Научная статья на тему 'ОБ ЭТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕМЕЙ КУПЦОВ МОРОЗОВЫХ И РЯБУШИНСКИХ)'

ОБ ЭТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕМЕЙ КУПЦОВ МОРОЗОВЫХ И РЯБУШИНСКИХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУПЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / СЕМЬИ МОРОЗОВЫХ / РЯБУШИНСКИХ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ENTREPRENEURSHIP / MERCHANT CLASS / BUSINESS ETHICS / MOROZOV AND RYABUSHINSKY FAMILIES / OLD BELIEF / PROTESTANTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулемина Людмила Борисовна

В статье рассматривается история зарождения предпринимательства и его бурного развития в пореформенный период в Российской Империи. Особое внимание уделяется вопросам деловой этики, сложившейся в предпринимательской среде и базирующейся на нравственности и православной вере (на примере семей купцов Морозовых и Рябушинских)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHICS OF RUSSIAN BUSINESS IN THE POST-REFORM PERIOD (for example, old believer merchants families of Morozov and Ryabushinsky)

The author of this article gives a description of the history of the entrepreneurship formation and its rapid development in the post-reform period in imperial Russia. A particular emphasis is made on the business ethics established in the business environment and based on integrity and Orthodox faith (illustrated with the examples of Morozov and Ryabushinsky merchant families)

Текст научной работы на тему «ОБ ЭТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕМЕЙ КУПЦОВ МОРОЗОВЫХ И РЯБУШИНСКИХ)»

КУЛЕМИНА Людмила Борисовна,

кандидат социологических наук, доцент МГГЭУ е-mail: kulemina.lyudmila7@mail.ru

ОБ ЭТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (на примере старообрядческих семей купцов Морозовых и Рябушинских)

Аннотация. В статье рассматривается история зарождения предпринимательства и его бурного развития в пореформенный период в Российской Империи. Особое внимание уделяется вопросам деловой этики, сложившейся в предпринимательской среде и базирующейся на нравственности и православной вере (на примере семей купцов Морозовых и Рябушинских).

Ключевые слова: предпринимательство, купеческое сословие, деловая этика, семьи Морозовых, Рябушинских, старообрядчество, протестантизм.

KULEMINA Lyudmila Borisovna,

PhD of sociology, associate Professor of MSUHE

THE ETHICS OF RUSSIAN BUSINESS IN THE POST-REFORM PERIOD (for example, old believer merchants families of Morozov and

Ryabushinsky)

Annotation. The author of this article gives a description of the history of the entrepreneurship formation and its rapid development in the post-reform period in imperial Russia. A particular emphasis is made on the business ethics established in the business environment and based on integrity and Orthodox faith (illustrated with the examples of Morozov and Ryabushinsky merchant families).

Key words: entrepreneurship, merchant class, business ethics, Morozov and Ryabushinsky families, Old Belief, Protestantism.

Активный интерес, проявляющийся в российском обществе к развитию предпринимательства, связанный со становлением рыночной экономики, заставляет нас обратиться к истории зарождения предпринимательства на Руси и его бурного развития в России, особенно после отмены крепостного права (в пореформенный период).

Русские старообрядцы как раз и стали тем сообществом, которое смогло не только эффективно вести хозяйственную деятельность, но и создать особую этику [4, с. 168]. К тому же в современной России, особенно в некоторых регионах, старообрядчество получило новый импульс к развитию, что возродило интерес исследователей к изучению этого сообщества как хранителей уникальной народной культуры.

Так, в мировой науке о ценностных основаниях предпринимательства писали М. Вебер, В. Зомбарт, Й. Шумпетер, на роль религии в развитии предпринимательства указывали М. Вебер и В. Зомбарт. В работах современных авторов Б.В.

Ананьина, М.Н. Барышникова, А.Н. Боханова, В.А. Лобызенковой исследуются вопросы социальной истории отечественного предпринимательства конца Х!Х - начала ХХ в. Теоретическому обоснованию таких понятий как милосердие, меценатство и благотворительность, связанных с предпринимательством, посвящены работы Л.П. Пис-куновой, Г.Л. Тульчинского, Н.К. Гуркиной, Н.А. Душковой, Н.Н. Григорьевой [5 с. 3]. Духовно-нравственные аспекты развития предпринимательства освещены в трудах Т.И. Бузмаковой, О.В. Вари-ной, К.А. Высокова, Г.А. Муллагуловой. Изучению особой этики старообрядчества посвящены сочинения Ю.В. Боровикова, Н.В. Хасеевой, С.П. Столярова, Г.Б. Кошарной, Ю.А. Барановой, Ю.Е. Коробковой и др.

В результате этих исследований напрашивается вывод о том, что определяющим фактором в развитии предпринимательства стали российская культура и особый менталитет народа, формирующиеся на протяжении столетий. В данном случае под культурой можно понимать традиции. Как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

справедливо отмечает Г.Б. Кошарная, традиции могут способствовать развитию всего нового, давать им своего рода благословение, а могут их тормозить, если они не соответствуют ее архетипам [7, с. 2].

В рамках своей статьи автор предпринимает попытку исследования процесса формирования нравственных ценностей российского предпринимательства на примере двух купеческих старообрядческих семей Морозовых и Рябушинских.

Нашим государством пройден сложный исторический путь (нередко в одиночку, в то время как другие страны обменивались опытом и традициями), в ходе которого развивались этические нормы бизнеса. Процесс становления этих норм можно условно разделить на несколько этапов. Период Киевской Руси, которую В.О. Ключевский справедливо называл «Русью городовой», можно считать началом развития предпринимательства, так как именно в городах находились товары, распределяемые затем по всей стране, строились торговые лавки. В некотором смысле предпринимательством занимались все слои общества, а купцы и предприниматели не были выделены в отдельное сословие. Достаточно вспомнить Устав Владимира Мономаха 1113 г., направленный на борьбу с ростовщичеством (паразитическое предпринимательство) [12, с. 4].

В эпоху становления Московского княжества, а затем и царства (ХМ, ХV - начало ХVI в.) зарождаются основы норм экономического поведения. Русские князья, в первую очередь Иван III, понимали значение развития предпринимательства для государства. Это проявлялось в привлечении в город рабочего населения, освобождение мастеровых на определенное время от уплаты налогов, развитие ремесел и активизация торговли. Формировался особый слой - купечество. Вместе с тем, изоляция от западных государств, подозрительность к иностранцам формировали особый тип отношений, нередко отличавшийся нарушением «буквы закона» [10, с. 5460].

При царе Алексее Михайловиче (третий этап, ХVII в.) приняты Торговые уставы, происходит становление общероссийского торгового рынка, Россия расширяет торговые связи с западными государствами, формируются новые правила ведения торговли (соблюдение договоров, уважение частной собственности и пр.). Однако только после ужесточения контроля со стороны государства (при Петре I) за качеством ввозимых и вывозимых товаров, введения льгот для торговых людей формируются правовые основы ведения бизнеса. Как справедливо отмечает С.П. Столяров [12, с. 4], Петр I открыл путь в предпринимательство ремесленникам и кустарям из трудовых низов, предпочитал иметь своих отечественных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

специалистов, среди предпринимателей много было выходцев из крестьян.

В период правления Екатерины II значительно были расширены возможности купечества: оно стало неподатным сословием, были открыты первые кредитные учреждения, активизировалась торговля, а Указ о свободе предпринимательства 1775 г. предоставил широкие возможности для устройства различных промышленных заведений (в итоге, к концу ХVШ в. количество предприятий в России увеличилось почти в 10 раз) [12, с. 5]. Нельзя не согласиться с С.П. Столяровым, который считал, что такая разумная государственная политика в отношении предпринимателей, может стать примером для нынешних руководителей, которые, нередко из-за бюрократических проволочек, тормозят развитие малого и среднего бизнеса в современной России [12, с. 4]. И конечно, в Х!Х в., особенно в пореформенный период (четвертый этап), формируются истинные национальные традиции российского предпринимательства, представленные известными всему миру купеческими фамилиями Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Строгановых, Прохоровых, Путиловых и др. [10, с. 5459].

Фактически именно в среде купечества как особой социальной группе (занимающейся торгово-промышленной деятельностью) и сконцентрировались культурные изменения новой и новейшей эпох, сформировались морально-этические нормы, принятые во всем мире. На формирование этих норм большое влияние оказали религиозные, нравственные традиции, преемственность в развитии предпринимательства. Так, порядка 43% купеческих фамилий занимались предпринимательством от 100 до 200 лет, а около 25% - 200 и более лет [12, с. 4].

И все-таки, какие же качества характерны для российских предпринимателей? Прежде чем ответить на этот вопрос, уместно, на наш взгляд, вспомнить работу немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он указывает на прямую связь между появлением протестантизма и зарождением капитализма, ибо страны, принявшие протестантизм, явно экономически превосходили непротестантские страны [1, с. 6; 8, с. 69]. В протестантских сектах сформировалась некая протестантская этика, суть которой заключалась в особом отношении к труду, к строгому соблюдению библейских принципов. Результатом такого поведения стали деловые успехи, получение значительного богатства (в первую очередь, денежного дохода), что являлось уделом немногих и свидетельствовало о богоизбранности человека. Полученное богатство такие люди не направляли на улучшение комфортности своего проживания [8, с. 69]. Аскетизм, как харак-

терная черта предпринимательской этики протестантизма, обеспечил отношение к богатству как к условию собственного роста, для чего требовалось добросовестно и много трудиться, а не напоказ демонстрировать соблюдение религиозных предписаний (только труд поможет очистить и созидать душу человека) [13, с. 35]. В результате у прочего населения, не занятого предпринимательством, сформировалось отношение к зарождающейся буржуазии (обогащающейся за счет большинства населения), как и к остальным трудящимся людям, ведущим скромный образ жизни. Отсюда и успех, достигнутый капиталистами, рассматривался как благословение Божье [7, с. 2]. М. Вебер предполагает, что протестанты воспитывали некие человеческие качества (которые он не называет), способствующие успеху в деловой среде. Многие западные исследователи пошли дальше и выделили в качестве характерных качеств западных предпринимателей такие как самостоятельность, нацеленность на результат, готовность к риску, стремление к лидерству, богатству, честности, умалчивая (в отличие от М. Вебера) о том, что именно протестантизм, помимо все прочего, дал толчок к развитию ростовщичества, эксплуатации рабочих, которые ранее осуждались Церковью (теперь это не считалось грехом). У протестантов существовало отрицательное отношение к бедности, нищенству (значит и подаяния противны Господу), отсюда и отсутствие сострадания, благотворительности [13, с. 35]. Помощь могла быть оказана только для конкретного дела.

Часть отечественных исследователей считают, что российские предприниматели многими из перечисленных качеств в большинстве своем не обладали. Для них характерны эмоциональность, готовность к риску, но без личной ответственности (на удачу), коллективизм (сформированные общинным укладом жизни), отрицательное отношение к богатству, плутовство вместо честности [1, с. 5]. Они не испытывали угрызений совести при виде бедных и убогих, не тратили денег на благотворительность [6, с. 5], стремились к наживе любой ценой [9, с. 35]. Нередко подобные образы купцов мы можем встретить и в русской литературе.

Некоторые исследователи отмечают и такую черту, как пьянство, считая купцов главными виновниками распространения пьянства среди населения. Во многом такое мнение было связано с тем, что купцы были владельцами винокуренных заводов, винных лавок, трактиров. В соответствии с законодательством открыть лавку можно было только из расчета одна лавка на 500 душ населения. Реальная действительность опровергает такие утверждения. Сами купцы понимали пагуб-

ность подобного пристрастия, к тому же они быстро разорялись и переставали быть купцами. В связи с этим они активно участвовали в общественных мероприятиях, направленных на искоренение таких явлений, о чем свидетельствуют общества трезвости, создаваемые в уездных городах (даже в школах), «безалкогольные народные гуляния» с обширной программой развлечений и чаепитием, уроками труда для мальчиков и рукоделья для девочек, в клубах танцевальные вечера, театральные представления. Уездное купечество не стремилось быть похожим на дворянское сословие (в отличие от столичного), к тому же все попытки хоть как-то к нему приблизиться дворянским сословием жестко высмеивались [11, с. 64].

Что касается такого качества, как честность в предпринимательской среде, то существовавшие в городах купеческие общества давали рекомендации предпринимателю для вступления его в купеческую гильдию, что позволяло отсекать людей нечестных. Значительно облегчал работу налоговых служб порядок, существовавший при вступлении в гильдию, когда вступавший объявлял свой капитал. Совестные суды (имели право запретить предпринимательскую деятельность навсегда) вырабатывали этические нормы поведения в торговле, когда при честной торговле и доход будет больший. «Товарищества на вере» держались только на одном честном купеческом слове.

В заводской среде тоже дорожили работой. Становлению такого типа отношений во многом способствовал тот факт, что купцы, заводчики и рабочие сами недавно вышли из крестьян и имели сходные традиции, привычки, нравственные нормы [10, с. 5458].

Но, пожалуй, особое значение для купеческих семей имело участие в религиозных обрядах: посещение церкви по воскресным дням, совершение молитвы перед началом серьезного дела, торжества во время религиозных праздников (Рождество, Пасха, Святки), благотворительная деятельность.

Соображения по поводу отношения русского православия к предпринимательству высказывали многие ученые. Так, западные исследователи считают, что православие (в отличие от протестантизма) либо безразлично относилось ко всякой хозяйственной деятельности, либо вообще ее отрицало [7, с. 3]. М. Вебер также полагал, что православие не может сформировать духовные стимулы к труду и к занятию предпринимательством (работа «Хозяйственная этика мировых религий) [13, с. 34].

Как представляется, одно из главных отличий протестантской этики от православной заклю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

чалось в том, что протестанты воспринимали самоотверженный труд и предпринимательство как индивидуальный долг, а в русской традиции -как долг перед обществом. Поэтому главными являлись духовные ценности, понимание человеком своего высшего предназначения, христианская любовь. Соответственно православие осуждало богатство, полученное нечестно и для собственного обогащения, рассматривало богатство не как самоцель, а как средство для созидания добра и служения людям [13, с. 36], одобряло благотворительность. Как справедливо отмечает Ю.Е Коробкова [9, с. 35], богатство в России не могло стать культом, т.к. успех в земных делах не гарантировал вечного спасения. Напротив, служение отечеству, в том числе и через накопление богатства, являлось мотивационной составляющей, объединяющей общество для выполнения политических, экономических, оборонных задач и, таким образом, оправдывало успехи немногочисленного меньшинства в глазах большинства [7, с. 4]. Так, на Руси ярмарки нередко располагались рядом с храмами, и купцы, согласно этическому стандарту, демонстрировали благочестие, нередко ярмарки заканчивались многочисленными крестными ходами с выносами икон и освещением торговых лавок. Зачастую купцы одной категории объединялись вокруг одного храма. Уже с ХМ - ХV вв. сами монастыри активно втягивались в предпринимательскую деятельность, пользуясь льготами, получаемыми и от татарских князей, и от князя, а впоследствии и царей из династии Романовых. Сокрушительный удар по монастырскому предпринимательству был нанесен реформами Петра I, Петра III и Екатерины II.

Монастырскому предпринимательству часто противопоставляют деловую этику старообрядчества, самого мощного предпринимательского движения в России, вызванного церковной реформой патриарха Никона во второй половине ХVII в., результатом которой стал церковный раскол.

Старообрядцы, оказавшись в тяжелейшем положении (преследования, лишение права поступать на государственную и общественную службу), вынуждены были направить всю свою энергию на промышленную и торговую сферы. Изменился их уклад жизни, они помогали друг другу во всех начинаниях, при этом оставались православными (выдавали почти беспроцентные кредиты, помогали открыть свое дело). Сторонники реформы Никона выказывали пренебрежение к активной хозяйственно-экономической деятельности, а старообрядцы тяготели к аскетическому образу жизни, стимулирующего трудолюбие и предприимчивость. Безусловно, они явили миру капиталистический тип личности, похожий на протестантский. Однако в протестантской этике с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

индивидуалистическим взглядом на мир и божественной предопределенностью (никакие добрые дела и раскаяния ничего изменить не могут), бедные, нищие преследовались, как неугодные Богу. В старообрядчестве же вместо культа бедности (когда труд считался подневольным, все равно, что каторга) был создан культ труда, который рассматривался как святое дело и возможность приблизиться к Богу и преодолеть свою греховную человеческую основу [13, с. 37].

И в православии, и в старообрядчестве важным было воспитание хозяйствующего человека, нацеленного на добро, служение обществу. Поэтому в купеческих семьях детей приучали к труду, умеренности, увеличению богатства, но без алчности и зависти, сохранению своего честного имени [13, с. 38]. Как результат, старообрядцы стали частными собственниками, сохранившими в себе главные ценности русского национального сознания и культуры и обеспечившие расцвет российского предпринимательства в Х!Х в. (к старообрядцам принадлежало более 60% представителей торгово-промышленного класса России) [7, с. 3].

Яркими и самыми известными представителями, вышедшими из старообрядческой среды, были семейные династии Морозовых и Рябушин-ских.

Рассмотрим характерные черты предпринимательской этики на примере этих старообрядческих семей.

Родоначальник семьи Морозовых, Савва Васильевич Морозов (1770 - 1862 гг.), крепостной помещика Н.Г. Рюмина (работал пастухом, извозчиком, наемным ткачом на фабрике), благодаря женитьбе, получивший стартовый капитал, смог открыть собственное дело. Из «экономических крестьян» вышел и Михаил Яковлев (1787 - 1858 гг., родился в Рябушинской слободе, Калужская область), уже в 16 лет записался в купцы третьей гильдии (позднее примет новую фамилию Рябу-шинский - по названию родной слободы).

Опыт, приобретенный Саввой Морозовым в годы его работы наемным ткачом, пригодился ему при открытии мануфактуры, а затем и крупнейшей в стране Никольской механической ткацкой фабрики.

Довольно сложный путь прошел и Михаил Рябушинский. Дважды он записывался в купцы третьей гильдии, основал несколько ткацких фабрик в Калужской губернии, а затем одну из первых в Российской Империи ткацкую фабрику «полного цикла».

Ключевым моментом в этико-религиозном кодексе старообрядцев было отношение к семье (она являлась для них основной ценностью). Поэтому вопрос о преемственности бизнеса не стоял.

С детства дети приобщались к торгово-предпри-нимательской деятельности своих отцов. Так, дело Саввы Васильевича Морозова продолжили его сыновья и супруга (Мария Федоровна), так сложилась текстильная династия Морозовых. Один из сыновей, Тимофей Саввич, чтобы не зависеть от иностранцев (их поставок хлопка), начал выращивать хлопок на землях, приобретенных в Средней Азии. В свою очередь, сын Тимофея, Савва Тимофеевич, в 1890 г. основал фирму «Савва Морозов - сын и К».

Продолжили дело отца Михаила и сыновья - Павел и Василий Рябушинские. Этому во многом способствовала служба в лавке отца (с 14 лет). Впоследствии купленные Павлом мануфактуры (красильно-отбельная и ткацкая), бумагопрядильная фабрика производили продукцию, получившую широкую известность на рынке, о чем свидетельствует полученное право изображать на своих товарах государственный герб. Он же (уже после смерти брата Василия) в 1885 г. акционировал компанию под названием «Товарищество Мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями» (стала одной из ведущих кредитно-финансовых учреждений Москвы).

Данные факты из жизни этих купеческих семей свидетельствуют о том, что детей в семье приучали к труду, что дело отцов они считали своим делом и прилагали все свое умение и талант для успешного его развития.

В старообрядческих семьях достаточно высок уровень грамотности, даже среди женщин. Не составляли исключение и семьи Морозовых и Рябушинских. Так, Савва Тимофеевич закончил гимназию (славился блестящей памятью), физико-математический факультет Московского университета и Кембриджский университет. Полученные знания он применял на практике: проводил большую исследовательскую работу (изучал причины производственного брака, исследовал красители, рынок). Для проверки качества собственной продукции создал специальную испытательную станцию (удалось добиться невиданных результатов: ткани не выцветали при использовании на протяжении десятков лет). Не допускал значительного роста цен при продаже своей продукции, для чего контролировал каждого партнера, торговавшего товарами от его мануфактуры.

Савва постоянно модернизировал производство (новые двигатели, современное освещение на фабриках), для текстильной промышленности открыл несколько заводов по производству оборудования.

Павел Михайлович Рябушинский, не получивший должного образования, много внимания уделял образованию собственных детей. В семье

были гувернеры-иностранцы, дети изучали несколько иностранных языков. После школы закончили Московскую практическую академию коммерческих наук, продолжили образование за границей. Дочери закончили пансионы [3, с. 177]. В дальнейшем, сыновья Павла Михайловича Рябушинского (их было 8) - Павел и Сергей, возглавили одно из крупнейших в России текстильных производств, основали Русское акционерное льнопромышленное общество. Братья Владимир и Михаил основали в 1902 г. «Банкирский дом братьев Рябушинских (позднее преобразованный в акционерный коммерческий Московский банк). Сергей и Степан Рябушинские в 1916 г. создали Товарищество Московского автомобильного завода (выпускал продукцию и в советское время - Рыбинский машиностроительный завод, а ныне АО «Рыбинские моторы»), Механический завод в Филях (ныне - ГПНЦ им. Хруничева - кузница отечественной космической техники).

Для семей Морозовых и Рябушинских характерна строгая упорядоченность повседневной жизни (ежедневные обряды, молитва) и внутренняя семейная дисциплина: каждому отведено свое место соответственно рангу. Уважение, почитание старших во многом способствовали успешности и в предпринимательской деятельности.

Одной из характерных черт деловой этики старообрядцев была честность. Так, о продукции Саввы Морозова говорили, что ее можно брать с закрытыми глазами. Деньги в долг часто давали без всяких письменных документов, а просто записывая имя должника и сумму долга мелом на притолоке. Если долг вовремя не возвращали, то его прощали (просто стерев запись, написанную мелом), но впредь с такими людьми дела никто не имел [3, с. 177]. Сам Михаил Рябушинский говорил, что главное в бизнесе - не нажива, а само дело и его результат, поэтому на компромисс со своей совестью никогда не шел [3, с. 178].

Члены старообрядческих семей отличались умеренностью в быту: скромные, но добротные костюмы у мужчин, умеренность в еде, отсутствие дорогих украшений у женщин, нелюбовь к светских увеселениям.

Семьи Морозовых и Рябушинских, впрочем, как и другие предприниматели, четко осознавали социальную ответственность перед народом. В то время, когда государство, в силу определенных обстоятельств, не уделяло должного внимания социальной сфере, предприниматели фактически финансировали культуру, здравоохранение. Их вклад невозможно переоценить. Но самое главное заключалось в том, что свою благотворительную деятельность они не афишировали, т.к. считали пожертвования долгом любого состоятельного человека перед страной и народом [9, с. 36],

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

что само по себе говорит о высоком уровне нравственности и самосознания российского бизнеса в пореформенный период [3, с. 177].

Заботу о своих рабочих считал своим долгом и Савва Морозов, который на своих фабриках создал улучшенные жилища для рабочих (с вентиляцией, ванными комнатами, кухнями и прачечными). Дети и подростки рабочих могли обучаться в училищах (созданы на территории фабрики), рабочие повышали свою квалификацию с последующим повышением зарплаты и возможностью проходить практику в заграничных фирмах и мастерских. Одним из первых Морозов сократил рабочий день с 12 до 9 часов и увеличил зарплату на 15%, а женщины в период беременности получали выплаты. Для рабочих был организован досуг (библиотеки, летняя сцена, где выступали артисты, чтения, танцы, уроки грамоты и рисования). Но, помимо организации досуга, довольно строгие требования предъявлялись к рабочим в период их трудовой деятельности: заключение контрактов только на один год, система штрафов за пьянство и драки, нарушения трудовой дисциплины. Вместе с тем, он постоянно жертвовал деньги на поддержку пострадавших от голода в связи с неурожаями, открывал столовые для голодающих, осуществлял поставки чистой воды и лекарств в период эпидемии холеры. Морозовым была разработана программа улучшения положения рабочих в стране, которая включала в себя введение всеобщего обязательного обучения, открытие библиотек, читален и пр., не нашедшая, к сожалению, поддержки ни среди коллег, ни в правительстве.

Колоссальные средства жертвовались на развитие науки (субсидировал Императорское Высшее Техническое училище и Московский университет), содержал многих стипендиатов, обучавшихся за границей, основал Музей народного искусства и передал его в дар Москве. На его средства возведены больницы: Морозовская детская, два корпуса Старо-Екатерининской больницы, родильный дом, Институт для лечения опухолей и пр.

Не меньший вклад в развитие науки и культуры внесли Рябушинские. Так, Федор профинансировал научную экспедицию на Камчатку под эгидой Географического общества, Николай издавал журнал «Золотое Руно», Дмитрий, ставший великим ученым, основал в семейном имении Кучино Аэродинамический институт - первое в мире научное учреждение подобного типа, после эмиграции преподавал в Сорбонне. Михаил собирал живопись, бронзу, фарфор.

Таким образом, успех в хозяйственной деятельности, достигнутый староверами, развенчал представление о том, что православие не спо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

собно сформировать мотивацию к богатству и дисциплинированному труду [4, с. 281].

Современные российские предприниматели (пятый этап в развитии предпринимательства) -довольно неоднородная социальная группа, их предпринимательская культура оставляет желать лучшего. В большинстве своем главными ценностями для них являются самореализация, материальный успех, благополучие родных и отсутствие гражданской позиции предпринимателя, заботящегося о будущем страны. Могут ли православные ценности стать для предпринимателей ориентиром в их деятельности? Думается, что на сегодняшний момент не для всех, т.к. преобладает принцип брать от жизни все, что можно. А ведь цель и у предпринимателей, и у государства, и у Церкви одна - крепкое государство, стабильная, благополучная жизнь, сокращение числа равнодушных людей и увеличение количества творческих, способных созидать ради собственного блага и блага страны. И здесь, на наш взгляд, дело не в самих православных ценностях, а в установке на трудолюбие, скромность в быту, что само по себе уже будет способствовать приумножению богатства. И здесь яркими примерами как раз и должна стать жизнь замечательных представителей старообрядческих купеческих семей, обладавших глубочайшим чувством ответственности за свое дело и за страну, считавших предпринимателей людьми, способными обеспечить России процветание.

Список литературы:

[1] Бузмакова Т.И., Кирилина Т.Ю. Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: история и современность // Вопросы региональной экономики. -2011. - № 4(9). - С. 119 - 129.

[2] Боровиков Ю.В. Отношение к предпринимательству в старообрядческом сообществе // Вестник РГГУ. - 2008. - № 10. - С. 168 - 176.

[3] Баранова Ю.А. Деловая этика старообрядцев как первооснова социально-ответственного бизнеса в России // Ю.А. Баранова // Социальная ответственность бизнеса: сб. ст. С.В. Пирогова; сост. Г.Ю. Микрюкова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 176 - 185.

[4] Боровиков Ю.В. Предпринимательская культура старообрядчества // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Т. 1. - С. 278 -281.

[5] Варина О.В. Этический анализ предпринимательства в России: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - 2004. - 180 с.

[6] Душкова Н.А., Григорьева Н.Н. Благотворительная деятельность отечественных предпри-

нимателей в пореформенный период // Берегиня. 777. Сова, 2010. - № 5(7). - С. 5.

[7] Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Традиционные детерминанты национальных моделей предпринимательства // Правоведение. - 2009. -С. 1-6.

[8] Кошарная Г.Б., Дмитриев Р.В. Религиозные основы развития предпринимательства // Общественные науки. - 2017. - № 1(41). - С. 68 -74.

[9] Коробкова Ю.Е. Особенности деловой этики русского купечества Х1Х - ХХ вв. // Вестник Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. Сер.: Экономика и управление. - 2015. - № 2(13). - С. 35 - 40.

[10] Муллагулова Г.А. Эволюционно-истори-ческая характеристика этических основ российского предпринимательства // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (ч. 24). С. 5458 - 5461.

[11] Маслова И.В. Организация досуга и развлечений купечества уездных городов Вятской губернии в Х1Х - начале ХХ века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - С. 62 - 76.

[12] Столяров С.П. Предприниматели Морозовы - основатели российского менеджмента // Аналитика культурологии. Орехово-Зуевский бизнес-колледж им. Саввы Морозова. - 2008. С. 1 - 9.

[13] Харсеева Н.В. Деловая этика старообрядчества, официального православия и протестантизма: сравнительный анализ // Aspectus. -2013. - № 1. - С. 33 - 41.

Spisok literatury:

[1] Buzmakova Т.1., КтНпа ТТи. Duhovno-nravstvennye osnovy rossijskogo р^рптт^е1^а: istoriya i sovremennost' // Voprosy гедюпа!^ екопотнкк -2011. - № 4(9). - S. 119 - 129.

[2] Borovikov Yu.V. Otnoshenie к

V staroobryadcheskom soobshchestve // Vestnik RGGU. - 2008. - № 10. - S. 168 - 176.

[3] Baranova Yu.A. Delovaya ейка staroobryadcev как pervoosnova social'no-

otvetstvennogo biznesa v Rossii // Yu. A. Baranova // Social'naya otvetstvennost' biznesa: sb. st. S.V. Pirogova; sost. G. Yu. Mikryukova. - M.: MAKS Press, 2011. - S. 176 - 185.

[4] Borovikov Yu.V. Predprinimatel'skaya kul'tura staroobryadchestva // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 1. - T. 1. - S. 278 - 281.

[5] Varina O.V. Eticheskij analiz predprinimatel'stva v Rossii: avtoref. dis. ... kand. fil. nauk. - 2004. - 180 s.

[6] Dushkova N.A., Grigor'eva N.N. Blagotvoritel'naya deyatel'nost' otechestvennyh predprinimatelej v poreformennyj period // Bereginya. 777. Sova, 2010. - № 5(7). - S. 5.

[7] Kosharnaya G.B., Kosharnyj V.P. Tradicionnye determinanty nacional'nyh modelej predprinimatel'stva // Pravovedenie. - 2009. - S. 1-6.

[8] Kosharnaya G.B., Dmitriev R.V. Religioznye osnovy razvitiya predprinimatel'stva // Obshchestvennye nauki. - 2017. - № 1(41). - S. 68 - 74.

[9] Korobkova Yu. E. Osobennosti delovoj etiki russkogo kupechestva XIX - XX vv. // Vestnik Mosk. un-ta im. S. Yu. Vitte. Ser.: Ekonomika i upravlenie. -2015. - № 2(13). - S. 35 - 40.

[10] Mullagulova G.A. Evolyucionno-istoricheskaya harakteristika eticheskih osnov rossijskogo predprinimatel'stva // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 2 (ch. 24). C. 5458 - 5461.

[11] Maslova I.V. Organizaciya dosuga i razvlechenij kupechestva uezdnyh gorodov Vyatskoj gubernii v XlX - nachale XX veka // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2010. - S. 62 - 76.

[12] Stolyarov S.P. Predprinimateli Morozovy -osnovateli rossijskogo menedzhmenta // Analitika kul'turologii. Orekhovo-Zuevskij biznes-kolledzh im. Savvy Morozova. - 2008. S. 1 - 9.

[13] Harseeva N.V. Delovaya etika staroobryadchestva, oficial'nogo pravoslaviya i protestantizma: sravnitel'nyj analiz // Aspectus. -2013. - № 1. - S. 33 - 41.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.