of the "enemies of Soviet power", about the infringement of their political and civil rights.

Во второй половине 1920-х гг. политика местных властей в отношении Русской Православной церкви (РПЦ) во Владимирской губернии вышла на новый уровень. В контексте начавшегося свертывания нэпа, с одной стороны, и повсеместного создания в уездах и волостях ячеек Союза безбожников - с другой, значительно активизировалась антирелигиозная пропаганда среди населения. Решениями губернских комиссий было закрыто множество храмов, а их имущество было в отдано в ведение городских и уездных властей. Лишь небольшую часть имущества (в том числе колоколов), признанную исторически ценной, удалось сохранить и передать в музейные хранилища.

Тем не менее, РПЦ продолжала действовать. Владимирские священники принимали самое активное участие в организации волостных религиозных обществ, которые заключали договоры на содержание церковных зданий, их использование для совершения треб населению и пр. Какое положение в сложившейся во второй половине 1920-х гг. ситуации занимали священнослужители Владимирской губернии, прежде всего, сельские служители религиозного культа, какие проблемы стояли перед ними и членами их семей - эти вопросы определяют предмет изучения в настоящей статье.

Для начала следует определить количество местных священнослужителей и принципиальные условия их деятельности. В штате Владимирской епархии к 1925 г. состояло 2795 лиц служащего духовенств, включая 67 протоиереев, 1173 священников, 418 дьяконов и 1137 псаломщиков. Заштатного белого духовенства было 9 протоиереев, 70 священников, 71 дьякон и 116 псаломщиков. В общем числе монашествующих 2066 человек числилось 197 монахов, 312 послушников, 346 монахинь и 1211 послушниц [1, с. 20]. Все они, в принципе, считались властями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.