Научная статья на тему 'ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ  ИССЛЕДОВАНИИ СТРАТЕГИЙ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА  ПРИ ОЦЕНКЕ НАПРЯЖЁННОСТИ СЮЖЕТА  В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. КРИСТИ'

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ СТРАТЕГИЙ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПРИ ОЦЕНКЕ НАПРЯЖЁННОСТИ СЮЖЕТА В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. КРИСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
напряжённость сюжета / сюжетная структура / референциальные точки / метод интроспекции / количественный метод анализа / plot tension / plot structure / reference points / introspection method / the quantitative analysis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н.П. Пешкова, Ю.Г. Андрианова

В статье описывается психолингвистический эксперимент, направленный на изучение стратегий восприятия текста при оценке уровня напряжённости сюжета детективного произведения, описаны теоретические основы эксперимента и методики, относящиеся к процедуре его проведения и интерпретации результатов. Его теоретическую основу составили долговременные психолингвистические исследования категории напряжённости, большая часть которых относилась к категориям высказывания для устной речи и предложения – для письменной. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые категория напряжённости исследуется в объёме текста крупной литературной формы и рассматривается в корреляции с индивидуальными реакциями его реципиентов. Так как объектом исследования является художественное произведение, требуется учёт его жанровой специфики, что является одним из критериев определения уровня напряжённости сюжета как психолингвистической и лингвокогнитивной категории. Данный аспект делает текст худо жественного произведения объектом интердисциплинарного изучения в рамках общей лингвистики, психолингвистики и литературоведения, что также обеспечивает инновационный характер исследования. В результате проведения эксперимента были получены квантитативные показатели интенсивности эмоциональной и интеллектуальной реакции испытуемых на воспринимаемый текст, выявляющие мыслительные стратегии, активируемые сознанием при восприятии текста. Результаты эксперимента могут быть использованы авторами текстов в области PR и политической рекламы и лингвистами, занятыми в области текстового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Н.П. Пешкова, Ю.Г. Андрианова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EXPERIMENTAL PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH OF THE STRATEGIES OF TEXT PERCEPTION WHEN ASSESSING THE PLOT TENSION IN DETECTIVE NOVELS BY A. CHRISTIE

The article describes a psycholinguistic experiment aimed to study the strategies of perceiving a text by recipients while assessing the level of such a text characteristic as plot tension. The theoretical basis of the experiment as well as the methods of its’ procedure and results interpretation are presented. A long term period of tense studies is used as the theoretical basis for the research. Most of such previous studies have the levels of a phrase or the level of a sentence as their study objects. So, the novelty of the research in the paper is the fact that tense is studied on a huge size speech unit of a novel text in its’ correlation with individual reactions of text recipients. Having a fiction text as the object of study, researchers should take into account the genre peculiarities of the text under research, as it serves as one of the basic criteria for plot tense determination. This fact makes a fiction text an object of an interdisciplinary investigation, covering the aspects of classical linguistics, psycholinguistics and linguocognitology, which also makes this research innovative. As a result of the experiment quantitative and dynamic values of the intensity of emotional and intellectual reactions of the text recipients have been got. The analysis of these values made it possible to reveal the mental strategies activated in the reader’s consciousness when perceiving a fiction text. The research results may prove to be useful for the specialists in the spheres of PR, political advertisement and text analysis.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ СТРАТЕГИЙ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПРИ ОЦЕНКЕ НАПРЯЖЁННОСТИ СЮЖЕТА В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. КРИСТИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела: Литературоведение

АЛЕКСЕЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" (г. Горно-Алтайск)

Языкознание

КУКУЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики, БУ ВО«Сургутский государственный педагогический университет» (г. Сургут)

УДК81'23:821.11

Peshkova N.P., Doctor of Sciences (Philologyj, Professor, Head of Department of Foreign Languages, Bashkir State University (Ufa, Russia),

E-mail: peshkovanp@rambler.ru

Andrianova Yu.G., senior teacher, Department of Foreign Languages, Ufa State Petroleum Technological University; postgraduate,

Department of Foreign Languages, Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: yuliya-andrianov@mail.ru

ABOUT THE EXPERIMENTAL PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH OF THE STRATEGIES OF TEXT PERCEPTION WHEN ASSESSING THE PLOT TENSION IN DETECTIVE NOVELS BY A. CHRISTIE. The article describes a psycholinguists experiment aimed to study the strategies of perceiving a text by recipients while assessing the level of such a text characteristic as plot tension. The theoretical basis of the experiment as well as the methods of Its' procedure and results Interpretation are presented. A long term period of tense studies is used as the theoretical basis for the research. Most of such previous studies have the levels of a phrase or the level of a sentence as their study objects. So, the novelty of the research In the paper is the fact that tense Is studied on a huge size speech unit of a novel text in Its' correlation with individual reactions of text recipients. Having a fiction text as the object of study, researchers should take Into account the genre peculiarities of the text under research, as It serves as one of the basic criteria for plot tense determination. This feet makes a fiction text an object of an Interdisciplinary Investigation, covering the aspects of classical linguistics, psycholingulstics and linguocognltology, which also makes this research innovative. Asa result of the experiment quantitative and dynamic values of the intensity of emotional and intellectual reactions of the text recipients have been got. The analysis of these values made it possible to reveal the mental strategies activated In the reader's consciousness when perceiving a fiction text. The research results may prove to be useful for the specialists In the spheres of PR, political advertisement and text analysis.

Key words: plot tension, plot structure, reference points, introspection method, the quantitative analysis.

Н.П. Пешкова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков, Башкирский государственный университет, г. Уфа,

E-mail: peshkovanp@rambler.ru

Ю.Г. Андрианова ст. преп., Уфимский государственный нефтяной технический университет, соискатель Башкирского государственного

университета, г. Уфа, E-mail: yuliya-andrianov@mail.ru

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ СТРАТЕГИЙ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ПРИ ОЦЕНКЕ НАПРЯЖЁННОСТИ СЮЖЕТА В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. КРИСТИ

В статье описывается психолингвистический эксперимент направленный на изучение стратегий восприятия текста при оценке уровня напряжённости сюжета детективного произведения, описаны теоретические основы эксперимента и методики, относящиеся к процедуре его проведения и интерпретации результатов. Его теоретическую основу составили долговременные психолингвистические исследования категории напряжённости, большая часть которых относилась к категориям высказывания для устной речи и предложения - для письменной. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые категория напряжённости исследуется в объёме текста крупной литературной формы и рассматривается в корреляции с индивидуальными реакциями его реципиентов. Так как объектом исследования является художественное произведение, требуется учёт его жанровой специфики, что является одним из критериев определения уровня напряжённости сюжета как психолингвистической и лингвокогнитивной категории. Данный аспект делает текст художественного произведения объектом интердисциплинарного изучения в рамках общей лингвистики, психолингвистики и литературоведения, что также обеспечивает инновационный характер исследования. В результате проведения эксперимента были получены квантитативные показатели интенсивности эмоциональной и интеллектуальной реакции испытуемых на воспринимаемый текст, выявляющие мыслительные стратегии, активируемые сознанием при восприятии текста. Результаты эксперимента могут быть использованы авторами текстов в области PR и политической рекламы и лингвистами, занятыми в области текстового анализа.

Ключевые слова: напряжённость сюжета, сюжетная структура, референциальные точки, метод интроспекции, количественный метод анализа.

Стратегии мышления, используемые реципиентом текста, составляют предмет особого интереса учёных-психолингвистов, поскольку они способны дать информацию о функционировании особого типа сознания личности - языкового в процессе восприятия последней письменного текста. Знания в этой области могут оказаться полезными при изучении воздействия функциональных стилей на реципиентов текста. Результаты подобных исследований могут оказаться полезными для авторов художественных, рекламных текстов и использоваться в качестве материалов из области политического и социального PR в плане оптимизации взаимодействия со своей целевой аудиторией.

1. История исследования текстовой напряжённости, обоснование необходимости её психолингвистического исследования, рабочие гипотезы эксперимента

Одной из категорий текста, тесно связанной с её лингвистической структурой и жанровой принадлежностью, является категория напряжённости. Она была предметом исследований, начиная с 50-х - 60-х годов прошлого века, где рассматривалась как категория лингвистическая и изучалась на уровне предложения [1 - 6], а также отчасти на уровне текста и дискурса [7; 8]. Уже в самых первых исследованиях в качестве причины возникновения напряжённости как ка-

чества, характеризующего языковые единицы различных уровней, указывалось специфическое состояние сознания воспринимающего информацию субъекта, вызванного наличием в сообщении информационных лакун [3, с. 16]. Согласно положению B.C. Куликова, данные лакуны возникают в процессе раскрытия сути сообщаемого в результате появления противоречия между новой информацией и пресуппозиционным знанием реципиента текста. По мере продвижения от начала сообщения к его завершению они заполняются, и напряжённость устраняется [7]. Таким образом, категория напряжённости стала объектом не только чисто лингвистического, но психолингвистического исследования.

Экстраполируя результаты своих исследований напряжённости с уровня предложения-высказывания на уровень текста, В. Г. Адмони предполагал, что она присуща тексту как обязательная его составляющая [3; 9] При этом в его работах была обозначена связь между жанровой принадлежностью текста и уровнем напряжённости в нём. Опираясь на собственное положение о динамике изменения уровня напряжённости от начала сообщения к его завершению, автор делал вывод о том, что уровень напряжённости в тексте тем выше, чем большее расстояние отделяет начальный момент сообщения от конечного. В этом отношении детективные произведения, характеризующиеся тематикой разрешения загадки, априори могут считаться максимально напряжёнными. Кроме того, в исследовании автора было отмечено, что детективные произведения отмечены значительным количеством аллюзий, ретардаций и отступлений, замедляющих движение к концу произведения, что также определяет высокий уровень напряжённости [10, с. 130].

Таким образом, можно определить текстовую напряжённость как предмет интердисциплинарного исследования, включающего в себя аспекты лингвистики, психолингвистики и литературоведения. Именно подобное понимание напряжённости как характеристики текста, рассматриваемой в рамках вышеуказанных дисциплин, диктует отбор наиболее адекватной дефиниции понятия текстовой напряжённости. Такой дефиницией, учитывающей все лингвистические и литературоведческие её аспекты, представляется определение, данное A.B. Лещенко: «Нарративная напряженность представляет собой сложный многоуровневый конструкт, характеризуемый совокупностью универсальной, жанровой и внутритекстовой напряженности и реализуемый как на уровне его когнитивной модели (имеющей универсальные и жанрообразующие признаки), так и на уровне семиотического пространства текста, содержащего эксплицированные показатели нарративной напряженности - интеллективные и эмотивные триггеры» [11]. Под триггерами автор дефиниции понимает стилистические средства и приёмы, ведущие к повышению текстовой напряжённости.

В психолингвистическом исследовании существуют отдельно воспринимаемые, но взаимосвязанные понятия напряжённости и напряжения. К. Боост [1], B.C. Куликов [7] и Н.Л. Мышкина [8] рассматривают их как находящиеся в проекционных отношениях. Иными словами, напряжение как эмоционально-ин-теллектуальное состояние реципиента текста является возникающей в сознании проекцией текстовой напряжённости, создаваемой с помощью различных языковых, стилистических и текстоорганизующих средств.

Следует отметить, что большинство исследований, направленных на изучение категории напряжённости, строили свои утверждения на основании предположений о том, в каких текстовых эпизодах возможно возникновение напряжённости, какими средствами она должна быть создана, не проводя верификации своих идей. Исключение составляет работа М.Н. Ельцовой [4]. Однако объектом исследования в её диссертации являлась напряжённость в рамках высказывания, но не текста как сложной единицы речи. Следовательно, исследование восприятия текста детективного художественного произведения как имеющего максимальный уровень напряжённости могло бы эксплицировать те стратегии мышления, которые активизируются у реципиентов в процессе восприятия текста данной жанровой принадлежности при оценке ими уровня текстовой напряжённости. Подобная экспликация возможна при анализе реакций достаточно репрезентативной целевой аудитории на предъявляемый текст, что привело нас к выбору одного из известных методов психолингвистического эксперимента, базовые принципы которого были описаны в работах А.И. Новикова [12] и Н И. Жинкина [13]. Эти принципы (а именно положение о том, что в процессе чтения происходит двойное взаимопроецирование содержания текста и информации, составляющей основу сознания его реципиента) коррелируют с позицией B.C. Куликова о проекционных отношениях между напряжённостью текста и напряжением читателя [7].

Разделяя позицию В.П Адмони о том, что чем больше в тексте интерме-диарных компонентов, затрудняющих движение мысли воспринимающего текст субъекта от начала к концу, тем выше уровень его эмоционально-интеллек-туального напряжения и тем, соответственно, выше напряжённость текста [3], B.C. Куликов предложил называть такого рода компоненты текста дистантами и учитывать их при оценке общей напряжённости [7]. Однако в его исследовании не предполагалось оценивать уровень напряжённости в каждом из дистантов. Полагая, что сознание реципиента текста может воспринимать напряжённость в отдельных фрагментах текста самостоятельно, мы ввели понятие референци-альной точки как текстового элемента, воспринимаемого сознанием читателя в качестве значимого для развития сюжета произведения. Рабочее определение референциальной точки следующее: «Референциальная точка - это такой момент или такая ситуация в художественном произведении, которая меняет со-

держательный компонент сюжета, направление и характер движения сюжетного времени» [14, с. 106].

Таким образом, становится очевидной необходимость привлечения анализа сюжетной структуры художественного произведения для оценки уровня его напряжённости. Практически все существующие сейчас классификации сюжетных элементов детективного произведения отталкиваются от классической структурной модели текста, содержащей такие элементы, как завязка сюжета, его кульминация и развязка. Однако специалисты, посвятившие свои исследования именно проблематике изучения структуры произведений детективного жанра, отметили гораздо большее количество конституентов сюжета текста детектива. Следует отметить, что каждая из этих классификаций отражает специфическое преломление содержания произведения в сознании исследователей. Так, Янина Маркулан предлагает классификацию, состоящую из 8 элементов [15, с. 6 - 50], а структура сюжета детективного произведения, предлагаемая в диссертации Р.Р. Теплых, состоит из 6 элементов [16, с. 28 - 29]. Можно предположить, что при анализе содержания текста индивидуальным сознанием его реципиента количество значимых текстовых элементов может быть гораздо большим.

На основании всего вышесказанного была построена следующая рабочая гипотеза эксперимента:

1) в основе определения референциальных точек в рамках сюжетной структуры художественного произведения лежит принцип оценки уровня напряжённости сюжета в каждом из элементов текста, коррелирующий с уровнем интенсивности эмоциональной реакции реципиента текста на его содержание;

2) количество выделяемых сознанием реципиента текста референциальных точек может значительно отличаться от значимых текстовых элементов, выделяемых в литературоведении и варьироваться от реципиента к реципиенту;

3) анализ количества выделенных реципиентами текста референциальных точек и уровня присваиваемых им значений напряжённости может дать представление о характере индивидуальных ментальных стратегий, активизируемых в их сознании.

2. Субъективный и объективный факторы в определении референциальных точек в детективных произведениях

Учитывая необходимость соблюдения баланса между субъективным и объективным аспектами понимания текста при определении значимых элементов текстовой структуры, о чём неоднократно упоминал А.Б. Есин [17], мы обратились к психолингвистическому эксперименту как форме возможной объективации чувств реципиентов текста. Следует отметить, что подход А.Б. Есина коррелирует с позицией Н.И. Жинкина и А.И. Новикова об активной роли реципиента художественного текста [13; 12], а также с мнением М.М. Бахтина о диалогич-ности как неотъемлемой черте текста художественного произведения, причём в основе диалога должно лежать опосредованное текстом взаимодействие автора и читателя, возникающее в результате определённого реагирования последнего на содержание текста [18]. В качестве способа, примиряющего субъективный и объективный элемент в литературном исследовании, А.Б. Есин предлагает использовать метод самоанализа эмоционального состояния читателя [17]. О преимуществах использования данного метода в исследованиях восприятия и понимания текстов различных типов пишет также Н.П. Пешкова [19; 20].

Одновременно используемый метод исследования должен минимизировать уровень субъективности при оценке интенсивности эмоциональной реакции реципиента текста. Наиболее доступным средством для обеспечения строгой оценки является применение количественного метода оценки с фиксированной шкалой. Достаточно высокое мнение учёных о степени валидности данных, получаемых в результате применения этого метода, также свидетельствуют в его пользу [21; 22].

В ходе эксперимента предполагалось получить определённый набор числовых показателей, характеризующих изменение интесивности эмоциональной реакции читателей, вызванных изменением напряжённости сюжета. Мы предположили, что точки, отражающие максимальный уровень эмоциональной реакции реципиентов текста, соответствуют не только высокому уровеню напряжённости на участке или на фрагменте текста, но и являются референциальными точками, изменяющими характер восприятия его содержания.

3. Цели и задачи психолингвистического эксперимента

На основании всего вышесказанного можно сформулировать цель и задачи данного экспериментального исследования.

Цель исследования - определение эмоциональных реакций и интеллектуальных стратегий, активизирующихся в сознании реципиентов детективного текста.

Задачи исследования: 1) проанализировать квалитативно-динамические показатели интенсивности эмоционально-интеллектуальных реакций реципиентов детективного текста;

2) выявить корреляции между ментальными стратегиями, активизирующимися в сознании реципиентов текста, и динамикой изменения уровня их эмоциональных реакций.

4. Процедура проведения эксперимента

Проведённое исследование состояло из следующих этапов:

1) предварительной работы, включающей в себя определение структуры эксперимента, отбор текстового материала для исследования, формирование целевой аудитории и составление инструкции для испытуемых;

2) подготовки и проведения психолингвистического эксперимента со студентами;

3) анализа и интерпретации результатов первой части эксперимента.

6. Методика анализа напряжённости сюжета в детективном произведении и подготовительные этапы работы над экспериментом

Для осуществления идеи об объективации эмоциональных реакций на содержание текста с использованием метода числовых измерений мы организовали первую стадию психолингвистического эксперимента в форме опроса. Второй его этап должен был составить анализ созданных испытуемыми контртекстов, эксплицирующих их реакции на содержание прочитываемого. В данной работе максимальное внимание уделяется анализу результатов именно первой части.

Выбирая опрос как форму проведения данного этапа эксперимента, мы исходили из предположения, что принимающие в нём участие студенты способны к рефлексии по поводу своего эмоционального состояния, вызванного содержанием прочитанного текста, а также способны проинтерпретировать его таким образом, чтобы обеспечить его презентацию в виде числовых показателей уровня напряжённости сюжета.

В качестве показателей уровня напряжённости были выдвинуты следующие характеристики:

1) значение текстового элемента для изменения общего хода повествования в текте;

2) уровень эмоционального воздействия на читателя.

Методы измерения и анализа материалов эксперимента. Следует отметить, что выбор методики анализа и расчёта при интерпретации результатов эксперимента был достаточно детально описан в одной из предыдущих наших статей по данной тематике [23]. На основании приведённого в ней анализа мы пришли к выводу о том, что в работе с результатами эксперимента необходимо пользоваться следующими методами:

1) процентно-пропорциональным, позволяющим определить процентное соотношение конкретных реакций реципиентов к общему массиву предоставленных реакций;

2) методом сравнения с целью выявления коррелирующих реакций для определения средних числовых показателей и общих стратегических линий восприятия и понимания текста произведения.

Отбор аудитории для эксперимента. Успешность проведения любого количественного исследования базируется на построении валидной репрезентативной выборки. Следовательно, объём репрезентативной выборки должен с достаточной степенью надёжности отражать общий объём генеральной совокупности [21]. Целевой аудиторией нашего эксперимента являются студенты 1-го и 2-го курса Уфимского государственного нефтяного технического университета. Используя параметрический подход к определению генеральной совокупности участников эксперимента, в котором в качестве базового критерия был задан параметр владения иностранным языком на уровне Upper Intermediate или Advanced, мы определили целевую аудиторию из 134 студентов, обучающихся в группах с углублённым изучением иностранного языка. Задав имеющемуся на сайте социологических расчётов калькулятору параметры точности в 95% и погрешности в 5%, мы получили объём репрезентативной выборки в 100 человек [24].

После формирования аудитории испытуемых нашей задачей стала подготовка инструкции для участников эксперимента. Предлагаемая студентам инструкция включала два вида заданий: одно - направленное на количественную оценку эмоциональной реакции на презентуемый текст, второе - на изучение качественной оценки эмоций, вызванных прочитываемым текстом. Последнее должно было быть представлено текстами, обосновывающими выбор студентами конкретных текстовых элементов в качестве референциальных точек.

Задания на эксперимент для студентов звучали так:

1. Прочтите данное произведение, выделите в нём значимые участки текста с точки зрения изменения сюжета и эмоционального воздействия на Вас. Определите уровень напряжённости сюжета на каждом из выделенных Вами участков текста по шкале от 0% до100% (где 0% соответствует полному отсутствию текста). Под напряженностью в нашем случае мы понимаем состояние заинтересованности тем, что Вы читаете, появление желания высказать своё мнение по поводу прочитываемого, возникновение интенсивных эмоций по поводу описываемых в тексте событий.

2. Аргументируйте избранный Вами уровень напряжённости сюжета для каждого из участков текста, представив краткое изложение Ваших мыслей по поводу их содержания в виде мини-текста.

В качестве материала для исследования студентам был предложен оригинальный текст романа А. Кристи: "The Pale Horse" [25], поскольку он не был экранизирован, следовательно, мог обеспечить нам большую чистоту эксперимента, так как в данном случае студенты не опирались бы на предварительно полученные знания и впечатления.

6. Ход эксперимента

Перед началом непосредственной части эксперимента была определена его стратегия. В целях минимизации влияния экспериментаторов на результаты эксперимента, его решено было проводить в дистанционном режиме, при котором студенты могли предоставлять свои ответы по электронной почте.

В начале эксперимента студенты были проинформированы о его целях и задачах, получили устные инструкции о том, как следует изучать предлагаемый текст, и листочки-памятки с указанием вопросов, на которые предстоит ответить. Студентам был дан месячный срок на изучение романа. 7. Интерпретация результатов опроса по анализу структуры текста детективных произведений А. Кристи и оценке уровня напряжённости сюжета на разных его участках

В процессе анализа ответов испытуемых выяснился троякий подход студентов к анализу данного произведения: поверхностный, углублённый и детальный. При поверхностном анализе студенты выделяли введение, моменты совершения преступлений, следствие по делу и момент раскрытия преступления. При углублённом подходе студенты структурировали криминальную составляющую сюжета, оценивая значимость каждого из криминальных эпизодов и характеризуя влияние следственных действий на смысловую структуру сюжета произведения. При детальном подходе в поле зрения студентов попадали события, относящиеся как к криминальной, так и к некриминапьной ветвям развития сюжета. Следует отметить, что все респонденты произвели количественную оценку интенсивности своих эмоциональных реакций на воспринимаемый текст, снабдив их графиками изменения интенсивности реакций. Вместе с тем только студенты, проделавшие углублённый и детальный анализ произведения, представили собственные тексты, аргументирующие выбор значимых для развития сюжета референциальных точек. В общем массиве ответов реакции, отражающие различный подход к анализу текста, распределились следующим образом:

Таблица 1

Объём реакций, отражающих поверхностный, углублённый и детальный уровни анализа текста романа

Тип анализа Количество реакций % соотношение к общему массиву реакций

поверхностный 30 30%

углублённый 50 50%

детальный 20 20%

При поверхностном анализе текста количество выделенных респондентами референциальных точек колебалось от 4 до 9. Наибольшее представительство получила структура из 5 точек (14 ответов, что составляет 47%), наименьшее - 4-компонентная структура (3 ответа, что составляет 10%). В рамках углублённого анализа были выделены структуры, состоящие из 5, 6, 8 и 9 референциальных точек. В группе доминировала 9-компонентная структура, представленная 35 ответами, что составило 70% от общего количества ответов. Далее следуют 5- и 8-компонентные структуры (16% и 12% ответов соответственно); 6-компонентная структура представлена единичным ответом, что составило 2% от общего числа реакций. В рамках детального анализа определены структуры из 8, 9,12,13,17,18, 21, 22 и 35 референциальных точек. Здесь самой многочисленной оказалась группа из ответов, в которых было выделено 9 значимых компонентов (35% от общего количества ответов), 21-компонентная и 22-компо-нентная структуры находятся на втором месте по репрезентативности (по 15% от общего объёма в каждом случае); 17-компонентная составила 10% от всех ответов; 8-, 12-, 13-, 18- и 35-компонентные структуры представлены единичными ответами, что составляет по 5% от общего объёма в каждом случае.

Рассматривая поверхностный анализ текста, в котором были выделены всего 4 референциальные точки, мы увидели, что респонденты отметили для себя как значимые только такие моменты произведения, как введение, момент совершения преступления и эпилог, т.е. в своих оценках они опирались на пресуппо-зиционные знания, полученные из школьного курса по анализу художественных текстов, так как данная структура очень близка классической, трёхкомпонентной. Кроме того, здесь проявилась селективность в отборе воспринимаемого мате-

Рис. 1, Изменение интенсивности эмоциональных реакций респондентов (поверхностный анализ текста с 4-значимыми компонентами)

Рис. 2. Изменение интенсивности эмоциональных реакций респондентов (углублённый анализ текста с 9-значимыми компонентами)

риала в пользу криминальной линии произведения. На основании корреляции между ответами в данной подгруппе по количеству выделенных элементов мы смогли построить следующий график динамики изменения интенсивности реакций на воспринимаемый текст, используя средние значения уровня эмоциональной реакции в каждой из выделенных референциальных точек:

Более сложные по структуре реакции на данном уровне изучения текста отразили такие тенденции, как селективность в пользу криминальной составляющей сюжета, эмпатия по отношению к жертвам и привлечение пресуппозицион-ных правовых знаний при классификации и оценке криминальных событий.

Близкие по характеру тенденции просматриваются на уровне углублённого анализа текста. Однако здесь наряду с селективностью в пользу криминальной составляющей прослеживается внимание и к некриминальным элементам сюжета. Кроме этого, в структурах, состоящих из 8 и 9 референциальных точек, отмечается привлечение пресуппоззиционных правовых знаний в аспекте более детального выделения криминальных событий разной степени тяжести. В качестве примера можно привести следующее усреднённое графическое построение динамики изменения интенсивности реакций, созданное по результатам ответов респондентов, выделивших 9 референциальных точек:

При детальном анализе текста романа имеет место значительное разнообразие выделяемых респондентами значимых компонентов текста. Была отмечена корреляция между количеством выделяемых значимых компонентов текста и уровнем сложности и разнообразие применяемых реципиентами текста стратегий. В частности, наряду с аксиологической оценкой и использованием пресуппозиции присутствует аспект построения ассоциативной связи между событиями, а также применение дискретного подхода к анализу текста. Примером последней стратегии может служить график респондента А.Ш (следует отметить, что при

детальном уровне анализа текста проявилась тенденция к унификации реакций испытуемых):

Итак, мы видим, что при восприятии содержания текста произведения респонденты использовали такие стратегии, как пресуппозиционная; аксиологическая и эмоциональная оценки событий; селективность и компрессия, проявляемые на стадиях поверхностного и углублённого типов анализа текста. Также наряду с ними отмечены тенденции к дискретности, повышенной рациональности и ассоциативности в восприятии текстовых элементов при углублённом и детальном анализе.

В результате проделанного нами исследования мы получили следующие результаты:

1. Количество выделяемых респондентами референциальных точек в сюжетной структуре произведения показывает, что в их сознании активизируются стратегии компрессии / дискретности в восприятии материала, а также селективности в пользу одной из сюжетных линий.

2. Количественные показатели уровня напряжённости в большей мере коррелируют с уровнем эмоциональной, чем интеллектуальной оценки событий (максимальные значения имеют место в моменты, связанные с убийствами, а не их раскрытием).

3. При рассмотрении структуры сюжета произведения языковым сознанием личности его состав может значительно отличаться от классического, так как привлекаемые для восприятия текста эмоционально-интеллектуальные стратегии уникальны для каждого реципиента. Представленные нашими респондентами ответы показали, что в ней может находиться до 35 значимых компонентов.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что все положения, высказанные в наших рабочих гипотезах, экспериментально подтверждены.

120 100 80 60 40 20 О

ф s о.

X % Ф

х Ш m

а) г s

Ч £ 5

Ф Г- о

m О „

m £ §

11

£ l

и го

X т со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш о ¡Г

£ Q.

и О ю

:

ГО о

X 1- О С ф

о ей

Li. н 1>

ф о

> Ji. 11)

и

11) и

>

о

JS

о

го ф

J- X

Ф S

От ф

го го

- et

Q.

Ф С

О CL О I-

х: О Ч и го

=1

Ф

и ф

LD

G Ф

m g-о; ö го CD CL О н

X

ф

Э"

ф

и о с

о

X _ф

го

О-

>-

с; с;

о.

о

ю

го и о.

- ? %

I « 5

а- е- i

Q.

Ф

X с: х

X

к et

I

о н

CL Ф

Q.

О

CL

О

ГО Ф

х ю

к *

с; Q-

со го

£2

и >-

I- О-

Ф Ф

>■ I-

5 У

Ф |

и £

и

I с

ей

S го

X -

ф ф

Q.

с:

I

X

£

Q.

Ь

JS

U CD О

ч

ф

ф LD

О CL О

ф

Э"

ф

CD U О С

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

>-

О С

1g £. I. m

LD

ф

I S

X X

^ ф

ЭХ -(Т) S и ^

и ф

LD

Рис. 3. Изменение интенсивности эмоциональных реакций респондентов (детальный анализ текста с 35-значимыми компонентами)

Библиографический список

1. Boost К. Neue Untersuchgungen zum Wesen und Struktur des deutschen Satez Der Satz als Spanungsfeld. Berlin: Akademie-Verlag, 1964.

2. Drach E. Grundgedanken des deutschen Satez. Wissenschaftliche Buchgesellshañ. Darmstadt, 1963.

3. Адмони В. Г Синтагматическое напряжение в стихе и прозе. Инвариантные синтаксические значения и структура предложения Москва: Наука, 1969:16 - 26.

4. Ельцова H.H. Категория напряжения и напряжённости простого повествовательного предложения Автореферат диссертации .... кандидата филологических наук. Пермь, 2006.

5. Ельцова М.Н., Словикова Е Л. Синергегические категории дискурса (на материале рекламного дискурса). Вестник Пермского университета. 2012; Выпуск 2 (18): 67 - 73.

6. Ельцова М.Н.. Югов М.С. Категория напряжения и напряжённости английского простого предложения. Вестник пермского научно-исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2012; № 6 (45): 88 - 95.

7. Куликов C.B. Минимальная единица смысловой структуры текста (психолингвистическое исследование) Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 1985.

8. Мышкина Н.Л Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики Пермь: Издательство Пермского университета, 1998.

9. Шпар Е.В. Базовые категории текста: когнитивный аспект представления связности. Уфа: Рио БашГУ, 2006.

10. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания Санкт-Петербург: Наука, 1994.

11 Лещенко A.B. Анализ интеллективных триггеров напряжённости (на материале рассказов А. Кристи). Available at: http://www.allbest.ru/

12. Новиков А.И. Текст и «контргекст»: две стороны процесса понимания. Вопросы психолингвистики. 2003; № 1: 64 -76.

13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации Москва: Наука, 1982.

14. Андрианова Ю.Г Использование метода анализа контртекстов для изучения восприятия сюжетного времени в детективных произведениях А. Кристи. Вестник Башкирского университета, 2020; Т. 25, № 1:105 -113.

15. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры Ленинград: Искусство, 1975.

16. Теплых RR Концеппюсфера английских и русских детективов и их языковое представление. Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2007.

17. ЕсинА.Б Принципы и приемы анализа литературного произведения Москва: Наука. 1998

18. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою. Эстетика словесного творчества Москва: Искусство, 1979: 7 - 22.

19. Пешкова Н.П. Психолингвистика текста: курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ 2015.

20. ПешковаН.П. Типология текста: психолингвистический аспект (на материале научных, научно-популярных и технических текстов). Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.

21. Березин И.С. Практические способы построения выборки в измерениях и опросах. Available at: http://www.elltarium.ru/lssledovanle-vyborka-reprezentativnost-dostovernost-doveritelnyj-lnterval-formuly/

22. Волков Ю.Г, Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов A.B. Социология: учебник. Москва: Гардарики,2003.

23. Андрианова Ю.Г Выбор методики психолингвистического анализа смысловой и сюжетной структуры произведения художественной литературы. Межкультурная^ин-тракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода Уфа: РИЦ БашГУ 2018.

24. Калькулятор расчёта репрезентативной выборки. Available at: http://www.blog.anketolog.ru

25. Christie A. The Pale Horse. Санкт-Петербург: Kapo, 2009.

References

1. Boost К. Neue Untersuchgungen zum Wesen und Struktur des deutschen Satez Der Satz als Spanungsfeld Berlin: Akademie-Verlag, 1964.

2. Drach E. Grundgedanken des deutschen Satez Wissenschaftliche Buchgesellshaft. Darmstadt, 1963.

3. Admonl V.G. Sintagmatlcheskoe napryazhenie v stlhe i proze. Invariantnye sintaksicheskie znacheniya i struktura predlozheniya Moskva: Nauka, 1969:16 - 26.

4. El'cova M.N. Kategoriya napryazheniya inapryazhennostiprostogopovestvovatel'nogopredlozheniya. Avtoreferat dlssertacil.... kandidata fllologlcheskih nauk. Perm', 2006.

5. El'cova M.N., Slovlkova E.L. Sinergetlcheskie kategoril diskursa (na materlale reklamnogo dlskursa). Vestnik Permskogo universiteta. 2012; Vypusk2 (18): 67 -73.

6. El'cova M.N., Yugov M.S. Kategoriya napryazheniya I napryazhennosti anglljskogo prostogo predlozheniya. Vestnik permskogo nauchno-issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2012; № 6 (45) : 88 - 95.

7. Kullkov S.V. Minimal'naya edinica smyslovoj struktury teksta (psiholingvisticheskoe issledovanie) Dissertaclya ... kandidata fllologlcheskih nauk. Moskva, 1985.

8. Myshkina N.L. Vnutrennyaya zhizn' teksta: mehanizmy, formy, harakteristiki. Perm': Izdatel'stvo Permskogo universiteta, 1998.

9. Shpar E.V. Bazovye kategor/i teksta: kognitivnyj aspektpredstavleniya svyaznosti Ufa: Rio BashGU, 2006.

10. Admonl V.G. Sistema form rechevogo vyskazyvaniya Sankt-Peterburg: Nauka, 1994.

11. Leschenko A.V. Analiz intellektivnyh triggerov napryazhennosti (na materiale rasskazov A. Kristi). Available at: http://www.allbest.ru/

12. Novlkov A.I. Tekst I «kontrtekst»: dve storony processa ponimanlya. Voprosy psiholingvistiki. 2003; № 1: 64 -76.

13. Zhinkln N.I. Rech' kak provodnik informacii Moskva: Nauka, 1982.

14. Andrlanova Yu.G. Ispol'zovanle metoda analiza kontrtekstov dlya Izucheniya vosprlyatiya syuzhetnogo vremenl v detektivnyh prolzvedeniyah A. Kristi. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2020; T. 25, № 1:105 -113.

15. Markulan Ya. Zarubezhnyj kinodetektiv. Opyt izucheniya odnogo iz zhanrov burzhuaznoj massovoj kullury. Leningrad: Iskusstvo, 1975.

16. Teplyh R.R. Konceptosfera anglijskih irusskih detektivov iih yazykovoepredstavlenie. Dlssertaciya ... kandidata fllologlcheskih nauk. Ufa, 2007.

17. Esin A.B. Principy ipriemy analiza literaturnogoproizvedeniya. Moskva: Nauka, 1998.

18. Bahtin M.M. Avtor i geroj v 'estetlcheskoj deyatel'nostl. Problema otnoshenlya avtora kgeroyu. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979: 7 -22.

19. Peshkova N.P. Psiholingvistika teksta: kurs lekclj. Ufa: RIC BashGU, 2015.

20. Peshkova N.R. Tipologiya teksta: psiholingvisticheskij aspekt (na materiale nauchnyh, nauchno-populyarnyh i tehnicheskih tekstov). Ufa: RIC BashGU, 2015.

21. Berezln I.S. Prakticheskie sposoby postroeniya vyborki v izmereniyah i oprosah Available at: http://www.elltarium.ru/lssledovanle-vyborka-reprezentativnost-dostovernost-doveritelnyj-lnterval-formuly/

22. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.l., Nechlpurenko V.N., Popov A.V. Sociologiya: uchebnlk Moskva: Gardarlki,2003.

23. Andrlanova Yu.G. Vybor metodlki pslhollngvistlcheskogo analiza smyslovoj I syuzhetnoj struktury proizvedeniya hudozhesfc/ennoj llteratury. Mezhkul'turnaya^intrakul'turnaya kommunikaciya: teoriya ipraktika obucheniya i perevoda. Ufa: RIC BashGU, 2018.

24. Kal'kulyator rascheta reprezentativnoj vyborki Available at: http://www.blog.anketolog.ru

25. Christie A. The Pale Horse. Sankt-Peterburg: Karo, 2009.

Статья поступила в редакцию 06.07.20

УДК 821.161.1

Arstanova У.A., teacher (Russian language and literature), Internet-School of Higher School of Economics, National Research University,

Faculty of Pre-University Training (Moscow, Russia), E-mail: violette_91@mail.ru

B.M. EICHENBAUM AND L.YU. GINZBURG ABOUT LERMONTOV'S LYRICS. The article is dedicated to the research works of B.M. Eichenbaum and L.Yu. Ginzburg on the lyrics of M.Yu. Lermontov. In this analysis the researcher uses formalists approach to Identify similarities and distinctions In B.M. Eichenbaum's and L.Yu. Ginzburg's research methods. B.M. Eichenbaum is Interested in the form and composition. In his works, he observes rhythm, types of verses and rhyme. L.Yu Ginzburg is more attracted to the characters within the contents. Both researchers made significant contributions to Lermontov studies. However, their approaches differ significantly. Ginzburg, as a representative of the "young" generation of formalists, focuses research on the meaning, not on the form. A comparative analysis of the works of В. M. Eichenbaum and L.Yu. Ginzburg allows analyzing the attitude to the lyrics of M.Yu. Lermontov within "the formal school". Gradually, the formalists' Interest shifts from the form to the content.

Key words: Eichenbaum, Ginzburg, lyrics, Lermontov, analysis, formal school.

B.A. Аротаноеа, преп. Интернет-школы факультета довузовской подготовки национального исследовательского университета «Высшая

школа экономики», г. Москва, E-mail: vlolette_91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.