Научная статья на тему 'Об этических концептах в ценностной картине мира А. П. Чехова (на материале рассказа «Студент» и повести «Рассказ неизвестного человека»)'

Об этических концептах в ценностной картине мира А. П. Чехова (на материале рассказа «Студент» и повести «Рассказ неизвестного человека») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
855
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТ / ЦЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / LINGUISTIC PERSONALITY / CONCEPT / ETHICAL AND ESTHETIC VALUES / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новосельцева Виктория Анатольевна

Система ценностей является выражением менталитета каждой нации или индивидуума. Ключевым для изучения специфики ценностей в естественном языке является понятие культурно-языкового концепта. «Добро и правда» – базовые элементы, входящие в систему моральных, нравственных и этических ценностей. В системе ценностей А.П. Чехова не присутствуют эстетические элементы. Даже «красота» не является средством внешней характеристики человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Новосельцева Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About ethical concepts in a valuable picture of the world of A.P. Chekhov (on a story «Student» and tale «Story of the unknown person» material)

The system of values is an expression of the mentality of every nation or an individual. The key concept for studying specifics of values in natural language is the concept of culture and language. «The good and the truth» are basic elements included into the system of moral and ethical values. Esthetic elements are not presented at the system of values of A.P. Chekhov. Even «the beauty» is not a means of external characteristics of a man.

Текст научной работы на тему «Об этических концептах в ценностной картине мира А. П. Чехова (на материале рассказа «Студент» и повести «Рассказ неизвестного человека»)»

Новосельцева Виктория Анатольевна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского и иностранных языков

Краснодарского университета МВД России

(тел.: +79094561595)_

Об этических концептах в ценностной картине мира А.П. Чехова (на материале рассказа «Студент» и повести «(Рассказ неизвестного человека»)

Система ценностей является выражением менталитета каждой нации или индивидуума. Ключевым для изучения специфики ценностей в естественном языке является понятие культурно-языкового концепта. «Добро и правда» - базовые элементы, входящие в систему моральных, нравственных и этических ценностей. В системе ценностей А.П. Чехова не присутствуют эстетические элементы. Даже «красота» не является средством внешней характеристики человека. Ключевые слова: языковая личность, концепт, ценности этические и эстетические, менталитет.

V.A. Novoseltseva, Master of Philology, Assistant Professor of a Chair of Russian and Foreign Languages of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79094561595.

About ethical concepts in a valuable picture of the world of A.P. Chekhov (on a story «Student» and tale «Story of the unknown person» material)

The system of values is an expression of the mentality of every nation or an individual. The key concept for studying specifics of values in natural language is the concept of culture and language. «The good and the truth» are basic elements included into the system of moral and ethical values. Esthetic elements are not presented at the system of values of A.P. Chekhov. Even «the beauty» is not a means of external characteristics of a man.

Key words: linguistic personality, concept, ethical and esthetic values, mentality.

В современной лингвистической парадигме главенствующее положение занимает коммуникативно-прагматический подход к исследуемым языковым фактам. Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился еще в 80-е гг. XX в. В центре внимания исследователей оказывается не значение как таковое, а «значение говорящего» и «значение слушающего». Изучается «человеческий фактор» в языке, язык в связи с человеческой деятельностью, человек в языке и язык в человеке. Актуальным становится основной принцип исследования художественного текста, выдвинутый Ю.Н. Карауловым: «за каждым текстом стоит языковая личность» [1, с. 27].

Языковая личность характеризуется прежде всего своим собственным видением мира. Это своеобразное, присущее только данной конкретной языковой личности видение мира отражается в языковой картине мира творящей его личности посредством концептов. Концепто-логический подход к исследованию художественного текста представлен в трудах Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, А.П. Бабушкина, С.А. Аскольдова-Алексеева, А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, С.Х. Ляпина, В.И. Карасика и др. Однако в современной лингвистике не су-

ществует единого толкования термина «концепт». Можно выделить три основных подхода к определению этого термина: логический, психологический и культурно-лингвистический.

Наиболее полным, непротиворечивым представляется определение термина «концепт», которое утвердилось в лингвистических исследованиях концептуально-культурологического направления (С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова и др.).

«Концепт» трактуется как многомерное образование, включающее, в частности, образные, понятийно-дефиниционные и нормативно-оценочные характеристики, интегрирует в себе традиционные теории значения (логические, психологические, поведенческие) и такие составляющие психической деятельности человека, как понятие, представление, метафорические образы, культурно-исторические ассоциации.

Концепт является ментальной категорией, отражением индивидуального опыта каждой языковой личности. На основе полученных в течение жизни знаний, информации, собственного жизненного опыта человек формирует отношение к миру, предметам, событиям, ориентируясь на базовые ценности. Ценности

88

являются отражением оценок, которые дает человек предметам и явлениям окружающей действительности.

Существуют различные классификации ценностей [2, с. 6; 3, с. 3].

Традиционно выделяются ценности нравственные (этические) и эстетические и, соответственно, оценки этические (с позиций традиционной морали) и эстетические (с точки зрения обыденных представлений о красоте).

Система ценностей является выражением менталитета каждой нации или индивидуума.

Ключевым для изучения специфики ценностей в естественном языке является понятие культурно-языкового концепта. Определение и описание культурно значимых концептов позволяет исследовать ценностную картину мира отдельного индивидуума или отдельной нации.

Обратимся к изучению культурно-языковых концептов в творчестве А.П. Чехова, поскольку данное исследование позволяет реконструировать ценностную картину мира писателя, выявить систему его взглядов, представленную в виде доминантных концептов.

Доминантные концепты рассказа А.П. Чехова «Студент» и повести «Рассказ неизвестного человека» - «мир», «душа», «холод», «тепло», «блеск» - выделены на основании высокой частотности их употребления и большого количества репрезентантов данных концептов, а также на основании особой значимости содержания этих концептов, реализуемых в произведениях А.П. Чехова, для выявления особенностей ценностной картины мира писателя.

Концепт «мир» содержит пространственно-временные смыслы, синонимичен концептам «пространство» и «время».

В рассказе «Студент» А.П. Чехов моделирует два мира: мир, в котором реально существуют студент Иван Великопольский, Василиса, Лукерья, и мир, в котором совершаются библейские события.

Противопоставление «этого» и «другого» мира реализовано в художественном тексте через пространственную оппозицию «тут/там», временную «прошлое/настоящее».

«Прошлое, - думал он [студент], - связано с настоящим непрерывною цепью событий...», «...правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...» [4].

«То» пространство представлено в рассказе «садом и двором первосвященника», «это» -«лесом», «заливным лугом», «вдовьими огородами», «рекой», «горой», «деревней».

«Это» пространство конечно, ограничено зрительными возможностями человека, «полосой» горизонта, без наличия «того» пространства оно «пустынно» и «мрачно», лишено «высокого смысла», все здесь дисгармонично, на грани слома, наступления конца: «казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко.» [4]. Лишь через повествование о библейских событиях приходят «порядок и согласие», однако они не во внешнем пространстве, здесь все по-прежнему дисгармонично: «и опять наступили потемки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима.» [4]. Они во внутреннем пространстве героев, прежде всего студента. Не случайно «страшная, унылая, длинная ночь» преобразуется в сознании героя в «спокойную», «пустынную деревню» - в «свою родную».

Резкому пространственному противопоставлению в рассказе соответствует временной параллелизм. Время действия в реальном мире рассказа «Студент» - за два дня до Пасхи; за два дня до Пасхи происходят те библейские события, о которых рассказывает студент Василисе и Лукерье.

«Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр», как студент греется у костра, разведенного на вдовьих огородах [4]. «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре», как и теперь. «При них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом. мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут» [4]. Различные видовременные формы глагола «быть» используются автором для указания на разные временные отрезки: прошлое - настоящее - будущее и для последующего их обобщения. Существует (по мысли автора и главного героя) некий временной параллелизм: содержательное наполнение всех отдельно взятых временных отрезков примерно одинаково.

Знак «того» мира в мире «этом» - костер и огонь. Тепло и свет костра - это не только реальные тепло и свет, это тепло и свет Евангелия.

«Тот» мир воплощает собой жизнь, «полную высокого смысла», а именно наполненную «правдой и красотой» [4]. «Этот» мир воплощает не жизнь, а. смерть, причем не только физическую («холод», «голод»), но и духовную: безысходность: «жизнь не станет лучше», нежелание жизни вообще [4].

Реальные для героев рассказа Василисы, Лукерьи, Ивана Великопольского пространство/время воспринимаются читателем как нечто менее реальное, скорее призрачное

89

(фон рассказа), чем пространство «сада и двора первосвященника», события, протекавшие за 19 веков до описываемых.

В рассказе присутствует временное и пространственное расширение.

«Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий.», «.правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника (тогда, 19 веков назад), продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.» [4].

Таким образом, прошлое - это и настоящее, «сад и двор первосвященника» - это и «земля вообще». Расширение библейского пространства/времени дается во внутреннем переживании студента - главного героя рассказа - и имеет целью подчеркнуть исключительную значимость событий библейских в рассказе, в отличие от событий реальных.

Наиболее важный элемент содержания концепта «душа» в рассказе «Студент» - «бессмертие». На наш взгляд, не случайно концепт «душа» вводится А.П. Чеховым в художественную ткань рассказа после описания тайной вечери, троекратного отречения Петра от Иисуса во дворе первосвященника. События библейские, сама Библия как субстанция абсолютная, внепространственная и вневременная несут в себе идею бессмертия, жизни в правде и в красоте.

«Правда и красота» в рассказе А.П. Чехова «Студент» как проявления мира божественного, противопоставленного реальному, и как значимые элементы содержания концепта «душа» (синонимичные «бессмертию») - это важнейшие составляющие авторской системы ценностей.

Правда и красота в данном тексте - ценности нравственные и эстетические, но более нравственные, чем эстетические, т.к. красота -это принадлежность не реального мира, а мира библейского. Красота в рассказе - это не средство внешней характеристики человека, это категория моральная, нравственная, этическая.

В повести «Рассказ неизвестного человека» реализуются базовые концепты «холод», «тепло», «блеск», «душа», причем концепт «душа» является доминантным и в рассказе «Студент».

Выделяются следующие элементы содержания концепта «холод»:

1) отсутствие дома, «семейного очага», хозяйства: «пустая холодная кухня» [4];

2) отсутствие любви: «вы всякий раз отвечаете мне шуточками или холодно и длинно, как учитель. И в шуточках ваших что-то холодное.» [4];

3) отсутствие Бога, совести: «сытые, холодные глаза» горничной Поли, выражающие то, что «у этой цельной, вполне законченной натуры не было ни бога, ни совести, ни законов» [4];

4) отсутствие души, преобладание рационализма и расчетливости.

Последний элемент содержания концепта «холод» совпадает с наиболее значимым элементом содержания концепта «блеск», находящегося в синонимических отношениях с концептом «холод» в повести «Рассказ неизвестного человека».

«Блеском своих картинных рам, бронзы и дорогой мебели» поражала квартира Пекарского, частого гостя Орлова [4]. Пекарский «мог в одно мгновение помножить в уме 213 на 373 или перевести стерлинги на марки. но этому необыкновенному уму было совершенно непонятно, почему это люди скучают, плачут.» [4].

Концепт «холод» вступает в повести в антонимические отношения с концептом «тепло».

Желание тепла у Владимира Иваныча есть желание близости Зинаиды Федоровны: «я хочу мира, тишины, хочу тепла, вот этого моря, вашей близости», желание жизни и «душевного покоя» [4].

Холод же - это равнодушие к жизни, это смерть, желание смерти.

У умирающей Зинаиды Федоровны «два выражения были на лице: одно равнодушное, холодное, вялое, другое детское и беспомощное» [4]. Второе означает слабость и бессилие перед жизнью, первое - нежелание жизни, готовность принять смерть. И не случайно употребление А.П. Чеховым в повести слова «холодное» при описании этого выражения.

Концепт «холод» содержит следующие элементы значения: смерть физическая и духовная, отсутствие душевности, совести, отсутствие души.

Концепт «тепло»: жизнь, причем жизнь в состоянии душевного покоя, т.е. в гармонии с собой, с Богом в душе; жизнь по законам Евангелия.

Наиболее важный элемент содержания концепта «душа» в повести «Рассказ неизвестного человека» - жизнь с «идеями добра и правды» [4].

Иная жизнь есть духовное «падение», бегство от жизни.

Духовное «падение» - это «неверие» героя в идеи «добра и правды» [4].

И нет в авторском восприятии ничего страшнее духовного «падения», духовной смерти. Поэтому в повести «Рассказ неизвестного человека» не так страшна физическая смерть Зинаиды Федоровны, как духовная смерть Орлова. Герой этот, «не успев начать жить, поторопился сбросить с себя образ и подобие

90

божие и превратился в трусливое животное, которое лает и этим лаем пугает других оттого, что само боится» [4].

«Добро и правда» - это наиболее значимые элементы содержания концепта «душа», функционирующего в повести.

Соблюдение законов добра и правды (важнейших законов Евангелия) - необходимое условие для жизни и защита от духовного «падения», духовной смерти.

«Добро и правда», как свидетельствует проведенный концептологический анализ, - базовые элементы, входящие в систему моральных, нравственных и этических ценностей.

Если рассматривать элементы ценностной картины мира Чехова по аналогии с божественной триадой Канта, то необходимо противопоставить «истину» и «правду». У Канта: Истина, Добро, Красота. У Чехова: правда, добро, красота.

Т.В. Булыгина и А.Д. Шмелев отмечают, что слова «правда» и «истина» обозначают две стороны одного и того же общечеловеческого концепта, истина указывает на принадлежность к Божественному, а правда - человеческому миру.

Вместе с тем, в рассказе А.П. Чехова «Студент» правда и красота не являются принад-

лежностью человеческого мира вообще, следовательно, можно предположить, что правда и красота в индивидуальной картине писателя -характеристики мира божественного.

Значительной особенностью ценностной картины мира А.П. Чехова является и то обстоятельство, что в системе ценностей писателя, рассматриваемой на материале анализируемых произведений, не присутствуют эстетические элементы.

В содержании ряда концептов «мир», «душа», «холод», «тепло», «блеск» присутствуют только этические элементы. Даже «красота» в произведении А.П. Чехова не является средством внешней характеристики человека и не принадлежит миру реальному, человеческому. Это ценность моральная, нравственная, этическая.

Таким образом, представленные в рассказе А.П. Чехова «Студент» и повести «Рассказ неизвестного человека» доминантные концепты «мир», «душа», «холод», «тепло», «блеск» содержат элементы значения «правда», «добро», «красота», входящие в систему моральных, нравственных, этических ценностей индивидуально-авторской картины мира писателя.

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

2. Слышкин Г. Г. Ценность как основа межъязыкового сопоставления культур (на материале ценностного концепта «честь»): дис. ... магистра филологии. Волгоград, 1997.

3. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград; Архангельск, 1996.

4. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1985. Т. 8.

1. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic personality. M., 1987.

2. Slyshkin G.G. Value as a basis of interlingual comparison of cultures (on the material of a valuable concept «honor»): diss. ... Master of Philology. Volgograd, 1997.

3. Karasik V.I. Cultural dominants in language // Linguistic personality: cultural concepts. Volgograd; Arkhangelsk, 1996.

4. Checkov A.P. Collected works: 12 vol. M., 1985. Vol. 8.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.