Научная статья на тему 'СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИДЕОЛОГИИ'

СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИДЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СПОРТА / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА / МИЛИТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огородов Дмитрий Александрович, Добрынина Мария Владимировна

Проанализированы теоретические основания идеологизации спорта: марксистская идеология, идеи романтических националистов. Выделены и описаны характерные особенности советской политики в области спорта. Показано, что, будучи политизированным, в Советском Союзе спорт играл важную внутриполитическую роль, будучи инструментом формирования групповой идентификации советских граждан и воспитания кадрового резерва для советской армии, промышленности и других отраслей хозяйства. Отмечено, что спорт высоких достижений на международной арене успешно выполнял те задачи, которые были возложены на него Партией и Правительством, - демонстрацию превосходства социалистической системы над капиталистической. Сделан акцент на политизацию и символическую милитаризацию спорта высоких достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH PERFORMANCE SPORT IN THE CONTEXT OF SOVIET POLICY AND IDEOLOGY

The theoretical foundations of the ideologization of sports are analyzed: Marxist ideology, the ideas of romantic nationalists. The characteristic features of the Soviet policy in the field of sports are highlighted and described. It is shown that, being politicized, sport played an important domestic political role in the Soviet Union, being an instrument for the formation of group identification of Soviet citizens and the education of a personnel reserve for the Soviet army, industry and other sectors of the economy. It is noted that the sport of high achievements in the international arena successfully fulfilled the tasks assigned to it by the Party and the Government - demonstrating the superiority of the socialist system over the capitalist one. Emphasis is placed on the politicization and symbolic militarization of high-achievement sports.

Текст научной работы на тему «СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ И ИДЕОЛОГИИ»

УДК 130.2 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-4-89-98

Спорт высоких достижений в контексте советской политики

и идеологии

Д.А. Огородов, М.В. Добрынина

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

ogorodovd@mail.ru

Проанализированы теоретические основания идеологизации спорта: марксистская идеология, идеи романтических националистов. Выделены и описаны характерные особенности советской политики в области спорта. Показано, что, будучи политизированным, в Советском Союзе спорт играл важную внутриполитическую роль, будучи инструментом формирования групповой идентификации советских граждан и воспитания кадрового резерва для советской армии, промышленности и других отраслей хозяйства. Отмечено, что спорт высоких достижений на международной арене успешно выполнял те задачи, которые были возложены на него Партией и Правительством, — демонстрацию превосходства социалистической системы над капиталистической. Сделан акцент на политизацию и символическую милитаризацию спорта высоких достижений.

Ключевые слова: политика в области спорта, идеология, идентичность, социальная роль спорта, милитаризм.

High Performance Sport in the Context of Soviet Policy and Ideology D.A. Ogorodov, M.V. Dobrynina

National Research University «Moscow Institute of Electronic Technology» ogorodovd@mail.ru

The theoretical foundations of the ideologization of sports are analyzed: Marxist ideology, the ideas of romantic nationalists. The characteristic features of the Soviet policy in the field of sports are highlighted and described. It is shown that, being politicized, sport played an important domestic political role in the Soviet Union, being an instrument for the formation of group identification of Soviet citizens and the education of a personnel reserve for the Soviet army, industry and other sectors of the economy. It is noted that the sport of high achievements in the international arena successfully fulfilled the tasks assigned to it by the Party and the Government - demonstrating the superiority of the socialist system over the capitalist one. Emphasis is placed on the politicization and symbolic militarization of high-achievement sports.

Keywords: sports policy, ideology, identity, social role of sports, militarism.

В советской внутренней политике физкультура и спорт играли важную роль, хотя в содержательном отношении эта роль претерпевала определенные изменения. В определенные периоды физвоспитание и спорт рассматривались преимущественно в утилитарном ключе — как инструмент подготовки военного и промышленного человеческого резерва советского государства; в другие периоды идеологические акценты государства смещались на спорт высоких достижений, который был призван доказать превосходство социалистической системы над капиталистической и продемонстрировать потенциал Советского Союза как одной из сверхдержав, противостоящих в Холодной войне. Эти особенности советского спорта составляют актуальность настоящей статьи. Ее цель заключается в анализе того, каким образом государственная политика и государственная идеология влияли на развитие советского спорта.

Теоретические основания идеологизации спорта

Определенный потенциал для идеологизации советской физкультуры и спорта содержится не только в идеях основоположников гимнастических обществ XIX века, прежде всего, Петра Лесгафта, но и в философии К. Маркса, который призвал к всеобщему внесословному физическому воспитанию всех граждан всех государств. К. Маркс полагал (и оказался провидцем), что в системах образования будущего «гражданам должна быть предоставлена ... возможность сбалансированного образования, в котором физическое воспитание является неотъемлемой частью» [15, с. 59]. Согласно идеям Маркса, система общего государственного образования должна включать три компонента, каждый из которых способствует гармоничному воспитанию тела и разума, а именно: умственное образование, физическое воспитание (через гимнастику или начальную военную

подготовку) и технологическое образование [15, с. 59]. В. Ленин занимался гимнастикой ежедневно во время пребывания в тюрьмах и ссылках, поскольку справедливо полагал, что она поддерживает физическую форму и тренирует бойцовский дух, необходимые революционеру.

После революционных переворотов и захвата власти большевиками в 1917 году, вся страна оказалась в глубочайшем экономическом кризисе, разрешить который быстрыми темпами мешала не только война, но и внутриполитический коллапс и паралич важных элементов системы управления обществом и государством.

Однако в послереволюционный период советское правительство быстро осознало стратегическое значение образования для решения задач преодоления разразившегося в стране экономического кризиса, укрепления обороноспособности страны, в перспективе — для окончательной «победы над буржуазией» [19, с. 49; 20, с. 470; 21, с. 472; 22, с. 487] и строительства общества и государства нового типа. В новой стратегии формирования нового общества и нового человека партия большевиков рассматривала спорт как средство модернизации социума. Лидеры нового государства не без оснований полагали, что спорт может и должен быть интегрирован в инструментальную модель преобразования в ограниченные сроки «отсталой и бедной страны необъятных размеров из феодальной в современную» [1, с. 5; 16, с. 16-17].

Уже в 20-е годы в Советской России спорт понимался как один из инструментов воспитания нового человека - дисциплинированной единицы внутри коммунистической массы рабочих и крестьян. Дисциплинированность и способность к подчинению своей воли и своего тела воле государства и масс — ключевая особенность человека нового — социалистического — типа. В. Ленин писал, что для построения общества нового типа нужно формировать

«сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно. Без этого победить капиталистов и помещиков всего мира мы не сможем. Мы не закрепим даже фундамента, не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое, коммунистическое общество» [18, с. 125]. Ленин был уверен, что спорт играет огромную роль в создании «гармоничного коммунистического человека», поэтому выступал за построение единой системы физического воспитания граждан в системе государственного образования. Согласно его замыслу, физкультура и спорт должны были быть внедрены в систему начального образования на самых ранних его ступенях [1, с. 6].

В период военного коммунизма спорт и физическое воспитание были элементом военной подготовки бойцов Красной Армии; уже в мае 1918 года был создан Центральный совет всеобщей военной подготовки, Всевобуч (Ответственный за физическую подготовку граждан в возрасте 16-40 лет), призванный «как можно быстрее обеспечить Красную Армию контингентами подготовленных призывников» [15, 46]. Всевобуч должен был координировать свои действия с комиссариатами образования и здравоохранения; реализуя на этапе становления основных принципов будущей советской политики в области физкультуры и спорта принцип ее прямой связи с образовательной, военной, идеологической политикой и политикой в области здравоохранения. Николай Подвойский, глава Всевобуча, считал, что без спортивной подготовки бойцы Крас-

ной Армии не смогут победить Гражданской войне, а эта победа была ключевым условием создания и процветания первого в мире государства рабочих и крестьян. Победа над капиталистической угрозой и последующее развитие промышленности и сельского хозяйства Советской России требовали подготовки армии здоровых, физически крепких люде, сильных и ловких защитников и строителей нового общества; ежедневные тренировки бойцов и военные сборы были элементами механизма создания такой армии. Посредством физвоспитания и спорта в сочетании с гигиеническим просвещением советским правительством решались также задачи борьбы с эпидемиями, угроза возникновения которых в больших городах усилилась в начале эры индустриализации, когда крестьяне массового мигрировали из деревни в городские промышленные центры [16, с. 18].

Если в отношении социальной роли физкультуры среди руководителей государства не было разногласий, то по поводу спорта высоких достижений среди политиков и педагогов в 20-е годы ХХ века развернулась широкая дискуссия. Так, Подвойский считал, что «эмоциональная привлекательность соревновательного спорта» необходима для того, чтобы люди были эмоционально мотивированы к участию в физкультурных и спортивных практиках; в то же время, многие педагоги (включая П. Лес-гафта) считали соревновательный спорт буржуазным пережитком, противоречащим социалистической идеологии. В конечном итоге, на уровне государства победила про-спортивная точка зрения, отчасти потому, что в период оформления межнационального советского единства (оформления наднациональной советской гражданской идентичности) спорт играл важную интегрирующую роль. Например, на Первой Центральноазиатской Олимпиаде в 1920 году узбеки, казахи, киргизы, туркмены и русские принимали участие

в одном масштабном спортивном соревновании. Нельзя не признать, что спортивные игры, фестивали, спартакиады и другие виды спортивных праздников на самом деле сыграли важную роль в укреплении дружбы советских народов.

После окончания Гражданской войны государство декларировало, что спорт имеет важное социальное значение, а именно: 1) способствует укреплению здоровья граждан; 2) является важным элементом воспитания всесторонне развитой гармоничной личности; 3) является элементом первичной военной подготовки; 4) является средством формирования малых и больших идентичностей (партийной, классовой, советской, профсоюзной); 5) является инструментом мотивации граждан к социальной и политической активности [1, с. 6].

Благодаря реализации идей Маркса и Ленина в реальной государственной политике, Советский Союз оказался государством-пионером в политике в области физкультуры и спорта. Впервые в истории именно в Советской России и во всем Советском Союзе физкультура и спорт на уровне государственной идеологии, государственного администрирования и содержания образовательных программ были увязаны с политикой охраны общественного здоровья, воспитанием патриотизма и государственной идеологией. Приоритетами государственной политики в области физкультуры и спорта была доступность спорта для как можно большего числа людей и внедрение спорта в образовательные технологии для формирования «коммунистического» (в послевоенные периоды — «социалистического») человека.

Социальная роль спорта высоких достижений в советском обществе

Успехи соревновательного советского спорта также были элементом и следствием достаточно успешной государственной политики в области физкультуры и спорта. Спортивные достижения советских спорт-

сменов позволяли гражданам только отождествлять страну и идентифицировать самих себя с победами. Еще в Античности древние Олимпийские игры не только приносили славу и участникам и обеспечивали им социальный статус в своих полисах, но и приносили имиджевые, экономические и прочие преимущества политикам и городам-государствам, которых они представляли: «Те, кто обладал политической властью или хотел приобрести ее для себя или своих семей, находили удобным находиться рядом с успешными спортсменами, чтобы использовать ауру престижа для собственной выгоды» [9, с. 132]. Это суждение можно отнести не только к политикам, но и ко всем гражданам полисов, представленных на Играх: Игры и представления вызывали всплеск патриотических настроений и гордость за сограждан; гражданские сообщества полисов отождествляли себя со своими гражданами, соревнующимися и особенно победившими атлетами. Соревнования также способствовали формированию более широкой — эллинистической — социокультурной и политической идентичности, поскольку Игры способствовали сохранению, укреплению и трансляции тех религиозных, образовательных и культурных практик, ценностей и традиций, которые отделяли греков от варваров [9, с. 132]. В спортивном участии и болении важно также отождествление себя и «своих»: «При прочих равных условиях вы болеете за свой пол, свою культуру, свою местность...и вы хотите доказать, что вы лучше других. Тот, за кого вы болеете, представляет вас; и когда он побеждает, побеждаете и Вы» [5, с. 196—198]. В этом мире безликих «чужих» у людей есть желание — потребность — найти «своих» и испытать торжество победы над прочими чужими. Победа для «своей» команды — это один из способов для болельщика доказать свое превосходство — по крайней мере, в своем собственном сознании. Аналогичный механизм действовал и в советском соревновательном

спорте. Как атлетика, так и боление являлись инструментами формирования малых и более широких идентичностей участников соревнований: от идентичности как члена трудового или академического коллектива до масштабной советской идентичности.

Соревновательный спорт в Советском Союзе в 1930-х годах также играл важную рекреационную роль, являясь привлекательным отвлечением от повседневной рутины, бытовых и производственных проблем обывателя. Руководство партии и государства стремились к тому, чтобы те эмоции, которые связаны с переживанием спорта, канализировать в патриотизм и иные созидательные социальные эмоции. Но болельщики и поклонники спортивных команд нередко более страстно относятся к спорту, чем сами атлеты. Идеологи советского спорта понимали, что потенциал идеологизации спорта заключается в эмоциональной насыщенности спортивных состязаний, которые никого не оставляют равнодушными и вызывают бурю индивидуальных эмоций и коллективные эмоциональные аффекты. Как это можно объяснить? Роберт Чалдини пытается ответить на этот вопрос в книге «Влияние: психология убеждения», приводя рассказ о ветеране Второй мировой войны. Вскоре после войны солдат совсем перестал говорить; согласно медицинскому обследованию его немота не имела никаких физических причин — никаких ран или повреждений мозга. Ветеран имел нормальную психику и был помещен в госпиталь для ветеранов, где он прожил тридцать лет среди совершенно психически нормальных людей, но не произнося ни слова. Однажды в палате, в которой находился ветеран, по радио транслировался футбольный матч, в котором играла команда из его родного города. Когда судья назначил пенальти в ворота команды, за которую болел ветеран, он вскочили закричал: «Ты тупой осел! Ты собираешься отдать им очко?!»

Затем он молча сел и больше никогда не заговорил [5, с. 195-196]. Чалдини формулирует два теоретических вывода. Во-первых, аффект от игры и желание победы своей команды «вырвало» ветерана из привычного для его психики социального отчуждения, и способность вызвать такую бурю эмоций — специфическая особенность именно спорта. Во-вторых, спортивное боление носит глубоко личный характер: болельщики идентифицируют себя со своей командой, сопереживают победам и проигрышам, ощущая их как свои собственные, личностно значимые победы и поражения. Коммунистическая партия также стремилась извлечь выгоду из привлекательности спорта и связать его с фестивалями и политическими праздниками, призванными пробудить патриотизм среди людей и напомнить им, в какой «прекрасной» стране они живут.

Как массовый, так и высокий спорт для граждан, в первую очередь, спортивных болельщиков, являлись также мотивирующими факторами повышать уровень личных притязаний и достижений в спортивной и иных областях общественной жизни, способствовали формированию модели успешного человека.

Государственная поддержка массового спорта также играла свою роль в организации спортивных побед Советского Союза: массовый спорт формировал гигантский кадровый резерв для спорта высоких достижений.

На протяжении всех десятилетий существования Советского Союза, политические императивы и приоритеты в области физкультуры и спорта последовательно внедрялись и реализовывались и в системе образования. В советской школе и в Советском вузе физическая подготовка ценилась не в меньшей степени, чем академические достижения. До сих пор физическая культура остается базовой дисциплиной в учебных планах всех вузов страны. Первые два года обучения

из четырех каждый студент должен посещать занятия и сдавать нормативы по физической культуре. Если студент не посещает занятия или не показывает удовлетворительных результатов во время зачетов и экзаменов, его могут отчислить из университета вне зависимости от уровня академической успеваемости по другим предметам или его научного потенциала [16, с. 38—43]. Государство в лице административных органов уже к 30-м годам ХХ века осознало, что для достойного выступления спортсменов на международных спортивных соревнованиях и достижения международного успеха и одержания побед, требуется ранняя спортивная подготовка и ранняя специализация в спорте. Для решения этой задачи были организованы спортивные школы и спортивные школы-интернаты, в которых юные спортсмены могли усиленно тренироваться и параллельно получать среднее образование.

Спорт высоких достижений во внутренней и внешней политике СССР

Просуществовавшая до 1980-х готов модель советской спортивной подготовки оформилась в конце 20-х годов ХХ века: на фоне некоторого роста экономики и реализации первого пятилетнего плана. В этот период был принят целый ряд важных документов. Среди них Декрет ВЦИК РСФСР от 27 июня 1923 г. «Об образовании Высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР»; Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении» Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР (ВСФК)» от 1 апреля 1930 г, который был призван «решить все вопросы организации спорта». Все местные спортивные клубы были перенесены на «производственную базу» и прикреплены к предприятиям, научным и образовательным учреждениям. Соответственно, с начала 30-х годов членство в спортивных клубах осуществлялось гражданами по основному месту

работы, службы или обучения. Спорт также контролировался и партийной организацией, поэтому вертикаль административного управления спортом была приведена в соответствие с моделями государственного управления другими сферами социальной жизни. Для поддержания интереса к спорту высоких достижений и содействию его развитию в 1935 году были организованы профсоюзные спортивные общества (например. Спортивное общество «Локомотив» — при профсоюзной организации работников путей сообщения), что, в конечном счете, привело к оформлению республиканских и общегосударственной спортивных лиг и всесоюзных чемпионатов по различным видам спорта.

Признание советским правительством значимости соревновательного спорта нашло свое проявление в награждении в 1937 году спортивных обществ «Динамо» и «Спартак» орденом Ленина, что можно рассматривать как высшую форму признания государством достижений того, кто представляется к награде. В 30-х годах также была запущена государственная программа «Готов к труду и обороне» (ГТО), которая преследовала цель «расширения сферы спортивного участия; дать возможность участникам включиться в регулярные занятия спортом, которые должны стать нормальной чертой социалистического образа жизни» [14, 71], а также «создать мощную базу для формирования кадрового резерва спорта высоких достижений» [14, 72]. В том числе, благодаря массовому участию граждан в программе ГТО, спортивная команда Советского Союза была имела мощный кадровый резерв. Она принимала участие во всех значительных международных спортивных соревнованиях по всем видам спорта (за исключением Летней Олимпиады 1968 года и Зимних Игр 1980 года). Однако советские спортсмены представляли на международной арене не только команду своей страны, в официальном идеологическом дискурсе и в идеологи-

зированном общественном сознании они воспринимались как солдаты — защитники советской марксистско-ленинской идеологии. Советские спортсмены, побеждавшие на гимнастических матах и хоккейных полях отстаивали перед всем миром марксистские принципы, согласно которым в личности связаны физический и психический уровни развития, так что физическая культура в воспитании человека равна по своему значению физической культуре. Команда Советского Союза (самая успешная национальная команда за всю историю современного спорта) была также воплощением милитаристкой политики: она побеждала на спортивных полях, воспринимаемых болельщиками всего мира как метафора полей военных битв. Спортивная форма и спортивные снаряды, в этом отношении, символизировали военное обмундирование и оружие.

Массовая спортивная подготовка и программы ГТО также были милитаризованы в конце 30-х годов оказавшись инструментом военной подготовки (курс ГТО был переориентирован на обеспечение военной подготовки в таких областях, как оказание первой медицинской помощи, штыковая атака, обращение с винтовкой, топография и метание гранат) после 1931 года, в период, когда Советский Союз был окружен враждебными соседями и растущими фашистскими политическими режимами. Как и в большей части Европы, во время Войны спортивные мероприятия резко сократились. В Войне погибли многие знаменитые и любимые болельщиками советские спортсмены: чемпион марафона Бабарыкин, рекордсмен советского конькобежного спорта Каплинский и чемпионка по лыжным гонкам Любовь Кулакова. Нередко спортсмены погибали во время выполнения особенно сложных боевых заданий, которые им поручались из-за их предполагаемого превосходства в ловкости, выносливости и силе.

Однако даже во время Великой Отечественной войны внутренние спортивные

мероприятия по-прежнему проводились: в основном, они были нацелены на повышение морального духа в раздираемой войной стране. Так, 6 мая 1942 года в Ленинграде состоялся футбольный матч между двумя гарнизонными командами, невзирая на то, что недалеко от спортивного стадиона падали и разрывались боевые снаряды.

С окончанием войны, партийные чиновники стали проявлять еще больший интерес к перспективам политизации спорта высоких достижений, приняв партийную линию, согласно которой «спорт должен стремиться не просто за равноправие с другими народами, но и для советского господства». Партийное руководство осознало, что для реализации цели демонстрации советского превосходства на международном уровне Советский Союз должен был присоединиться к существующим международным спортивным федерациям. В октябре 1951 года был создан Советский олимпийский комитет, и в 1952 году Советский Союз впервые выступил на Олимпийских играх в Хельсинки. Вступление в международные спортивные федерации вынуждало советские спортивные команды к соблюдению норм спортивной этики, требовавшие участия в большинстве спортивных соревнований атлетов, имеющих статус любителей. Однако благодаря государственной поддержке спорта высоких достижений, оказываемом на политическом уровне, команды советского союза смогли соблюдать это правило номинально: советские спортсмены самого высокого уровня были формально «заняты» в одной из следующих сфер занятости: студент, военнослужащий или инструктор по физкультуре спортивного общества или профсоюза. Благодаря этой формальной занятости, спортсмены имели достаточно времени для тренировок. Спортсмены-«любители» показывали на международных соревнованиях такой уровень мастерства, что западные спортивные комментаторы называли их «шаманами».

Благодаря последовательной государственной политике поддержки массового и олимпийского спорта, советский спорт успешно выполнял те задачи, которые были возложены на него Партией и Правительством — демонстрация превосходства социалистической системы над капиталистической. На сегодняшний день СССР остается самой успешной спортивной страной, выиграв самое большое количество спортивных медалей за всю свою спортивную историю. Советский спорт высоких достижений и спортивные команды Советского Союза, одерживая многочисленные победы на международных соревнованиях, были также символическими проводниками милитаристической по своей сути идеи того, что «красная армия всех сильней», способствуя канализации эмоциональной жажды (испытываемой как советской номенклатурой, так и большинством советских граждан) сражений и побед в русло невооруженных бескровных столкновений и триумфов.

Библиографический список

1. Anthony D. Introduction to Sport under Communism: The U.S.S.R., Czechoslovakia, the G.D.R., China, Cuba / James Riordan, ed. 2. ed., rev. London : Hurst ; Montreal : McGill - Queen's univ. press, 1981. X, 181 р. P. 3-12.

2. Arnaud P., Riordan J. Sport and International Politics. London and NewYork: E & FN Spon, 1998. 240 р.

3. Bairner A. Sport, Nationalism, and Globalization. Albany, New York: State University of New York Press, 2001. 207 р.

4. Buckel Bart A. Nationalism, mass politics, and sport cold war case. Monterey, California: Naval Postgraduate School, 2008. 128 р.

5. Cialdini R. B. Influence: The Psychology of Persuasion. New York: Quill, William Morrow, 1993. 320 р.

6. Claire N. The Sokol in the Czech Lands to 1914: Training for the Nation.New York: Palgrave MacMillan, 2002. Х, 258 р.

7. Eitzen D. S., Frey J. H. Sport and Society // Annual Review of Sociology. 1991. № 17. Р. 503-522.

8. Eugen W. Peasants into Frenchmen. Stanford, California: Stanford University Press, 1976. XV. 615 p.

9. Hugill W. M. Olympics Old and New // Phoenix. 1949. Vol. 3. Р. 31-39.

10. Kanin D. B. A Political History of the Olympic Games. Boulder, CO: Westview Press, 1981. XIV, 161 p.

11. Kruger A. Strength through joy // The International Politics of Sport in the 20th Century / Eds.: A. Kruger, J. Riordan. London and New York: E & FN Spon, 1999. Р. 67-89.

12. Kruger A. The role of sport in German international politics, 1918-1945 // Sport and International Politics / Eds.: P. Arnaud, J. Riordan. London and New York: E & FN Spon, 1998. Р. 79-96.

13. Mosse G. L. The Nationalization of the Masses. New York: Howard Fertig, 1975. XIV, 252 р.

14. Riordan J. Introduction to «Sport and International Politics» // Sport and International Politics. London and New York: E & FN Spon, 1998. 227 р.

15. Riordan J. Sport in Soviet Society. Cambridge, London, Melbourne and New York: Cambridge University Press, 1978.

16. Riordan J. The U.S.S.R. // Sport under Communism: the U.S.S.R., Czechoslovakia, the G.D.R., China, Cuba / James Riordan, ed. 2. ed., rev. London : Hurst ; Montreal : McGill - Queen's univ. press, 1981. X, 181 р. Pp. 13-63.

17. Strenk A. What Price Victory? The World of International Sports and Politics // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1979. Vol. 445. Р. 128-140.

18. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Ленин В.И. Соч.4-е изд. М., 1949. Т.41

19. Ленин В.И. Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 11(24) января 1918 г. // Ленин В.И. Соч.4-е изд. М., 1949. Т. 26.

20. Ленин В.И. Речь в коммунистической фракции V Всероссийского съезда Советов 3 июля 1918 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36.

21. Ленин В.И. Речь на Всероссийском съезде крестьянских депутатов и земельных

комитетов 28 января (10 февраля) 1918 г. // Ленин В.И. Соч.4-е изд. М., 1949. Т. 26.

22. Ленин В.И. Речь перед агитаторами, посылаемыми в провинцию // Ленин В.И. Соч.4-е изд. М., 1949. Т. 26.

23. Программа Российской Коммунистической Партии (большевиков) принята 8 съездом партии 18—23 марта 1919 года // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. 1917—1922.

Поступила 10.11.2021

Огородов Дмитрий Александрович — руководитель Молодежного инновационного центра НРУ Национального исследовательского университета электронной техники (МИЭТ) (124498, Россия, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1, Москва), ogorodovd@mail.ru

Добрынина Мария Владимировна — Кандидат политических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Национальный исследовательский университет МИЭТ

References

1. Anthony D. Introduction to Sport under Communism: The U.S.S.R., Czechoslovakia, the G.D.R., China, Cuba / James Riordan, ed. 2. ed., rev. London : Hurst ; Montreal : McGill - Queen's univ. press, 1981. X, 181 r. P. 3—12.

2. Arnaud P., Riordan J. Sport and International Politics. London and NewYork: E & FN Spon, 1998. 240 r.

3. Bairner A. Sport, Nationalism, and Globalization. Albany, New York: State University of New York Press, 2001. 207 r.

4. Buckel Bart A. Nationalism, mass politics, and sport cold war case. Monterey, California: Naval Postgraduate School, 2008. 128 r.

5. Cialdini R. B. Influence: The Psychology of Persuasion. New York: Quill, William Morrow, 1993. 320 r.

6. Claire N. The Sokol in the Czech Lands to 1914: Training for the Nation.New York: Palgrave MacMillan, 2002. H, 258 r.

7. Eitzen D. S., Frey J. H. Sport and Society // Annual Review of Sociology. 1991. № 17. R. 503-522.

8. Eugen W. Peasants into Frenchmen. Stanford, California: Stanford University Press, 1976. XV. 615 p.

9. Hugill W. M. Olympics Old and New // Phoenix. 1949. Vol. 3. R. 31-39.

10. Kanin D. B. A Political History of the Olympic Games. Boulder, CO: Westview Press, 1981. XIV, 161 p.

11. Kruger A. Strength through joy // The International Politics of Sport in the 20th Century / Eds.: A. Kruger, J. Riordan. London and New York: E & FN Spon, 1999. R. 67-89.

12.Kruger A. The role of sport in German international politics, 1918-1945 // Sport and International Politics / Eds.: P. Arnaud, J. Riordan. London and New York: E & FN Spon, 1998. R. 79-96.

13. Mosse G. L. The Nationalization of the Masses. New York: Howard Fertig, 1975. XIV, 252 p.

14.Riordan J. Introduction to «Sport and International Politics» // Sport and International Politics. London and New York: E & FN Spon, 1998. 227 r.

15. Riordan J. Sport in Soviet Society. Cambridge, London, Melbourne and New York: Cambridge University Press, 1978.

16. Riordan J. The U.S.S.R. // Sport under Communism: the U.S.S.R., Czechoslovakia, the G.D.R., China, Cuba / James Riordan, ed. 2. ed., rev. London : Hurst ; Montreal : McGill - Queen's univ. press, 1981. X, 181 r. Pp. 13-63.

17. Strenk A. What Price Victory? The World of International Sports and Politics // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1979. Vol. 445. R. 128-140.

18. Lenin V. I. Zadachi sojuzov molodezhi // Lenin V.I. Soch.4-e izd. M., 1949. T.41

19. Lenin V.I. Doklad o dejatel'nosti Soveta Na-rodnyh Komissarov 11(24) janvarja 1918 g. // Lenin V.I. Soch.4-e izd. M., 1949. T. 26.

20. Lenin V.I. Rech' v kommunisticheskoj frakcii V Vserossijskogo s#ezda Sovetov 3 ijulja 1918 g. // Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 36.

21. Lenin V.I. Rech' na Vserossijskom s#ezde krest'janskih deputatov i zemel'nyh komitetov 28 jan-

varja (10 fevralja) 1918 g. // Lenin V.I. Soch.4-e izd. M., 1949. T. 26.

22. Lenin V.I. Rech' pered agitatorami, posylae-mymi v provinciju // Lenin V.I. Soch.4-e izd. M., 1949. T. 26.

23. Programma Rossijskoj Kommunisticheskoj Partii (bol'shevikov) prinjata 8 s#ezdom partii 18—23 marta 1919 goda // Kommunisticheskaja partija Sovets-kogo Sojuza v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov, konfer-encij i plenumov CK. M., 1983. T. 2. 1917—1922.

Submitted 10.12.2021

Ogorodov Dmitry A., Head of the Youth Innovation Center NRU National Research University of Electronic Technology (MIET) (1, Shokina sq., Zelenograd, Moscow, 124498, Russia), ogorodovd@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dobrynina Maria Vladimirovna — Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Finance, National Research University MIET

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.