Научная статья на тему 'Об экономических идеях Юсуфа Баласагуни'

Об экономических идеях Юсуфа Баласагуни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / СКОТОВОДСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / РЕМЕСЛО / КАЗНА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ ТОВАРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Догалов Амангельды Нажмиденович

В статье изложены основные экономические идеи великого мыслителя и выдающегося государственного деятеля древнетюркского государства в XI веке Юсуфа Баласагуни. В мудрых наставлениях в поэме «Кутадги билик» правителям тюркских государств рассматриваются многие экономические проблемы того периода и указываются конкретные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экономических идеях Юсуфа Баласагуни»

образовательных технологий, что влияет, в свою очередь, на развитие системы мультикультурного образования. В настоящее время ведется работа по оптимизации сопоставительных исследований.

Библиографический список

Х.Богословский В.И., Жукова Т.А. Teachers' dynamics in the process of implementation of multicultural educational system / http:// arsa-conf.com/ actual-conferences-and-papers.

2. Короткое Э.М. Антикризисное управление. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 432 с.

3. Hopf C. (2004). Die experimentelle P /dagogik. Empirische Erziehungswissenschaft in Deutschland am

Anfang des 20. Jahrhunderts. Bad Heilbrunn.

4.Liefner I. (2001). Leistungsorientierte Ressourcensteuerung in Hochschulsystemen. Ein internationaler Vergleich. Abhandlungen zu Bildungsforschung und Bildungsrecht, Berlin.

5. National Research Council (2009). Learning Science in Informal Environments: People, Places, and Pursuits. National Academies Press.

6. NohlH. (2002). Die p ädagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie, Frankfurt am Main.

7. Oelkers J. (2005). Reformp ädagogik. Eine kritische

Dogmengeschichte, Weinheim/Munchen.

8. Wu K. & Havens W.S. (2005). Modelling an academic curriculum plan as a mixed-initiative constraint satisfaction problem, Heidelberg, Germany.

Zhukovа T.A.

ANTI-CRISIS MEASURES IN THE SYSTEM OF MULTICULTURAL EDUCATION

IN GERMANY

The article discusses the issues anti-crisis measures implementation focusing on multicultural educational system development. The view of Germany is shown by the author. The view of Germany is shown. The big role is directed empirical comparative researches as well as educational technologies.

Keywords: anti-crisis measures, empirical research, comparative research, anti-crisis technologies, system of multicultural education.

УДК 330.8

Догалов А.Н.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЯХ ЮСУФА БАЛАСАГУНИ

В статье изложены основные экономические идеи великого мыслителя и выдающегося государственного деятеля древнетюркского государства в XI веке — Юсуфа Баласагуни. В мудрых наставлениях в поэме «Кутадги билик» правителям тюркских государств рассматриваются многие экономические проблемы того периода и указываются конкретные пути их решения.

Ключевые слова: труд, скотоводство, земледелие, ремесло, казна, налогообложение, ценность товара, социальная иерархия.

В истории социально-экономического и культурного развития тюркских племен, проживавших на территории современных среднеазиатских независимых государств и суверенного Казахстана, XI век занимает важное место.

Именно после проникновения и распространения ислама, арабского языка и культуры, значительно обогатилась степень развития материальной и духовной культуры тюркских племен и государств. Тюрки, оправившись от арабской экспансии, в IX и

X веках постепенно продолжили свою захватническую миграцию на Западном направлении и были в тот период одной из самых могущественных государств-держав на всем Евразийском пространстве, с которым считались другие ведущие государства континента.

Достигнутые тюрками успехи в военно-политических и хозяйственно-культурных областях, на наш взгляд, в значительной степени повысили их этническое самосознание, одним из проявлений кото-

© Догалов А.Н., 2013

Экономика образования ♦ № 4, 2013

137

рой явилось всестороннее развитие и распространение тюркского языка в XI веке.

Бурный рост патриотического самосознания тюрков вызвал значительный всплеск желаний у тюркских ученых, поэтов и мыслителей издавать свои литературные и научные произведения на родном тюркском языке. Это в свою очередь способствовало распространению этих произведений среди других народов, их знакомству с тюркским языком, их материальной и духовной культурой.

Именно с развитием данного социально-экономического и этнокультурного процесса в развитии тюркских государств связано, на наш взгляд, появление в XI веке целого ряда шедевров мировой культуры на древнем тюркском языке. Почетное место в этом перечне занимает знаменитая поэма «Кутад-ги билик» - «Kutadgu ВШк» («Благодатное знание» или «Наука быть счастливым», состоящий из 85 глав и 6520 бейтов) великого мыслителя и выдающегося государственного деятеля центрально-азиатского средневековья и талантливого поэта Юсуфа Баласа-гуни (1015 (1016) - XI в.).

В основе поэмы знаменитого наставника тюркских правителей, представителей господствующего класса и всего населения отмечается диалектическая общность разума и бытия у людей:

Творец человека меж тварей отметил, И стал он знаньем и разумом светел. Его отличил и умом он, и словом, Дал облик и сделал в деяньях толковым. Кому даровал бог знанья, и разум, Того он ко благу наставил наказом ...

[1, с.46]

Юсуф Баласагуни не ограничивался характеристикой труда в целом, а давал определения особенностям отдельных видов трудовой деятельности: скотоводов, земледельцев, ремесленников, торговцев (купцов), ученых, врачей и т.д.

Так вот, например, как он прославляет изнурительный и нелегкий труд людей, занятых скотоводством (главной формы хозяйствования в аграрном секторе средневековых государств Центральной Азии):

И скотоводы есть среди людей, Они пасут овец и лошадей. Неся тяжелую на спинах кладь, Они ее не помышляют снять. От их щедрот берет весь прочий мир Кумыс кобылий и овечий сыр. Из тех, кто мясо ест и носит кожи, Никто без их труда прожить не может. Есть польза и тебе от сих людей, Поэтому цени их и жалей. Ты с ними обращайся, как с людьми, Что просят - дай, что надо - с них возьми.

[2, с. 142-143]

В системе отношений собственности, как известно, основополагающее место занимает форма собственности на землю. Так, формы собственности на землю в феодальных тюркских государствах, располагавшихся в степных зонах, наиболее благоприятных для ведения кочевого и полукочевого скотоводства, имели свои особенности. Эти своеобразия в отношениях по поводу собственности на землю, особенно, заключались в следующем. Если в земледельческих и оседлых скотоводческих районах (составляющие только незначительную часть территории современных казахских земель) сложились центральная ханская (государственная) и удельная (бек-ская, байская) формы собственности на земельные участки, то на землях кочевых и полукочевых скотоводов сохранялось государственно-общинная собственность на пастбищные угодья.

В древнетюркской племенной (корпоративной) общине преобладала система дуализма, когда общественное производство с одной стороны характеризовалось общим (общинным, родовым) владением пастбищной территорией (основным условием для скотоводства) и водными источниками, с другой - частной собственностью семьи на скот (основное средство производства) и другое имущество. Однако, удельные правители зачастую присваивали право распоряжаться общинными пастбищными угодьями по своему личному усмотрению, без согласования с другими членами общины.

О существующей системе дуализма в тюркских государствах повествует в своей поэме Юсуф Бала-сагуни, указывая в своем произведении о том, что кочевые и полукочевые скотоводы не имеют в собственности недвижимое имущество, т.е. землю, хотя имеют в частной собственности многочисленные стада различных видов домашних животных.

Описывая трудовую деятельность своих земляков занятых земледелием, мудрый наставник подмечал об этом в своей поэме следующее: Нас кормит землепашцев честный труд, Хоть это бедный и безвестный люд. Они проливают пот, Чтобы мы не знали горя и забот. Чтобы мы страданий голода не знали, Они живут в страданье и печали. Они весь свой век пашут, полют, сеют, Утробы наши холят и лелеют. Будь с землепашцами хорош: Ты их преуспеванием живешь.

[2, с. 140]

Искусный труд ремесленников в раннем средневековье в тюркских государствах Юсуф Баласагу-ни, отмечая достаточно высокую степень специализации в отраслях данной сферы материального производства, оценивал таким образом: Пусть славится ремесленный народ! Богатство он руками создает.

Гончар и ткач, сапожник и седельник Ковач и пирожник, оружейник. Припомни сам - мне всех не перечесть, -Кто там еще в сословье в этом есть. Богатства те, что видим мы вокруг, Все это дело их искусных рук.

[2, с. 148]

Особенно интересным, на наш взгляд, являются те определения, которые дает Юсуф Баласагуни о необходимой и полезной деятельности купцов (торговцев), ученых и мудрецов в развитии человеческого общества.

Высокий уровень развития товарно-денежных отношений издревле в государствах, населенных тюркскими племенами в целом, и международных в частности, связан в первую очередь их транзитным расположением на Великом Шелковом пути. Соответственно купечество составляло влиятельную социально-экономическую прослойку общества в тюрко-язычных государствах. О необходимости и полезности вклада деятельности купцов (торговцев) в хозяйственную деятельность государства Юсуф Баласагуни писал так:

Торговцы земледельцу не сродни:

Торговлей прибавляются они.

«Где что продать» - мечту лелея эту,

Спешат купцы, идут по белу свету.

Там взять, а там отдать - вот их удел.

Они других не знают в жизни дел.

Не будь купцов, нам всем жилось бы хуже -

Брели б мы сами по жаре и стуже.

Не странствуй люд торговый - мы едва ли б

Заморский шелк и жемчуг увидали б.

[2, с. 144-145]

Особым уважением у великого поэта и наставника пользовалась представители науки - ученые. Их вклад в развитие тюркского общества он ставил значительно выше других видов трудовой деятельности, т.е. Мы видим, что Юсуф Баласагуни достижения ученых рассматривал как важнейший фактор развития производительных сил того или иного государства:

Есть на земле сословье ученых, Что поучает нас, непросвещенных. Нам мудрецы указывают путь, Их добрым словом помянуть. То, что тебе в их знаниях сродни, По мере сил пойми и примени. Наш мир украшен разумом ученых, Их знанья - корень праведных законов. Не будь у нас ученых мудрецов, Зачахла бы земля, в конце концов. Их знанья - светоч; если он зажжен, Твой путь средь ночи светом озарен.

[2, с. 132-133]

С точки зрения теории и методологии экономической теории, на наш взгляд, особую ценность пред-

ставляют гениальные высказывания Юсуфа Баласагуни о ценности (стоимости) товара. По его мнению ценность товара непосредственно определяется затратами человеческого труда. Далее он указывает на то, что общественное признание затрат человеческого труда как товара, с его точки зрения, осуществляется в процессе обмена произведенными продуктами труда:

Я делаю дело - ты видишь мой труд, Полезен ли он от других узнают.

[1,с. 203]

То дорого бывает нам всегда, Во что немало вложено труда.

[2, с. 118]

Об этом он также упоминает в следующем своем наставлении:

Купцы пусть врученное им берегут И чтут положивших в товары свой труд.

[1,с. 457]

Мудрый наставник правителей, проповедовавший ислам, рассматривал роль денег через призму ее функции: меры стоимости, средства обращения и средства накопления сокровищ. Он с одобрением относился к такому виду хозяйствования, который преследовал цель - приобретение благ для домохозяйства и государства, то есть «естественную потребность». Такую естественную потребность, как известно, великий греческий философ Аристотель (III в. до н.э.) назвал «экономикой». Деятельности же тор-гово-ростовщического капитала, направленного в основном на обогащение, он, как и Аристотель (хре-матистика), в основном считал противоестественной, особенно ростовщичество.

По мнению Юсуфа Баласагуни, сила государства выражалось не только в численности армии, но и в ее накопленных финансовых ресурсах казны. И далее он предупреждает о том, что государи не должны увлекаться простым накоплением драгоценностей.

По его убеждению, следует экономно расходовать уже накопленные казенные средства и, в первую очередь, в интересах всего народа. Таким образом, автор умных наставлений излагал своеобразный утопический проект создания идеального, социально справедливого тюркского государства, в котором нет антагонистических противоречий, каждый находится на своем месте в соответствии со сложившейся социальной иерархической структурой, выполняет определенные общественные обязанности. Для этого необходимо лишь, с его точки зрения, вести организационно-хозяйственные дела государства на должном уровне. Достигнуть этого возможно, считал он, если правитель обладает разумом, знаниями, рассудком.

Чрезмерное же стремление к накоплению материального богатства представителями власть имущих в обществе, по мнению талантливого поэта и видного государственного деятеля тюркских наро-

Экономика образования ♦ № 4, 2013

139

дов, рассматривалась как жадность и высмеивалась автором умных наставлений для правителей:

Бедняк довольный жизнью, властелин -А жадный шах - себе не господин. Иной богач у скупости во власти Бедней раба, что выше этой страсти. Бедняк, кому до золота нет дела, Богаче всех, кем жадность овладела. Людей, которых жадность победила, От жадности избавит лишь могила. Кто хочет стать поистине богатым, Овладевает знаньем, а не златом.

[2, с. 98-99]

При определении основных принципов разработки и реализации экономической (в том числе и социальной) политики современных независимых и суверенных государств следует обратить внимание на мудрое, имеющее важное значение и в настоящее время, наставление, данное в XI веке в поэме «Благодатное знание» выдающимся мыслителем правителям (руководителям) государств:

С владыкой две вещи навек скреплены: Законность и бдительность - корни страны. [1, с. 45-46]

Далее в своих мудрых наставлениях Юсуф Бала-сагуни призывает людей, наделенных властью (в нашем понимании - современных государственных служащих и других категорий работников, вырабатывающих и реализующих государственную, в том числе и экономическую политику страны - А. До-галов) стремиться к изучению наук, к развитию своего разума, с помощью которого они будут познавать тайны мироздания:

Ум - светоч во тьме и глаза для слепого, Он телу - душа, бессловесному - слово.

[1, с. 51-52]

Юсуф Баласагуни прекрасно разбиравшийся в тайнах государственной политики, в том числе и экономической, так как занимал высокую должность министра ханского двора, а также был главным камергером правителя, в своем знаменитом труде «Кутадги билик», который переводился разными авторами перевода произведения как «Благополучие государства», «Правила благочинения государей», «Наука быть счастливым», «Украшение правителей (эмиров)», «Благодатное знание», настоятельно и последовательно указывает на объективную необходимость регулирования и распределения материального богатства в обществе, т.е. на надобность выработки и реализации реальной и справедливой экономической политики государства. Он считал, чтобы народная масса не нищенствовала, а немногие правители не жирели и вырождались, не-

обходимо соразмерять разделение материального богатства в государстве. Это, по его мнению, приведет к экономическому благополучию и социальной консолидации в обществе:

Поможешь - и бедный на среднего тянет, А средний - богатым, зажиточным станет. Бедняк, ставши средним, упрочит доход, А станет богат - вся страна расцветет. Народ будет счастлив, страна благоденна, В мольбах о тебе все склонятся смиренно.

[2, с. 415]

Для достижения такого благополучного социально-экономического состояния в обществе особую ценность представляют идеи Юсуфа Баласагуни в области системы налогообложения. Здесь следует обратить внимание на то, что, экономическая программа великого мыслителя, рекомендуемая им в XI веке, была основана на идее обогащения всех социальных слоев общества, которая достигалась с введением и использованием справедливого прогрессивного налога. Он считал, что богатое население и есть основа богатого государства, где разумно сочетаются доход и расход бюджета страны, возрастает потребление товаров и накапливается материальное богатство. В такой стране, по его глубокому убеждению, не должно быть беднейших слоев населения, нищих, бездомных, а правители должны постоянно заботиться о бедных согражданах, гармонизируя развитие общества за счет использования дифференцированных налогов.

Значительное место в мудрых наставлениях тюркским правителям и представителям правящей элиты средневековья Юсуфа Баласагуни посвящено проблемам проведения справедливой социальной политики государства. По его мнению, правители должны стремиться к сокращению численности населения с низким уровнем доходов, защищать тех, кто по возрасту или вследствие физических недостатков не способен трудиться, оказывать определенное милосердие нищим и бездомным.

Вышеприведенные экономические воззрения в наставлениях правителям тюркских государств Юсу-фа Баласагуни позволяют, на наш взгляд, считать его одним из выдающихся деятелей XI века, внесших значительный вклад в развитие мировой экономической науки.

Библиографический список

1. Баласагуни Юсуф. Благодатное знание. - М. 1983, - 197с.

2. Баласагуни Юсуф. Наука быть счастливым. -Бишкек, 2005. - 238с.

Кластерная стратегия развития конкурентоспособности хозяйствующих субъектов

Dogalov A.N.

ON ECONOMIC IDEAS YUSUF BALASAGUNI

The article describes the basic economic ideas of the great thinker and an outstanding statesman of ancient Turkic states in the XI century — YusufBalasaguni. In the wise counsel in the poem «Kutadgu Bilik» rulers of the Turkic states addressed many economic problems of the period, and identifies specific solutions.

Keywords: labor, animal husbandry, agriculture, crafts, treasury, taxation, value of the goods, the social hierarchy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 330

Мяндин И.В., Савельев И.А.

КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Кластерная модель развития является наиболее эффективной с точки зрения усиления конкурентоспособности, повышения кооперации и инновационной активности хозяйственных субъектов. Статья посвящена кластерной стратегии развития конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в современных условиях. Ключевые слова: кластер, стратегия, экономические взаимодействия, конкурентоспособность.

Кластерная стратегия и процесс кластеризации экономических структур занимают одно из центральных мест в современной экономической науке. При этом кластеры рассматриваются в качестве особой интеграционной формы организации взаимодействий между хозяйствующими субъектами, обеспечивающей быстрые темпы экономического развития, а сам процесс кластеризации рассматривается как механизм качественного преобразования экономических систем. В Концепции долгосрочного развития России на период до 2020 года определены основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития1. Одним их таких направлений является переход к новой модели пространственного развития российской экономики, предусматривающий размещение производительных сил через создание производственных кластерных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий. В этой связи важным свойством кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее эффективные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается инновационный прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные сегменты. Поэтому многие страны все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ. Следует отметить, что кластеризация российской экономики не является абсолютно новым механизмом регионального развития, а является прообразом созданных в условиях административно-командной экономики территориально-производственных комплексов. Формирование кластеров в национальной экономике, по сути, является «кло-

© Мяндин И.В., Савельев И.А., 2013

ном» территориально-производственного подхода к размещению производительных сил в регионе. Таким образом, в российской экономике накоплен определенный опыт формирования подобных структур, однако в условиях создания и развития национальной инновационной системы процесс кластеризации приобретает особое значение и служит механизмом формирования национальной инновационной системы.

По своей экономической сущности кластеры занимают промежуточное место между автономными организациями, региональными промышленными комплексами и отраслевыми альянсами, сочетая в себе черты всех указанных видов экономических систем. Кроме того, кластер несет на себе и отпечаток проектных систем, поскольку часто является плодом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий проект (Клейнер Г.Б. и др., 2008). Качественной характеристикой кластера является возникновение в его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной формы организации межфирменных взаимосвязей (Мингалева Ж. и др., 2009). Во-первых, это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности; во-вторых, это эффект охвата, возникающий при наличии фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. В-третьих, сетевое взаимодействие участников кластера, конкуренция и взаимодополняемость, межфирменная кооперация, совместное использование ресурсов, совместная работа на рынках сбыта, снижение трансакционных издержек,

Экономика образования ♦ № 4, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.