Научная статья на тему 'Исторические аспекты экономической политики по межрегиональному сотрудничеству в средневековых государственных образованиях на территории Казахстана'

Исторические аспекты экономической политики по межрегиональному сотрудничеству в средневековых государственных образованиях на территории Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / AN ECONOMICAL THEORY / AN INTERREGIONAL COOPERATION / ECONOMICAL POLICY / TRADE-ECONOMIC RELATIONS / COMMODITY-MONEY RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Догалов А.Н., Сейтхожина Д.А., Бижанов А.Р.

В статье дается анализ развития межрегионального сотрудничества тюркских каганатов с сопредельными государствами и проводимая ими экономическая политика. Автором обосновывается полезность знания исторических аспектов в области экономической политики для выработки и реализации современной экономической политики Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF ECONOMIC POLICY ON INTERREGIONAL COOPERATION IN MEDIVAL STATE FORMATIONS ON THE TERRITORY OF KAZAKHSTAN

The article gives an analysis of the development of interregional cooperation of the turkic kaganates with neighboring countries and economical policy pursued by them. The author proves the usefulness of knowledge of historical aspects in the field of economic policy of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты экономической политики по межрегиональному сотрудничеству в средневековых государственных образованиях на территории Казахстана»

УДК 330.818

А.Н. Догалов, Д.А. Сейтхожина, А.Р. Бижанов

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НА

ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Аннотация: В статье дается анализ развития межрегионального сотрудничества тюркских каганатов с сопредельными государствами и проводимая ими экономическая политика. Автором обосновывается полезность знания исторических аспектов в области экономической политики для выработки и реализации современной экономической политики Республики Казахстан.

Ключевые слова: экономическая теория, межрегиональное сотрудничество, экономическая политика, торгово-экономические связи, товарно-денежные отношения.

UDC 378.01

A.N. Dogalov, J.A. Seitkhozhina, A.R. Bizhanov

HISTORICAL ASPECTS OF ECONOMIC POLICY ON INTERREGIONAL COOPERATION IN MEDIVAL STATE FORMATIONS ON THE TERRITORY OF KAZAKHSTAN

Eurasian national university named after L.N. Gumilev

Abstract: The article gives an analysis of the development of interregional cooperation of the turkic kaganates with neighboring countries and economical policy pursued by them. The author proves the usefulness of knowledge of historical aspects in the field of economic policy of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: an economical theory, an interregional cooperation, economical policy, trade-economic relations, commodity-money relations.

Изучение и понимание исторических аспектов международных торгово-экономических связей - объективная необходимость для выработки и реализации научно обоснованной экономической политики во внешнеэкономических связях для любого государства, в том числе и для Республики Казахстан.

Проявление внимания и интереса ученого к историческим истокам, по мнению нашего выдающегося соотечественника, Абу Насыр Мухаммеда Аль-Фараби (870950 гг.), выдающегося философа, ученого-энциклопедиста раннего средневековья,

признак его истинной просвещенности. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и экономической, конечно, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего.

Живой интерес к истории экономической науки проявляли и многие выдающиеся экономисты: теоретики и практики. Историко-экономический анализ мы встречаем в специализированных фундаментальных трудах или в главах основных трудов А. Смита, А.-Р.-Ж. Тюрго, К. Маркса, В.И. Ленина, Дж.Р. Хикса и многих других мыслителей, внесших заметный вклад в развитие экономической науки. Так, по мнению Й.А. Шумпетера, ученого-экономиста от «всех других людей, думающих, говорящих и пишущих на экономические темы» отличает главным образом «владение техникой анализа в трех областях: истории, статистики и «теории», а также в области экономической социологии. И далее он признавался в том, что, если бы ему «пришлось начать заниматься экономической наукой заново» и выбирать «только одну из трех областей анализа», то выбор бы пал «на изучение экономической истории» [1, с. 14-15].

Такой приоритет, по мнению Й.А. Шумпетера, объясняется тремя основными причинами:

- «никто не может понять экономические явления любой эпохи, включая современную, без должного владения историческими фактами, надлежащего исторического чутья и того, что может быть названо историческим опытом»;

- анализ с позиций экономической истории «неизбежно отражает и «институциональные» факты, не являющиеся чисто экономическими» и «позволяет лучше всего понять взаимоотношения экономических и неэкономических фактов...»;

- многие ошибки в экономической теории «вызваны скорее недостатком исторического опыта, чем дефектом какого-либо другого инструмента из арсенала экономиста» [1, с. 15].

Аналогичные идеи о необходимости изучения истории экономических наук можно найти в научных трудах многих других видных представителей мировой экономической науки.

Однако, изыскания в области истории межрегиональных торгово-экономических связей в мировом масштабе, на наш взгляд, еще не в полной мере исследованы. В Казахстане эта область экономических отношений остается, в целом, почти не тронутым пластом для ученых-экономистов. Особенно, это касается исторических источников на языках, которые считались родными для этносов, проживавших в государственных образованиях на его территории.

Первым казахским исследователем исторических вопросов этнокультурного, правового и хозяйственного развития казахского народа и степного края, по праву можно считать Шокана (Мухаммед-Ханафия) Уалиханова (1835-1865 гг.), выдающегося ученого-энциклопедиста, просветителя-демократа, путешественника, этнографа, фольклориста, исследователя истории, экономики и культуры многих народов Центральной Азии, Казахстана и Восточного Туркестана.

В конце XIX - начале XX веков многие видные представители, патриотически настроенной либерально-демократической интеллигенции, Алихан Бокейханов (18661937 гг.), Мустафа Шокай (1889-1941 гг.), Ахмет Байтурсынов (1873-1937 гг.), Мухамеджан Тынышбаев (1879-1938 гг.) и многие другие в своих научных трудах исследовали экономическую историю развития казахского края.

Ряд ведущих ученых-экономистов Казахстана в советский период занимались исследованиями в области истории отечественной экономической мысли и экономической истории страны.

Однако результаты их научных изысканий были заранее предопределены рядом реально сложившихся негативных обстоятельств, связанных с историческими особенностями политического и социально-экономического развития Казахстана в

последние столетия:

во-первых, в период принудительного нахождения в составе Российской империи и Советского государства Казахстан был почти изолирован от процесса всемирного развития, в том числе и политического, экономического, культурного, научного;

во-вторых, прямое и насильственное притеснение в период царской колонизации и сталинского деспотизма создавало значительные препятствия для подготовки высококвалифицированных специалистов-экономистов с доступом на международную арену и их научного роста;

в-третьих, ограниченность доступа исследователей национальных республик и областей к центральным архивным и другим историческим, научным материалам;

в-четвертых, физическое уничтожение преобладающей части казахского народа, в том числе, в первую очередь, почти всю прогрессивную казахскую интеллигенцию в 20-30-ые годы ХХ века, вызвала значительный временной разрыв исторических связей между поколениями казахской исследовательской интеллигенции;

в-пятых, казахстанские историки-экономисты социалистического периода не могли дать полную объективную и научно обоснованную оценку прогрессивным экономическим воззрениям своих предшественников соотечественников, так как они находились под жестким прессом советской идеологии и цензуры.

Все вышеуказанное, в значительной мере предопределило слабую научно-исследовательскую основу истории экономической мысли Казахстана в советский период. Исследователи истории экономической мысли, в основном, были вынуждены фальсифицировать все ранее происшедшее через призму царской и советской идеологии, особенно, хозяйственную деятельность и экономические идеи истинных патриотов казахского народа, в соответствии с социальным заказом московской авторитарной партократической верхушки.

Только с обретением независимости и суверенитета страны в экономической науке Республики Казахстан началось активное обсуждение многих актуальных вопросов, связанных с историей экономических мыслей и историей экономического развития, проблемами возникновения, становления и развития, национальными особенностями и ее местом в мировой экономической мысли.

Возросший ныне интерес к данной проблеме, на наш взгляд, вызван, в первую очередь, стремлением восполнить, как указывалось выше, сложившиеся существенные пробелы в исследованиях в данной области, с одновременным осмыслением сложившихся в предыдущие периоды научных традиций и возможным продолжением их положительных моментов в современных научных изысканиях и в практической экономической деятельности.

В связи с этим особый интерес вызывают вопросы истории экономической мысли и экономической историй межрегиональных торгово-экономических связей государственных образовании на территории Казахстана в раннем средневековье (IX-XII вв.).

Именно, после проникновения и распространения исламского вероисповедания, значительно обогатилась степень развития материальной и духовной культуры тюркских племен и государств. Тюркские этносы, оправившись от арабской экспансии, в IX и X веках постепенно и настойчиво продолжили свою захватническую миграцию в Западном направлении. Вследствие этого они образовали одну из самых могущественных и влиятельных держав на всем Евразийском пространстве, с которым вынуждены были считаться все другие ведущие государства континента.

В этот период усилились межрегиональные торгово-экономические связи и товарно-денежные отношения тюркской империи, за счет их очень благоприятного транзитного географического (территориального) расположения на Великом Шелковом пути, со многими другими могущественными империями Евразийского пространства.

Это благоприятно способствовало международному общественному разделению труда, развитию и распространению многочисленных сфер отраслей материального производства, росту торгово-денежных отношений, а также значительному расцвету науки и культуры.

Достигнутые успехи древнетюркскими государствами и племенами в военно-политической, торгово-экономической и хозяйственно-культурной области, по всеобщему признанию ученых-историков, были весьма значительными.

Тюрко-язычный мир в раннем средневековье, можно об этом сказать с полным основанием, превратился в один из самых крупных центров передовой мировой общественной и научной мысли, а также культуры на всем евразийском континенте. Первые сведения на древнетюркском языке о развитых межрегиональных торгово-экономических связях описывается в «Книге мoего дeда Коркыта»* (Китаби дэ-дэм Коркут, К^ГУ вв.). Данный сбoрник устных сказаний, написан на языке могущественных племен "огузов" и представляет письменный памятник культуры раннего средневекового эпоса тюркоязычных народов - прародительниц современных казахов, узбеков, туркменов, киргизов, татаров, крымских татаров, башкиров, хакассов, якутов, турков, уйгуров, азербайджанцев и многих других тюркских нации.

Так, например, в 3-ем рассказе дедушки Коркыта неоднократно упоминается о торгово-экономических связях и товаро-денежных операциях осуществляемых огузами с другими сопредельными и не сопредельными государствами на огромной территории Евразийского континента. По имеющимися сведениям из Книги, они простирались от Китая на востоке до Греции на на западе [2, с. 374, 379, 380]. Содержание Книги свидетельствует также о том, что представители купечества в тот период уже были влиятельной прослойкой в социально-экономической иерархии огузского феодального общества.

Важное место в развитии экономической мысли в Великой степи занимает XI век. Огромные достижения древнетюркских империй в указанном веке, соответственно, существенным образом, значительно повысили и укрепили их этническое самосознание. Одним из проявлений которой явилось всестороннее развитие и широкое распространение древнетюркского языка, на значительной части всего евразийского пространства в XI веке.

Такой рост этнического самосознания среди представителей тюркских племен вызвал значительный всплеск желаний у многих тюркских ученых, мыслителей и поэтов творить и издавать свои научные и литературные произведения на родном тюркском языке. В этот же период начали создавать научные труды (словари, трактаты и др.), способствовавшие знакомству представителей других народов с тюркским языком и тюркской историей, их материальной и духовной культурой.

Таким прогрессивным развитием тюркского общества, на наш взгляд, в первую очередь, можно объяснить создание в XI веке величайших шедевров мировой науки и культуры на древнетюркском языке: поэмы-наставления «Кутадгу билиг» («Благодатное знание» или «Наука быть счастливым») Жусупа Баласагуна (1015 (1016)- XI в.) и словаря «Диван Луга ат Турк» («Словарь тюркских народов») Махмуда ал Кашгари (1030-1126 гг.).

В поэме великого мыслителя, выдающегося государственного деятеля и мудрого наставника властителей центрально-азиатского средневековья Жусупа Баласагуна «Кутадгу билиг», среди широкого спектра рассмотренных социально-экономических проблем, вопросы международных торгово-экономических связей и товарно-денежных отношений занимают одно из центральных мест [3]. Это связано вовлечением хозяйствующих субъектов тюркской империи в общественное разделение труда на

* Коркыт - казахская транскрипция в отличие от русской - Коркут

евразийском пространстве и значительным уровнем развития ее роли в международных торгово-экономических взаимоотношениях, благодаря благоприятному транзитному расположению на Великом Шелковом пути.

Достижение относительно высокого уровня формирования торгово-экономических связей и товарно-денежных отношений в тюркских государствах на Великом Шелковом пути, по мнению мудрого наставника правителей, способствовало:

- во-первых, более полному удовлетворению растущих разнообразных потребностей значительно обогатившихся тюркских правителей и представителей правящего класса, особенно, в экзотических товарах, производимых в других государствах: «Из края в край они идут свободно, гадая, что купить тебе угодно» [4, с. 145];

- во-вторых, за счет развития и расширения международной и внутренней торговли, росту объемов финансовых поступлений в государственный бюджет каганата за счет роста налоговых отчислений и таможенных поступлений;

- в-третьих, развитие международной торговли также служило важным источником информации для ознакомления с достижениями в области научных исследований и хозяйственно-культурного строительства на евразийском пространстве: «Вся жизнь купцов - скитание, дорога, а потому у них и знаний много» [4, с. 145].

Объективную необходимость развития торгово-экономических связей и, соответственно товарно-денежных отношений в развитии человеческого общества в целом, и тюркского феодального каганата - в частности, опытный государственный деятель, объяснял следующими словами.

Нужны они миру, о том не забудем,

Они доставляют все лучшее людям.

[5, с. 376]

По мнению мудрого наставника, для развития товарно-денежных отношений в тюркской империи важную значимость имеет развитие познания подданных государства в области ведения торговли, особенно, государственными чиновниками. У тех представителей тюркского феодального общества, которые хорошо знают толк в качестве реализуемого или покупаемого товара и величине его цены, считал великий поэт, невозможно сорвать неэквивалентный излишек при осуществлении торговой операции. Так, например, по этому поводу Жусуп Баласагун наставляет кандидата на должность главного финансиста - казначея тюркского государства следующими советами:

И надо торговлю знать разного рода:

Торговли не знающий муж - без дохода!

И в разных товарах знать надобно толк,

И ведать различие цен - его долг.

Кто в ценностях смыслит - не будет обманут,

С него на торгах рвать излишек не станут.

[5, с. 262]

Особое внимание в наставлениях поэт обращает на строгое соблюдение подданными тюркской империи, выработанных в рассматриваемый период правил ведения торговли и соблюдения определенных этических норм при осуществлении товарно-денежных операции. Для этого необходимо своевременное осуществление оплаты за приобретенный товар, проявление уважения к любому торговому партнеру, быть вежливым и честным, и т.д. Именно, за счет соблюдения общепринятых этических норм поведения в этой области деятельности, особенно, государственными чиновниками, по его убеждению, можно достичь значительных экономических успехов

при проведении торгово-денежных сделок: При купле-продаже любезно держись, С великим и малым умей обойтись.

Кто сам не промедлит со скорой отплатой, Уважат всегда его спорой отплатой.

Кто правила честной торговли постиг, Желанный товар ему сыщется вмиг. [5, с. 262-263]

Купечество в XI веке составляло влиятельную социально-экономическую прослойку общества в тюрко-язычных государствах. Купцы и торговцы, осуществляя товарно-денежные операции на рынках, своей целью всегда ставили извлечение определенных доходов и получение соответствующей прибыли. Как опытный и мудрый государственный деятель, Жусуп Баласагун, прекрасно понимал данное главное стремление людей, занимающихся в сфере торговли, участвующих в товарно-денежных отношениях (сделках). Поэтому их постоянную нацеленность к обогащению, как указывалось в предыдущей главе, он считал вполне естественным явлением и охарактеризовал эту страсть к материальным и денежным ценностям следующими словами:

Еще есть торговцы; и ночью и днем В заботе они о доходе своем.

В исканьях дохода весь свет им - дорога, В скитаньях они уповают на бога [5, с. 376]

Торговец продаст покупателю вещи, А тот - оборот затевает похлеще.

Годами он прибыли копит в доход, Торгует товарами - прибыль идет.

Реченьям главы всех торговцев внемли, Он прибыль искал в разных странах земли:

«Доходный слуга - ближе сына родного, Безвыгодный сын - хуже недруга злого.

Стремленье к доходу присуще всему, Ловец без добычи зачахнет в дому. С^ [5, с. 276]

Дешевые вещи лежат без пригляда, А шелк и парчу сохраняют как надо. [5, с. 130]

О необходимости и полезности вклада деятельности купцов (торговцев) Жусуп Баласагун писал так:

Торговцы земледельцу не сродни: Торговлей прибавляются они.

II

es 3

ч t

1 &

fr < о Ni

Ь * 1

SI

1 & Д

«Где что продать» - мечту лелея эту, Спешат купцы, идут по белу свету.

Там взять, а там отдать - вот их удел. Они других не знают в жизни дел.

Не будь купцов, нам всем жилось бы хуже -Брели б мы сами по жаре и стуже.

Не странствуй люд торговый - мы едва ли б Заморский шелк и жемчуг увидали б. [4, c. 144-145]

Важно отметить также то, что в иерархии главных политико-экономических обязанностей правителя тюркского феодального государства, поэт-мыслитель третьим выделяет обеспечение властителем экономической безопасности всех торговых караванов, проходящих по территории тюркской империи, идущих по Великому Шелковому пути. Это наглядно свидетельствует о понимании мудрым наставником властителей высокой жизненной значимости создания соответствующих условий для перемещения и обеспечения безопасности торговых караванов для развития внутренней и международной торговли, и их важной роли в социально-экономическом развитии тюркского феодального государства:

И третье - пути под охраной держи, Набеги, разбой изведи, грабежи. [5, с. 456]

Этому обязывало, по мнению мудрого наставника, соблюдение общепринятых обязанностей ведущими феодальными империями евразийского континента по обеспечению безопасности торговых караванов. Так как тюркское государство само засылало по всему евразийскому пространству многочисленные торговые караваны, он советует властителю: «Храни понадежней пути караванов» [5, с. 454]. К тому же, по всей видимости, тюркские властители занимались не только реализацией отечественной товарной продукцией, но и осуществляли функции торгового посредничества в международной торговле. Об этом элику напоминает Одгурмыш: Твои караваны - везде во вселенной, С шелками, с мехами, с поклажей бесценной. [5, с. 442]

В своих мудрых наставлениях Жусуп Баласагун отмечает важную значимость уважительного отношения к купцам и торговцам, осуществляющим международные и внутренние товарно-денежные операции. По его мнению, именно, они являются распространителями информации о тюркском государстве и ее властителе на евразийском пространстве. Поэтому для распространения доброй молвы о тюркской империи необходимо в общении с торговым людом быть обходительными и корректными:

«О жаждущий добрую славу иметь, Гостей и скитальцев приветливо встреть !

О страждущий быть вознесенным солвой, Обычай быть щедрым с купцами усвой!

Желаешь ты доброй хвалы - разумей: Приветливым будь к караванам гостей!»

Вот так подобает с купцами общаться, И слава и доблесть твои взвеселятся!» [5, с. 377]

Наряду с созданием необходимых условий для ведения успешной торговой деятельности купцов, мудрый наставник правителей, указывает на ответственность торговцев за вверенные им товары, для обмена и реализации. Также, автор «Кутадгу билиг», призывает купцов уважать общественно полезный труд производителей товаров:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Купцы пусть врученное им берегут

И чтут положивших в товары свой труд. [5, с. 457]

Подтверждающие сведения о относительно высоком уровне развития торгово-экономических связей и товарно-денежных отношений имеются в научном творении выдающегося тюркского мыслителя-исследователя, историка и лингвиста Махмуда ал Кашгари. «Диван Луга ат Турк» («Словарь тюркских народов»), состоит из 8 частей и написан на основе арабской графики единым тюркским языком, где сохранились материалы как кыпчакско-огузской, так и карлукско-уйгурской групп [6]. В данном многолетнем исследовательском труде, впервые в истории тюркских народов, изложены многие экономические категории на древнетюркском языке используемые в социально-экономической жизни тюркского общества того периода, в том числе в торгово-экономических связях и товарно-денежных отношениях. В Словаре изложены широкий спектр экономических категорий: труд, казна, работа, наемный работник, богатство, имущество, богатый, казначей, торговец, доход, прибыль, товар, стоимость, деньги, золото, чеканное золото, обмен, торговля, долг, залог, наследство, возмещение, оплата труда, монета, крупная монета, мелкая монета, и т.д. Используемые терминологии подтверждают о достаточно высоком уровне развития торгово-экономических связей и товарно-денежных отношений в тюркских государствах на заре второго тысячелетия.

Состояние межрегиональных торгово-экономических связей и товарно-денежных отношений обусловлено, как известно, развитием производительных сил, что, в свою очередь, во многом определяется общественным разделением труда. В «Диван Луга ат Турк» мы находим значительное количество терминов, свидетельствующие о высокой степени развития производительных сил и форм хозяйствования (разделения труда) у тюркских племен в XI веке. Здесь мы видим, что, наряду с основной формой хозяйствования - скотоводством (кочевым, полукочевым и оседлым), широкое развитие получили различные отрасли земледелия и ремесленного производства, торговля и наука.

О развитии различных отраслей земледелия свидетельствуют приводимые в книге термины - ячмень, просо, пшеница, хлопок, пахота, соха, плуг, пахарь, мельница, прокладывать оросительные каналы, быть орошенным и т.д.

Многочисленные словосочетания, фразеологические обороты («он выделал шкуру», «он выделал кожу», «он украсил головной убор золотыми пластинками», «он разрезал ткань ножницами» и т.д.) и термины (молот, кувалда и т.д.) указывают на всестороннее и повсеместное развитие в этом крае ремесла.

В «Диван Луга ат Турк» представлена и другая обширная социально-экономическая терминология по различным проблемам жизни и быта на тюркском языке. Бытие людей у него ориентировано на трудовую деятельность на земле, в которой вырастают цели и задачи деятельности, идеалы и проблемы практики и преобразования.

Все это свидетельствует о том, что современные экономические категории и

II

а 3

ч t

1 &

& < о

Ь * 1

1 & Д

словосочетания и фразеологические обороты, которые отображают складывающиеся экономические отношения на казахском языке в современную эпоху, были инспирированы древнетюркским языком, которые широко были представлены в данном произведении.

Хотелось также отметить то, что древнетюркские корни в современных используемых экономических категориях мы обнаруживаем не только у тюркских народов, но и у многих народов, исторически живших территориально в соседстве с ними. Например, у многих славянских народов широко используемая экономическая категория - «товар», которую К. Маркс определил как «клетку» капиталистического (товарного) производства, имеет свои исторические корни от древнетюркского экономического термина «тавар».

Вышеизложенный историко-экономический анализ литературных источников на древнетюркском языке в данной статье свидетельствует о высоком уровне развития экономической мысли и категориального аппарата по вопросам торгово -экономических связях и товарно-денежных отношении в XI веке.

Согласно философского закона отрицания отрицания, в современном казахстанском обществе на более высоком витке политического, социально-экономического и культурного развития спустя тысячелетие, сложились благоприятные возможности для социально-экономического прогресса и роста национального самосознания. Это объясняется следующими объективными обстоятельствами:

- во-первых, казахский народ получил реальную возможность, спустя многие столетия, сформировать свое независимое и суверенное государство совместно с представителями других национальностей, ныне проживающих в Казахстане;

- во-вторых, современное развитие научно-технического прогресса в области наземного (железнодорожного, автомобильного), и воздушного транспорта способствует экономическому возрождению Великого Шелкового пути.

Все это дает народу независимой и суверенной Республики Казахстан, территориально расположенному, в центре евразийского континента, уникальную возможность. За счет такого ускоренного интеграционного процесса в торгово-экономических отношениях между Востоком и Западом Евразии, Казахстан может добиться значительных успехов в социально-экономическом и культурном развитии, как это смогли осуществить наши предки - тюркские каганаты.

И в этом определенную полезную лепту, на наш взгляд, внесут наши познания в области экономической политики, проводимой в тюркских феодальных каганатах в относительно процветающем раннем средневековье [IX-XI века].

Список литературы

1. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Т. 1. СПб. Экономическая школа, 2001.

2. Коркут Ата. Энциклопедический сборник на казахском и русском языках. Алматы, 1999 г.

3. Догалов А.Н. Экономические идеи Жусупа Баласагуна. Астана. «Eit Art»,

2015

4. Юсуф Баласагуни. Наука быть счастливым. Пер. Н. Гребнева - Бишкек.: Раритет, 2005

5. Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. /Перевод С.Н. Иванова. М. 1983

6. Махмуд ал Кашгари. Диван Луга тат Турк. Алматы. «Дайк Пресс», 2005

7. Амплеева Т.Ю. Ярославское наместничество: административно-территориальное устройство и управление // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ярославль, 1990. - 251 с.

8. Аргылов Н.А. Медиасообщество Республики Саха (Якутия) и власть: идеи свободы, тенденции отрасли, формы взаимодействия (социологический аспект) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 77-81.

9. Бакшеев А.И. Причины, последствия и борьба с голодом 1921-1924 гг. в Сибири // Федерализм. 2013. № 2. С. 183-190.

10. Головина Т.М. Проблемы независимости и самостоятельности органов самоуправления в российйской империи в период 1785-1870 гг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 193-197.

11. Грязнухин А.Г. Переход от ревкомов к советам в восточной сибири (19201921 гг.): атореф. дисс. ... канд. истор. наук. - Иркутск, 1994. - 30 с.

12. Кочеров С.Н. «Аксиологема» как проблема теории ценностей // Credo new. 2011. № 4. С. 2.

13. Макарова О.В., Мальдина Ю.С. Отражение языковой ситуации в казахскоязычных сми на примере проблемы терминообразовании // Вестник Омского юридического института. 2011. № 2 (15). С. 83-85.

14. Окриашвили Т.Г. Зарождение и развитие воззрений представителей русского либерализма XIX в. на частноправовые отношения // Аграрное и земельное право. 2012. № 12 (96). С. 67-78.

15. Ольшанская Л.В. Вексель в дореволюционной России: история и законодательство // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016.№ 12. С. 23-27.

16. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. - Таганрог, 2007. - 111 с.

17. Пылькин А.А. Экология смысла.- Санкт-Петербург, 2008. - 156 с.

18. Станиславова И.Л. Совершенствование внутреннего мира человека и современность // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 36-40.

19. Сулейманова К.А. Тенденции развития всемирной выставочной индустрии // Механизация строительства. 2014. № 6 (840). С. 57-59.

20. Якушев В.А. Правовое регулирование благотворительности в древнерусском государстве и руси в период удельной раздробленности // Юридическая наука. 2015. № 4. С. 31-35.

Информация об авторах:

Information about authors:

Догалов Амангельды Нажмиденович,

кандидат экономических наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Астана, Казахстан

Dogalov Amangeldy Nazhmidenovich,

Candidate of Economic Sciences, Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan

Сейтхожина Джамиля Алибековна,

кандидат экономических наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Астана, Казахстан

Seythozhina Jamila Alibekovna,

Candidate of Economic Sciences, Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan

Бижанов Адил Рахметович,

кандидат технических наук, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Астана, Казахстан

Bijanov Adil Rakhmetovich,

candidate of technical sciences, Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.