Научная статья на тему 'Об эстетической сущности образа главного героя поэмы Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре»'

Об эстетической сущности образа главного героя поэмы Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
930
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗА ХОЧБАРА / ПОЭМА Р.ГАМЗАТОВА "СКАЗАНИЕ О ХОЧБАРЕ" / СТИЛИЗАЦИЯ ГЕРОИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Р.ГАМЗАТОВА / ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМ Р.ГАМЗАТОВА / ПОЭМЫ Р.ГАМЗАТОВА В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бегова Муслимат Рашитхановна

В настоящей статье исследуется образ главного героя поэмы Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре». Эстетическая сущность данного образа раскрывается, согласно выводу автора статьи, исключительно в героике: героический персонаж несвободен в своем поведении, руководствуется строгой необходимостью исполнения своей роли и не знает ситуации нравственного выбора. Иначе, исходя из концепции нравственного выбора, интерпретируют образ Хочбара другие исследователи, в частности, Ч.Юсупова, что приводит, по мнению автора статьи, к искажению эстетической сущности гамзатовского образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эстетической сущности образа главного героя поэмы Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре»»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

77

УДК 82(470.67)

ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОЭМЫ Р. ГАМЗАТОВА «СКАЗАНИЕ О ХОЧБАРЕ»

THE AESTHETIC NATURE OF THE MAIN CHARACTER IMAGE OF THE “LEGEND OF KHOCHBAR” POEM BY R. GAMZATOV

© 2014 Бегова М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Begova M. R.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В настоящей статье исследуется образ главного героя поэмы Р. Гамзатова «Сказание о Хоч-баре». Эстетическая сущность данного образа раскрывается, согласно выводу автора статьи, исключительно в героике: героический персонаж несвободен в своем поведении, руководствуется строгой необходимостью исполнения своей роли и не знает ситуации нравственного выбора. Иначе, исходя из концепции нравственного выбора, интерпретируют образ Хочбара другие исследователи, в частности,

Ч.Юсупова, что приводит, по мнению автора статьи, к искажению эстетической сущности гамзатов-ского образа.

Abstract. This article explores the main character of R. Gamzatov’s poem «the Legend of Khochbar". Aesthetic essence of this image is revealed according to the conclusion of the author of the article, only in heroics: the heroic character is not free in its behavior, it is guided by necessity of performance of their role and does not know situation of moral choice. Otherwise, based on the concept of moral choice Khochbar’s ima.ge is interpreted other researchers, in particular Ch.Yusupova, which leads, according to the author, to the distortion of aesthetic entity of Gamzatov’s ima.ge.

Rezjume. V nastojashhej stat'e issleduetsja obraz glavnogo geroja pojemy R. Gamzatova «Skazanie o Hoch-bare». Jesteticheskaja sushhnost' dannogo obraza raskryvaetsja, soglasno vyvodu avtora stat'i, iskljuchitel'no v ge-roike: geroicheskij personazh nesvoboden v svoem povedenii, rukovodstvuetsja strogoj neobhodimost'ju ispolnenija svoej roli i ne znaet situacii nravstvennogo vybora. Inache, ishodja iz koncepcii nravstvennogo vybora, interpretiru-jut obraz Hochbara drugie issledovateli, v chastnosti, Ch.Jusupova, chto privodit, po mneniju avtora stat'i, k iskaz-heniju jesteticheskoj sushhnosti gamzatovskogo obraza.

Ключевые слова: эстетическая сущность образа Хочбара, поэма Р.Гамзатова «Сказание о Хочбаре», стилизация героической поэмы в творчестве Р.Гамзатова, жанровое своеобразие поэм Р.Гамзатова, поэмы Р.Гамзатова в свете исторической поэтики.

Key words: aesthetic essence of Khochbar’s image, R. Gamzatov’s poem "the Legend of Khochbar", style of the heroic poem in R. Gamzatov’s works, genre originality of R. Gamzatov’s poems, R. Gamzatov’s poems in the light of historical poetics.

Kljuchevye slova: jesteticheskaja sushhnost' obraza Hochbara, pojema R.Gamzatova «Skazanie o Hochbare», stilizacija geroicheskoj pojemy v tvorchestve R.Gamzatova, zhanrovoe svoeobrazie pojem R.Gamzatova, pojemy

R.Gamzatova v svete istoricheskojpojetiki.

Поэт огромного художественного дарования Расул Гамзатов не был удовлетворен своим первым эпическим опытом - поэмой «Год моего рождения». Впитанная, как говорится, с молоком матери национальная художественная культура подсказывала ему, что он способен на творения более масштабные и самобытные. Однако замысел создания подлинно национального эпического полотна в его творчестве временно (т. е. в 50-60-е годы) уступает место жанрам лиро-эпической и лирической поэм («Горянка», «Разговор с отцом», «В горах мое сердце», «Весточка из аула», «Люди и тени» и т. д.). Наконец, в начале 70-х годов, когда многие талантливые советские писатели обратились к истокам своей национальной культуры, Р. Гамзатов создает поистине оригинальное художественное творение - поэму «Сказание о

Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о кази-кумухском хане, о хунзахском Нуцале и его дочери Саадат» [5]. Это произведение Расула Гамзатова получило в свое время широкую популярность в культурной жизни советского общества в связи с тем, что на его основе в 1987 году на киностудии «Ленфильм» была снята художественная лента «Сказание о храбром Хочбаре».

Перед нами классический пример стилизации героической поэмы, написанной талантливым автором на основе национального предания, в данном случае на основе героической народной песни о Хочбаре. Эта поэма, как и многие другие значительные произведения Р. Гамзатова, многосторонне проанализирована

Ч. С. Юсуповой [4. С. 330-348], которая также трактует ее как поэму-стилизацию. Исследова-

78

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

тель дает подробную характеристику фольклорного источника поэмы: «"Удивительная", по замечанию Л. Н. Толстого, народная песня о гидатлинском предводителе Хочбаре, получившая распространение почти у всех дагестанских народов и даже за его пределами (у чеченцев, ингушей и др.), - произведение интересное в жанровом плане. В песне сосуществуют одновременно и основные признаки исторических песен, и баллады. Исследователи расходятся в определении жанра песни и трактовки ее героя. Так, Х. Халилов и А. Вагидов, каждый на материале своих национальных вариантов, безоговорочно относят ее к жанру баллады. Однако исследователь аварского фольклора А. Ахлаков, исходя из первоисточника и привлекая имеющиеся разночтения, выявляет более сложную жанровую конструкцию песни. Возникшая в эпоху позднего феодализма песня о Хочбаре, по мнению ученого, закономерно вобрала в себя черты и уходящей, завершив свою миссию и назначение, исторической песни, и зарождающейся новой поэтической формы - баллады. <...>

Аварская песня о Хочбаре (именно ее берет в основу своего произведения Р. Гамзатов) действительно содержит немало балладных ситуаций - обращение матери к сыну, ее предостережения, драматизм стремительно развивающегося сюжета, эмоциональность повествования и, наконец, трагическая концовка. Но, с другой стороны, она сохранила и самые основные свойства героико-исторических песен, обнаруживающие себя в конкретности описываемых событий (сельский сход на площади в Ги-датле, реальная обстановка казни Хочбара в Хунзахе и т. д.), достоверности фактов политической жизни, связанных с борьбой аварских "вольных" обществ с феодальным Хунзахом, и, самое главное, дух эпической героики» [4.

С. 330-332].

Ориентация на канон героической поэмы прослеживается в поэме Р. Гамзатова, прежде всего, в образе главного героя. «Хочбар остается героем, верным каноническим приметам (исключительное мужество, самоуверенность, безоглядная храбрость, презрение к опасности и т. д.), изначально запрограммированным» [2. С. 114], - отмечает Казбек Султанов. Укажем в образе Хочбара, в частности, на такой типичный прием создания портрета эпического героя, как гиперболизация. Вот как описывает Р. Гамзатов легендарного абрека во время его предсмертного танца:

Народ любуется танцором,

Его натурой огневой.

Поднимет руки, словно горы

Он держит все над головой [5].

Хочбар, у которого нет личных, отдельных от народа интересов, живет жизнью общей, родовой, идеально ее представляя. Принять приглашение от коварного Нуцала или отказаться - этот вопрос для Хочбара не личный, поэтому он решается всем джамаатом. Однако и герой, и джамаат хорошо понимают, что в

данной ситуации для Хочбара нет альтернативы принятию приглашения владетеля Хунзаха, поступок гидатлинского предводителя предрешен его героической судьбой:

На годекан собрались люди,

Седые старцы, молодежь.

- Что без тебя мы делать будем?

- Зачем ты сам на смерть идешь?

- Вы, старцы, мудры, белоусы,

И вас я слушался всегда.

Но примут там меня за труса,

Куда деваться от стыда?

Я уважаю слово ваше.

Но горы, что вокруг стоят,

Они белее вас и старше.

Они мне трусить не велят [5] .

«Седые старцы» только внешне уговаривают героя отказаться от поездки, в действительности же благословляют его на героическую смерть.

Смерть своего сына предчувствует также мать Хочбара, но и она знает, что ему нельзя отказаться от поездки в Хунзах. Словом, все персонажи поэмы Р. Гамзатова, как и в народной песне, ни на мгновение не допускают, что Хочбар может отступить от своей героической миссии. Речь может идти только о достойном исполнении им своего долга.

Неадекватной в этой связи представляется нам трактовка поведения гамзатовского героя

Ч. Юсуповой: «Выдвинув в концепции образа Хочбара едва ли не на первый план нравственно-философскую проблематику, поэт обращается к популярной в литературе последних лет коллизии нравственного выбора. Дилемма эта имела место и в народной песне о Хочбаре -Хочбар, сделав "выбор", поехал в Хунзах, вопреки предостережениям джамаата и советам матери. <...> Но в фольклоре она не выявляла в полной мере таящиеся в ней аспекты диалектической соотнесенности свободы и необходимости, мотивации и поступка, личности и обстоятельства. В песне о Хочбаре мотив "хан подумает, что я испугался" открывает лишь одно движение души героя, в "Сказании" же нравственный выбор выступает как категория, как "солнечное сплетение всех нервных волокон и характера, и сюжета" (А. Бочаров)» [4. С. 336337].

Между тем - мы хотим это подчеркнуть - в ситуацию нравственного выбора ни в народной песне, ни в поэме Р. Гамзатова Хочбар не попадает ни разу, так как героическая личность в принципе не может в ней оказаться. Если следовать логике здравого смысла, то оказаться в ситуации нравственного выбора означает: у попавшего в эту ситуацию есть, как минимум, два в корне отличающиеся, но нравственно приемлемые для него выхода. Ни Хочбар фольклорный, ни Хочбар гамзатовский не могут попасть в такую ситуацию - в противном случае мы будем иметь персонажа иного, негероического модуса.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

79

Современная теория литературы постулирует: «Бытийная компетенция героического актанта (исполнителя действий) здесь сводится к реализации некоторой необходимости, известного предназначения, когда персонажи не выбирают, а по своей природе суть то, что они хотят и свершают, что характерно, например, для литературных жанров эпопеи (в эпосе) или оды (в лирике). Имеется в виду полное совпадение инициативы героя с предопределенной судьбой» [3. С. 81].

Чувствуя неубедительность своей интерпретации образа главного героя поэмы посредством концепции нравственного выбора,

Ч. Юсупова уточняет свою позицию: «И что знаменательно, выбор, который каждый раз принимает Хочбар, не тягостное обязательство, не «нравственные вериги», а высшее проявление свободы духа, ибо, как сказал Добролюбов, подлинно нравственным человеком можно назвать лишь того, кто «заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и

доставляли внутреннее наслаждение» [1. С. 69]. В характере и поступках своего героя Гамзатов стремится выявить именно такое гармоническое сочетание высокого социального, общественного долга и личного, индивидуального побуждения, развернуть историю жизни Хочбара как историю осознанного самопожертвования» [4. С. 337-338].

Методологически неверно объясняет

Ч. Юсупова и эпизод искушения Хочбара любовным чувством Саадат: «Испытывая нравственный потенциал своего героя, Гамзатов создает любовную коллизию Саадат - Хочбар. Тема любви отсутствовала в народной песне, но трактовка ее в поэме полностью согласуется с народной культурой чувства» [4. С. 341-342].

Дело в том, что мы имеем в данном случае пример не испытания нравственного потенциала гидатлинского предводителя (этот потенциал заранее известен и автору, и читателю), а очередного подтверждения героической сущности характера Хочбара, готового в любой ситуации, не раздумывая ни на секунду, принести в жертву все личное (в том числе и свое семейное счастье) во имя исполнения долга перед народом.

Литература

1. Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. М.- Л., 1935. Т. 3. 2. Султанов К. Сложность и многообразие связей // Вопросы литературы. 1978. № 11. 3. Теория литературы: В 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1: Теоретическая поэтика. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 4. Юсупова Ч. С. Дагестанская поэма. Становление и развитие

жанра. М. : Наука, 1989. 5. URL: http://gamzatov.ru/skazania.html

References

1. Dobrolyubov N. A. Full coll. Works. M.- L., 1935. Vol. 3. 2. Sultanov K. Complexity and diversity of relations // Problems of literature. 1978. # 11. 3. Literary theory: In 2 vol. / еd. by N. D. Tamarchenko. Vol. 1: Theoretical poetics. M. : Publishing center "Academia", 2004. 4. Yusupova Ch. S. Dagestan poem. The formation and development of the genre. M. : Nauka, 1989. 5. URL: http://gamzatov.ru/skazania.html Literatura

1. Dobroljubov N. A. Poln. sobr. soch. M.- L., 1935. T. 3. 2. Sultanov K. Slozhnost' i mnogoobrazie svjazej // Voprosy literatury. 1978. № 11. 3. Teorija literatury: V 2 t. / рod red. N. D. Tamarchenko. T. 1: Teoreticheskaja pojetika. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. 4. Jusupova Ch. S. Dagestanskaja pojema. Stanovlenie i razvitie zhanra. M. :

Nauka, 1989. 5. URL: http://gamzatov.ru/skazania.html

Статья поступила в редакцию 10.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.