Научная статья на тему 'Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики'

Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
871
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эволюции в XX веке русской народной песенной лирики»

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

7. Аникин В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности // Русский фольклор. М.; Л., 1964. Вып. 10. С.82-96.

8 Лазарев А.И. Поэтика частушки // Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск., 1998. С. 187- 196.

9. Краткая литературная энциклопедия. Т. 10.

Ю.Аникин В.П. Указ. соч. С. 86-87.

11 Лазутин С.Г Указ. соч. С. 72.

12.Лазарев А.И. Указ. соч. С. 172.

13.Лазутин С.Г. Там же

Н.Сидельников В.М. Частушки / Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие // Под ред. А.М. Новиковой. М., 1978. С. 329.

15.Флоренский П Собрание частушек костромской губернии Нерехтского уезда. М., 1989. С. 12.

16.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1989. С 133.

П.Селиванов Ф.М. Народная лирическая поэзия последнего столетия // Частушки Библиотека русского фольклора. М, 1990. С. 19.

18.Аникин В.П. Указ соч. С.86.

19. Астафьева-Скалбергс Л А Передача переживаний героев в частушке // Фольклор как искусство слова. М., 1969. С. 140.

20.Аникин В.П. Указ. соч. С. 86.

21.Лазарев А.И. Указ. соч. С. 171.

22.Частушки / Сост. Ф.М. Селиванов. М., 1990. (Б-ка рус. фольклора. Т. 9).

23.Флоренский П. Указ. соч. С. 8.

24. Лазутин С.Г Русская частушка. С. 102.

25.Лингвистический энциклопедический словарь. М.. 1990. С.591.

26. Астафьева Л. А. Русская частушка //Частушки. М., 1987. С. 5.

27 Лазарев А.И. Частушка как вид народной поэзии // Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Челябинск, 1998. С. 170.

Т.Э.Кокшарова

ОБ ЭВОЛЮЦИИ В XX ВЕКЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ

Возможно, слово "эволюция" кто-то сочтет неуместным, натянутым в отношении народной песенной лирики нашего столетия. Происходит ли развитие фольклора вообще и песенной лирики в частности? Многие специалисты в области народной культуры полагают, что фольклорная традиция медленно и неуклонно угасает. С этим нельзя согласиться. Сокращается удельный вес фольклора в современной- культуре - это так, но вообще исчезнуть устное народное творчество не может, так как оно востребовано народом в силу своей эстетической природы: как бытовое искусство оно будет жить всегда.

Многолетние наблюдения над бытованием народного поэтического творчества в Челябинской области убеждают в том, что процесс развития имеет место: в фольклоре всегда что-то умирает, что-то нарождается, что-то трансформируется. Показательна в этом отношении судьба народной песенной лирики. В том, что эта лирика живет, сомневаться не приходиться. И сегодня даже в молодежной компании можно услышать старинные народные песни. Дело в другом. Если сравнить характер народной песенной традиции, то бросится в глаза существенное различие. Это касается не только репертуара (в начале века пели преимущественно одни песни, в наши дни - другие), но и формы исполнения. Об этом факте известно давно, в нем не сомневаются, а вот специально этот вопрос никто не рассматривал: что же именно изменилось, в какую сторону пошло развитие традиции. О поэтике народной традиционной песни фольклористы судят, в основном, по материалам XVIII-XIX вв. (С.Г. Лазутин, Н.П. Колпакова, Т.М Акимова, A.M. Новикова) и хотя все исследователи говорили о песенной традиции как динамичной развивающейся системе, все же о конкретных изменениях в структуре, в словесной и музыкальной образности песенной лирики XX века речь не заходила, или заходила очень робко (С.Г. Лазутин, Т.Н. Якунцева).

Изучение процесса развития песенной лирики в настоящее время, на рубеже веков, на наш взгляд, особенно интересно и уместно. Мы располагаем материалом, который не имели и не могли иметь фольклористы, скажем, 1960-70-х гг. Ежегодные экспедиции Челябинского университета в районы области (1977-1999) обогатили наши знания о судьбе традиционной песни на Южном Урале, собрали множество песенных текстов и мелодий (более десяти тысяч).

Рассмотрение сложного теоретического вопроса на локальном материале имеет сильные и слабые стороны Сильная сторона в том, что этим обеспечивается большая конкретность, возможность охватить явление в целом. Слабая - сокращается поле наблюдений, возникает вероятность неполноты сопоставлений. Последнее обстоятельство связано, в частности, с тем, что количественная сторона дела в общерусском масштабе неизмеримо выше, чем в региональном: фактов, характеризующих состояние того или иного жанра во всей России, конечно, больше, чем в любом из регионов. Еще больше возникает трудностей при изучении фольклора того региона, где собирательская работа в прошлом велась от случая к случаю и недостаточно квалифицировано. К сожалению, к числу таких регионов относится и территория нынешней Челябин-

ской области. Дореволюционных записей сохранилось очень немного (материалы, собранные Гр. Аманацким в Миасском заводе; В Шукшинцевым - в Златоусте; А. Мякутиным и Ф. Барановых - в станицах Оренбургского казачьего войска, П. Некрасовым, В. Яровым и др - в разных районах Челябинской области1). Планомерное и систематическое собирание фольклора на территории области осуществляется лишь с 1947 г., с первой экспедиции под руководством В.Е. Гусева.

И тем не менее на основании изучения фольклорных песенных сборников, экспедиционных данных разных лет, а также исследовательских работ мы попытаемся ответить на вопрос, как изменилась народная песенная традиция за сто последних лет При этом мы используем опыт предшественников, занимавшихся изучением народной песни с точки зрения ее художественного развития.

Кто из ученых исследовал вопрос об эволюции русской лирической песни? К дореволюционному времени относится прежде всего книга Н М. Лопатина и В.П. Прокунина "Русские народные лирически песни"2 Изучению истории отдельных песен посвящают специальные статьи советские фольклористы М.И. Кострова, А.Н. Лозанова,

A.B. Позднеев и Т.М Акимова Вопросов историзма русской народной лирики касаются в своих работах В.А. Кравчинская,

B.М. Сидельников, AM. Новикова, В Я. Пропп5. Историческим судьбам традиционной лирической песни посвящены последние главы книги Н.П. Колпаковой "Русская народная бытовая песня"4. Интересные заметки по истории народных песен содержат комментарии к песенным текстам в многочисленных фольклорных сборниках советского времени. Например, сборники, подготовленные и научно прокомментированные Е.В. Гиппиусом5 Таким образом, по историческому изучению народной песни накоплен немалый опыт. Но, как уже говорилось, опыт этот касается исключительно песенной лирики XVIII-XIX вв.

Думается, правильнее подходить к рассмотрению вопроса об эволюции русской песни в XX столетии с учетом историко-социальных и культурных перемен в жизни русского народа Истекший век войдет в историю России не только грандиозным социальным потрясением, но и беспримерным научно-техническим прогрессом. Радио, а позже и телевидение совершенно преобразили быт людей, который, в частности, включил в себя множество песенных пластов: тут и традиционная народная песня, тут и новая песенная лирика, развившаяся в городе, в революционно-демократической, пролетарской и интеллигентской среде, тут и со-

ветская массовая песня, а в последние годы завоевала все большее влияние эстрадная лирика, в том числе авторская (бардовская) песня Все это взаимодействовало и, разумеется, народная песенная традиция меняла свою окраску, свою эстетическую природу так заметно и стремительно, как никогда раньше. К сожалению, фольклористика пока не изучила и не описала эти перемены. Не претендуя на полноту, мы попытаемся сделать первые и робкие наброски к этому "портрету".

Под фольклорной традицией мы понимаем комплекс тема-тико-сюжетных, образно-художественных, идейно-эстетических и композиционно-стилевых средств, характерных для фольклорного искусства Фольклорная традиция Уральского региона органично и многообразно связана с общерусской фольклорной традицией по жанровому составу, стилевым особенностям, языку. Фольклорной традиции свойственна устойчивость, прочность, но вместе с тем она обладает и способностью изменяться, развиваться. Процесс этот сложен и не может быть представлен как движение только по восходящей, т.к. он состоит из приобретений и утрат, обусловленных исторически потому закономерных, при сохранении таких основополагающих качеств, как устность, коллективность, вариативность, своеобразная художественная функция.

В каких фольклорных единицах следует искать проявление закона прочности и вместе с тем обновления фольклорной традиции? В жанрах, в их тематике и сюжетике, в фольклорных героях, а также в композиционном построении и стиле.

Изучение песенных сборников, экспедиционных материалов показывает, что песенная фольклорная традиция в современном Уральском регионе в целом отличается стабильностью. Очень часто встречаются старые казачьи песни. Ведь народно-песенный репертуар Южного Урала складывался под сильным влиянием казацких песенных традиций. Главный людской поток на Южный Урал шел с Дона и Кубани. В XVIII в. казачество возводило здесь опорные пункты, крепости и заводы. Переселенцы из других мест Центральной России нахлынули сюда, в основном, во второй половине XIX века, когда уже прочно утвердилась южноуральская песенная традиция.

Но уральский песенный репертуар вобрал в себя множество других разнообразных музыкальных и поэтических явлений. Встречаются песни, возникшие на местной почве, вобравшие в себя своеобразие "старого быта Урала". К примеру "Песня о

конторщике", полная бытовых подробностей, свойственных именно Уралу:

Как на этом на заводе конторочка стояла.

Как во этой во конторе

Конторщик мо... эх, молодой.

Конторщик - и па... парень молодой.

Он не пишет, не читает,

По конторе да эх гуляет.6

Контора является на заводе средоточением всех вопросов, сюда идут решать даже любовные дела:

Растворила ту контору

Красна девица да эх душа.

Красна девица да эх душа.

Эх зашла, богу помолилася,

Залилася го... горькими слезьми.

В песенном обиходе уральцев немало песен, посвященных пугачевцам, а также "добрым молодцам-разбойникам", из которых чаще всего упоминается имя легендарного Ланцова:

Звенит звонок насчет проверки;

Ланцов из замка убежал'.

Эта песня издавна была популярна на Урале. Она рассказывает о реальном эпизоде: побеге легендарного разбойника Ланцова из тюрьмы. О герое песни почти ничего не известно из официальных источников, но в народных преданиях Ланцов выступает как защитник бедных и угнетенных. Песня распевалась и до сих пор продолжает распеваться в различных районах Урала, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиционные записи.

Старинных русских песен, исполняемых в нашем крае, можно привести очень много. Это опровергает мнение некоторых исследователей, которые говорят об отрыве уральцев и сибиряков от национальных культурных традиций. Песни, собранные в сборниках В. Бирюкова, В. Гусева, И. Зайцева, А. Лазарева, показывают, что русские люди, придя на Урал, не забыли родной культуры. Более того, они явились наиболее ревностными сберегателями и хранителями старины, что можно сказать и о сельском, и о городском населении Урала.

Наблюдения показывают, что изменения старых песен в новых исторических условиях далеко не одинаковы. Одни песни, в какой-то мере еще отвечая современным идейно-эстетическим потребностям народа, сохраняются в своей основе довольно устойчи-

во, претерпевая лишь стилистические и композиционные изменения. Другие, наоборот, изменяются значительно: они или развиваются, переосмысляются и в таком виде получают широкое бытование или, наоборот, разрушаются, обессмысливаются и постепенно сами выходят из употребления. Иногда одна и та же песня в различных районах и разных социальных группах одновременно претерпевает совершенно противоположные изменения: в одних случаях она развивается, в других же, наоборот, разрушается Некоторые традиционные песни в новых исторических условиях изменяются не только со стороны содержания, но и со стороны художественной формы. К примеру, разрушаются п утрачиваются приемы традиционной поэтики (композиции и стиля), развиваются приемы новой песенной поэтики.

С.Г. Лазутин в замечательной работе "Русские народные песни" доказывает, что "песнетворческий процесс - явление динамичное. Это непрерывное разрушение старых эстетических принципов и приемов творчества и создание новых, утрата песнями одних качеств и приобретение других, забвение и умирание старых песен и возникновение

||8

новых .

Посмотрев и сравнив тексты традиционных песен, одни из которых записаны в начале века А. Мякутиным и Ф. Барановым, другие - в наше время (записи А. Глинкина и А. Лазарева, архивные материалы), мы пришли к выводу, что одна и та же песня, ее варианты, по-разному звучали тогда и сейчас. Что изменилось? Проявилась тенденция к куплетно-припевной форме, что для исконной русской песенной лирики не характерно. Значительно изменяется лексический состав текста, устраняются уменьшительно-ласкательные слова в случаях, когда это не сказывается на логике песни. Выпрямляется сюжет, вернее сказать, оголяется, теряя побочные элементы, детали, которые нашим предкам почему-либо были дороги и, главное, понятны, а нашему современнику ничего не говорят и кажутся излишним украшением. При этом никогда не теряются ключевые образы песни, выраженные в форме метафоры или символа, которые, по мнению поющего, представляют особую ценность, с точки зрения эмоциональной выразительности песни. Трансформация традиции происходит и по другим направлениям, осмыслить и оценить которые нам еще предстоит.

В советскую эпоху возникает большое количество новых песен. Плодотворно используя лучшие традиции прошлого, песни советской эпохи развивают эти традиции, отличаются новаторством как в содержании, так и в художественной форме.

В развитии народных песен дореволюционного периода отмечалось расширение их социальной тематики, усиление их общественного значения, все большим и большим сближением их с жизнью, современностью. Все эти качества с особой силой проявились в песнях советской эпохи, которые представляют собой новый шаг в развитии народной песенной культуры Эти песни прежде всего историчны, отражают тяжелые испытания для советского государства, советского народа

Художественное развитие песен в этот период, испытывая значительное влияние литературы, шло по линии усиления реализма, отбрасывания старых приемов поэтики и выработки новых принципов творчества. С формально-жанровой стороны между дореволюционными песнями нового склада прямая и непосредственная преемственность Вот, например, начало очень распространенной песни периода гражданской войны.

Красноармеец молодой, На разведку боевой, Гей, гей, гей, герой. На разведку боевой На разведку выходил, Все начальству доносил. Гей, гей, гей, герой, Все начальству доносил9.

Здесь, как и в дореволюционных песнях нового склада, мы видим четырехстопный хорей, парную рифму, опору на живой разговорный язык

Однако для песен советского времени более характерны уже не двух-, а четырехстопные строфы, рифма не смежная, а перекрестная Вот начало одной песни, типичной по своей форме для песнетворче-ства советского времени

Ветер дует в чистом поле, Вербу клонит до земли Далеко в открытом море Милый водит корабли10.

Влияние литературы на народный песнетворческий процесс в советскую эпоху с каждым новым десятилетием все более и более усиливается. В народных песнях советского времени все шире используются всевозможные литературные образы, различные слова и выражения книжного происхождения Строки из песни "Подарок на фронт", записанной в 1965 г в деревне Ро-машовка Саткинского района Челябинской области, подтвер-

ждают, что форма ее резко отличается от старинной традиционной

То ли Липецке, то ли в Рязани Не ложилися девушки спать, Много варежек теплых связали, Чтоб на фронт их в подарок послать.

Обвивали их лентой цветною, Славно спорился девичий труд. И шептали ночною порою, Кому варежки те попадут11.

Стихотворный размер современных народных песен чаще всего хореический, но они свободно пользуются и другими размерами силлабо-тонического стихосложения. Вот, например, начало одной песни периода Великой Отечественной войны, созданной ямбическим размером:

Мы все - молодые ребята, Нам Родина счастье дала. Любимые наши девчата Услышат про наши дела12.

Эта песня создана фронтовиком B.C. Родионовым. Вообще следует заметить, что авторы большинства современных народных песен нам известны, роль личного, индивидуального начала в современном пес-нетворчестве еще более возросла.

Таким образом, в наши дни фольклорное и литературное пес-нетворчество больше сближаются. Современные фольклорные песни по своей форме уже мало чем отличаются от литературных стихотворений. Литературность современных народных песен, т.е. песен, созданных не профессионалами и получивших устное бытование, - явление вполне объяснимое и закономерное. Оно было подготовлено всей историей развития русской народной песни, теми серьезнымрт историческими сдвигами, которые произошли в жизни и мировоззрении народа, в его культуре, эстетике, приемах и принципах народного поэтического творчества.

Процесс трансформации народной песенной традиции, наблюдаемый в так называемой "новой песне", принадлежащей к фольклору, невозможно осознать без учета того, что в быт советских людей прочно и широко вошла в 30-60-е годы советская массовая песня В отличие от новых фольклорных песен, последняя создавалась профессиональными поэтами и композиторами, распространялась при помощи радио, кино, песенников Видимо, ей

принадлежит главная роль в процессе трансформации русской песенной традиции. Эту роль нам также предстоит выявить и охарактеризовать. Трудность решения этой задачи состоит в том, что эстетическая природа советской массовой песни слабо изучена, фольклористы не считали ее предметом своих теоретических изысканий, а литературоведы и музыковеды в прежние (доперестроечные) времена проявляли к ней мало интереса, а в наше время - тем более, полагая, что советская массовая песня будто бы не искусство, а примитив. Тем не менее в быту большинство песен композиторов И. Дунаевского, М. Блантера, В. Соловьева-Седого, Т. Хренникова и других продолжает активно жить, без них ни обходится не один праздник, ни одно застолье, ни одно выступление команды КВН. Более того, в глазах простых людей разницы между новой фольклорной и советской массовой песней нет никакой. И все-таки она имеется, чтобы выяснить это, требуется хорошо изучить эстетическую природу советской массовой песни и сравнить ее с советской народной

В дальнейшем нам предстоит более подробно остановиться на судьбах советских массовых песен, провести более глубокое исследование современного репертуара Уральского фольклора.

Работа с экспедиционными и научными материалами убеждает нас, что вопрос об эволюции народной песенной лирики должен быть более глубоко исследован. Актуальность его в современной фольклористике несомненна.

В наше время, когда многие традиционные жанры фольклора разрушаются и постепенно все более выходят кз употребления, народные песни, наоборот, бытуют и при этом не только не разрушаются, но и развиваются, так или иначе откликаясь на живые запросы современности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Лазарев А.И. Современное состояние фольклора Челябинской области // Русский фольклор: Полевые исследования, Л., 1984 Т. XXII. С 51 См. также' Лазутин С.Г. Очерки по истории русской народной песни. Воронеж, 1960.

2 Лопатин Н.М.. Прокунин В.П. Русские народные лирические песни. М., 1889.

3 Акимова Т.М., Белова Н.М., Жук A.A., Никитина Е Л., СамосюкГ.Ф. Семинары кафедры русской литературы. Саратов, 1969. С. 32.

4 Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.: Л.. 1962,

5 Гиппиус Е.В. Песни Пинежья. М. Кн. И. 1937.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Родные напевы, старинные и современные русские народные песни Урала / Сост. А. Лазарев. Челябинск, 1969. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.