Научная статья на тему 'Об эволюции жанра рассказа и новеллы в дагестанской литературе'

Об эволюции жанра рассказа и новеллы в дагестанской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / НОВЕЛЛА / МАЛАЯ ПРОЗА / ЭПОС / ВОЕННАЯ ПРОЗА / НОВЕЛЛИСТИКА / ПРИТЧА / ЖАНР / ТВОРЧЕСТВО / SHORT STORY / NOVELS / SMALL PROSE / EPIC / WAR PROSE / NOVELISTIC / PARABLE / GENRE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсуфова Л.О.

Исследуя данную тему в разные исторические периоды, произведения дагестанских писателей, автор предлагает некоторые итоги своих изысканий. Значительную роль в генезисе национальной малой эпики сыграли этнографические очерки, принадлежащие перу ученыхкавказоведов, а также представителей дагестанских народов, таких как Д.-М. Шихалиев, А. Чиркеевский, Г.-М. Амиров, Г. Гузунов, М.-Э. Османов, А. Омаров, X. Уцмиев, А. Акаев, М. Хандиев, А. Каяев и другие. Особо следует выделить вклад в дело просвещения края А. Омарова, А. Чиркеевского, М. Хандиева, П. К. Услара. и других исследователей-кавказоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF SHORT STORIES AND NOVELS IN THE DAGESTANI LITERATURE

Exploring this theme in different historical periods, works of writers, the author offers some conclusions of their research. A significant role in the Genesis of national small epics played an ethnographic essays from the pen of scholars on the Caucasus, as well as representatives of the peoples of Dagestan, such as D.-M. Shikhaliyev, A. Chirkeisky, H.-M. Amirov, Uzunov, M. E. Osman, A. Omarov, X. Zmiev, A. Akayev, M. Jandiev, A. Kaew and others. It is necessary to emphasize the contribution of education region A. Omarova, A. Cercavschi, M. Handjieva and other assistants of the researcher on the Caucasus P. K. Uslar.

Текст научной работы на тему «Об эволюции жанра рассказа и новеллы в дагестанской литературе»

УДК: 82-1/-9

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА РАССКАЗА И НОВЕЛЛЫ В ДАГЕСТАНСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ

Юсуфова Л.О.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. Исследуя данную тему в разные исторические периоды, произведения дагестанских писателей, автор предлагает некоторые итоги своих изысканий. Значительную роль в генезисе национальной малой эпики сыграли этнографические очерки, принадлежащие перу ученых- кавказоведов, а также представителей дагестанских народов, таких как Д.-М. Шихалиев, А. Чиркеевский, Г.-М. Амиров, Г. Гузунов, М.-Э. Османов, А. Омаров, X. Уцмиев, А. Акаев, М. Хандиев, А. Каяев и другие. Особо следует выделить вклад в дело просвещения края А. Ома-рова, А. Чиркеевского, М. Хандиева, П. К. Услара. и других исследователей-кавказоведов.

Ключевые слова: рассказ, новелла, малая проза, эпос, военная проза, новеллистика, притча, жанр, творчество.

THE EVOLUTION OF SHORT STORIES AND NOVELS IN THE DAGESTANI LITERATURE

Yusufov L.O. PEO HO "Socio-pedagogical institute»

Annotation. Exploring this theme in different historical periods, works of writers, the author offers some conclusions of their research. A significant role in the Genesis of national small epics played an ethnographic essays from the pen of scholars on the Caucasus, as well as representatives of the peoples of Dagestan, such as D.-M. Shikhaliyev, A. Chirkeisky, H.-M. Amirov, Uzunov, M. E. Osman, A. Omarov, X. Zmiev, A. Akayev, M. Jandiev, A. Kaew and others. It is necessary to emphasize the contribution of education region A. Omarova, A. Cercavschi, M. Handjieva and other assistants of the researcher on the Caucasus P. K. Uslar.

Keywords: short story, novels, small prose, epic, war prose, novelistic, parable, genre, creativity.

Рассмотрение малой прозы Дагестана от истоков ее зарождения до постперестроечного периода включительно, классификация жанров рассказа, новеллы по жанровым и типовым признакам позволяют утверждать, что дагестанская малая проза выделилась из целого комплекса устных и письменных форм, таких, как предания, устные рассказы, фольклор, эпиграфико-эпистолярная литература, хроники, собственно проза конца XIX - начала XX века.

Помимо фольклорных разысканий дагестанские просветители занимались составлением хрестоматий, учебников для школ, календарей, что давало возможность популяризировать пробивающиеся ростки научных знаний. На этой почве появилось много материалов очерково-познавательного характера.

Творческая деятельность просветителей следующего поколения протекала в иных исторических и культурных условиях, связанных с процессом революционного подъема в России. Новое поколение писателей было связано с освободительным движением, их творчество выражало интересы классов. С. Габиев, Г. Саидов, Дж. Коркмасов, Н. и 3. Батырмурзаевы, Т. Бейбулатов, Р. Нуров, А. Иминагаев, А. Акаев и другие стали носителями передовых взглядов, сторонниками просвещения горного края.

В Дагестане появляются повести «Бедная Хабибат», «Несчастная Джанбике» и «Давут и Лейла» Н. Батырмурзаева и многие другие.

В 1915 году выходит первый дагестанский роман «Аманхор», принадлежащий перу А.Г. Ибрагимова.

Подлинное становление малых жанров дагестанской прозы началось после Великой Октябрьской революции. Неоценимую роль в этом сыграли газеты. Хотя публицистика народов Дагестана возникла еще до Октября, в период Октябрьской революции и гражданской войны она пережила небывалый подъем. Об этом свидетельствуют возникновение и функционирование революционно-демократических и большевистских печатных органов на языках народов Дагестана.

Сущность начального этапа заключается в выделении рассказа в особый вид творчества, формировании собственных, свойственных этим видам искусства, закономерностей, в создании системы принципов, которая ее характеризует.

Тематика, связанная с новыми идейно-эстетическими задачами, потребность в отражении эпохи строительства социализма обусловливала расширение жанрового многообразия малой прозы. Мировоззренческий рост, укрепление идейной основы сопровождались художественными завоеваниями всей поэтической системы изобразительно-выразительных способов создания очерка и рассказа.

В малой прозе, как и во всей советской литературе периода развернутого строительства социализма, определились две основные тенденции времени - утверждение нового и отрицание старого.

В дагестанском рассказе 30-х годов зафиксированы этапы социальной жизни, изменение в психологии людей, новые связи между людьми на производстве и быту, рост коллективизации, ломка патриархально-крестьянского стереотипа мышления.

Расширение проблемно-тематического диапазона повлекла за собой появление новых типов рассказа. Так, появились его новаторские для национальной публицистики разновидности: очерк-рассказ, эссе, проблемный (колхозный, производственный) рассказ.

Обогащение дагестанской новеллистики в структурно-композиционном плане осуществлялось посредством возникновения таких форм, как обрамленный рассказ, рассказ в рассказе, имеющие давние и глубокие традиции в литературах стран Востока, а также в европейской литературе периода Возрождения.

Использование писателями приемов аллегории, прямой речи, психологически наполненного диалога, функционально нагруженного пейзажа, выпуклой портретной обрисовки персонажей, художественной детали служили совершенствованию поэтики жанра рассказа.

Основная проблемно-тематическая направленность новеллистики - отражение нового времени и человека, творца и созидателя во всем многообразии его личностных черт.

Противопоставление прошлого и настоящего вызвало к жизни поэтику контрастов с использованием элементов критического реализма при изображении картин прошлого.

Следует отметить проявляющуюся порой в произведениях малой прозы 30-х годов некоторую умозрительность, снижение доли художественности, что было обусловлено ее агитационно-публицистической заданностью, которая в годы освоения реалистической поэтики, воссоздания новой личности опережала принцип ее психологически-углубленного раскрытия.

Военный период вызвал к жизни новые жанровые модификации рассказа -это, в первую очередь, очерк-рассказ, с превалированием документальных фактов; рассказ-письмо, где повествование ведется от лица корреспондента к адресату, при этом корреспондент - это всегда участник боевых действий, а адресат выступает в роли комментатора.

В этот же период малая проза обогащается таким новым по форме и содержанию произведением, как «Фронтовые очерки» Э. Капиева. Конструирование художественной реальности происходит здесь в форме самостоятельных художественных фрагментов, составляя в итоге общее, связанное тематически и эмоционально полотно.

Послевоенный период, посвященный текущим задачам дня - восстановлению народного хозяйства в плане художественном был не очень результативным.

60-80-е годы в новеллистике Дагестана отмечены расширением различных жанровых и идейно-тематических направлений. Одним из важных моментов обогащения поэтики новеллы и рассказа стало развитие сатирико-юмористического направления в новом, отличном от периода 20-30-х годов, аспекте. Наблюдается также активное использование фольклорной поэтики, переведенной теперь на современный уровень. Происходит более точная дифференциация жанровых модификаций, рассказ принимает четкие очертания, очевиднее становится классическая новеллическая схема, отчетливо проявляются отличия рассказа от новеллы, которая «не должна обладать обязательной фабулой, приводимой к устойчивой ситуации» (В. Томашевский).

Зачастую проблемно-тематическая доминанта рассказа не выходит за рамки привычного, авторы чаще обращаются к деталям быта, житейским ситуациям. Внутренний мир героев раскрывается через различные средства: диалоги, монологи, лирические отступления, фольклорные вкрапления. Проявляется тенденция показа большого через малое, то есть в рассказе, новелле, как в капле воды, отражаются и морально-нравственные коллизии, и проблемы существования индивида в определенном социуме. В новеллистике определилась тенденция к углубленной

концептуальности. Социально-нравственный потенциал новеллистики неуклонно возрастал. Малая проза решала главную задачу литературы своего периода - утверждение принципов социалистического реализма.

В этот же период (60-80-е гг.) в советской, и соответственно дагестанской, прозе наблюдается усиленный интерес к фольклорно-мифологическому направлению художественного письма. Малая проза ориентируется на стилистику фольклорных сказаний, притчеобразность, на новое осмысление народных легенд, преданий, мифов. Весь этот широкий массив народного творчества, хранящий нравственный опыт народа, становится основой для создания произведений как лирико-романтической прозы, так и текстов с ярко выраженной дидактической направленностью.

Следует отметить мастерство сюжетно-структурных конструкций малой прозы, четкую ориентацию писателей в культурном поле, связанную с тем, что литература перестала быть делом любительским и стала сугубо профессиональным явлением. Все это не могло не сказаться на качестве текстов малой прозы. Можно констатировать, что к концу 80-х годов малая проза Дагестана освоила практически все жанровые модификации.

Постперестроечный период внес радикальные изменения в тематику, поэтику, семантику текстов рассказа. Малая проза стала восприниматься как особый духовный путь, где разрабатывались новые модели мира, человека и времени. В прозе постперестроечного времени проступает тенденция к смене жанровых канонов литературы, заложенных в самой природе реализма, желание отойти от идеологических установок и клише. Все это обусловливает и особую, непривычную поэтику. Трансформируются темы, стили, используется лексика, ранее считавшаяся табуи-рованной, меняются дискурсы восприятия действительности и ее отражения.

т-ч и о

В дагестанской малой прозе возникают элементы экзистенциального письма, психологизм проявляется в контексте модернистской стилистики. При этом в текстах часто преобладает лирико-психологическое начало. Качественно новым явлением стало стремление молодых авторов к эстетизации сугубо городской жизни. Довольно часто используется традиционная поэтика, но сюжетные линии заострены, требуют дополнительной атрибутики.

Заметным явлением стало углубление в сферу эзотерики, обращение к мистическим пластам литературного высказывания.

Зримые и весомые успехи дагестанской малой прозы никоим образом не могут заслонить тех ее слабостей, недостатков, «болевых точек», которые должны стать достоянием критического разбора. Не уходящие с повестки дня проблемы эстетического уровня, художественное качество прозы и литературы в целом - нерасторжимое единство с факторами содержательного и идейного порядка.

Литература:

1. Абуков К.И. И судный день впереди. Махачкала, 1998.

2.Авшалумов Х.Д. Хитроумный Шими Дербенди. Махачкала, 1982.

3.Ахмедов С.Х. Художественная проза Дагестана. Махачкала, 1996.

4.Валидов А.М. Дагестанская проза второй половины 20 века. Махачкала,

2005.

5.Имамкулиева З.И. Эволюция жанра. «Советский Дагестан», 1971, № 7

6.Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. Махачкала, 1963.

7.Магомедова З. К. Дагестанская публицистика 20 века. Махачкала, 2005. 8.Юсуфова Л. О. Эволюция жанра рассказа и новеллы в дагестанской литературе. Иваново, 2009.

Literature:

1. Abukov K. I. And the day of judgment to come. Makhachkala, 1998.

2. Avshalumov H. D. Cunning Hand Of The Derbendi. Makhachkala, 1982.

3. Akhmedov sh fiction of Dagestan. Makhachkala, 1996.

4. Persons with disabilities A. M. Dagestan prose of the second half of the 20th century. Makhachkala, 2005.

5. Nadir Ismaylov Z. I. Evolution of the genre. "Soviet Dagestan", 1971, № 7

6. Kapiyeva N. A life lived anew. Makhachkala, 1963.

7. Z. Magomedov Dagestan journalism of the 20th century. Makhachkala, 2005.

8. Yusufov L. O. the evolution of the genre of short story and novel in Dagestan literature. Ivanovo, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.