Научная статья на тему 'Об идентичности в архитектуре и градостроительстве'

Об идентичности в архитектуре и градостроительстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3009
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / АРХИТЕКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЗАСТРОЙКИ / ГОРОД / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / IDENTITY / ARCHITECTURAL DIVERSITY OF BUILDINGS / CITY / URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Есаулов Георгий Васильевич

Глобализация, порождая унификацию, заставляет искать присущие территориям аллюзии как воплощение духа места. Ставшие шаблонами приёмы нивелируют образы современности и подвигают мастеров и начинающих проектировщиков в поисках собственного лица обращаться к глубинным истокам региональной архитектуры. Проблема идентичности в архитектуре может трактоваться как проблема поиска возможностей и механизмов, палитры средств, способствующих сохранению или рождению идентичности. Существует то, что служит символом тождества, сохраняется как образ постоянства и наследуется. По существу, отдельные здания или сложившееся многообразие застройки (его фрагмент), её относительная целостность могут являть собой предмет идентичности конкретного города или поселения. Архитектура метафорически может быть названа идентичностью региона. При анализе архитектуры как идентичности или её ресурса в качестве базовых выступают три уровня: регион город, сельское поселение объект. Объектом выступает «тактильно», визуально воспринимаемое образование: квартал, жилая группа, улица, здание. «Идентичность выражает то "стабильное", которое обеспечивает воплощение "принципа устойчивости"». Выступая в роли идентичности региона, архитектура несёт груз ответственности за полноту воплощения в своих образах, формах и пространствах того существенного, что свойственно как пространству культуры и того, что заложено в ландшафтноклиматических условиях местности. Именно эти фундаментальные свойства определяют содержание «устойчивости» развития в принципах визуального конструирования мира. В конце XX начале XXI века в отношении к традиционным и ранее созданным формам в архитектуре соседствуют два вектора: вектор признания архитектурно-культурной ценности и вектор отрицания архаики и консерватизма. Каким быть самим зданиям, решает архитектор. И в этом исключительная роль каждого мастера, уровня его профессиональной и общей культуры. В качестве приёмов раскрытия идентичности в практике активно применяют различные варианты синтеза средств выразительности, а может, и даже точнее изобразительных средств в городской среде. Сегодняшние основные подходы по приданию зданиям, улицам, кварталам, площадям и самим городам «неповторимости» и «своеобразия» сводятся, в основном, к своего рода, художественно-дизайнерским акциям: благоустройству, установке памятных знаков и декоративной скульптуры, соору жению памятников, организации ландшафтных композиций, созданию росписей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Identity in Architecture and Urban Planning

Globalization, generating unification, makes uslook for inherent territorial allusions as the embodiment of the place spirit. Techniques that have already become templates again level the images of modernity and move masters and beginners in their search for their own "faces" to turn to the deep roots of regional architecture. The problem of identity in architecture can be interpreted as a search for opportunities and mechanisms, a palette of means conducive to the possession of identity. There is something that serves as a symbol of identity and is inherited preserved as an image of constancy. Essentially, relative integrity of the existing variety of buildings is the subject of the identity of a particular city or settlement. Architecture can be metaphorically identified as the identity of the region. The individuality of building combinations with nature ensures the identity of the city. There are three basic levels in the analysis of architecture as an identity or resource: region city, rural settlement object... Globalization, generating unification, makes uslook for inherent territorial allusions as the embodiment of the place spirit. Techniques that have already become templates again level the images of modernity and move masters and beginners in their search for their own "faces" to turn to the deep roots of regional architecture. The problem of identity in architecture can be interpreted as a search for opportunities and mechanisms, a palette of means conducive to the possession of identity. There is something that serves as a symbol of identity and is inherited preserved as an image of constancy. Essentially, relative integrity of the existing variety of buildings is the subject of the identity of a particular city or settlement. Architecture can be metaphorically identified as the identity of the region. The individuality of building combinations with nature ensures the identity of the city. There are three basic levels in the analysis of architecture as an identity or resource: region city, rural settlement object. The object is a "tactile" visually perceived formation: a quarter, a residential group, a street; a building. "The identity expresses that 'stable', which provides the embodiment of the 'principle of sustainability'". Architecture bears the responsibility for the full embodiment in its images, forms and spaces of the essential identity, which characterizes both the space of culture and the landscape-climatic conditions of the area. These fundamental properties determine the sustainability of development in the principles of the visual design of the world. At the end of the XX and the beginning of the XXI century, the two vectors coexist in relation to the traditional and previously created forms of settlements in architecture: the vector of recognition of architectural and cultural value and the vector of denial of archaism and conservatism. The architect determines the design and function of a space or building. And here is the exceptional role of each master's professional and general culture. The new ways of synthesizing the means of expressiveness and figurativeness of the urban environment are being actively considered as methods of revealing identity. Currently, the main approaches to the formation of uniqueness of buildings, streets, neighborhoods, squares and cities are mainly reduced to external actions in relation to architecture, a kind of artistic and design actions: landscaping, installing commemorative signs, decorative sculpture, monuments,landscape compositions. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Об идентичности в архитектуре и градостроительстве»

АРХИТЕКТУРА

DOI 10.22337/2077-9038-2018-4-12-18

Об идентичности в архитектуре и градостроительстве

Г.В.Есаулов, МАРХИ, Москва

Глобализация, порождая унификацию, заставляет искать присущие территориям аллюзии как воплощение духа места. Ставшие шаблонами приёмы нивелируют образы современности и подвигают мастеров и начинающих проектировщиков в поисках собственного лица обращаться к глубинным истокам региональной архитектуры.

Проблема идентичности в архитектуре может трактоваться как проблема поиска возможностей и механизмов, палитры средств, способствующих сохранению или рождению идентичности. Существует то, что служит символом тождества, сохраняется как образ постоянства и наследуется.

По существу, отдельные здания или сложившееся многообразие застройки (его фрагмент), её относительная целостность могут являть собой предмет идентичности конкретного города или поселения. Архитектура метафорически может быть названа идентичностью региона.

При анализе архитектуры как идентичности или её ресурса в качестве базовых выступают три уровня: регион - город, сельское поселение - объект. Объектом выступает «тактильно», визуально воспринимаемое образование: квартал, жилая группа, улица, здание. «Идентичность выражает то "стабильное", которое обеспечивает воплощение "принципа устойчивости"».

Выступая в роли идентичности региона, архитектура несёт груз ответственности за полноту воплощения в своих образах, формах и пространствах того существенного, что свойственно как пространству культуры и того, что заложено в ландшафтно-климатических условиях местности. Именно эти фундаментальные свойства определяют содержание «устойчивости» развития в принципах визуального конструирования мира.

В конце XX - начале XXI века в отношении к традиционным и ранее созданным формам в архитектуре соседствуют два вектора: вектор признания архитектурно-культурной ценности и вектор отрицания архаики и консерватизма.

Каким быть самим зданиям, решает архитектор. И в этом исключительная роль каждого мастера, уровня его профессиональной и общей культуры.

В качестве приёмов раскрытия идентичности в практике активно применяют различные варианты синтеза средств выразительности, а может, и даже точнее - изобразительных средств в городской среде.

Сегодняшние основные подходы по приданию зданиям, улицам, кварталам, площадям и самим городам «неповторимости» и «своеобразия» сводятся, в основном, к своего рода, художественно-дизайнерским акциям: благоустройству, установке памятных знаков и декоративной скульптуры, соору-

жению памятников, организации ландшафтных композиций, созданию росписей.

Ключевые слов: идентичность, архитектурное многообразие застройки, город, городская среда.

On Identity in Architecture and Urban Planning

G.V.Esaulov, MArchI, Moscow

Globalization, generating unification, makes uslook for inherent territorial allusions as the embodiment of the place spirit. Techniques that have already become templates again level the images of modernity and move masters and beginners in their search for their own "faces" to turn to the deep roots of regional architecture.

The problem of identity in architecture can be interpreted as a search for opportunities and mechanisms, a palette of means conducive to the possession of identity. There is something that serves as a symbol of identity and is inherited preserved as an image of constancy.

Essentially, relative integrity of the existing variety of buildings is the subject of the identity of a particular city or settlement. Architecture can be metaphorically identified as the identity of the region. The individuality of building combinations with nature ensures the identity of the city.

There are three basiclevels in the analysis of architecture as an identity or resource: region - city, rural settlement - object. The object is a "tactile" visually perceived formation: a quarter, a residential group) a street, a building. "The identity expresses that 'stable', which provides the embodiment of the 'principle of sustainability'".

Architecture bears the responsibility for the full embodiment in its images, forms and spaces of the essential identity, which characterizes both the space of culture and the landscape-climatic conditions of the area. These fundamental properties determine the sustainability of development in the principles of the visual design of the world.

At the end of the XX and the beginning of the XXI century, the two vectors coexist in relation to the traditional and previously created forms of settlements in architecture: the vector of recognition of architectural and cultural value and the vector of denial of archaism and conservatism.

The architect determines the design and function of a space or building. And here is the exceptional role of each master's professional and general culture.

The new ways of synthesizing the means of expressiveness and figurativeness of the urban environment are being actively considered as methods of revealing identity.

Currently, the main approaches to the formation of uniqueness of buildings, streets, neighborhoods, squares and cities are mainly reduced to external actions in relation to architecture, a kind of artistic and design actions: landscaping, installing commemorative signs, decorative sculpture, monuments,landscape compositions.

Keywords: identity, architectural diversity of buildings, city, urban environment.

Термин «идентичность» пришёл в теоретические архитектурные исследования из культурологии, а в неё, вероятно, из психологии. В 1970-е годы Э. Эриксон применил его в изучении психологии человека.

Сегодня идентичность понимается представителями различных профессий и науки по-разному. Один и тот же термин трактуется в зависимости от предмета исследования той или иной области знаний. Вот некоторые из определений.

• Идентичность в психологии процессов - это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта.

• В инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определённому классу либо узнавание на основании известных признаков.

• Идентичность - свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным группам, экономическим... группам...1.

Ближе всего к архитектуре определение культурной идентичности.

• Культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая целостное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом2.

Принятые архитектурным сообществом документы по сохранению архитектурно-исторических ценностей:

• Венская хартия. 1964 год;

• Вашингтонская хартия по охране исторических городов и урбанизированных территорий. 1987 год;

• Нарский документ о подлинности. 1994 год;

• Квебекская декларация ИКОМОС по сохранению духа места. 2008 год;

• Принципы Валетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями. 17-ая Генеральная ассамблея ИКОМОС, продемонстрировала рост внимания к сохранению подлинности объекта, расширение пространства его окружения, утверждения интереса к выявлению и сохранению духа места, идентичности исторических городов.

«Дух места определяется как материальные и нематериальные, физические и духовные элементы, которые придают территории её индивидуальный характер, смысл, эмоциональность таинственность. Дух создаёт пространство, и в то же время пространство создаёт и структурирует этот дух» (Квебекская декларация. 2008 год) [1]. Определение духа места придало процессам проектирования окраску решения локальной задачи с учётом новых составляющих как физических, так и духовных. Принципы Валетты утверждают: «архитекторы и градостроители должны поощряться к приобретению глубокого понимания исторического городского контекста», и далее: «нематериальные элементы, которые способствуют поддержанию идентичности, и дух места должны быть признаны и сохранены, так как они помогают в определении характера местности и её духовной сущности» [1].

Именно архитектура формирует полноценную среду жизнедеятельности человека, его жизненную среду, она придаёт ей очарование и неповторимость, обеспечивает привлекательность процесса восприятия. Радостными воспоминаниями и приятными ощущениями, наполняет человека при возвращении

1 Идентичность // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Идентичность.

2 Культурная идентичность // Энциклопедия экономиста. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/coLLege/socioLogiya/kuLturnaya-identichnost.htmL.

Рис. 1. Постройка как символ города: Патриарший Вознесен- Рис. 2. Наследование строительных материалов в застрой-ский войсковой всеказачий собор. Новочеркасск ке как трансляция идентичности: Дубровник. Хорватия

(источник: http://fabrika.travel/files/city/croatia-dubrovnik-old-port-harbor.jpg)

в известное место или постоянном контакте с окружением. Это всё может происходить и с обратным эффектом.

Архитектура также может быть отнесена к виду культурной идентичности, к самоотождествлению с определёнными, свойственными месту, территории образами (объектами, видами, панорамами, перспективами) (рис. 1, 2) Город нередко узнают по одному зданию или по отдельным зданиям, которые становятся его символами, символами идентичности.

Прежде всего, уместно обратиться к тем подходам, которыми сегодня характеризуют архитектурную идентичность. Интерес к категории идентичности в архитектуре резко вырос в начале нового века. К этому времени российские архитекторы освоили и стали уверенно пользоваться языком новейшей архитектуры с меняющимися акцентами в сторону того или иного направления. Всё больше склоняясь в сторону минималистских тенденций, проектировщики пребывают в поиске «собственного почерка», узнаваемости и новизны создаваемых образцов.

Глобализация, порождая унификацию, заставляет искать присущие территориям аллюзии как воплощение духа места. Ставшие шаблонами приёмы нивелируют образы современности и подвигают мастеров и начинающих проектировщиков в поисках собственного лица обращаться к глубинным истокам региональной архитектуры.

Проблема идентичности в архитектуре может трактоваться как проблема поиска возможностей и механизмов, палитры средств, способствующих сохранению или рождению идентичности. Есть то, что служит символом тождества, сохраняется как образ постоянства и наследуется.

По существу, отельные здания или сложившееся многообразие застройки (его фрагмент), относительная целостность могут являть собой предмет идентичности конкретного города или поселения.

Таким образом, идентичность архитектуры, с одной стороны, может рассматриваться как некое художественное соответствие чему-то ранее возникшему (постройкам, мифам, легендам, образам бытовавшей ранее архитектуры), с другой - это «раскрытие» свойств территории, эстетических и иных качеств природы и ландшафта, возрождение культурных традиций, возврат к историческим корням, аллюзия исторических образов, то есть сочетание выразительных и изобразительных способов.

В то же время и сама архитектура обладает свойствами наделять идентичностью города и сельские посёлки, поселения, отдельные территории и огромные пространства. Очевидно, что представление о регионе, городе, сельском поселении формируется их обликом, обликом застройки в сочетании с природой, ландшафтом местности. Что и в какой момент оказывает наибольшее воздействие на человека, однозначно утверждать трудно. Безусловно, природа первенствует в этом диалоге, её своеобразие и естественность неповторимы. Но человек живёт и действует в среде, созданной людьми, в которой главенствует архитектура.

И в этом случае в такой ситуации можно утверждать, что именно архитектура обеспечивает идентичность региона, города, сельского поселения, то есть узнавание, принадлежность, тождественность искусственной среды условиям региона, постоянство образов, их идентификацию и преемственность. Не только выдающиеся здания, но и характерная именно для этого города застройка, её облик, тепло, и уют могут обеспечить идентичность.

Итак, архитектура метафорически может быть названа идентичностью региона. В анализе идентичности в самом общем условном делении архитектуру можно представить в виде двух групп: лучшая (в современном творческом процессе или историческая, но самая лучшая, то есть признанная, отмеченная всеми возможными почестями и признанием. Сегодня -это премии Прицкера - архитектурная «нобелевская премия») (рис. 3); второй тип - это уникальная в своей неповторимости, то есть «больше нигде такой нет» (рис. 4). Очевидно, что между этими двумя «полюсами» можно представить всю архитектуру.

Рис. 3. Сочетание традиций культуры и новаторского композиционного решения: Академия изобразительного искусства. Кампус. Гуаньчжоу, КНР (источник: http://projets-architecte-urbanisme.fr)

Рис. 4. Уникальность как основа новой идентичности: небоскрёб Бурдж-Халифа. Дубай, ОАР (источник: https://www. studiomartelli.it/wp-content/uploads/2014/06/doing-business-in-dubai.jpg)

Архитектура выступает как элемент урбанизированной среды или среды сельской и подчиняется закономерностям их формирования. Они, в свою очередь, раскрываются в виде тех или иных градостроительных закономерностей и правил, особенностей, традиционных подходов к территориальному устройству.

В качестве базовых выступают три уровня: регион - город, сельское поселение - объект. Объектом выступает «тактильно», визуально воспринимаемое образование: квартал, жилая группа, улица, здание. Можно утверждать, что «идентичность выражает то "стабильное, которое обеспечивает воплощение "принципа устойчивости"» [2].

Выступая в роли идентичности региона, архитектура несёт груз ответственности за полноту воплощения в своих образах, формах и пространствах того существенного, что свойственно пространству культуры, и того, что заложено в ландшафтно-климатических условиях местности. Именно эти фундаментальные свойства определяют содержание «устойчивости» развития в принципах визуального конструирования мира.

Попробуем представить себе модель этого процесса на трёх упомянутых уровнях: «регион - поселение - объект». В разной степени в процессе формирования среды участвуют градостроитель (сегодня ещё очень активно - урбанист) и архитектор.

Идентичность архитектуры региона обеспечивается полнотой форм и типов поселений как воплощением соответствия образу жизни и деятельности людей.

Полиэтничность и многоукладность Юга России, например, получили воплощение в формах поселений в ХШ-Х1Х века3, в ХХ веке происходит «стирание» традиционных укладов жизни, уравнивание условий быта и утрата свойств прежней идентичности.

В конце XX - начале XXI века в отношении к традиционным и ранее созданным формам в архитектуре соседствуют два вектора: вектор признания архитектурно-культурной ценности и вектор отрицания архаики и консерватизма. Оба вектора влияют на современную нам архитектуру, причём во всех её

Рис. 5. Альтштадт. Генплан. Калиниград (источник: [4])

трёх пластах (первый - профессиональное архитектурное творчество, второй - народное зодчество, третий - архитектура без архитектора). Сегодня выделяются интенсивностью развития первый и третий пласты.

В проектах городской застройки ведётся активный поиск форм и величины жилых образований: квартал, жилой комплекс, жилая группа, их плотностных и композиционных характеристик. Интересны поиски городских структур для исторических городов (согласно принципам Валетты подлежащих сохранению). Пример - Калининград.

Сложившаяся городская застройка, в которой сформированы композиционно-стилевые архетипы, диктует свои условия пространственного развития и функционального наполнения. Этим, в том числе, объясняется интерес заказчиков и проектировщиков к возрождению образов прошлого. Идеологически возврат к старым формам объясняется произошедшей их адаптацией и соответсвенно лёгкостью восприятия уже виденного, запоминающегося, красивого, уютного, человечного, с масштабом, присущим месту...

Именно подобные идеи заложили авторы «Студии 44» (руководитель- академик РААСН Н.И. Явейн) в конкурсном проекте концепции развития исторического центра Калининграда, наделив «воскресшую телесность» застройки средневекового города бизнес-начинкой этапной реализации.

«Это попытка реставрации исторического города как планировочного средового феномена.

Старинный Кёнигсберг состоял из нескольких несхожих по характеру городских мест (Альтштадт, Ластадие, Фольштадт, Лом-зе и т.д.). Концепция "Студии 44" направлена на восстановление былого средового разнообразия, при этом воспроизводятся не стилевые признаки застройки, а её структура, масштаб и характер. С этой целью написаны зональные регламенты, содержащие требования к габаритам домов, конфигурации кровель и оконных проёмов, отделочным материалам и пр. (рис. 5).

Самый строгий регламент предусмотрен для Альштадта, где под двухметровым культурным слоем погребены фундаменты и подвалы старинных домов. В кварталах Альтштадта производятся археологические раскопки, расчистка и реставрация сохранившихся подвалов зданий, усиление фундаментов, а также выемка грунта на внутренних незастроенных территориях до уровня пола самого глубокого подвала. На этой отметке формируются новые камерные площади. Во вновь возводимых центральных кварталах города создаются условия для реинкарнации традиционного уклада жизни: малые производства и коммерция - в нижних этажах зданий, жильё - в верхних, улочки и камерные площади - для пешеходов» [4] (рис. 6).

Каким быть самим новым зданиям в воскрешаемой застройке, решает архитектор. И в этом исключительная роль каждого мастера, уровня его профессиональной и общей культуры. Здесь прошлое встречается с будущим...

3 Так, например, на Кубани в 1880-е годы известно 18 типов поселений.

Естественно, что природно-климатические факторы учитываются архитектором, начиная с самого момента зарождения архитектуры. Однако архитектура всё больше отдаляется от природы по мере развития научно-технического прогресса и растущей веры человека в свою исключительность и силу разума.

В последней трети ХХ века появляются теории энвайромен-та и энвайроментальная эстетика: «Осознание эстетической ценности окружающей среды возникло сравнительно недавно... Изменение природного ландшафта, связанное с ростом урбанизации, обостряет осознание его ценности. Ландшафт рассматривается как целостный феномен, обладающий общественной ценностью, подлежащей охране. То же относится к эстетическим качествам урбанизма. Эстетические ценности учитываются при экономическом планировании обустройства территории и использования природных ресурсов» [5].

Естественно для города исключительное влияние реки в поиске диалога с природой. Примеры такого диалога многочисленны и разнообразны: от возрождения русел рек до имитации водных поверхностей в архитектуре (рис. 7), устройство водных бассейнов в новой застройке (рис. 8).

Тема «Природа в архитектуре» дословно трактуется как озеленение построек. Зелёное природное убранство, подобно потоку, перетекает в архитектуру. Примеры - постройки японских архитекторов (рис. 9), новые проекты для Парижа, Будапешта (рис. 10). Они демонстрируют «прорастание» живой природы сквозь искусственные структуры металлобетонных и стеклянных построек, словно подтверждая возврат человека в её лоно на фоне скоротечности техницистического образа современного города.

В качестве приёмов раскрытия идентичности в практике активно применяют различные варианты синтеза средств выразительности, а может, и даже точнее - изобразительных средств в городской среде.

В основном, именно жилая застройка является местом постоянного притяжения для каждого горожанина. Из домов разнообразных и одинаковых, красивых и безобразных и складывается городское единство, его своеобразие.

Макс Фрай, размышляя о своеобразии мира городов [6] описывает характеристики горожан как сказочные, построенные на смешении впечатлений и легенд, мифов и фантастики. При этом архитектура городов даже не упоминается.

Рис. 6. Аллюзия исторической застройки: Калиниград (источник: [4])

Рис. 8. Архитектурные структуры и природный парк как пример формирования новой идентичности: новый город Сонгдо, Южная Корея (источник: https://zeissolharesdo-mundo.com.br/ wp-content/uploads/2017/11/zeiss11.jpg)

Рис. 7. Возрождение природного ландшафта как поиск идентичности в системе «город - природа»: площадь Кванх-вамун. Сеул, Южная Корея (источник: https://i.pinimg.com/ Originals/c7/ee/11/c7ee115a0b83d0dc1f3bc455b0fa9e90.jpg)

Рис. 9. Синтез природы и архитектуры как проявление идентичности японской культуры: «Грин Грин Парк» (Grin Grin Park). Архитектор Т. Ито. Фото Н.А. Коноваловой

Тем самым писатель подчёркивает исключительную роль жителей, их быта, привычек в восприятии города, в сложении его образа в представлениях путешественника. Хотя Фрай упоминает отдельные здания, улицы и площади, но главное - люди, они создают образ своего города. «Жители города Фрайштадта оставляют при себе всё прошедшее время, скатывают его в рулоны, складывают в подвалы, которые никогда не запирают, потому что время принадлежит всем, кто в нём нуждается.» [6, с. 217]. «Летом жители Хельсинки выходят на улицу с пустыми стаканами, сидят на лавках и ждут, пока стаканы наполнятся солнечным светом.» [6, с. 202]. «По воскресеньям жители городка Миккели продают свои сны на рыночной площади. Чтобы купить хорошие сны надо приходить рано утром» [6, с. 197].

Солирование архитектуры резко меняет картину в восприятии города. «О жителях Венеции ничего доподлинно не известно, ибо всякий странник, достигший этого города, неизменно сходит с ума от его красоты, едва успев оглядеться по сторонам. И после этого его свидетельствам и тем более выводам нельзя доверять» [6, с. 198-199].

Сегодняшние основные подходы по приданию зданиям, улицам, кварталам, площадям и самим городам «неповторимости» и «своеобразия» сводятся в основном, к своего рода, художественно-дизайнерским акциям: благоустройству, установке памятных знаков и декоративной скульптуры, сооружению памятников, организации ландшафтных композиций, созданию росписей (рис. 11, 12). Всё популярнее становятся различные версии стрит-арта. Две его ветви - граффйти и мурал - появляются в различных интерпретациях. Граффйти как эволюционный продукт стрит-арта, «пульверизаторного искусства» зародился в 1970-е годы в бедных районах США, заселённых мигрантами из Латинской Америки. Это своего рода искусство протеста в формах в основном слов, их сочетаний, фраз и изображений в различной графической интерпретации распространилось по всему миру. В полной мере обладающее мощной пластикой графем, оно скорее разрушает плоскость и формы, структуру тектоники фасадов зданий. Сегодня граффйти воспринимаются как свидетельство вандализма.

Мурал ориентирован на изобразительность, сюжет, конкретные образы, портретное сходство. В этом направлении в

Рис. 10. Природный ландшафт гормонично сочетается с новой архитектурой: проект нового здания Этнографического музея в Будапеште. Венгерская архитектурная студия Napur Architect. Лучший проект 2018 года по IPA (источник: https:// zoom.hu/tag/international-property-awards/)

Рис. 11. Экспонирование исторической застройки города. Макет древнего города. Несебр, Болгария

Рис. 12. Аллюзия античности: а) капитель античного периода в парке приморского отеля; б) современная скульптура как аллюзия античного образа. Городской сквер. Черноморское побережье, Болгария

4 2018 17

Рис. 13. Портрет И.И. Леонидова. Мурал. Москва, улица Сретенка

большей степени участвуют профессиональные художники. Однако много и наивного искусства, и следования приёмам монументально-декоративной росписи в сочетании с иллюзорностью изображений. Мурал возникает в районах массовой застройки, уже нередко и в исторических частях городов. На торцах домов. Они стали своего рода индустрией «образного» наполнения застройки. В Москве активно внедряется роспись фасадов (рис. 13).

Очевидно, что переизбыток и уровень изобразительных средств (роспись, скульптура, растения) могут превратить визуальную среду в хаос, чем может быть достигнут чуть ли не обратный эффект.

Подчеркнём, что придание новых черт, дополняющих образный строй архитектуры может способствовать «росту» идентичности - узнаваемости и привлекательности объекта, места, а затем - как следствие его идентификации, как своего, Родного, связь с которым даже предмет «гордости».

Таков очень общо спектр проявлений архитектуры как идентичности региона и новых возможных поисков её образов в целях улучшения в настоящем и будущем жизни людей.

Таким образом, идентичность как свойственное человеку качество отношения к окружающим людям и окружающей

среде все полнее и шире расматривается как свойство самой архитектуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Квебекская декларация по сохранению духа места [Электронный ресурс] / Принята в Квебеке, Канада, 4 октября 2008 года. - Режим доступа: https://obzor.westsib.ru/data/ fiLes/kvebek.pdf (дата обращения 8.12.2018).

2. Есаулов, Г.В. Устойчивая архитектура: от принципов к стратегии развития // Вестник ТГАСУ. - 2014. - № 6. - С. 9-14.

3. Есаулов, Г.В. Архитектура Юга России. От истории к современности: монография / Г.В. Есаулов. - М.: Архитектура-С, 2016. - С. 225.

4. Архитектурное бюро «Студия 44». Концепции. Проекты. Постройки. Новая архитектура для российских городов. -London: Thames & Hudson Ltd, 2017. - С. 301.

5. Берлеант, А. Энвайронментальная эстетика // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003. — 607 с.

6. Фрай, М. Ветры, ангелы и люди / М. Фрай. - М.: АСТ, 2015. - 416 с.

Literatura

1. Kvebekskaya dekLaratsiya po sohraneniyu duha mesta [ELektronnyj resurs]/ Prinyata v Kvebeke, Kanada, 4 oktyabrya 2008 goda. - Rezhim dostupa: https://obzor.westsib.ru/data/ fiLes/kvebek.pdf (data obrashheniya 8.12.2018).

2. Esaulov G.V. Ustojchivaya arhitektura: ot printsipov k strategii razvitiya // Vestnik TGASU. - 2014. - № 6. - S. 9-14.

3. Esaulov G.V. Arhitektura Yuga Rossii. Ot istorii k sovremennosti: monografiya / G.V. EsauLov. - M.: Arhitektura-S, 2016. - S. 225.

4. Arhitekturnoe byuro «Studiya 44». Kontseptsii. Proekty. Postrojki. Novaya arhitektura dLya rossijskih gorodov. - London: Thames & Hudson Ltd, 2017. - S. 301.

5. Berleant A. EnvajronmentaL'naya estetika // Leksikon nonkLassiki. Hudozhestvenno-esteticheskaya kuL'tura XX veka / Pod red. V.V. Bychkova. - M.: ROSSPEN, 2003. — 607 s.

6. FrajM. Vetry, angeLy i Lyudi / M. Fraj. - M.: AST, 2015. - 416 s.

Есаулов Георгий Васильевич, 1953 г.р. (Москва). Академик РААСН, доктор архитектуры, профессор, проректор по научной работе ФГБУ ВО «Московский архитектурный институт» (государственная академия) (107031, Москва, ул. Рождественка, 11/4. МАРХИ). Сфера научных интересов: история и теория архитектуры, современные тенденции в архитектуре и градостроительстве, экология культуры и проблемы архитектурного образования. Автор 375 научных трудов., в том числе 11 авторских и коллективных монографий. Тел.: (495) 629-24-35. E-mail: [email protected].

Esaulov Georgy Vasilievich, born in 1953 (Moscow). Academician of RAACS, Doctor of Architecture, Professor, Vice-rector for scientific work of the Moscow Architectural Institute (State Academy) (11/4 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031. MArchI). Sphere of scientific interests: history and theory of architecture, modern tendencies in architecture and urban planning, ecology of culture and problems of architectural education. The author of 375 publications, including 11 individual and collective monographs. Tel: +7 (495) 629-24-35. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.